93. «Учитель, скажи, пожалуйста, будет ли проявлением эгоизма с моей стороны следующее действие в такой ситуации? Я прихожу на группу «Здоровье» и прошу поменять музыку, которая там звучит, так как искренне считаю, что она не подходит, а другим занимающимся вроде бы и ничего, хорошо, но они идут мне навстречу: «Если ты хочешь поменять, давай поменяем». Это я чисто для себя спрашиваю».
94. «Допустимо. Если ты действительно чувствуешь дискомфорт от какого-то звучания мелодии, возможно такое, если тем более ближние соглашаются.
95. Если они не будут соглашаться и будут говорить, что им это нравится, тогда настаивать не стоит. И тогда либо ты занимаешься в этой группе, либо покидаешь её. Но лучше будет покинуть. Если ты действительно ощущаешь дискомфорт от мелодии звучащей, это может быть вредным».
96. «У нас треугольник, и мне хотелось бы спросить. В воскресенье я с ребёнком собралась на литургию и спросила разрешения у мужа, можно ли мне сходить. Он разрешил. А потом, когда я пошла, он сказал, что у него понимание, что мы должны ходить всей семьёй».
97. «А почему вы не пошли в этот момент все?»
98. «Вторая женщина попросила, чтобы я ушла и она могла побыть с мужем вдвоём. То есть на литургию она не пошла, чтобы остаться с ним вдвоём».
99. «И вопрос: можно ли пойти в этом случае, нормально ли?»
101. «Нормально. Да нормально в этом случае пойти на литургию. Если что-то связано со священными таинствами, если у вас внутреннее чутьё, ощущение, потребность возникает пойти исполнить таинство, никто не должен вас остановить».
102. «То есть в моих действиях не выражается непослушание мужу?»
103. «Нет, в данном случае нет. Исполнение Божьего – это несопоставимые понятия, с чьим-то ещё пожеланием здесь нельзя сопоставлять. Это твоя внутренняя потребность, душевная, и никто, ни один человек не имеет права это регулировать в тебе».
105. «Учитель, правильно ли я понимаю, что в православном храме можно творить крестное знамение с кругом? Это будет нормальным действием?»
106. «Ну, как бы так по закону… нормально, верно. Но исходя из реалий жизни, тут лучше воздержаться. Ты принесёшь соблазн, и те, кто увидит, могут проявить негативные эмоции в том месте, где как будто бы этого и не должно было бы быть. Но они легко это допустят, и допускают в большом обилии. Не соблазняй слабых. Это не столь обязательное действие.
107. Крестное знамение – это некоторая потребность, таинственная такая, своеобразная, которую вы можете исполнить, она играет свою роль, но она не является какой-то формулой, которую обязательно в любом случае применять при первом же упоминании о Божьем. Так не надо это делать, это вовсе не требуется».
108. «Учитель, я хочу уточнить своё действие. Я помогала брату полтора года опекать недееспособную девушку. У него есть любимая и любящая женщина, они дружат уже почти пять лет, но семьи не составляют. Когда он мне недавно повторно предложил войти в дом помогать опекать, я согласилась. Но вот уже полгода у меня внутри смущение в правильности моего шага».
110. «Смущение в том, что, возможно, моё присутствие в доме мешает брату соединиться с той сестрой».
111. «Тогда ты должна посмотреть на ситуацию поточнее. Если ты её не можешь определить, а только предполагаешь, то твой заход туда в помощь не является ошибкой. Ты тогда уже изнутри посмотришь, а в чём ты можешь быть препятствием развитию этих обстоятельств и действительно ли они развивались бы, если бы тебя там не было. Но в то же время… там есть человек, которому нужна помощь».
112. «Да, вот это меня и смущает».
113. «Тогда помогай и потом, когда увидишь ещё один какой-то конкретный шаг, который тебя начнёт смущать, тогда ты задашь вопрос. Но уже будет другой вопрос, изнутри того события, в которое ты войдёшь».
114. «Я брату задала вопрос: «Если бы я не согласилась в тот момент войти в дом, ты какие-то действия предпринимал бы в отношении той сестры?» Он сказал: “Ну да, я, наверное, вынужден был бы как-то решать ситуацию”».
115. «Вынужден… Может быть, ему и не надо решать эту ситуацию?»
116. «Так вот, может, мне надо сейчас уже выйти, пусть он решает?»
