Двадцатое октября. Воскресная встреча с Учителем в долине слияния.
2. «Брат не пришёл на обязательное собрание. Является ли уважительной причиной то, что он после напряжённого трудового дня решил отдохнуть десять минут и нечаянно заснул, проснувшись только после окончания собрания?»
3. «Если нечаянно заснул, возможно такое. Если повторяться начинает, тогда уже тут надо искать решение. А если это единичный случай, ну возможно… сам не заметил».
4. «Семья предложила брату разобрать все его накопившиеся смущения к Семье и к хозсовету на собрании со священником, но он решил самостоятельно выйти из Семьи без вопроса Учителю. Причины он назвал следующие: «Не могу пребывать в атмосфере Семьи, не доверяю хозсовету. Нет сил и времени разбирать своё недоверие, надо срочно достраивать к дому ещё одну жилую комнату для внучек». Вопрос: является ли нарушением такой выход из Семьи?»
5. «Это не нарушение, просто человек не готов быть в Семье. Ну не может так не может».
6. «И в следующий раз, когда он захочет вступить, уже не нужно год ему давать? Просто он готов…»
7. «Нет, придётся дать, потому что надо будет посмотреть, насколько он сможет показать в течение года, что он может доверять. Ведь он же не доверяет. Ну, не может так не может быть в такой Семье, какая есть. Но потом ему надо как-то показать, что он теперь уже сможет.
8. Поэтому испытательный срок – это то, что позволяет человеку показать, что вот теперь он уже сможет. А не просто – решил, что теперь сможет, а через неделю скажет: «Я опять не хочу» и ещё что-то, причину покажет».
9. «Обвинила ли я сестру в краже утвердительной фразой: «Кроме тебя в дом никто не входил, и ты могла случайно взять моё письмо, машинально»? Письмо было обнаружено в доме этой сестры».
10. «Ну а вдруг кто-то входил?»
11. «Не видели, чтоб кто-то ещё входил, то есть как будто никто не входил. А письмо было найдено в доме той сестры».
12. «Предполагайте такие обстоятельства, не утверждайте. Когда что-то связано с обличением человека, не торопитесь выражать это утвердительно, если точной информации нет.
13. Вы можете только предположить, что, по всей видимости, это, может, так и получилось. Вы как бы задаётесь вопросом. И если человек активно начинает отказываться и у вас всё равно нет никаких доказательств, настаивать тут нет смысла».
14. «Было ли это обвинением в краже, если вот такая фраза была произнесена?»
15. «Если предполагается, что случайно человек мог взять, тогда нет. Случайно – это не есть кража.
16. Кража – это целенаправленно человек зашёл, посчитал нужным, что вот это нужно украсть, и сделал это. Специально забрал – это украл. Если он неожиданно сам для себя, совершенно случайно, ненароком, что-то положив в сумку, помимо этого положил ещё что-то, что не должен был положить, это не есть воровство».
17. «Допустимо ли ответственному по записи на литургийную машину ответить по телефону сестре: «Я не хочу с тобой разговаривать» и положить трубку? Сестра настаивала, чтобы её записали на машину, хотя ответственный пять раз проговорил ей, что есть определённые дни для записи по установленным петропавловской Семьёй правилам и надо обращаться к нему именно в эти дни».
18. «И что здесь смущает?»
19. «Допустимо ли ответственному сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать» и положить трубку?»
20. «Ну, не хочет разговаривать… Нарушение в чём видится? В нежелании поговорить? Это не нарушение. В разных обстоятельствах можно по-разному действовать. Нет чёткого предписания, что, если кто-то пытается с вами говорить, вы обязательно должны поговорить».
21. «Здравствуй, Виссарион. Научи меня, пожалуйста, чувствами своими владеть. Меня алкоголь уже замучил. Он мне никакой радости не приносит, только вот мучает, мучает меня постоянно. Не могу никак сам избавиться от этого».
22. «Это только собственное усилие должно быть. Волевое усилие, которое нужно вырабатывать в себе. Просто не надо запускать, не надо отпускать, делать слабинку. Насколько можно, надо стараться приложить все свои силы.
