Из встречи с Учителем после слияния в воскресный день тридцать первого июля. Первые три вопроса были заданы учениками общинной школы «Истоки».
2. «Здравствуй, Учитель. Если я после замечания старшего брата: «Не чавкать» стараюсь, но у меня не всегда получается, а он может за это сильно меня пнуть, то как мне поступить: есть в другое время или стараться сдерживаться, чтобы не дать сдачи, хотя это тоже не всегда получается?»
3. «Конечно же, стараться держать себя в руках – это прежде всего самое главное.
4. Если никак не удаётся создать мирную атмосферу, ну покушай в другое время. То есть тут ты можешь уже гибко подойти к обстоятельствам, чтобы к минимуму свести проявление агрессии, которая в этом случае возможна. И так, и так можешь поступить. Так что смотри…
5. Ты человек, ты имеешь право очень гибко и многогранно, по-разному реагировать на что-то, что рядом с тобой происходит. Пожалуйста, пробуй по-разному подойти.
6. Но главная твоя задача – самого себя удержать от агрессии и по возможности создать условия, чтобы агрессии не было рядом с тобой, она не проявилась. То есть ты должен постараться её погасить. Сможешь – хорошо. Это будет мудро – так сделать.
7. У многих мудрости не хватает, и они включают свой древний принцип: пытаются отстоять своё мнение. Даже если начинается конфликт, им важно отстоять. И им сразу кажется, что, если они этого не сделают, будут считать их трусливыми, и значит, презрительно как-то к ним относиться.
8. Этого им не хочется. Человеческий эгоизм этого очень не хочет. Поэтому, как правило, пытаются отстоять своё мнение даже путём очень обильной, активной агрессии. Но это неправильно.
9. Человек не животное. Животное может отстаивать свою территорию, на которую забредает кто-то другой. И они пробуют напугать друг друга: громко рычат, хвосты задирают выше крыши… и у кого выше – тот пугает всех. Таких глупостей для человека уже нельзя допускать. Для человека – это глупости. Для природы – это норма.
10. Ты человек, ты должен отличаться от животного мира своим поведением. Вот и посмотри теперь, какой характер твоих проявлений будет достойным. А это гибкая возможность обойти многие обстоятельства, где легко может возникнуть агрессия. Ты можешь своим действием всё смягчить и даже сделать так, чтоб этого вообще не произошло. Но тогда думай сердцем и разумом, но не думай эгоизмом – и у тебя всё получится».
11. «Учитель, мне подруга не разрешала взять мяч, а я взяла. Сейчас я очень жалею, что сделала так. Но подруга не хочет больше со мной общаться, говорит: «Я тебе всё равно не прощу, можешь меня никуда не звать». Правильно ли мне всё равно попросить у неё прощения, чтобы снова наладить с ней отношения?»
12. «А ты ещё не просила прощения? Ну конечно же, надо попросить прощения, если ты сделала что-то неправильное и тем самым сделала больно своей подружке. Правильнее, конечно же, попросить прощения.
13. Ну а дальше ты должна быть готова ко многим обстоятельствам: она может простить тебя и начать играть, а может и не простить. Но это уже её выбор. Ты, главное, сделаешь правильно, а дальше уже за ней выбор, как она поступит. Это уже её судьба будет решаться.
14. Но ты должна сделать свои шаги правильно. Поэтому попроси прощения, а дальше прими ситуацию такой, какая она может быть».
15. «Учитель, папа год назад запретил мне встречаться с местным неверующим мальчиком, потому что он пил и курил. Я послушалась папу. Сейчас этот парень бросил пить и курить, зная, что я верующая. У меня по-прежнему есть желание с ним встречаться. Нужно ли мне и дальше слушаться папу или я могу с ним встречаться?»
16. «Ну, это неправильно, конечно, что папа так запрещает.
17. Хорошо бы слушать родителей. Даже если порой они, может быть, в чём-то и неправы, очень важно быть послушными. Если вы зависите от родителей, живёте с родителями, то вот это послушание очень важно, и было бы правильно папу слушать.
18. Ну а другу можно было бы объяснить, что ты бы и не против была, но в данном случае ты зависишь от папы и ты должна будешь его послушать. Он тоже должен отнестись к этому с пониманием.
19. Хотя это грустно, когда такие накладки могут возникнуть. Они неправильные, они негармоничные – такие проявления. И тогда приходится выбирать, и любой твой выбор ведёт к каким-то неприятностям. Сделаешь один выбор – одна неприятность, сделаешь другой выбор – другая неприятность.