117. «Не надо заставлять человека что-то решать, как-то вынуждать к чему-то. Лучше будьте по-дружески открыты друг перед другом, чтобы в тот момент, когда он почувствует, что тебе лучше было бы уйти, потому что есть какая-то помеха и он не может в связи с этим по каким-то естественным причинам позвать кого-то другого, с кем бы хотел составить семью, – тогда вы просто по-дружески это освещаете совместно. Эту проблему просто решить, не утаивая, не имея недоговорённости».
118. «Учитель, правильно я понимаю, что если мужчина скажет: «Вот так надо сделать», то верующая женщина никогда не скажет: «Я считаю, что надо сделать по-другому», то есть никогда не противопоставит своё мнение?»
119. «Это агрессивная форма общения, когда вы говорите: «Я считаю…» Вы хотите как будто бы навязать мнение другому, забывая, что другой тоже может что-то считать. Поэтому так общаться нежелательно.
120. Но если женщина будет соглашаться с тем, что мужчина утвердительно пробует сказать… и если ты Меня спросишь: «А хорошо бы женщине согласиться, сказать: хорошо, хорошо, давай сделаем так?» – Я скажу: “Замечательно, если так женщина ответит”».
121. «Ситуация происходит так, что впоследствии он говорит: «Я это только предложил, а ты сама решай, как ты видишь». Но это потом».
122. «Тебе надо посмотреть: он предлагал тебе или он утвердительно говорил?»
123. «Он в основном говорит всегда утвердительно, а потом, когда выясняется в конце уже…»
124. «…что не получилось, оказывается, не так надо было, и он говорит: «Ой, я предлагал». Да? И ты скажешь: «Да это я глупая, не обращай внимания. Это не ты виноват, я глупая – не настояла на другом решении». Вот так если ты сделаешь, будет хорошо».
125. «Ситуация такая: он говорит, что надо взять ту землю для окучивания капусты, которую я планировала совсем под другое. Но он не спрашивает меня. То есть мне правильно не говорить ему, что я планировала на другое это?»
126. «Ты спроси: «А можно я вот оттуда возьму?» Ты тоже можешь переспросить такое».
127. «Но противопоставлять вот так, что я хотела на другое, мне не надо?»
128. «Ты выражаешь тоже мнение. Ты не говоришь: «А я думаю, что мне надо взять оттуда». Вот тогда это уже будет противопоставление».
129. «Нет, пока нет понимания».
130. «Ты предлагаешь. Скажи: «Я думала вот тут взять. Тут нельзя брать или можно?» Ты советуешься. Это нормально».
131. «То есть нормально высказать своё мнение?»
132. «Но ещё надо и мужчину пробовать понять, в каком случае он действительно предлагает, а в каком настаивает. Ведь у всех по-разному может выражаться эта особенность».
133. «Да, а как об этом спросить?»
134. «Прямо переспроси, да и всё. Пообщайся как-нибудь, переспроси, как тебе лучше разобраться, где воспринимать сказанное как твёрдое пожелание, где нет смысла предлагать другие решения, а где ты можешь высказать мнение ещё какое-то иное».
135. «А если я его спрашиваю: «Это категорично?» – он всегда отвечает: “Нет, не категорично. Поступай как хочешь”».
136. «Значит, тогда и переспроси, предложи смело другое решение: «А вот тут возможно? Мне хотелось вот оттуда взять». Ты предлагаешь мнение».
137. «Понятно. А ещё вопрос. Я читала в Писании, что, когда человек делится, благоприятно его выслушать, принять всю боль, которую он высказывает. Но он же часто говорит негативное о ком-то в обиде на кого-то. Как тут быть?»
138. «Это не боль принять, это уже поучаствовать в нехорошем. Если вы выслушиваете человека, который ругает кого-то, это неправильно».
139. «Он, например, старается выправиться, но возникают отрицательные образы».
140. «Ты напоминай. Вот эти вещи можешь ты напоминать и приостанавливать движение вашего общения в таком русле негативном».
141. «А если человек эмоционально говорит: «Я говорю факты!»? То есть он делится со мной, а я ему говорю: «Тебе не кажется, что ты домысливаешь?» Он говорит: «Нет, я говорю факты». Дальше нужно выслушивать его?»
