201. Поэтому будьте осторожны. Учитесь присматриваться к тому, что вы ощущаете от действий ближнего. А особенно в отношении вас, особенно если вам как будто бы помешали что-то сделать. Будьте осторожны, не судите их, они сделали правильно. А значит, вам надо что-то поменять в себе.
202. Не теми действиями всё определяется, которые вы наметили, а тем, что внутри у вас происходит. Вот главные ценности где проявляются.
203. Мир меняется именно от того, что внутри у вас происходит, а не от того, что сделают ваши руки. Ваши руки могут сделать что-то, но, может, потом это разрушится, забудется, исчезнет, превратится в прах.
204. А вот когда меняетесь вы внутри, меняется вокруг информационное поле. То есть мир весь, мир Материи меняется от того, как меняетесь вы сами. Это серьёзные, глобальные изменения.
205. А поделки ваших рук – это всё временное. Оно появилось, исчезло, прах этому цена. Главное – сам процесс, делание. Потому что в процессе делания меняетесь вы. И вот это и есть самое ценное.
206. Вот и меняйте себя прежде всего. Вот где главная будет ваша задача. А не то, что вы там вспашете, настроите или не настроите. Это совсем неважно.
207. Оно играет какую-то роль временную, где вы можете порадоваться, вдохновиться, что что-то смогли сделать, попробовать ещё больше сделать. Но не это будет главное. Это всё порастёт однажды бурьяном, всё, что вы сделали. Не это ценно.
208. А вот какими вы становитесь, внутри что у вас происходит – вот что ценно, вот где работа. Давайте-ка не теряйте внимания в эту сторону».
209. «Спасибо. Так и буду делать».
210. «Учитель, в момент горения жена, бывает, начинает разговор с обвинения просто. И бывает, что молчание ещё больше её распаляет. Будет ли ей помощью, если я начну объяснять? То есть я имею понимание, что оправдываться неправильно, а меня не спрашивают».
211. «Может быть, требуется признание ошибки придуманной».
212. «Ну, бывает».
213. «Когда есть требование признания какой-то придуманной ошибки, то объяснение здесь не играет никакой роли. Наоборот, оно тоже может играть такую же роль, как и молчание, ещё больше заводить человека.
214. Можешь поиграть в эту область: «Да, такой я. Я действительно такая скотина, я такого наделал!.. Может быть, я ещё склонен больше сделать». И поиграй в это, можно поутрировать так. Признавайся во всём: “Я и родину предал, и вообще, наверное, самый последний человек”».
215. «А если она от этого ещё больше сорвётся, обвинит в событиях, которых, допустим, не было?..»
216. «А ты соглашайся».
217. «Так она придумает, что это действительно было».
218. «Ну а что… она всё равно сорвётся. То есть, видишь, ты не согласишься – сорвётся. Тогда есть шанс, значит, что вдруг не сорвётся, если согласишься».
219. «Надо попробовать».
220. «Ну да, видишь, как бы ещё есть какая-то надежда. Потому что предыдущие варианты уже все понятны, они идут со срывом.
221. Порой, когда вам навязывают какие-то страшилки, которые о вас думает кто-то, очень полезно поиграть в ту же самую игру. Начните утрированно соглашаться со всем этим и ещё добавляйте страшилки в свою сторону. И попробуйте посмотреть, как это будет сказываться. Это порой очень интересно может сказываться».
222. «Здравствуй, Учитель. Благоприятно ли девочке четырнадцати лет по своему желанию вступить в единую Семью?»
223. «Вступить – не получится, а принять участие в жизни Семьи – да пожалуйста. Это же никто не запрещает.
224. Просто вступление – это когда Семья берёт ответственность не только за человека, а за его хозяйство. Но у тебя нет хозяйства, ты ни за что не отвечаешь. Ты просто как самостоятельный человек, который очень хотел бы в чём-то помогать. Да пожалуйста, приходи, помогай, участвуй в жизни, насколько это будет получаться.
225. Тем более что ответственности особой никакой не возлагается, ты более свободна в каких-то обстоятельствах, где, если не получается прийти, ты не приходишь и с тебя никто этого не спрашивает, не задаётся вопросом, почему ты не пришла. Не получилось, видимо, и всё».
226. «И ещё вопрос от моей подруги. Она вступила в единую Семью. Можно ли ей поднимать руку и говорить, что видит грубое нарушение на собрании, если она не прочитала до конца весь Последний Завет?»
227. «Если видит, значит, может сделать. То есть это не означает, что надо обязательно прочесть весь Завет, чтоб потом увидеть что-то.
228. Там очень много всего, в Последнем Завете, тысячи разных обстоятельств. Но одно из них вы вполне можете увидеть на самом раннем процессе прочтения».
229. «И вот ещё вопрос. Нужно ли говорить мальчику, что он тебе нравится?»
230. «Девочкам лучше не торопиться это делать. Лучше не торопиться. Выдерживай паузу, пусть мальчик больше проявит свою смелость. А то можно сбить у него прицел, и он глупости начнёт городить. Ведь мальчику больше присуще самоутверждение.