23. Можно с помощью ближних, обратиться к ближним. То есть придумать какую-то творческую задачу, решение… Может быть, оно выглядеть будет абсурдно, но, если оно будет решать эту проблему, смело к нему прибегайте. То есть нужно решение самостоятельное.
24. Если нужно, ещё раз повторюсь, то согласовать с действиями ближних, чтобы они как-то способствовали такой победе. Но прежде – это волевое усилие, которое нужно учиться вырабатывать в себе. Только тогда эта причина изнутри убирается.
25. Ну, другие случаи… это если уж кто-то закроется в пещере, его замуруют там, будут ему кушать подавать… Тогда ещё таким образом можно у человека забрать привязанность. Но это будет не совсем его собственное усилие.
26. Когда вы преодолеваете любого рода препятствия, сам момент преодоления очень важен для развития. Поэтому, если отсечь искусственно, создать условие, где и преодолевать-то нечего, просто надо терпеть, это не совсем нормальное развитие.
27. А вот когда вы, имея все возможности споткнуться, стараетесь не споткнуться, вот это самая благоприятная ситуация для всестороннего внутреннего формирования.
28. Поэтому очень важно, чтобы вот это внутреннее усилие было применено. Неважно, сколько это продлится, – главное, чтобы это старание всегда проявлялось с твоей стороны. Это процесс твоего формирования.
29. Чем сильнее какая-то греховная зависимость, тем дольше, конечно же, преодолевать придётся. Чем меньше сил, тем это сложнее будет.
30. Но не забывать главное – процесс преодоления. Дорогу осилит идущий. Если пошёл, дорогу осилишь. Будешь идти – обязательно осилишь.
31. А не когда заранее определяешь: «Вот это дорога, вот такие-то у неё особенности, параметры… Я, наверно, не потяну… а может, и потяну». Этими рассуждениями никак не пройти дорогу, её не познаешь. Вот когда пошёл, тогда её познаешь. Когда будешь стараться идти, обязательно её пройдёшь. Хоть тихо будешь идти, но ты её будешь проходить, ты будешь двигаться по ней.
32. Так и здесь – важно, чтобы само усилие ты прикладывал.
33. Какая бы сложность ни ощущалась, не забывай: сложность, которая в какой-то мере тебя касается, тебя придавливает психологически, на самом деле в разной мере (но достаточно немало) придавливает сейчас всех, то есть она на всех навалилась. И у каждого есть какие-то особенности, которые сказываются в этот период времени. Сказываются именно тем, что создаётся психологический дискомфорт сильный. И это давление сейчас испытываешь не только ты, но и все вокруг.
34. Просто чтобы ты не думал, что на тебя вот навалилось, а всем как будто легче. Нет, у них другого плана дискомфорт. И тоже достаточно сильно давит, и тоже от них требуется собственное усилие.
35. Как они будут стараться делать, так они будут преодолевать необходимую преграду. Не будут стараться делать, будут нервничать, будут срываться, будут позволять себе недостойное поведение, преодолевать ничего не будут – преграда будет только усиливаться, увеличиваться в размерах.
36. И в конечном итоге уже можно будет сказать: а тут действительно уже ты не преодолеешь. Можешь, конечно, прыгать на месте, но преграда уже настолько велика, а силы настолько малы, что это будет больше условно.
37. Но всё-таки, если человек будет прыгать (даже если он как муравейчик перед огромной стеной каменной), если он будет просто подпрыгивать, пытаться что-то сделать, это, конечно, тоже к развитию относится.
38. Но чем больше вы теряете времени, тем меньше возможности что-то в себе менять.
39. Потому что сил будет становиться всё меньше, а трудностей как будто бы больше. Хотя трудности все те же самые. Просто вы уменьшаетесь в размере, и если преграда когда-то казалась вам по колено, однажды вы смотрите на неё уже как муравейчик и она кажется огромной, непреодолимой. Хотя та же самая преграда осталась. Но вы изменились в меньшую сторону.
40. Поэтому тут старание… Если ты все силы прикладываешь, ты формируешь себя. Не смотри, как это тяжело, – главное, чтобы процесс формирования у тебя не прекращался. Это самое ценное.
