Повествование от Вадима

Часть 11

Глава 22

Седьмое октября. Петропавловка.

2. «Ну, спрашивайте. Давайте немножко побеседуем. Что вам к этому часу хочется уяснить?» – начал Учитель встречу.

3. «Учитель, при моделировании ситуации, где со мной себя грубо ведут и унижают меня, я представляю знакомого мне человека, с которым могла бы произойти эта ситуация. И не превращается ли моё моделирование в негативное домысливание, потому что, когда я с ним вижусь, я уже внутренне настраиваюсь, что это может произойти?»

4. «Нет, не надо так моделировать».

5. «А как?»

6. «Промоделировать можно ещё раз ситуацию, где, если это уже проявилось как-то и ты не смогла правильно отреагировать, ты можешь саму себя ещё проверить, как ты продолжаешь к этому относиться дальше, и попробовать воскресить в памяти что-то негативное, что тебя уже задело. И, вот так возвращаясь к чему-то, ты пробуешь к этому выработать правильное отношение, но к уже знакомому переживанию, которое у тебя уже запечатлилось в сознании.

7. А специально моделировать негативную ситуацию с человеком, с которым ещё эта ситуация не происходила, не надо. Это будет неправильный подход. Иначе ты начнёшь закладывать некоторые отклонения внутри себя, и они в данном случае уже будут лишними, они будут мешать.

8. Тем более что склонность додумывать негативное (или иными словами сказать – предрасположенность додумать негативное) очень велика у всех. И при контактах друг с другом вы уже вольно или невольно боитесь друг друга.

9. Поэтому ещё и включаться в это активно, чтобы ещё подумать о вероятной какой-то негативной ситуации, начать её моделировать, фантазировать, – конечно, в данном случае не будет правильным, положительным, для того чтобы учиться правильно двигаться дальше.

10. Надо всегда подходить друг к другу доверяясь, даже не предполагая, что кто-то что-то может сделать болезненное для вас. То есть именно подходить друг к другу нужно так. И продолжать жить и знакомиться, не ожидая, что вот-вот человек может сделать какую-то боль. Да нет, вы даже не предполагаете, что он может сделать.

11. Но если он сделал, вы тут сразу и будете уже смотреть, как вы правильно призваны на это ответить».

12. «Как-то услышала в Твоей проповеди: «Зачем вы такое представляете? Вы же себя запугиваете». А чем отличается моделирование от запугивания себя?»

13. «Сейчас этот вопрос уже не нужен. Сейчас ты хочешь дальше моделировать такую тему?»

14. «Но если не представлять конкретного человека…»

15. «То есть представлять что-то туманное, которое тебя запугивает… Вот подошёл туман какой-то, да, тёмный, начинает тебя пугать. Это представлять хочешь? Или как?

16. Посмотри, как сейчас Я тебе пред этим отвечал. Ты, живя, двигаясь вперёд, учишься очень просто относиться к тому, что тебя ожидает. Очень просто, с позиций прежде положительных, когда ты не подразумеваешь, что там что-то может для тебя быть опасным. То есть ты идёшь легко, смело, доверительно двигаешься вперёд. Поэтому моделировать негативное будущее не надо.

17. Я же тебе давал ответ, поясняя ситуации, где ты воскрешаешь запечатлённое в памяти. Значит, эта ситуация у тебя запечатлилась каким-то неприятным следом внутри. И ты, воскрешая это, можешь проверить, как ты продолжаешь к этому относиться: продолжаешь ли ты обижаться или у тебя уже изменилось к этому отношение. И если чувствуешь, что у тебя опять возникает обида при воспоминании, ты уже учишься работать на эту тему.

18. То есть учиться просматривать, что у тебя задевается, почему задевается. Ты находишь какие-то причины. Или, если трудно это вычленить в себе, просто учишься оправдать ситуацию, которая произошла однажды, просто учишься благодарно к этому отнестись.

