Повествование от Вадима

Часть 19

Глава 7

100. «Учитель, можно уточнить? Если я отдаю козье молоко, а человек предлагает какие-то средства на содержание козы, правильно ли будет принять такую помощь?»

101. «Если ты видишь, что это действительно надо… На содержание козы, ты говоришь, да?»

102. «Да».

103. «И ты действительно видишь, что именно это надо? Ну, возможно, конечно. Возможно. Но это не должно быть, знаешь, так: вот он берёт баночку молока и тут же даёт деньги».

104. «Нет, конечно».

105. «Это в принципе он беспокоится, потому что он знает, что и его семья связана с молоком этой козы. И поэтому он тоже беспокоится, как бы помочь, чтоб она содержалась хорошо, чтоб у неё всё было хорошо. И он смотрит – каким образом? Надо купить что-то, сделать не получается, у тебя денег нет – он предлагает: “Давай купим вот это (у меня есть возможности), купим для козы вот это”».

106. «Например, козе нужен овёс…»

107. «Овёс?»

108. «Да».

109. «Ого, коза какая у вас! Может, это корова или лошадь?» – улыбнулся Учитель.

110. «Нет, коза».

111. «Ну, смотрите, смотрите…»

112. «То есть я правильно понимаю, что если мы справляемся сами, то мы овёс покупаем, а если мы сами не справляемся, то уже сколько есть этого овса – столько и есть, нет его – и не надо? Мы уже никого не просим об этом, не предлагаем кому-то помочь нам в этом».

113. «А не справляетесь в чём? Что, вам не хватает молока?»

114. «Нет, почему…»

115. «Не хватает для других?»

116. «Мы раздаём, потому что нам его много».

117. «Ну, а тогда в чём вы не справляетесь? Чтоб ещё больше было молока?»

118. «Наверное».

119. «Об этом можете так особо не беспокоиться. Не справляетесь так не справляетесь».

120. «Да, я это и имею в виду. То есть будет она меньше давать – и ничего страшного, да?»

121. «А если другие захотят взять молока и видят, что это возможно, но не хватает по каким-то объективным причинам, где они бы могли поучаствовать, тогда они могут сами предложить: “Давайте мы сейчас вот это купим, и она у вас ещё на двадцать литров больше будет давать”».

122. «Всё, спасибо».

123. «Учитель, я живу в Городе у семьи, которая меня пригласила помогать по огороду. Вчера я пообщалась с подругой, которая недосыпает, и у меня появилось большое желание ей тоже помочь по огороду. Ей сложно, она одна».

124. «Замечательная идея! И?»

125. «Я спросила у хозяйки, могу ли я пойти в воскресенье. Она сказала: “Я не могу тебя отпустить”».

126. «Почему?»

127. «Потому что у нас по огороду не все дела сделаны и нам тоже надо кетменить. Я тогда дополнительно спросила у хозяина, как мне правильно поступить. Он сказал, что прежде всего нужно выполнить слово хозяйки. Он меня не отпустил. Сказал: «Будет свободное время – тогда и сходишь». Но свободного времени, как правило, практически не бывает, а у меня жажда такая появилась. Как правильно поступить? Наверное, неважно, где ты помогаешь?»

128. «Ты должна быть готова сделать так, как, конечно, ближе тебе, но будь готова и к тому, что тебе тогда откажут быть в доме».

129. «В этом доме?»

130. «Да».

131. «А вот эта жажда помочь всё-таки для души…»

132. «Если ты видишь, что действительно человек явно нуждается в помощи больше, то, конечно, это лучше сделать».

133. «То есть для души это будет приобретение?»

134. «Да. А так то, что ты описываешь, это больше похоже, знаешь… такие барские замашки у вас начинают формироваться. Вы давно, видимо, ими не пользовались, переродившись в социалистическом обществе, где неожиданно вы перестали быть барами. И тут всё это начало лезть наружу: “Ух и слуг бы побольше! В доме ведь так много работы: и вот там надо точку стереть, и вот там пылинку убрать… Это ж так много дел! Мало ли что ближний падает…”»

135. «Учитель, правильно ли я понимаю, что мы свободны и наши ощущения, жажда помочь всегда должны нами руководить? То есть здесь нет каких-то правил?»

136. «Ты смотришь. Вы разумные люди, которые должны устремляться по зову своего сердца, подкреплённому, естественно, разумными суждениями, где вы оцениваете. Ведь «захотелось помочь» – этого недостаточно. Надо оценить, а где больше нуждаются.

137. То есть неизбежно участие разума. Потому что желание помочь у тебя может быть ко всем: и там копает, и там пашет, и там потом обливается… И всем хочется помочь. Но ты же не можешь одновременно быть везде».

138. «Да, конечно».

139. «Придётся делать выбор. А выбор сделать можно только с помощью разума, своего мышления, когда ты оцениваешь, где действительно наиболее нужна помощь.

