Повествование от Вадима

Часть 23

Глава 15

Tринадцатое октября. Встреча с Учителем в долине слияния.

2. «Правильно ли Семья большинством голосов оценила как допустимую следующую фразу: «На собрании идут постоянные поиски негативного», если сказавший её имел в виду разбор грубых нарушений и не сказал, в каких конкретных словах увидел негатив?»

3. «Это недопустимое выражение. Оно связано больше с осуждением. Конструктивным является только такое предложение, когда из сказанного понятно, о чём конкретно идёт речь, о каком вероятном неправильном действии, но конкретном действии.

4. А когда говорится на собрании «всегда», это подразумевает, если уж буквально к этому подходить, что, что бы вы ни делали, получается, все исключительно действия ваши носили негативный характер и ни одного положительного действия не произошло. Так вряд ли у вас это происходит. Поэтому это больше относится, получается, к осуждению. Неправильно выстроена фраза».

5. «Является ли уважительной причиной того, что брат не пришёл на обязательное собрание, то, что он копал картошку, имея слабое здоровье, и торопился выкопать до наступления дождей?»

6. «Нет, причиной не является. Во-первых, если человек не попадает куда-то, что является обязательным в Семье, Семью уже надо изначально предупредить, что ему это будет сделать трудно в связи с тем-то и тем-то.

7. И если в данном случае упомянута возможность выкопать картошку, которую желательно действительно успеть выкопать до какого-то момента, потому что это связано с вашими главными программами по самообеспечению, то тогда тут требовалось просто вмешательство Семьи. Заранее это оговаривается, Семья находит силы и помогает человеку выкопать эту картошку в нужный срок, чтобы она не пропала. И всё, и проблема решается».

8. «Правильно ли, после того как единая Семья большинством голосов не увидела искренности покаяния брата, повторно, по его просьбе, разрешить ему покаяться и повторно проголосовать за искренность покаяния?»

9. «Не совсем понятно про повторность. То есть тут ситуация не совсем конкретная. Получилось, что он сказал: «Простите меня, я больше так не буду», все проголосовали: «Нет, неискренно», он говорит: «Тогда позвольте мне ещё разочек» – «Давай ещё разок». И он попробовал всплакнуть: “А вот так вот получилось?”».

10. «Приблизительно так».

11. «То есть что-то в этом роде? Тут же повторное покаяние? Или прошли годы, он попросился, сказал: «Можно я ещё раз приду? Уже многое переосознал и ещё раз попробую покаяться»? Это другая совсем ситуация».

12. «Тут же было покаяние, он встал на колени…»

13. «Повторно?»

14. «Да».

15. «Это уже неправильно было. Если тут же, спустя минуты, попытка повторить покаяние, это неверно. Какая-то игра будет.

16. Если покаяние искреннее, то его не сделать неискренним по какой-то оплошности случайной, чтобы потом переиграть и уже показать по-нормальному своё истинное покаяние. Если оно есть, оно есть. Иначе это подразумевает какую-то игру странную психологическую.

17. Либо какие-то детали были сейчас упущены, которые были ключевыми в этом случае для данного вопроса. Но из того, что было сказано, это выглядит несуразно».

18. «Правильно ли было мне, как ответственному за информацию, случайно услышав точную информацию о том, что священник с женой  перестали быть природной семьёй, не делать об этом официального объявления в единой Семье? Смущение вызвано тем, что есть мнение, что я, не дав точную информацию, способствую распространению слухов».

19. «Официальную информацию должен давать человек, который наделён для этого определёнными полномочиями. Он уточняет что-то там, откуда нужно вынести информацию, и когда те, кто даёт эту информацию, после согласования видят, что он действительно её правильно усвоил, он может её передать дальше.

20. Не просто – шёл мимо, что-то услышал и решил об этом сообщить. Тогда вполне может возникнуть большая неточность, которая в силу естественных психологических особенностей человека быстро передаётся от одного к другому, очень быстро искажаясь до неузнаваемости. Можно, конечно, так друг друга путать очень серьёзно.

