Повествование от Вадима

Часть 17

Глава 4

88. «Меня смущает один вопрос, – продолжил спрашивающий. – Слияние… происходит встреча, и порой какие-то шутки идут, где-то смех… Есть два мнения. Одни считают, что это нормально: атмосфера такая лёгкая и человек спокойно может задать вопрос. А другие говорят: “Когда смех, я боюсь даже спросить, а то вдруг меня осмеют”».

89. «Ага. Я хотел как раз это добавить, но ты дополнительный вопрос задал».

90. «Успел…»

91. «Да, успел. Конечно, это большой недостаток, когда смех, улыбку в данном случае, можно рассматривать с позиции страха. Если кто-то рассматривает так, то это большой будет недостаток этого человека.

92. То есть тут вы должны быть очень внимательными, вы не должны пытаться передо Мной показывать свою умность. Потому что получается, что если Я отвечаю как-то на ваш вопрос и это вызывает улыбку, то как будто бы вы задали какой-то глупый вопрос.

93. И другой человек, боясь оказаться таким же глупым, уже ставит перед собой решение: «Я лучше не буду спрашивать, чтобы не выглядеть таким же глупым, как вот тот человек, который задал и над которым все поулыбались». Это будет большая ошибка – такое умозаключение. Очень большая!

94. Вы должны легко относиться ко многим своим проблемам. Они серьёзные, но ведь порой действительно к ним лучше подойти с улыбкой, и их проще будет решить.

95. Не надо сдвигать брови и говорить: «Ах, ничего себе! Ну, ты попал!..» – и все так прямо вздрогнули, напряглись, мороз по коже побежал… ну всё, смертный грех, теперь только осталось ещё завалиться за углом уже от такой ошибки! Ну, так нет смысла это всё рассматривать.

96. Ошибки, конечно, бывают страшные. Прежде всего сознательные ошибки. Но на самом-то деле вы, собравшиеся здесь, делаете ошибки больше творческого характера, то есть от неумения. Вы стараетесь сделать хорошо, но спотыкаетесь и громко, бывает, падаете, обрызгивая всех остальных грязью, в которую упали, и все начинают возмущаться. На самом деле это всё нормально, это никакая не страшная ошибка.

97. И здесь выигрывать будет каждый, кто не побоится таких улыбок, а будет спрашивать. Ведь он же познаёт, и его желание спросить не должно зависеть от того, как над этим могут посмеяться или как отреагировать могут другие люди.

98. При чём здесь реакция других людей? Вы пришли узнать для себя, как правильно себя повести в каком-то обстоятельстве. Так, значит, если вы спросите, вы обогатитесь на ответ, который получите. Вам лучше, вы богаче стали.

99. И здесь никак нельзя смотреть на то, как на это посмотрят другие. Да как бы они ни смотрели! Чем больше они будут на это смотреть неправильно, тем хуже для них, они беднее будут. А тот, кто спрашивает, у него каждая деталь шлифуется, у него более чёткое возникает понимание в каждой мелочи. А ведь из этих мелочей ткётся уже великое, глобальное.

100. А из чего же оно может ещё собираться, это большое? Только из житейских мелочей, которые каждый день десятками, сотнями происходят в вашей простой, казалось бы, жизни, но от которой зависит судьба всего человечества и вообще всего предначертания, ради которого был рождён человек. Великая цель!

101. Ведь вы к ней идёте своими мелкими, на первый взгляд простыми шагами. А они не простые. Вы учитесь их делать, через эту мелочь вы шлифуете себя, по чуть-чуть прикасаясь каким-то шлифовальным материалом к какому-то предмету.

102. Даже если вы прикасаетесь по одной секунде, по краткому мгновению (даже так!) – с течением времени вы его отшлифуете, этот предмет. Просто чем меньше вы прикасаетесь, тем дольше придётся шлифовать. Но вы его отшлифуете, если всё-таки вы прикасаетесь.

103. Люди когда ходят постоянно в храм, через долгие годы ступени становятся выщербленные такие, с ямками. Ноги потихоньку вышаркивают ступени, камни, гранит. Сначала этого не видно, но с течением времени это начинает быть заметным. Хотя можно сказать: «Ну, что такого – раз наступил? Разве тут я что-то сделал значительное?» Конечно! И со временем это будет всё больше видно.

104. Так и в вашей жизни: каждая мелочь со временем даёт очень большие результаты. И нет тут таких мелочей, на которые можно сказать: да это несерьёзно спрашивать!

105. Для кого-то – это уже несерьёзно, но для кого-то – это важно, если всё-таки этот вопрос у него возникает. Это несерьёзно для того, кто либо уже перешёл эту ступень (и действительно уже решена у него эта задача), либо ещё не дорос до неё.

