Повествование от Вадима

Часть 14

Глава 6

Весной, в апреле-мае, Учитель написал пастелью четыре картины: три портрета (священника Сергея, Сони, сына Елисея), и пейзаж — вид из окна Своего дома на весенние березы.

2. В эти месяцы Учитель много и увлечённо работал пастелью — материалом, дающим мягкие, лёгкие и чистые цветовые сочетания. Тщательная техника письма позволяла Художнику создавать живописные пастельные работы высокого реалистического уровня.

3. Девятого июня Учитель спустился с Горы в Черемшанку, пообедал, как обычно во время выхода, у Гели, мамы Вадима, и уже из Петропавловки отправился в аэропорт Абакана. А вечером десятого июня прибыл в Петербург из Москвы скорым поездом с названием «Аврора».

4. В Петербурге Учитель с учениками остановился на квартире у Лидии.

5. Утром следующего дня Виссарион побывал в Манеже на выставке живописи выпускников художественных учебных заведений Петербурга. Оттуда отправился в Академию декоративно-прикладного искусства им. Мухиной, где ознакомился с музеем Академии и классом рисунка, посмотрел пастельные работы одного из педагогов.

6. В здании Академии Учитель внимательно осмотрел единственную в мире копию, отлитую с оригинала, грандиозного древнегреческого барельефа «Пергамский алтарь».

7. «Вот это мастерство! Даже внутренние, скрытые от глаз, формы барельефа выполнены с той же тщательностью и умением!» — с восторгом и уважением отозвался Он о мастерстве древних скульпторов.

8. Утром двенадцатого июня Учитель был в Петродворце в здании музея Бенуа на выставке петербургских мастеров пастели.

9. Завершив просмотр представленных работ, ученики показали администратору и смотрителям выставки фотографии картин Учителя. Восторг от увиденного был нескрываемым. Все были удивлены, что где-то в таёжной Сибири есть художники такого уровня, который редко встречается в современной живописи.

10. В музее семьи Бенуа Учителю особенно понравились акварельные работы Альберта Николаевича Бенуа.

11. Из Петродворца Виссарион сразу же отправился в эзотерический центр «Другой мир», в храмовом зале которого Его ожидала встреча с жаждущими её.

12. Зал был заполнен. На встрече были не только петербуржцы и последователи из близлежащих городов, но и последователи из Белоруссии, Латвии, Эстонии.

13. В начале встречи было сказано Учителем: « …Прежде всего ваша мудрость — в умении общаться друг с другом. Всё ваше будущее зависит от того, как вы друг к другу подходите, что вы друг о друге думаете. От этого зависит будущее.

14. Не от того, изобретёте ли вы какие-то механизмы или нет, научитесь ли разгадывать гены своей биологической оболочки или нет, — не от этого зависит будущее. А от того, как вы умеете подойти друг к другу и что вы друг о друге подумаете (либо до встречи, либо после встречи), как вы оцените действия друг друга.

15. Вот так и начинается конфликт, с которым человек пробует справиться уже тысячи лет, но как будто бы бьётся постоянно об одну и ту же стену, придумывая всевозможные иллюзии, как обойти этот труд и каким-то иным образом подумать о будущем. Но всё остальное — это будут глупости, это будет действительно только иллюзия.

16. Замечательное будущее ваше заключено в том, как сегодня вы учитесь увидеть друг друга. Вот этим усилием нужно руководствоваться прежде.

17. Когда вы подходите друг к другу, что вы не знаете, как правильно сделать? Попадая в ту или иную ситуацию, вы всегда должны задаться вопросом как верующие, как те, кто очень хочет верить Богу, очень хочет посвятить себя служению Богу: как вам — тем, кто хочет научиться любить — надо поступить? Ближний сделал так-то и так-то … Что вам в ответ нужно сделать? Вот так надо рассмотреть каждый свой день.

