Восемнадцатое октября. Небесная Обитель. Встреча Учителя с пребывающими в этот день в Обители Рассвета.
2. «Будем продолжать наши встречи, где мы также продолжим рассматривать всё, что вы будете спрашивать. Я слушаю вопросы, и будем начинать рассматривать вашу жизнь с очередной стороны», — начал встречу Учитель.
3. «Учитель, скажи, пожалуйста, почему так бывает: люди не показывают своих чувств друг к другу, явно не проявляют их, а, находясь рядом с ними, начинаешь чувствовать, догадываться, что это люди, которые очень-очень любят друг друга.
4. А рядом с другими, о которых многие говорят, что они влюблены, этого тока не ощущаешь. Это природный ток или это проявление духовной какой-то гармонии?..»
5. «У кого?» — переспросил Учитель.
6. «Например, я ощущаю, находясь рядом с такими людьми, их природный ток, их духовную гармонию».
7. «Так нельзя трогать вопрос. Всё может быть. Всё зависит от твоих способностей это чувствовать, всё зависит от того, что на самом деле у них происходит.
8. У вас много очень домысливания всевозможного рода. Вы часто говорите: «Я чувствую, что этот человек находится в таком-то состоянии, в таком-то переживании». А когда начинаешь узнавать, то оказывается, что с ним совершенно ничего такого не происходило и в мыслях у этого человека ничего подобного не было.
9. А вы были уверены, что там именно это и было, и очень уверенно порой доказываете это твёрдо, убеждённо. А при выяснении совсем ничего такого не было.
10. Поэтому у вас есть особенность своеобразная воспринимать окружающую реальность, и таким вопросом нет смысла это трогать сейчас. Такой вопрос ничего не даёт вам, ответ на него никак не поможет вам.
11. Развивайтесь. По мере того как дух ваш будет развиваться, он будет учиться воспринимать реальность, и вы будете обращать внимание именно на ту сторону ваших ощущений, которая подтолкнёт вас к созиданию, к приложению каких-то усилий во благо, во имя Гармонии, Славы Бога. Вот на это вы будете обращать внимание.
12. То, что не подталкивает, а позволяет вам что-то ощутить и всего лишь, вы только лишь будете запоминать, фиксировать это ощущение, чтобы впоследствии это использовать в каких-то других случаях, и это поможет вам глубже и шире осмыслить то, с чем вы соприкасаетесь.
13. Вы особенно воспринимаете реальность, вы везде вкладываете своё отношение к этой реальности, к чему бы вы ни прикасались. И поэтому, когда вы осмысливаете всё, что с вами происходит, как вы беседуете друг с другом, — это сложное таинство, где путаница возникает неизбежно.
14. Вы начинаете беседовать друг с другом, кто-то начинает передавать какой-то образ, и у вас возникает, к примеру, чёткое ощущение, что вы поняли, что говорит этот человек. У вас хорошее, твёрдое убеждение возникает, что вы поняли, что он говорит, у вас ясный образ появился в голове того, что он рассказывает.
15. Но характерная особенность всего этого такова, что очень часто, рассмотрев поглубже, что на самом деле пытался передать рассказывающий, усматривается, что он совсем другой образ пытался вам передать.
16. А у вас очень чётко возникло ощущение, что вы поняли передаваемое. И естественно, услышав и почувствовав, что вы поняли, вы не переспрашиваете, вы не уточняете, у вас же твёрдое убеждение: вы поняли, о чём идёт речь. И как правило, вы не уточняете и уходите с ложным пониманием того, что на самом деле вам рассказывается.
17. А на основе того, что вы получили, запечатлели в себе, у вас уже идёт определённая работа. Вы получили информацию, которая задевает в какой-то мере ваш внутренний мир. У вас уже будет идти внутри работа определённая, вы будете выражать в течение нескольких дней впоследствии какую-то реакцию на эту информацию.
