100. Допустим, он также хотел оправдать их, но услышал твоё одно из предложений и, посмотрев, тут же сознанием оценил, что в общем-то, это не оправдание. Тогда ещё допустима его оценка.
101. Если на волне негодования он поторопился остановить тебя, сказав: «Это не оправдание», — внутренне негодуя, что не получилось у кого-то сделать что-то для него, то, если с этим внутренним осуждением он уже делает такую оценку, вот это неправильно. Даже если он правильно оценил, что это не оправдание, но его внутреннее усилие было ложным, неверным.
102. С разумной точки зрения можно сказать, что правильно он оценил, но вы же несёте качество особого рода в себе, которое как раз проявляется вне законов логики, — именно человеческая особенность. И вот в этом отношении он проигрывает, делая такую оценку. И значит, если проигрывает, каждый шаг будет его мир огрублять.
103. Если ты негодуешь о действиях кого-то из ближних, торопиться давать им оценку лучше воздержаться в этом случае, не надо торопиться. Надо быть в этом случае особенно бдительным, потому что с этим негодованием, внутри возникшим, как правило, правильную оценку вы не дадите никогда.
104. А таких негодований очень часто возникает много. Поэтому хорошо бы тем, у кого возникли эти внутренние негативные реакции, не торопиться давать суждения, а постараться поверить тем, кто пробует оправдать. Постараться поверить, это будет гораздо лучше.
105. А когда успокоится, будет мир внутри, тогда можно дополнительно ещё и оценить, что там на самом деле происходило. И если видит, что была сделана ошибка, этот вопрос можно же поднять чуть позже, чтобы переспросить у ближних, уточнить что-то, разобраться в этом вопросе. Но лучше в нём разбираться, уже когда внутри есть мир и когда было приложено усилие оправдать.
106. Запрета же нет разобраться. Вы должны разбираться, вы должны уметь видеть, в чём же характер ошибки, что это за ошибка произошла в том или ином случае. Ведь, познавая эти ошибки, вы улучшите качество своих шагов. Это надо понимать».
107. «Мужчина на собрании при обсуждении вопроса, кому сколько картошки нужно весной посадить, заявил, что он посадит на себя четыре сотки и четыре сотки на мать своего ребёнка, которая с ним не живёт, но поддерживает дружеские с ним отношения.
108. Осенью после сбора урожая он похвалился матери ребёнка, что картошка выросла хорошая, и на вопрос, сколько он собрал её, сказал, что сто двадцать вёдер. Но когда женщина спросила, сколько картошки он даст ей (она живёт с грудным ребёнком десяти месяцев, сестрой одиннадцати лет и мамой), он замялся и сказал: «Три мешка».
109. Молодой мужчина живёт один на квартире у молодой обеспеченной женщины, засыпавшей в свои закрома тоже прекрасный урожай картошки. Обосновывая своё решение, он сказал, что ему сначала нужно обеспечить себя, встать на ноги самому и что он не намерен кормить мать молодой женщины. Всегда ли нужно мужчину оправдывать? Не помогаем ли мы иногда падать мужчине, оправдывая его?»
110. «Оправдывать кого-то — это прежде шаг, который нужен вам самим. Оправдывая кого-то, вы не заставляете другого человека верить в это. Это прежде ваше собственное решение, ваши усилия, которые обогащают ваш собственный мир.
111. Верующий не воспользуется в этом случае тем, что его пытаются оправдать. Он же сам отвечает за свой собственный шаг и критически его оценит.
112. Но если его не интересует критическая оценка своего собственного шага, то какую бы вы ни дали этому оценку, он всё равно сделает согласно своей слабости.
113. Но своим оправданием вы не подталкиваете его верить именно в то, как вы это оправдываете. Поэтому не бойтесь, а то так можно перечеркнуть все благие начинания.
114. Ведь на любой благой шаг в отношении ближнего резонно будет переспросить, а не будет ли это ему подножкой. Тогда можно ничего не делать для ближнего, чтобы не поставить подножку. Не бойтесь ошибиться в этом случае.