19. Ибо если она только принесла какую-то неприятность, но ты не знаешь для чего, то ты уже благодарна Богу за возможность, попав в эту ситуацию, учиться воспринимать человека таким, какой он есть.

20. То есть он пока тоже что-то мог не понять или что-то недооценить и невольно причинил тебе какую-то боль, даже не сознавая достаточно глубоко, что он на самом деле сотворил. Ты учишься его принимать таким, какой он есть, уважительно к нему относясь, понимая, что в нём частица Бога.

21. И вот здесь уже очень много вариантов, которые могут проявляться внутри вас, на которых вы должны учиться, правильно давая оценку, уже правильно реагировать. То есть это надо внимательно всё рассматривать. Но это прежде моделирование, связанное с прошлым вашим шагом.

22. И в то же время, рассматривая его, вы не уберёте в себе негативный корень, который даёт такую реакцию. Вы подготавливаете почву, для того чтобы убрать этот корень, таким моделированием.

23. Но убирать вы можете только в минуту, когда у вас аналогичная ситуация возникает и вас начинает зажигать. Вы в этот момент должны суметь правильно отреагировать на эту ситуацию.

24. Ни одно моделирование не уберёт у вас эти корни. Ни одно! Оно будет немного подготавливать вас к тому, чтобы достаточно быстро суметь, к примеру, найти необходимое решение, чтобы предпринять какое-то усилие уже в нужном направлении.

25. То есть, если вы, моделируя с разных сторон, как-то нашли необходимое решение, которое вы увидели правильным в этом случае, уже как-то у вас в памяти, в сознании отложатся вероятные правильные усилия. И как только ситуация возникает, эти усилия быстро начинают воскрешаться в вашем сознании (вернее, не усилия, а образы об этих усилиях), и вы тут же начинаете быстро пробовать эти усилия прилагать.

26. То есть вы не пробуете задумываться в поиске этих образов, они быстро смогут у вас появиться в сознании. Ведь вы понимаете: чем быстрее вы опомнитесь, тем больше шансов у вас что-то взять под контроль в себе.

27. Чем больше вы отдаётесь воле захватывающего вас вихря переживаний, тем сильнее он вами овладевает и вы сильней теряете контроль над собой. И наступает минута, где интервал, условно так названный, вы теряете. Допустимый интервал, за которым вас начинает, мягко говоря, нести.

28. Всё, вы потеряли контроль, вас несёт. Вы уже не можете с собой совладать, вы уже говорите что-то, где-то внутри понимаете, что что-то видимо неправильно говорите, но уже остановиться не можете, а продолжаете говорить какие-то глупости.

29. Так вот, пока разгон набирается, естественно, чем раньше вы попробуете остановить, тем больше возможностей это остановить. Потому что разгон только набирается, значит, скорость чего-то разгоняющегося пока ещё мала. Потом она чуть сильнее, больше, больше…

30. И чем больше набирается ускорение, тем останавливать сложнее это ускорение. Чем быстрее будете останавливать, тем лучше. Но, значит, тем быстрее вы должны и вспомнить необходимое решение, после которого вы уже начнёте усилия прилагать в том направлении.

31. Поэтому моделирование подготавливает почву вашу, какие-то условия вспомогательные, для того чтобы вы в нужный момент попробовали выдернуть лишний в себе корень. Но выдёргивать его надо будет, только когда возникнет аналогичная ситуация.

32. Когда вы в них попадаете, не забывайте: у вас наступает минута решать для себя эту задачу внутри себя, то есть реально двигаться к спасению.

33. Поэтому, когда вы чувствуете – что-то задето у вас внутри, присмотритесь к своему поведению: как вы начинаете общаться с ближними, которые задели вас, что именно у вас было задето в этом случае.

34. Вы должны тут же постараться уметь вовремя определиться, правильно определиться с этой ситуацией и не упустить её, не начать делать вид, что вы ничего не понимаете. Не спасайтесь за этим непониманием.