18. То есть она каким-то образом вас задевает, заставляет вас переживать, подталкивает к каким-то умозаключениям новым на основе того, что вы запечатлели. И получается очень часто, что у вас в жизни такая работа идёт на основе ложной информации. То есть там совершенно другое говорилось, а вы воспринимали что-то одно, и на основе этого вы уже продолжаете жить, думать на эту тему, рассуждать; а там вовсе это и не оговаривалось для вас.
19. А вы посвятили этому впоследствии много дней, и если тем более это вызывает сильные переживания, вы и переживаете. И получается, в истинном смысле вы переживаете о том, чего не было. Вы так горячо переживаете, мучаетесь, а там совершенно этого не было.
20. Поэтому Я для вас и говорил то, что запечатлелось «Послесловием» в Писании, где Я старался подробно вам показать эту особенность, что говорить друг с другом словами, которые вам знакомы, — это очень сложное таинство, при котором надо много времени посвятить тому, чтобы какую-то мелочь объяснить с разных сторон, чтоб более-менее вам стало ясно, о чём идёт речь.
21. А вы кратко о многом говорите. Естественно, вам, кажется, понятно: образы-то понятные употреблены, слова для вас известные употреблены, не какого-то иного языка, который вы впервые слышите, а язык вам ясен. За каждым словом как будто бы есть известные образы, и вам, казалось бы, ясно, о чём идёт речь.
22. А там как раз и начинается путаница, тем более если у вас ещё есть особенное к этому отношение, специфическое отношение, в зависимости от качества внутреннего мира. Вот тут ещё больше накладка начинает возникать.
23. Всё зависит от того, что вы хотели услышать от человека, что вы искали в его ответе. И вы, как правило, начинаете это находить. Хотя он говорил о другом, но вы будете уверены, что вы нашли то, что искали.
24. Вот потому Я и говорил вам, много раз повторял и повторяю, что тот, кто ищет негативное, он легко способен будет находить негативное в чём угодно. Как бы ни объяснял вам ваш собрат что-то, если вы внутри горите и как бы устремлены видеть это негативное в его действиях, вы будете негативное это находить.
25. Если вы очень боитесь, что этот человек сделает что-то неприятное вам, вы будете обязательно усматривать в его действиях уже проявления эти, ведущие к каким-то неприятным усилиям против вас.
26. Поэтому, когда вы приходите вопрошать друг друга о чём-то, вам сложно услышать, что на самом деле ответит вам ваш собрат. Это непростая задача, это надо привести себя в нормальное состояние.
27. А если вы находитесь под действием какой-то чувственной волны, вы уже будете смотреть предвзято на то, что он будет вам отвечать, и обязательно туда прибавите свой ложный домысел.
28. Если вы напуганы, если вас ведёт переживание негативное, вы обязательно будете усматривать негативные образы в простых, казалось бы, выражениях.
29. Тут вам и разбираться сейчас. Вам надо будет определиться с тем, что же прежде вам дорого, что вы прежде всего хотите познать — Свет или тьму, что вам дорого — Свет или тьма, что вы хотите найти в ближнем вашем — Свет или тьму. Вы определитесь с этим.
30. Если хотите найти Свет, любой поступок ближнего элементарно оправдать с этих позиций. Хотите найти тьму — точно так же в любом поступке брата можно усмотреть негативные помыслы. И тут даже дело не в том, ошибётесь вы или не ошибётесь.
31. Если вы всегда стараетесь найти Свет, то, даже если вы ошибаетесь — фактически для логики, для разума может быть такая отметка, что вы ошиблись, но для человека такой отметки не существует, — вы всегда приобретёте, вы всегда будете становиться от этого богаче. Поэтому ищите друг в друге Свет, учитесь друг в друге замечать Божие: вы от этого будете становиться богаче.
32. А если ищете тьму, богаче вы не станете, даже если вы, может быть, и не будете ошибаться фактически, называя точно негативные особенности своих ближних, умея предугадать какую-то негативную особенность в действиях кого-то из братьев. Даже если вы будете угадывать точно, но, если вы будете это искать в них, вы будете проигрывать, вы будете терять как человек.
