101. И когда вы будете вот так устремляться видеть мир вокруг себя, у вас очень часто будет достаточно уравновешенное, хорошее состояние. Но это не благодаря тому, что вы зажали свой чувственный мир. Нет, он будет хорошо уравновешиваться. Это и есть путь к тому, чтобы научиться во всем видеть проявление Бога».
102. «И в трудностях?»
103. «Да, мы про трудности прежде и говорим. Обычные обстоятельства не вызывают негативных переживаний».
104. «Я нахожусь рядом с человеком, у которого есть склонность негативно оценивать всё, что происходит вокруг, осуждать, и я вижу, что это его приводит к не очень хорошим последствиям. Мне это тоже не очень приятно. Как лучше помочь и мне, и этому человеку в этих ситуациях?»
105. «Можно попытаться предложить другое видение и попробовать показать другой образ происходящих событий, мягко предложить другое видение.
106. Но если человек не соглашается и держится за своё видение, так ему помочь будет дальше нельзя. Он должен будет учиться собирать потом плоды того, что сеет.
107. И когда он будет находить тот или иной горький плод, который ему не нравится, у него будут возникать дополнительные вопросы, ведущие его к переосмыслению того, что он делает.
108. Насильно нельзя изменить человека. Люди сами должны построить своё собственное счастье, каждый человек. И если у него неправильно направлены усилия, то сделать его счастливым нельзя со стороны. Надо терпеливо жить правильно рядом, показывая пример.
109. Он будет замечать эти примеры и будет сравнивать с тем, что у него происходит внутри. И обязательно наступит день, когда он спросит: «Как это тебе удаётся нести в себе такое хорошее настроение?» Тогда появится благоприятная возможность многое ему рассказать, и это будет означать, что он теперь уже готов слушать.
110. Но если этого интереса у него не возникло, то не ставьте целью обязательно до него донести то, что хотите сказать. И если будете настаивать, настойчиво доносить до него своё видение, то это может ещё больше его разозлить и отодвинуть вас от него.
111. Когда вы на чём-то настаиваете, это означает, что ближний слеп, а вы пробуете его спасти. И хотя вы это прямо не проговариваете, но это подразумевается в таком случае.
112. И тогда он, почувствовав это, естественно, начинает этому противиться. Ему спокойнее чувствовать себя, если он понимает, что вы, наоборот, слепы, а он зрячий.
113. Поэтому старайтесь не настаивать, что-то предлагая. Иначе своим настаиванием вы только больше будете разрушать то, что хотите сделать. Спокойней предлагайте что-то другое, но дальше, если он не способен взять, разрешите ему продолжать ошибаться. Это полезно для того человека».
114. «Допустима ли ложь во благо, если она может успокоить другого человека?..»
115. «Конечно, допустима, если, тем более, в этом случае ложь употребляется как что-то временное в критический момент. А потом, когда критический момент проходит, дальше уже можно сказать правду. Таких обстоятельств очень много может возникать в жизни.
116. Но тут надо уметь применять эту неправду. Главное, чтобы вы её не применили в своих корыстных побуждениях.
117. Но применение неправды – редкий случай, где надо быть очень внимательным. Торопиться легко этим пользоваться не надо».
118. «Я вообще отрицаю положительность лжи во благо».
119. «Тогда сложно будет детям рассказывать сказки, надо тогда их просто не рассказывать. Ведь там же в основном много неправды. И если порой дети стараются поверить, что их нашли в капусте…»
120. «Я в детстве тоже считал, что меня нашли в капусте. И когда я услышал правду, как это всё происходит, у меня был шок в первое время».
121. «В данном случае можно детям рассказывать правду, как всё происходит.
122. Но если перед вами находится больной человек, его сердце настолько слабое, что негативная информация может очень быстро его убить, и если эту информацию мягко со временем подать, то он мог бы тоже в конце концов принять эту информацию, но остаться жив.
123. Если случилось так, что в семье больного человека кто-то очень родной погиб и этот человек спрашивает, как дела у того человека, а вы знаете, что, если вы скажете правду, что тот его родственник погиб, этот сразу же умрёт, – вы действительно так сделаете, сразу скажете правду? А почему же ты говоришь: «Я это не принимаю»?
