Четырнадцатого ноября Учитель выехал в Таллинн вместе с Вадимом и Лидией, которая была в предстоящей дороге за рулём автомобиля и в квартире которой Учитель останавливался в Петербурге все последние годы.
2. На эстонской границе после прохождения таможенного контроля их встретила Хелле на своём автомобиле. Путники пообедали в Тарту и, расположившись уже в двух авто, отправились в Таллинн.
3. Утром пятнадцатого ноября Учитель побывал на Эстонском государственном радио, где дал почти часовое интервью ведущему русскоязычного канала Александру Лукьянову. Фрагменты этого интервью.
4. «Уважаемый гость Эстонии, Вы участник примечательного для Эстонии проекта – цикла выступлений, лекций уважаемых людей, граждан разных стран мира на тему «Будет ли жизнь после капитализма?». Я понимаю, что вопрос риторический и, скорее, за этим читается другой вопрос: как нам жить дальше, какие пути развития выбирать? Может быть, примером может послужить ваш опыт жизни?
5. Надеетесь ли Вы на какие-то конкретные вопросы в день Вашего выступления, или Вам есть что сказать уже без всяких вопросов?» – был первый вопрос Александра.
6. «Я прежде хотел бы опираться на конкретные вопросы. Сказать Мне много чего есть, но это хорошо говорить для тех, кто хочет именно этого, кто к этому созрел. А просто сказать в массы это многое – нужной пользы не даст».
7. «Значит, чтобы прийти на такую встречу с пользой для себя, нужно себе раньше задавать определённые вопросы и искать на них ответы?»
8. «Верно. Надо уже думать. Потому что всё то, что человека впереди ожидает, ожидает человека думающего. Не когда он послушно следует тому, что говорят другие, а сам боится думать и при первой же неудаче того, кому он как будто бы доверился, начинает его ругать: «Вот он какой нехороший!»
9. Но ведь каждый народ заслуживает правителей, которых он имеет. Люди сами их выбирают, и неслучайно.
10. А то, что впереди человека ждёт… Надо уже уметь нормально думать, уметь друг друга слушать, уметь вовремя сказать слово, уметь не обидеться на то, что может сказать другой человек… Это серьёзные задачи…»
11. «Вы высказываете свои взгляды на протяжении уже семнадцати лет. Естественно, Вам приходилось преодолевать разные сложности как вчера, так и сегодня. Скажите, когда было труднее?»
12. «Трудности нарастают. Условия становятся всё труднее и труднее. Потому что изменяется мир, состояние людей, их мысли, их переживания становятся всё сложнее. Это ощущается. Видно, как приближается некая критическая грань.
13. Вначале, хотя и приходилось быть часто в разъездах, участвовать в больших многочисленных встречах, было гораздо легче.
14. Но дальше становится сложнее. Люди определяются уже таким образом, когда им сложно будет помочь. Если раньше они двигались неправильно, но многих ещё можно было развернуть, то сейчас само время заставляет их крепко зависеть от ложного пути.
15. И чем больше такая масса начинает проявляться в своей неспособности изменить своё движение в сторону спасения, тем общая среда становится сложнее. Она сейчас очень тяжёлая…»
16. «Творческие люди из Вашей общины (я был на выставке и на концертах) – и художники, и музыканты – внушают сильнейший оптимизм своим творчеством всем приходящим к ним. Он льётся с картин, в песнях, в музыке. Сегодня это состояние в человеке во многом подавлено. Но только на этой платформе, на мой взгляд, можно развиваться дальше. Что Вы скажете об оптимизме? Что Вы видите в этом слове?»
17. «Вера человека в хорошее, умение быть благодарным за всё, что он находит в своей жизни… Но это уже законы Истины, на которые призван опираться человек в формировании своего духовного мира.
18. Если этого не сделать, то заложить в него оптимизм невозможно. Он закладывается тогда примитивно: дать человеку покушать побольше – и он начинает улыбаться; дать ему развлечений побольше – он опять начинает улыбаться, как будто бы на всё смотрит с улыбкой. Но это ложный оптимизм.