20. Но неприятности там и там. Слушаешься папу – напрягается твой друг; слушаешь друга – напрягается папа. Но ты зависишь от папы. Получается, чаша весов больше в эту сторону.
21. А вот когда начинают дети жить самостоятельно, имеют свой дом, своё хозяйство, тогда больше открывается возможностей к самостоятельным решениям. Если этого не происходит, то лучше придерживаться того, что говорит родитель.
22. Иначе получится неправильно: вы будете выражать своеобразное неуважение к родителю, но пользоваться его помощью. Выражаете неуважение – тогда не пользуйтесь помощью. Тогда это ещё хоть как-то будет ближе к справедливости».
24. «Здравствуй, Учитель. Жена любимого мною мужчины попросила меня принести парного молока её внуку. В это же время мужчина попросил подойти, чтобы прочитать мне выдержки из Последнего Завета. Правильным ли был мой выбор в сторону интереса мужчины?»
25. «Нет, неправильно. Это тот конфликт, который начнёт у вас разгораться, где вообще будет закрыт доступ, чтоб хоть что-то помогать.
26. Уже оговаривали такие стороны, что прежде всего за женой какая-то активность в развитии таких обстоятельств. Жена может позволить любящей женщине в чём-то оказать поддержку, какую-то помощь, зная, уважая то, что происходит в её сердце. Она делает какой-то шаг, может позволить где-то что-то сделать, потому что любящей женщине очень хочется что-то сделать. И получается, в этом случае ведущей в выстраивании каких-то активных проявлений является жена, не муж.
27. И более того, если муж знал, что жена тебя попросила что-то сделать, он ни в коем случае не должен был попросить тебя о чём-то другом. Ни в коем случае! Это начинается грубое нарушение с его стороны. Он начинает вести себя не как верующий – как нарушитель законов.
28. Если он не знал, тебе стоило сказать: «Сейчас мне надо молока принести, попросила жена». Он скажет: «Хорошо, хорошо. Конечно, сделай так, как она попросила».
29. Вот несколько сторон одного обстоятельства. И дальше думай, смотри… Но активную часть занимает прежде всего жена в этой области. Любые движения какие-то, если она что-то говорит, – это становится приоритетом».
31. «Если брат из шести обязательных культур огородных посадил только две, то правильно ли Семья вывела его за неисполнение общего решения? Аргументы брата были такие: надеялся на то, что пенсионерам будут скидки, мало разработал земли (хотя живёт на ней уже пять лет). За помощью не обращался».
32. «Что могут вывести – такое возможно.
33. Если вы сюда приехали исполнить зов, Завет (а Завет Последний, его суть прежде всего сводится к тому, чтобы вы построили новый мир, новую цивилизацию, создали условия, благоприятные для проживания на Земле, где к минимуму будет сведена какая-то зависимость от внешнего мира), значит, всё просто строится. Всё, в чём вы нуждаетесь (об этом уже много и давно говорили), всё, в чём вы имеете жизненную нужду, вы должны сделать сами.
34. Получается, если стремления это сделать нет, – человек не стремится, значит, тогда исполнить Последний Завет. Очень простая параллель.
35. Ну, раз не хочет исполнять Последний Завет человек, как он как верующий может восприниматься? Он не относится к верующим. Это человек, который благосклонно относится к верующим. Он пробует делать те или иные шаги, какие ему, как считает он сам, нужно сделать. Это нормально, это допустимо. Но для того, кто является условно верующим. То есть человек считает себя верующим, но по делам своим он не относится к ним.
36. Вы должны также понимать, что верующий – это тот, кто во всех вопросах старается поступить как верующий, а не выбирает: вот есть вопросы, где он старается исполнить (а это, как правило, те, которые ему легко даются), и есть ряд неудобных вопросов, которые он старается всячески обойти.
37. Как только внутренне человек прилагает усилия как-то обойти вопрос, не проявляя активности в понимании этого вопроса, всё, он начинает проявлять малодушие. Он проявляет качества, которые делают его уже неверующим. Не просто наполовину верующим – он неверующим становится.
38. Он отринул один, два, три каких-то вопроса, которые надо правильно решать, он их старается обойти. Но даже если просто один вопрос остаётся, который он старается обойти, он неверующий.
39. Поэтому в этом вопросе надо посерьёзней к себе отнестись. Прежде всего, конечно же, к себе. Но это и ориентир для восприятия того, что делают ближние. Потому что вам неизбежно придётся разобраться, кто вы здесь, кто есть кто: верующий – неверующий.