21. Но если кто-то собирается что-то обозначить и как бы условно официально о чём-то сказать, какой-то факт запечатлеть, то желательно, чтобы этот человек ответственно к этому отнёсся и максимально уточнил эту тему, предупредил, что он хотел бы это сказать после того, когда выяснение будет предельно ясным, предельно точным».

22. «Всё равно не совсем понятно. Я услышал случайно и максимально уточнил, задал вопросы, мне подробно ответили. У меня не было понимания, что это нужно обязательно всем рассказывать, ведь мне не было сказано: «Иди и расскажи». То есть я это сделал, понимая, что ситуация может быть острой, и хотел, если уж спросят, дать точную информацию. А мне говорят: «Почему ты официально не объявил?» Вот в этой ситуации мне надо было прийти и сказать: «Ребята, есть такая информация»? Меня не просили её распространять и не просили её скрывать».

23. «Как угодно. Почему не сказал? Потому что не знал, можно ли, надо или не надо, вот и не сказал. Это не относится к ситуации, где обязательно кто-то что-то должен сделать (особенно тот, кто шёл мимо и что-то услышал). Это не относится к такой информации.

24. Если человек для себя уточнил, он для себя и уточнил. И если возникнет ситуация, он расскажет то, что для себя уже уточнил, другим, кто проявит заинтересованность какую-то. Такое тоже возможно.

25. Но лучше те вопросы, которые у вас могут быть резонансными, специально предельно точно фиксировать (данные об этой ситуации) и донести всем своим братьям, рассказать, чтобы исключить ложные домыслы и толкования.

26. Это лучше сделать. Но тут уже надо прилагать специально для этого усилия. Не случайные усилия, когда кто-то мимо шёл (это уже случайные), а специально предпринятые усилия возможны здесь».

27. «Вопрос старшей по женскому труду. Допустимо ли было мне не отпустить сестру с прополки семейной картошки, так как женщин было мало? Планировалась работа на час. Сестра проговорила по телефону, что у неё нет психических сил, надо убирать свой овёс и завтра надо выйти на государственную работу в колхоз».

28. «Не понял ничего. Не пойму, какой смысл духовный это несёт. Какая-то рациональность рассматривается про картошку, про колхоз…

29. То, что ты говоришь, к духовности не имеет как будто бы никакого отношения. То есть проблему духовного характера Я не могу увидеть из того, что ты говоришь».

30. «Мне кажется, проблема в том, что мне сестра позвонила и начала перечислять причины, почему она не может выйти на субботник по прополке картошки…»

31. «Видишь, ты сейчас уже начала упоминать одно ключевое слово – «субботник». Наконец-то. А так… идёт перечень проблем каких-то, которые к духовности на самом деле не имеют отношения.

32. Но если ты затрагиваешь то, что связано с Семьёй (у вас есть субботник, где вы договорились все выйти, и кто-то отказывается выйти в связи с какой-то причиной, и вы усомнились, является ли эта причина той, которая может воспрепятствовать выходу человека на субботник), – вот это уже немножко другой вопрос, уже тут духовность начинает присутствовать. Потому что идёт выбор человека – быть со всеми или всё-таки остаться одному и сделать какие-то дела.

33. Но это будет аналогично тому, что до этого Я уже отвечал. Во-первых, заранее вы всегда знаете, что завтра или через день будет совместное какое-то действие. Если человек видит, что на данный момент у него складываются так обстоятельства, что он не сможет выйти туда, он заранее это оговаривает.

34. Не в момент субботника ставит в известность, а заранее должен оговорить, что есть вероятность, что он не сможет выйти в связи с тем-то или тем-то, что ему трудно будет, вот тут будет что-то не сделано, оно может пропасть, и попросить совета у ближних, как быть.

