Слово Виссариона

Послесловие

100. Для исполнения предначертанного, Волею Божией, вы наделены безграничными творческими способностями.

101. Оставалось лишь поверить до конца Отцу Небесному — Богу живому — и сотворить шаги твердые, не испугавшись решительности своей, творя искренне, от полноты сердца своего.

102. Но человек испугался свободы своей. Недоверие Богу ледяным шипом пронзило сердце его.

103. Заметался человек, покрытый страхом липким. Убоялся нести ответственность на плечах за собственный выбор шагов своих.

104. Страх повлек искать избранного. И вот перста великого множества указали в сторону мужей достойных, взявшихся за водительство.

105. Радость безудержная овладела избиравшими, ибо думали, что ответственность сложили с себя на плечи жертвы избранной.

106. И путалась жертва в покровах особой значимости своей,

107. Ибо была человеком она. А значит, ошибка стеречь его будет вечно.

108. И пусть даже муж праведный сотворит тысячу шагов подряд безукоризненных, на следующем шагу ошибка его будет естественна.

109. Ибо, воистину, лишь Отец Небесный ошибок не ведает.

110. И когда великое множество во всем положится на брата своего избранного, на тысячу первом шагу его все обретут лишь одно — дно ущелья сумрачного. О, слепые вожди слепых!

111. Не этого ожидает от вас Отец вселюбящий.

112. Но страх все более вгонял в песок шесты канонов несдвигаемых,

113. И хватался за них человек время долгое, убоявшись творить шаги неведомые.

114. Словно осел, ходит он по кругу на привязи, и сколько б ни шел — с места не стронется. Не этого ожидает от вас Отец Небесный,

115. Но свободных и смелых шагов ваших искренних.

116. Дабы не сотворяли вы в себе мехи ветхие, ибо не будет влито туда вино молодое, силу коего не способно удержать ветхое;

117. Дабы не путались и не впадали в сумятицу от мудрствований о вечном собратьев своих,

118. Ибо мудрость не передается посредством слов складных, но обретается шагами собственными.

119. Истинно говорю вам: все разделения меж вами на всей Земле-Матушке происходят исключительно от ваших рассуждений о жизни и об Истинах вечных.

120. Многие мужи умные брались за труд сей, толкуя Слово Учителя своего.

121. Но какова цена суждениям о том, чего вы не ведаете и к вершинам коего еще подняться должно?

122. И ложились мудрствования сии словами, писанными в книги великие, отягощая страницы их. И с каждой страницей новой все более разделялись сердца человеческие.

123. Возьмите на обозрение великие верования, взращенные на Земле-Матери, — и увидите разделения внутренние на ветви многие.

124. Не сумел избежать западни сей весь род человеческий. И говорения страстные о вере все продолжаются, но какова цена сему?

125. Ранее говорил вам притчу о том, что если дом разделился сам в себе — он рушится незамедлительно.

126. Ежели царство разделилось само в себе — не устоять ему долго.

127. А ныне спрашиваю вас: какова же цена вере, если она в себе самой возымела разделения многие?

128. И воистину говорю вам: цена сему — горе! Кое неумолимо ожидает слепцов блуждающих.

129. О, сколь страстно молился о вас ранее, обращаясь к Отцу своему со словами: “Отче, да будут чада Твои едины, как едины мы с Тобой!” Но глухим осталось впоследствии сердце человека мудрствующего. О, как велико невежество!

130. Помните навеки! Любое ваше соприкосновение с Истиной порождает в вас только своеобразное понимание Ее.

131. Вы никогда не станете самою Истиной, что позволило бы вам познать Ее во всей полноте, но вы вечно будете познавать просторы Ее, стараясь наиболее полно соответствовать тому, что Она вновь и вновь будет освещать вам.

132. Посему любой ваш спор или попытка словесно что-либо утверждать либо убеждать кого-либо из собратьев своих, касаясь пусть даже элементарного понятия Истины, покажет только ваше невежество, коим во слепости своей вы умаляете Славу Отца своего Небесного.

133. Так будьте же мудрыми и познайте таинство сие. Дабы не словами громкими вы утверждали истинность понимания своего, ибо только в болтовне о Вечном сердца ваши разноязыкими становятся,

134. Но делом рук своих показали веру свою.

135. Истинно говорю: вера без дел мертва.

136. И един Закон сей для всего рода человеческого, и един Путь исполнения его.