18. И не пугайтесь того, что вопросов таких на первый взгляд видится очень много. Это не страшно. Не пугайтесь, что сразу не можете увидеть ответов. Начните хотя бы один или два шага уже делать правильно.

19. Это обязательно поведёт к тому, что будет изменяться правильно уже ваша психика, ваше сознание; и восприятие окружающей реальности станет гораздо более ясным. Тогда вы увидите и следующий шаг — третий … четвёртый … и так далее. Хотя бы один шаг правильно уясните — и вы уже частично победили себя.

20. А вопросов таких будет много. Но не пугайтесь задачи. Смотрите не её решение. Прежде всего занимайтесь решением задачи».

21. Встреча продолжилась вопросами к Учителю.

22. «Соседи по коммуналке пытаются занять мою жилплощадь. Они сделали так: уговорили мою дочь написать заявление по поводу её ребёнка, что в случае отъезда в санаторий она отказывается от него на время. Она не разобралась … В общем, ребёнок попал в детский дом, дочь лишили родительских прав …»

23. «Надо обязательно будет попробовать уяснить, что именно ты не знаешь, как правильно сделать. Как установить справедливость вокруг себя? Так не получится.

24. Вы живёте в условиях, где вас серьёзно должны испытывать, где вскроется всё, что вы имеете внутри. Чтобы излечить болезнь, ей надо дать обостриться.

25. Вы сейчас проходите то, что проходит всё общество, весь мир. Пойдёт обострение психических особенностей у человека, того, к чему он предрасположен.

26. Поэтому масса ярких ненормальных явлений сейчас начнёт происходить. Можно даже сказать — условно ненормальных, потому что они в связи с происходящими событиями закономерны. По большому счёту, это всё нормально. Но с этических позиций, на которых вы воспитываетесь, это, конечно, действия ненормальные. Так вот их избежать будет нельзя.

27. И каждый должен будет не задаваться глобальной идеей, как установить справедливость вокруг, как изменить общество, а посмотреть на те действия, которые он действительно в силах сделать.

28. Надо вычленить из всех обстоятельств сложных, в которые вы попадаете, то, что вы действительно способны сделать, но не знаете, а правильно ли будет это сделать. Не чтобы, описав какую-то сложную, большую ситуацию, сразу спросить: «Что мне теперь делать?». Так будет неверно задаваться вопросом.

29. Попробуйте посмотреть: что вы можете сделать, но смущаетесь — а не будет ли это противозаконно, не будет ли это противное Богу? Но чтобы это было то усилие, которое конкретно вы действительно можете сделать. Вот на это прежде и нужно будет опираться — на ваше умение.

30. А спрашивать то, что в принципе вы порой просто не можете сделать, нет смысла. Вы всё равно это не сделаете.

31. Поэтому большую задачу надо обязательно раздробить и посмотреть, что в силах вы сделать. Если действительно есть эта возможность, можно смотреть дальше: надо ли сделать? или как верующей лучше отнестись к этому проще, смиренней, спокойней?»

32. «Мой сосед по коммуналке ограничивает мою жизнь. Он запрещает, например, ко мне поселяться моим друзьям, жить моим друзьям запрещает …»

33. «То есть заходит и просто запрещает?»

34. «Ну, устраивает истерики совершенно жуткие, эмоциональные такие, что у меня сердце начинает колотиться и я просто не знаю, куда мне бежать …»

35. «Сейчас очень сложный вопрос получается, не совсем точный, потому что картина не рисуется простая.

36. В вопросе надо очень чётко обозначить саму картину — что же на самом деле происходит. Когда вы переходите к образам, получается сложный вопрос. За каждым образом подразумевается очень много разных конкретных обстоятельств. На какое из этих конкретных обстоятельств дать ответ? Их много.

37. Здесь нельзя дать конкретную подсказку. Она выйдет точно такая же образная. И ей воспользоваться будет сложно, потому что под неё вы подведёте любой присущий вам поступок, который Я мог и не подразумевать».

