98. «Правильно ли мне кажется, что когда человек пришёл после хозсовета вступать в Семью и ни у кого нет аргументов против его вступления, то надо обрадоваться и принять его? А у нас: «Хорошо, вот вопросы задали, уходи, мы подумаем. Потом тебе сообщим» – и за спиной обсуждают».
99. «И что? Что смущает? Почему смущает то, что они подумать должны? Они же подумать должны. Или ты хочешь, чтоб они рассуждали о человеке, а он слушал их рассуждение о себе?»
100. «Почему бы не сказать в ответ прямо человеку, если есть какие- то причины для непринятия?»
101. «Не обязательно это однозначно должно быть так. Вполне нормально применить правило, что он покинет на время, а вы обсудите эту тему».
102. «Но это не общее правило?»
103. «Я уже сказал: нормально в данном случае – попросить покинуть и обсудить эту тему».
104. «Но нормально и принять сразу, если нет аргументов серьёзных?»
105. «Если они ещё не обсудили, как они примут? Вот посмотрели ситуацию, попросили удалиться, чтоб вам обсудить эту тему и вынести решение. Его нет, решения, они ещё должны к нему прийти. Как принять?»
106. «Учитель, у моего ребёнка вскрылись страхи. Он боится до всего дотрагиваться, моет руки каждые пять минут. Я с ним разговариваю, он говорит: «Я боюсь заболеть и умереть». И это в очень гротескной форме у него проявляется. У нас напряжение в семье. Надо ли обращаться к психиатрам для лечения лекарствами?»
107. «Я эту тему не решаю».
108. «То есть в этой психологической ситуации можно обратиться к медицине?»
109. «Спросить, или предложить, или что-то попробовать понять вы всегда можете. Принять какое-то решение – это уже отдельная тема. У тебя это не принятие решения, это попытка к чему-то прикоснуться, что-то понять, что-то послушать, сделать какие-то выводы.
110. Если бы ты спросила: «Можно я сейчас поставлю укол такой-то, не разобравшись? Просто почувствовала» – вот тогда это уже решение. Решение, которое что-то будет менять, но ты даже не знаешь, что именно будет менять. Это неправильно.
111. Обратиться – это значит пообщаться. Пообщавшись, ты дальше увидишь что-то и примешь решение, либо ещё какое-то общение потребуется.
112. То есть идёт какая-то череда познаний ситуации, где потом уже потребуется решение. Вот это познание всегда разрешено, нет никаких нарушений в самом познании, ты пытаешься разобраться».
113. «Учитель, у меня много лет нет своего дома, своего жилья. И у меня появилось желание всё-таки его для себя как-то приобрести. Купила небольшой участок на хуторе, семь километров от Черемшанки…»
114. «А на хуторе зачем? Любой хутор – это мужская сила большая. Там поднимать всё надо. Если ты готовое приобретаешь (всё вспахано, готово, только зашла и ткнула цветочки), тогда ещё проще. Но у Меня сразу одно слово «на хуторе» уже напряжение вызывает».
115. «Но у меня нет такого желания, чтоб быстро и как я хочу.
Меня радует, что будет в природе кусочек земли…»
116. «Заходишь, посмотрела на кусочек и пошла куда-то опять жить… Просто посмотреть – хоть есть кусочек».
117. «Маленькими усилиями постепенно что-то там будет выстраиваться».
118. «Но надо всё равно тут смотреть на возможности. Я-то не против, да приобретайте пожалуйста. Но просто здесь голова тоже должна включаться. То есть нужно хоть как-то прикинуть, а с чего начать вообще, в принципе есть ли возможности такие.
119. Или просто придётся приходить… ну хоть одну травинку вырвать там лишнюю – и уже такое участие… Вытер пот со лба, всё, поработал на участке».
120. «Да, на это я готова. Единственное сомнение, что сейчас я в единой Семье черемшанской…»
121. «Верно. Поэтому, уйдя на хутор, ты не будешь в Семье. Построишься там – будешь одиночкой».