115. Для вас Я бы проще сказал: лучше лишний раз сделайте больше блага ближнему, какого-то благого усилия вашего. Не в смысле общем, что вы принесёте благо, а допустим, он просит что-то, вы видите нужду его в чём-то, — так лучше, если вы лишний раз ему дадите в этом отношении, чем недодадите.
116. А вы торопитесь недодать, вот в чём особенность человека И получается, верующих людей, потому что, если наблюдать за тем, как происходит жизнь сейчас средь вас, многие как раз торопятся недодать, боясь, прикрываясь таким лозунгом: не будет ли это подножкой ближнему.
117. Вы лучше дайте, а потом переспросите у Меня. А то вы недодаёте и часто не торопитесь даже переспросить. Это проявление слабости, много такой слабости. Не бойтесь давать.
118. Так что вот с этих позиций смотрите внимательно. Если хотите оправдать — не беспокойтесь, вам же не обязательно в лицо идти оправдывать этого человека. Это же вы сами для себя оправдали: вас что-то задело, и вы тихонечко приложили усилия дома, оправдали человека и успокоились, у вас появился мир и благие пожелания к этому человеку. Всё хорошо.
119. Как вы ему в этом случае подножку поставите? Это ещё более может подножкой какой-то выглядеть, если вы придёте к нему и начнёте тут же в лицо ему оправдывать его, хвалить его такого: «Хорошо, молодец, ты правильно сделал, что недодал мне, не надо было мне давать. Здорово почувствовал, ты всегда чувствуй своё сердце так, оно у тебя не ошибается» …
120. Если вы так будете его оправдывать, конечно, он может сбиться с пути и подумает: «Действительно, наверное, правильно почувствовал своё сердце».
121. Хотя в данном случае он не сердце почувствовал, в данном случае сработала низменная сторона мужчины, именно низменная. Верующий так бы никогда не сделал. Он бы сделал так, как изначально выразил это словами.
122. Если задать дополнительный вопрос, как бы верующий мужчина в этом случае поступил, — именно так, как сказал ранее, так бы и сделал. И где наедине с собой он бы это искренно посмотрел и ни одной лишней картошки бы себе не взял с того участка, который определил для другого человека.
123. И никогда бы не взял лишней картошки, даже если бы с его участка вообще урожай был очень плохой; он бы никогда не взял лишней картошки с того участка, который определил для ближнего. Простое действие верующего человека, для него это естественно».
124. «Мать отслеживает в своём ребёнке повышенную агрессию и не знает, что с этим делать. Что-то, может, родителям надо делать?..»
125. «Да, родителям. Последний Завет надо читать и делать, весь внутренний мир надо выправлять. То есть такой вопрос сам по себе неверен. Есть Завет, его надо изучать сейчас, его надо постигать, потому что, насколько Я касаюсь, почти ничего не делается в этом отношении.
126. Все Мне задают такие вопросы, хотя Завет никто не исполняет. Все взяли Книги, раз прочитали, может быть, в лучшем случае, и забыли, что там есть. Но так у вас ничего не будет меняться совсем.
127. Вы сейчас и приходите многие к трагическим обстоятельствам, потом уже задавая: «Что же мне надо было сделать?» Да надо было несколько лет предыдущих изучать Завет, который уже услышал несколько лет назад, но пропускаешь с тех пор то одно, то другое место.
128. Ведь каждый из вас соприкоснулся с Истиной в тот момент, с которого начинается всерьёз решаться ваша судьба, потому что уже видно, какие вас ждут впереди особые испытания, и поэтому какой-то заранее промежуток благоприятный для вас даётся.
129. То есть вас не подводят непосредственно к каким-то неприятностям и за минуту до них предупреждают об Истине, где вы, не сумев даже успеть услышать Имя, тут же шагнули и упали в яму.
130. Нет, вам даётся порой за несколько лет до каких-то событий возможность соприкоснуться с Истиной. То есть Любовь Отца проявляется таким образом, чтобы намного-намного раньше вас предупредить, дать вам возможность: меняйте судьбу, вот вам ключ, вот вам всё, берите, меняйте.
131. Но к этому не подошли правильно. Какую-то часть взяли: «Вот это подходит, это удобно, это я могу сделать. А вот тут как-то неудобно, больно, что-то здесь не так …» И вы продолжаете тянуть время, не решая это в себе.