140. Тем более ты говоришь, что недосыпает человек, может упасть, он недоделает что-то. А здесь дел вроде полно, но дела делаются, и такой спешки нет, какого-то пожара. Конечно, лучше там помочь, где кто-то уже на грани. Это правильней для верующего. Ну а там уж смотрите, кто вы…»

141. «Учитель, можно ещё один вопрос? У меня есть чувство к женатому мужчине, который периодически поднимается на Гору. Жена знает об этом. Правильно ли мне будет, когда он поднимется на Гору, известить её о том, что я не предпринимаю никаких действий, чтобы выстроить с ним отношения?»

142. «Зачем? Чтобы она не пугалась лишний раз?»

143. «Да, чтобы она не переживала. А вдруг у неё переживание, я же не знаю».

144. «Нет, не надо».

145. «Не надо?»

146. «Не надо. Вот когда ты захочешь что-то сделать, тогда ты можешь сказать: “А можно ли мне здесь ему носки заштопать, а то у него одни манжеты остались?”»

147. «То есть по конкретному действию смотреть, да? Хорошо, спасибо большое».

148. «Учитель, на прошлом слиянии, когда я тебя спрашивала, допустимо ли было открыто поделиться с ближними радостью о том, что я влюбилась, что ситуация изменилась у меня в семье, Ты сказал, что допустимо. А как лучше было бы по Истине?»

149. «Непонятно. Ты же у Истины спросила: «А возможно?» Я тебе сказал: «Допустимо». Или Истина должна сказать, как ещё лучше?»

150. «Хорошо, спасибо, Учитель».

151. «Потому что более точно – значит уже нужны более конкретные какие-то нюансы, а не в общей форме так выражать вопрос».

152. «Ты ещё сказал, что допустима была эта открытость, если у меня не было потребности следовать за чувствами. А было ли следованием за своими чувствами то, что я могла угостить его, омыла ноги этому мужчине?»

153. «Если ты влюбилась, то любое твоё желание что-то сделать для человека уже будет следовать за чувствами неизбежно. Надо по-другому, значит, смотреть уже, не с этой стороны, а допустимость вообще тех или иных усилий – для чего?»

154. «Просто я прочитала в Писании, что допустимо скромно проявить заботу. Но когда Ты ответил, что не надо это делать, конечно, я уже не делаю».

155. «Это обстоятельство, которое надо смотреть детально и с многих разных сторон.

156. Потому что если сердце привязалось к кому-то, то по очень многим обстоятельствам (если размышлять самостоятельно на всевозможные возникающие какие-то темы, вопросы) поиск решения будет слишком предвзятым, связанным с привязанностью. И очень легко можно будет находить неверные решения.

157. И даже если вы касаетесь Писания, но нет точно обозначенных каких-то подсказок, а вы попытаетесь самостоятельно додумать, опять же легко могут возникнуть в голове вашей ложные подсказки, связанные с вашим чувством и основанные на ваших чувствах. Но вы при этом ещё будете уверены, что это написано в Писании, хотя там такого нет, там было что-то другое, но не до конца выраженное.

158. В зависимости, допустим, от какой-то обобщённости вопроса дан какой-то обобщённый ответ. И вы, попытавшись понять обобщённый ответ, конкретизировали внутри себя уже какие-то детали. Но которые не высказывались в Писании, а вы их добавили и легко дали себе ответ, и вам будет казаться, что он по Истине. И поэтому лучше такие детали очень внимательно рассматривать и пробовать их понять, набираться мудрости.

159. Что такое «поделиться радостью»? Для тебя может это радость быть, для другого это может не быть радостью. Тогда поделиться для чего? Чтобы огорчить, чтобы дать ему урок? Так не делятся радостью. Радостью делятся в том случае, когда действительно ты уверена, что от этого будут радоваться эти люди».

160. «Но я была уверена в том, что будут радоваться тому, что у нас в семье отношения улучшились. Неправильной была такая уверенность?»

161. «Ну ладно. Дальше ты посмотрела на обстоятельство и уже должна сделать дополнительные выводы, следует ли ещё раз делиться или нет, действительно ли там могут порадоваться.

162. Но ты сказала, что там расстроились. Значит, ты уже должна была сделать вывод, внимательно оценить, что ты сказала, как ты сказала (может быть, ты не так сказала), попробовать понять, в чём твоя ошибка.

163. Но главное – будь внимательна, старайся понять, что могут чувствовать люди и как они относятся к той радости, которую ты можешь испытывать якобы как радость.

164. А то ты захочешь поделиться чем-то, что на самом деле радостью не является, а чем-то обыденным в жизни. И будешь трещать бегать о том, о чём какой смысл трещать… Все это видят и так, они хорошо к этому относятся, но это не является чем-то исключительным, что сразу окрылит их, вдохновит.