124. Вы, когда что-то утверждаете, как правило, основываетесь на том, что вы не владеете всей широтой обстоятельств, которые с этим связаны.
125. Ту же самую правдивую информацию можно донести, но не сразу, сначала сказать какой-то оттенок неправды, потом постепенно сказать правду. Тут нужно уметь пользоваться обстоятельствами, и здесь нельзя быть таким прямолинейным во всем.
126. Вы должны понимать, что жизнь человека, его чувственный мир – это как стихия, как река в природе. И она имеет разные повороты, разную скорость течения. Река не течёт ровно, прямыми линиями и под прямым углом не поворачивает.
127. И если вы пробуете плыть в этой реке, будет очень глупо установить руль прямо и держать его только в одном положении на судне, вы разобьётесь на ближайшем повороте. Надо уметь пользоваться изгибами реки.
128. Поэтому надо быть очень осторожным, когда стараетесь поставить какую-то критичную категорию. Учитесь жить без этих категорий, надо учиться чувствовать.
129. Голова нуждается в определённых категориях, да. Но у человека особенность – воспринимать жизнь именно через чувственный мир прежде всего. А этот чувственный мир примитивными правилами никак нельзя привести в порядок».
130. «Ты говорил, насколько я поняла, о том, что всегда нужно подразумевать в действиях ближних положительное, а не отрицательное. И если, например, я несу ответственность за кого-то (за спутника жизни, за собаку, за ребёнка), может ли, на примере с ребёнком, происходить то, что он допускает какие-то действия, а я всё время их оправдываю? Не приведёт ли это к каким-то потерям в восприятии реальности, потерям в его воспитании? Ведь он может сделать что-то не очень хорошее. Допустимо ли подразумевать плохое?»
131. «Надо смотреть конкретные обстоятельства. Если ребёнок зажёг спички и подносит их к углу дома, оправдывать его тем, что всё будет нормально, у него хорошие замыслы, будет неверно. Тут смотря что за ситуация.
132. Очень часто родитель додумывает нехорошее, тогда как в мотивах ребёнка этого не было.
133. Но когда родитель выражает своё недоверие ребёнку и пытается воспитывать его на своём придуманном недоверии, то у ребёнка возникает большое сожаление, что родители его не понимают и не хотят понять. Тогда это будет рождать дистанцию между одним и другим.
134. А если мужчина живёт с женщиной и женщина регулярно задерживается, приходя с работы, действительно ли нужно постоянно додумывать негативное и думать, что она где-то была в нехорошем месте, и, как только она приходит домой, постоянно её ругать? Будет ли тогда хорошая семья? Так будет сложно выстраивать хорошие взаимоотношения.
135. Надо уметь оправдать её. А если желаете, вы можете переспросить, что случилось. Не случилось ли что-то сложное, если она задержалась с работы? И потом легко поверить в то оправдание, которое выскажет человек. Вот такие взаимоотношения будут поддерживать мир внутри семьи.
136. Поверить в нехорошее нужно тогда, когда докажут вам, что это так. В действиях детей бывает масса обстоятельств, когда не требуется додумывать, какой был мотив в их шагах. Сразу бывает видно, что действие делается неверное, опасное.
137. И можно не сомневаться, что у ребёнка был положительный мотив, но он ещё не способен правильно оценить опасность, в которую входит. У детей очень своеобразно проявляются интересы, не так, как у взрослых.
138. Они воспринимают как какую-то игру всё то, что рядом с ними происходит. А игру они легко могут чередовать, переходя от одной игры к другой. Пока они играют в какую-то игру, она для них как сама жизнь протекает. Но в любой момент они могут от неё отказаться, и уже самой жизнью будет какая-то другая игра.
139. Поэтому в упомянутом образе (если ребёнок поднёс зажжённую спичку к углу дома) это вовсе не означает подразумевать у ребёнка помыслы сжечь дом. Ему интересно посмотреть на сам огонь.
140. На самом деле во многих поступках детей находится положительный мотив, хотя выглядит их поступок нехорошим, опасным.
141. И ваша задача – спокойно уберечь от опасности и просто рассказать несколько шире тему, в которую вторгается ребёнок».
