Повествование от Вадима

Часть 19

Глава 26

Oдиннадцатое октября. Встреча с Учителем после слияния.

2. «Добрый день, Учитель. Подскажи, пожалуйста, допустимо ли такое, что группа любителей природы собралась в воскресный день и решила пойти в лес за грибами, понимая, что это подарит им много радости, но они не попадут на псалмопение? Или благоприятней было бы пойти со всеми вместе и попеть псалмы?»

3. «Смотря что для тебя важнее. Это всё определяется важностью, которую человек ставит перед собой, определяет для себя. Кто-то целый день находится в молитве, кто-то целый день на природе. Всё зависит от того, что вы ищете и какие интересы преследуете, что вы хотите добиться, найти что.

4. То есть именно характер интересов определяет характер ваших шагов и направление, в котором вы начнёте двигаться. Человек движется туда, куда ему интересно.

5. Поэтому смотря какого рода выбор стоит и какой интерес вам в этот момент видится наиболее интересным. Вы должны сами это определить».

6. «Но в принципе такое допустимо? Не будет ли это каким-то неправильным действием для верующего? Не кроется ли в этом какая-то ошибка, если следовать такому порыву (пойти в лес, а не на псалмопение)?»

7. «Куда бы человек ни пошёл, он всё равно однажды придёт к Истине. Он будет идти путём познаний.

8. Даже если кто-то скажет: «Я не могу пойти на литургию, не хочу. Я хочу пойти и напиться спиртного» – хорошо это для него? Я скажу: «Да, хорошо». Потому что он всё равно не пойдёт нормально на литургию, и лучше пусть он пойдёт напьётся и постигнет то, чего ему не хватает, чем придёт и будет там бараном смотреть на всех.

9. Так смотря что ты ищешь, какого ты качества внутри, что определяется для тебя главным в твоей жизни. Поэтому так нельзя будет у Меня спросить.

10. Куда бы вы ни пошли, – если вы говорите твёрдо, что вы хотите туда пойти, – нормально это? Я скажу «нормально» для каждого из вас. Поэтому подумай теперь».

11. «Хорошо, спасибо».

12. «Учитель, заступая в часовню на три дня, можно ли взять с собой ноутбук для того, чтобы усовершенствовать свой сайт?»

13. «А для чего вы туда идёте, на часовню? Посторожить? Как сторож, да? Или для чего? И как вы определяете себе вообще этот момент нахождения в часовне (куда вы не всякий раз попадаете, а есть возможность пребывать в течение дня ли, суток)?»

14. «В любом случае в молитвенном состоянии весь день находиться сложно, хочется сделать что-то творческое».

15. «Посмотрите на опыт уединения, который происходит на Горе. Как-то у них не было вопросов, с собой можно ли взять туда что-нибудь такое.

16. Нежелательно. Но если кому-то скучно там находиться, не стоит туда ходить. Это аналогично предыдущему вопросу. То есть нехорошо было бы заставлять туда ходить».

17. «А если загруженность в деревне достаточно большая и хочется, чтобы люди успевали ещё что-то сделать…»

18. «Загруженность… Про какую загруженность ты говоришь?»

19. «Разные работы».

20. «То есть суетой загруженность если большая, да? «Может быть, не стоит уделять Божьему много времени? Слишком много дел у нас» – что-то в этом роде? А потом: «Да стоит ли там быть? Поставим «жучки» всякие. Если что, сигнализация выдаст, что кто-то там зашёл, – прибежим. А то дел так много ведь!» В таком ракурсе мы начинаем рассматривать попущения, которые начнут увеличиваться, увеличиваться?

21. Ведь разрешив одно такое послабление, потом надо как-то логически оправдать, почему нельзя ещё большего послабления дать, которое очень похоже будет на это, но чуть-чуть больше».

22. «В какой-то мере всегда надо найти какую-то грань».

23. «Да. А как её потом поставить? Если даёшь послабление, то грань уже сложно поставить. Либо давать послабление, либо не давать».

24. «А кто это решение должен принять?»

25. «Так правило же есть. Это же никто не делал [не приносил ноутбук – Вад.], и ты спросил, можно ли сделать. А правило уже было».

26. «То есть нельзя?»

27. «В часовню вы идёте изредка, чтоб хоть как-то духу предаться, в котором вы не пребываете дома. У вас возможность отключиться от всего, что у вас дома, от той суеты, которая за забором, которой так много (она так увлекает, заставляет переживать о чём-то мелочном).

28. У вас хорошая возможность просто побыть с самим собой, что-то своё, может быть, переосмыслить в тишине, в молитве. Это важный, очень важный момент духовной жизни человека, который пребывает во многом в суете большой, активной жизни какой-то. Такая возможность уединиться очень полезна.

29. Вам не ставится задача на много дней уединяться, потому что так не стоит отрываться от жизни. Жизнь течёт, не ждёт никого. Ответственность на вас лежит за ближних ваших. Если есть семьи тем более. Вы в семье определённая опора, на которую каждый день рассчитывают, и так сразу уйти, уединиться надолго, оторвавшись от семьи, будет неверно.