35. И тогда Семья говорит: «Хорошо, действительно мы тут помочь тебе не сможем, а это надо сделать. Тогда мы согласны, что ты останешься и сделаешь эти дела». Либо говорят: «Хорошо, два-три человека там ещё у нас есть, могут поучаствовать в помощи тебе. Делаем тебе эту помощь – и ты спокойно уже, с чистой совестью можешь выйти на совместный труд, на субботник».

36. То есть вы решаете это творчески тогда. Но это заранее оговаривается. Если что-то подобное будет говориться в тот день, на который было назначено совместное действие какое-то, то это всё не имеет интересной какой-то причины. Она не веская.

37. Веская причина – сломал ногу, заболел так, что встать с постели не смог. Это может неожиданно произойти, и конечно человек может не прийти на собрание. Он заранее это не планировал. Ни ломать ногу, ни болеть не планировал. Но случилось так, что проснулся и встать не смог: голова болит и всё болит очень сильно. Это другое дело, это веская причина.

38. А если в момент выхода человек говорит, что у него не выкопано что-то, вот тут не сделано, тут что-то не прибрано, это уже не относится к веской причине. Даже если это действительно играет какую-то важную роль, вот эта вся работа домашняя, то именно потому, что в день субботника это оговаривается, это уже не является веской причиной. Это надо было оговорить раньше и к какому-то решению прийти вместе с Семьёй».

39. «А психические силы играют здесь роль или нет? Человек говорит, что у него психических сил нет, только свой овёс может убирать, а выйти на субботник не может…»

40. «Для верующего – не играет. Для всех остальных – играет. Верующий – это тот, кто все силы прикладывает к преодолению самого себя. Все силы. А здесь не все силы прикладываются. Если человек всё-таки ещё может что-то делать, у него есть силы.

41. Что такое – «нет психических сил»? На что конкретно нет? Общаться с людьми? Надо вычленить теперь дальше деталь, почему на одну работу есть силы, а на другую нет  (и именно связывается это с психологической стороной).

42. Что именно? Контакт с людьми неприятен, сложен? Не можешь выйти, потому что тебя будут доставать какими-то сложными вопросами и ты не выдержишь просто, и распереживаешься, и поработать не сможешь, и вообще силы потеряешь? То есть что за проблема? Не хватает сил на что конкретно? Вот тут уже и надо смотреть характерную ошибку, которую может допустить человек.

43. Но для верующего это не должно быть проблемой. Он постоянно стремится совершенствовать себя. Значит, он участвует во всём, где хоть какие-то возможности у него есть поучаствовать, чтобы быть с ближними, лучше видеть происходящее вокруг, лучше понимать, что внутри нужно поменять.

44. Чем активней вы контактируете друг с другом, тем шире и глубже вы начинаете понимать все свои особенности, которыми вы наделены на сегодняшний день.

45. А чем лучше видите свои особенности, тем легче решать какие-то проблемы, которые с вами связаны. То есть у вас больше возможности переосмыслить что-то в себе.

46. Так что просто так отговориться, что нет психических сил, – этого недостаточно. Хорошо было бы поглубже посмотреть, что же на самом деле не так. Тут допускается какая-то серьёзная ошибка в этом случае.

47. Некоторые из вас, бывает (так Мне удаётся услышать), выходят из Семьи, устают от исполнения законов, требований, которые внутри Семьи происходят, как бы продолжая себя считать ещё идущими по пути Истины. Но это не так.

48. Если вы устаёте от правил каких-то, которые существуют внутри Семьи, надо срочно искать в себе проблему, которая вынуждает вас уставать от этого. У вас есть неправильное отношение. Это яркий признак.

49. У вас у самих есть излишние требования какие-то, которым вы позволяете в себе проявляться, поэтому это приводит вас к неизбежной усталости. Вы смущаетесь от требований ближних, от каких-то законов, которые от вас что-то требуют, но вы ломаетесь на том, что вы сами склонны требовать. И ваши требования друг к другу стукаются, приводя вас к усталости.

