Повествование от Вадима

Часть 4

Глава 29

И встречала Москва Сына Человеческого улыбками и цветами тех, кто с разных мест земли российской приехал подарить Учителю радость встречи после разлуки долгой.

2. И была проповедь в заполненном зале. И пили истосковавшиеся сердца Влагу живительную, Влагу истинную.

3. А уже рано утром дня следующего земля обетования нового предстала пред Учителем счастливыми глазами встречающих хлебами рукотворными.

4. Пред въездом же в град родной глаза и сердца путников узрели братьев и сестёр многих, кои ожидали Сына Человеческого в трепете радостном, в одеяниях праздничных, с цветами благоуханными.

5. И закружился хоровод песенный, в центре которого тихо улыбался Учитель.

6. И подходили к Нему, взявшись за руки по двое, любящие Его, и кланялись до земли.

7. И останавливались машины на дороге, и взирали с удивлением сидящие в них на зрелище необыкновенное.

8. И не может слово сказанное, слово написанное передать искрящуюся радость встречи с родными и близкими после двух долгих месяцев расставания.

9. В новом дне призвал Учитель учеников Своих — Владимира и Вадима, ожидающих разговора сего серьёзного, в дом Свой для встречи уединённой.

10. И молвил к ним Слово долгое голосом негромким.

11. И было сказано в Слове этом: “Слова Мои будут сказаны не для того, чтобы вы погрустнели, ибо верующий человек — это не тот, кто пребывает в грусти;

12. Но чтобы поняли ту ответственность, которая лежит на вас, которая всегда лежала, но тяжесть которой достойно познать предстоит только сейчас.

13. Эта минута должна была прозвучать только сейчас, ибо к этому шёл долгий переход, долгие изменения.

14. Хотя на те вопросы, которых Я коснусь сейчас, раньше вы пытались получить ответы вскользь, а где-то прямо. Но истинного ответа вы не получали, этому время ещё не приходило.

15. Вадим знает, что у Меня начинался особый период, когда нужно было снять одежду, облачившись в новую. Это время начиналось с весны ранней и закончилось к нашему приезду сюда. А точнее, закончится через неделю.

16. Вы познали первую ступень. Ступень эта — обобщённая, грубая, когда вы принимали Веру.

17. На этой ступени вы сумели быть учениками. У вас изменился мир видения, мир мышления. Вы успели почувствовать ту Истину, которая способна повести вас дальше по Пути Вечности.

18. Этот первый шаг сделан. Этот первый шаг определяется для всех, когда человек обретает Веру.

19. Я говорил вам, говорил всем, что для человека мало сказать: “Я верую”, надо ещё пойти по этому пути, ибо только движение будет определять его спасение и спасение окружающих.

20. И этот первый шаг, эти годы — это была первая истина, когда вы как-то сумели сказать: “Мы веруем”.

21. Теперь пред вами другая ступень — познать таинство быть учеником.

22. Ибо то понятие “ученик”, которое у вас в какой-то мере сложилось, — не истинное, оно соответствует общему пониманию этой ступени.

23. Теперь нужно уловить незримые нити, тоненькие, как паутинки, не познав которые, не познавая которые дальше никто из вас не пойдёт, рубеж останется непреодолённым. Сколько бы, казалось, ноги ни перемещались, стоять придётся на месте…

24. Главное таинство в понимании ученичества заключено в том, что учеником можно быть тогда, когда есть Учитель.

25. Учитель — это не только тот, кто изливает Истину, потому что те Истины, которые Я изливаю, запечатлеваются на бумаге и остаются; когда же жизнь Моя закончится, эти бумаги останутся, эти Слова останутся, а те, кто будет точно также касаться этих слов, оставшихся неизменными, — уже не будут учениками.

26. Когда Учителя нет, все становятся последователями. Они пробуют следовать тем истинам, которые для них оставлены.

27. Поэтому то Писание, которое вы зрите, читаете, постигаете, те слова, которые слышите, те вопросы, которые вы задаёте, пытаясь установить для себя правильное понимание больших причин, больших законов, — это всё не определяет ученика, это всё — внешнее.

28. Таинство ученика проявляется в истине, когда ученик вовсе не задаёт вопросов. И тогда открывается необходимая дверь, таинственная дверь великого постижения.

29. Учитель — это не только тот, кто приносит Учение, Он Тот, Кто приносит Себя. И в этом заключена самая главная загадка, самое главное таинство.