35. Часто вы спасаете ущемлённую значимость свою, говоря: «Да я что-то не понимаю, да мне это неинтересно». Такие часто могут выскальзывать выражения тут же в ситуации. Это просто начинается своеобразная защита, когда вы притворяетесь глупым, чтобы защитить свою значимость (что вам неинтересно, вы не успели сообразить что-то). Есть такая особенность у психики.

36. А тут надо суметь не притворяться, не играть в эти ненужные игры, а действительно посмотреть с позиции – да, ущемилась какая-то ваша значимость, действительно ущемилась ваша гордость в каком-то смысле. Теперь ваша задача – посмотреть, что именно в вашей гордости ущемилось, какие именно иллюзии ваши были задеты.

37. Ведь эти условные психологические установки – это иллюзии, которые вы создаёте внутри себя: иллюзии о любви, о своих взаимоотношениях с мужчиной (или у мужчин в отношениях к женщинам), иллюзии ещё каких-то ваших совместных усилий (вы предполагаете, что вам надо сделать их с кем-то в каком-то направлении).

38. Очень много иллюзий у человека создаётся по поводу бытовых разных обстоятельств, профессиональных, в искусстве, во многом, многом, где может человек применить совместные с кем-то усилия. Ведь если совместно вы прилагаете усилия, значит, вам надо как-то уметь согласовывать ваши интересы, ведь они у всех у вас несколько разные.

39. Если вам требуется единолично что-то проявлять, только единолично, то это не надо согласовывать ни с кем. Вы можете зайти в лес и там самостоятельно как-то себя проявить (спеть песню или что-то высказать, какие-то стихотворения, какие вам нравится высказывать). Наедине, не предполагая, что это кому-то должно понравиться, а просто вам хочется это высказать в каком-то своеобразном порядке, который только вам лично нравится и, может быть, больше никому на Земле не нравится. Но это вас не интересует, у вас есть возможность просто что-то самостоятельно сделать.

40. Больше никто и не знает на Земле, что вы там делаете. Ну разве что птицы, пролетая мимо, где-то немножко будут удивлены вашим поведением. Но на самом деле среди людей это будет как таинство, закрытое плотными шторами, никто этого и ведать не будет. Вот тут вы можете проявиться как вам вздумается.

41. Но во всех других усилиях это будет касаться других ваших братьев и сестёр. А это, как правило, почти всё, что касается вашей жизни, ведь человек рождён для того, чтобы быть со своими братьями, сёстрами, создавать вместе единое целое и этим единым целым видоизменять мир Вселенной.

42. То есть заложена эта особенность у человека – не жить единолично, а жить вместе. Это очень важное условие, это особенность человеческого существа. И там кроются как раз большие духовные ценности, которыми вы должны обогатиться, и с этими ценностями уже обогащать мир Вселенной.

43. Значит, в этой связи ваши усилия все, по сути, будут всегда соприкасаться с усилиями кого-то из ближних. Значит, ваши индивидуальные, неповторимые интересы вы должны суметь согласовать с интересами ближних так, чтобы у вас был мир между собой, чтобы у вас была любовь между собой и вы могли, умножив усилия в соединении, сделать больше.

44. То есть, если один человек делает какое-то усилие, то, естественно с логической стороны, второй, подходя к нему, должен прибавить усилие. Если один не может поднять камень, то второй, присоединившись, помогает камень сдвинуть. То есть, с логической стороны, появление второго человека говорит о том, что усилие должно увеличиться.

45. И с физической стороны как будто бы всё так и есть. А вот с психологической стороны получается несколько иначе: появляется ещё один человек – и возможность сделать то, что мог сделать до этого, исчезает.