142. «А как определить границы, в рамках которых можно вмешиваться или нет? Например, ребёнок залез на высокое дерево и ему кажется это нормальным, а мне кажется, что эта высота слишком опасна».
143. «Здесь можно предупредить, что, вам кажется, в данном случае это будет опасно. Но здесь как раз тот случай, где торопиться смахивать с дерева будет неверно. Если здесь, рядом с мамой, ему не дают залезать на дерево, он уйдёт в сторону и обязательно сделает то же самое.
144. Но там уже не будет мамы рядом, и это будет гораздо опасней. Одно дело, если он упадёт рядом и можно будет оказать помощь ему, другое дело – упадёт далеко в стороне.
145. Но детям очень нравится лазить по деревьям, и это все знают. Это для них хорошая возможность развивать свой организм.
146. Если есть возможность подстелить что-то мягкое, можно подстелить, но не торопитесь его снять с дерева. Упасть можно и с крыльца – и убиться. Тут высота не однозначно определяет опасность.
147. Верьте в своего ребёнка, и у него будет хорошо это получаться. Когда будете за него бояться, вы будете лишать его силы.
148. У человека есть одна особенность, связанная с закономерностью, касающейся его психики: всё, чего боится человек, как правило, начинает происходить в его жизни.
149. То есть своими страхами человек начинает притягивать эту ситуацию. И чем сильнее этот страх, тем быстрее появится эта ситуация. Но создаёт её сам человек, как правило. Поэтому надо поменьше бояться».
150. «Я сейчас развелась, и у меня долгое время до этого был страх, что будет с ребёнком, не сделает ли что-нибудь себе ребёнок, не причинит ли он себе вред после этого. Можно ли сейчас, когда развод уже произошёл, каким-то образом избавиться от этого страха за ребёнка?»
151. «Стараться надо просто не бояться. Надо рассчитывать на свои силы и стараться помогать так, как в данный момент удаётся помогать.
152. Если ситуация произошла таким образом и ты не в силах была удержать её так, как было до этого, то это означает, что ситуация в определённой мере предвиделась заранее.
153. И значит, ребёнок, рождённый в этой ситуации, рождался не случайно именно в этой семье. Значит, Богом предусмотрено так, чтобы для ребёнка это всё-таки оказалось определённым благом.
154. Надо стараться делать всё, что от вас зависит. Но если реальность сделалась так, как это от вас не зависело, тогда это нормально, это заранее предусматривалось, она благоприятна для кого-то».
155. «Всегда ли является Божьей Волей то, что ребёнок рождается в определённой семье?»
156. «Всегда. В какой бы семье ребёнок ни родился, это заранее учитывается. Человек либо впервые воплощается в тело новое, либо воплощается вновь всегда с учётом тех качеств, которые появляются у новорождённого в той или иной семье.
157. Как правило, это наиболее благоприятные условия, учитывающие то, что несёт в себе человек при новом воплощении, то есть опыт, который он приобрёл.
158. И чем сложнее бывает опыт, тем сложнее даются при новом воплощении условия, с помощью которых будет насильно срезаться то, от чего этот человек не хотел отказаться самостоятельно.
159. Даже если ребёнок рождается с тяжёлыми заболеваниями, в этом тоже определённая благоприятность. Но это законы, куда эмоции человека не должны вторгаться широкомасштабно, полно.
160. Есть закономерности, которые учитывают особенности эмоционального мира человека, а есть закономерности, которые выходят за эти особенности. Поэтому многое из того, что касается закономерностей, связанных с человеком, именно эмоциональный мир человека не может правильно принять.
161. Если по каким-то законам Гармонии данному человеку или, тем более, ребёнку нужно покинуть тело во благо его духовного становления, то человеку, проживающему рядом, это не будет ощущаться благом. Человек не должен знать эту Волю.
162. Только в этом случае, переживая за ближнего, он будет, увидев сложности, испытывать потребность всячески помогать ближнему. А это, в свою очередь, очень важно для духовного развития того, кто старается помогать.
