Повествование от Вадима

Часть 18

Глава 21

193. «У меня трое взрослых детей, живут отдельно. Чем я становлюсь старше, тем они ко мне нетерпеливей, злятся на меня, не интересуются моей жизнью, здоровьем. Я боюсь, что остаюсь одинокой. Что же мне делать? Как наладить отношения с детьми?»

194. «Это такой же вопрос – как жить в дружбе со всеми людьми на Земле? Только он ограничивается семьёй. Хотя только лишь семьёй он не должен ограничиваться.

195. И всё здесь зависит от того, как вы выстраиваете общение, как вы воспринимаете тех, с кем общаетесь, как вы умеете прощать, как вы умеете отнестись к каким-то действиям ближнего с пониманием, с мудростью. Это такой большой вопрос, где какую-то одну рекомендацию невозможно дать. Это касается всей жизни человека, поэтому здесь очень широко на многое нужно смотреть.

196. И с детьми, конечно же, не у всех удаётся выстраивать взаимоотношения. Это непростая тема – когда вам нужно строить мир, постоянно пребывая рядом друг с другом.

197. Даже влюбляясь друг в друга, мужчина и женщина вроде бы составляют что-то удивительное, они любят, они боготворят друг друга, но, когда начинают жить вместе долго, тут открывается что-то, чего они раньше даже и предполагать не могли. И даже любовь им не всегда может помочь преодолеть всё правильно, по-хорошему.

198. Так и в домашних условиях, в семейном кругу. С детьми приходится быть всегда, а пребывая рядом с ними, вы бываете и уставшими, и в радости, у вас разные состояния. Где в зависимости от того, в каком вы состоянии находитесь, вы можете по-разному ответить, по-разному отреагировать. Что в свою очередь неизбежно откладывается в памяти ребёнка: каким он вас видит, где вы допустили какой-то промах, сделали больно ему, почему вы сделали больно или могли принести радость, успокоили его.

199. То есть тем, как вы общаетесь с детьми, с ближними, вы и вкладываете в них то, благодаря чему ваши взаимоотношения либо позволяют вам ближе становиться, либо отдаляют вас друг от друга. Тут надо смотреть, как именно всё это вы делаете.

 

200. Но родителям ещё сложней в том, что им хочется переделать детей, им хочется сделать такими, какими только родители их видят. И вот тут, конечно, немаленькая (очень немаленькая!) ошибка закладывается сразу, потому что дети никогда не будут, как родители.

201. Дети должны быть такими, какими каждому из них уже присуще от их рождения, от их естества, которое у них внутри уже есть и которое заложено не родителями.

202. Хотя определённую часть родители закладывают по телесной линии, именно по генетической стороне. Но духовная память, в душе фиксирующаяся от предыдущей жизни, играет очень важную роль, ведущую роль. И вот это уже родители не вкладывают и даже не знают, что именно в их детях находится. Поэтому не надо торопиться их как-то переделать. Вам надо им помогать, быть друзьями.

203. Друг – это не тот, кто вас переделывает, а тот, кто с пониманием относится к вам. Он понимает, что вы делаете, и вовремя может подставить плечо.

204. Но он и позволяет вам быть самостоятельными, делать вам свои собственные решения и уважает ваши решения, даже если где-то понимает, что они не совсем верны. Он понимает, что для вас это дорого, и он позволяет этому быть. Он знает, что, если вы считаете это самым правильным, вам надо дать это сделать и вы сами увидите, насколько это действительно правильно или неправильно. Во многом так нужно будет относиться и к детям.

205. Хотя родительский инстинкт будет вас подталкивать быть гораздо строже и ставить много ограничений. Но тут нужно будет уметь мудро себя сдерживать. И естественно, чем больше будут дети, тем больше им надо будет предоставлять самостоятельности. И подсказывать вы можете только тогда, когда вас начнут спрашивать.

206. А так надо будет сдерживать своё постоянное желание поучать, иначе вы только оттолкнёте ребёнка и он не будет вас воспринимать другом. Для него будут друзья как раз те, кто относится к нему с пониманием. И поэтому вполне в жизни детей появиться могут люди, которые будут гораздо для них дороже, чем их родители».

207. «Учитель, Вы говорили, что любое событие благоприятно для развития. Получается, что война тоже благоприятна. В чём её благоприятность?»

208. «В боевые действия попадают те, кому надо туда попасть. Благоприятность эта связана только с тем, что это плод брошенных руками человека семян. Они естественно выросли – эти плоды.