40. Последний Завет – это построение нового мира. Значит, всё, в чём вы нуждаетесь (повторяюсь сейчас), вы должны сделать сами.
41. Вот сейчас это должно уже явно быть видно. Мы уже много раз эту тему толкнём – отпустим, толкнём – отпустим, толкнём – отпустим… Как какой-то плохой мотор мы всё пробуем завести. А он никак не заведётся: дрыгнется – опять глохнет.
42. Ну а моторы-то – вы. Получается, это не какой-то абстрактный мотор, где хорошие люди пришли – никак завести не могут. Это вы – мотор. И вот он никак не заводится.
43. Значит, какие-то в вас качества всё-таки ещё больше тяготеют проявляться, которые к вере нельзя отнести. Они делают вас неверующими, продолжают ещё держать в поле, когда вы являетесь неверующими. То есть вы всё никак не станете верующими.
44. И это же уже много лет идёт. Поэтому мы эту тему трогаем. И вы должны приложить все усилия, какие только есть.
45. Но если что-то не получается, на Семье это надо открыто оговаривать: что не получается, почему не получается. И тогда вопрос снимается. Либо у вас не хватает знаний – и вам подсказывают, либо не хватает сил – и тогда Семья смотрит, есть ли у них возможность эти силы вам дать.
46. С их стороны нет возможности дать силы – тогда и вопрос снят, к вам претензий нет. Ну не вырастили, не получилось, сил, понятно, не хватило, и помочь не смогли – вопроса нет.
47. Но вы должны в единстве так решать. Если это замалчивается, старается человек как-то обойти и сам по себе решает – это уже не единство. Всё, идёт нарушение духа Последнего Завета. Но так единую Семью не построить.
48. Сейчас резко по многим направлениям мы будем приводить всё в порядок. Потому что уже затягивать нельзя. Я сказал вам торопиться, но это уже не вчерашний день, уже достаточно много времени прошло после этого. Но это, опять же, время, учитывающее некоторую инертность человека.
49. Но может наступить момент, когда уже будет поздно. Догонять будет очень сложно, это может быть трагедией, в самом прямом смысле трагедией. Поэтому сейчас, пока ещё у вас на сегодняшний день (о завтрашнем уже говорить становится сложно) есть какая-то возможность, вы должны сделать всё правильно, активно прилагать усилия.
50. Поэтому такой вариант, который сейчас был обозначен, возможен в Семье как единичный случай, который может быть рассмотрен в качестве примера. Не обязательно за первый случай удалить из Семьи, но рассмотреть как пример. И больше ни один член Семьи этого не должен повторить.
51. Не получается что-то сделать из намеченного всеми – поднимите вопрос и оговорите, чтоб все понимали, почему у вас не получается (знаний не хватает, или сил, или каких-то дополнительных средств и возможностей, которыми тоже могут поделиться ближние). Но все должны знать, это же Семья. Все должны понимать, где какое слабое место внутри Семьи есть. Вот это очень важно.
52. Так что это относится действительно к нарушению. Но к нему можно двусторонне подойти. Но это не должно быть правилом».
53. «Если на очереди с такими же аргументами и точно с такими же нарушениями ещё несколько человек…»
54. «Если вы первое рассмотрели и после этого возникло аналогичное, то все с аналогичными могут быть сразу удалены из Семьи даже без голосования. Важен факт. Если происходит нарушение – всё.
55. Если это в один момент произошло, значит, это можно рассмотреть как пример, как один случай. Но после рассмотрения ничего подобного не должно произойти. Иначе пойдёт удаление из Семьи сразу».
56. «Я понимаю так, что больше с такого качества вопросами к Тебе обращаться не надо. Достаточно будет рассмотреть на Семье?»
57. «Вы можете только фиксировать факт, если такое произошло. И в Семье должны знать, что, если такое будет, будет только такое отношение.
58. Потому что человек, получается, неблагонадёжный. Если он утаивает, он обманывает. Но нельзя опереться на человека, который обманывает ближних. Он не может быть членом Семьи.
59. Вы должны просто порвать эту всю греховную зависимость такую ненормальную – вот это утаивание, обман, подозрительность. Это всё надо отсекать, и очень умело и активно. Потому что на самом деле это подозрение к ближним».
60. «Можно ли вывести брата из Семьи на мужском собрании за неисполнение общего решения, или лучше это сделать на общем собрании Семьи, если вопрос начали разбирать на мужском собрании?»