231. Хотя и у девочек это очень развито от ложных взглядов и неправильного воспитания. Но у мальчиков по природе заложено самоутверждение, это мужское качество. Поэтому эта склонность может привести к серьёзной ошибке в его поведении.
232. Поэтому допустимо, что ты или девочка какая-то не будете торопиться это говорить. Если дружба идёт, в общем-то, этого уже достаточно. Общение идёт – это уже хорошо».
233. «Мальчик восьми лет проговорил чётко, что считает, что Бога нет. При этом иногда участвует в литургиях, благословлении стола. Правильно ли ему участвовать в этом при таком понимании?»
234. «Да не обращайте внимания на эти суждения».
235. «То есть пускай участвует?»
236. «Пускай. Если участвует с интересом, пускай участвует».
237. «Привет, Учитель. Три месяца назад я и мечтать не мог задать вопрос живому Учителю! И вот вопрос про волевые качества. Влияют ли волевые качества, которые мы разрабатываем в спорте (допустим, когда бегаем, нагрузки какие-то даём), развивают ли они…»
238. «Нет-нет. Это один из вариантов, вы учитесь проявить волю к чему-то. И вот нельзя, тренируя какую-то одну такую сторону волевых особенностей, предполагать, что воля будет развиваться и во всех других областях.
239. То есть, если человек имеет склонность к спортивным занятиям (бывает, психологически он склонен), ему проще будет проявлять волю в этом отношении и тренировать себя, добиваясь всё больших результатов.
240. Он может быть хорошим спортсменом. Но, к примеру, подойти и девочке сказать, что она ему нравится, он не сможет в течение всей жизни. Хотя будет замечательным чемпионом. Уже всё переделал, уже самый непобедимый, но подойдёт к девочке – и будут у него коленки трястись, и где-то слова потеряет все, он даже не будет знать, что сказать. Смелости никакой, ни воли, ничего не осталось сразу как будто бы.
241. Поэтому воля везде дополнительно тренируется вами, когда вы общаетесь друг с другом. Вот вы и наблюдайте за собой, где вы чего-то смущаетесь, где вы боитесь делать какие-то действия. И пробуйте преодолевать какие-то свои страхи и вести необходимое общение с ближним».
242. «Можно ли её тренировать, когда мы держим это во внимании каждый возможный момент?»
243. «Тренировать просто во внимании нельзя, нужно тренировать только на практике. Ну как во внимании держать физическую культуру, чтобы развивать мышцы? Нужна практика, где ты начинаешь подтягиваться и прочее делать. Вот так и здесь.
244. Ты принял к сведению: «Ага, здесь у меня, наверно, слабинка в этой области» – всё, теперь наблюдай общение, с этим связанное, которое затрагивает именно эту часть твоих волевых особенностей. И дальше уже пробуй преодолевать себя. Вот попытка преодолеть свой страх, свой комплекс какой-то – это и есть работа над волевыми усилиями».
245. «Здравствуй, Учитель. Я подошла к мужу и сказала, что хочу посадить дыни. Он мне сказал, что в этом году дыни сажать не будем. И я в этот момент расстроилась. Обычно, когда я расстраиваюсь, просто сажусь на кровать и смотрю в одну точку. Меня как будто внутри что-то блокирует».
246. «Так. Ну, у тебя слишком много капризов. И что ты хочешь спросить? Как бороться с капризами?»
247. «Я сказала: «Ты меня обламываешь и хочешь, чтобы я радовалась. Я сразу не могу, мне нужно время, чтобы успокоиться». Я могла такую фразу сказать?»
248. «Нет».
249. «Это осуждение?»
250. «Ты обозвала его тем, кто обламывает тебя.
251. Скажи: “Извини меня, я просто ещё такая дура несдержанная, капризная, и всякие мелочи я слишком негативно воспринимаю. Не умею по-другому, вот пробую исправиться. Ты сделал всё правильно. А я вот такая пока ещё”».
252. «То есть я как бы обозначила, что он неправильно поступил, да?»
253. «Ты не должна обозначать неправильность его действий. В чём же неправильно? Ну сказал, нет так нет. В чём дело?
254. Вот ты говоришь про реакцию, которая связана с очень нехорошим твоим качеством. Впрочем, этого навалом. Тут Я немножко тебя успокоить могу: не одна ты».
255. «То качество, что я капризничаю, когда не исполняется моё желание?»
256. «Да. Конечно».
257. «А вот я, Учитель, никак, сколько ни пытаюсь, не могу понять, что такое осуждение. Осуждение – это вот это расстройство внутреннее? Или вот эти слова, когда я ему говорю, что…»
258. «Осуждение связано с обозначением врага: кто-то вредит в твоей жизни, кто-то делает что-то во вред тебе. В данном случае у тебя – муж. Он у тебя выглядит именно так в твоих суждениях.