142. «А скажи, для чего тебе эти факты? Чтоб ты тоже переживала и думала, как другой нехорошо поступает? Или тебе предлагается возможность найти решение, как лучше исправить положение дел, где при этом кто-то делает вот так, но нужно это дело выправить, и человек спрашивает у тебя совета, чтоб ты, выслушав эту ситуацию, тоже предложила какое-то мнение, как эту ситуацию изменить? Тогда это интересно».
143. «А если он просто делится, просто хочет выговориться?»
144. «Просто… для чего? Чтоб ты знала, что другой поступает неправильно? Это для чего? Чтоб просто переживала, да? Или чтоб что?»
145. «Ну, поучаствовать, узнать, чем она живёт».
146. «Поучаствовать… То есть узнать, что другой плохо поступает, да? Вот ты в очередной раз узнала, что ещё кто-то как-то нехорошо поступил, – замечательное накопление информации такое для мамы, которая кормит ребёнка!»
147. «Она искренне хочет со мной поделиться…»
148. «…что кто-то поступает нехорошо? Искренне поделиться хочется».
149. «Она своей внутренней работой делится со мной, но в то же время где-то упоминает негативное. Я говорю: «Ты вот здесь домысливаешь». Она говорит: “Я не домысливаю, я говорю факты”».
150. «Но тогда и разговаривайте, как лучше отнестись к чему-то негативному ей самой, вот и обсуждайте. Ведь таким поделиться можно, когда ты ищешь совета, ты не знаешь, как отреагировать на какое-то событие. Но тогда делать акцент подробный на том, кто что там делает, необязательно. Можно это размыто упомянуть: «Есть ситуация, где исполнилось вот такое-то обстоятельство, человек свершил, а я не знаю, как на это отреагировать». И вот тогда вы смотрите, как на это реагировать.
151. Потому что это первое, что человек зафиксировал, и это негативно начало сказываться на нём. Вот теперь ему надо найти решение, как воспринять правильно это событие, чтобы убрать негативное переживание. На этом и остановитесь.
152. Если этот ответ не ищется, а просто высказывается, как нехорошо где-то кто-то делает, это ненормальное общение».
153. «И мне надо остановить его как-то?»
154. «В этом случае лучше останавливать».
155. «Как мне сказать? Извиниться, что мне трудно?..»
156. «Что в этом сложно участвовать, да. Когда просто идёт рассказ о том, что кто-то плохой или плохо поступает, в этом тебе сложно участвовать, не хотелось бы».
157. «А если, например, я, разговаривая с кем-то, нечаянно обронила что-то отрицательное о ком-то и в тот же момент сразу поправляюсь и говорю, какой человек хороший, нужно ли мне извиниться, что я всё-таки сказала отрицательное?»
159. «Перед тем, с кем разговариваю».
160. «Возможно так. Да, нормально будет».
161. «Если я не извинюсь, будет хуже?»
162. «Будет лучше, если ты извинишься».
164. «Извиниться, что тут выпалила глупость».
165. «А если другой человек тоже начинает говорить о ком-то отрицательное и вдруг спохватывается и начинает говорить обратное: «Но она такая хорошая! Она всё-таки столько всего делает, пытается…» – нужно ли как-то на эту тему побеседовать, подсказать? Или если я вижу, что она выправилась, то не надо на эту тему уже говорить?»
166. «Ну, можно немножко упомянуть: конечно, лучше бы сдерживаться. Это хорошо, что потом вдогонку хорошее что-то говорят, но лучше сдерживаться и первый шаг негативный не делать».
168. «Всё. Вообще, по одному вопросу вам лучше задавать, иначе вы в беседу индивидуальную превращаете общую встречу. Мы на этом закончим. Достаточно, а то вы забудете некоторые главные подсказки, которые уже вы услышали.
169. Желаю вам счастья. До встречи».
170. После встречи в долине папоротников Учитель в доме Вадима ответил на вопросы Мартина и Инны, представляющих многосерийный проект канадского телевидения «Вижин ТВ» о мировых духовных и религиозных движениях.
171. Фрагменты этого интервью.
172. «Когда Иисус две тысячи лет назад умер, он умер за грехи человеческие для их спасения. Как Вы к этому относитесь? Как Вы видите, если это всё перевести на наше время? Как Вы на это смотрите?»
173. «Толкования, которые существует в традиционном христианстве, неверны. Нельзя умереть за чьи-то грехи. Но жизнь Иисуса проходила таким образом, когда Его обвинили в грехах человеческих, которые больше присущи человеку, и казнили за то, чего Он не делал, в чём Он не был виновен. Ему не были присущи эти грехи.