30. То, что получилось сейчас, в последние дни, последние месяцы, когда Я с вами поехал в  мир, когда жили все вместе в одних и тех же условиях, — для вас это понятие как бы “мало, что сделано”; а на самом деле произошло невероятно большое, очень большое, которого может уже больше не быть, но не познав которое очень многое утрачивается навсегда…

31. Трудности, которые создала эпоха, сложились таким образом, что вы получились приходящими в класс, где как бы постигаете теорию. Вы слышите разные заповеди, разные истины, записываете их.

32. И вы, долго слушая, многое уже познав разумом, попробуйте теперь понять то, что произошло.

33. Выйдя с Учителем в мир, попав в одинаковые условия, вы стали, естественно, как обычно, барахтаться, пытаясь преодолеть многое с присущей вам суетливостью, миропониманием, ещё неизменённым принятой Истиной.

34. Вы даже не стали замечать, как вы легко наступаете на Истину, легко можете отбрасывать то, что дано Богом.

35. Истина хороша, когда Она взята и проявлена через дела человека, а не когда он Её знает, но ещё не проявил в жизни.

36. О многих подобных тонкостях пренебрежения крупинами Божественными раньше нельзя было сказать, этому время не приходило.

37. Вы должны были хотя бы обобщённо познать истинный Путь, почувствовать под ногами Дорогу, которую необходимо пройти.

38. Теперь движение призвано быть очень тонким, искусным. И вы должны превратиться в слух, вы должны превратиться в зрение, вы должны полностью превратиться в чувство и постоянно пытаться вслушиваться, всматриваться, постараться почувствовать каждое своё прикосновение стопой к поверхности, по которой идёте.

39. Чтобы не получилось, что вы привыкли двигаться по каменистой почве: нога огрубела, и не можете почувствовать веточку, которая лежит на этом пути.

40. Вы должны стать такими, чтоб на каменистом пути босыми ногами могли почувствовать травинку, лежащую на камне, маленький-маленький лепесток — и сразу отдёрнуть стопу от лепестка зелёного.

41. И конечно же, Учитель не потребует мгновенного исполнения такого умения — стопой чувствовать травинку среди острых камней.

42. Он призван идти как бы рядом с вами, о чём Я так много говорил, чтобы быть как можно ближе к вам, чтобы идти так, как вам надлежит идти; где вам предстояло и предстоит учиться не только лишь задавать вопросы, ибо это очень малое, но сделать большее — суметь увидеть, услышать, не спрашивая.

43. И вот вы впервые услышали фразу в Москве, по приезде, когда Я сказал, что ни одно слово не говорю просто так. Оно играет определённую роль для всех слушающих.

44. И от того, кто как услышит это слово, зависит его бытие, его развитие.

45. И если воспринимать каждое мгновение, каждое слово недостойно, утрата происходит очень большая.

46. Самая главная ошибка для вас скрывается в том, что вы очень много слышите и не справились с этим действительно трудным заданием.

47. Но если оно дано было для вас, значит, именно вы и должны были его понять.

48. Представьте образно своё состояние. Если взять двух людей голодных, одного посадить за стол, на котором лежит булочка хлеба, а другого посадить за другой стол, который полностью покрыт великим множеством хлебов, то ежели внимательно смотреть, как они питаются, с жадностью набросившись на пищу, то обязательно увидите очень важную истину.

49. Тот, кто питается одной булкой, считает каждую оброненную крошку. Он будет сгребать крошки в ладонь свою и вновь поглощать жаждущими устами, не потеряв ни одной.

50. Тот же, кто питается множеством хлебов, будет бросаться от одной булки к другой и уже не замечать, что падает под его стопы, на что он наступает, что невежественно давит руками, хватая новую булку, большую.

51. Вот так незримо, месяц за месяцем, вы превращались в таких людей, в разной степени: кто-то немножко меньше, кто-то значительно больше, но это таинство стало проявляться — вы слушали и не слышали, и великие утраты возникали для вас.

52. Я не говорил раньше о многих тонкостях ваших ошибок ещё и потому, что, по Воле Бога, Мне не давалась возможность в полной мере это ощутить.

53. Когда человек в определённых доспехах, он может не замечать, как грубо касаются его руками, предметами. И на многие укусы он просто не обращает внимания, потому что не знает, что они есть. Ибо, если бы сразу всё это давалось, очень трудно было бы всё это нести.

54. И вот в течение этой поездки, когда, казалось бы, нет встреч, или они незначительны, была прекрасная возможность раздеться, снять эти доспехи, чтобы ступить дальше на ступень Вечную, помочь вам увидеть эту ступень, помочь вам понять эту ответственность, обратить взор на эти паутинные нити и двинуться по великому Пути.

55. Ваши шаги во многом, особенно у тебя, Вадим, и особенно в последнее время, можно сравнить с ударами молотка по шляпке гвоздя… Это очень больно! Но ничего, это всё сносимо.