46. Что такое? «До этого хорошо работал. Пришёл собрат – и вообще не могу ничего сделать. И тут что-то не так, и тут… Как будто бы он тянет совсем в другую сторону». Это ваше неумение совместить ваши интересы, ваши внутренние миры правильно совместить. Если это не удаётся, то вы действительно, получается, друг другу только мешаете.

47. И получается так вот в течение всей жизни. Составляют семью – друг другу мешают. Идут на работу, составляют какую-то группу – друг другу мешают. То есть везде, получается, друг другу мешают.

48. И каждый где-то внутри, в глубине себя осознаёт: «Вот если бы был один, было бы у меня всё, что надо. Я бы больше мог сделать, чем мы вместе сейчас пробуем сделать». То есть неоднократно у вас может возникать эта мысль.

49. Это говорит о том, что не идёт правильная совместимость ваших духовных миров. Вы не можете правильно отнестись к ценностям ближнего, которыми он наполнен. Вы прежде, соприкасаясь с ним, ставите свои собственные ценности на более высокую ступень.

50. Он, естественно, чувствуя это, уже имеет страх внутри, что вдруг его кто-то обойдёт, тоже начинает топорщиться и пробовать свои ценности всё-таки утвердить. У вас начинается просто ненормальное друг с другом соревнование.

51. Но соревнование предполагает всегда страх. Страх, что вас обойдут. Переживание, что кто-то может вас, мягко говоря, объегорить. И вы боитесь. Во всём, соприкасаясь друг с другом, боитесь. И как же тогда вы умножите усилия?

52. Вот есть один, и вот двое пришло или даже больше – трое пришло, и у вас в три раза больше появилось сил. Не получается потому, что у вас в три раза страх вырастает. Четверо – в четыре раза страх вырастет. Какое же вы тогда совместное усилие можете сделать?

53. И получается, в этом случае, конечно же, гармонию вам сложно составить. Чем больше возникает собратьев и сестёр рядом с вами, тем сложнее вам ставится задача, получается, какую-то гармонию вместе построить. Но именно это вам надо сделать. И не четыре человека, а тысяча, миллион, миллиард…

54. Почему, думаете, раскол сейчас идёт на Земле? Почему люди делятся? На какой основе они делятся? Вот всё, что возникает на Земле, все группы, религиозные учения на какой основе делятся? Они делятся на основе разума. Люди не соединились духом.

55. Они пробуют осмыслить реальность, и, так как они больше верят в разум, разум даёт такие естественные отклонения, когда один осознаёт пока вот так, другой несколько иначе начинает осознавать… И те, кто близко к осознанию этого человека начинают осознавать, больше примыкают к этому человеку. Другой уровень осознавания притягивается к другому источнику, к лидеру, который утверждает какое-то иное понимание.

56. Люди легко способны делиться между собой именно на уровне разума. А вот если было бы правильное соединение в духе, разделения бы не произошло.

57. На самом деле для человека страшное явление – воспринимать мир исключительно от своего разума. Для человека это мало присущее явление. Потому что его разум очень сильно подчинён эгоизму, который никак не возьмётся под контроль духом, который должен быть развит нормально у человека.

58. Он, в свою очередь, возьмёт в свои объятия эгоистические основы чувственного мира, и уже дальше от этого всего в целом чувственного мира будет работать сам разум, осознание реальности у человека будет происходить (оно же должно происходить под влиянием чувственного мира). То есть это будет неизменная особенность мира человека. Это его основная особенность.

59. Но для этого чувственный мир должен быть неэгоистичным. А пока он такой, допускать восприятие мира только через разум – это несерьёзно. Это будет легко заводить в тупики, создавать многочисленные расколы.

60. Ну а дом, разделённый в себе, тем более не на две части, а на тысячу частей, – да какой же это дом! Это же совершенно невозможно.

61. Можно только удивляться, как вы всё ещё существуете. Тогда что позволяет вам всё ещё при этом существовать? Только лишь одно – Слава Отца. Тот закон, которым Отец ведёт вас, позволяя рождаться в разных местах, пребывая кратковременно.