174. И по ходу Свершения Ему неизбежно это предстояло пройти: быть убитым за грехи человеческие, тем самым показывая, что Истина должна быть всегда в жизни человека дороже, чем его собственные интересы, которые человек пытается достигнуть в своей жизни прежде всего; что не надо бояться потерять тело, важно сохранить духовные ценности.
175. Вот этот пример неизбежно и случился однажды много лет раньше. Это была неизбежность, но истолкованная неправильно.
176. Кто-то думает, что достаточно принять на словах Иисуса в своё сердце и якобы от всех грехов человек освобождается. Нет, эти грехи убрать должен сам человек в себе. Он должен сам их исправить, своими делами, своими усилиями, вот тогда это будет нормально».
177. «За тем, что Вы сказали, следует вопрос: в чём Вы видите сегодня свою миссию?»
178. «Люди должны узнать законы, по которым может развиваться их душа. Эти законы едины для всех людей на Земле. Неважно, где рождён человек, законы развития у всех одни. И вот эти законы теперь уже необходимо развернуть как можно шире и глубже, учитывая современное состояние уровня развития сознания.
179. Это поможет людям увидеть единство: что они одна Семья на Земле, что у них один Родитель. И в духовной теме люди не должны спорить, они должны иметь единое понимание Бога. Они должны узнать смысл, ради которого они рождались на Земле (ведь в этом есть глубокий и очень важный смысл). И в конечном итоге это, естественно, должно привести к тому, чтобы люди стали одной Семьёй на Земле.
180. Поэтому пришло время узнать о многом, чего раньше нельзя было сказать, люди были не готовы. А сейчас возможность пред всеми условно равная, все имеют равные возможности прикоснуться и постигнуть. Дальше выбор люди должны будут сделать сами».
181. «В Америке и в Европе миллионы христиан верят в то, что второй приход будет связан с Армагеддоном, борьбой между злом и добром, борьбой между Богом и сатаной. Это очень агрессивный сценарий. Вы видите это всё по-другому? Как Вы видите понятие «Армагеддон»?»
182. «Тот ритм, в каком развивается сейчас человеческое общество, не должен длиться бесконечно долго, хотя люди рождены для бесконечной жизни. Ритм, в котором находится человеческое общество, очень агрессивен, и неизбежно ведёт людей к самоуничтожению.
183. В этом случае обязательно должна была наступить черта, за которой самоуничтожение окажется неизбежным и близким.
184. Это та черта, когда становится наиболее благоприятным раскрыть перед человечеством истинный смысл их жизни, их истинные ценности, ради которых люди были рождены, их истинные цели, которым они должны следовать. Но люди должны сделать сами выбор.
185. Поэтому, прозвучав, Слово Божье на Земле неизбежно соберёт, к себе притянет тех, кто наиболее к этому созрел – исполнять данные Законы.
186. В этот период, когда грозит катастрофа всему человечеству, нужно создать общество новое, которое будет способно пройти экстремальные условия, которые начнут возникать на Земле, выжить, и не только выжить, но и окажется способным продолжать человеческий род, развивая культуру и технику, то есть то, что и должен развивать человек.
187. Но для этого нужен Закон, который сможет людей объединить, и Сила, которая поможет им объединиться на этом очень непростом пути. Всё остальное, что не сможет принять этот ритм новой жизни, должно будет уйти. Все остальные должны будут прекратить свою жизнь.
188. Но смерти не существует. Поэтому те, кто прекратит эту жизнь, всё равно вернутся в это общество. Их жизнь неизбежно пойдёт дальше, но уже на качественно более высокой ступени. На Земле должен быть один народ одной веры. Они могут творить, выражать красоту по-разному, но понимание Бога у них должно быть едино.
189. Вот это и есть время, когда старый мир с присущими ему агрессивными взглядами, интересами должен умереть. Ему нельзя позволять жить, он делает только одну боль, это должно уйти.
190. Но люди должны сделать выбор сами. Им надо показать путь, а они сами выберут, идти или не идти. Бог не будет разделять людей. Он так никогда не делал и делать не может. Люди сами должны будут выбирать, для них этот путь или им нравится что-то другое. Но за всё надо будет платить».