122. «Но на хуторе есть люди…»
123. «Но захотят ли они жить Семьёй или просто будут хорошие соседи? То есть смотря какую цель вы преследуете. Это разные условия жизни. Есть более благоприятные для духовного развития, есть менее благоприятные».
124. «Но мне очень не хватает именно вот этого ощущения природы».
125. «Да пожалуйста, ну ощущай».
126. «Как бы нет новизны для меня в том, чтобы ходить по домам или даже домик рядом с Черемшанкой поставить».
127. «И вопрос-то в чём?»
128. «Это моё желание не говорит ли о какой-то значимости неправильной? Не переоцениваю ли я свои силы?»
129. «Иметь участок земли, который ты хотела бы обработать, чтобы вырастить что-то для себя, – это к значимости не относится. Это нормальный инстинкт выживания».
130. «А вот именно пространство, где камушки я положу, как мне нравится, и там никто мне не сможет…»
131. «Потому что в других местах тебе камушки не положить никак? А если в деревне у тебя будет свой участок, не на хуторе, ты точно так же можешь камушки и там положить. Или надо на хуторе именно камушки положить, где меньше людей? Так тогда ты посмотри внимательно, чего ты желаешь. Чтоб было поменьше шума и меньше людей вокруг?»
132. «Да нет этого».
133. «А почему хутор, а не в деревне? А если в деревне была бы предоставлена возможность?..»
134. «Там река, там природа, красота».
135. «А если была бы возможность на хуторе и в деревне, где б ты выбрала?»
136. «А я бы опять взвесила».
137. «Что именно?»
138. «Что именно в деревне и что именно на хуторе».
139. «Ну вот Я у тебя и спрашиваю, что бы ты выбрала. Вот деревня есть, знакомая тебе…»
140. «А на хуторе уже есть моё пространство, я его уже вижу реально там».
141. «А тут ещё не видишь?»
142. «А тут ещё не вижу, не с чем сравнивать».
143. «А потом через время скажешь: “Ну я уже видела это всё. Можно я ещё на другой хутор перемещусь? Там ещё красивей”».
144. «Но, Учитель, на данное время вот так…»
145. «Вот Я тебе и пробую наводящими вопросами показать, что в тебе происходит. Ты попробуй сразу отвечать сама себе. Я задаю тебе вопрос, а ты себе отвечаешь на него.
146. Вот через время на том новом месте тоже будет: «Я уже видела это». Пройдёт год, два, пять, десять лет, ты скажешь: “Я уже видела это всё”».
147. «Я предполагаю, что, наверное, на тот момент те усилия, которые будут вложены в эту землю, и то, что там получится, мне будет дорого…»
148. «Да, если будет вложено. А если не будет вложено? «Я брошу это место, пойду новое искать».
149. Женщина облагораживает место, на котором находится. Неважно, где она находится. Где бы она ни находилась, она облагородит вокруг себя пространство своей деятельностью женской.
150. А тут ты ищешь место, которое как будто бы должно уже быть благородным, где просто надо зайти и отдохнуть, как бы так раствориться».
151. «Да».
152. «Не создавать его, а отдохнуть».
153. «Ну и создавать буду».
154. «А тогда чего бежать от одного к другому? На одном уже что-то, может быть, есть; на другом – ещё ничего нет».
155. «Ну, что-нибудь есть, но всё равно я там не хозяйка и не могу по-своему делать».
156. «А тут тоже ты ничего не можешь делать. Ты только камушки можешь передвинуть прийти, и всё, и уйти. Зашла, передвинула… А стоило ли землю брать? Можно было в поле передвинуть камни, да и всё.
157. Участок-то зачем? Пришла в поле, передвинула камни, посидела так, как понравилось, пошла. Камни эти могут долго пролежать, ещё много лет».
158. «Я понимаю, Учитель, что Ты заботишься, чтобы я лишние силы не тратила на это, да?»
159. «Нет. Я не об этом забочусь. Я хочу, чтоб ты все силы отдала вообще. Я хочу, чтоб ты понимала, куда ты отдаёшь эти силы, в нужном ли направлении».