38. «Но у меня всё так спуталось! Сейчас клубок вопросов, и я уже на краю …»

39. «Ну, во-первых, надо просто реально посмотреть вокруг и быть благодарным происходящему. Это хорошо, что всё так происходит; хорошо, что кто-то ворчит, и очень хорошо, что кто-то истерику перед тобой разворачивает».

40. «Но меня ограничивают …»

41. «Ну и здорово! Замечательно, что тебя ограничивают».

42. «Я живу, как в тюрьме».

43. «Удивительная возможность пожить тебе в одиночестве, как-то так успокоиться. Как в тюрьме — это просто замечательно!

44. Учитесь прежде всего к реальности относиться благодарно. Она вас чему-то учит. Если вы выработаете вот это положительное отношение (оно жизненно необходимо), тогда вы сохраните трезвость мышления и дальше.

45. Если вы допускаете вот эти переживания, связанные с вашим осуждением поступков ближних, вы, тут можно грубо сказать, просто глупеете — оценить трезво происходящее вам будет сложнее.

46. Чем больше вы будете проявлять в себе обиду через вот это осуждение, тем глупее вы будете становиться. То есть сознание от этого немножко своеобразным становится в восприятии реальности и в осмыслении её. Выводы, которые начнут у вас появляться, будут очень специфические; они будут подчинены этой обиде. Это будут неразумные поступки, хотя выглядеть могут логично для вашего состояния на тот момент.

47. Поэтому, чтобы сохранить ясность, хорошую трезвость мышления, выработайте благодарность к происходящим событиям. Если несут вам боль, в данный момент это хорошо. Подумайте, чему учит вас эта ситуация.

48. А если у вас на этот момент в виде реакции проявляется что-то негативное — так вот вам и ответ. Вы же не должны это негативное выделить из себя. Вы же верующие! Вы учитесь любить, вы учитесь служить Богу. При чём здесь ваша обида?»

49. «И что делать с этим негативным, когда оно всё-таки есть?»

50. «Учиться увидеть положительным то, что кажется негативным. Надо перевернуть восприятие своё, поменять образ в голове. В зависимости от конкретной ситуации негативного характера меняем её на аналогичный образ, но положительного характера. Тут нужно будет учиться многому, потому что, бывает, не хватает у вас образов необходимых …

51. Общаясь друг с другом, немалому можно научиться. Кто-то уже умеет что-то делать, он легко поделится своим опытом. Очень важно, общаясь друг с другом, обогатиться мудростью. Ведь каждый из вас умеет что-то, что не умеет другой. Посмотрите, сколько вас здесь сидит … и значит, правильно пообщавшись со всеми, на столько же случаев каких-то уникальных, вам незнакомых, вы можете обогатиться. Представляете, как хорошо можно набраться мудрости!

52. Но этого не хочется … Ведь кто-то будет учить, кто-то будет подсказывать. И сразу — раз, внутри что-то зашевелилось как-то неприятно: «Что это такое? Учит тут ходит! Он-то не умеет, а учит почему-то!». А как по-другому? Он всё не может уметь, но это умеет лучше сделать, поэтому он в этом и подсказывает. И так вы, друг с другом общаясь, должны учиться.

53. Прежде всего надо учиться положительному отношению к окружающей реальности. Да, она может быть болезненна, она может быть очень неприятна. Но посмотрите, что положительного она вам помогает увидеть.

54. И вы начинаете менять эту реальность, усилием воли меняя своё отношение к этой реальности, хотя всё внутри дребезжит от того, что хочется обидеться … Вот это начинается активное воздействие на окружающую реальность. Как будто несётся поезд, такой дикий, большой, тяжёлый … По каким-то накатанным рельсам проложенным он несётся … И ваша задача — остановить его.