132. Но раз не решаете, вы серьёзно начинаете закладывать негативное будущее. Вы сами его закладываете, вы сами упорно к этому идёте. Потом приходите, стукаетесь, задаёте Мне вопрос, но уже он бессмысленный, его уже рассматривать нет возможности, потому что какой-то предыдущий отрезок времени должен был быть пройден достойно — вы не прошли его.
133. Так и решается, о чём Я вам и говорил, судьба: в ключевой момент, в зависимости от того, как вы внутри выражаете свою готовность решить что-то, вы выбираете то или иное ответвление в своей судьбе, которое начинает бурно развиваться дальше.
134. И поэтому, когда даются задачи сегодняшнего времени о многих обстоятельствах ваших в семейной жизни, во многом нужно суметь правильно на всё отреагировать, правильно ко многому отнестись. И вы таким образом уже многое должны будете решать, от чего будет зависеть будущее.
135. А когда вы торопитесь сразу обойти, облегчить решение этих обстоятельств, тут в зависимости от того, насколько вы стараетесь облегчить и найти удобное, настолько вы выбираете наихудшее решение дальнейших ваших судьбоносных обстоятельств, тем хуже вы выбираете свою судьбу.
136. Ну, выбираете так выбираете, потому что, если сделали решение и шагнули, вернуть точку отсчёта нельзя. Всё, вы сделали. Хотя бы полшага сделали — вы выбрали направление, обратно вы не вернётесь.
137. Сказать: «Ой, нет, я передумал», — это уже не принимается, таким образом вы не вернёте судьбу. Успев сделать полшага неверные, вы будете пожинать всю эту веточку до следующего ключевого момента.
138. Поэтому быть бдительным, быть внимательным каждый раз очень важно, ощущать величие ответственности на плечах своих очень важно, тем более того величия, которое сейчас возлагается. Каждая буква истин, которые даются, — это судьбоносная буква, в ней таится жизнь ваша. Надо учиться эту буковку правильно принять своими руками, бережно удержать её и постичь.
139. Поэтому нет здесь чего-то малозначительного, здесь всё играет большое значение, насколько только можно представить себе, каждое слово. Так что смотрите, не закладывайте наперёд сложности, потому что потом их решать будет уже невозможно.
140. Вы потом должны будете пожинать то, что закладываете. И сетовать, как же есть эти плоды, уже будет поздно. Их надо будет есть, именно поесть, принять их надо будет.
141. А вот потом уже надо будет думать, как новые такие плоды не посадить, чтобы новое решение сделать наиболее точное. Так что смотрите.
142. Поэтому вот эти все задачи во многом зависят от вас. И когда дети у вас часто проявляют какие-то негативные особенности, во многом это с вами связано, с вашим внутренним миром, с наличием агрессии внутри вас, предрасположенности к осуждениям, требованиям к окружающей реальности. Это всё очень сильно и ярко может отзываться в детях.
143. От мам очень многое зависит, от их состояния зависит состояние детей, очень сильно зависит. Поэтому, если мама в определённом беспокойстве чрезмерном, дети будут болеть, будут падать, будут что-то себе разбивать, у них очень часто могут в этой зависимости такие болезненные минуты возникать.
144. Поэтому будьте внимательны. Мы можем рассматривать только те обстоятельства, которые вы сами затронете, вот же ещё в чём весь экзаменационный смысл. А вы думаете, что вам придут и скажут, что вам надо сделать и что поменять внутри.
145. Вы сами должны назвать то, в чём у вас трудность, слабость, которую вы имеете. Вы её точно должны назвать сами, проявив при этом большое желание постичь суть этой слабости, дабы не повторять её и стать мудрее.
146. Но это часто не трогается, пока ещё многими не трогается, и только лишь через отдельные обстоятельства остаётся смотреть, как вы продолжаете упорно проявлять с этой стороны невежество. Так будет сложно вам помочь».
147. Вопросы из писем из деревень: «В начале лета этого года у меня возникло природное чувство к Володе. Это произошло в отсутствие его жены, которая уезжала на время в мир. Всё лето мы дружили, вместе работали у него на огороде, я стирала, штопала его вещи; часто устраивали велосипедные прогулки, ходили за мхом для строительной бригады, старшим которой является Володя. Интимной близости между нами не было.