41. Не гонитесь за какой-то передышкой. Потому что часто можно соблазняться: ну сколько можно! хотелось бы передохнуть. И вы начинаете, отступая от нужного действия, искать варианты, которые как будто бы дадут вам возможность передохнуть. Вы хотите переключиться на что-то другое, но вы утрачиваете время.
42. И по отношению к преграде, которая не была вами преодолена (а она уже созрела для преодоления), вы начинаете уменьшаться. Вы можете что-то другое поделать – вам как будто бы легче станет, вы же отошли от работы главной. Психологически легче будет, но вы продолжаете уменьшаться именно по отношению к этой преграде, которую вы отказались преодолевать.
43. И потом, когда бы вы ни повернули туда, она будет казаться со временем всё больше и больше. Просто именно в этом случае вы становитесь всё меньше и меньше.
44. Поэтому лучше время не терять. Как бы трудно ни было, упереться: хоть землю ешь, упрись и делай то, что требуется (как нужно преодолевать, как нужно отказаться, как нужно отвернуться от чего-то). Братья ли помогут закрыть что-то, отвернуть или как-то обыграть ситуацию, но это надо творчески пробовать решать.
45. Потому что внутреннее твоё усилие к преодолению – это твоё изменение. И ты меняешься в этом случае как раз в ту сторону, куда надо изменить себя. И никто тебя в эту сторону не поменяет, кроме тебя самого. Вот это очень важно. Поэтому просто упереться надо и “рыть носом землю”».
46. «А вот я пытался сам разобраться, но не могу. Знаешь, год, бывает, два даже всё нормально, потом – хрясь – сижу на берегу с бутылкой водки и даже не помню, как в магазине брал её, и уже полбутылки нету… Вообще как будто не я. Не могу понять, что такое творится».
47. «То, что происходит помимо твоего сознания, на тебя не ложится ответственностью. На тебя ложится ответственность за всё то, что ты понимаешь, осознаёшь.
48. И если получаются прорывы, не контролируемые тобой, значит, в данном случае с тебя спрос снят в этой стороне. То есть от тебя ничего в этом случае уже не требуется, ты не способен контролировать это. Контролируй то, что в состоянии видеть, фиксировать, осмысливать. Вот это и контролируй. Не теряй вот эти нюансы. Из них, бывает, и складывается самое главное».
49. «Понятно. Но братья как-то не торопятся со мной дружить. Сестра даже одна сказала: “Ты предатель”».
50. «Либо найдётся кто-то из них, кто сможет помочь, либо они не понимают, что делать, и вы вместе пообщаетесь и какие-то детали посмотрите. Может, посоветуют что-то. И найдёте какое-то решение.
51. Но если в конечном итоге никто не нашёлся, это тоже по-своему не случайно. Значит, на данный момент не в силах никто будет помочь. И они, значит, и не нужны. Значит, требуется твоё личное усилие.
52. То есть главное, что ты попытался решить шире проблему с ближними. И если отклика не получилось в конечном итоге, отнесись к этому просто: значит, это пока не надо.
53. Главное, чтобы не вошло в осуждение: «Чего ж вы, я на вас рассчитывал, а вы не пришли», чтобы не включилась вот эта часть. Это большая ошибка. Это значит – ты попал в ситуацию и уже с одной из задач не справился.
54. Верующий никого не должен осудить. Он должен учиться понимать реальность, учиться её правильно ценить.
55. И всё, что происходит в реальности… если оно произошло, значит, так оно и должно было быть на данный момент. Значит, все параметры, которые в этом участвовали, соответствовали тому, чтобы дать вот эти последствия. Других последствий быть не могло. Это, значит, нормальные последствия с учётом реальности. Это нормально.
56. Вы смотрите только на ту ненормальность, которая может касаться лично вас. Вот в себе вы можете определить ненормальное. А другие… они действуют как могут.
57. А вы смотрите внимательно на то, где вы можете что-то сделать и почему-то не делаете. Вот тут надо присмотреться: а почему не делаете? А лень, оказалось, а какая-то причина появилась… Вот тогда надо задаться вопросом: а действительно ли это серьёзная причина, или на неё нельзя обращать внимание и надо её отмести в сторону? Вот тут уже может быть ваша недостойность какая-то.
