Повествование от Вадима

Часть 21

Глава 13

63. «Правильно ли в общинной школе на обозрение детей вывешивать результаты успеваемости, чтобы педагоги и дети видели моменты, где можно подтянуть слабые места в учёбе? При этом некоторые родители видят, что детей это угнетает и начинается сравнение друг с другом и соревнование».

64. «За этими деталями хорошо бы посмотреть: каков результат проявляется у тех или иных действий, которые вы, в свою очередь, предпринимаете. То есть тут можно посмотреть, какой эффект происходит: действительно ли это помогает правильно сориентироваться и знать то, что без этого человек бы не знал как будто бы (где надо ему подтянуться).

65. Потому что на уроке всё равно в определённой мере может быть видно, что ребёнок в чём-то не тянет: вот у ближних это лучше получается, а у него как-то не очень получается. Он всё равно это будет отмечать. Он не слепой и не глупец, он вполне может это видеть и осознавать. И дополнительно это обозначить где-то на стеночке – это не значит, что он после этого ещё лучше начнёт понимать, что он здесь не тянет.

66. То есть, если такую цель ставить, чтоб действительно только помочь понять, где кто в чём-то не дотягивает, чтобы лучше приложить усилия, это не совсем логично будет. Если происходило отдельное обучение, то есть каждый отдельный ученик имел своих учителей, то у него нет ориентира, насколько он действительно что-то может и как у других получается, он тут может не сориентироваться. Но если это происходит в группе сверстников, то он вполне осознает, в чём он тянет, что у него лучше получается, в чём он отстаёт. Он это сравнение вполне может сделать».

67. «Вот педагоги как раз и видят, что это позволяет тем детям, которые не успевают, видеть вот эти свои «успехи» и подтягиваться. И даже те, которые достаточно успевают, тоже смотрят, в чём бы им ещё подтянуться».

68. «Но тогда у вас разница получается в том, как кто оценивает происходящее».

69. «И даже если у детей, предположим, возникает какое-то соперничество друг с другом, то есть один, например, который хорошо учится, говорит: «Вот у тебя не получается», то педагоги, видя это, останавливают его и начинают грамотно объяснять, что не должно быть такого. Вот такой вариант ещё есть».

70. «Пожалуйста, такое возможно. Здесь нет однозначного какого-то определения, надо или не надо. Возможно. Просто здесь смотреть надо на результаты. Вот о чём вначале мы начали говорить.

71. То есть всё зависит от того, как вы оцениваете последствия предпринятых усилий. Почему говорят так родители? Значит, тогда надо внимательней, детальней рассмотреть, где они подметили, что это угнетает ребёнка. Или, наоборот, у него просто внутри как бы мобилизация в этот момент происходит (он понимает, что тут он не тянет, – ему не хочется быть среди отставших, ему хочется улучшить свои возможности, умения).

72. В этот момент, конечно, он особо радостным не будет. Он радость приобретёт, когда он действительно исполнит то, что хотел исполнить. Тогда он порадуется. Но до этого момента, когда он осознаёт, что он отстал, у него радости на лице не будет. Но это тоже нормальное явление психологическое, его однозначно оценивать как какое-то подавленное состояние неправильно.

73. Поэтому всё зависит от того опять, кто как грамотно оценит то, что происходит».

74. «Вот был даже такой случай, что один родитель забрал ребёнка из этой школы, видя, что ребёнок, глядя на свои результаты, впрямую говорил: «Ну видишь, мама, у меня не получается, я не тяну». То есть родитель забрал ребёнка именно из-за того, что ребёнок видит себя угнетённым таким, что все остальные хорошо учатся, а у него не получается. Именно потому, что он увидел эти результаты».

75. «Но на уроке он же тоже это видит».

76. «Ну да, в общем-то, он понимает».

77. «И как по-другому? Вот Я почему говорю: если только посмотреть с позиции того, насколько нужно ребёнку знать, что он отстаёт, это не совсем оправдано. Если это дополнительно как-то ему помогает ещё чуть шире какие-то сравнения сделать, ну пожалуйста, если это нужно и видите, что это может играть полезную роль.

78. Но в принципе ребёнок всё равно, если он учится в группе со своими сверстниками, вполне может осознавать, насколько он силён или слаб, потому что сравнение у него неизбежно произойдёт.

79. Поэтому всё зависит от того, какие результаты вы видите: действительно ли это подавляет психологически кого-то, начинает мешать. Ну тогда посмотрите, можно ли обыграть это дополнительным общением каким-то и игровыми обстоятельствами, чтобы убрать ненужное смущение, перевести в игру, помочь человеку улыбнуться, чтобы его это не давило, не подавляло его, а чтоб он воспринял несколько с иной стороны – что это нельзя воспринимать как что-то страшное.

