99. «Я всегда любила делать подарки. Как-то муж говорит: «Такому-то человеку понравилась эта вещь. Давай подарим ему?» Я начала думать, как это сделать. Муж говорит: «Давай подарим так, чтобы он не знал кто». Мы пошли, положили этот подарок, обратно идём, а меня скребёт … Потом говорю: «Ты знаешь, я даже согласна была, чтобы не знали, кто подарил, но чтобы я видела, как он взял этот подарок, именно его глаза …» Что не получило удовлетворения? Тоже моя гордыня?»
100. «Да. Ты хотела увидеть, что обрадовались люди, что именно обрадовались люди. Если бы ты увидела, что они взяли с кислым лицом, вряд ли тебя это обрадовало бы.
101. Хотя ты подарила, и вот это прежде и должно было тебя порадовать: ты подарила. Вот это усилие, которое направлено, чтобы вызвать радость у кого-нибудь, кому-нибудь принести приятное, вот это изначальное усилие и было самым главным.
102. Неважно уже дальше, дошло оно до него, не дошло, или кто-то, проходя мимо, просто взял этот пакет и ушёл в другую сторону. Или пробежала собака, унюхала что-то, взяла это за бантик и потащила в кусты, где-то там попробовала по-своему рассмотреть подарки … То есть это уже другая сторона, можешь и не задумываться об этом.
103. Главное — внутреннее твоё изначальное усилие. Если оно было искренним — это то, что и призвано рождать удовлетворение у человека, он живёт во имя кого-то, он делает усилие, он цветёт на этом основании.
104. А тут ты невольно привязана ещё пока, ты не специально это делаешь, а твой чувственный мир привязан к тому, чтобы видеть, что ты действительно радость принесла, а не огорчение. И вот тогда, видишь, получается, что элемента этого и не хватает. Надо увидеть, что радость вызвала, и вот тогда уже начинается, казалось бы, полноценное счастье бушевать. Но это не совсем верно».
105. «Получается, надо дарить, чтобы не знали кто?»
106. «Смотреть надо. Не доводить до утрированного какого-то состояния, чтобы потом прыгать, бегать, прятаться куда-то, упасть где-то там, создавать какие-то смешные ситуации …
107. Конечно, проще такое чудо создавать, чтобы и человеку предоставить самому пофантазировать, каким образом, каким таинством могло попасть желаемое к нему. Он об этом так думал, так хотел, а тут оно откуда-то пришло, откуда-то прилетело. Может, с соседней звезды кто-то ему подарил. Ну, пусть помечтает, если ему так интересно».
108. «Когда ребёнка просишь о чём-то, обращаешься к нему, а он вообще не обращает внимания, как будто не замечает, в этом случае можно ли использовать наказание?»
109. «Строгость и можно, и нельзя. Смотрите по обстоятельствам. Нельзя такую формулу выдвигать, которую вы сейчас возьмёте и всегда начнёте пользоваться при подобных обстоятельствах. Где-то можно, где-то не стоит. То есть ещё смотреть по характеру ребёнка, какое его качество, добьётесь ли вы таким образом.
110. Потому что может ребёнок такой быть, что вы будете бить, он будет смотреть на вас, будет плакать, но всё равно не сделает. Тогда до какой степени вы его будете бить? То есть разные обстоятельства бывают. Поэтому здесь где-то и нужна строгость, где-то можно не делать строго, можно попробовать обыграть обстоятельства иными решениями, творчески подойти.
111. Поэтому всё, что касается вашего воспитания, здесь всегда надо подходить творчески. Пусть руководит вами ваша любовь, совесть ваша и умение мир хранить в себе. Потому что часто глупости делаются оттого, что вы срываетесь, не успеваете мир сохранить. И тогда действие начинается очень неразумное.
112. А вам будет казаться, что разумное, вы начинаете высказывать теорию, какие-то речи начинаете выдвигать, которые в данных обстоятельствах очень не к месту и безобразны получаются. А вам будет казаться, что вы сейчас, как великий оратор, можете поучать ребёнка, вталкивая в его маленькое сознание большую-большую идеологию, которая к Истине на самом деле не имеет никакого отношения».