19. Человек как раз должен уметь улыбнуться в очень сложных условиях. Но для этого надо правильно видеть происходящее, грамотно на него посмотреть. И тогда мир видится совершенно по-другому…
20. Важным является, чтобы человек умел поверить правильно в себя, поверить в то, что надо жить, служа ближним, ничего не ожидая от них для себя; что радость твоя в том, что ты можешь быть им полезен, а не когда ты рассматриваешь окружающих как тех, кто насколько-то может быть полезен тебе самому.
21. Когда меняется этот взгляд (где очень много других задач вспомогательных надо правильно исполнить) – и появляется у человека нормальная радость. И эту радость легко передать другому, она будет заразительна».
22. «Насколько предопределена Ваша жизнь какими-то событиями? Расписана ли Ваша жизнь? И каким образом?»
23. «Возможно, и расписана, но Я не должен это знать.
24. Слишком это непростой труд. Имея человеческое тело, Я имею человеческие переживания. Переживания способны мешать, они вынуждают уставать.
25. Поэтому, конечно, лучше многих трудностей не знать заранее. Лучше к ним идти, не зная о них, а встречая то, что сегодня уже встречается, и решая так, как увидится благоприятным именно сегодня решить данную задачу.
26. Впереди, конечно, немало нужно будет сделать. Но этого понимания Мне достаточно. А что именно сделать придётся – лучше Я буду узнавать в каждый новый день», – улыбнулся Учитель.
27. «Любая встреча с человеком забирает очень много энергии. Я не знаю более сложной работы, чем беседовать, разговаривать с человеком. Это очень трудная миссия – встречаться и беседовать с человеком, объясняя ему свои взгляды. Как сохранить свои силы при этом?»
28. «Всё зависит от того, какими силами обладает тот или иной человек, вступая на путь помощи кому-то, поддержки кого-то, общения с кем-то.
29. Конечно, то, что Мне нужно сделать, рассчитано на то, что Я имею. Именно для этого Я и был создан с необходимыми и определёнными особенностями, которые призваны помочь решить эту задачу.
30. Конечно, такое общение – это большая работа, где нужно не просто пояснить, нужно дать силы человеку, который будет слушать, внимать, потом опираться на это.
31. И более того, люди в этом случае будут забирать силы не только в момент встречи, общения с Учителем… Если они начинают верить Учителю, как Учителю действительно (так, как и требуется это воспринимать верующим), то они будут брать у Него силы постоянно.
32. Они доверились Ему. Он доверился им. И происходит такой контакт на биофизическом уровне, когда информационно они будут питаться от Него постоянно. Он начинает отвечать за них. Но в то же время Его жизнь зависит от них.
33. Потому что от того, что будет с ними происходить, насколько полноценно они исполняют то, что Он даёт, настолько это и Ему будет в помощь.
34. Но если они будут нарушать то, что Он даёт, это будет постоянный забор энергии, но без той правильной реализации, которая могла бы поддерживать самого Учителя. Тогда Он начнёт ощущать свою бесполезность. Это самое непростое. Потому что Он рождён отдавать, но видит, что это никто не берёт, тогда теряется смысл Его существования.
35. Ему нет смысла постигать мир, заниматься творчеством. Учитель рождён только для людей и только для того, чтобы отдать то, что Он имеет. Это Его естество.
36. Если этот закон нарушен и никто не берёт от Него, то Его существование перестаёт иметь смысл. Тогда Он становится не нужен, Он должен уйти…
37. Эта большая связь всегда будет присутствовать между Ним и теми, кто Ему доверился. А их большое множество, проблем у них каждый день очень много. Они вспоминают всегда Учителя, пытаются на Него опереться, взять силы в помощь. И конечно же, они должны эту силу получить…
38. Но вот Я и сказал: время непростое и с каждым разом оно всё сложнее и сложнее. Потому что испытания увеличиваются и одно дело – назвать себя верующими, другое дело – следовать законам Веры… А без дел вера – это просто игра несерьёзная».