62. Этот закон помогает ещё пока существовать всему тому, что вообще, на самом деле, существовать не должно. Только лишь вот эти сочетания перерождений определённых ещё позволяют вам удерживаться все эти века на этой Земле.

63. Но при таком диком отношении к реальности, конечно же, в иных условиях (если бы этого не происходило) человеческая цивилизация не существовала бы так долго. Уже давно-давно она закончила бы своё существование.

64. Так вот вся ваша особенность заключена (и вы должны это помнить) в вашем тесном контакте друг с другом. Но для этого вам нужно не просто разумные свои усилия соединить, найдя наилучшее решение, а умение соединить свои интересы, умение сочетать свои духовные качества.

65. Вот умение сочетать эти качества и должно привести вас к истинному единству, когда будет создаваться настоящая Семья. И при этом единстве вам легко будет удаваться находить наилучшие решения на уровне сознания.

66. Но пока чувственного соединения нет правильного, пока не хватает вам сил правильно воспринять друг друга, правильно отнестись друг к другу, попытка найти на уровне сознания правильное решение будет очень-очень затруднённой.

67. …И, воспринимая Истину, опираясь на какие-то ценности, которые уже всё-таки удалось вам приобрести, вам надо сейчас провести работу по формированию своего духовного мира. Работу, которая позволит вам соединиться друг с другом на той основе, когда вам хочется быть рядом.

68. Ведь общество строится на том, что выгодно быть рядом. Это всё должно измениться качественно. Людей не должна соединять выгода.

69. Можно нарисовать схему: изобразить людей в качестве кружочков, эти кружочки разместить условно в круг; они все имеют определённые стрелочки, их можно нарисовать, не внутрь круга, а наружу.

70. То есть, как будто бы вас растягивает какая-то центробежная сила, вы стремитесь внутри себя друг от друга. Ведь вы мечтаете уединиться в комнатах благоустроенных, чтобы была хорошая изоляция и вообще не слышать никого. То есть всё время тяготение куда-то спрятаться друг от друга.

71. На работу вы пошли (ну, надо зарабатывать на хлеб), потом бежите оттуда на рыбалку или куда-нибудь с более узкой группой людей, кому вы доверяете. А если и этих нет людей, то просто уйти в лес и посидеть одному, потому что так надоели уже люди вокруг. То есть это внутреннее тяготение убежать друг от друга.

72. Поэтому все вот эти условные кружочки, которые мы сейчас условно определили, поставили в круг, они все в отдельности устремлены стрелочками наружу, они не тянутся внутрь.

73. И чтобы вас соединить, требуются некоторые установки условные психологические, которые надо утвердить. Вот так строится система человеческого общества. Создаются эти условия, которые вас должны заинтересовать быть друг с другом.

74. Вы попадаетесь на них, потому что там действительно видите выгодные для себя вещи, и пробуете соединиться. Потом кричите о патриотизме: как вы любите родину.

75. На самом деле не родину вы любите больше – определённые, утвердившиеся у вас, полюбившиеся вам уже установки, от которых сложно вам отказаться. То есть идёт игра совершенно другого толка. Она не касается глубин ваших духовных ценностей.

76. На самом деле ваша родина – это просто пока Земля вся в целом. Ваше настоящее нормальное общество – это вообще все люди на Земле, просто все люди.

77. Но если какие-то вам не нравятся, значит, не нравятся установки, которые утвердились у этих людей. А у вас они несколько другие, вы с ними как-то свыклись, они поэтому вам кажутся более дорогими, а у других – какие-то более неуютные. И вот эти установки вам только мешают сейчас правильно увидеть друг друга.

78. Но это не относится к глубинным корням, где можно разделить: вот родина у этих здесь, а родина у других народов вон там, там для них самое настоящее место (и только те люди для них более родные, а остальные родными для них быть не могут). То есть это всё глупости, такие разговоры, когда торопятся сказать именно о своей какой-то особенной родине. Нет, это всё неверно, это слишком поверхностное отношение к существу жизни человека на Земле.