33. Люди много теряют, если они ищут негативное. В обществе есть организации, которые само общество как необходимость поставило для установления порядка в этом обществе, и там огромная масса людей, ваших собратьев, в этом случае неизбежно имеют определённую заинтересованность найти эти недостатки. Они на этом развивают свои профессиональные навыки, они ко всему уже подходят с внутренним особым напряжением, когда начинают присматриваться к действиям ближнего.
34. И у человека при таких обстоятельствах, когда он больше склонен к поиску негативного, возникает отклонение — отклонение в психике, в сознании, и уродуется человеческий мир, он становится очень сложным.
35. Так что будьте внимательны в общении друг с другом. У вас часто слишком большая склонность додумывать отрицательное. Именно в этой связи никак не удаётся вам построить единую Семью, никак не удаётся слаженно выстроить взаимодействие в какой-то работе, если надо там приложить совместное усилие; никак не удаётся построить ту или иную организацию, которая, казалось бы, во благо вами всеми строится.
36. Эти все корешки мы будем просматривать более детально, если будет удаваться вам эту ситуацию затронуть. Ведь в этом случае важно, чтобы вы вопрос задали, точно указав ситуацию, чтоб мы на примере её могли рассмотреть особенности ошибок, которые делает человек.
37. А обобщённо об этом говорить можно очень много слов, которые вам, казалось бы, понятны. Но когда Я начинаю в дальнейшем смотреть, когда вы прикладываете эти понятия к реальным событиям, вы делаете серьёзные отклонения, хотя слушали и были уверены, что вам всё понятно. Но отклонения возникают очень большие, даже на удивление, что вы порой видите очень сильные иные понятия из того, что для вас было речено.
38. Но Я буду надеяться, что вы всё-таки будете время от времени удачно трогать конкретные стороны, которые крайне необходимо рассмотреть подробней, потому что часто эти затронутые вами стороны могут носить ключевой характер, благодаря которому решается очень много других обстоятельств.
39. На самом деле все подряд поступки человеческие мы не сможем рассмотреть, они ведь каждый раз у вас по-новому происходят, их безмерное количество; все их оговаривать нет смысла, и это просто невозможно.
40. Но во всём этом множестве есть ключевые особенности, где за решением какого-то одного ключа скрывается очень много разных обстоятельств, которые можно решать, познав решение этого ключевого момента правильно.
41. Вот Я и буду с вами прежде стараться оговаривать эти ключики, через которые вы можете правильно догадываться о необходимом усилии в различных многообразных иных обстоятельствах».
42. «Допустим, у жены возникает обоюдная любовь с другим мужчиной. Муж, оставшись один, любой другой семье будет рад предоставить кров. Значит, он точно так же может уступить дом своей бывшей жене и другому человеку. Это правильный подход?» — продолжились вопросы к Учителю.
43. «Если он так решит, это будет хорошо. Но если этим воспользуется другой мужчина, верующий, это будет очень нехорошо. Верующий не воспользуется такой ситуацией, никогда мужчина верующий так не сделает, не воспользуется таким подарком своего брата. Если он устремится составлять семью, он прежде всего побеспокоится о том, куда же он хочет привести жену свою».
44. «А если тому, чтобы у них любовь расцветала, мешает только то, что он ещё не успел что-то построить?»
45. «Ничего, построит. Они же могут дружить. Разве помогать друг другу можно только в стенах определённого дома?»
46. «Значит, пока тот не построил дом, то на время пожить муж не может пригласить, да?»
47. «Пригласить он может и пожелать отдать может, Я же ответил тебе на первую часть вопроса. Но ты односторонне задаёшь сейчас вопрос, и Я сразу тороплюсь добавить, а то Я уже сразу переживаю: если Я не добавлю, то какая начнётся волна с другой стороны».
48. «В этом случае, значит, новый счастливец не может воспользоваться такой возможностью?..»
49. «Взять — не может. Воспользоваться на время, когда брат приглашает, может».
50. «А если есть в семье маленькие дети, в этой ситуации всё остаётся так же или ради детей что-то меняется?»