50. А правила Семьи – это, конечно же, в какой-то мере требования. Если устанавливаете какие-то правила, их надо исполнять. То есть это такое условное требование, но это приводит к организованному действию, оно необходимо.

51. Многие из вас чувствуют смущение, когда от вас что-то требуют, когда вас вынуждают делать что-то, чего на сегодня вы бы не хотели. Что-то у вас внутри не хочет, противится – тут закон, вот те раз! надо ещё и исполнять. И включаются какие-то эгоистические глупости, которые начинают приводить к бунту внутри человека. И тогда он начинает дальше уже, поддаваясь этому внутреннему бунту, делать серьёзные ошибки, для верующего недопустимые.

52. Поэтому (опять повторимся) чем активнее вы контактируете друг с другом, тем лучше вы можете увидеть свои недостатки. Особенно внутри Семьи, где вы пробуете организоваться, где появляются старшие, которые по своей «придури» начинают что-то перегибать.

53. Это есть, и немало этого, но это нельзя исключить. Говорят: хочешь узнать человека – дай ему власть. Даже если вы маленькую власть имеете (становитесь старшим в чём-то, и у вас появляется в подчинении кто-то), у вас быстро вскрывается какая-то «придурь», которой навалом внутри, и вы начинаете какой-то гонор нередко выдавать, легко начинаете перегибать там, где вовсе не надо было это делать. Это будет глупо, на самом деле, с разумной точки зрения. Но вас просто порой несёт: вы же старший – и всё.

54. Этого в мелочах очень много происходит. И вот тут надо быть внимательным. Если идёт попытка что-то организовать (а значит, поставите старших, где кто-то будет выставлять своё последнее слово), надо учиться слушаться. Слушаться, ради того чтобы учиться развивать себя.

55. От вас не будут требовать глупостей. Хотя могут что-то и несуразное попросить сделать. Но если это не противоречит законам Истины, делайте с улыбкой. Старший попросил – хорошо, улыбнитесь, найдите мир внутри.

56. Это же уроки, элементарные школьные уроки. И если вы на них претыкаетесь, гордыня вас разносит, – гордыня, значит, ещё пока больше допустимых норм и вы об неё спотыкаетесь, она вас давит, такая «жаба».

57. Так ориентируйтесь, не теряйте время. Контактируя друг с другом, смотрите внимательно на себя. Распирает вас порой несуразно, теряете легко формы изящности, становитесь похожими на жаб, раздутыми».

58. «Так мне, как старшей, не надо было её отпускать, когда я услышала эти причины, или всё-таки отпустить?»

59. «Как сделаешь, так и сделаешь. Но мы говорим о ситуации, которая не должна повториться. Я уже сказал, дал ответ, который в принципе должен исключить такую вероятность в дальнейшем вообще.

60. То есть ты уже, как старшая, не должна вообще с этим дальше сталкиваться. Если верующие слушают то, что говорит Учитель, больше никто в день субботника так не сделает.

61. А скажет если заранее, то уже не старший это решает, а хозсовет может посмотреть, можно ли как-то помочь человеку решить его домашнюю проблему, чтобы он поучаствовал со всеми, ведь он, как верующий, очень хочет быть со всеми в едином труде. Ведь вместе лучше общаться, друг другу помогать. Как верующий, он очень хочет, у него аж всё чешется, он так хочет побыть на субботнике. А если не чешется, задайтесь вопросом: что вы тут делаете? куда вы стремитесь?»

62. «Добрый день. Было ли с моей стороны ошибкой напомнить сестре правило, что нужно остаться на труде и только потом, если с чем-то не согласна, поднять вопрос? Она собралась уйти с субботника на свой огород, не послушав старшую, ссылаясь на психическую усталость».

63. «Это к тому же относится. Что такое психологическая усталость? Это вопрос к верующим. То есть прежде чем бросаться словами «психологическая усталость», хорошо бы посмотреть, а с чем сталкивается человек, что его нагружает так сильно, что он начинает уставать.

