Из встречи с Учителем в Небесной Обители шестого октября.
2. «Родитель только тогда становится способным передать что-то хорошее детям, когда он сам обрёл это хорошее в себе. Иначе он будет просто теоретически рассказывать какие-то условно хорошие понятия, но он их не может передать чувственно. И тогда его поучения выглядят наигранными, какими-то искусственными и неубедительными.
3. Поэтому, конечно же, надо родителям серьёзно изменить самих себя. И тогда за каждым высказанным словом от родителя дети будут смотреть, а как они на самом деле поступают в своей жизни.
4. Они часто видят какие-то поучения от родителей, но в жизни замечают совершенно обратное – что родители сами этому не следуют.
5. И когда начинается испытательная пора, когда родителю становится трудно, он попадает в полосу каких-то горячих обстоятельств, ребёнок видит, что родитель начинает вести себя совершенно по-детски, наивно, обижаясь, негодуя, ругая кого-то. И в этой связи продолжать поучения ребёнку со стороны родителя уже становится несерьёзным.
6. Уже эта пометка в сознании ребёнка остаётся: он видел, как говорил родитель, но ничего не делал в этом смысле. Но тогда как же ребёнок будет, в свою очередь, делать таким образом? Поэтому для него эти поучения становятся чем-то несерьёзным, что можно послушать, но не обязательно делать.
7. И сейчас этим грешат, можно сказать, все. Говорить о хорошем любят многие, но сделать это хорошее не так-то просто, это целая школа, которую действительно надо пройти.
8. Это надо суметь себя победить, в самом прямом смысле победить своё второе «я», которое постоянно устремляет личность человека самоутверждаться, найти себе хорошее место под солнцем, выгодно прожить, чтобы больше благ суметь получить от этой жизни.
9. Вот с этой позиции люди никогда не смогут стать человеками в нормальном смысле этого слова. Люди будут подобны животным, только будут жить ещё хуже животных. Будут стремиться ухватить что-то на основе влечения инстинкта, но это будет выражаться в более подлом, в более неопрятном виде, с большими хитростями, всевозможными интригами, которые человек в этом случае прилагает. И получается, хотя он опирается на природные инстинкты, но проживает хуже, чем животное.
10. То есть для человека это серьёзнейшая задача – суметь овладеть собой, суметь понять себя, чтобы, по-настоящему узнав себя, узнать мир, который его окружает. Себя надо изучить.
11. И вот это целая школа… что касается человека, его жизни, его эмоций, его чувств. Как надо уметь вести себя, как правильно отреагировать, именно как человеку, – вот это надо рассматривать. И это затрагивает огромную тему, которая на самом деле осталась полем непаханым у человека.
12. Все привыкли рассуждать о вечности, о каких-то категориях, которыми пользоваться ещё тысячу лет не удастся, но уходят упорно от той темы, которая каждый день вызывает вопросы. И они не решаются правильным образом. А на этом как раз и ломается будущее, оно выстраивается очень сложно.
13. Ну и многие эти неприятности, плоды которых сейчас в обилии все вкушают, – это вот как раз неверный путь осмысления жизни, который происходил у человека. И это должно закончиться».
14. Отвечая на вопрос об излишних знаниях, Учитель сказал:
15. «Излишние для человека знания… это могут быть те знания, которые тесно не связаны с таинством его духовного развития.
16. Лучше, наверное, в этом случае подойти с другой стороны, чтобы здесь простую логическую цепь построить. Чтобы знать, что нужно человеку, для этого надо разобраться, что такое человек.
17. Если говорим о его ценности духовной, для этого надо тогда разобраться, а что же такое духовная ценность, чего она касается, каких основ касается, вообще что это за основа, откуда она взялась, каковы её особенные характеристики.
18. Только осознав, что такое душа человека и её внутренние особенности, характеристики, дальше можно смотреть, что нужно для того, чтобы душа нормально развивалась. И осознав это, дальше человек выбирает ту сферу познаний, которая позволяет ему нормально реализоваться в духовном смысле.
19. Так вот уже отсюда можно и исходить дальше. Что такое – могут быть ненужные знания? Что такое – могут быть вредные знания? Потому что тут сразу, соответственно, будет видно, что какие-то познания, которыми человек начинает овладевать, на самом деле влияют негативно именно на его духовное развитие. И это в тесной связи должно теперь рассматриваться.