163. Иначе была бы картина очень специфическая. Вы бы видели, что кто-то сейчас может погибнуть, и спокойно бы читали газету, зная, что это нормально, что ему будет хорошо. Это непривычная для вас ситуация, и такой она не должна быть.
164. Многое очень непросто человеку понять своим умом. Вы многие законы преломляете через то, что вам близко. Но эти многие законы никогда близкими человеку не будут».
165. В ответе на один из вопросов было сказано: «Человек имеет природный мир и имеет важную особенность – восприятие окружающей реальности не от ума, а от того, насколько он чувствует привязанность к этим явлениям, чувственно именно, и уже осмысливает происходящую реальность в зависимости от накопившихся чувственных привязанностей.
166. Одно и то же явление в жизни людей по-разному рассматривается. Если одному человеку какое-то явление очень нравится чувственно, он на уровне сознания готов всех убеждать, что это хорошо.
167. Но другой чувственно может это не ощущать, ему может быть это неприятно. И тогда опять же на уровне сознания одно и то же явление будет оговариваться совсем другими фактами, будут приводиться совсем другие объяснения, которые взаимоисключающие сами по себе. Одно и то же явление у двух разных людей уже может вызвать взаимоисключающие рассуждения.
168. Человеческое мышление очень сильно зависит от чувственного мира. И чтобы говорить о духовном развитии человека, эту особенность ни в коем случае нельзя исключать. Это корневая особенность, именно человека касающаяся.
169. Можно даже так сказать: человек обречён предвзято осмысливать происходящую реальность, человек никогда не будет способен осмысливать реальность вне зависимости от чувственного мира.
170. Вот почему для человека и стоит чрезвычайно важная задача – духовный мир привести в порядок истинный. Только тогда размышления потекут достаточно гармонично.
171. Но в обратную сторону – с помощью ума привести чувственный мир в порядок – не получится. Эти все попытки обречены на неудачу.
172. Но так как человеку это более доступно, казалось бы, как будто бы ему это понятней, он старается именно так решить свои проблемы. Но ходит по кругу постоянно.
173. Он поэтому, стараясь найти своё благополучие, выстраивает то жизнеустройство, которое существовало много тысяч лет назад. И сейчас, по сути, такое же жизнеустройство».
174. «Значит, отношение человека к людям, к детям зависит от его чувственного мира? Например, в отношении к собственным детям он думает: это мои собственные дети, значит, они мне ближе…»
175. «Так как человек изначально наделён законами Природы, то эгоистическая особенность, присущая этим законам, прежде даст о себе знать.
176. Эгоизм в законах Природы играет важную роль, связанную с процессом выживания. Это ведёт к тому, что начинает выживать сильнейший. Но для Природы это очень важная закономерность.
177. Человек понёс эту программу в себе, и предрасположенность следовать этой программе у человека очень большая. Поэтому постоянно человек тяготеет к эгоистическому восприятию реальности, и свои дети ему кажутся всегда важнее, чем все остальные дети.
178. Но духовное развитие должно привести к тому, что хотя эгоистическое и будет оставаться, нести свои оттенки, но восприятие у человека всего окружающего и детей остальных будет приблизительно выровнено. Не совсем одинаково, но почти выровнено будет.
179. Взрослый человек будет одинаково очень сильно переживать за всех детей, которых он видит и встречает в своей жизни. И если увидит, что собственный ребёнок в меньшей степени нуждается в помощи, а какой-то чужой ребёнок нуждается в большей помощи, он туда пойдёт обязательно.
180. Но к этому надо ещё подняться, для этого надо многое в духовном мире человеку правильно пересмотреть и позволить этому развиться.
181. Вот эта главная задача сейчас и стоит у человека. Он должен привести в порядок ту природную основу, которой он наделён по своему природному организму, и по-настоящему подняться над миром животных.
182. Пока это происходит почти на одном уровне, а во многом даже хуже, чем у животных. И это поставило человечество на грань серьёзной опасности».
183. «От чего зависит любовь к детям, к своему собственному ребёнку или даже просто к чужому ребёнку? В каком случае эта любовь больше?»
184. «Чувственная привязанность к своему ребёнку зависит от того, насколько раскрылась в данном случае отцовская программа. И чем лучше чувственный мир у мужчины, тем лучше, качественнее будет проявляться любовь к собственному сыну или дочке.