137. Посему, поверив самоотверженно Отцу своему Небесному, Богу живому и единственному, Господу всеславному, стремитесь чрез руки свои отдавать сердце свое окружающим, не требуя взамен ничего.

138. Помните! О жизни много говорит только тот, кто жить не умеет.

139. Ну а тот, кто жить научился, о жизни уже не говорит. Он живет,

140. Устремляясь быть подобием Отцу своему, Суть Коего — Творец великий,

141. Познавая суть слова созидающего, а не суть слова звучащего.

142. Ибо, воистину, до сего времени на гербе рода человеков можно было изображать только одно — язык длинный.

143. Время же новое знаменуется и гербом новым, где будет изображена рука мастера.

144. Ну а любые проявления человека на путях исканий философских призваны были подвести продвинувшихся только лишь к осознанию того, что они ничего не знают.

145. Умело рассуждать о том, что тебе не ведомо, — вовсе не есть признак мудрости, но признак несчастья того, кто так и не познал чудесных свойств труда рук своих созидающих.

146. Ибо лишь сотворяя все большее, обретаешь мудрость от познания шагов своих собственных.

147. И ежели коснулся ты вершины предстоящей и познал мудрость о ней, то не говори о мудрости той тому, кому еще предстоит взойти к вершине сей самостоятельно.

148. Слова твои будут бесполезны, ибо бессмысленно конечным описывать вечное и бессмысленно рассказывать о красоте цвета лишенному зрения.

149. Но, вступив на вершину в подножии твоем, брат твой сам обретет таинство подобное и сам узрит красоту неописуемую. Слова твои по-прежнему останутся бесполезными.

150. Помните! Мудрый никогда не стремится задавать вопросы, ибо в мудрости своей понимает, что лишь в непрерывном движении к Свету осознание должного всегда приходит естественно.

151. Посему и Писание Священное остается Книгой живой до тех пор, пока каждый из вас сохраняет возможность самостоятельно и искренне постигать запечатленное в ней.

152. Где при каждом новом чтении Писания сего вам будет вновь и вновь открываться то, до чего вы созрели и чего ранее не могли узреть.

153. Радость от сего вашего собственного познания будет всегда сопутствовать вам.

154. Но если Писание подвергнуть толкованиям догматическим, то горя семена обретут почву благодатную.

155. Ибо уже не Книгою живою будет Писание то, но учебником наук точных, и говорить о нем возьмет на себя смелость каждый, кто хоть как-то изучил толкования те.

156. Непонимание глубин Слова истинного станет несдвигаемым.

157. О, как велико несчастье слепцов, утверждающих только лишь за собой умение сотворять толкования истинные!

158. И как велика радость о тех, кто в движении к Свету стремится прежде всего исполнить предначертанное Отцом Небесным, что заключено в стремлении быть подобными Ему.

159. А означает сие простую истину — быть творцами любви, красоты и света, насколько позволяют силы собственные.

160. Ибо Отец великий, Бог живый, не чрез слова многие да громкие окутывает вас любовию безмерной, но действием постоянным, ни на миг не прерывающимся.

161. Посему и вам предначертано чрез труды нескончаемые рук своих созидать благостное от сердца своего миру окружающему.

162. И не повторенным должно быть деяние то при каждом новом исполнении, но все более благостным.

163. Истинно говорю: только чрез руки ваши житие ваше расцветает, а чрез уста может лишь украшаться.

164. Так откройте же сердце и помыслы свои навстречу предначертанному, где мужчина лишь тогда обретает в полной мере особенность свою, когда наряду с естественным духовным становлением, веруя Отцу своему Небесному, руками своими он обретает мастерство созидающее;

165. Но не мастерство владения в искусственном, порожденном болезнью ложно развивающегося общества, а мастерством в сотворении истинно благостного, что помогает ближним гармонично жить с окружающим миром, исполняясь теплом светлым от соприкосновения с сотворенным.

166. Суть таинства сего чудесного всегда сокрыта во сути ремесел и искусств, воспевающих славу Красы великой.

167. И каждое творение сие должно быть произведением удивительным и неповторимым, непосредственно отданным тому, кто имеет в нем нужду крайнюю.

168. И каждое творение сие должно служить только делу праведному, но никогда не несению горечи.

169. Ибо хотя и многое, внешне удивительное, сотворяли руки человеческие на Земле-Матушке, но несло оно в себе таинство горькое. Противному законам Божиим служило то.