64. Ведь это для него работа. Это всё равно что он столкнулся с задачей на уроке математики и она никак не решается, а он: «Я пошёл домой».

65. Представьте школу, вам хорошо известную… Первая задача никак не решается – ученик встал, пошёл домой. Учитель говорит: «Куда же ты пошёл! Ещё надо порешать. Потрудись, давай поищем решение». – «Я уже устал, всё, не могу. Не решается. Пошёл». Как вас учить тогда в этом случае? То есть вы должны учиться, вы должны искать решение.

66. В то же время, добавлю, конечно, может быть такая психологическая усталость, когда человек в конечном итоге подошёл к какой-то внутренней грани, где, если немножко ещё передавить, он просто сорвётся, у него произойдёт какой-то срыв психологический серьёзный. И он никуда не будет годиться. Он и сделать ничего не сможет, и очень сильно расстроится, и расстроит ещё и ближних вдобавок. Конечно, лучше тогда ему уйти и отдохнуть. Такое возможно.

67. Но это задача, которую уже надо смотреть на месте, и смотреть каждому. И тем, кто со стороны наблюдает за ситуацией, и тому, кто является эпицентром этой ситуации, у кого начинает формироваться какой-то срыв.

68. Он уже сам должен задуматься, что же его смущает: почему он устал, если пришёл? с чем связана его усталость? что ему не понравилось? Не понравился тон того, кто распределяет работы, – и он: «Как это так! Как ты разговариваешь со мной!»? Так может взбурлить всё это внутри.

69. Если от этого устал человек, не надо ему уходить. Ему надо себя победить, пойти и сделать. И ещё раз попросить, чтобы старший ему что-нибудь ещё приказал так, и опять попробовать посмотреть внутрь себя, улыбнуться и с лёгкостью на душе пойти и исполнить тот труд, который определил старший.

70. Хотя он рявкнул там, может, брови сдвинул, посмотрел на вас, как на слизняка, – вы улыбнулись, мирно исполнили. И ещё попросите, скажите: «А ещё так, как ты брови делаешь, давай ещё раз. Ещё раз крикни мне что-нибудь такое, чтоб я вздрогнула». И опять улыбнитесь: спасибо, отлично. Пошла, сделала, всё замечательно.

71. Найдите в себе эти решения, не торопитесь избегать урока. Ведь это же урок, вам выдаёт задачу на данный момент какой-то условный учитель. То есть тот, кто оказался рядом, ближний. И он явился в той роли, когда ему что-то вам надо дать, определить вам что-то, направление какого-то движения.

72. То есть он такой микроучитель в данном случае получился. И он задал вам ещё и психологическую какую-то составляющую в этом случае, которая вас как-то напрягает. Так это же урок, вам выдали урок просто. Вы же приехали учиться, вот вам и урок. Куда ж вы побежали? А чего вы тогда приехали? Это всё уроки.

73. Поэтому тут нельзя дать один ответ на этот вопрос. То есть как будто бы и можно отпустить, если действительно там какая-то сложность и человек действительно может сорваться (в этом случае легче, конечно, ему отойти и передохнуть), но, с другой стороны, хорошо бы, чтобы вы сами в этом разбирались, не торопились разбрасываться словами: «Я пошёл, у меня психологическая усталость». А всё ли было сделано, чтобы этой усталости не было? С чего начала накапливаться эта усталость?»

74. «От собраний».

75. «Если он пришёл на собрание, на труд пришёл в нормальном состоянии, значит, усталость начала формироваться в процессе какого-то действия. Так вот тут и надо смотреть, что начало заставлять вас так напрягаться.

76. И в процессе, пока это горячее всё (как в кузне, пока металл горячий), вы начинаете над этим работать. Иначе, если вы уйдёте, остынет этот «металл», с ним работать будет бессмысленно. С ним надо работать, пока горячо.

77. Если началась вот эта вся заварушка у вас, надо учиться разбираться со всем этим и в конечном итоге найти то мирное состояние, которое и должно вам помогать.