185. Но в этих обстоятельствах, чем лучше внутренний мир у него, тем благоприятнее будет проявляться чувственное хорошее отношение к другим детям.
186. Но чем ниже духовные качества у мужчины, тем меньше любовь он может по-настоящему испытывать к своему ребёнку, и более того, он может просто видеть его как что-то, что является его собственностью. Хотя ему, может, будет казаться, что он любит своего сына, но держит его рядом как свою собственность.
187. И тогда отец, считая, что любит своего ребёнка, из любви делает действия, которые на самом деле к любви никак нельзя отнести.
188. То есть качества этой стороны чувственной определяются духовным становлением человека».
189. «Мы все несём в себе определённый опыт и определённый груз, который каждый из нас выносит из родительского дома, то, что мы переняли от своих родителей, то, что нам принесла церковь, то, что принесло нам государство.
190. И я вижу в своих детях, внуках то, что я, например, обнаружила в себе, то, что тянется ещё от моих родителей. Как теперь обходиться со всем этим? Потому что информация, которую мы получили от государства, от церкви, не формировала – она деформировала нас».
191. «Будьте внимательнее ко всему, что происходит в виде чего-то нового на вашем пути. Если Отец видит, насколько вы могли отбиться, обязательно будут каждому из вас в определённое время даваться важные подсказки.
192. И здесь надо быть очень внимательными в том смысле, когда не надо задаваться идеей, как быстро, за короткое время разрешить все существующие нагромождения проблем.
193. Бывает такое обстоятельство, которое можно в виде образа посмотреть: такой большой-большой клубок запутанных ниток. И если вы подбежите к этому клубку с желанием распутать и начнёте дёргать в разные стороны каждую ниточку, то можете ещё больше его запутать.
194. Здесь нужно будет внимательно посмотреть, успокоившись, и, правильно потянув за одну ниточку, потом легко можно постепенно распутать весь клубок.
195. Поэтому сегодня, посмотрев на жизнь, которая у вас протекает, посмотрите, что именно вы не знаете как правильно сделать. Уточните, узнайте, как правильно, начинайте делать, переходите к следующей проблеме.
196. А в сегодняшний день вам предоставляется как раз ровно столько и такие проблемы, с которых надо сегодня и начинать. Не надо торопиться ещё искать сверх этого проблемы.
197. То, что касается вашей проблемы, никуда от вас само по себе не уйдёт. Оно выйдет в тот момент, в который надо будет её начинать решать.
198. Вам просто каждый новый день надо учиться задаваться вопросом: «А вот в сегодняшней задаче как лучше мне, как верующему человеку, устремлённому духовно развиваться, сделать правильный шаг в этом случае?» И как только удастся найти какую-то ясность, на которую откликнется сердце, надо обязательно тут же постараться сделать правильный шаг.
199. Но будьте осторожны: если вы найдёте решение, на которое откликнется сердце, и его не сделаете, повторно сердце может уже не откликнуться на ту же самую информацию. И однажды, отложив самое важное решение, вы можете потом к нему так и не подойти. Тут можно однажды легко потерять многое. Поэтому учитесь быть лёгкими на подъём и смелыми в делании новых шагов.
200. Будьте как дети. А как живут дети? Вы можете увидеть простую ситуацию. Ребёнок играет во что-то… внезапно повернул голову (его отвлекло что-то блестящее в стороне), он может легко оставить игру, тут же встаёт и пошёл туда.
201. Но когда он идёт туда, если что-то ещё более яркое вспыхнуло в другой стороне и привлекло его внимание, он мгновенно поворачивается и идёт в другую сторону.
202. У взрослого в этом случае большая проблема. Что-то яркое вспыхнуло в стороне (а человек шёл в какую-то другую сторону) – человек начинает думать, а нужно ли ему идти туда, где что-то вспыхнуло яркое. Он думает: может быть, ему это просто показалось? И как правило, порассуждав очень много, он потом продолжит идти в прежнюю сторону.
203. Но всё новое, что возникает на пути, как правило, не совсем понятно человеку. И это естественно. Тем и характеризуется новое».