113. «Когда из меня вылетают какие-то отрицательные слова, они оставляют след в моей душе?»
114. «Ты не можешь просто так сказать, на нейтральном эмоциональном состоянии. У тебя какое-то эмоциональное состояние было. То есть тут всегда будьте внимательны к этому обстоятельству, потому что всё, что вы делаете, всё, что вы говорите, обязательно связано с вашим чувственным миром. Обязательно.
115. Поэтому прежде всего ваш чувственный мир реагирует на происходящее обстоятельство, раньше, чем реагирует на это ваше сознание. И в зависимости от этой реакции он начинает выдвигать вам определённые умозаключения, помогать вашему сознанию составить эти умозаключения, которые приводят вас к какому-то усилию.
116. И вот эти усилия сознательные, которые будут являться следствием вашего чувственного мира, реакции его на происходящие обстоятельства, вот эти усилия уже впрямую начинают сказываться на вашем внутреннем мире: либо этот внутренний мир будет расцветать, если усилия приложены впоследствии правильно, либо он начинает запечатлевать в себе что-то дополнительное, отягощающее, негативное.
117. То есть всё будет зависеть уже от того, что вы предпримете на волне той реакции, которая у вас возникнет внутри. И вот тут уже исходящее от вас и является тем, что засоряет вас. Вот это и есть та истина: входящее в вас не засоряет, а выходящее засоряет.
118. То есть чувственная реакция — это как входящее, нечто входящее в вас, но оно вас подвигает к какой-то реакции, к какому-то ответному действию. И вот уже само это действие, которое вы начинаете предпринимать дальше, как раз и влияет на ваш внутренний мир».
119. «Муж вернулся со встречи, где он задавал Тебе вопрос о нашей ситуации в семье. Я попросила его рассказать о его понимании, какая должна быть его реакция в таких ситуациях. Он сказал, что я хитро поступаю, спрашивая о том, что сказал Учитель на мужской встрече. Я на него обиделась, но потом, когда опомнилась, попросила разобрать свою гордыню. Он мне сказал, что реальность надо принимать с благодарностью. А меня такой ответ не удовлетворяет …»
120. «У тебя в этом случае чрезмерные к нему требования сделать то, что ни тебе, ни ему делать не надо и чего вы всё равно не сделаете и не сможете сделать. Ответ его верен. Это — невосприятие реальности с благодарностью. Это то, на что вам и надо обращать внимание прежде всего.
121. Вспомогательные умозаключения по поводу того, чтобы разобраться в каких-то механизмах, которые ведут вас к каким-то цепочкам ваших усилий, реакций, поступков, не всегда могут играть помогающую роль на самом деле.
122. Ведь этот сознательный разбор ваших ошибок никогда не является действием, непосредственно приводящим к победе. Это нечто вспомогательное, что подготавливает ваше сознание к быстрому осмыслению будущих реакций, будущих событий. Оно подготавливает, оно выстраивает ваши мысли в нужном направлении, но это не есть победа. Победа будет в непосредственном преодолении этого соблазна.
123. То есть вот возникло обстоятельство, ты его описываешь. Он тебе говорит: «Знаешь, не хочу я тебе ничего рассказывать сейчас». Ты чувствуешь, что у тебя внутри начало кипеть, и вот тут начинается главное: тебе надо вовремя сразу остановить себя, поймать, отойти в сторону, если требуется, помолись. Вот что является самым главным.
124. Не разбор, а вот это и есть самое главное — помолиться и сохранить в себе мир, всеми силами сохранить, мысли нужные создавая, концентрируясь на нужном объекте. Но вот это — установить мир — является главной задачей. После этого, как только установишь, сама подумай дальше, какая должна быть твоя реакция, что ты можешь сказать в ответ.
125. И ты, даже не зная истины, как человек, сможешь найти правильное решение, достаточно правильное. Пусть, может быть, не всегда прямолинейное истинное, но даже если криволинейное, то очень приближенное к прямолинейному это искривление, оно всё равно будет наилучшим для тебя решением, чем то, к чему ты сразу заскользила.