39. Сразу после интервью Учитель отправился в морской порт Таллинна, откуда на большом корабле-пароме отплыл в Хельсинки. Морской путь до столицы Финляндии занял полчаса.
40. В Хельсинки Виссарион провёл заранее намеченную встречу в помещении финского эзотерического журнала «Minaolen» и дал интервью этому журналу. Встреча в переполненном слушателями зале, перешедшая плавно в интервью, продолжалась пять часов.
41. Сначала ответы Учителя на финский язык переводила Хелле, потом эту роль в долгом многочасовом общении взяла на себя финская женщина по имени Ану, пришедшая в праздничном белом платье на эту встречу как слушатель.
42. Ану чутко и ответственно подошла к этой непростой работе, а к окончанию этой встречи (когда в Финляндии наступил уже поздний вечер), пропитавшись услышанным от Учителя, стала единомышленником живущих в сибирской общине.
43. Заночевал Учитель в Хельсинки в доме семьи Вадима и Наташи, последователей Свершения, живущих в Финляндии уже около пятнадцати лет.
44. На следующий день Учитель тем же морским путём возвратился в Таллинн, где в средневековой части города во время обеда в ресторане-трапезной, принадлежащем театру «Von Krahl», предварительно обсудил очертания предстоящей лекции с режиссёром театра Пеетером Яалакасом.
45. Пеетер являлся руководителем проекта «Мир (возможность жизни) после капитализма». В разговоре с Учителем Пеетер проявил себя глубоко заинтересованным в поднятой теме, думающим, ищущим человеком, искренне обеспокоенным происходящим в мире.
46. Рассказывая о лекциях предыдущих участников этого почти двухмесячного проекта – европейских учёных, экологов, политиков, Пеетер сказал, что лекция Виссариона единственная, на которую все билеты были приобретены задолго до её начала, и что к сегодняшней встрече в зале поставлено много дополнительных мест, и что эту лекцию, как и предыдущие лекции проекта, будет снимать государственное телевидение Эстонии, которое в ближайшие дни выпустит в эфир часовую передачу с выступлением Учителя.
47. В этом предварительном общении Учитель сказал, что готов строить предстоящую встречу не на часовой лекции на поставленную тему, а на ответах на обращённые к Нему вопросы.
48. И решили так, что сначала в течение часа Пеетер задаёт перед собравшейся аудиторией волнующие его вопросы Учителю, а в течение второго часа зрители задают Учителю интересующие их вопросы.
49. Встреча началась в семнадцать часов. Стены зала театра были задрапированы тёмным цветом. Появление Учителя в белом одеянии было встречено аплодисментами собравшихся. Учитель сел за небольшой столик, расположенный на фоне белого экрана и освещённый прожекторами.
50. Пеетер задавал вопросы на русском языке, а пришедшие на встречу имели возможность слушать перевод через наушники на эстонском и английском языках.
51. «Добрый день», – поприветствовал Учитель зал.
52. «Хорошо бы начать из того, что кажется на данный момент важным для многих людей. Кажется, что человечество в каком-то смысле очень близко к тому, что одна эра заканчивается. Ваш взгляд на то, что будет следующее? И согласны ли Вы с тем, что мы в данной ситуации находимся?» – начал свои вопросы Пеетер.
53. «Это действительно так. И несмотря на то, что в последнее время Я, как правило, не предпринимаю усилий устраивать частые поездки для встреч разнообразных (что делалось раньше), узнав о приглашении на эту передачу, Я откликнулся. Мне прежде всего понравилась тема. Она действительно очень глобальна.
54. В какой-то мере она напоминает Мне однажды услышанную информацию о произведении некоего американца Моуди, где в одной из книг своих он пробовал исследовать одно обстоятельство, связанное с жизнью человека. Он назвал книгу «Жизнь после жизни», под чем подразумевалось, а есть ли жизнь и какова она после факта смерти, хорошо известного человеку.
55. И если подразумевать, что капитализм – это то, что стремится утвердиться в человеческом обществе везде, то вполне можно рассматривать эту тему в определённой аналогии: а будет ли жизнь и какова она после гибели этой системы?
