Воскресный день двадцатого июля с утра сопровождался лёгким тёплым дождём. Но литургийное шествие не стало от этого меньше числом участников. Среди восходящих в этот день к Храмовой вершине были и венчающиеся, и съёмочная группа канадского телевидения «Вижин ТВ», снимающая фильм об общине и Учителе.
2. Учитель, ждущий литургийное шествие в долине папоротников, улыбнулся немалому числу верующих, которые, несмотря на дождь, пришли в этот день к таинству слияния и при этом не торопились укрывать свои головы от влаги, падающей с небес.
3. Встреча началась со слов Учителя: «Приятно увидеть, что всё-таки вы правильно оцениваете ситуацию. Пусть омоет вода благословенная вас.
4. Чудесное вещество – вода! Особенно когда вы думаете о Божьем, над вами она становится священной, в самом прямом смысле, она меняется. Пока вы воспеваете Славу Божью красивыми стихами своими, мыслями красивыми, вы освящаете влагу, падающую на вас.
5. И получается у вас чудесное таинство единения с Природой, когда благословение омывает ваше тело. Это очень хорошее таинство. Любите дождь, но при этом думайте о хорошем. Тогда дождь живительный.
6. Ну что ж, будете что-то спрашивать? Если есть желание, спросите».
7. «Правильно ли мужу прибить вешалки на веранде (она после ремонта), если он видит это очень нужным для дома, несмотря всё-таки на то, что жена против? Она аргументирует тем, что на лето можно обойтись пока там без вешалок и что с ними будет некрасиво».
8. «Сам вопрос неправильный вообще по существу. Он не должен возникать, когда вы (каждый) всё правильно делаете.
9. Вот заметьте, вы всё время тяготеете спросить что-то, что должно быть поучительным для другого, чтобы несмотря на то, что он говорит, всё-таки сделать по-своему вам. И вы спрашиваете: а можно ли так сделать? Во множестве эти вопросы основаны на неверном понимании гармонии.
10. Смиренность и покладистость человека характеризуется тем, что он может согласиться с тем, что говорит другой. Но не в том, чтобы изменить каким-то своим духовным познаниям, пониманиям, вере своей внутренней, а согласиться с чем-то внешним, суетным, что может быть сегодня так, завтра может быть по-другому. Это может меняться бесконечно. И здесь упираться, пробовать отстоять своё… Вы сами подумайте: насколько это интересно может быть вашей душе?
11. Поэтому в данном случае можно было бы сказать: конечно, если видит мужчина, хозяин в доме, уместность какого-то действия, он может допустить это сделать. Но с другой стороны, а стоит ли настолько упираться, чтобы что-то доказать ближнему, жене своей что-то другое, чем она сейчас не обладает, но что видит мужчина?
12. Если женщина настаивает на том, чтоб ты не прибивал вешалку, ну и ладно. Ну, брось плащ на пол, если некуда повесить… Ну некуда если! Но не торопитесь находить то, что такими вопросами вы часто ищете. Не нужен этот ответ вам. Спокойней, покладистей будьте, умейте ближнему уступить, дать первому шагнуть, если он так рвётся, – ну, пусть шагнёт».
13. «Учитель, можно ли мужчине взять в свой дом свою первую жену (она живёт сейчас в дальней деревне, у неё ребёнок двух лет) в следующей ситуации? У мужчины сейчас другая семья, жена. Перед тем как составить семью с этой женщиной, он оговорил с ней такой момент, что если прежняя жена захочет когда-либо вернуться в этот дом, то у новой жены должна быть готовность взять её в ту семью, которая уже будет. Женщина выразила такую готовность.
14. Перед переездом на новое место жительства новая супруга предложила прежней жене поехать вместе с нами и сразу жить в одном доме, но я остановил это действие и сказал, что это нужно согласовать с Учителем и с горсоветом.
15. Прошло время, мы устроились жить на новом месте, и я жене проговариваю: «Ну, как мы теперь посмотрим на это дело?» Она говорит: «Ты знаешь, я не хочу, не готова, не могу». А я говорю: «Почему? Какие причины? В общем-то, это было согласовано». Она отвечает так: “Чем дальше время идёт, тем страшнее эти отношения. Да и у нас дом маленький, мало места. Построй другой дом, в котором могла бы жить прежняя жена с ребёнком”».