126. То есть возникло обстоятельство, и возникла естественная, присущая тебе реакция, она сразу потянула тебя как в водоворот, чтобы вызвать в тебе ту бурю, которая сломает тебя и растопчет тебя.
127. И твоя задача здесь, победа главная, чем раньше ты себя остановишь, перейдёшь на молитву, отойдёшь от проблемы, просто соединишься с мыслью об Отце, об Истине — только на этом сосредоточиться. Вот тогда ты почувствуешь — начинает восстанавливаться мир, это и есть главная победа. Потом ты найдёшь, что сказать доброе …»
128. «А если теряешь всё-таки свою бдительность и происходит эмоциональный срыв?»
129. «Ты пойми, никакое обстоятельство не может вызвать мгновенный срыв. Всегда возникает обстоятельство, которое начинает постепенно в вас разворачивать вот эти негативные эмоции. Постепенно. С разными скоростными данными, но не мгновенно.
130. Так вот, как только ты ощутила начало, вот тут-то и нужно прилагать усилия. И эта установка внутренняя должна быть вами сделана, то есть вы внутренне постоянно к этому должны обращаться, поставить, проверить ещё раз готовность свою. Напоминайте себе об этой готовности.
131. И если сначала это будет как-то грубовато, вам постоянно придётся себе ежеминутно напоминать, то постепенно это не потребуется. Ваш чувственный мир выстроится так, как нужно ему быть построенным, и он начнёт самостоятельно уже реагировать на эти обстоятельства.
132. Ваше внутреннее существо, сознание уже готовы к быстрой, мгновенной оценке данных негативных обстоятельств, если они возникнут. Тот соблазн, который возникнет, быстро, мгновенно будет вами оценен.
133. И вы тут же сразу переходите на то, что нужно вам сделать прежде всего, установив мир, и потом, не теряя молитвы, хотя вы, может быть, её и не произносите, не теряя Истины, вы начинаете делать усилия, какие вам надо сделать в ответ на эти обстоятельства. И вы сделаете их прекрасно.
134. То есть нет такого, что вы улыбаетесь, вы находитесь в прекраснейшем состоянии, тут какой-то щелчок — и вы упали и колотите ногами по полу. Нет такого мгновения. Есть что-то предшествующее.
135. Пришёл мужчина и внезапно прямо по всей комнате пошёл в грязных сапогах. А вы только что пол помыли. Но он пошёл, и вы начали оценивать уже это обстоятельство, вы тут же почувствовали, что вам оно не нравится и у вас началось — потихонечку, пусть с нарастающей, но это постепенно всё равно будет нарастать. То есть не будет так, что он только шагнул — вы уже потеряли голову. Нет, идут какие-то секунды, а это очень много.
136. Человек способен оценивать обстоятельства мгновенно, просматривать большой объём информации мгновенно, а не секунды. Секунды — это очень большой временной отрезок. И вот вы видите, и происходит у вас в течение этих секунд оценка обстоятельств, которые вызывают у вас негодование.
137. Так вот это то начало, что быстро должно быть вами оценено, и вы начали себя ловить. Сразу отвернитесь, отключитесь от этого обстоятельства и как можно больше сосредоточьтесь на главной цели вашей, священной цели. Тогда, восстанавливая мир, набирая силы, вы уже повернётесь и с улыбкой что-то скажете. Но вот это — главное действие.
138. И чем больше вы запускаете свои усилия в этом отношении, тем сложнее вам будет это сделать, вот ещё в чём есть своя сложность.
139. Потому что если вы уже слышали о вере, если вы услышали о каких-то истинах, то чем больше вы проявляете леность, не проявляете нужных усилий в том, чтобы реализовать эти истины через свои усилия, тем больше вы отдаляетесь от Истины, вы приотстаёте. А раз приотстаёте, вам с каждым разом, с каждым днём это вернуть будет сложнее.