56. Не думаю, что кто-то из вас сочтёт умным утверждать, что капитализм – это очень хорошо, это то, что нужно человеку и благодаря чему он может только лишь и развиваться, как и должно человеку развиваться на этой Земле. Это не так, конечно же.
57. То, что приходится наблюдать в развитии человеческого общества, – это только развитие болезни, причину для развития которой человек заложил с самого начала своего формирования на Земле. Человеческое общество развивается на совершенно неверном принципе.
58. В основе развития человеческого общества заложено эгоистическое начало, инстинкт – хочется выжить. Человек боится остаться один, он боится быть последним, включается механизм самовыживания. Но в отличие от животного у человека это приобретает извращённые формы, и очень легко. Всё это и легло в основу развития человеческого общества.
59. Люди живут друг с другом не потому, что они любят друг друга. Они боятся остаться одни, и им хочется сбиться вместе в стаю. Не в коллектив людей любящих, устремлённых творить прекрасное, а в стаю, чтобы выжить, где окружающие рассматриваются как выгодный объект для себя. Не когда человек сам себя рассматривает – насколько он может быть полезен окружающим, а когда окружающих он рассматривает – насколько они ему выгодны.
60. Это болезнь. Это страшная болезнь. И она однажды должна будет привести устремлённых по этому пути к гибели неизбежно. Это закон. И всё, что вы сейчас наблюдаете, – это плоды болезни. Кризисы, войны естественны для пути, который человек избрал.
61. И если человек упорно продолжает в этом направлении идти, то очень глупо возмущаться, почему возникают войны: как же так? для чего? почему? Искать виновного… Такой поиск виновного – величайшая глупость. Чтобы этого не было, надо в принципе поменять смысл своей жизни, устремления свои.
62. Поэтому, конечно же, то, что вы видите, должно закончить своё существование однажды обязательно. Чтобы после этого наступил период истинной жизни человека, настоящей жизни, ради которой он и был создан.
63. И это темы, которые, конечно же, уже пора поднимать. Многочисленные вопросы осмысливать с разных сторон.
64. И в данной теме, которая была поставлена автором на этой передаче, Я увидел как раз именно эту своевременную важность и с готовностью на это откликнулся.
65. Жизнь, конечно же, будет впереди. Но она возможна только в одном случае – когда произойдёт серьёзное переосмысление человеком ценностей, которые он до сих пор считал важными для себя.
66. Только когда люди устремятся друг к другу в стремлении быть полезными, ничего не ожидая взамен, тогда начнётся начало развития благоденствия. В другом случае этого не будет.
67. И попытки выйти из создающихся кризисов иными какими-то методами ни к чему не приведут, ничего не дадут хорошего».
68. «Как на Ваш взгляд, это переосмысление возможно?»
69. «Очень хотелось бы, чтобы переход с одной ступени развития на какую-то качественно более высокую ступень мог происходить посредством только лишь одного переосмысления, которое может человек сделать, однажды задумавшись. Но, к сожалению, это пока для человека невозможно. Он очень сильно боится.
70. И общество, которое сформировалось, в своём развитии имеет очень серьёзную инерцию, очень большую инерционную силу. Остановить не удастся за короткий период времени.
71. Мечтать или полагать, что в массе своей представители человеческого общества приступят к переосмыслению жизненных задач… Так не получится, как бы этого ни хотелось. Значит, что-то должно будет остановить это происходящее.
72. И один из плодов, которые могут в этом случае проявиться как следствие усилий человека, – это, конечно же, серьёзные ошибки, приводящие к войнам и к тем психическим проявлениям, которые нельзя будет назвать слабее той войны, где взрываются бомбы, стреляют пушки.
73. Духовная слабость способна создавать очень большие негативные выбросы энергии, очень губительно влияющие на всё живое на Земле. Рядом с негативно мыслящим человеком будет вянуть растительность, будут плохо чувствовать себя животные (это уже не является секретом).