16. «Вы упустили момент вначале, тут не надо было согласовывать. Если у вас собственное желание совместное есть, единое желание – позвать этого человека, надо было сделать. Потом вы упустили момент, и стали развиваться, естественно, события, которые начали затруднять принятие решения, которое раньше могло бы быть принято и было бы наиболее удачным».
17. «Но у меня на тот момент было понимание, что это не согласовано с Учителем…»
18. «В данном случае это не требуется».
19. «И потом жена ещё добавила, что если бы она была молодая, с неотягощённым жизненным опытом, то тогда было бы легче выстраивать отношения».
20. «Нет, нет. Это уже эгоизм начал искать пути отхода, выгоду».
21. «Можно ли в данном случае мужчине не обратить внимания на мнение жены и самостоятельно сделать такое действие?»
22. «Если она уже не готова, выражает эту неготовность, нежелательно здесь надавливать, потому что можно потерять тогда и её тоже. Она может не выдержать.
23. Нужна её готовность, иначе потом, в случае какого-то неудобства, или неудовольствия, или даже падения с её стороны, если она не выдержит этой ноши, где-то споткнётся, упадёт, у неё начнёт возникать эгоистическое толкование событий, что это ей навязано тобой (ведь она же не сама, это ты навязал непосильное).
24. И человек начинает неверно дальше углубляться в неточную оценку ситуации и, конечно, ещё больше падать неизбежно. И вот тут лучше ношу ответственности на кого-то не возлагать, если тот человек не проявляет эту готовность».
25. «То есть тогда мужчине просто остаётся как-то разделиться на два дома и по возможности помогать и там, и здесь? Просто устраивать это каким-то образом уже, да?»
28. «Можно поэтический образ, потому что по нему у меня вопрос? «Дуешь в волосы собственного ребёнка, помогаешь высвободиться пчеле из варенья, смотришь на воду, как бегут речные пароходы… Каким предательством ты купил всё это?» – вот этот стихотворный образ меня по жизни как-то вёл, чтобы я занималась не просто бытом, не просто чем-то для выживания, а творчеством, что-то делала хорошее, большое.
29. Я вернулась из Москвы и занялась огородом. Но чем больше я им занималась, тем больше хотелось сделать лучше, я увлеклась этим, и мне стало даже хорошо. А потом мне вспомнился этот стих, который у меня всегда был по жизни. И я хотела бы знать: он истинен? Когда мы сюда только приехали, Ты говорил: «Вы не умеете жить». Я подумала, что моё неумение жить – это суета и вечное стремление к чему-то и нужно научиться жить спокойно, так, как в этом стихе. Так вот, правильно жить – это жить вот так?»
31. «Вот такой простой образ – когда ты делаешь то, что тебе хочется и сколько хочется. Допустим, нравится мне заниматься огородом – и я занимаюсь. Если я захотела сделать фильм – и ладно. Вот сейчас я хочу заниматься огородом».
32. «То есть правильно ли жить и делать всё, что хочешь и сколько хочешь?»
35. «Неправильно… Значит, я всё-таки ставлю какую-то цель, если считаю её важной?»
36. «Правильно жить – исполнять Истину. Столько, сколько хватает сил. Постоянно».
37. «Исполнение Истины – это душевный покой?»
38. «Как правило, исполнение Истины – это далеко не то, что хочешь. Это очень часто связано с тем, что очень не хочешь, а надо делать».
39. «Ты знаешь, у меня как-то жизнь складывается так, что, я что ни делаю, мне всё хочется. Как увлекусь, так и хочется. Я же могу либо этим делом заниматься, либо другим».
40. «Так вот ты уже много лет здесь находишься, и тебе даются истины, чтобы разобраться, что уместно делать, а что нет смысла, недопустимо для верующего. Вот ты из этого и выбираешь правильное уже».
41. «Уместно заниматься огородом и уместно заниматься музыкальным творчеством, уместно делать фильм – всё уместно».
42. «Тань, нередко на Мои подсказки ты плакала, потому что было сложно осознать».
43. «Да, а сейчас не сложно. А что делать?»
44. «То есть теперь уже стало всё нравиться?»