80. Потому что у всех людей всегда происходят таким образом их проявления, когда в чём-то они сильны, а в чём-то слабы. И если в данном случае этот ребёнок лучше знает такие-то предметы, он лучше в них ориентируется, то в чём-то другом у него есть качества, в которых он начнёт проигрывать другому ребёнку неизбежно.

81. Это такое большое разнообразие, которое проявляется в жизни человека реально каждый день. Вы просто не всегда можете это заметить. Но когда вы часто друг с другом сталкиваетесь, контактируете, вы вполне можете увидеть, что в чём-то ближний вас лучше. Вам кажется, что он и во всём остальном лучше. Начинаете чаще встречаться, общаться, решать разного рода задачи… и начинаете замечать, что есть задачи, в которых вы, в свою очередь, уже лучше реагируете и ориентируетесь, чем он. И вот тогда вы друг другу учитесь помогать и быть в чём-то примером, и учитесь друг у друга.

82. То есть это нормальное явление, и пугаться, что ты чего-то не умеешь, нельзя. Когда ты чего-то не умеешь, ты просто лишь отметил это для того, чтобы уже знать, куда идти.

83. Испуг начинается от того, что человек боится наказания. Долгие времена, в которых формировался человек, как правило, его неумение заканчивалось каким-то наказанием.

84. Несколько своеобразные условия жизни у человека всегда проявлялись и во многом ещё продолжают проявляться. То есть что-то дикое такое, когда выживает сильнейший, хитрейший, коварнейший. И получается, если ты приотстал, то есть вероятность, что тебя просто съедят. И человек боится этого наказания. Только это уже в большом разнообразии, многогранности начинает проявляться.

85. Но именно ожидание наказания человека часто смущает. Он чего-то не умеет – и он уже боится, что за это его накажут, его высмеют, начнут над ним как-то издеваться, показывать на него пальцем. Он боится вот этого наказания. Поэтому, как только он начинает в чём-то приотставать, он пугается.

86. И вот тут нужна беседа: показать эту ситуацию правильно, что это нормально – чего-то не уметь. Просто нормально.

87. Когда ты начинаешь понимать, что ты чего-то не умеешь, это, наоборот, замечательно, потому что ты начинаешь видеть, куда приложить усилия. Не просто бегать из стороны в сторону в поисках: а вдруг что-то пригодится и сделает тебя сильнее. Но ты уже знаешь направление, куда надо идти и где прибрести что-то, что сделает тебя лучше. Ты знаешь, куда пойти.

88. А не когда ты знаешь, что ты беден, тебе надо взять некоторое, грубо говоря, сокровище, а где – не говорят. И вот человек начинает прыгать, бегать, а куда идти-то – не понимает. Он понимает, что он беден, ему надо богатство какое-то взять… но куда бежать?

89. А другое дело – тебе говорят: «Да у тебя не хватает… Но если пойдёшь туда (уже конкретное направление), вот там есть то, чего тебе и не достаёт». Это же интересней. То есть человек тогда с благодарностью может воспринять ситуацию, когда ему открывается направление.

90. Так и здесь: как только человек понимает, чего именно ему недостаёт, у него открывается направленность (начинает приоткрываться) – куда пойти, что именно ему надо искать. Ему тогда проще это найти.

91. Так что это, наоборот, хорошо, когда ты начинаешь понимать, что ты чего-то конкретного не имеешь. Это нормально. А не когда ты понимаешь, что ты никчёмный, а не знаешь, в чём именно никчёмный, просто никчёмный. Вот это может психологически задавить. Так можно утерять интерес к жизни и впасть очень глубоко в депрессию.

92. Наоборот, вот это понимание недостающего – чего именно не достаёт тебе и что это действительно тебе надо – это очень хорошо, это важно. Если ты понимаешь, что это тебе надо.

93. А не когда говорят: «У тебя этого нет» и человек скажет: «А мне это и не надо», это его не смутит. Важно, чтоб он понимал не только, что этого у него нет, но что это ему надо. Вот эта маленькая деталь ещё очень важна. Тогда начинает рисоваться направление, куда ему идти, где это взять».

94. «Здравствуй, Учитель. Если мой муж пьёт и по этой причине хозяйка арендуемого нами жилья просит его покинуть дом, могу ли я не идти за ним, если не вижу у него старания избавиться от этой привычки? Хозяйка оставляет меня».

95. «Такое может быть, когда ты скажешь: «Вот иди найди дом и приведи туда свою жену. Я приду туда». Для мужчины это нормально».

96. «Если во время проведения таинства священного круга священник непрерывно говорит и с каждым предложением предлагает новые образы и я мысленно и чувственно не успеваю им следовать, надо ли мне после круга подойти к нему и поделиться своими ощущениями?»

97. «Да. Да».

98. «Или лучше не смущать его?»