55. Глупо думать так, что вы руку высунули и поезд сразу — «бам» и на месте встал. Не встанет. Но, начиная прикладывать усилия, вы начнёте его тормозить. Хотя это может показаться незаметным сначала, но он начнёт тормозить. Дайте время. Будьте спокойны, терпеливы. Время нужно. Но это годы …

56. Это самое сложное испытание для человека. Ведь вы привыкли всё делать, ожидая, что очень быстро должно получаться. Загорелись чем-то, всё — вот сейчас … раз, два … завтра, наверное, уже сделаем. А оно не делается завтра. Через месяц точно так же оно не делается. Через год … никак не получается. Два года — уже неинтересно: да ну, ерунда всё это! И всё. Ваш порыв гаснет, и пошло … Уже другое что-то входит в голову, отвлекающее, создающее новую волну заинтересованности, но уже в какую-то другую сторону.

57. Вот так человек мечется, ищет себя … Но эта склонность его психики (опираться прежде всего на то, что быстро даётся, легко даётся) — это чисто эгоистическая такая особенность. Она, конечно, многое портит. А здесь надо настроиться на большой труд в течение многих, многих лет. И однажды, спустя многие годы, вы сможете уже по достоинству сказать: «Я победил мир!».

58. Это ваша задача. Но это труд колоссальный! И помочь может только Вера человеку. Священная Вера здесь крайне необходима, так как многие явления объяснить будет вам сложно. Уровень сознания не позволяет увидеть эти закономерности. Но даже если и дать их увидеть, это не означает, что вы действительно начнёте правильно делать.

59. Вы о многом знаете, что так не надо делать … Но делаете. А почему? Ведь вы чётко знаете, что этого делать не надо. Потому что вами руководит ваш чувственный мир, и он является определяющим. А он не поддаётся логике. Здесь нужно волевое усилие. Делая его, вы сразу соответственно видоизменяете свою психику и уже несколько иначе начинаете существовать, начинаете менять пространство вокруг себя.

60. Так что надо просто терпеливо взяться прежде всего за положительное видение мира. Ну, закричали — прекрасно! Посмотри, что ты в данном случае не знаешь, как сделать. Надо ли поругаться в ответ? Не надо. Надо ли куда-то сбежать и закрыться в норке? Не надо. Можно ли остаться на месте и с улыбкой посмотреть в глаза чьи-то взволнованные? Замечательно! Попробуй …»

61. «Как правильно строить отношения между начальником и подчинёнными? В данное время имеет место карьерный рост, возникают склоки между людьми. И если один человек верующий, другой — неверующий, то неверующий старается всячески как-то обойти …»

62. «Теперь надо перейти к более конкретному. Отношения строятся из множества разных обстоятельств. Что именно ты не знаешь, как правильно сделать?»

63. «Это касается финансового вопроса. Как правильно себя вести, чтобы не быть обманутым другим человеком? Просто он старается играть себе в угоду, а если постоянно ему потакать …»

64. «Что сделать, чтоб тебя не обманули?»

65. «Да. То есть как вести себя в таком случае?»

66. «Да и не надо задаваться такой идеей. Ну, обманут — и замечательно! — В зале послышался смех. — Но тогда твоя задача должна заключаться в том, чтобы ты никого не обманул.

67. Вот это и есть особенность сегодняшнего времени. Вы видите массу как будто бы несправедливых действий. Что они вас подмывают сделать? Эту справедливость восстановить. Значит, надо поставить на место того, кто что-то сделал неправильно. То есть вы выбираете себе роль быть судьёй.

68. Обстоятельства толкают вас к тому, чтобы вы стали судьёй, и более того, ещё и воплотителем каких-то судебных утверждений: то есть, как палач, вы должны реализовать наказание. Вот вы и увлекаетесь тем, как бы кого-нибудь наказать.