140. Так вот, как бы это сложно на данный момент ни было, надо приложить все усилия, какие вы имеете ещё, пока ещё это возможно. Если продолжать терять, потом просто наступит период, когда это будет уже невозможно, уже говорить об этом будет просто бессмысленно. Но это будет печальное зрелище.
141. Оно уже печальное возникает временами, когда поддашься и уже перестаёшь контролировать свои силы; и становится очень печально. Но в этот момент рассуждать, подсказывать что-то бессмысленно, голова не существует в этот момент. Она вроде бы и есть, но в ней ничего нет.
142. Поэтому вот эта самая первая задача. Иначе на этой волне вы укатитесь неизвестно куда, вас спасти будет просто невозможно.
143. Потому что нет такой вероятности спасти вас, взять насильно в охапку, крепко прижать и увести вас, унести куда-то. Нет такой возможности. Если бы была — ещё бы как-то попроще было, тогда можно долго не разговаривать, сгрести вас всех в охапку и унести в тот мир, куда нужно вам прийти. Но, к сожалению, таких нет облегчающих условий.
144. Вам надо туда прийти своими ногами. И духовно вы ещё можете взяться за руку Ведущего, но не физически. И вот это усилие, о котором мы говорим, — это очень важно, это есть духовная возможность крепко взяться за руку Ведущего и не отстать. И тогда при этих усилиях вы будете каждый раз чувствовать себя легче, и легче вам делать нужные усилия к победе.
145. Но сначала будет много сложностей, очень много. Поэтому сейчас, когда открывается вам такая веха борьбы с эгоизмом, это явление внутри вас, природное, будет ярко очень проявляться, очень ярко. Ох, оно будет как кричать через вас сейчас, и оно уже кричит.
146. И если сейчас вы будете не внимательны к подсказкам, которые сейчас даю и постоянно заостряю и, видимо, ещё буду заострять дальше, что главное усилие первое — это то спасительное, за что вы должны зацепиться всеми силами своими …
147. Удержитесь — всё остальное легко станет на место, потому что вы будете в состоянии осмысливать приходящую к вам подсказку, а значит, будете прилагать нужные усилия, а значит, вы будете становиться лучше, сильнее, вы будете расцветать, и сила ваша, всё более увеличивающаяся, будет позволять вам преодолевать всё легче и легче эти преграды.
148. Нужно сейчас это изначальное усилие сделать. Оно изначально будет самым трудным, потому что сколько мы до сих пор говорили о вере — эту сторону практически так активно мы ещё не трогали. Поэтому вы больше пребывали порой в каких-то эйфорических улыбках.
149. А сейчас потребовался конкретный шаг, и не просто шаг, который мы поделали немножко и закончили. А теперь годы, годы серьёзного труда, самого тяжёлого, который есть на Земле. Но его надо сделать. Это единственная возможность выйти из того лабиринта, из того потока, ведущего людей к небытию. И конечно же, вырваться из этого потока — непростая задача.
150. Я вам уже описывал этот образ: есть поток, а он ограничен с разных сторон определённым таинством сказочным, сложным таинством, каким-то заколдованным. Как только вы туда входите, хотя бы на шаг в сторону от потока, в эту среду как только попадаете, она по-своему воздействует на ваш эгоизм, который рождает в вас немыслимые страхи, чудовищ рождает в вашей голове.
151. И вы отшатываетесь в страхе, в ужасе опять в прежний поток и начинаете двигаться дальше в прежнем потоке. И говорите: «Пусть лучше плохо так, но пусть лучше это». Потому что вы боитесь, а вдруг будет ещё хуже.
152. И тем более пробуете только шаг сделать, вы сталкиваетесь с такими сложными проблемами, с таким немыслимым противостоянием, когда даже ближние ни с того ни с сего начинают вас проклинать. И вот тут вы начинаете, прежде всего, и от страха сдавать. А это как раз делать нельзя.
153. И вот сейчас предлагается вам преодолеть эту границу. И какой-то период её будет непростым, очень сложным, потому что пока эгоизм есть, чем он ярче внутри у человека, тем ярче он реагирует на эту среду заколдованную.