30. Но такие возможности иметь очень благоприятно. Поэтому их не надо рассматривать как что-то рациональное (в связи с многочисленными заботами своей жизни). Это не рациональное. Это душевная потребность должна быть.

31. Если нет потребности, то, можно сказать, вы слишком увлечены суетой дней своих. Вы пока слишком увлечены тем, что играет роль большую в вашей жизни. Но слишком увлечены, чрезмерно».

32. «А вырезать крестик тоже недопустимо?»

33. «Крестик допустимо потихонечку поделать».

34. «А что-то другое?»

35. «Что-то другое… Ты хочешь одним вопросом – на тысячи разных обстоятельств? Велосипед там ремонтировать не надо».

36. «Какой-то другой предмет вырезать из дерева, но не крестик, можно?»

37. «Столешницу для дома? Или на заказ, чтобы продать, потому что горит заказ? Это тоже другое. Так вот что?»

38. «Просто когда заступаешь в часовню, то наступает такой момент времени, когда уже помолился и хочется что-то сделать руками, что-то нужное, полезное. Не обязательно это какой-то заказ, просто хочется что-то сделать».

39. «Уметь вот так попребывать с самим собой, когда ты можешь что-то не сделать руками, – это тоже большая работа и немаловажная.

40. Ведь тебя начинает беспокоить что-то, к чему ты привязан, и эта привязанность становится слишком большой. Но тогда с этим надо уметь правильно работать. Это тоже духовная работа.

41. Тем более не ставится это испытание на много дней. В течение многих дней, конечно, это будет уже серьёзное такое испытание, и если оно искусственно создаётся, оно ненужное. А на такой краткий момент это полезно – попробовать успокоиться, не думать о таких заботах.

42. Помой часовню, возьми тряпочку и протри всю пыль на поверхности всей часовни. Хватит как раз времени. Аккуратненько, молясь, думая о Божественном, вытри пыль, подстриги ножничками травку, собери камушки, палочки с территории…

43. Можно очень много чего найти, что очень полезно и большую роль будет играть, когда делаешь это с любовью. С улыбкой украшаешь поверхность этого пространства чем-то хорошим своим, своей заботой доброй, простой.

44. Может быть, со стороны она выглядит как-то несуразно, но она несёт очень важную, хорошую информацию. Ты начнёшь выстилать доброй информацией это пространство. А это важно.

45. Если вы все так будете заботиться о таком пространстве, то всякий человек, попадая в это пространство, начнёт ощущать что-то необычное. Это как такое намоленное место, когда, приходя, кто-то посторонний может внезапно ощутить, что у него неожиданно какая-то болячка прошла. Это реальность будет. А это вы выстлали такое информационное поле интересное, доброе, чистое, с улыбкой, без всякой суеты в мыслях.

46. То есть ищите… Тут вам надо как раз творчески подойти.

47. Но лучше туда что-то такое не вносить из забот, которыми вы каждый день обременены. Сделайте то, чем вы не обременены. Но где вы это будете делать с хорошими помыслами, интересными какими-то образами.

48. Где, может быть, только на это время вы вообще перестанете думать о том, что у вас за забором, за оградой, ограничивающей пространство часовни, находится. Может быть, для вас это в какой-то мере чуть-чуть перестанет быть.

49. Это важная работа. Поэтому посмотрите на это несколько иным взглядом, не тем, которым вы привыкаете смотреть на реальность. Не каким-то городским, деревенским, колхозным взглядом, а чем-то особенным изнутри. Просто чем-то особенным, очень дорогим, очень ценным, что у вас внутри есть. Как-нибудь оттуда попробуйте взглянуть на всё.

50. Используйте такую возможность, облагородьте её максимально, насколько вы в состоянии сделать. И тогда это будет очень чудесное таинство, а не просто какая-то обязанность, работа, которую вы делаете наряду… «Наколоть дров, тут надо в часовне побыть…» – и вот вы так перечисляете списки ваших потребностей, которые как будто бы все вместе вам надо сделать, и вы ответственны за это. Это не должно быть в таком списке.

51. Это так же как литургия, псалмопение. Это что-то выходящее за рамки того, что вы каждый день делаете. Это очень-очень важно.

52. Потому что то, что в основном приходится делать, – во многом это лишнее. Но вы на этом завязаны, поэтому вы вынуждены пока это делать. Хотя при нормальной форме жизни многое-многое из того, чем вы озабочены, исчезнет. Но пока оно исчезнуть не может.

53. И поэтому вырваться из этого круга будет полезно. Пусть на краткий период, но всё-таки вырваться и максимально посвятить этому свои духовные возможности».

54. «Учитель, у меня вопрос о горском хоре. Я сам являюсь участником этого хора. Верно ли моё понимание, что функция хора во время псалмопения, когда отсутствует священник, – создать людям атмосферу для молитвенного состояния?»

55. «Да, да».

56. «В связи с этим я не согласен с расположением хора на литургии. Хор выбирает место, где встать, исходя из акустических соображений, чтобы всем людям было слышно, чтобы звук был чёткий?»

57. «Да».

58. «Если для этого нужно встать спиной к Символу, допустимо ли это? Или поодаль, может быть, встать?»