20. Поэтому та наука, которая развивалась до сих пор (сами представители науки, уже многие, открыто это признают), пришла в тупик. Дальше в таком русле уже развиваться нельзя, нужен какой-то другой выход совершенно, в принципе какой-то иной подход к научным познаниям.
21. Так вот, иной подход… Это верно они осознали, что он должен быть. И он будет как раз связан именно с духовной стороной человека. Надо сейчас обязательно осознать, что такое существо человека.
22. …Сейчас вот эта борьба идеологий неизбежно будет происходить. И должна в конечном итоге остаться, конечно же, одна. Одна идея, и не просто идея, а знание о душе человека.
23. И она дальше сформирует необходимые познания, ту сферу, в которую должен погрузиться человек своим сознанием, чтобы осмысливать уже всё то, что очень важно для нормальной реализации его духовных качеств, в виде определённой духовной цивилизации, которая должна сформироваться на Земле. Вот тогда она определит уровень необходимых знаний.
24. Но то, что до сих пор изучается… Все видят, что большинство этих знаний направлено вовсе не на развитие человека, а на его уничтожение (как наиболее эффективно его можно уничтожить). Ну кто ж так развивается?..»
25. В ответах на следующие педагогические вопросы было сказано:
26. «Побороть эгоизм – это суметь вовремя опомниться, в минуту, когда этот эгоизм задевается. Эгоизм задевается, когда создаётся соприкосновение интересов людей друг с другом.
27. Каждый обладает каким-то определённым объёмом интересов. Они сотканы на его условностях, психологических установках, которые формировались в процессе воспитания человека.
28. И вот эти установки начинают время от времени пересекаться либо в профессиональной деятельности, либо в бытовой, чисто житейской, в любви, которую люди стремятся испытать, но, тем не менее, попадая в это, начинают применять совершенно ложные, неправильные установки. И возникает серия серьёзных накладок, переживаний. Именно эти установки создают серьёзные переживания, очень серьёзные.
29. Тут можно простой пример привести. Есть обстоятельства, где у разных народов в зависимости от идеологического воспитания одно и то же явление воспринимается с совершенно противоположными эмоциональными всплесками. То есть одни в этом случае горюют, другие радуются при том же обстоятельстве. Тогда что же их заставляет искренне радоваться, испытывать совершенно противоположные эмоциональные всплески?
30. Я не говорю о ситуации, когда человек обретает рану на своём теле. Люди одинаково у всех народов испытывают боль, потому что это нормальная физиологическая реакция. Но вот что касается психики человека, здесь законы как бы похожие, только основу, которая начинает своеобразно испытывать либо боль, либо радость, формирует, по сути, сам человек своими желаниями, фантазиями, взаимными согласиями устанавливая какие-то законы. И начинает дальше в себе с этим сживаться и уже в этой связи переживать то или иное явление.
31. И если эти установки неверно построены, то явление совершенно нормальное человек часто воспринимает совершенно ненормально. И наоборот, явление ненормальное он торопится воспринимать нормально в связи с ложными установками. И таких накладок получилось очень много. Конечно же, всё это теперь надо пересматривать.
32. Но вот чтобы победить эгоизм, конечно же, надо быть внимательным в момент, когда эгоизм кем-то ущемляется.
33. И вот тут важно умение педагога, воспитателя, который рядом может оказаться, умение показать чувственно, своим состоянием показать, как правильно воспринимать явление, которое в данном случае ущемило этого человека, этого ребёнка.
34. Но это будет больше, опять же, попытка подсказать на уровне сознания. Потому что это будет сложно показать этому ребёнку, так как задача, которую видит педагог, касается и затрагивает этого ребёнка, но она не затрагивает педагога. А вот сумел бы педагог ответить на аналогичную ситуацию правильным образом – вот это было бы, конечно, очень полезно.
35. То есть возникло бы что-то подобное: кто-то пришёл и на глазах у ребёнка этого начинает обижать, унижать педагога кто-то грубо, несдержанно… И вот умение педагога в этом случае улыбнуться, поблагодарить за подсказку того человека, который так несдержанно пробует себя выразить, попробовать отнестись к нему по-доброму и в конечном итоге, когда он уйдёт, отозваться о нём положительно в присутствии этого ребёнка – вот это было бы очень полезно.