148. Допустимы ли со стороны любящей верующей женщины такие проявления любви: я отдавала предпочтение штопать и стирать одежду любимого, хотя одежда сына моего нуждалась в том же самом; зная, что придёт Володя, устраивала аврал по уборке дома; когда приходили посылки, угощала Володю, а не других детей …»
149. «Сейчас мы остановимся отдельно на каждом пункте …»
150. «Я отдавала предпочтение штопать и стирать одежду любимого, хотя одежда сына моего нуждалась в том же самом».
151. «Недопустимо такое действие ни в коем случае. Дальше».
152. «Зная, что придёт Володя, устраивала аврал по уборке дома».
153. «Такое возможно. Возможно, но главное, чтобы стремление создать дома уют и чистоту не было лицемерным и наигранным, не театральным, а чтобы это была естественная ваша особенность. Убирать только в тот момент, когда может прийти любимый, а когда уйдёт, там уже всё мхом зарастёт, — чтобы вот эта сторона не проявлялась.
154. Поэтому вполне возможно ваше желание дома сделать порядок. Но тут, конечно, надо быть внимательным.
155. Ведь если вы хотите быть с ним в конечном итоге, ему предстоит узнать и истинную вашу сторону; ведь он же постоянно начнёт жить рядом, а не жить где-то отдельно и приходить время от времени, когда вы сделаете уборку. Так, дальше».
156. «Когда приходили посылки, угощала Володю, а не других детей».
157. «Тоже недопустимо. Вот это уже усилие, которое больше ставит мужчине подножку. Здесь ещё надо посмотреть, а знает ли он это обстоятельство, потому что в этом случае краски могут ещё больше усилиться.
158. Конечно же, детей ни в коем случае нельзя ставить ниже взрослого. Прежде всего дети, прежде всего. Поэтому, когда вы делаете ту или иную оценку, будьте внимательны в этом случае.
159. Но и в то же время быть до предела бдительными, потому что перегиб и в этом отношении можно сделать и потом не будете знать, что с детьми делать. Можно воспитать в детях на основе этого очень неправильное отношение к тому, что происходит вокруг.
160. Но это сейчас уже категория общих слов, не связанная с конкретным действием, поэтому лучше мы долго не будем уделять этому внимание, а когда возникнет конкретное обстоятельство, тогда и будем уточнять.
161. Бдительность, конечно, всегда надо иметь. Но прежде всего, конечно, стараться в детях видеть большее».
162. «Может ли отсутствовать радость к жизни из-за того, что мне приходится очень много тяжёлой физической работы делать одной: перевозка глины, овощей на тележке, копка и перетаскивание мешков с картошкой. Как вернуть радость к жизни?»
163. «Такая нагрузка не может на самом деле радость к жизни потушить, не должна потушить. Когда у вас правильное отношение к жизни, то какую бы нагрузку вы ни терпели, радости к жизни у вас не должно потеряться.
164. Ведь вы же рождены, чтобы благо своего внутреннего мира отдать вовне. А рабочее усилие какое-то, производственное усилие, творческое усилие — это есть возможность ваша выразить ваше благо и отдать его вовне.
165. Если это вы имеете, то при правильном к этому отношении вряд ли это может вас расстроить, если этого слишком много, слишком много возможностей себя отдавать окружающему миру. Ну и пускай, прекрасно».
166. «Вернувшись в Можарку, жена Володи, прослушав последние кассеты, предложила мне помочь ей штопкой, стиркой вещей Володи, совместные прогулки.
167. После проведённого анализа наших отношений с Володей я сделала ему подсказки, что его шутки на эротические темы усиливали мои природные желания и что он не сливается с Учителем. После чего я стала ощущать от него пустоту.
168. И сейчас, приходя домой к Володе, я чувствую себя лишней, поведение моё становится неестественным, скованным. Может ли быть, что, чувствуя мою скованность, сын отказывается заходить в гости к ним и ждёт меня в коридоре? До подсказок Володе и приезда жены сын чувствовал себя у Володи легко и свободно …»
169. «Конечно, такое может быть, что сын будет чувствовать атмосферу, созданную в этом доме, и то, что чувствует его мама. Может быть такое … Дальше».