78. Ведь ближние тоже стараются всё сделать правильно, но не всегда умеют. Вот надо быть уметь снисходительным к каким-то ошибкам, перегибам, которые в каком-то настроении человек может выразить.

79. Ведь вы порой действительно можете на собраниях хмуриться. Вроде бы призваны улыбаться, а сидите там хмурые, строгие. И стоит на кого-нибудь показать: «Вот тут ошибку допустил», все сразу повернут головы, нахмурятся и будут на него смотреть пристально, как на негодяя.

80. Так трудно будет вам задачи преодолевать. Это и так самое слабое ваше место – когда на вас могут так посмотреть, могут вас поругать, порицать как-то, сказать, что вы нехороший. И у вас комплексы начинают быстро срабатывать и зажимать вас.

81. На самом деле вы должны ещё и друг другу помочь справиться со всеми этими комплексами и с ошибками. Значит, надо где-то улыбнуться, где-то пошутить, поддержать надо уметь.

82. То есть надо выстроить ту психологическую атмосферу, которая позволит вам смелее общаться и раскрывать какие-то свои внутренние секреты, которые нуждаются именно в раскрытии и в совместном взгляде на них, чтобы ближние помогли разобраться вам в том, что вы, вероятно, делаете неправильно. Тогда честно надо раскрыть что-то в себе и попросить совета у ближних.

83. Нужна доверительная атмосфера, а значит, вам надо максимально убрать этот подозрительный взгляд друг на друга. То есть надо открыться смелее, улыбнуться дружелюбней, создать эту атмосферу. И тогда это будет проще решать.

84. Конечно, выстроить эту атмосферу сразу очень трудно будет. А значит, где-то у кого-то вполне может формироваться и перегиб какой-то.

85. И если перегиб дошёл до черты, когда действительно лучше человеку отойти и отдохнуть, можно это позволить. Но это Я говорю тому, кто со стороны может решать эту тему (отпустить или не отпустить кого-то).

86. Но в то же время даётся подсказка и тому, кто на грани как будто бы находится. А всё ли он сделал к тому, чтобы у него не было этого перенапряжения? Чтобы он сам внимательно оценил то, что внутри у него происходит, как он решал эту задачу.

87. Может быть, ему сейчас и действительно лучше уйти, чтобы передохнуть, зафиксировав какие-то вещи, которые он неправильно воспринимает и которые приносят ему напряжение.

88. Чтобы он потом, передохнув, мог действительно эту тему поднять заново. Но уже с кем-то. И попросить для себя мудрости и совета, как решить тот момент, который оказался у него нерешаемым. Вы не можете найти правильное решение – и вы спрашиваете совета».

89. «Значит, неуместна была подсказка? А если вижу, что у неё психическое состояние сложноватое, то можно напомнить ей правило в заботе, чтоб не было нарушения?»

90. «Напомнить можно, что это может быть нарушение. Но нарушение может быть в том случае, когда человек действительно ещё мог присутствовать, но слишком поторопился вот так взбрыкнуть и уйти. Это нарушением будет являться.

91. Но если человек действительно находился на грани и вот-вот мог сорваться и взял ушёл (именно потому ушёл, что понимает, что сейчас ещё немножко – и у него срыв произойдёт и он наделает глупостей), то посчитать, что он нарушил какой-то закон, и вывести из-за этого из Семьи будет нельзя. Он правильно сделал, что ушёл.

92. И тогда тот, кто пытался его остановить, недосмотрел ситуацию, не смог правильно её оценить, если он требовал с человека остаться там, где лучше бы ему не оставаться.

93. То есть это зависит от того, что на самом деле происходило. Возможно, и правильно, что такая подсказка есть, но надо смотреть, насколько уместно было рассматривать ситуацию с той или иной стороны».