56. Главная боль будет таиться в другом. Если, пока ещё в невежестве нанося удары, человек не стремится познать ошибки, не стремится познать многое, то это будет говорить о том, что он готов наносить их постоянно, часто.

57. А если человек жадно стремится познавать, то это — прекрасная надежда, что второй раз он уже не ударит по этому гвоздю.

58. Ты, конечно же, Вадим, хотел узнать, в чём же ошибки? И конечно же, вопрос хорош. Но вопрос хорош уже для уходящего времени. Это время заканчивается.

59. Сейчас такой вопрос будет недостойно задавать ученику. Хотя если он у тебя возникнет как особая надобность, то лучше ты его задай.

60. Но должно напрячь свои силы, и если вы почувствуете, увидите гримасу боли, в которой может исказиться Лицо Учителя, то вам надо перекопать всё, что вы сделали.

61. Это легче будет сделать, если вы замечаете каждый свой шаг рядом с Истиной.

62. Когда вы стремитесь прислушаться ко всему, вы будете всё помнить.

63. Если на многое не обращалось внимание, оно сотрётся из памяти.

64. Это очень важно для вас. Это и есть то трудное условие, когда я говорил сейчас о столах, за которыми питаются голодные; о той разнице, которая возникла между вами и теми учениками, кои пребывают в разных городах, в разных центрах формирующихся, ибо они не видят Учителя, они слушают Его только в записях.

65. И когда они встречаются с Ним, то стараются прислушаться ко всему, стараются запомнить всё и по-своему, насколько умеют, осмыслить.

66. А в том, что вам часто приходится слышать Меня, и часто видеть и слышать в обыденных делах, в жизни, затаилась роковая ошибка, потому что обыденного в Истине, в том понимании, которое возникает у людей, не бывает.

67. Любой Мой шаг — это шаг, который познать надо каждому из вас! Познать, ибо там ошибок нет, для вас ошибок нет!

68. И однажды, в Париже, хорошая школа проявилась. Внутренне Я был рад, что для вас возникла такая возможность проявить себя. Это были прекрасные условия, чтобы вы попробовали понять истинно то, что слышали раньше.

69. Конечно же, Вадик, тут ты получил большую двойку. Случившееся выбило тебя на весь день и так сильно, что тебе даже трудно было это оценить.

70. Таких обстоятельств, чтобы мы вместе ходили по земле, мало. Поэтому, конечно же, школу тут пройти не так просто.

71. Намного легче было тем ученикам, которые шли раньше, ибо эти обстоятельства были каждый день, были всегда, во всём.

72. А сегодня, Я уже сказал вам, сложность вся заключается в том, что ныне предстоит постичь всё, как в школе на уроке, как в классе, когда нет жизни, есть только теоретическое познание понятий.

73. А применить их сложно, особенно вам, потому что вы очень много слышите, так много, что всё перемешалось и очень многое забывается.

74. Но это ваши условия… И если Богом вам предначертана эта миссия, тысячекратно более сложная, чем другим, то, значит, и вам тысячекратно нужно умножить свои усилия.

75. Чтобы у вас не возникало понятия “оправдание”, ибо понятие “оправдание” — это понятие не ученика, это невежественное понятие.

76. Конечно, непросто. Вся Вселенная знает, что это непросто. Но если это дано, значит, в этих сложных условиях надо бесконечно умножать свою бдительность!

77. Посмотрите на очень важную деталь, очень важную… Я часто говорил, что будущее человека видно и видно то место, где тьма уготовит ему яму, уготовит ему бездну, в которой он может погибнуть.

78. Так как же увести его от этой погибели? Конечно же, только через то, что может проявиться рядом с этим человеком: либо это будет подсказка, либо знак, который призван увести человека, и он должен уметь его понять.

79. Но одна сложность — когда человек один, наедине с окружающим миром, со своими братьями; другая сложность — когда он находится с Истиной и является учеником, пытаясь постичь эту Истину.

80. Так вот узрите очень важную тайну, отголосок которой, конечно же, вы много раз уже слышали в Моих ответах разным людям.

81. Если вы желаете сходить за хлебом, а Учитель говорит: “Сходите вон в тот магазин”, — нужны ли будут дополнительные рассуждения о том, что там хлеб дороже, а в другой стороне хлеб намного дешевле и более поджаристый?!

82. Это будет невежество, потому что можно настоять на своём и пойти за хлебом дешёвым, казалось бы более вкусным, но не дойти до магазина, или же, купив хлеб, не вернуться обратно. Всё может разрешиться очень просто.

83. Поэтому вы должны знать, что, если в ваших ошибках будет решаться судьба других людей, Я буду настойчив, буду суров и обязательно приведу вас к тому, чтобы вы сделали то, что Я жду.

