Повествование от Вадима

Часть 27

Глава 12

Из встречи с Учителем в долине слияния четырнадцатого мая.

2. «Вопрос от мамы. Сыну пятнадцать лет. В его телефоне она увидела фотографию его одноклассницы в купальнике. Это её смутило. Как ей поступить в этом случае? Побеседовать с сыном?»

3. «О чём?»

4. «Что нескромно иметь такую фотографию».

5. «Да нет, нормально для мальчика – иметь».

6. «Лучше, может, папе поговорить на тему…»

7. «О чём? Что это нормально?»

8. «Да, нормально это или нет».

9. «Пусть поговорит о том, что это нормально. Папа тоже с удовольствием скачает себе».

10. «Хорошо. А стоит ли поговорить с родителями девушки?»

11. «О чём? Я же сказал, что это нормально. Так зачем говорить? Оно и так делается».

12. «Для мальчика нормально. А для девочки?»

13. «А её вообще интересует эта тема? Или ей, наоборот, этого желается?»

14. «Она не спрашивает».

15. «Вопрос для кого сейчас? Для неё? Кто спрашивает-то?»

16. «Спрашивает мама о сыне».

17. «Тогда при чём тут девочка? Мальчику можно. Если ему позируют, он фотографирует».

18. «Вопрос от женщины: “Я люблю нарядно одеваться, на литургию ли, в гости. Но когда меня такую видит муж, то он говорит, что я выпендриваюсь, оделась нескромно, и предлагает мне что-то убрать, поменять одежду. Мне послушаться мужа или одеваться так, как приятно мне?”».

19. «Смотря что ей важно. Сохранить семью – тогда придётся мужа слушать. Она же не нарушает Истину».

20. «Она говорит: “Я люблю мужа и хочу с ним жить”».

21. «Ну а тогда у неё вопроса нет. Пусть слушается».

22. «Спрашивает женщина: “Увидела на собрании женщину в таком же платье, как и у меня. Я откровенно полюбовалась, но надевать платье в следующий раз расхотелось. Я понимаю, что женщины все должны быть неповторимы в одежде. Или всё-таки мне…»

23. «Надо шить самой, значит. Хороший знак – учиться шить платья самостоятельно. Тогда не будет повторений».

24. «Учитель, у меня вопрос о допустимости моих действий. Бывший муж, не член единой Семьи, не выполняет условия соглашения, подписанного в суде, о разделе совместно нажитого имущества после развода. Допустимо ли мне обратиться в суд для решения этого вопроса? Не будет ли нарушения Истины в моих действиях?»

25. «Нарушение начинается, когда вы начинаете настаивать. Что-то не даётся – вы начинаете настаивать. Тогда уже может закрадываться нарушение. Если вы пробуете прибегать к каким-то уже существующим общим правилам, это допустимо.

26. Начнётся развитие в какую-то сторону: либо в вашу пользу, либо против вас. И вот тут дальнейшие ваши проявления уже могут иметь какое-то нарушение. То есть что-то пошло против вас, не даётся вам желаемое – вы начинаете искать варианты и добиваться желаемого. Вот тут уже может быть нарушение.

27. А попытка прибегнуть к какой-то существующей помощи (просто как предложение внести, как вопрос задать) – это допустимо».

28. «Учитель, помоги, пожалуйста, сделать правильно работу над ошибками. Переезжая из мира, я твёрдо пообещала своей родной сестре, что мы всегда будем жить вместе в моём доме. И вот четырнадцать лет я не могу правильно выстроить отношения со своей сестрой. Первое время мы жили в моём доме, потом жили несколько лет по разным домам, старались дружить. Когда сестру попросили из другого дома, я её снова пригласила к себе. Я её тянула, для меня родственное много значит. Но получилось так, что отношения не выстроились, и я попросила сестру покинуть дом, так как считала на тот момент это правильным. Но мне это доставляет много переживаний».

29. «Вот сейчас что ты спросить хочешь?»

30. «Вот это моё обещание, чувство долга – правильное?»

31. «Ничего обещать не надо. Ты можешь предложить, но то, что на сегодняшний момент видишь. Так и оговаривай: «На сегодня я вижу, что можно было бы так попробовать».

32. А уже завтра будет видно, что получится дальше, как начнут изменяться события, к чему придётся прибегать. Но каждый новый день будет что-то новое диктовать. Не надо обещать наперёд никогда ничего.