69. И некоторые уже просто, набираясь всего этого с возрастом (нередко можно такое встретить), сидя у телевизора, вспоминают: «Ну, сейчас бы взять автомат и вот так вот пройтись по всем!». И каждый день человек смотрит «Новости» и «автоматом проходится по всем» … Вот единственное, к чему он пришёл. Автомата нет, но хоть поговорить каждый день, как бы он это делал …

70. Вы действительно позволяете этой шизофрении всё больше и больше над вами брать верх. Что ж вы делаете?

71. Так вот самое важное-то во всём этом — посмотреть: а вы-то что стремитесь делать в этой жизни? Да, они, может быть, и неправильно делают … Но что вы сейчас стараетесь делать? Ругать? Тогда спросите себя: а как надо поступить верующему человеку, достойному человеку, чаду Бога Великого? Вы должны действительно ругать друг друга? Нет, не должны.

72. Главное, надо искать не защиту от окружающих, а искать ответ на вопрос — как вы можете стать полезными друг другу? Что вам надо сделать, чтоб оказаться полезными в смысле положительном, чтобы действительно помочь как-то ближним чуть-чуть отогреться?

73. Может быть, человек не сразу увидит Истину, но рядом с вами он почувствует себя как-то уютней — ему теплее, что вы рядом есть. Хотя он и склонен вас ругать, обмануть и тут же как-то защитить, за ухо покрутить … И вам больно.

74. Но у вас должна быть линия поведения, которая поможет человеку почувствовать что-то особенное, тёплое. Он почувствует, что ему не хочется больше «крутить вам уши», как-то стыдно за своё поведение, каким-то диким оно уже ему начинает видеться … И он начинает меняться. Но надо время, где вы упорно творите правильный шаг.

75. Окружающие изменятся. Но не задавайтесь целью — как их поменять. Если кому-то надо вас ударить, он ударит. Если будете постоянно бегать с идеей, как спрятаться от того, чтоб вас не ударили, — вас обязательно ударят. Но уже способствовать этому будете вы сами, стремясь скрыться от удара. Потому что вас надо учить, что от этого бегать нельзя. Вы всё равно от этого никуда не убежите.

76. А вот идти навстречу всему тому, что может ударить, — вот это задача человека. Вот так вы начнёте менять друг друга.

77. Самое главное, смотрите, что вы в данном случае должны сделать. Если вас хотят обмануть, посмотрите, что вы можете сделать из того, что может быть достойно верующего человека. И сделайте это.

78. Но если это выходит за рамки достойного поступка верующего — этого делать нельзя. Тогда спокойны будьте: обманут — так обманут, ну и ничего. Вас лишили каких-то там денег, за которые, может быть, вас хотели побить. А вас их лишили. Ну, спасли жизнь … а вы сетуете. Так того, кто это сделал, надо другом считать!»

79. «С чего начать, чтобы суметь входить в молитвенное состояние?»

80. «Что нужно сделать, чтоб войти в молитвенное состояние? Учиться искренне это делать. Молитва творится от сердца. Чем искренней вы будете её делать, тем лучше у вас будет формироваться молитвенное состояние.

81. Но не ищите лёгких путей. Не бывает такого, чтобы молитва вам была дана и вы все, взяв её, тут же начали читать и впали в какой-то транс … вы сразу заблагоговели, у вас трепет появился … Нет. У кого-то он появится быстро, у кого-то дольше не появится.

82. Всё зависит от того, насколько вы открыты к Божественному, что преобладает в вашей психике прежде. Вот от этого будет зависеть степень вашей трепетности, способность ощущать благо, которое в этот момент начинает вокруг вас формироваться.

83. Поэтому не задавайтесь целью, как быстрей этого достичь. Чем искренней будете делать, тем правильней вы делаете, и продолжать так надо. И потихонечку начнёт происходить видоизменение вашего существа.

84. Молитва — это особенное таинство. Оно начинает формировать вокруг энергоинформационное поле таким образом, когда происходит на клеточном уровне видоизменение вашего существа, вы программируетесь молитвой на определённую вибрацию.