170. «Может ли быть одновременно и любовь и недоверие к мужчине? Может быть, я любила иллюзию, а не настоящего Володю, или это было воздействие со стороны, так что я потеряла голову? Нужно ли мне вообще приходить к Володе, чувствуя пустоту с его стороны, и развивать дальше какие-либо отношения с ними?»
171. «Если в этой пустоте усматривать его определённое нежелание видеть эту женщину, конечно же, приходить не надо. То есть если у него возникают какие-то негативные ощущения в отношении её появления в доме, конечно же, при этом женщина не должна появляться в доме.
172. Но не бойтесь в этом случае делать подсказки мужчине, которого вы любите. Если в этом случае, подсказав что-то ему важное, истинное, внезапно можете чувствовать некую пустоту, которая внезапно именно после этого появилась, не привязывайтесь к нему. Ему ещё надо обогатиться, он недостоин вас.
173. Не мучайтесь, идите дальше. Это будет относиться к недостойному мужчине, когда, услышав подсказку от женщины, он может проявить в отношении неё какие-то негативные качества, усилия. Это будет постыдным являться и является».
174. «Когда говорится о том, что мужчина имеет право и решает вдруг подарить себя женщине, означает ли это тот момент, что он берёт ответственность за неё до конца жизни?»
175. «Этот момент очень важный, и Мне жаль, что вы не ухватили его. Когда Я вам сказал, что ответственность намного повышается, и не просто намного, а до предела повышается во взаимоотношениях ваших друг с другом, а точнее, между мужчиной и женщиной, у вас должно возникнуть понимание одно: само вступление в близость с женщиной мужчины означает, что с этой минуты он понёс особого рода ответственность за неё до конца жизни.
176. Вот тут уже надо быть внимательным. До сих пор вы попадали в ситуацию, когда таинство венчания могло случиться однажды, а вы пока ещё пробуете разобраться друг с другом, где в этом отношении проявлялось много разных вариантов, различных обстоятельств, при которых вы часто находили для себя оправдание вступать друг с другом в близость, после чего часто, не доходя до точки венчания, успевали понять, что, оказывается, ещё не любите друг друга, начинаете расходиться в разные стороны, и где из всего этого всегда просматривается только одно: проявление слабости. Как правило, проявляется только слабость.
177. Так вот, с повышением вашей ответственности, в данном случае эта слабость будет ущемлена основательно, и сделает такой шаг только тот, кто прямо говорит и показывает, что Истину он не готов воспринимать. И естественно, если он не готов воспринимать Истину, всё то, что Я вам сказал в последнее время, на него не распространяется.
178. А мужчина, который стремится сделать всё согласно Истине, конечно же, не поторопится сделать шага, пока не уяснит обстоятельства, в которое он попадает, и не будет уверен, что ошибка в данном случае будет отсутствовать.
179. Но эта уверенность может возникнуть только в одном случае, когда, прежде чем сделать тот или иной шаг, новый в своей жизни для себя, он согласует этот шаг со Мной. Для этого Я и дал вам эту подсказку, чтобы исключить наибольшим образом наличие ошибки в этом отношении.
180. Прежде чем сделать шаг, побеспокойтесь, вы лучше уточните ещё и ещё раз, ибо верующий мужчина всегда будет заботиться о том, чтобы ни в коем случае не допустить грубую ошибку, ни в коем случае. Он понимает величие ответственности, лежащей на его плечах, поэтому, если ему что-то ещё не совсем ясно, он прежде много раз переспросит, прежде чем сделать шаг.
181. А так, не уясняя это величие, вы делаете ошибки. Потом вы задаёте Мне вопросы, описывая разные ситуации, что уже вступили в связь, теперь как поступить дальше … Ну, это уже несерьёзно.
182. Такое обстоятельство нет смысла рассматривать, потому что оно выпадает из правил, которые Я определил для тех, кто сейчас будет поворачивать и идти по новому Пути, истинному Пути.
183. И поэтому в этом случае вы и разделитесь между собой на тех, кто с готовностью будет исполнять каждую букву, данную вам, ибо эта буква есть тот камушек, из которых уложена эта Дорога, новая в жизни человечества, единственная и настоящая, истинная.