61. «Может быть достаточно мужского собрания. Может быть достаточно. Но озвучить можно уже при всех – почему, в связи с чем. Это уже можно всем обозначить, чтобы ни у кого не было ненужных домыслов».
62. «Добрый день. В случае если после исполнения заказа мастером (а это изделие из жести по индивидуальному заказу, из материала мастера) заказчик отказался забрать заказ не по вине мастера, а потому что сам передумал, можно ли в следующий раз именно с этого брата взять предоплату?»
64. Было бы в принципе лучше, конечно, если человеку, поступающему неправильно, нечестно, потом можно было бы отказать, и он понимал бы, что ему могут отказать в помощи, куда бы он ни обратился. Тогда это хорошо стимулирует к добросовестности, к правильному пониманию того, что он делает.
65. Но так как вы ещё пока не можете создать одно поле определённой такой, традиционной строгости, такие индивидуальные отдельные решения допустимы. То есть это откровенное проявление недоверия человеку. Но в данном случае оно не без основания. Такое возможно».
66. «Правильно я понимаю, что, рисуя и сливаясь с Тобой, я смогу приобрести Твои качества как художника?»
67. «Нет, неправильно, – улыбнулся Учитель. – Да не надо Мои качества приобретать, это совсем не нужно. Вам не надо приобретать ничьи качества. Вы просто старайтесь сделать качественно в принципе, как можно лучше из того, что вы умеете. Так и надо действовать. Не надо делать это так, как делает кто-то другой.
68. Вы у кого-то можете попробовать понять (в работах чьих-то) какие-то особенности, которые вам нравятся и которые вы бы хотели понять. Тогда, пробуя где-то порою копировать что-то, вы пробуете почувствовать, понять особенность того, что вам нравится. И как только сможете это почувствовать, начинаете реализовывать уже то, что вы сами чувствуете.
69. У вас это, может, с каким-то новым оттенком получится, интересно, так, как больше нигде не получается. Это лично ваше индивидуальное мастерство. Так и следует учиться: просто делать качественно, как можно лучше то, что вы делаете.
70. Это вот так вот и должно быть – многогранно и разнообразно. Оно не должно быть какой-то копией.
71. Тем более копию сделать в принципе будет невозможно, потому что в любом случае вы вкладываете свои переживания. И когда вы фиксируете линии, накладываете краски или создаёте музыку (вы касаетесь инструмента, вы переживаете), вы начинаете это вкладывать.
72. То есть вместе с механическим звучанием какой-то мелодии звучит ваше переживание, оно меняет вибрацию, которая начинает исходить от инструмента. Оно эту вибрацию дополняет. Может быть, это не сразу на слух кем-то ухватывается, кем-то улавливается, но это есть.
73. Чем дальше вы будете развивать свои качества, тоньше будете становиться – вы начнёте легко замечать, что на самом деле, когда мастер извлекает музыку или запечатлевает что-то на бумаге, вы сразу будете ощущать вибрацию, качество характерное, которое присуще только этому человеку. И та же самая музыка или картина, краски, положенные другим человеком, очень похожие внешне, физически, – на уровне чувств это будет другое.
74. На данный момент мало кто из вас способен эту разницу ощущать. Вы подмечаете только очень поверхностную разницу: где-то там видите – рисунок как-то по-другому, резче делается, или мягче, или плавнее, или угловатей.
75. То есть какие-то нюансы такие, легко фиксируемые визуально, вы можете подмечать. Но энергия – это как раз будет самым главным. И по мере развития, утончаясь, вы начнёте ощущать вот эту самую главную часть.
76. Где уже не будете смотреть, скопировал ли кто-то рисунок или музыку чью-то. Это вы не будете смотреть, это на самом деле неважно, а важно, как вкладывает человек свой чувственный мир в то, что он делает. И вот это индивидуальное звучание дополнительное и будет вас либо привлекать, либо отталкивать.
77. Если оно богаче чувственно выражается, чем то, что вы имеете внутри себя, вы будете чувствовать, что вы этим наполняетесь, вас это расширяет как будто бы. Если это беднее, вы это тоже ощутите: что не хватает чего-то, как-то бедновато. Значит, ваш чувственный мир несколько богаче, чем то, что было вложено мастером в его творение. Он может красиво сыграть, но чувственно что-то не то, как-то скудно, хотя звучит красиво. Надо ощутить будет, что вкладывает мастер.
78. Поэтому и важно, чтоб вы в нормальном смысле стали творцами, когда правильно прежде всего сформируете духовный мир свой, внутренний мир. Вот тогда мир Вселенной, мир Бытия ознакомится с настоящими творениями детей Бога. Настоящие, истинные творения, которые действительно начнут менять очень сильно окружающее пространство.