85. И чем больше вы начинаете возвращаться к этому молитвенному состоянию, тем на самом деле здоровее, более благостным будет ваше существование. То есть восприятие, ощущения будут более устойчивыми, более благоприятными.

86. Поэтому, конечно, надо учиться удерживать благостное состояние в себе. И главным противовесом в этом для вас является ваша суета: надо сбегать туда, надо сделать то …надо приготовить, надо постирать … И молитвенного состояния не существует.

87. Конечно, если говорить о каких-то явлениях, связанных с монастырским образом жизни, то там больше такой возможности. Но там другая крайность — большая оторванность от жизни.

88. В общем-то, надо каждый день нести конкретную помощь, когда ты находишься рядом с человеком и позволяешь ему на тебя опереться, а не когда находишься от него на большом расстоянии, молясь за него. Надо рядом быть. Очень важно для человека слабого видеть пример, очень важно увидеть сильного человека, который как-то побеждает то, что слабый победить не может. Видеть именно в этой реальной жизни.

89. Поэтому, конечно же, надо учиться удерживать молитвенное состояние как можно больше. Почаще думайте о Божественном, славьте имя Бога. Пусть ненадолго, но чаще возвращайтесь своим сознанием к теме, которая для вас священна, которая позволяет удерживать более-менее благостную вокруг вас атмосферу.

90. Но не ищите постоянных благостных состояний, потому что вы ощущаете на себе воздействие окружающей реальности достаточно сильно. Не только мира природы в виде самой Земли, Луны (полнолуние, новолуние), звёзд, вспышек от Солнца … но вы очень сильное воздействие испытываете друг от друга, от тех, кто живёт рядом, от того, о чём они думают, какой эмоциональный выброс создаёт та или иная семья рядом с вами … И тем более когда вы живёте в многоквартирных домах … Это такой рой! Там просто невероятное что-то творится!»

91. В одно из мгновений встречи серьёзный мужчина попросил Учителя назвать адрес Отца.

92. «Адрес? Улица Небесная, 1», — сказал с улыбкой Учитель. Ответ был встречен смехом и аплодисментами.

93. «Получаю в подарок изделие мастера, которое мне не нравится. Какая правильная реакция верующего человека: поблагодарить и похвалить вещь лицемерно, поблагодарить без комментариев или поблагодарить, указав на недостаток?»

94. «Здесь всё будет зависеть от вашего умения. Указать на недостаток — это тоже уже связано с умением вашим оценить подаренную вещь.

95. Но здесь на вопрос хотелось бы не только для одного ответить — как принимать такие подарки, но и для того, кто хочет дать подарки. Так подарки давать неверно. Мастер может в подарок отдать свою вещь, но наиболее благоприятные условия для этого — это когда он видит, что человеку этому нравится его изделие, когда он видит, как загорелись у него глаза.

96. Человек может не сказать: «Дай эту вещь мне», — но видно, как ему она понравилась. Мастер должен почувствовать: это очень важно ему отдать, хочется отдать … что-то за этим скрывается, что хочется именно вот так реализовать — отдать в его руки. Тогда это будет уместно.

97. Тут можете даже переспросить: «Можно я отдам вам?». Не обязательно сразу сунуть ему в руки … Ну а в каких-то обстоятельствах можно будет просто тихонько положить на крылечко дома. Тоже возможно.

98. Но прежде надо убедиться где-то внутри себя, с помощью какой-то информации или только на уровне чувств, что это действительно нужно тому человеку. Тогда дарите смело.

99. Этот вопрос много-много разных нюансов имеет. И тут, конечно, Мой ответ будет недостаточным, чтобы на каждый отдельный случай им воспользоваться. Но, по крайней мере, ориентир, Я надеюсь, вам понятен — мастер прежде должен как-то внутри себя осознать, что это действительно нужно тому человеку; тогда дарить благоприятно.