46. «До сих пор тебе много чего не нравилось из того, что надо было действительно делать. А сейчас всё стало нравиться… Ну, если тебе нравится всё правильное, Я рад. Но теперь разберись тогда сама внимательно, и если в чём-то засомневаешься, у Меня переспросишь: «Я хочу вот это сделать. А допустимо ли? Нормально ли вообще мне как женщине? Не будет ли какой-то накладки?» Ты уже задаёшь более точный вопрос.
47. Но сейчас ты очень обобщённо спросила: «Можно ли делать мне всё, что я хочу делать?» Так не пойдёт.
48. Перед тобой тысячи дел, которые уже явно видны. И осмысливая каждое из дел, ты должна посмотреть, что тебе уместно делать сегодня, что тебе видится важным делать сегодня, что соответствует тому, к чему тебя призвали здесь. Ты должна это осмыслить, посмотреть на посильность, организовать себя.
49. И если ты в каком-то конкретном действии засомневаешься… вроде бы это будет хорошим действием, добрым, в помощь ближним, но сомневается что-то в тебе по поводу какого-то отдельного момента в этом общем действии, и ты хочешь переспросить, уместно ли в данном случае вот этот шаг сделать, но ты назовёшь его конкретно, ты назовёшь его точно, – вот тогда мы можем поговорить: уместность – неуместность, правильность – неправильность, соответствие истинности – нет. Но тебе как раз нужно прийти к этому вопросу…»
50. «Учитель, я могу попросить Тебя о расширении моих психофизических возможностей, чтобы я дольше могла находиться в молитвенном состоянии и согревать ближних своих?»
51. «Нет, нельзя попросить. Потому что это будет несерьёзно. Тебе расширить, а другим что? Они будут с узкими ходить возможностями? Тогда всем надо расширить. А потом скажут: «А чего у него больше, а у меня меньше? Мне чуть-чуть ещё можно подрасширить, а то как-то маловато!» – улыбался Учитель под смех слушающих. – И будем расширять возможности… Потом такие «широкие» вы будете ходить!..
52. Нет. Эту широту свою вы уж сами разовьёте. Я покажу Путь, Я расскажу как, но сделать вы должны сами. А вот делая, вы и расширите свои возможности. Иначе как это будет так? Несерьёзно».
53. «То есть через свою работу…»
54. «Через свои действия вы формируете себя. Всё, что предпринимаете в своей жизни… от этого начинает развиваться ваше естество. Формируется, видоизменяется, структурируется… как угодно, можете сейчас много терминов сюда вложить. Но происходит видоизменение вашего естества именно от ваших действий.
55. Никто не может вас поменять, если вы не будете прилагать нужных усилий. Нельзя вас поменять! Вас можно чуть-чуть подтолкнуть, это возможно, чуть-чуть что-то облегчить – возможно, но изменить вас нельзя, пока вы сами не сделаете нужных усилий. Поэтому будьте внимательны».
56. «А подтолкнуть тоже не можешь?»
57. «Вот те раз! – проговорил Учитель под смех слушающих. – А ты идёшь благодаря чему всё ещё?»
58. «Благодаря тому, что Ты меня подталкиваешь, я и иду».
59. «Только на подталкиваниях и идёшь. А хочешь, чтоб ещё подтолкнул, да?
60. Вот как перестраиваетесь вы интересно! Когда постоянно толкаешь, кажется уже естественной для вас эта форма жития, когда постоянно вас подталкивают. Уже чего-то новенького надо – ещё раз подтолкнуть, но как-то поособенней, как ещё не подталкивали, приедается как-то…»
62. «У меня конкретный вопрос. Скажи, пожалуйста, пойдёт ли мне на пользу, если я буду тратить один вечер в неделю на работу секретарём и записывать всё, что говорится на мужском собрании? Выдвинули мою кандидатуру, и я думаю, надо мне это или нет».
63. «Не знаю. Смотря как ты будешь делать. Ты можешь быть секретарём, записывать и ругаться сидеть, ворчать: «Ну надо же! Болтают всякую ерунду, а тут записывать надо». Так не пойдёт на пользу».
65. «Да подумай, Тань, это уж слишком детский вопрос.
66. Я же уже много раз говорил: неважно, куда вы пойдёте, важно, как вы пойдёте. Ведь каждым шагом вы формируете себя. От того, как вы идёте, как вы делаете что-то, вы и формируетесь. Не какое название у дела, которое вы делаете, играет роль, а как вы это дело делаете.