154. Но если у вас есть Ведущий, если у вас есть возможность получить дополнительную Силу, видеть направленность движения, то надо идти смелее. Смелее, и вы пройдёте её.
155. Одно дело — нет ведущего, а есть кто-то идущий рядом с вами и подсказывающий: «Вон, идите туда, вон туда поверните!» — а сам идёт где-то рядышком, путается между вами. Так, конечно, вы не придёте никуда.
156. Но у вас есть Истина. Поэтому тот свет, который пред вами полыхает, вам просто его не надо терять из виду и все силы, без остатка, свои положить на это преодоление. Вот тогда у вас всё получится, победа будет.
157. Но не надо ждать лёгких побед, как раз в этой области не будет лёгких побед. Ибо ещё раз Я повторю: это самый сложный труд, какой вообще предстояло сделать человеку на Земле; самое сложное, что можно придумать, — победить себя.
158. Он привык побеждать всё остальное. Он часто привык побеждать замки, разрушать их до основания, побеждать народы, вырезать тысячи людей. Но он всегда бежал в страхе от собственного эгоизма. Делал только лишь первую попытку подойти к стенам этого эгоизма и бежал в страхе всегда.
159. Какими бы они напыщенными ни были, сколько бы у них званий ни было, какими бы богатыми они ни были — все бежали в страхе, они не могли даже шагу сделать хорошего в этом направлении, в сторону этого бастиона эгоизма. Все боялись.
160. И вот теперь вам предложено всё-таки разрушить этот бастион, и, конечно же, такая борьба становится чрезвычайно сложной. Но у вас есть всё необходимое. Теперь осталось просто сделать, теперь осталось просто не дрогнуть, и победить у вас получится. Вот к этому готовьтесь.
161. И теперь уже не только готовьтесь, теперь уже давайте биться с ним, потому что битва началась, какое тут готовиться. Теперь уже биться надо».
162. «Учитель, я кормлю ребёнка грудью, а очень хочется сладкого. Не повредит ли это ребёнку?»
163. «Будьте осторожны, не заразите ребёнка этой болезнью. Вот тут бы желательно, чтобы вы его оберегли от сахара.
164. Вы лучше приучите детей настоящие ягоды кушать, засушите их, то есть приготовьте в естественном их состоянии. И чем больше вам удастся это приготовить, тем гораздо ценнее и полезнее это будет. Чтобы ваши дети уже не вошли в тот поток, в который вы вошли.
165. Ведь вы сейчас вошли в поток, где клетки вашего тела настроены на употребление определённого рода продуктов. И теперь, чтобы перестроить себя, это, конечно, требует определённой ломки ваших установок внутренних, клеточных установок. Они же должны будут научиться брать необходимое из другого рода продуктов, необходимую энергию брать из другого рода продуктов.
166. Допустим, если с сахара организм берёт одну энергию, то с другого продукта, с которого он должен был взять объём большой энергии, он берёт намного меньше, потому что много восполнилось сахаром. И он мало берёт энергии с нормального, целебного, хорошего продукта, потому что она излишней уже становится.
167. Ну а теперь уберите сахар, и организму трудно будет взять с этих ягод нужный объём энергии. Теперь ему надо настроиться, чтобы именно с этого продукта взять необходимую энергию. Значит, некоторое время потребуется перестроить себя, адаптироваться. А это будет связано, как правило, с тем, чтобы перетерпеть.
168. Сегодня об одном человеке шла речь, у него тоже есть своё понимание, он за неделю выпивает семьсот граммов масла. Он, по сути, пьёт растительное масло. Считает, что это нормально, что так лечиться можно, и другим советует …
169. Но это кажется нормально, потому что ваш организм при каких-то обстоятельствах настроился на это, будет создавать ложное ощущение, психологическое ощущение, что это действительно нужно, что это нормально. И стоит ему сейчас прекратить, прийти к нормальной норме, появятся какие-то побочные эффекты, что-то начнёт возникать, какие-то ощущения будут, температура, ещё какие-то эффекты, которые будут создавать ощущение, что бросать не надо.