33. Можно выразить только именно в качестве своего предположения, что сегодня можно было бы вот так попробовать что-то сделать. Но вы не утверждайте, не пытайтесь убедить ближнего в своём выборе движения, чтобы он воспринимал его уже как неизменную вашу линию движения.

34. То есть, если вы пообещали и он ожидает, что вы всегда это будете делать, и корректирует свои действия в зависимости уже от настройки на вот это обещание, это неверная постановка, информационная такая программа. Не надо ничего обещать так убедительно.

35. Можно предполагать, именно исходя из сегодняшнего дня, пояснив: “Если что-то новое войдёт, мы можем посмотреть, обсудить, поменялись ли условия. Но вот при таких условиях как будто бы можно и так делать”».

36. «Учитель, а вот эта боль, которая не проходит, и есть привязка родственная?»

37. «Возможно. Ну есть и есть. Это не связано с каким-то выключателем, где ты просто сейчас отключишь и у тебя её не будет. Ну есть эта боль и есть. Может быть, с этим связана, а может быть, с чем-то ещё связана. Неважно. Акцент на этом нет смысла делать.

38. Ты ориентируйся на то, что тебе надо сделать. Не как разобраться с чувствами: отключить – не отключить. Так не получится. А как надо делать прежде всего на практике какие-то конкретные действия свои, не совсем уж особо обращая внимание на то, что у тебя происходит в переживаниях. Потому что там может целая куча, мешанина каких-то переживаний у тебя быть, связанных и с правильными твоими реакциями, и с неправильными.

39. Но в этом всём копаться тебе будет сложно, разбираясь с чувствами. Всё переходит в практическую плоскость, где нужны конкретные дела. Вот там пытайтесь разобраться.

40. А весь чувственный мир будет приходить в порядок от ваших волевых усилий в практической плоскости. Стараетесь делать правильный шаг – вот и старайтесь его сделать. Пока понимаете, что это правильно, стараетесь его делать.

41. Засомневались – спросили. Разобрались – повернули в другом направлении, в котором на тот момент стали видеть правильное движение, куда надо идти дальше. Опять начинаете двигаться, волевым усилием заставляя себя идти, хотя чувства могут вас болтать из стороны в сторону. Но вы стараетесь идти в том направлении.

42. Вот так вы начинаете наводить порядок в чувственном мире, таким именно усилием. Потому что вы начинаете перестраиваться под это движение. Каждый новый сделанный шаг меняет вас, и соответственно меняется ваш чувственный мир.

43. Но это порой надо делать месяцами, годами, упорно двигаясь в направлении, которое на сегодня или на каждый новый день будет продолжать видеться правильным. Так и надо двигаться. Поэтому в эту плоскость уходи, в практику, а не в то, что ты переживаешь.

44. Вот ты смотришь: «Если действует вот так, допустимо ли, что я сделаю вот так?» И каждый новый случай ты отдельно рассматриваешь.

45. Неважно, что ты обещала. Потому что ситуация может измениться так, как ты не можешь предполагать.

46. И соответственно, если стали происходить изменения, то от вас требовать того, что вы обещали когда-то, бессмысленно. Это вообще глупо требовать от вас. Вы не должны так действовать. Каждый новый день должен внести вам какую-то коррекцию, и вы должны двигаться согласно этой коррекции, а не просто тупо упереться в каком-то направлении только потому, что пообещали. Так нельзя двигаться.

47. Это будет значимость прежде вас толкать это сделать. Потому что вы же обещали, иначе что о вас скажут… И всякая такая вот глупость будет будоражить вас дополнительно. Мало ли чего обещали… Ну, глупа была, пообещала сдуру. Теперь вот видишь, что это неправильно. Соответственно, если уже начинаешь видеть, что это неправильно, тогда сделай правильно, что бы о тебе ни подумали».

48. «Здравствуй, дорогой Учитель. Будет ли благоприятно для моего духовного развития нахождение в храмовой бригаде, где в коллективе только два человека?»

49. «Нахождение не определяет благоприятность».

50. «Работа в храмовой бригаде…»

51. «Это тоже не определяет».

52. «Но житие в общежитии храмовой бригады, где мы постоянно находимся…»

53. «Благоприятность определяет – как делать. Можно пилить дерево, а можно задаться вопросом, как это сделать. И вот от того, как это сделать, может зависеть и благоприятность для духовного развития.

54. Поэтому проживание, нахождение, делание чего-то не определяет благоприятность духовного развития».