106. Не видеть можно в двух случаях эту серьёзность: либо ты её действительно перерос, она перестала быть серьёзной; либо ещё не дорос, ты её вообще никак не видишь, поэтому и считаешь сразу это несерьёзным. Но просто не видишь!

107. Поэтому, если всё-таки вопрос возникает, вот это и есть тоже простая школьная задача: а сумейте спросить, не побоявшись того, в каком виде вы предстанете в глазах других людей.

108. Да пусть они хоть засмеются, хоть перепадают от смеха от того, как вы делаете! Вас это не должно коснуться. Вы обратились к Истине и хотите глоток живительной Влаги, маленький. Может быть, простой, но бесценной Влаги. А это уж других проблемы – если они над этим как-то смеются.

109. Поэтому будьте осторожны: вот такие смешки на самом деле дают нехорошие результаты. Ведь вы, посмеявшись неосторожно где-то, напугаете более слабого человека, и он действительно может испугаться задавать вопросы.

110. Но тогда это уже и вы, в свою очередь, стали причиной неприятностей в жизни того человека. Мало того что он сам не решился спросить (это его проблема), но вы соблазнили его к этому, то есть вы подтолкнули к этому ещё больше.

111. Может быть, где-то он бы и решился, но вы, посмеявшись, окончательно лишили его мужества и решительности проявить свой вопрос. Всё, вы поставили ему подножку.

112. И в дальнейших неприятностях, которые будут связаны с незаданным вопросом, вы тоже соучастник. А это по-своему тоже отразится на вашей судьбе. Обязательно! Как любое ваше движение отражается на мире окружающем, так и ответная реакция будет отражена на вас обязательно.

113. Так что тут будьте осторожны. Это уже мудрости надо набираться побольше, чтоб видеть такие нюансы.

114. Поэтому спрашивайте смелее, ни в коем случае не тормозите в этом отношении свои усилия. Это только хуже для вас. Простое такое школьное задание.

115. Вы же, признав в себе болезнь, пошли лечиться. Ну и что, если окружающие посмеются и покажут на вас пальцем, скажут: «О, больной пришёл!» Это всё равно что в больнице все собрались и друг на друга показывают пальцем и смеются: «О, смотрите, больной!»

116. Но… выглядит ли здоровым тогда тот, кто говорит «больной», на других показывая пальцем? Это уже проявление ещё большей болезни».

117. «Учитель, мы смотрели фильм «Остров», и я как-то очень сильно вошла в фильм. Все сидят, весело смотрят. Я попросила: «Ради Бога, дайте посмотреть спокойно». Что это, моя серьёзность? Я никак не могу понять: почему-то некоторые легко посмотрели, а у меня это такое переживание вызвало».

118. «Лучше постараться поменьше реагировать на то, как другие смотрят. Если явно мешают смотреть (громко разговаривают, и ты пропускаешь фразы, не слышишь), тогда лучше, конечно, прекратить пока смотреть и дождаться другого момента, более подходящего, чтоб посмотреть.

119. Но если это явно не мешает, то постарайся не обращать внимания на то, как реагируют. Просто старайся сама смотреть так, как тебе в данном случае благоприятно.

120. Но этот фильм действительно располагает к серьёзному такому просмотру, он такой… глубоко может пробирать человека. Это, можно обозначить, очень удачный фильм, очень произведение удачное».

121. «Учитель, у меня с десяти лет нет силы мысли ввиду определённых обстоятельств. Правильно ли понимание такое, что та реальность, которая складывается передо мной, это то, что мне надо? И естественно, насколько смогу, исполнять сказанное Тобой».

122. «То есть вопрос: правильно ли, что всё, что рядом с тобой происходит, – это то, что тебе надо? Ты это спросил, да?»

123. «Не совсем».

124. «Тогда точнее».

125. «Может быть, такой вопрос: надо ли хотеть чего-то большего, кроме того, что я имею? То есть при моём единственном желании исполнить Волю Бога. Но не всё гладко получается исполнить».

126. «Ещё раз точнее: “Правильно ли стараться сделать больше, чем я умею?”»

127. «Спасибо, я в принципе понял».

128. «Да, ты должен стараться всегда, конечно. Другое дело – ты захотел безошибочно всё делать. Всё, что требуется для человека. Это, конечно, будут думы несерьёзные, такому невозможно будет получиться.

129. Но когда вы стараетесь делать как можно лучше каждый свой новый шаг, он неизбежно будет получаться всё лучше и лучше. О-бя-за-тель-но! То есть здесь очень важно само старание искреннее человека.

130. Одно то, что он пытается для себя определить что-то как доброе (хотя может до конца не понимать этот термин, что под ним подразумевается), обозначив для себя хотя бы даже такую условную направленность, и старается сделать каждый свой шаг именно через это своё видение доброго, – это обязательно будет делать его лучше, он обязательно будет учиться всему необходимому, чтоб действительно это получалось лучше. Это неизбежно будет.