170. И конечно же, эгоистическая натура будет создавать и умозаключения соответствующие: действительно, ты что делаешь, нельзя, это же нормально, видишь, как хорошо тебе было.
171. Но хорошо ли было? Потому что организм, конечно, пробует жить с тем, что он имеет. Организм человека вообще очень живуч, он пробует настроиться на эту среду. Начнёте постоянно яды есть, так он с ядами попробует выживать, и будете на одних мухоморах, и всё равно жить будете. То есть организм попробует выживать всё равно, но это не значит, что это норма, это нормальное его существование в Природе.
172. Так и здесь. И когда вы приходите к правильной норме, то вам приходится бороться с чем-то, с чем вы уже свыклись. Значит, нужно победить себя. Значит, в какой-то момент будет большое желание, оно будет разгораться до какой-то вершины, а только потом начнёт гаснуть. И в этот период, когда оно разгорается, надо быть бдительным.
173. Поэтому так и получается, что курильщику заядлому бросить сразу не получается. Все только скажут: «Нельзя бросать сразу, смотри, тут можно и умереть», — а он-то и рад, и он другим говорит: «Видите, нельзя сразу бросать, я уж потихонечку, постепенно». А что такое постепенно — это у каждого своё получается, он «постепенно» может на оставшуюся жизнь растянуть. И к последнему дню он закончит, но когда уже и руки не поднимутся. Там, конечно, бросишь, никуда не денешься …
174. Клетки тела должны перестроиться, они должны адаптироваться. Они сначала ощутят, чего им не хватает привычного, и начнут выискивать необходимое для себя из того, что осталось, и будут перестраиваться в соответствии с этим. Но потребуется какой-то период, когда они восстановят свою нормальную функцию. Но это некоторый период.
175. Так вот это всё — естественные стороны вашей природы. Здесь, конечно, надо быть внимательными, чтобы вы чрезмерно не потребовали того, чего в данном случае будет абсурдно требовать.
176. Вы неправильно многие питаетесь. Уже сколько мы беседуем на эти темы, смотрим на эти обстоятельства с разных сторон, а вы проявляете некоторую пассивность в этой области, и время от времени приходится с удивлением узнавать: оказывается, вы что-то ещё едите и так перемешиваете причудливо …
177. А приходите и говорите: «Вот, болит что-то …» И приходится тут думать, искать выход в чём-то другом. Думать: ну что ж такое, питаетесь вы нормально, почему тогда у вас может болеть? Оказывается, вы ещё и питаетесь ненормально, та область, которая первыми годами должна была быть пройдена, ещё, оказывается, не пройдена.
178. Вы ещё покупаете такие глупости, американские продукты всевозможные, молоко соевое зарубежное, где сравнить его разве что с какими-то металлическими опилками можно. А вы жуёте всё это. Как вы только ещё держитесь … Вам надо особенно быть внимательными в питании».
179. «Когда я заболеваю или возникает большая физическая усталость, практически всегда это приводит меня к срыву. Малыш плачет, требует от меня тепла. А мне очень трудно перебороть это состояние. Как верующий должен относиться к такому состоянию?»
180. «Достойно. Всё та же молитва, всё то же усилие, о котором мы перед этим говорили. Тяжело — надо воспринимать как повышенное препятствие, повышенное испытание в этом случае, какие бы ни были условия, погодные условия …
181. Бывает, природные условия как-то своеобразно ухудшают ваше психологическое состояние. Но ухудшают на один день, к примеру. Может некоторая угнетённость в течение двух-трёх дней протянуться … Как правило, на один день у вас возникает очень сложное состояние.
182. И вот тут уже ваша задача — правильно это преодолевать, понимая, что это недолго будет длиться, это определённое обстоятельство природное, которое умножило испытание, необходимое вам для преодоления.
183. И вот тут нужны усилия, усилия постоянные. Будьте в этот момент опять же бдительны либо постоянно пребывайте в молитве, но ваша задача в этот момент обязательно сохранить в себе мир.