74. Человек обладает большой силой. И если он продолжит сейчас бояться и мыслить неверно, психическое развитие будет очень сильно претерпевать деградацию. И страх человека будет порождать очень серьёзное поле. Он как лавина, накрывающая всех вокруг, где, попадая под это поле, человек боящийся будет ещё больше проявлять свой страх.
75. Думаю, вы, встречаясь со своими ближними, знакомыми, слушая их, наблюдая непосредственно, можете отметить информацию – как тяжело всем становится. Как будто какой-то камень начинает очень сильно давить человека. Это будет давать трагические последствия, и давать будет по нарастающей.
76. Нельзя будет человека успокоить, дав ему побольше пищи или зрелищ, это время уже отходит. Нужна духовная пища. А её большой дефицит».
77. «Значит, война – это инструмент Бога?»
78. «Согласно древним традициям можно было бы так сказать. Но накопленный человеком опыт в познании Божьего во многом неверен. Никогда не было и не может быть Воли Бога, чтобы была война, чтобы кто-то кого-то наказал. Даже если вы можете увидеть, что наказание как будто бы необходимо (ведь наказывать могут и преступника).
79. Но в том-то и дело, что если мы говорим о законах Божьих, то Божье никогда никого не наказывает. Это невозможно! Такое и не нужно предполагать, это будет большая ошибка.
80. Но то, что делает человек, участвуя в законах Мира материи, обязательно соприкасается с законами Мира материи, где включаются определённые механизмы. И тот, кто упорно устремлён делать нарушения в этих законах Гармонии, в которых пребывает человек, обязательно должен будет столкнуться с обстоятельствами, которые его будут останавливать.
81. И в этих механизмах уже, в этом инструменте законов Мира материи отсутствует понятие «любовь», характерное именно чувственному проявлению человека. И ответ этих законов бывает очень суров. От этого начинают страдать не только взрослые, но и претерпевают величайшие страдания дети.
82. Но это, Я ещё раз подчёркиваю, не Божье. Это законы материи, которые сам человек упорно стремиться нарушить и, соответственно, вызывает ответную её реакцию».
83. «Какой Вы видите роль политиков и в данной ситуации, и в будущем?»
84. «Это больше похоже на игру, когда на Земле очень много разных «спортивных команд», но назвавших себя разными государствами. И вот между этими «командами» надо договориться, когда они между собой постоянно соревнуются, хотят быть лучше других и боятся, соответственно, других.
85. И тогда родилась необходимость, как естественный плод заданных жизненных условий, где должна появиться группа лиц, которая будет умело (хитростью, порой коварством, но умело) сглаживать острые моменты, возникающие между той или иной «спортивной командой».
86. В нормальных условиях (когда должно построиться человеческое общество) эта область жизнедеятельности как профессии у человека не может существовать в принципе. Это совершенно несуразно.
87. Но для того, что есть, это уместно. Там, где больное развитие, есть и больные отклонения. Они видятся гармоничными для данного состояния. Но в Гармонии этого нельзя соотнести с гармонией».
88. «Так Вы не верите, что какой-нибудь поворот в обществе можно было бы сделать через политику?»
89. «Конечно же нет. Такой поворот сделать нельзя. Благоденствие человека заключено в его духовном формировании.
90. То, что решается в правительстве, – это, конечно же, по-своему хорошие устремления человека как-то разрешить проблему, связанную с жизнью окружающих. Это можно счесть для начала как нормальное явление, но оно не решает задачу. Оно не может затрагивать смысловые особенности формирования человеческого общества.
91. Это попытка сгладить то, что каждым днём в виде острых углов начинает выходить в жизнедеятельности человека, но где не трогается сама основа, на которой формируется человеческое общество.
92. Поэтому если изначально понимать, что основа неверна, то такие косметические попытки сгладить что-то безобразно выросшее на теле какого-то организма – это не есть решение проблемы.
93. Таким образом можно что-то сгладить и отодвинуть на после. Срезав одну уродливую бородавку, вы отложите время, где она (может быть, даже гораздо более уродливая) вырастет на другом месте. Но не убирается сама болезнь.