59. «Лучше не вставать спиной, лучше как-то по-другому расположиться. Если вы непосредственно у Символа становитесь и спиной к нему, лучше не так, лучше поискать какой-то другой вариант».

60. «У нас все люди встают вокруг Символа, и хор вместе с ними. От этого, на мой взгляд, ухудшается качество звука».

61. «Лучше в стороне попробовать расположиться, конечно. Это возможно, нормально.

62. То есть это очень важный такой настрой звуковой, смысловой, который мало кто из людей сам по себе сможет внутри себя создать (энергию, связанную с этими звучаниями).

63. И поэтому это очень хорошее вспомогательное таинство, которое может сильно настроить человека на Божественное, очень быстро вывести его из внутренних каких-то забот, от мыслей оторвать. И даже может подвигнуть к тому, что у человека и слёзы могут навернуться или на поверхности его кожи что-то забегает, – улыбнулся Учитель. –

64. Это хорошая часть. И конечно, этим надо тоже пользоваться умело. Чтоб если уж вы используете это, то максимально благоприятное что-то вы из этого извлекли. Так что тоже к этому творчески подойдите и правильно посмотрите на это».

65. «Учитель, подскажи, пожалуйста, допустимы ли следующие действия для педагога? У нас идёт урок русского языка (а ученика я ещё плохо знаю, плохо знаю его интересы), мы разбирали слово по звукам, и я предложила взять слово «крендель». У ученика сразу глаза заблестели, и он сказал (видимо, он так называет своего брата): «О, брат! Это мы тебя разбираем». Мы с радостью его разобрали…»

66. «Слово или брата?»

67. «Слово «крендель». А на следующее занятие тоже надо было разобрать слово, но уже просклонять по падежам. Я хотела другое интересное слово придумать, но на ум пришло только слово «крендель». И как раз пришёл тот мальчик, которого брат так называл. Я его спросила: «Можно мы тебя просклоняем по падежам?» Он сказал: «Можно, я разрешаю». Это не грубо с моей стороны, такие действия?»

68. «Нет, если ты с улыбкой и он действительно относится к такому наименованию с улыбкой сам и снисходительно, то ничего».

69. «Нормально?»

70. «Вот если ты подметишь, что для него это обидно, тогда не надо. А так… улыбнуться можно».

71. «Хорошо, спасибо».

72. «Учитель, когда я проговорила мужу, на мой взгляд, рациональное предложение по саду, а он, как мне показалось, очень эмоционально выразил своё несогласие с ним, мне стало больно и я вышла. У меня возникло желание оставить его одного, чтобы он посидел и подумал над тем, что так эмоционально со мной разговаривать не надо».

73. «Почему? Но если человек эмоциональный, то почему он не должен разговаривать эмоционально?»

74. «Я понимаю. Потом я пошла что-то делать на огород и подумала, что так мне вести себя неправильно, это как месть получается, что я его оставила одного и решила: пускай подумает там один».

75. «Это неправильная мысль была».

76. «Я потом поймала себя на этой мысли и вернулась. У меня такой вопрос: как мне на корню пресекать вот эти желания отомстить, потому что он очень дорогой для меня человек?»

77. «Непонятно, как пресекать? Не делать то, что связано с мщением. Что ещё к этому?»

78. «Какие-то образы, чтобы не делать таких действий».

79. «Как можно сказать тебе на все случаи придуманные образы? Один какой-то или перечислять тебе разные образы и обозначать, к какому действию какой образ надо придумывать? Вопрос получается слишком обобщённый».

80. «А нужно ли с ним делиться, что у меня возникло желание его проучить, отомстить ему за то, что он так со мной поступил?»

81. «Нет».

82. «Не надо ему это проговаривать?»

83. «Зачем? Для чего? Сразу задавай себе вопрос – для чего?»

84. «Но мы же одно целое, делимся друг с другом».

85. «Для чего? Не всё можно рассказывать, даже если одно целое. Зачем?»

86. «Чтобы знать, что происходит внутри каждого, какая работа внутри происходит».

87. «Если он спросит тебя, что у тебя (с желанием помочь, разобраться тебе в твоей проблеме и как-то поддержать тебя), тогда, конечно, ты можешь сказать».

88. «А делиться этим с другими людьми, не с ним, можно?»

89. «Для чего? Для чего?»

90. «Чтобы они, может, подсказали мне какой-то момент интересный, с какой-то другой стороны. Или если я ему не рассказываю, то тогда и другим, наверное, не надо, да?»

91. «Смотря как ты тронешь эту тему. Тут тоже надо уметь затрагивать правильно, чтоб не рождать слухи, сплетни и не создавать неправильный настрой у другого человека.

92. Ты говоришь о слабости, которая очень характерна для многих. И ты легко можешь спровоцировать проявление слабости у другого человека. Поэтому к этому надо мудро относиться».

93. «Я не поняла: спровоцировать слабость у кого?»

94. «У того, у кого точно такая же слабость есть».

95. «То есть с кем я поделюсь?»

96. «Да. Если у него та же самая слабость есть, он может неверно сделать свои шаги после того, как ты поделишься».