94. «Здравствуй, Учитель. Если Учителем определено, что младенцев благоприятно благословлять на жизнь на седьмой день от рождения, то допустимо ли благословлять детей в более поздние сроки, если, к примеру, к этому времени не успели вернуться из роддома? Или мама и ребёнок нездоровы и врач рекомендует не выходить им из дома. И третий вариант: ребёнок родился в городе, например, и после этого родители уже приехали и просят благословить ребёнка».

95. «Да конечно. Причины, которые следует учитывать, – это те причины, которые явно не позволяют сделать в нужное время данное таинство. Именно явно не позволяют. То есть человек прилагает усилия, готов это сделать, но что-то постороннее дополнительно не даёт это сделать. Тогда эта причина уместна, она рассматривается.

96. Но если человек действительно мог сделать, но называет какие-то причины, которые явно ему не препятствовали, тогда это уже неправильная причина, её нельзя приводить».

97. «А если говорит: «Не знал, что надо на седьмой день», это веская причина?»

98. «Ну, если не знал… А как потребовать от человека то, чего он не знает?»

99. «А какой-то верхний предел есть для этого таинства? Например, год, два, месяц, три месяца…»

100. «Нет пределов. Когда благословляете ребёнка, это не значит, что идёт какое-то специальное таинство в первые дни после рождения человека. Такой точности определения в этом таинстве нет. Вы благословляете на жизнь ребёнка. Просто этот момент благодати важен, он играет свою роль, в этот ранний период идёт определённая информационная корректировка.

101. У взрослого корректировка тоже даётся, но у человека уже наработано очень многое и корректировка не так активно может сказаться, как именно в маленьком возрасте. Просто этот период наиболее благоприятен, если это обозначено. Не обязательно, а наиболее благоприятно.

102. Всё остальное становится менее благоприятным. Оно уместно, но чем дальше по сроку, тем менее благоприятно именно с позиции корректировки информационной. Потому что там уже другая роль. Но всё равно благословение всегда нормально для человека».

103. «Понятно. А вот если ребёнок родился зимой, в сильные морозы, то нужно ли проводить обряд благословения на жизнь в центре Города, например, или в холодном храме в Петропавловке, либо лучше провести это таинство дома?»

104. «Опять неправильно спрошено. Всё зависит от того, насколько видится в данном случае какая-то ненормальность или какая-то неприемлемость.

105. Вот если бы учитывалось, что ребёнка мы окунаем в водичку, например… Нормально ли окунать его туда, где надо предварительно прорубить лёд? Или всё-таки можно в другом месте, где тепло будет, чтобы потом не вынимать трясущегося ребёнка на холоде (тут же на нём сосульки образуются)? Да конечно, в этом случае лучше уж в тепле.

106. А что такое «холодный храм» – как будто непонятно. Ребёнка что, вынимают из комбинезончика, чтобы благословить, или он в комбинезончике, в котором всё равно на улице спит зимой? Бывает, ребятишки на улице спят себе спокойно в комбинезончике в колясочке. И что, если он там часа два-три может спать, а тут занести на несколько минут в холодный храм… Или храм – это холодильник, где ещё холодней, чем на улице?

107. То есть тут нужен нюанс, который может выглядеть опасным для ребёнка, когда какая-то странная накладка может проявляться. Вот тогда мы её рассматриваем. А не просто обозначаем, что холодное помещение».

108. «Просто один из элементов этого таинства – это омовение ребёнка. А если холодно…»

109. «Если омываете, если это связано будет с водой, тогда лучше, конечно, в тёплом помещении. Тогда лучше, да. Либо избежать тогда этого на период холода».

110. «Не омывать тогда можно?»

111. «Да. Это не является таким действием, которое должно стать традиционным. Каждый нюанс, который вы можете внести в ритуальную часть, может носить какой-то дополнительный благоприятный эффект. Дополнительный, но он не обязательный. И в силу каких-то изменяющихся условий вы можете его не провести. Он дополнительный, но не главный.