79. Поэтому вот это умение увидеть друг друга правильно сейчас очень важно. Когда эта задача будет правильно решена, то стрелочки, которые мы до сих пор рисовали наружу (это как естественное тяготение людей уйти друг от друга), должны перевернуться вовнутрь. Где уже не потребуется создавать что-то, призванное вас заинтересовать жить друг с другом.

80. У вас другая будет заинтересованность, не искусственно созданная какими-то мыслителями, которые ловко придумали интересную систему, и притянули большую часть людей, и создали государство, и, более того, ещё и привили им некую любовь к этому государству, чтобы они даже жизнь готовы были положить за такое государство.

81. То есть эта игра идеологий искусственная должна просто уйти. Она примитивна по своему существу. Вы должны быть друг с другом потому, что очень любите друг друга, потому, что просто жить друг без друга вы не видите смысла; вы любите служить друг другу, стремитесь служить друг другу; вы только и ищете, кому бы вы могли быть полезны.

82. Вот когда постоянно у вас действует внутри эта установка, что вы стремитесь служить друг другу и ищете того, кому бы вы хотели послужить (вернее, не того, кто бы вам понравился и кому бы вы прежде захотели послужить, а вообще – кому бы вы смогли быть полезны), – вот тогда вы устремитесь друг к другу и не надо будет никакой искусственной дополнительной системы ценностей создавать. Вот эти истинные ваши ценности потянули бы вас друг к другу.

83. Вот тогда настоящее общество и начинает формироваться как единое целое, как действительно единый организм. И если это перевести в понятие «церковь Христова», «церковь Божья», а вот это и есть Церковь, это есть единое целое, которое никакие «врата адовы» не могут одолеть.

84. Из той картины, которую сейчас Я вам прорисовываю словесно, уже видно, что на самом деле такое разрушить невозможно. Потому что за такую любовь друг к другу вы легко будете способны положить жизнь друг за друга.

85. Нет большей любви, чем ваша способность положить жизнь друг за друга. Это вам уже должно быть известно, об этом уже говорилось давно-давно, и многие эти ценности уже правильно начинают понимать. Так вот здесь таким образом всё и должно у вас решиться.

86. …Многое из того, что Мне сейчас приходится говорить, говорилось ранее. Но вам это всё надо обязательно уяснить. Это всё очень важные ценности, которые надо осмыслить и приобрести в общениях друг с другом.

87. А здесь уже, значит, надо присмотреться, что же вас ущемляет в общении друг с другом, какие ваши иллюзии задел кто-то из ближних. Ведь если вам стало неуютно, неприятно, то на самом деле, видимо, здесь затронуты какие-то ваши иллюзии.

88. Это, конечно же, не означает, что у вас обязательно только иллюзии могут быть задеты. Конечно, может быть задето и то истинное, что может болезненно отреагировать на что-то действительно не совсем правильное. Но пока лучше на этом не концентрироваться, потому что здесь эгоизм будет легко пробовать найти выход для себя и торопиться сказать: «Да нет, наверное, у меня это истинное, а что-то неистинное меня задело».

89. Иллюзий много у человека сейчас. Поэтому лучше подойдите к этому критически. Какую именно иллюзию могло задеть у вас общение ваше с ближним? Его высказывание, его поведение, его тон выражения, как он что-то затронул? Почему оно принесло вам неуютность? Что именно вам не понравилось?

90. Так вот, в этом случае если вы поторопитесь сказать, или подумать, предположить быстротечно, что это, видимо, что-то неправильное проявилось рядом с вами и так задело ваше правильное, то это ваше нехорошее состояние, оно для вас опасно. Это неверное ваше восприятие реальности.