36. Тогда ребёнок бы увидел: да, вот она реальность, которую очень приятно наблюдать. Он сам, в свою очередь, чувствовал, что он не может это сделать. Его что-то закручивает внутри, ему хочется опять же ответить что-то негативное, отстоять своё «я» в ложном устремлении, когда он думает, что это очень важно, чтобы выжить (но это опять же животный подход). И тут ему очень важно увидеть, что всё-таки есть возможность правильно отреагировать.
37. И это очень приятно, когда он может это увидеть, оно коснётся его души, оно заденет и обязательно отпечаток глубокий оставит в его сердце. Но нужен пример.
38. Вот поэтому эта тема не может рассматриваться чисто с теоретической стороны (когда ребёнок обучается физике, химии, чему-то, формулы ему показывают и он запоминает и дальше применяет). Это сторона, где каждый день очень важен пример, когда видно, что взрослые правильно реагируют на что-то. Это идёт процесс воспитания, с самого маленького возраста он должен идти.
39. То есть педагог не должен задаваться идеей, когда уже лет десять, двадцать человек насыщается негативными пониманиями, воспитанием негативным, потом его пробовать перестроить. Это уже становится очень сложно.
40. Надо пробовать формировать вот эту среду правильного восприятия негативного уже с малых лет рядом с ребёнком, когда он в маленьком возрасте. И он всё будет замечать потихонечку, ведь они всегда стараются копировать взрослых. Вот это очень было бы важно, чтобы они старались копировать вот это доброе поведение.
41. А иначе их собственный эгоизм вынуждает их быстро схватывать негативную реакцию, которая уже есть у кого-то повзрослее, и ребёнок спокойно её выдаёт, потому что он уверен, что прав: так сделал взрослый.
42. Как ему потом сказать: «Ты знаешь, ты неправильно сделал»? У ребёнка возникает путаница в голове: как неправильно, если он видел, что взрослые так делают? Взрослый говорит: «Неправильно» – тогда немножко у него вот это несовпадение внутри сознания создаёт ложное восприятие всех этих событий. Он начинает понимать, что можно говорить о хорошем, но делать этого не обязательно, то есть это как будто бы нормальная форма жизни. Вот так и получается… воспитание такое неопрятное всё-таки происходит.
43. Поэтому надо обязательно строить сейчас общество, где человек реально попробует победить всё это в себе, что начинает будоражить его, когда он попадает в ситуации, где кто-то задевает его интересы.
44. И он будет учиться именно правильно реагировать, учиться именно благодарить за подсказку, когда эта подсказка может быть выражена в очень острой форме. А он сможет улыбнуться, поблагодарить и остаться с положительным отношением к человеку. Это очень важно, это надо обязательно формировать будет, непосредственно когда эта ситуация возникает.
45. Иначе, если превратить духовное течение только в разговоры о прекрасном, когда думается, что можно исполнить какой-то обряд и ты уже достаточно духовно чист, ты уже более спасён, а в жизни этих деталей не замечать, не решать их правильно, тогда это просто очередная иллюзия, которых уже очень много создано на Земле. Где духовный путь больше рассматривается как мыльный пузырёк с радужкой на поверхности. Она отражается – все удивляются, как красиво, как здорово, но на самом деле это к спасению никак вести не может.
46. Это просто игра, игра взрослых людей. Вот они начали играть в игрушки, просто эту игрушку назвали «религиозное движение». Но это всего лишь очередные игрушки, очередные побрякушки, где играют, как в детстве играли в песочнице. Так и продолжают играть в зрелом возрасте, но на самом деле лучше от этого они не становятся. Хорошо, конечно, если ушли от каких-то явных пакостей, но этого мало. Надо серьёзно себя изменить, очень сильно изменить.
47. …У человека существует огромный страх, при рождении уже он закладывается, уже по материнской линии, родителями он закладывается очень серьёзно. И человек воспринимает мир уже специфически. И поэтому у него имеется огромная предрасположенность реагировать на негативное, особенным образом залипать на этом негативном и формироваться уже в зависимости от условий этого негативного явления. Поэтому, пока оно где-то есть, он с ним соприкоснётся и обязательно на нём залипнет.
48. То есть нужно максимально широко создавать вот эту среду воспитательную, где с самого детства будут формироваться совсем другие условия жизни человека, общения, чтобы это как можно шире и полнее начинало происходить.