209. А раз они выросли, то их надо пожинать и делать вывод. Какой вывод делает человек – дальше уже определяется его развитие. И так каждого, опять же в зависимости от того, какой он вывод сделает: попадёт ли он в новую войну, или ему придётся родиться в обществе, где он уже не будет знать войны.

210. Ведь война не происходит постоянно везде. Она происходит локально, в разных местах. И вы рождаетесь по-разному на этой Земле, где заранее можно определить, будут ли в том месте, где будет рождаться та или иная душа, какие-то боевые действия как естественный плод от ранее брошенных руками человека семян и кто попадёт в эти боевые действия. И как правило, туда попадают те, кто сам хотел бы там быть.

211. Поэтому здесь нельзя посмотреть с позиции вообще Божественной истины, добра, насколько благоприятна война. Конечно, с позиций добра нельзя сказать, что это хорошо. Но здесь в эту сторону лучше смотреть с позиций законов Природы, законов Гармонии, законов равновесия Мира материи. Там понятий добра не существует. Понятие «добро» связано только с жизнью человека.

212. Но человек рождает не только усилия, связанные исключительно с его духовной направленностью, заложенной Богом. Он неизбежно участвует и в законах материи проявлением своего биологического организма. И тут уже другой закон – закон равновесия.

213. И война связана с законами равновесия Мира материи, но не с Божьим предопределением как чем-то очень важным, хорошим в вашей жизни. Нет, хорошим это не является. Но неизбежным при том, как живёт человек, это является. А значит, если неизбежное, это будет поучительно, и используется максимально поучительно.

214. То есть такой игрой, когда можно вас воплощать в разные народы (потому что душа не имеет национальных особенностей), в разное время, можно позволять вам попадать именно в те условия, которые бы оказались максимально благоприятными в смысле обретения мудрости каждым из вас.

215. Поэтому, если уж где-то произошла эта война, ну что ж, она будет обыграна. Как неизбежность, которой нельзя было избежать. Она естественный плод усилий человека, но в ней будут участвовать те, для кого это станет наиболее благоприятным, для того чтобы успеть сделать выводы (может, даже и в последний момент).

216. Где-то что-то в кого-то воткнулось – и у него быстро-быстро начинает многое прокручиваться в голове за последние секунды. И бывает это очень важно, потому что в эти последние минуты жизни многие делают важные правильные решения внутри себя, хотя бы на уровне понимания.

217. И эта последняя точка – вот это понимание – фиксируется с моментом покидания тела. Оно важно, оно изменяет немножечко особенности памяти, которая уже накапливалась в человеке, и она сыграет свою роль в следующем воплощении уже с благоприятной стороны.

218. И таких нюансов много. И здесь их перечислять не вижу благоприятным, а только лишь скажу, что именно каждый попадает в те условия, которые обязательно будут для него благоприятны.

219. Но боевые действия, война, уже неоднократно Я упомянул, являются естественным плодом, который выращивает человеческое общество. И пока оно движется в прежнем русле, в котором двигалось уже многие века, это естественно будет и дальше.

220. Но в какой форме это будет проявляться? А это уже зависит от технических возможностей, которых достигает сам человек. Но это не может быть бесконечно. И то, чего достиг человек, уже говорит о том, что он подходит к крайней черте».

221. «Я прожила с родителями несколько лет в общине, сейчас уехала в мир учиться. Общину продолжаю считать домом, хочу вернуться, но не знаю когда. Скучаю по общине, но дела для себя сейчас там не вижу, а находясь здесь, в миру, ощущаю большое чувство вины, что впустую трачу время, когда могла бы быть полезной в общине. Вопрос: если пока не вижу реального применения в общине, могу спокойно учиться здесь и жить здесь с удовольствием?»

222. «Нельзя Мне отвечать на такой вопрос. Это очень важный, судьбоносный выбор, который должен делать только сам человек.

223. Учитесь чувствовать себя. Вы не можете знать наперёд что-то, что вас может ожидать, когда вы двигаетесь в том или ином направлении. Вы не можете знать, но вы нередко корректируете свои усилия предположениями, которые торопитесь делать наперёд. И вот тут вы делаете нередко серьёзные ошибки. Как можно оценить то, чего вы не знаете?

224. Ведь двигаясь в том или ином направлении, вы что-то должны будете встретить, и как раз этого не должны знать. Это нельзя знать заранее, потому что вы должны двигаться вперёд, веруя, а не поразмыслив, увидев логично нужность ту или иную своих усилий в том или ином месте. Так будет неправильно жить.