91. Вы лучше, наоборот, подумайте: «Что-то неправильное, видимо, внутри задето». Не лучше ли сейчас начать уточнять, не лучше ли сейчас попробовать разобраться, что именно неправильное внутри вас оказалось задетым? И где вы бы в беседе с ближним хотели уяснить, как он видит это более правильным.

92. И вот когда вы через это пройдёте и всё-таки вернётесь к своему пониманию, то это будет нормально. То есть если вы, прежде усомнившись в своём и прежде предположив, что тот человек, с кем вы общаетесь, возможно, знает более правильное решение, через этот подход подойдёте к осмыслению какого-то обстоятельства, – у вас появляется максимально благоприятное условие действительно найти истину. И если вы всё-таки вернётесь к своему решению, которое у вас до этого было, то можно предположить с достаточно большой степенью вероятности, что вы более-менее правильно это понимали.

93. Но главное – это правильно подойти к началу беседы. А правильность начала беседы определяется вашим предположением, хорошим предположением (не когда внутри вы это проговорили, но на самом деле чувственно так не относитесь, а когда вы всем своим существом предполагаете), что то, что имеет ближний, возможно, что-то более совершенное, чем то, что имеете вы.

94. И начинаете не просто слепо это перенимать, а пробуете уяснить вероятное совершенство, которое несёт ближний. Пробуете осмыслить. Но именно в процессе осмысления постоянно предполагаете: видимо, это что-то большее.

95. Если вы начинаете вступать в беседу, предполагая, что там не может быть правды, вы-то лучше понимаете, у вас больше опыт (то есть вы начинаете больше отстаивать свою точку зрения), то вам сложно будет нормально вести беседу. Сложно. Вы будете постоянно срываться на поучения, то есть вы будете стараться донести ближнему своё понимание. Но в этом случае вы будете максимально глухи к тому, что он попытается вам сказать.

96. И если этот человек не горячий, но более-менее, можно даже так сказать, скромный, ну конечно же, он не будет ничего отстаивать. Но если он тихонечко что-то сказал, не отстаивая, можно ли из этого предполагать, что он что-то неправильное мог сказать? Если он горячо не отстаивает, значит, он не знает, просто не уверен, так боязно что-то высказал и больше не хочет отстаивать? Так же нельзя будет однозначно оценить его линию поведения.

97. Да нет, скромный человек может сказать что-то очень ценное, но если он видит, что вы так горячо отстаиваете своё, то он не будет отстаивать. Ну ладно, он предоставит вам возможность – поговорите, почувствуйте себя на трибуне, как вы там декларируете лозунги. Вы расскажете какие-то иллюзии свои, распишете их красками – ну прекрасно, он улыбнётся: нет так нет. Он видит, что это больше иллюзия, это больше то, что на самом деле ценности никакой не несёт. Он попробовал вам сказать, но вы не прислушиваетесь.

98. Не попадите в этом случае в условия, где вы оказываетесь просто не в состоянии обрести мудрость и где ваша беседа, а больше даже ваше стремление что-то говорить, превращается просто в несерьёзное декларирование каких-то пустых лозунгов, пустых рассказов. В целом эта беседа будет просто пустая трата времени, но она полезной на самом деле не является.

99. Полезной беседа будет являться только при условиях, которые Я до этого вам обозначил: когда, вступая в эту беседу, вы предполагаете, что ваш собеседник, вероятно, лучше понимает что-то, чем понимаете вы. И вы тогда имеете условия наиболее благоприятного, плодотворного проведения беседы.

100. И если вы предположили, что что-то у него неправильно, а у вас, видимо, это лучше где-то внутри, – это всё, вам беседовать, по крайне мере с вашей стороны, уже плодотворно не удастся. Потому что вы уже сами себя «оглушили» таким пониманием, то есть сделали себя каким-то глухим, стремящимся говорить, но далеко не способным слушать. Эта беседа плодотворной сложиться уже не сможет.