259. Тебя не должно было это задеть. А раз задело, у тебя уже есть это всё лишнее».
260. «А правильно я понимаю, что я за каждым своим желанием должна следить, насколько я к нему привязана?»
261. «Это будет тебе сложно определить – насколько ты к нему привязана. Привязанность определяется как раз в моменты, когда твои желания не реализуются. И вот насколько тебя может задеть отсутствие реализации, настолько у тебя была привязанность проявлена к этому».
262. «То есть я заранее ничего не могу сделать, да?»
263. «Ты можешь дополнительно проговорить: «Если сейчас не получится, значит, и не надо». Если ты хочешь спросить у мужа, так и предположи вероятный отказ: по всей видимости, он увидит, что это глупости с твоей стороны, и вполне может сказать, что не надо. Значит, наверняка ты сейчас пока торопишься».
264. «Тогда легче реакция возникает, когда я предполагаю, что он может отказать. Если я подхожу с таким предположением, я тогда так не расстраиваюсь».
265. «Хорошо. Так и делай».
266. «А если я это не успела сделать, то я расстраиваюсь».
267. «Расстроилась – торопись быстренько оправдать его».
268. «А пока я его оправдываю, я сижу как вкопанная на одном месте, смотрю в одну точку. У меня все чувства расстроены, и я пытаюсь оправдывать».
269. «И если видишь, что он может увидеть твоё такое состояние, поторопись его успокоить, скажи: “У меня «заклин» просто произошёл. Всё ты замечательно сделал, но у меня что-то там «квакнуло». Пробую отловить эту штуку”».
270. «Понятно. Спасибо. То есть это ничего, что я так сижу, да? Или мне надо…»
271. «Ну а что Я тебе скажу? Прыгать вместе с квакающей штукой этой?»
272. «Сижу и успокаиваюсь какое-то время, пятнадцать-двадцать минут, полчаса даже иногда».
273. «Это зависит от того, какими вы качествами обладаете. Одному хорошо бы ещё, чтоб не ударил. Уже победа, если в ответ не ударит. А ты, видишь… минут двадцать посидеть – уже как-то более безопасно».
274. «А меня тоже задело, когда он сказал: «Вот как к тебе ни обратишься, ты всё расстраиваешься». Это значимость моя такая, да, что я хочу в его глазах выглядеть хорошей?»
275. «Да конечно, такая уродливая значимость. Боритесь с такими делами, это нехорошее явление. Оно разрушает ваши семьи».
276. «А когда я сижу и успокаиваюсь, я же борюсь, получается, да? Правильно я понимаю?»
277. «Ну да. Смотря что ты делаешь. Если ты сидишь и в одну точку смотришь, то это не означает, что ты борешься».
278. «Когда сижу и смотрю, я оправдываю. Я говорю, что он не может сейчас…»
279. «Да, да, делаешь всё, что можешь. Всё благоприятное, всё положительное, всё, что найдёшь. Всё пытайся сделать и следи за своим состоянием. Когда правильно делаешь, у тебя должно успокаиваться твоё состояние».
280. «Так и происходит, я успокаиваюсь. Потом могу подойти обнять, поцеловать его уже».
281. «Тогда нормально. Так нормально делать».
282. «У меня уже потом обиды не остаётся».
283. «Хорошо. И это явление, которое не пройдёт за один, два, три раза таких усилий. Это может всю жизнь потребовать, где по чуть-чуть оно у тебя начнёт утихать.
284. Это мы говорим сейчас об обстоятельствах очень серьёзных. Так как эти корешки пронизывают всю вашу психику и их очень много, так это не дёрнешь с одного места, чтобы уже высвободилось для хороших каких-то посевов. Это дёргать надо будет долго, терпеливо и кропотливо».
285. «Ещё про значимость хотела спросить. Бывает, иногда девочки собираются на какие-нибудь посиделки, девичники. И у меня возникает чувство грусти, что ли, если меня не пригласили. Это тоже значимость?»
286. «Да, это тоже значимость».
287. «Правильно я понимаю, что я туда не прошусь, не спрашиваю, просто радуюсь за то, что…»
288. «Как хочешь, можешь и спросить. И уже будь готова тогда к каким-то намёкам. Прямо не хотят отказать, но, может быть, начнут намекать…»
289. «Но у меня внутри такое, что я не могу даже перешагнуть, чтобы это спросить».
290. «Вот время работы над волевым усилием. Развивать силу воли там, где ты не можешь перешагнуть. Вот и перешагни. Это и есть начало работы над своей силой воли».
291. «Мне казалось, что переспрашивать – неправильно, я и не перешагивала. Считала, что не надо напрашиваться никуда. Но если это правильно, может, и надо».
292. «Если ты предполагаешь, что там могли просто забыть о тебе, просто случайно забыть…»
293. «Да не обязательно случайно. Просто, может быть, не совсем в круг интересов я вхожу».
294. «То есть ты предпочитаешь негативное домысливание?»
295. «Это негативное?»
296. «Да».
297. «Я не думала, что…»