225. Именно человеческая жизнь построена так, чтобы человек двигался по жизни, не зная, что его ждёт. Но веруя, надеясь, желая, он должен устремляться как раз к целям, которые его чувствами определяются и потом легко меняются впоследствии. Это очень важное движение у человека.

226. Вы формируете свою психику, свой духовный мир, который очень тесно связан с чувственными проявлениями вашего тела. Это очень важно. И к этому нельзя подходить, пробуя заранее логично осмыслить, разумно оценить что-то наперёд. Вы ошибётесь.

227. Потому что Бог знает, куда есть вероятность вам пойти в том или ином случае. А значит, соответственно многие вещи заранее рассмотрены таким образом, чтобы, если вы пошли в одном направлении, нашли одно; пошли в другом направлении – нашли другое; пошли в третьем – нашли третье. Где, куда бы вы ни пошли, будет найдено очень важное. Главное, чтоб вы жили, двигались».

228. «Учитель! Молвите истину, где находится Отец Небесный и Его Обитель? Если в сердце человека Земли, тогда где находится планетарное сердце? Где находится сердце Вселенной? Извините за вопрос по “анатомии”».

229. «Ну да, это и анатомия, и опять же человеческий подход к неизвестному, когда вы пробуете что-то определить через термины, понятия, вам знакомые. И конечно же, со временем только лишь может узнаваться что-то ранее незнаемое, и уже мышление будет корректироваться по мере появления новой информации внутри вас.

230. Обитель Бога здесь, рядом с Землёй, вокруг Земли. Будет неправильно искать одну точку. Правильно будет опереться на образ, который был сказан, что Бог вездесущ.

231. Но прежде вездесущность Его находится здесь, рядом с Землёй, потому что дети Его находятся только здесь. Вы Его дети. Больше нигде Его детей нет, именно тех, кто обладает духовной тканью. Вы ею обладаете.

232. Хотя во Вселенной очень много разумных существ, которые в своём техническом развитии многократно опережают развитие человеческого общества, духовной тканью никто из них не обладает. Для них важен путь развития не чувственный – разумный. Они рассуждают, оценивают бесчувственно происходящие явления, соответственно выстраивая жизнь своего общества именно с позиции разума. Им непонятны ваши решения. Они наблюдают за вами, но это им непонятно…

233. Так что Отец ваш находится рядом, и ваши души сотканы из Его основы. Представьте Солнышко светящееся и лучики, исходящие от Солнышка, как от источника. Вот эти лучики были уплотнены и организованы так, чтобы они сохраняли свою индивидуальность. Эти индивидуальности и были соединены с материальной оболочкой, живущей на Земле.

234. Представьте, что материальная оболочка – это что-то в виде такого каркаса проволочного. Можете представить такой контур, где внутри контура светится Солнышко, оно заполнено лучами. Это ваша душа.

235. Как только каркас ломается, растворяется в окружающей Природе, эти лучики концентрируются в одной точке и остаются со всем накопленным чувственным опытом, который вы приобретаете на Земле.

236. И поэтому, соответственно, лишившись привязанности к Земле, вы попадаете во власть собственного опыта. Ваш чувственный мир начинает выстраивать иллюзию сразу же, мгновенно, которая воспринимается вами, продолжает восприниматься как реальность. То есть как будто вы на Земле живёте, но это уже не на Земле, а исключительно связано с вашим опытом.

237. Но отсюда уже и умейте делать вывод: чем больше позволяете себе бояться, тем страшнее будет вам там.

238. И это изменить невозможно, туда не сможет вмешаться Отец и посветить вам в вашу тьму, которую вы насобирали ненормальными усилиями. Это невозможно осветить. Это связано только с вашим личным опытом.

239. Поэтому и ад, и рай – это ваш опыт. Богом не создавался ни рай, ни ад. Это исключительно ваш личный опыт. Чем больше нехорошего, боли накапливаете, тем страшнее мир, который вас ждёт при покидании тела. Но это ваш собственный мир. То есть это вами сделанное, вашими руками.

240. Поэтому и учиться надо больше улыбаться, больше видеть всё в светлом, больше позитивно смотреть на мир, больше видеть хорошего, Божественного… то есть с верой в доброе. Ищите доброе. Не торопитесь осуждать.

241. Поэтому и подсказывалось вам неоднократно: не судите ближних. Каким судом судите, таким будете и осуждены. Вы сами попадёте в условия, которые пытаетесь проявить в отношении ближних.