131. Главное, чтоб внутри у вас была поставлена эта задача, пусть даже если вы до конца её не понимаете. Если эта задача не ставится, а вы сумбурно и как вздумается исполняете то, что подвернётся под руку, тогда учиться будет трудно, тогда несколько более сложным будет путь вашего развития, он более круговой будет. Он тем не менее всё равно будет учить, но сложнее будет».

132. «Учитель, как правильно кормить грудью? Можно ли кормить грудью и делать одновременно несколько дел? Или нужно сосредоточиться на кормлении ребёнка и ничего больше не делать?»

133. «Да нет, можно делать…»

134. «И если молитвенное состояние, хорошее?..»

135. «Можно делать. Конечно, можно делать разные дела.

136. А то… Я уж немножко напугался: спросили Меня, как кормить грудью. Ну, думаю, как-то переключились на Меня странно», – засмеялся Учитель.

137. «Подруга спрашивает меня: «В кого ты влюблена?» Не будет ли закрытостью, если я скажу: «Я не хочу отвечать на этот вопрос»?»

138. «Нормально, возможно так. Потому что действительно это не совсем здоровый вопрос. Это больше такое любопытство, где опять же можно спросить: а зачем хочется это узнать? чтобы эту тему как-то обсудить? или для чего?

139. То есть здесь не совсем разумный вопрос на самом деле. Он больше от пустого любопытства. Или даже… другое не будем. Это в лучшем случае пустое любопытство, его прежде будем подразумевать. Поэтому здесь вполне можно сказать: “Да не хотелось бы на эту тему говорить”».

140. «Учитель, у меня во внутреннем мире нет спокойствия по одному вопросу. Когда нам сказали в Обители о возможности выехать в мир на два месяца в течение года, чтобы заработать, и зачитали перечень нужд (телевизор… ещё много чего), то у меня внутри возник вопрос: а как же укореняться?..»

141. «Вообще, так лучше было не перечислять».

142. «Но там было перечислено. И у меня внутренняя реакция: а как же укореняться на земле, выезжая туда?»

143. «Да ты не волнуйся, Коль».

144. «Нормально?»

145. «Ты, главное, действуй так, как считаешь правильным. Проблема будет у того, кто неправильно оценивает. Вы не пытайтесь ограничить другого человека, если он тянется к чему-то лишнему».

146. «Но это экзамен?»

147. «Если он сознательно к этому тянется, это его дела, это его, значит, проблема, он с этим столкнётся. Да пожалуйста! Нравится – ну… Вы, главное, каждый оцените, что вы хотите, как вы понимаете Истину, и выбирайте путь, который вы считаете лично правильным.

148. Вот только на это надо посматривать. Потому что тут насильно не сделаешь всех одинаково чистыми, одинаково сильными духовно, одинаково правильно мыслящими.

149. Потому что надо дать практически к этому прийти всем. Но приложат все разные усилия. Разную грамотность, разное духовное, волевое какое-то усилие приложат, и поэтому разное у всех будет получаться. Это нормально.

150. Вы не бойтесь, что в этом случае какой-то развал происходит. Это не развал. Наоборот – разными усилиями, но вы всё равно пойдёте в одну сторону.

151. Он может купить, а на другой день увидит: «Вот дурак! Потратил столько денег на эту ерунду». Возьмёт и выбросит. Да и ладно! Это уже прозрение, уже мудрость. В следующий раз он уже ошибку не сделает эту. Потратил – ну и ладно, выкинули. Нестрашно. Но через практический шаг он всё-таки становится мудрее.

152. А ты уже знаешь, ты не потратил, ты гораздо более практичное что-то сделал. Спокойно идёшь дальше. А он будет смотреть на тебя. Он телевизорами обложился, сам волнуется, прыгает… что-то не так… смотрит – а Коля спокоен: «А у меня и без телевизора отлично всё идет». Но он дозреет обязательно на таком примере. Поэтому каждый из вас должен своё определить.

153. А так каждому предписать, что сделать, – тоже будет не совсем правильно. Сказать, что у вас вот такая должна быть нужда, вы должны покупать только такие продукты… Оно как будто бы и возможно, но это не совсем верно.

154. Потому что это больше мы строим разумное общество тогда: устанавливаем какие-то порядки, какие-то пункты определяем, и все чётко, разумно, соприкасаясь с пунктами, стараются следовать точно по пункту. Но только от сознания своего. Это будет неверное общество.

155. То есть это попытка в армии такое строить, ещё в каких-то больших организациях попытка это строить. Чтобы к минимуму свести хаотичные перемещения человека внутри этой организации, пытаются это всё образовывать.