184. Чувствуете какие-то трудности в общении — можете не общаться, можете находиться в молчании, творите про себя тихонечко молитву. Можете не ходить на собрание в этот день, чтобы не создавать дополнительные психологические нагрузки. Но ваша задача в эти дни — выдержать, сохранить в себе мир.
185. Поэтому пробуй, потому что это естественное обстоятельство, когда болезнь создала тебе некоторую психологическую сложность и плюс к тому ещё сложность психологическая: плачет ребёнок. Но его никуда не уберёшь, это естественное обстоятельство, которое должно быть рядом с тобой. Как его деть куда-то?
186. А раз так, теперь к этому естественному обстоятельству надо отнестись с большой благодарностью, как к естественному, нормальному проявлению в твоей жизни, данному тебе во благо твоё, во счастье всех людей на Земле.
187. И тут просто лишь стараться надо достойно это всё преодолеть. Будь бдительна здесь, не требуй ни с кого ничего, особенно в этот день. Молитва пускай будет с тобой. Пусть твоя мысль, внутренний взгляд твой всегда сосредоточен на Источнике».
188. «Как относиться к боли при родах? Мне сказали: «Кричи, если что». Я и кричала. Правильно ли это?»
189. «Ничего … Ну, покричала и покричала. Богатыри, когда поднимают большие тяжести, тоже кричат, значит, допустимо кричать. Если это благоприятно, порой действительно это может облегчить усилие, ну и ладно.
190. Вы находитесь сейчас в обстоятельствах, когда ваша физиология, ваша природа идёт как следствие каких-то усилий предыдущих: ваших, ваших родителей, прародителей, всего общества. А это череда больших сложностей, череда различных наслоений, ошибок грубых, всего-всего, что было в обществе много. Оно же по-своему даёт какой-то отпечаток на вашем природном теле.
191. Значит, этот отпечаток часто играет роль каких-то осложняющих условий. А раз осложняющих — ну что ж, теперь вы можете это преодолеть так, как в данный момент найдёте благоприятным преодолеть. Если это надо преодолевать, так надо это преодолеть.
192. Но постепенно с познанием мира, данного вам Богом, ваша физиология будет меняться, ваши качества будут видоизменяться. И тогда каким это должно быть, оно таким и будет. И по всей видимости, не придётся кричать. Видимо, будет гораздо прекрасней и благоприятней».
193. «Учитель! А когда звучат обвинения от мужчины в мой адрес в недоверии, в агрессии?..»
194. «Во-первых, такие обвинения должны быть аргументированы. Аргумент может состоять только на логических доводах, фактах — на логических, на конкретных, которые легко однозначно воспринимаются. Но нельзя в этом случае использовать доводы, которые могут являться только предположением. Вот эти доводы ни в коем случае нельзя использовать.
195. Если агрессия, она должна быть аргументирована. Видимо, ты подпрыгивала, махала кулаками и что-то такое грозное выкрикивала. Тогда, наверное, агрессия. Если этого не было, а была нормальная речь, которая поверхностно не воспринимается агрессией, но где уже только по качеству своего внутреннего мира кто-то подразумевает, что это агрессия, ему показалось это …
196. Но, во-первых, дальше, прежде чем предъявить это требование, что это агрессия с твоей стороны, он должен был уточнить, а что ты имела в этом случае в виду, говоря вот эту фразу. Только после этого уже можно переходить к тому, чтобы сказать: всё-таки ты агрессивно поступаешь, такую фразу нельзя говорить, она несёт какой-то сложный аспект. Но он должен был переспросить …
197. Ведь часто вы делаете обвинение друг другу на предположениях. Не на фактах, а именно на предположениях, что высказывается какая-то речь, есть какое-то поведение, на которое однозначно никто не скажет, что это агрессивное поведение, но под которым начинает подразумевать вероятность некоей агрессии.
198. Вот это уже неверно. Вот здесь такую оценку делать ни в коем случае нельзя, а нужно дополнительно всегда друг у друга уточнять: а что имелось в виду, что ты хотела здесь выразить?