184. И здесь каждую букву надо чтить. Если вы попытаетесь её обойти, вы выпадете на любом метре Пути, которым именно сейчас вам предстоит идти.
185. На новом Пути вы сейчас проходите такие отрезки пути поворота, где вам нетрудно представить, если вы пусть даже немного знакомы с законами физики: когда вы движетесь на скорости и поворачиваете, то вас прижимает к одной стороне; не к другой, противоположной, а к какой-то одной стороне, в зависимости от поворота. И если в этот момент вы перестанете держаться, вы выпадете в любой точке этого поворота.
186. Когда вы движетесь по прямой, вы не выпадете: сила инерции будет вас нести по прямой, и вы никак не выпадете. Надо приложить особые усилия со стороны, чтобы вас оттуда вытолкнуть.
187. Но когда вы поворачиваете на скорости, то тогда всё зависит от вас самих, удержитесь вы или нет. В любой точке, проявив слабость, вы можете выпасть, пока идёт поворот.
188. Вот так и сейчас у вас. Я проложил вам Путь, дал вам задачи, вы сейчас начинаете их решать. И как раз там, где вы попытаетесь что-то обойти, что-то решить в удобном для вас смысле, вы начнёте дружно вываливаться с этого Пути и продолжать уже двигаться в направлении, которое для вас было привычным в течение всех этих предыдущих тысяч лет.
189. Но в этом случае мы и будем прощаться, потому что здесь уже насильно вас удерживать нельзя будет, вы сами не должны будете выпасть. Насильно держать вас никто не будет, нельзя, такое невозможно.
190. Поэтому стараться исполнить всё достойно Я и пробую позволить вам, помочь вам ощутить вот эту полноту ответственности через все обращения к вам последнего времени, чтоб вы понимали, насколько велика эта ответственность, как надо дорожить всем, что вы слышите, что приходит в уши ваши, чтоб это правильно уяснить.
191. Это серьёзные обстоятельства, которые мы рассматриваем с вами, они, как правило, являются ключевыми в разрешении вашей судьбы и тем, что в корне меняет ваше существо вообще.
192. Ведь те задачи, которые в последнее время тронуты, призваны в корне вас видоизменить, позволить вам переродиться. Не приобрести что-то дополнительное к тому, что вы имеете, — это будет ложное понимание, — а вообще переродиться.
193. И вы начнёте замечать, как внезапно кто-то из ваших ближних, из тех, кто действительно старается исполнить, даже лицом будет преображаться. Вы сейчас это начнёте замечать, потому что в тех обстоятельствах, в которые вы сейчас попадаете, если вы правильно решаете задачи, перед вами поставленные, это позволяет вам в краткое мгновение видоизменяться так, как вы бы не могли измениться за десятки лет.
194. Это серьёзные задачи, их надо учиться сейчас решить достойно. А это потребует от вас максимальных усилий, потому что, как правило, это будет связано с сильным, серьёзным внутренним переживанием. Ничего, потерпите. Вот тут-то вы и определитесь с верой своей.
195. Поэтому будьте внимательны. Эгоизм дело серьёзное, его надо правильно осмысливать и решительно с ним справляться».
196. «Для меня непонятно, что такое природная любовь, и может ли быть между супругами родственная любовь. После того как я узнал, что моя жена влюблена, я старался всячески идти ей навстречу, поддерживая её чувство к брату.
197. Но когда у неё с ним возникали какие-то непонимания и она сильно огорчалась, сердясь на него и жалуясь мне, я ловил себя на сильном отторжении её и неудовольствии её поведением, подсказывая ей, что надо учиться любить не для себя.
198. Мне тогда была сделана подсказка, что мне нравится роль святого, поэтому я не хочу, чтобы всё оставалось по-прежнему, как и было до её влюблённости. Я стал копаться в себе и увидел, что действительно не хочу принимать её обратно, что её влюблённость — это своеобразное освобождение для меня.
199. Последнее время, особенно живя на земле обетованной, мы сильно били друг друга по слабым местам. А когда у неё было всё хорошо с этим братом, я с жадностью пил её радостное, нежное состояние, и вот тогда первый раз за много лет испытал к ней первое природное чувство.