84. Но если будет решаться ваша судьба, то Я не буду настойчив, Я только лишь потихоньку скажу: “Сходите туда”, — и повторять больше не буду. Дальше вы решите свою судьбу.

85. Это и есть проявление той истины, что надо учиться услышать и исполнить всё, что может для вас проявиться, как бы вам ни показалось — ошибка это или нет, ибо трудно многое оценить, когда ничего не произошло;

86. Потому что если бы вы послушали Моё слово и сходили купить дорогой хлеб, а потом попробовали его дома, а он оказался невкусный, то вы бы сказали: “Что-то мы тут сделали ошибку, надо было сходить туда, мы же говорили, что там хлеб вкуснее, дешевле”. Но это был бы разговор на незнании того, что вас там ожидало.

87. И невольно вы считали бы себя правыми, не замечая самого страшного: что вы тем самым открыто сказали, что Истина ошибается.

88. Вот так во многом: в разговорах, в разных спорах, которые сразу начинают закручиваться, не замечается то, что звучит для вас.

89. Часто, Вадик, у тебя в характере, ты это знаешь, присутствует определённая степень горячности, очень быстрая реакция в защиту своего решения.

90. Что бы ни было сказано — очень быстро идёт внутренняя защита. Она идёт не только во внешних словах, жестах, но и проявляется внутренне, — почему, общаясь с тобой, многие начинают замечать эту жёсткость.

91. И конечно же, выкорчёвывать это нужно будет ещё долгим временем. Нужно будет стремление, нужно будет постижение, нужны частые молитвы, покаяние. Нужно умение переживать содеянное, правильно оценить его и вычистить в молитвах,

92. О чём так много, и именно для вас, рассказывалось во Франции: о Франческо ди Паоло, о смиренном, молитвенном состоянии.

93. Это труд большой, но он необходим, особенно сейчас, потому что дальше начинается особый путь, особый.

94. В этих спорах, Вадик, невольно проявляется такая сторона, когда ты как бы не допускаешь за собой того, что, в свою очередь, где-то можешь ослышаться, где-то можешь оговориться.

95. И, настойчиво утверждая правду, ты, конечно же, не замечал, как открыто порой говорил, что Учитель может ослышаться, может оговориться.

96. Много, Вадик, не хотелось бы Мне говорить об этом, касаться многих сторон, ибо неправильно будет ставить вопрос: “В чём мы ошибаемся?”

97. Потому что Я могу только сказать, что пока ещё ничего не было сделано правильно.

98. Потому отныне Я бы хотел, чтобы за предстоящую неделю Моего окончательного перехода вы познали ту ответственность, которая возникает на ваших плечах.

99. Ибо вы беспорядочно машете руками, но теперь должно знать, что в руках ваших молоток; и беспорядочность движения имеет такое таинство, когда любой неверный взмах изменяет траекторию молотка не куда угодно, а к шляпке гвоздя, поставленного к сердцу вашего Учителя.

100. Но Я уже сказал вам, стремящимся быть учениками, что не эта боль важна: это — Моя боль, Я её буду терпеть.

101. Главное — радость Моя будет в том заключена, что вы будете стремиться понять каждую истину, каждое слово, каждый жест, каждый взгляд, каждый Мой шаг.

102. Когда Учитель рядом, ученики призваны учиться во всём, ибо здесь нельзя выделять, когда Я специально буду говорить для вас, как на уроке, а когда Я просто буду ходить, когда Я просто буду смотреть.

103. Во всём для вас урок, чтобы вы не были в дальнейшем подобны тем, кто предаёт, потому что, не исполняя маленькие детали, крупицы, вы становитесь теми, кто предаёт Истину.

104. А предательство не соизмеряется какими-то маленькими масштабами или большими, оно имеет одну суть, очень горькую…

105. Теперь вам постигать…Такое Мне не придётся больше говорить.

106. И конечно же, у Меня нет возможности многое сказать для всех. За вами — умение донести до других понимание истины быть учеником.

107. Сейчас вы должны понимать: раньше, на первой ступени, вы были неплохими учениками, но начинается новая ступень, на которой учениками Я пока вас не вижу, как и никого.

108. Теперь начинается главное. Познавать искусство быть учеником — великая Истина, бесценная, от Неё зависит жизнь ваша, жизнь Мира, жизнь Земли, жизнь всего человечества — детей Бога.

109. И вновь завершу начатыми словами: Я сказал вам это не для того, чтобы погрузить вас в грусть и печаль, хотя это грустно и печально, но чтобы вы почувствовали ответственность и продолжили Путь так же, как вы вошли сюда”.