58. Вот надо, всё это проанализировав, стараться сделать всё от себя зависящее. А остальные… они действуют так, как умеют, это нормально для них.
59. Жизненные условия сейчас очень непростые, и они касаются всех. Очень сильно касаются.
60. От кого многое можно было ожидать, те, не сделав правильных усилий, попали в ситуацию, когда уже вообще ничего ждать невозможно. То есть они уже потеряли то, что имели раньше.
61. Такие есть в общине ребята, кто имел хороший потенциал, но не сделал правильную оценку однажды, и они потихоньку-потихоньку попали в условия, где сейчас просто только одно желание остаётся – попытаться куда-то уехать, потому что здесь они будут чувствовать себя как будто лишними. А правильно: они не попали со всеми вместе в ногу и оказались немножко в стороне.
62. Когда вы все галдели о прекрасном, просто галдели и пока ещё ничего не делали, а просто шумно, эмоционально что-то выражали, – вы как будто бы были одной общностью. Когда потребовалось дело и одно усилие в одном направлении, вот тут потихонечку начали отсеиваться.
63. И чем раньше отсеялись, тем всё большую дистанцию со временем они начинали ощущать, как будто они лишние. Они вроде бы и со всеми и в тоже время чувствуют, что они уже не со всеми.
64. И они либо свою собственную инициативу пытаются проявлять, какую-то личную, и что-то организовывать, какие-то придумки, либо будут чувствовать, что они здесь ну никак, будут пытаться думать как-то уехать (а ситуация поменялась у вас, дома не так-то просто сейчас будут продаваться, как раньше это было).
65. То есть все вы попадаете в условия, которые, по сути, выбираете сами. Вы сами к чему-то прилагаете усилия, и от того, как вы прилагаете, получается разный эффект. У кого-то нормально всё продолжает двигаться, с трудом, но и с радостью, с чувством, что всё-таки в гуще событий и двигаются дальше, а другие – никак.
66. Так что это личное усилие, его не надо терять. Потому что есть вещи, которые не исправляются просто так. Пропустил что-то – и всё, и потом одним каким-то щелчком это не решишь. Это внутренняя дистанция, зрелость внутренняя, она начнёт сказываться.
67. То есть уже не просто – вышел за дверь, постоял за дверью, опять открыл дверь, зашёл (туда зашёл, откуда вышел). Так не получится.
68. За этой дверью происходят события, и если вы опять откроете дверь и попробуете туда шагнуть, там совсем другое событие, вы не вернётесь в то, что было, откуда вышли. Всё меняется в жизни.
69. Поэтому не теряйте время, надо всегда стараться себя изменять и быть в гуще со всеми, то есть стараться быть в одном движении. Иначе… немного времени пройдёт – почувствуете, как будто вы уже лишние, где-то на задворках».
70. «Вот-вот, у меня сейчас как раз такое происходит. Я уже полтора года как в лесу живу, ушёл из Гуляевки. И чувствую, что в деревне вроде знакомое всё, а вот, знаешь, у некоторых даже нет желания поздороваться. Смотрю – усилия тратят, отворачиваются как-то, избегают. И не пойму, что случилось. Как будто прокажённый какой-то стал».
71. «Старайся… У ближних свои «муравьи» в голове, «тараканы» и прочие насекомые. Они вынуждают их двигаться в разных направлениях. Порой, имея хорошее представление о том, как надо сделать, они двигаются куда-то в другую сторону и делают не то, что хотелось бы от них увидеть.
72. Поэтому меньше спотыкайся на том, что делают ближние. Вот есть ты, и есть Отец, и есть Природа. Прежде всего вот с этого и надо начинать. Чтоб ты сам себе не позволил делать что-то лишнее.
73. Смогут ближние помочь – они сами решат, это их задача. Они будут наблюдать за всем, будут принимать какие-то решения, у них есть выбор. Но есть ты, есть Отец, есть Природа, вот в ней и надо учиться держаться гармонично. Прежде всего это основа.
74. А остальные… умножат – будет больше, не умножат – ты не потерялся, ты был в Гармонии и ты стараешься в ней дальше быть».