112. Поэтому если затягивается зима и у вас есть чулан какой-то, где вы проводите это действие, а храм стоит пустой и холодный (но вы там не делаете, потому что надо же водичкой омыть, а никак, там всё замерзает), то, конечно, лучше в храме это всё сделать (это же всё-таки другая атмосфера, намоленная), чем делать это в инструментальном помещении, в котором машины чинят или что-то ещё (там тепло как будто бы и быстренько можно омыть ребёнка и благословить).

113. То есть либо вы делаете отдельное помещение тогда, которое связано будет как раз с благословением маленьких ребятишек, которое может протопиться, может быть по-своему оборудовано, оформлено красиво. Тоже как маленький храм, уютный и тёплый, но где не надо собираться массе людей. Тоже такое возможно.

114. Но лучше это делать там, где намоленные места, куда люди приходят с благоговением, со стремлением славить Бога. Эта атмосфера и само место становятся тоже немаловажными, это как такая коррекция информационная маленького ребёнка».

115. «Хорошо. А если, к примеру, нет храма, но есть место, где проводится Богославие, но там же проводятся и собрания, то там возможно проводить это таинство?»

116. «Если это неизбежность, то это неизбежность. Собрания немножко другой характер носят эмоциональный, агрессивный нередко, что с храмом не связано».

117. «Либо дома это делать?»

118. «Дома тоже могут быть эмоциональные и агрессивные проявления, та же самая атмосфера. Если вы в одном месте собрания проводите и литургии, там может даже и лучше быть. Потому что в доме обычно собрания проходят, но литургии не проводятся. То есть тогда уже хоть как-то лучше там, где литургия есть: хоть что-то подчистится».

119. «А вот как насчёт людей, которые хотели бы поприсутствовать на обряде благословения на жизнь? Лучше, чтобы родители как-то доверяли им? Ведь на седьмой день ребёнок ещё маленький, его стараются вообще не выносить в это время куда-то далеко, не показывать людям, чтобы заразу не подцепить какую-нибудь».

120. «Ну, заразу… это, конечно, такая скользкая штука. У вас там как собираются люди, в каком виде? Я не могу оговорить что-то здесь. Нет такого определения, что это должны быть только родители, только те, кому они доверяют, иначе произойдёт какая-то излишняя коррекция не в ту сторону.

121. Я не могу сказать, что это надо определить, потому что действительно посторонние люди могут принести грипп, туберкулёз, ещё что-то, и тогда всё это на ребёнка свалится. Так мы не можем это оговаривать.

122. Конечно, эта атмосфера сама по себе предполагает круг верующих людей. Вы же благословляете. Это круг верующих, в котором все относятся трепетно и благостно к такому таинству. А тут уже неважно, сколько людей может присутствовать. Нормальное состояние – это всегда хорошо, это всегда целебное состояние.

123. А если туда кто попало приходит (так, мимо шёл, мазут вытирал – что тут происходит? – заглянул, подошёл подёргал что-то), если так все будут подходить, конечно, так можно непонятно что сотворить».

124. «Другой вопрос. В Писании мы нашли такой образ, что благословение мы обретаем всякий раз, когда соприкасаемся со Словом Живым даже в мыслях своих. А когда Христос уходит, он доверяет проведение этого таинства священникам. Как правильно просить благословения при проведении литургии? У Учителя? У Бога? У Бога, потом у Учителя?»

125. «Всё время у Бога, всё время у Бога. Вы обращаетесь к Богу, вы славите Бога. Но пока Я с вами здесь, Моё присутствие в какой-то мере неизбежно в этом случае будет, потому что мы все связаны воедино. Нас одно таинство связывает, и природные силы соединяют.

126. Поэтому, веруя, учась веровать Богу, вы уже поверили Тому, Кто пришёл вещать о Боге, рассказывать законы. То есть у вас это как одно целое, одно явление.

127. Славя Бога, вы неизбежно позволяете Мне присутствовать рядом с вами и участвовать в нужной мере во всём этом. Это неизбежно, и специально обращаться ко Мне не надо, вовсе не требуется».