170. Помните, что ежели в обществе возникла потребность иметь музеи и хранилища, накапливающие произведения удивительные красы неописуемой, то сие есть признак несчастья общества того.

171. Это истину простую показывает о том, сколь мало количество рук созидающих и сколь велико количество жаждущих торговать тем.

172. Ибо не редким явлением должно быть произведение чудное, но постоянно встречающимся в обиходе вашем.

173. Дабы не только могли взирать чрез стекло ограждающее на творение сие, но ежели ему надлежит служить в чем-либо, так да будет исполнять миссию свою!

174. Ну а если однажды состарится иль надломится, то новое, еще более прекрасное, естественно встанет на место то.

175. И помните, что предначертанное — это когда из рук своих вы отдаете законченное руками своими непосредственно в руки нуждающегося, но никогда не в иные руки. Нужду определяйте сердцем своим.

176. И ежели желаете обресть что-либо, то обретайте только из рук сотворившего, но никогда не с иных рук.

177. И, конечно же, помни, что ежели кузнецом назвал себя, то подковать блоху да будет делом обычным для рук твоих!

178. Так постигайте же труд предначертанный, познавая веру священную Отцу великому в стремлении сотворять заповеданное Им,

179. Где помимо сотворений мастерских в житии меж собой вы часто сталкиваетесь с потребностью оказывать помощь многим и во многом, попадая нередко в сумятицу по поводу жажды своей помочь большему, не ведая конкретных возможностей.

180. Истинно говорю вам: устремляясь сотворять большое, прежде посмотрите, достойно ли сотворено малое, кое постоянно проявляется пред вашими руками и стопами,

181. Ибо неверный в малом и во многом неверен.

182. Посему, чтобы оказать необходимую помощь окружающим и окружающему миру, не должно впадать в суету и обеспокоенность в отношении поиска чего-то конкретного, но неведомого, а достойно устремиться к Свету, каждым шагом своим пытаясь исполнить Истину Божию так, как в данное мгновение ты способен;

183. Каждым глотком пытаясь пить Истину сию так, как в данное мгновение ты способен;

184. Каждым вздохом пытаясь впитать Ее так, как в данное мгновение ты способен.

185. Истинно говорю: когда вы проявили житие свое во плоти сей, то, благодаря единому и цельному закону Вселенной, вы стали клеточками единого тела Ее.

186. Тем более, на Лоне Земли-Матушки, вы возымели меж собой еще более могучую взаимосвязь, ибо рождены от единого Отца своего Небесного, Бога живого, Бога всеславного и вселюбящего.

187. Посему не только Дух Жизни сплетает вас единою нитью, но и Дух Святый сплетает суть вашу.

188. А значит, на Лоне Земли-Матушки каждый из вас есть клеточка единого и цельного прекрасного тела, имя коему — род человеческий.

189. Воззрите на клеточку тела своего: нужно ли ей беспокоиться о необходимости ведро воды поднять, или возвести стены под кров защищающий, или же поле земли обработать?

190. Каждой клеточке должно заботиться лишь о достойном исполнении истины, определенной для нее.

191. Ну а здоровое тело исполнит все, что ему предначертано.

192. Каждый из вас, порою смиренно исполняя незаметный труд от полноты сердца своего, оказывает великую помощь всему человечеству и благо всему Мирозданию. И сие — Истина!

193. Это показывает вам, как велика ответственность, возлежащая на плечах ваших.

194. Истинно говорю: сие осознать отныне надлежит каждому из вас в полной мере.

195. Дабы не прикрывались вы иллюзиями своей безвредности, пребывая в ложном спокойствии.

196. Нельзя сдвинуть щепу от древа, небрежно положенную наземь однажды проходящим путником, так, чтобы не поколебать просторы Вселенной.

197. Ибо все в Мироздании имеет постоянную взаимосвязь между собой, и невозможно тронуть что-либо одно, не обеспокоив пребывающее рядом, кое, в свою очередь, обеспокоит следующее, и так — до края Вселенной.

198. Посему каждый ваш шаг, каждый ваш жест, каждое ваше слово и взгляд, каждое дыхание вашего сердца и даже каждая ваша мысль постоянно влияют на окружающее бытие.

199. И не сможете уйти от взаимосвязи сей, куда бы вы ни направили стопы свои.