55. «Понятно. Ещё такой вопрос. Если чувствами хочется быть здесь, в храмовой бригаде, а включается голова, и думаешь, что с возрастом потом сложнее будет вступить в Семью в деревне, построить дом…»

56. «Ну и что? Может быть и так».

57. «Надо ли учитывать голову? Или достаточно того, что сердце подсказывает?»

58. «То есть можно ли верующим вообще не обращать внимания на то, что в голове творится, а следовать только чувствам?»

59. «В данной ситуации».

60. «Что значит – «в данной ситуации»? А если у тебя в голове появится другая мысль, немножко отличающаяся от этого случая, ты как поступишь? Заново придёшь переспрашивать?

61. Придёшь, скажешь: «Вот у меня оттенок появился, голова преподала вот такой ещё нюанс. Можно ли в этом случае тоже её не слушать?» И так каждый день, потому что в голове мыслей много всегда рождается и они несут разные оттенки.

62. И что, на каждый ответ давать? Приходится дать общий ответ в этом случае, он не может быть индивидуальным. А общий такой дать нельзя – как не слушать голову. Надо взвешивать всё: и чувственный мир смотреть, и головой сопоставлять что-то.

63. Конечно, у всего есть своя цена. Где-то что-то ты чему-то отдал, что-то у тебя ушло. Что-то, может быть, должно было быть у тебя; чего-то не должно было быть у тебя. Может быть, ушло то, что должно было быть у тебя. А может быть, его и не должно было быть у тебя, ушло – и здорово, что ушло. Разные могут быть обстоятельства.

64. И ты попробуй жить, делая новый шаг, взвешивая, анализируя, опять делая новый шаг. Так, как на тот момент понимаешь правильным и где-то, может быть, чувствуешь.

65. Но волевое усилие, о котором Я всегда говорю, не связано с чувствованием. То, что вы чувствуете, – это ваше, то, что вы имеете. Волевое усилие призвано приобрести то, чего вы не имеете. А значит, чувствовать вы это не сможете заранее, вы не имеете этого чувства».

66. «Я чувствую здесь благоприятность для моей души. Самую большую благоприятность. И нормально ли моё понимание, что если я сейчас приобрету тут хороший стержень…»

67. «Если тебе тут дадут приобретать, ты будешь приобретать. Если не дадут, ты не будешь приобретать. Ты не можешь находиться там, где тебе не дадут находиться. А если тебя зовут и соглашаются с твоим нахождением, можешь находиться. Сегодня видишь возможным – находись. Завтра увидишь невозможным находиться – не находись».

68. «То есть это индивидуальный выбор человека?»

69. «Каждый день снова и снова».

70. «Где-то включать голову, сердце… и в конечном итоге собственное решение? Я на всё это полагаюсь и делаю свой выбор?»

71. «Да».

72. «И если я спущусь в деревню, что бы потом ни было…»

73. «Это был твой выбор. И если ты его делал искренне, не сожалей о том, что получилось. Потому что ты делал выбор искренне в своё время, а значит, делал правильно на тот момент.

74. И если к чему-то пришёл, что тебе, может быть, не нравится, это нормально. Тебе просто нужно было к этому прийти. Теперь надо суметь это принять. Правильно уже принять. Сумеешь правильно принять – дальше пойдёшь, опять будет всё правильно в твоей жизни».

75. «Спасибо, Учитель. Я постараюсь делать более смелые шаги, слушая своё сердце».

76. «Так и надо. Просто делать свой шаг, не бояться его делать. Если искренне считаешь его правильным, делай, пробуй.

77. Но не надо выводить какой-то, может быть, упрощённый подход, чтобы потом все вероятные события подобного типа подогнать под одно решение, упрощённое, чтобы не путаться в суждениях. Так не надо.

78. Каждое новое явление какое-то надо отдельно оценивать. Потому что могут появиться нюансы, которые ты раньше мог не видеть, а значит, ты и не мог о них спросить. А они играют роль, эти нюансы, и уже вносят какую-то свою изюминку в события, которую надо учитывать.

79. Но если ты сегодня видел правильным что-то, сделал, а завтра понял, что это было неправильно, это был правильный твой шаг. Не сожалей о нём. Он как раз и помог тебе увидеть недостающее. Значит, всё нормально. А теперь ты уже знаешь, что это неправильно. Это же достижение. Не повторяй теперь эту ошибку, иди дальше.