191. «Вы говорили о том, что нужно выбрать путь, который будет людям показан. Кто покажет им этот путь и как? В своё время Слово Иисуса было распространено Его последователями. Вы здесь далеко в Сибири. Кто может показать путь? Как это разойдётся дальше?»
192. «Однажды давно в виде образов была упомянута молния: Слово пойдёт как молния. «Молния» – подразумевается техническая оснащённость, которой будет обладать человеческое общество. Вы часть этой «молнии», вы сделаете то, что раньше невозможно было представить. Показывая то, что вы записываете, вы уже как молния разносите Слово. И оно прозвучит не случайно в том или ином месте.
193. Здесь нельзя собирать как можно больше людей. Люди в своём развитии имеют очень большую разницу. Здесь должны собраться наиболее зрелые, наиболее способные исполнить требование, которое здесь будет поставлено. Другим здесь не надо быть, они не смогут здесь быть. И они не смогут принять этого, соприкоснувшись в разных местах. Для них это будет непосильно, неприемлемо.
194. Ну а те, кто почувствует зов, волнение, что их это влечёт, – это те, кто наиболее созрел. Но у них будет выбор: оставить то, что есть, и уехать либо не оставлять, двинувшись за какими-то суетными соблазнами, которые человека держат в том или ином месте на Земле.
195. Поэтому на самом деле сюда нужно будет призвать тех, кто будет готов приступить к исполнению предначертанного. И они приезжают сами, встречаясь со Словом то в одном уголке Земли, то в другом. Они все здесь появляются так, как и нужно».
196. «Мартин прожил пятнадцать лет своей жизни в Иерусалиме и изучал жизнь Христа в Иерусалиме. И мы слышали, что Вы побывали там. Какое на Вас это произвело впечатление?»
197. «Это описать словами, наверное, будет трудно. Давно покинутый дом. Но к нему подходишь и с глубинными переживаниями сохранившимися, и с новыми, которыми обладает новое тело. Я затрудняюсь дать оценку переживаниям. Это волнительное переживание, с которым захотелось побродить по многим знакомым местам».
198. «Иисус две тысячи лет назад был не женат и не имел детей. Для многих христиан это символ того, что Его миссия была выше всего этого, над этим. Вы женаты, у Вас дети. Это тоже имеет какое-то значение, это тоже не случайно?»
199. «То, что произошло две тысячи лет назад, неверно истолковано. В Писании есть место – когда Бог создал женщину и заповедал быть им единым: «И вот здесь двое – да будут они едины. Что Бог сочетал, то человек да не разлучает». Это очень важный закон, по которому людям предстоит постигать духовное. Выше этого быть нельзя, это и есть одно из высшего.
200. Но в тот период времени предстоял короткий путь, за который нужно было многое сделать. Нельзя было находиться на одном месте, и надо было много перемещаться с учениками в разных местах. Если бы на тот момент была семья, её пришлось бы неизбежно оставить. И если бы это произошло, это ещё больше дало бы негативное толкование впоследствии. То есть верующие могли бы тогда с лёгкостью оставлять свои семьи, думая, что это нормально, если Учитель это сделал. Поэтому, зная о том, что путь будет недолог, не было благоприятным обзаводиться семьёй.
201. Для того чтобы выправить эту ошибку, сложившуюся за годы в попытках людей истолковать происходящее однажды, сейчас нужно было иметь семью, чтоб показать, что это нормальное явление.
202. И стремиться избежать взаимоотношений мужчины и женщины в поисках якобы чего-то более духовного – это ошибка. Мужчина и женщина друг от друга в отдельности не смогут полноценно развиваться. Полноценно развиваться они смогут, только находя гармонию в сочетании друг с другом, потому что они два разных начала, отличающихся друг от друга. В их душе есть корневое отличие. И нормально развиваться они смогут только при единении – так было заповедано изначально.
203. Поэтому попытки монашествовать в поисках чего-то более духовного – это неверное толкование. Это даёт испытания, благодаря которым человек может измениться в лучшую сторону, но полноценного развития оно не даст.
204. Развиваться надо вместе, в единстве. Потому что как мужчина очень ценен для Бога, точно так же ценна и женщина. Она не есть та, кто должна только соблазнять, благодаря чему мужчина как будто бы может подниматься только лишь. Нет, мужчина тоже может соблазнять так же, как женщина, делая ошибки. Надо уметь объединиться, и тогда всё будет замечательно».