100. Просто поторопиться отдать — неверно. Потому что действительно ставится человек в неловкое положение, если он видит, что это не только ему не нужно, но ещё и не нравится. Куда же он это денет? И отказать ему будет неудобно: он не хочет вас расстроить.

101. То есть он ставится в условия, где ему приходится вам лицемерить, сказав: «Спасибо, хорошо, у-у, как здорово! Замечательное творение!». Потом приходит и бросает его прямиком в ведро или в печку, потому что действительно — зачем оно? Он понимает, что оно будет только захламлять пространство. Такая неудобная ситуация, бывает, нередко создаётся.

102. Но если всё-таки вам что-то дарят, не торопитесь, конечно, скривить лицо и выразить неудовольствие. Найдите слова ободряющие. Ведь в данном случае человек попробовал что-то сделать, попробовал быть полезным. Может, это его первые попытки быть полезным, поэтому в какой-то мере он ищет одобрения, которое очень важно ему на первых шагах.

103. Когда, делая в чём-то первые шаги, ваши дети прибегают к вам и показывают что-то чрезвычайно примитивное, что вы торопитесь сказать своим детям (то есть тем, кого вы любите)? «О-о, как здорово! Ну надо же, как ты здорово делаешь!»

104. Хотя (если посмотреть более трезво) прибежал бы ребёнок другой с тем же самым рисунком — вы бы сказали: «Что это такое? Кто ж такое делает-то?». А ваш ребёнок прибежал — «О-о! Надо же, какой ты молодец!»

105. Видите, вы, в зависимости от того к кому как привязаны, даёте совсем разные оценки на одно и то же явление. А здесь надо видеть прежде всего вот это устремление человека — быть полезным. И если он сделал что-то неумело — это ж его первый шаг, чуть-чуть взбодрить его было бы неплохо.

106. Но и соответственно какие-то подсказки в этом случае не исключаются. Просто критиковать нет смысла. Подойдите с другой стороны, где вы можете подсказать, а как лучше было бы сделать: «А может быть, тут вот так сделать?.. А давай в следующий раз ты вот так сделаешь … Может быть, вот эта идея тебе понравится?».

107. То есть вы вносите положительную подсказку, а не просто говорите: «Вот это плохо. Так нельзя. Вот это не нравится». С положительной стороны выразите свою подсказку — вот это будет интересно.

108. Ну а дальше, конечно, поблагодарите … Но тут ситуация специфическая может быть. В зависимости от того с кем вы общаетесь, может быть ситуация, когда вы просто поблагодарите и унесёте подарок домой. Но возможно, что и выбросить его будет тоже уместно.

109. Если он действительно не нравится, находиться у вас предмет не должен, он будет мешать вам. Тут не зазорно будет просто убрать этот предмет куда-то либо подарить тому, кому он понравится (может, и такой человек появится).

110. Либо вы, если это хороший знакомый, ваш друг, который уважает ваше мнение, можете сказать: «Ты знаешь, да мне сейчас это не надо». Можно даже и просто сказать: «Ты знаешь, не нравится, не то … Может быть, вот так удастся сделать?». То есть всё зависит от того, с кем вы общаетесь. Возможны варианты разные здесь.

111. Если вы знаете, что человек может сильно обидеться, расстроиться и просто забросить тот инструмент, с помощью которого он попробовал сделать первое изделие, то, конечно, не надо говорить ему, что это не то, оно не интересно, оно не нужно, — не торопитесь. Здесь важна ваша психологическая поддержка. Это окрыляет, возникает желание ещё больше сделать, и человек начинает учиться. Он научится! Но не скупитесь на эти добрые пожелания.

112. Но и умело высказать подсказку тоже немаловажно. Просто лицемерить: всё замечательно, всё прекрасно! — это не всегда положительно может сказаться».