67. Ты говоришь о чём-то, что может быть важным в вашей жизни, полезным, в помощь вам. То есть видится на данный момент необходимость записать какие-то высказывания, чтоб потом осмыслить как-то, – это может быть полезным.
68. Но заниматься этим делом не значит однозначно делать пользу. Всё будет зависеть от того, как ты это будешь делать. Вот поэтому Я и сказал: если ты будешь сидеть всё это записывать, и вроде бы запишешь всё дословно, но если ты при этом будешь сидеть ворчать, ругаться, думать что-то нехорошее, – конечно, для тебя это никакой помощью не будет, пользы не будет, это будет вред для тебя.
69. Если у тебя будет хорошее настроение, конечно, тогда это будет полезно. Если ты увидишь что-то задевающее тебя и ты при этом будешь перестраивать своё к этому отношение и думать хорошее там, где тебя подмывает высказать что-то язвительное, тогда ты побеждаешь, для тебя это очень полезно.
70. Учитесь идти, не смущайтесь делать что-то, если на данный момент пока не видите точного понимания, насколько это правильно или неправильно. Видите, что хочется сделать и что как будто бы правильно, но точно не знаете – и нестрашно, что вы пойдёте и сделаете это.
71. Если в данный момент у вас нет возможности это точно переспросить, узнать точность происходящего, нестрашно, что вы ошибётесь. Это нормальная ваша ошибка, это творческая ошибка, которая призвана принести познание. Не надо бояться её делать. Идёшь делаешь… В зависимости от развития дальше событий сделаешь выводы, переосмыслишь что-то, станешь только мудрее».
72. «Учитель, такая ситуация: любимый человек попросил оказать ему помощь в исполнении Божественного, а хозяин дома, в котором я живу, сказал идти собирать клубнику…»
73. «Точнее говори. А то вы под «Божественное» мно-о-гое можете подставить.
74. Ты пробуешь прорисовать две чаши весов… И чтобы дать тебе подсказку, ты должна точно эти две чаши обрисовать, их нельзя завуалировать образами. А то ты как будто бы спрашиваешь: что лучше – Божественное или земное? Но так будет неверно спросить.
75. В земном много чего Божественного, так как Божественное проявляется в земном, как правило, в вашей жизни».
76. «В очень короткие сроки нужно было исполнить изделие для священных таинств».
77. «Прежде, конечно, надо сделать там, где ты живёшь, выполнить просьбу. И любимый должен это понимать; хорошо бы, конечно, чтоб он понимал это».
78. «Значит, мой выбор был сделан неправильно?»
79. «Неправильно, если пошла за просьбой любимого».
80. «Учитель, была такая информация, что для людей, которые уже как бы по инерции принимают твёрдую пищу и даже жидкую, имеется подсказка, которую можно дать, чтобы вообще обходиться без твёрдой пищи и жидкой даже».
81. «И вопрос какой? Как дать подсказку, чтоб ничего не ели?»
82. «Нет. У Тебя где-то в Последнем Завете была такая подсказка, что если мы уже по инерции будем кушать, то Ты нам что-то скажешь и это поможет…»
83. «То есть не пора ли уже, да?»
85. «Инерция затянулась?» – улыбнулся Учитель.
86. «Да. Вот такой вопрос, если можно».
87. «Нет, пока ещё кушайте, не пугайтесь».
88. «Спасибо большое! Ты очень добр к нам».
89. «Дал покушать, да, возможность? – Учитель улыбался вместе со слушающими. –Вы будьте осторожны. В питании у вас много интересных таинств происходит, и от питания многое зависит, от того, как ваша физиология, психика работает.
90. Вы увлекающиеся люди. А мир новый, развивающийся предлагает так много интересного, блестящего, с разными названиями, рекламой… И вы так, как дети, – оп! – и легко увлекаетесь, а потом надо будет сожалеть.
91. Под ногами у вас всё, что нужно. Не в пакетах, где-то откуда-то привозимых. У вас всё под ногами, и руки ваши могут сделать всё, что нужно. Вот это не забывайте. Многим аукнется позже невнимательность к этим подсказкам однажды.
92. Ну ничего, вы скоро поймёте, насколько вы счастливы, что имеете землю и имеете возможность своими руками всё необходимое вырастить. Уже скоро…»