51. «Надо смотреть дальше по обстоятельствам. Дети должны видеть и отца и мать, и прилагать силы к их воспитанию должны и отец и мать. Вот это главная особенность.
52. Дальше надо смотреть творчески, как у вас это будет получаться, что вы решите в этом отношении. Вы же все друзья, и вы понимаете, как важно детям видеть заботу отца и матери, когда они видят хорошее состояние и у отца и у матери, их любовь друг к другу как к человеку, когда они, как человек человека, любят, любят божественное друг в друге, — вот это возвышенное отношение, восприятие друг друга. Ведь такое должно быть восприятие верующими друг друга в любых условиях, вот это главное.
53. Ну а дальше вы посмотрите творчески, потому что, когда вы будете в этом случае строить общество, вы очень много должны уделить внимания построению воспитательных организаций, где дети ваши будут находиться под серьёзной опекой, большой, прекрасной, где есть просто ваши собратья, отдающие всю свою жизнь для воспитания детей, и которым вы можете доверять.
54. Детей вы можете иметь много, но это не должно быть как просто лишь в кочевых племенах: как получится, где кто во что горазд; выживет — хорошо, не выживет — карма … Так нельзя.
55. Поэтому, конечно, рождать вы будете много детей при правильных условиях, но вы должны обязательно посвятить воспитанию детей высокое внимание, то есть ответственность в этом отношении вы должны чувствовать наивысшую, какую только можно чувствовать.
56. И этому должны быть уделены максимальное внимание, время, и все ваши помыслы должны быть направлены на то, как лучше это сделать, каким образом, чтобы дети находились под хорошей опекой любящих людей, способных им многое показать, дать.
57. И поэтому, когда у вас будет формироваться настоящее общество, истинное, таких организаций будет много, где дети уже с раннего возраста с удовольствием будут туда устремляться, потому что для них особой разницы нет, с какими взрослыми людьми общаться, если взрослые любят этих детей.
58. Вы можете это заметить среди своих детей: если попадает человек очень любящий и очень хорошо с ними может обращаться, дети очень легко с ним играют и порой даже не идут к родителям, продолжают играть с ним дальше; и не всегда даже с желанием могут отойти, если позовут папа или мама. Ну так это и есть показатель главный, что в этом случае прежде всего важны любовь, забота о детях, для них это очень важно.
59. И когда вы все друзья, вы все любящие детей прежде, потому что это же ваша основа, которая даёт вам возможность умножать любовь, распространяя её в мире Бытия, в этих условиях у вас многое будет решаться гармонично.
60. То есть не получится так, что мама носится из одного угла в другой угол, не успевает что-то сделать, не успевает что-то поправить, нервничает, устаёт психологически … Таких затруднений не будет.
61. Сейчас пока может быть, потому что вы вроде бы и пошли пробовать творить любовь, вы начали смелее рождать детей, но внимание детям уделяется минимальное, очень неудовлетворительное.
62. То есть пока в этом пробел очень серьёзный. Если его не подправлять, то тогда это трагедия для общества, потому что будущего у вас не будет.
63. А ведь вы должны передать то, что имеете сейчас сами, приобретаете сами; передать правильно, чтоб это дальше начало умножаться. Только тогда это обретает надёжность и появляется будущее.
64. Поэтому Я всё ещё продолжаю надеяться, что вы долго не будете проявлять в этом отношении свою халатность, а заботу попробуете умножать в отношении своих детей, заинтересованность попробуете проявлять много больше.
65. Ну и, естественно, конкретных практических усилий начнёте прилагать много больше, не рассматривая в этом случае, хотите вы или не хотите, а понимая высшую сторону ответственности в этом вопросе и уже одним этим пониманием руководствуясь, ибо одно понимание уже делает вас способными неутомимо устремляться по пути созидания в этом вопросе.
66. Здесь уже так, как вы привыкли рассматривать — «хочу, не хочу», — совершенно неуместно. Это должно быть, и в это надо с головой погружаться. А потом будете хотеть.