79. То, что сейчас творится, это не меняет пространство. Оно дополняет новыми звучаниями какими-то, но пространство оно не меняет, потому что мир внутренний слишком скуден. Поэтому может очень грамотно всё звучать, но слушать не хочется: скудно.
80. Вот надо переключиться будет с этими особенностями внутренними впоследствии, и тогда мир творчества выйдет на новый уровень, настоящий уровень. А сейчас вы просто учитесь, пробуете, знакомитесь… Хотя и являетесь во многом мастерами в искусстве, но знакомитесь. Вы пока просто делаете вот эти первые шаги. Что-то интересное достигли, но только во внешних формах достигли, внутренне – мало.
81. Поэтому когда большинство представителей на Земле со скудным духовным миром, конечно, они друг друга и хвалят. Им нравится, как исполняется что-то, как творится красиво, им это нравится. Они тоже не ощущают внутренний мир, они смотрят, как это лепится снаружи. И оно грамотно, оно красиво, да. Отлично – на тебе медальку на бок. И человек гордо пошёл дальше: он мастер. Но на самом деле там пока ещё слушать нечего, душой нечего взять.
82. Но это будущее, вновь повторяюсь. Это всё будущее, к этому надо подойти. Поэтому первая задача здесь у вас – это сформировать духовный мир. Вы должны быть очень богаты внутри. Утончиться духовно должны сильно. Вот тогда, изливая, вы начнёте очень значительно и активно менять окружающее пространство. Но не до этого. Вот именно это сначала сделать надо.
83. Поэтому мы не делаем главный упор на постоянное творчество, чтоб вы постоянно с дудками ходили, с кисточками, чтоб обязательно, если спать ложитесь, вы в краске ложились (упали у мольберта – не страшно, нормально, главное, что у вас мастерство растёт). Мы не ставим эту задачу. Здесь у вас много творческих людей, способных творить красивое, но упор здесь не на это.
84. Это хорошо, эти качества у вас есть. И они и должны быть у людей, духовно формирующихся, подающих надежды, что у них есть сейчас интересные возможности далеко шагнуть, правильно поработав над собой.
85. Но главная цель будет поставлена на вот эту правильную работу. Остальное – даже если вам не удаётся, не хватает времени потрудиться в творчестве и как-то поддержать мастерство своё, уменье – это не страшно.
86. Вы выживите хотя бы. Это же прежде сейчас ставится – вы должны выжить. А выжить вы сможете, когда вы монолит вместе. Монолит – когда вы полностью доверяете друг другу.
87. Если вас соединил только страх от того, что, случись что-то вовне, как же в одиночку прожить (одиночкой сложно будет вспахать, сделать легче вместе), если вы только от этого соединяетесь, вы не монолит, вас легко разъединить.
88. И при первых же трудностях каких-то вы легко разъединитесь на разные группы. Потому что появятся разные лидеры, разные крикуны, они вас начнут делить между собой. Вы не монолит. Это опасно. А вы должны стать одним целым.
89. И вот Последний Завет связан с тем, чтобы сделать вас одним целым, чтоб вы доверились друг другу, чтоб перестали бояться друг друга, чтоб перестали требовать друг с друга, научились понимать друг друга и всегда быть готовыми поддержать друг друга, подставить плечо.
90. Вот к этому, в общем-то, ведёт весь Последний Завет, это и есть основы духовного развития. Вот когда основа сцементируется, крепко уляжется, станет под всё ваше, на этом вы начнёте строить Храм красоты.
91. Но это основа. Её нельзя делать с трещинами, Храм рухнет. На каком-то этапе строительства вы можете уже любоваться где-то… вот осталось там последний куполок построить… Но он завалится, будет горе большое.
92. Поэтому надо сначала сделать этот фундамент. Не торопитесь гнать стены. Сделаем качество фундамента – потом всё построите. Такой фундамент со временем не разрушится.
93. Не сразу построите Храм – не страшно. Фундамент такой, если вы сделаете правильно, не разрушится никогда. Вы просто перешагнёте определённую грань и ступите на Путь Вечности. Будете тысячу лет, десять тысяч лет, сто тысяч лет строить Храм – стройте на здоровье. Он построится. Главное – основа. Вот Последний Завет. Так что…
94. Всё, пока завершим на этой важной ноте. Надеюсь, вы ещё раз взбодрились, готовы вновь сделать важные, активные шаги.