242. Надо смотреть по-другому, надо с положительной стороны смотреть вам на ближних. Не позволяйте себе обижаться, негативно рассматривать действия ближних, чтобы поругать их, увидеть в них, что они нехорошие.

243. Ведь на основе этого вы как бы себя поднимаете в своих собственных глазах, что вы якобы не такие, вы лучше. Это неверная попытка себя успокоить. Именно это и происходит – в стремлении ругать других люди, не задумываясь, стараются себя увидеть лучше.

244. А это соревнование. То соревнование, о котором Я уже упомянул, ненормальная форма жизнедеятельности. Где вы торопитесь быть быстрее других, дальше других, лучше других, выше других, светлее других… И вы бесконечно соревнуетесь. Но это болезненная форма, которая никогда не позволит человеку нормально духовно формироваться. Нельзя так соревноваться.

245. Если кто-то пытается вас обогнать, да дайте ему обогнать, пускай бежит вперёд. Вы никогда на самом деле не можете остаться в конце. Вы с Богом, вы исполняете Божье.

246. И ваша задача – не терять Бога, позволять Ему больше проявляться через вас, проявлять вам то, ради чего вы созданы. И здесь неважно, где вы находитесь, кто в этот момент с номером обогнал вас, с какой-то надписью «Спартак» или «Динамо». Это совершенно не так важно, это глупости.

247. Где вам по сердцу хочется находиться и проявлять себя, там и будьте, там ваше место. Не надо ни с кем соревноваться. Реализуйте себя в смысле быть полезным для окружающих. Потому что это главная цель – вам стремиться быть полезными ближним, ничего не ожидая взамен.

248. Как только вы начнёте смотреть с позиции, а что вам дадут в ответ, – всё, вы разрушаете духовное развитие, то есть вы тормозите на духовном пути, не позволяете себе нормально раскрываться, формироваться. Нельзя ни в коем случае так смотреть. Только бескорыстность!

249. Ну а общество, видите, очень умело навязывает вам развитие корысти. Очень умело! Но это и есть уже решающее ваше. Что вы выберете, то и получите.

250. Поэтому в конечном итоге не забывайте: всё, что найдёте, – это то, что вы искали. Именно вы искали. Вам нельзя это дать насильно, и обретёте именно то, что сами искали. Так вот и скорректируйте свой поиск: что вы ищете?

251. Хотите искать в ближних доброе, хорошее, Божественное? Ищите! Вы найдёте, вы накопите, вы в этом мире будете находиться однажды. Будете искать в них проявления террористов, преступников, негодяев – ну что ж, вы и обречёте себя на мир, где вас постоянно будут преследовать террористы, негодяи, преступники. Но вы сами создадите этот мир. Не кто-то другой – вы сами».

252. «Скажите, пожалуйста, чем нам грозит андронный коллайдер? Нельзя ли его остановить общими усилиями?»

253. «А чего его останавливать? Ну, взорвётся… ну, ещё что-то… Ну и что вам-то? Чего боитесь? Неважно, чем это всё закончится. А может, и не будет взрываться. Может быть, всё будет нормально работать. Не это важно.

254. Ответы на нечто подобное Я уже неоднократно сегодня вам давал, и с разными оттенками.

255. Не надо бояться жить и бояться того, что делают другие. Что бы они ни делали, внимательно смотрите, что вы делаете сами лично в данный момент времени. Вот что важно.

256. Если кому-то с помощью коллайдера всё-таки надо разрушить этот мир, им и надо это сделать. И вы не сможете это остановить, они это сделают. Если не надо им разрушить этим коллайдером ничего, никакое дерево срубить или что-то загрязнить, они это и не сделают. Они сделают неизбежно то, что в данном случае необходимо.

257. И чем глобальней могут быть последствия от каких-то усилий, тем более эти события спрограммированы заранее, предусмотрены. Поэтому, если вы видите в этом какую-то глобальность, серьёзность, не забудьте: значит, это предусмотрено и будет так неизбежно, как действительно это благоприятно и для чего это оказалось предусмотренным. Оно и будет. Ну и пускай оно будет.

258. Ваша задача по-прежнему – не пугаться, а смотреть, что сегодня вам надо сделать. Кого-то надо утешить, кого-то надо накормить, кого-то надо поддержать уже сегодня… При чём здесь коллайдер? Вам надо успеть уже сегодня подойти к нуждающемуся и оказать нужную помощь – вот что нужно.