67. Вы не хотите только потому, что ещё не научились любить; не хотите, потому что не научились быть папами, хотя порой имеете детей; не научились, потому что не можете быть мамами, хотя тоже порой имеете немало детей.
68. И вот когда будет происходить настоящее познание папы и мамы, вы будете очень гореть внутри сердцем своим, чтобы дети ваши имели настоящую, достойную опеку, как полагается это для человека, обладающего высшими качествами разума и таким большим сердцем, каким наделил вас Бог. Поэтому это усилие надо рассматривать в своей жизни. Не упускайте из вида».
69. «Жена неверующая, десять лет сыну. Я уехал сюда с её согласия. Должен ли я теперь покинуть эти земли, чтобы сын видел отца?»
70. «Стараться опекать надо обязательно, дальше смотреть по обстоятельствам. Какую-то однозначную подсказку здесь нельзя выразить, так как человек порой меняет траекторию своего движения в зависимости от разных обстоятельств, которые его впереди ожидают, где понятие «логично» нельзя сюда ввести.
71. Здесь всё должно быть основано прежде всего на умении чувствовать то, что с тобой происходит, так как опять же, упоминая вот эту форму — логичное мышление, учитывая факты, которые у вас происходят в сегодняшний день, вряд ли вы сможете рассчитать, что завтра вы сломаете ногу, вряд ли вы рассчитаете, что завтра вы разобьётесь в автомобиле. Вы не рассчитаете это.
72. Вы можете догадываться, предполагать, можете попробовать использовать гороскопы, как сейчас модно, пытаются что-то замечать как будто бы наперёд. Но это всё останется на уровне ваших предположений, вашего доверия той или иной информации, рассчитать вы её не сможете.
73. Поэтому, двигаясь по жизни, не всё можно будет осмысливать логически, для чего сделать то или другое, почему внезапно вы почувствовали нежелание сделать что-то, что ранее считали нужным сделать. Вы не можете узнать, отчего возник внутри этот голос, куда он на самом деле поведёт вас, соблазн это или что-то удерживает вас от какого-то очередного неприятного обстоятельства.
74. В глубине в этом смысле много разных таинств проявляется, которые ваше сознание не фиксирует, но именно через эти глубинные предопределения многое решается в вашей судьбе. Это, по сути, и есть ваша судьба, где в разных ключевых моментах вы решаете, какое ответвление вы возьмёте для себя.
75. У вас есть такие не раз возникающие ключевые моменты в судьбе, где в этой очередной точке возникает разветвлённость определённая, и дальше какую вы выберете ветвь, зависит от того, как вы почувствуете это в себе, но рассчитать вы не сможете.
76. И вы выберете либо наиболее благоприятное, либо в сторону наименее благоприятного, но где уже, сделав выбор, его не исправить; не вернёте веточку, которую вы потеряли.
77. Просто лишь опять очередной вывод надо суметь сделать достойный. И когда вновь попадаете в ключевой момент, надо опять суметь выбрать наилучшее с учётом того, что вы имеете, и того, что вас окружает.
78. Поэтому всегда надо быть бдительным и учиться слушать свой внутренний мир. Вам надо научиться владеть своими чувствами».
79. «Я хотел бы уточнить понятие «оправдать». При мне произошёл диалог, в качестве примера я хочу его привести. У нас идёт утепление в городе, я пришёл на работу в одну семью утеплять, а остальные братья несколько задержались.
80. И жена в этой семье проявила недовольство происходящим, на что муж говорит: «Они, наверное, завтракают. Учитель же учит всех оправдывать, вот такое тебе оправдание: они, наверное, опоздали, потому что завтракают. А жена говорит: «Это разве оправдание? Это недостойное».
81. И я хотел бы уточнить, кто в данной ситуации правильно понимает истину: муж, который говорит, что они завтракают, или жена, которая считает, что опоздание недостойно …»
82. «Если ваше усилие — стремление найти светлое, то оно уже хорошее само по себе. И если она опровергает что-то с желанием увидеть отрицательное, то, даже если она и правильно говорит, что это не оправдание, это уже потеря именно для духовных качеств.