49. И конечно же, наиболее благоприятно это, когда общество всё начинает формироваться в этих условиях. Вот поэтому обществу очень важно обрести эти правильные направленности, повсеместно их начинать применять.
50. И конечно же, в школу попадание учителя должно основываться не только лишь на его знаниях технических предмета, который он будет преподавать. Каждый учитель школьный должен быть по внутренним качествам хорошим воспитателем обязательно. Потому что идёт общение с детьми, а общение с детьми должно быть человечным, оно должно быть добрым.
51. Когда человек добр и когда он любит детей по-настоящему серьёзно, его поучения становятся более доходчивыми для ребёнка, легче выстраивать контакт с ребятишками, они больше начинают доверяться ему.
52. К сожалению, это мало употребляется в жизни общества и прежде смотрится на способность учителя преподавать тот или иной предмет, насколько он технически им владеет.
53. И вот если замечается такое поведение, когда учитель может где-то очень громко, очень несдержанно пытаться донести какие-то формулы до детей (формулы не обязательно предметного характера, Я включаю сюда всё, что в какой-то момент учитель хотел донести), и очень агрессивно это делает, – это прежде сказывается его духовная неспособность нормально общаться с детьми, это его слабость. Здесь просто лишь взыгрывает примитивная попытка выразить своё самоутверждение рядом с детьми.
54. То есть если учитель считает, что вот так всё должно быть, значит, все должны послушно, как машинки, включиться в это русло и никоим образом не выбиваться из этого русла. Но так к детям нельзя подходить. Не просто даже к детям, вообще ни к одному человеку нельзя так подходить, потому что каждый человек исключительно индивидуален, он неповторим.
55. И вот эта готовность быть способным принять человека с его неповторимостью, с его индивидуальностью, на которую никак нельзя наложить какие-то шаблоны и ограничения, вот эта способность говорит о духовной зрелости человека.
56. И духовно зрелым педагог, конечно же, должен быть обязательно. По крайней мере, устремляться каждый день к своей зрелости, чтобы формировалась его духовная основа внутренняя. Тогда он будет способен общаться с детьми уже достаточно правильно.
57. А так это примитивное требование к детям, чтобы они соответствовали каким-то придуманным установкам педагога. Но даже если это общепринятая установка, это вовсе не означает, что она правильная.
58. То есть немало примеров в истории, где один говорит: «Вот так», миллионы говорят: «Не так», очень много такого. Соответственно, если миллионы говорят: «Вот так», это не означает, что именно это правильно. И найдётся один, который легко может это всё порушить уже своими более трезвыми умозаключениями.
59. Поэтому надо быть очень внимательным в общении с детьми. Повышение голоса, агрессия действуют на те уставные нормы, которые передаются от родителей к детям. Это страх перед окружающей реальностью, где есть опасность и надо уметь выживать в этой опасности.
60. Вот это восприятие детьми окружающего мира как мира, где постоянно существует опасность, – это больное восприятие мира. И всё, и вся жизнь выстраивается именно из этой связи, получается. Везде он пытается усмотреть опасность. Он боится общаться с учителями.
61. Почему дети часто насмехаются над учителями, складывают о них какие-то неприятные россказни? Потому что они не видят этой любви. И естественно, у них ничего не пробуждается в смысле любви, им хочется также поиздеваться в ответ.
62. То есть их эгоизм, затронутый учителем, начинает вырабатывать формулировки, на основе которых вырабатывается поведение уже ребёнка в отношении этого учителя, идёт конфликтная ситуация.
63. Но тогда кто кого чему учит? Что это тогда за школа возникает? То есть в таком виде, как эти школы существуют, конечно же, это, можно сказать, ненормальное явление.
64. И надо срочно браться каждому учителю формировать вот эту правильную основу внутри, чтобы ему быть очень хорошим воспитателем. Порой можно говорить очень тихо, но всем очень интересно слушать этого человека, – его любят, они им дорожат. И даже если кто-то выбьется как-то из колеи (пошалить захочется), то, находясь в правильной среде, и он быстро сам ощутит, что ему стыдно за своё поведение, ему очень захочется быстро вернуться в норму какую-то.
65. Но вот эта способность любить детей – это очень важная основа. Она часто как раз и не встречается, к сожалению, пока ещё».