99. «Нет, это нормально. Нормальная просьба – несколько помедленнее делать это или с каким-то интервалом, чтобы эти образы формировались. Скажи: «А то у меня внутри «куча мала» получается, и я потом уже не знаю, куда кинуться. Просто боюсь, что могу натворить ещё глупостей каких-нибудь»».

100. «А если для него образ «помедленнее» – это просто секундочка между предложениями, а в целом масса этих образов всё равно очень большая».

101. «Всё равно возможно так проговаривать. Иначе смысл твоего присутствия теряется, если у тебя в голове что попало начнёт происходить».

102. «А вот у меня неверная привязка к тому, как Ты раньше проводил? «Восславим Отца!» – и помолчали, представили… потом к Земле обратились, потом к братьям и сёстрам… Как бы три небольших образа. И в основном мы находимся в тишине, в чувственном слиянии».

103. «Так-то этого достаточно должно быть. А вы ещё что-то там добавляете, да?»

104. «Человек просто говорит, говорит… «Приникнем, обнимем, сольёмся…» Постоянно что-то говорит».

105. «Ну, видимо, хочется как можно лучше. А лучшее – враг хорошего».

106. «Значит, я смутился, в общем, правильно по этому поводу?»

107. «Да, тут хорошо бы, конечно, чтоб вы не усложняли то, что вполне достаточно упрощённо и ясно сделать. Это хорошее пожелание внутреннее.

108. Вот это яркий пример того, как вы живёте и почему так трудно всё решается, – улыбнулся Учитель. – И всё заканчивается тем, что уже расхожая поговорка покрывает: «Хотел как лучше, а получилось как всегда». Это вот как раз именно к этой особенности психологической человека, когда в большом желании сделать как можно лучше он начинает перегибать легко. Очень легко.

109. Поэтому надо ценить простое и ясное, лаконичное, где в очень маленьком сразу раскрывается много. А не когда вам хочется выразить много посредством многочисленных упоминаний каких-то деталей. Это не много, это куча получается.

110. Надо уметь кратко выражать очень большое. Это искусство будет проявляться уже, ваше умение выразить очень многое краткими упоминаниями».

111. «И ещё один вопрос. На утренние Богославия, которые у нас приняты в Семье обязательными, из ста десяти списочного состава мужчин ходит пятьдесят. Я поднял на собрании этот вопрос как предполагаемое нарушение. Было ли это моим осуждением на предположении, ведь я не знал причин отсутствия этих шестидесяти?»

112. «Если как предполагаемое нарушение – это нормально проговаривать. Не когда ты поднимаешь вопрос как нарушение, а как предполагаемое: что здесь что-то не то происходит, что где-то возможна ошибка. Она действительно возможна. Но может, и нет её.

113. Но действительно вопрос поднимается от беспокойства, а не от какого-то покоя и равновесия. Тебя что-то беспокоит… беспокоить может что-то, что предполагает под собой ошибку. Ну, это нормально. Вопрос иначе как ещё будет подниматься?»

114. «Учитель, будет ли разрушать атмосферу школы то, что в здании иногда выставляются для ознакомления товары (обувь, одежда) с целью дальнейшей продажи уже в другом месте?»

115. «Для ознакомления кого? Детей?»

116. «Нет, предполагаемых покупателей».

117. «То есть когда помещение школы совмещается с магазином?»

118. «В данный момент оно свободно, лето».

119. «То есть возможно ли помещение школы, где теперь уже дети не находятся, использовать как вот такой вариант торговли?»

120. «Изредка. При новом поступлении».

121. «Изредка? Да так уж говорить однозначно о разрушении будет не совсем правильно. Хотя атмосфера, информационное поле, конечно, будет меняться.

122. Но вам трудно, наверное, будет совместить свои усилия таким образом, чтобы там, где должно быть чисто, было всегда чисто. Ваша жизнь такая непростая пока ещё, вам нередко приходится пересекать то, что является чистым, и то, что является нечистым. По-другому пока вам трудно сделать какие-то усилия.

123. Поэтому если это помещение подразумевается как школа, как некий своеобразный храм, где вы пытаетесь создать атмосферу особенную, то, конечно, такое вторжение всегда будет разрушать эту атмосферу.

124. Если вы не задавались этой целью, а просто у вас есть помещение, которое вы готовы удобно использовать (и так, и этак), тогда уже разницы нет, что там будет; у вас и не было цели создать эту атмосферу.

125. То есть мотивы…Всё зависит от того, как вы это используете, какие цели ставите, что пытаетесь сохранить, не сохранить, умножить ли. Это уже должна быть изначально обозначена какая-то цель.

126. Но разница есть, конечно же. Если говорить о сохранении атмосферы… она будет разрушаться в этом случае. Школьная атмосфера будет теряться, это верно. Но если вы и не пытались её хранить, тогда, получается, вопрос-то и не стоит».

127. «Понятно. Благодарю».

128. «Всё. Закончим. Желаю вам счастья и побед на духовном поприще».