83. Поэтому надо прежде ей посмотреть в себе, какое у неё пожелание было, какой мотив у неё внутри возникает; к чему она стремилась, выражая то или иное своё умозаключение».
84. «То есть когда я, допустим, вижу действия брата, которые, на мой взгляд, являются ошибкой, и пытаюсь их оправдать, то в принципе неважно, какое я ищу оправдание. Главное, чтобы у меня было искреннее желание оправдать …»
85. «Да. Только тут уже надо быть внимательным. И помните подсказку: когда ищут ложь, её находят везде — и там, где ложь, естественно, и там, где правда. Но если ищут правду, её находят только там, где действительно правда есть.
86. Стремление оправдать должно быть, но дальше разумно надо взвешивать то, с чем вы соприкасаетесь, только тогда вы сумеете увидеть правильно ошибку, которая там появилась.
87. И дальше этим надо воспользоваться, чтобы подсказать, чтобы эта ошибка ушла из жизни — и вашей жизни, и жизни вашего брата. Но вот этот мотив изначальный — искать оправдание, искать положительное — это должна быть главная особенность каждого из вас.
88. Как правило, сейчас все почти имеют большую склонность найти ошибку. Это одна сторона, придающая предвзятость восприятию реальности.
89. Вы должны выработать в себе желание и готовность искать положительное. Это совсем другая будет особенность. Это также предвзятый подход, но который очень важен.
90. И в этом случае нельзя ослеплять себя только лишь желанием оправдать и, если удалось найти оправдание, тут же сказать: «Ну, хорошо, нашёл наконец-то, так и должно быть». Нет.
91. Попытаться оправдать надо, но потом посмотрите, а что вы нашли, действительно ли уместное оправдание. А то оно может быть само по себе неуместно, и первый беглый взгляд уже может показать: ну какой же абсурд, кто ж так оправдывает, что же это за оправдание?
92. Это сейчас непростая подсказка, но она прямо связана с серьёзной потребностью правильно формировать внутренний мир.
93. Вы сейчас многие качества открываете для себя впервые, вы этим не пользовались. И вот сейчас, дав вам толчок во многом, Я позволяю вам открыть эти качества, но они, открывшись, начинают хаотически проявляться. Вы ещё не знаете порядка этим качествам, вы привыкли придавать порядок другого рода качествам, на которых всегда и жили всю жизнь и на которых веками формировалось общество.
94. Вот эти качества негативные, связанные с эгоизмом, вы научились в какой-то мере организовывать, давать им порядок, давать им имена, названия. То есть этому уже дано что-то вашим сознанием, вы как-то это рассматривали, потому что это была неизбежность, это нельзя было не рассмотреть, это ж проявлялось каждый день в жизни человека.
95. А вот теперь Я позволяю вам вскрыть то, что в вас истинное, но которое не проявлялось так свободно. Если оно и пыталось где-то пробовать проявиться, его тут же прикрывали умелые руки ваших любящих собратьев, и оно быстренько захлопывалось.
96. Так вот теперь, когда открываются ваши качества, то, что связано с любовью у вас, сейчас всё это полилось хаотично, вразброс, внакладку, плеща в разные стороны брызгами, чем угодно.
97. Это должно открываться, и это неизбежно в этом случае будет проявляться вот так хаотично, потому что в сознании вами не было приложено правильного усилия это организовать, с этим разобраться, поставить всё на своё место, облагородить, дать этому истинную направленность.
98. Но Я потихонечку буду корректировать, давать поправки в разном отношении, и это будет приходить в Гармонию. Ваше истинное качество постепенно будет организовываться, становиться гармоничным. А пока оно не гармонично, хотя и хорошее.
99. Так что главное — Я вновь вернусь к вопросу — это чтобы было стремление оправдать. И если ближний поторопился сказать: «Это никакое не оправдание», — вот тут очень важно посмотреть, а что толкнуло его так оценить. Действительно ли он хотел сам найти оправдание, но, услышав такое выражение, якобы оправдывающее, не увидел в этом настоящего оправдания?