80. Просто учитесь. Если вы искренне оцениваете что-то как правильное, не сожалейте об этом действии. Это будет нехороший момент в вашей жизни. Вы себе сами будете всё отравлять, постоянно вспоминая, отравлять состояние своё.

81. Если искренне оценили, всё было правильно. Если заметили, что неискренне оценили, вы поняли, что так делать не стоит, – ну и забудьте эту ситуацию. Просто помните, что так делать не надо и не делайте больше так.

82. Но не жуйте эти ошибки бесконечно, как резинку жевательную, переживая негативно на эту тему. Идите вперёд дальше, живите сегодня».

83. «А есть такой интересный момент, что правильное решение легче выбрать, когда ты в спокойном, радостном состоянии».

84. «Ты делаешь решение в зависимости от ситуации, в которой находишься. Ты любое решение выносишь, исходя из своей данности на тот момент времени. Не надо искать идеального оптимального решения, оптимального состояния.

85. Что-то тебя напугало, к примеру, ты весь взъерошенный, волосы дыбом – и тут тебе предложили какое-то решение. Ты не можешь отключить этот испуг, у тебя адреналин в голове, у тебя всё бурлит внутри. Но тебе надо принять какое-то решение. Ты же не можешь сказать: «Я сейчас не могу принять решение, мне надо найти успокоение сначала. Я потом приму решение».

86. Тебе предложили какой-то выбор, от которого жизнь чья-то начинает решаться, ты не можешь это отложить. Значит, ты будешь решать это. Но ты не в очень благоприятном условии. Ну ничего, тебе именно эта задача и была поставлена, именно в этих условиях чтобы ты попробовал решить.

87. А если надо решать, решай сейчас, в таком состоянии, в котором ты находишься. Пробуй решить правильно. Максимально попробуй найти точки опоры, какое-то молитвенное состояние, хоть что-то. Зацепись за что-то, попытайся хоть чуть-чуть себя удержать и попробуй решение принять.

88. Да, оно может быть ошибочно, ну ничего. Но ты постарался сделать правильно. Ты постарался следовать чему-то положительному, что в тебе есть. А это и есть правильное решение. Неважно, что потом произойдёт. Ты сделал правильно.

89. А всё происходящее – это всегда урок, на что-то намекающий, показывающий каждому из вас что-то, чего вы не имеете, не понимаете, но до чего дозреть должны. Поэтому вас надо толкать. И вы так вот неосознанно и толкаете друг друга.

90. Поэтому, даже если вы постараетесь быть скромными и не будете торопиться поучать друг друга, вы всё равно будете учить друг друга. Но это просто перейдёт в более гармоничную форму. Но учить вы будете своими действиями, будете ввергать друг друга в разные обстоятельства, создавать друг другу задачи будете разные».

91. «У нас в деревне пытаются копировать горскую Семью. Вот человек приходит, его не сразу принимают…»

92. «Если вы что-то делаете, это всё должно быть логически обосновано. «Мы копируем». – «А для чего?» – «А так. Не знаем, просто копируем». Если вы так подходите, то вы уже живёте просто глуповато немножко, головой не пользуетесь, не дружите, видимо, с ней. А желательно бы дружить.

93. То есть, если что-то применяется, вы должны видеть, для чего вы это применяете, в связи с чем вы применяете; почему вы увидели благоприятным это применить или почему увидели неблагоприятным это применять; почему именно для этого случая вы не видите, что это будет хорошо. То есть у вас всё должно быть обосновано как-то, вы должны вместе рассуждать.

94. Поэтому, если какие-то ориентиры даются, они не даются для того, чтобы пустоголово просто следовать и не думать ни о чём. Это вы уже свою предрасположенность включаете: чтобы не было сложности, сказали – и делаем, и думать не надо.

95. У большинства, Я подозреваю, именно такая генетическая склонность очень мощная существует. То есть вы как будто рабы, и вам нравится быть рабами, чтоб вами просто управляли и всё, вам не надо думать. Вы выработали это качество очень сильно и боитесь инициативы.

96. А если пробуете проявить, другие начинают неправильно на это реагировать, начинают давить эту инициативу. Выставляют такие условия, которые привыкают выставлять уже люди, которые имеют генетическую предрасположенность властвовать.

97. То есть негативный опыт, который накопился, начинает проявляться здесь. И вы как бы друг другу мешаете нормально проявляться».