165. Ведь поделиться радостью – это значит помочь другому окрылиться, как-то взволноваться».

166. «Но я вижу, что многих это окрыляет очень сильно».

167. «Да? Смотря что. Они могут улыбнуться просто от того, что ты такая странная. Прими к сведению. А ты будешь думать: “О, улыбнулись. Здорово! Я их порадовала”».

168. «А если муж проявляет огромное желание поддержать, чтоб чувство влюблённости было у меня постоянно, неважно в кого (он говорит, что ему при этом больше перепадает)? Даже предлагал полиэтилен с окон снять, чтобы, если тот человек, к которому чувства, проходит мимо, вместе выскочить, поднять его на руки, порадоваться…»

169. «И он выскочить хочет?»

170. «Да. Он говорит, чтобы вместе выскочить».

171. «Этим вы напугаете человека, он на Гору перестанет подниматься. Он увидит мужа, вылетевшего такого (у него такой взгляд всегда сосредоточенный), увидит: он бежит к нему, сосредоточенный, как всегда нечёсаный – и всё, и тогда держи дядю, в лесу потом ищи его, – шутил Учитель. –

172. Маш, будь осторожна. Муж твой сейчас горит, и он пробует справиться с собой, поэтому он будет, естественно, пробовать находить решения какие-то, чтобы как-то побороть всё это, быть сильнее. И не всегда его подсказки могут быть уместны.

173. Это просто его личное усилие может быть, которое важно для него для самого, но это не значит, что ты должна последовать этим усилиям. Тебе надо больше думать тогда, насколько тебе это надо: тебе нужно действительно? действительно ли это будет благоприятно?

174. Мужчина обрадуется, если его жена влюбилась, только в одном случае – когда она ему надоела и он не знает, как от неё избавиться. Нельзя как верующему бросить, надо терпеть, и тут она влюбилась – это же так радостно, знаешь!

175. Так вот что ты ждёшь? У него действительно радость чтоб возникла? Но тогда имей в виду, что, значит, тогда в таком отношении ваша связь между вами.

176. Но если мужчине дорога женщина, конечно, он будет переживать, он не захочет, чтоб она уходила. Он будет стараться, как верующий, отпустить, но это не значит, что у него наступил покой. Это предполагать будет ненормально. Конечно, он будет переживать.

177. Он должен быть сильнее, уметь отпустить, не привязывать к себе так, не заставлять тебя двигаться вопреки своим желаниям, потому что у тебя тоже должен быть свой выбор, в решениях он не должен тебе мешать выбирать. Но он будет переживать. Так вот надо ли тебе его бередить?»

178. «А если я ему сразу сказала, что у меня никакого желания нет в ту сторону как-то двигаться?»

179. «Тогда и забудь эту тему и никогда её не поднимай. Всё».

180. «Хорошо. А можно ближних попросить, чтобы они не напоминали о том человеке?»

181. «Зачем? Ну и пусть напоминают».

182. «Они подходят, говорят, что видели его».

183. «Ну, замечательно. А ещё кого видели? Или никого больше не видели?»

184. «Иногда что-то начинают о нём рассказывать, зная, что у меня чувство. Надо остановить?»

185. «Видишь, какие они интересные у нас, братья и сёстры, такие добрые, так добра желают, – чуть улыбнулся Учитель. – Можешь саму себя повоспитывать в этом случае, не избегать соблазна, а преодолевать его».

186. «А что именно, как?»

187. «Да переводи на другую тему: послушала – «Ну, замечательно. А ещё что у вас есть? А вот про этого что знаете? А там нужна помощь?..» Ну и всё, и начала дальше развивать общение, только уже в другом русле».

188. «А шутки? Мы иногда с мужем шутим на эти темы. Может быть, тогда и не надо на эти темы шутить, если ему это может боль приносить?»

189. «Если он шутит, пускай он шутит. Но ты не шути».

190. «Мне не шутить, да?»

191. «Да».

192. «И с другими людьми тоже не надо шутить? То есть приходит человек, говорит: «А он с твоим ребёнком поиграл». Мы покричали, но как-то в шутку, как дети. То есть это не надо поддерживать?»

193. «А что тут кричать? Ну, поиграл. Чего орать? Что это, событие какое-то?»

194. «Просто посмеяться над этим».

195. «Над этим смеяться? Это в каком же смысле? Вы не относитесь к этому как к чему-то особенному. Ну, и любой у нас, кто там прошёл мимо, поиграл. Ну и что? Нормальное явление. Это ж Семья у вас одна».

196. «Потому что чувства пройдут, а это какие-то такие интересные моменты, смешные…»

197. «Маш, не акцентируй внимание на этом явлении как на чём-то особенном. Не хочешь, чтобы это приносило боль, сама не видишь нужность какого-то развития обстоятельств – тогда просто перестань обращать на это внимание».

198. «Хорошо, Учитель. Спасибо большое!»