259. Но, конечно же, немногим надо будет жить дальше. Ну, коллайдер – не коллайдер… машина, самолёт, поезд, пуля… что-то да обязательно будет останавливать того, кого и надо уже, пришло время остановить. Опять же только во благо его. Исключительно! И никак не по-другому».

260. «Расскажите нам о Крайоне и как Вы видите его?»

261. «А что это такое? Мне много приходится вскользь соприкасаться, но Я не исследую, не изучаю это большое разнообразие ваших творческих проявлений. Они такие разнообразные все, их так много, и они присущи разным ступеням, на которых вы находитесь. Ведь вы находите то, что вам на сегодня кажется близким, дорогим.

262. Если что-то вам кажется дорогим, исследуйте на здоровье! Как только перерастёте то, что вы исследуете, вы сами откажетесь, начнёте выбирать другое.

263. И Мне не требуется что-то в данном случае обозначать, давать ту или иную оценку. Моя задача – дать то, что Я имею. А ваше дело – выбирать, прикасаясь ко всему разнообразию, что в вашей жизни происходит. И вот тут вы выберете то, что вам наиболее близкое, наиболее родное на сегодняшний день. И на здоровье!

264. Хотите пообщаться с миром каким-то внеземным – да общайтесь. Хотя, конечно, опасность в этом определённая есть. Но если вы очень хотите, да пожалуйста! Вам всё равно это надо будет проходить, эти задачи всё равно вами должны будут решаться впоследствии, если не сейчас, то впоследствии обязательно. Потому что всё, с чем вы соприкасаетесь, нуждается в грамотном к этому отношении.

265. И по первости, конечно, вы будете допускать много разных ошибок. Но вы будете учиться, вы всё равно будете прилагать какие-то усилия в соответствии с тем, как вы видите те или иные обстоятельства. Вам всё равно неизбежно это придётся делать, вы же будете что-то чувствовать, будете направлять куда-то свои усилия.

266. Направляя куда-то свои усилия, вы будете встречать какие-то подсказки, которые будут вам либо подтверждать, что вы идёте правильно, либо подсказывать, что вы идёте неправильно. И вот тут вы опять будете делать выбор новый, продолжите ли идти туда или остановитесь, начнёте глубже осмысливать то, что вы делаете, переосмысливать и делать повороты в других каких-то направлениях. Но вам самим нужно будет это делать.

267. Нельзя торопиться наперёд посмотреть так, чтобы оберечь себя от всех сложностей и опасностей. Это опять же вами руководит страх – посмотреть вперёд, погадать, быстренько карты раскинуть, где бы не упасть. Да вы упадёте везде!

268. Куда бы вы ни пошли, вы будете падать, и это очень хорошо. Можно сказать: да на здоровье падайте! Это нормально. Потому что, падая, вы найдёте то, на что вы раньше не обращали внимания. Вот и приходится падать.

269. Бывает, такой подарок лежит в ногах! Но вы задерёте нос, бежите куда-то к великим целям, которые сами пытаетесь представить в своей голове. А надо, наоборот, посмотреть под ноги. Ну и как вам помочь? Надо вас уронить, чтоб вы стукнулись об подарок носом, может быть разбили его. Ничего!

270. Столько всего… что, можно сказать, конечно, непросто вам со всем этим будет справиться. Но это нужно. Если это есть, значит, вы сами проявили к этому свою предрасположенность. Если бы не проявили предрасположенность, этого бы не было.

271. Поэтому всё, что вы имеете, вы, можно сказать, это заслуживаете. Вы к этому шли, вы создали для этого благоприятные условия – оно и появилось.

272. Ну, так теперь, соприкасаясь со всем этим, делайте выводы, собственные выводы. Обязательно собственные. Потому что желание выйти на общение с кем-то предполагает поступать так, как кто-то вам скажет. Это в основе очень большая ошибка.

273. Ведь вы всегда живёте так, чтобы вами управляли. Вы сами создаёте условия, чтобы были руководители, хотя они вам не нужны. Вы рождены, чтобы самостоятельно проявлять уникальность, которой обладаете, неповторимую уникальность.

274. Но вы боитесь, вы боитесь сделать ошибку. И стараетесь довериться тому, кто, как вы считаете, меньше может ошибиться. А если он ошибётся, вы будете его ругать, вы сложите о нём анекдоты, высмеете его, какой он негодяй. Хотя недавно всем сердцем его выбирали, чтоб на него положиться. Это ненормальное состояние человека.