156. Но всё равно не получается нормально образовать, потому что внутри этого общества начинает потихонечку каждый куда-то скользить, где-то всё равно своего добиваться… И это никак не затормозишь этими рамками.

157. Вот чисто разумное общество, без духовных особенностей, которыми вы наделены. Там было бы просто, там действительно: а зачем? Нелогично, неразумно, нерационально – не делается. Разумно – делается, нерационально – не делается. То есть всё просто, чётко: бам, бам, бам… повернули – и пошли все вместе. У вас не получится.

158. Поэтому в какой-то мере мы вроде бы и ставим какие-то ограничения. Но всё-таки во всём нельзя. Надо предоставлять определённую свободу, где надо учиться и доверять друг другу, и разрешать друг другу делать какие-то ошибки, которые вы склонны делать и на которых как раз будете учиться. Это будет очень важно.

159. И в то же время где-то, может быть, и поправить друг друга, приостановить в чём-то, может быть, более строго, какими-то выражениями, действиями – тоже возможно. Но это очень непростое условие, оно такое гибкое, подвижное. И тут жёсткие правила, единые для всех, ввести будет нельзя.

160. Это специфика развития человека такова, такова сложность, и она располагает к большому ещё хаотичному проявлению. И это всё надо принять и благосклонно к этому отнестись: ну ладно, хочет – пожалуйста.

161. Вот если встанет выбор… Вы ставите задачу – надо вспахать, а он говорит: «А мне телевизор сейчас срочно требуется». Вот тут вы скажете: «Ну, дорогой мой, может, тебе ещё и пароход требуется? Нет уж, давай, выходи паши». То есть тут уже… мало ли что он хочет. Вы останавливаете и…

162. А если у вас предоставляется возможность заработать на какие-то свои нужды житейские: что-то поправить в хозяйстве… тазиков не хватает, где-то какой-то посуды явно не хватает, каких-то инструментов, орудий труда не хватает на земле работать… То есть у вас таких проблем немало. Получается, на это уже надо разрешить вам заработать, если по-другому пока не получается это приобрести.

163. А зарабатывая, человек, может, сочтёт нужным, что ему ещё и телевизор надо… Да и ладно, пусть купит, если есть такая возможность на него заработать. Ну и ладно! Пусть постоит у него… потом будет шкафом, куда он будет что-то прятать».

164. «Учитель, у меня ещё такой вопрос: может быть такое понятие – «нормальное отношение к аскетизму»?»

165. «Если ты стараешься ограничить себя…»

166. «Или может быть перегиб какой-то в аскетизме?»

167. «Вот тогда уже надо смотреть, что ты хочешь отринуть из своей жизни. То есть это должно быть тоже разумно. Как можно больше отринуть для того, чтоб себя воспитывать, – неправильно так подходить».

168. «Неправильно?»

169. «Да. Потому что мы говорим о построении общества, где должно развиваться искусство, где должны воспитываться дети, должны развиваться ремёсла. А тогда это к аскетизму уже почти не имеет отношения.

170. Аскетизм – это когда почти ничего нет. Вы выходите – руками возделываете землю… взяли камень, немножко помотыжили камнем тут же… то есть в гармонии с природой покопались руками, всё выковыряли лишнее, посадили… Тогда это как-то ещё… да, нормально как будто бы с этих позиций.

171. Но при этом рассматривать рождение детей, воспитание детей, строительство школ, создание мастерских… никак не получится.

172. Поэтому тут надо смотреть индивидуально. Если в данный момент ты не видишь нужды в чём-то, что все устремляются приобрести себе, – конечно, не надо на это соглашаться. То есть ты не должен быть в этом потоке.

173. Мало ли чего все хотят! Ну и что! Чего им ещё взбредёт в голову завтра? То есть этому нельзя следовать. Это уже такой принцип толпы, не должен он на вас распространяться.

174. Вы должны быть индивидуальны в своём развитии. Вы не должны делать шаги только потому, что делают другие. Надо уметь мыслить и принимать собственные решения. Но в согласии с тем, что делается вокруг. То есть взвешивая, размышляя над этим и пытаясь разумно сделать. Но свой собственный шаг. Тогда это уже говорит о разумном человеке, вы не стадо тогда уже. Вот это уже надо смотреть, конечно.

175. А многие у нас поддаются ещё этому стадному инстинкту: «Другие берут – а-а… Ну почему это он берёт, а я что, хуже?» – и тоже берёт. Хотя, получается, один падает, а другой говорит: «Я что, хуже?» – и тоже пошёл упал.

176. Конечно, хуже, если уж ты… Тот, может быть, совсем искренне пошёл упал, а ты осознанно, получилось, пошёл за ним и тоже туда свалился. Тогда ещё хуже получилось, проявил свои нехорошие качества», – улыбнулся Учитель.