275. Поэтому, пока вы боитесь жить, вы будете организовывать общество в принципе неверно, выбирая к рулю тех, кто будет ошибаться, и корабль время от времени будет целиком тонуть, будет много трудностей и неприятностей. Но вы сами выберете это.

276. Пока идёт ложный, неверный взгляд на происходящую реальность, плоды этой реальности будут, естественно, болезненны.

277. А ваша задача – научиться делать так, как лично каждый из вас видит правильным. Вы можете послушать подсказку, это нормально. Но для того, чтобы поразмышлять, не забывая, что подсказка – это своеобразный соблазн сделать как-то по-другому. Но это не руководство к действию.

278. Вы сами должны принять решение, чтобы впоследствии сказать: «Я сам (или сама) принял это решение». И это уберёт у вас соблазн кого-то обвинить, искать виновных. Виновных нет в ваших неудачах, виновны только вы сами. Вы сами выбираете, и от вас зависит, что у вас будет. Вот и принимайте это решение самостоятельно.

279. Поэтому, когда вы подходите к чему-то, вы дополнительно не забывайте себя спрашивать, а зачем вам это, для чего, что вы на самом деле хотите. Удовлетворить любопытство? Но это не всегда полезно. Очень важно многое не знать и идти, представляя что-то вам родное, дорогое и ценное, двигаться в этом направлении.

280. Иначе вы начинаете сильно искажать свои судьбоносные линии, когда поддаётесь чьим-то подсказкам, не торопясь задуматься, но на основе такого пока ещё наивного любопытства, которым вы обладаете. Тем более что много необычного, что раньше не так часто было, сейчас часто появляется, и вам каждому хочется быть к этому причастным.

281. И поэтому в этом мире сейчас очень много происходит явлений на самом деле лишних, ненужных вам. Но они вами будут восприниматься как очень важные. Ну, воспринимайте… делайте. Это всё равно будет полезно. Главное, чтоб вы не забыли опять самое важное: самостоятельно учитесь делать свои собственные решения».

282. «Дорогой Учитель! Пришло время порадоваться за священника Олега, служащего в украинской православной Церкви Воскресения. В храме перед людьми он с радостью сказал, что недавно посетил выставку картин Виссариона. Передаёт Тебе привет, узнав, что я еду на встречу. В данное время видится, что он смелее стал смотреть в сторону Истины. Вопрос: что ему передать?»

283. «Пожелать успехов в поиске истинного».

284. В ответе на один из вопросов Учитель сказал:

285. «В любом случае творение человека является плодом его чувственных проявлений, которыми он на данный момент обладает. Насколько человек верит во что-то, насколько он что-то переживает, всё это неизбежно воплощается в дела рук его.

286. Поэтому изобразительное искусство ли, музыка, вообще вся поэзия (всё это можно в одно обозначить – поэтичное проявление человека, попытка изобразить что-то, что он считает ценным, красивым, важным) – это всё связано с чувственным проявлением человека. И каждое произведение, сделанное каждым мастером, индивидуально и неповторимо уже на основе энергий, которые он туда вкладывает неизбежно.

287. Поэтому в каждый период времени люди делают то, что на тот момент для них видится наиболее благоприятным. Но это будет меняться всегда и должно меняться всегда. Ведь люди развиваются, значит, они по-разному начинают переживать, по-разному что-то воспринимать и по-разному, естественно, выражать через изменяющиеся свои возможности, умения что-то, что на данный момент кажется ценным и очень важным.

288. Поэтому мир творчества не должен стоять на месте, он всегда должен изменяться. И это нормальное его явление – быть неповторимым. А вот духовная основа не должна изменяться, она должна быть едина у всех, как закон единый, на котором все одинаково развиваются».

289. «Мы с женой прошли курсы иконописи древней традиции, основы богословия, экзегетики и антропологии. Нужны ли эти знания (к примеру, по методам владения яичной темперой на иконах) в сибирской общине? Или это не главное?»

290. «Нет, это не главное. Потому что здесь попытка сохранить традицию, а это не может быть главным. То есть это не является моментом, связанным с прогрессом.

291. Если в какой-то момент что-то хочется повторить, сохранить как какую-то память, это допустимо. Максимально точно, как это делалось однажды, можно попробовать это сделать, чтобы даже почувствовать, понять, взять какой-то опыт интересный для себя, переживания какие-то испытать. Это играет роль, конечно, свою важную.

292. Но это не является элементом прогресса. Прогресс подразумевает постоянное изменение к чему-то более глубокому, более совершенному, более интересному, красивому. И это нельзя так будет использовать, как сейчас было обозначено в вопросе».