Повествование от Вадима

Часть 21

Глава 24

Внутренне активные дни Безвременья привели к Празднику. Рождество Учителя. Литургийное шествие к Храмовой вершине и литургия на Храмовой площади Обители Рассвета слились в долине слияния в ожидании Учителя…

2. И было Слово: «Ещё одна ступенька с ожидающими вас сюрпризами, подарками и – ещё хочется применить один термин – «платой». Знакомое вам слово.

3. Вы уже достаточно хорошо понимаете на примере тех жизненных проявлений, в которых вы находитесь, что у всего есть своя цена и за всё нужно заплатить. Выбираете дорогу в сад с персиками – получаете персики. Выбираете дорогу, идущую средь кустов терновника, – выбираете тернии.

4. Те из вас, кто недостаточно помудрел, находя кусты терновника, удивляются и негодуют, почему же там нет персиков. Куда идёшь, то и находишь.

5. Чем больше познаёшь Истину, тем больше ответственность, тем точнее нужно идти, тем грамотней нужно делать усилия.

6. Всё меняется. Если что-то не развивается, оно становится хуже. Мир не развивается, а значит, всё становится хуже. И кто бы как-то ни бравировал какими-то достижениями, это всё иллюзия побед. К сожалению, но всё становится хуже. А значит, будет ещё труднее.

7. Но трудности учат. Надо уметь читать книгу трудностей, глаза чаще открывать, не зажмуриваться, когда страшно и когда, как ребёнок, хочешь спрятаться, закрыв глаза. Надо внимательно читать слова жизни и особенно вчитываться там, где открываются страницы трудностей.

8. Вы, наверное, хорошо помните мультфильм «Ёжик в тумане». А ведь вы ёжики в тумане все. И что бы там автор ни пытался выразить, определённый угол внимания на образ, выраженный в этом мультфильме, достаточно правильно может показать, какова жизнь человека.

9. Когда находишься в тумане, видишь достаточно хорошо только то, что рядом, то, что маленькое; подходишь к чему-то большому – и уже трудно это осмыслить, потому что многое не видно.

10. И тут можно вспомнить притчу о «мудрецах», или слепцах, которые пробуют осмыслить, что есть слон. Но они слепые. Один за хвост ухватился и уже быстро сделал вывод, что такое слон, другой – за ногу, третий – за хобот, и каждый успел сделать какой-то вывод (он ведь чувствует, он соприкасается!). Но представить, что такое слон, они не могут. Они умудрились ухватиться только за что-то отдельное.

11. Так же и в тумане. Если подходишь к чему-то очень большому, то чем больше объект или явление, к которому приближаешься в таком тумане, тем сложнее сделать грамотный вывод. И будет очень важно прежде всего никогда не торопиться с суждениями, а особенно с теми, которые носят негативный оттенок.

12. Если вы незаслуженно что-то похвалите и восславите, это не страшно, вы не теряете в этом ничего. Но если вы незаслуженно что-то разобьёте, уроните, растопчете, вот за это надо будет платить однажды обязательно.

13. И потом будет глупо смущаться, почему в руках у вас какой-то репей. В вашем личном понимании, вы вроде бы пытались сорвать персики – а целая пригоршня какого-то мусора. И тогда ещё более глупо будет пытаться найти виновного, кто якобы умудрился подсунуть вам в руки эти все неприятности.

14. Нужно будет мудро понимать: это сорвали вы, сорвали в том месте, куда шли целенаправленно сами, никто вас туда не толкал. Вы всё находите сами. Нельзя вам насильно в руки вложить какие-то нехорошие, горькие плоды.

15. Я надеюсь, вы понимаете, что прежде мы говорим о духовной стороне вашей жизни, о психологии человека.

16. Руки, которыми обладает ваше тело… да, туда можно что-нибудь и впихнуть, подсунуть то, чего вы не хотели. Это можно. Это и делается уже тысячи лет. Но там, где вы ищете духовные ценности и протягиваете «духовные руки», чтобы наполнить ладони свои и напиться живительной влаги, там нельзя подсунуть, просто невозможно это сделать в принципе. Поэтому, если в этом случае ваши руки наполнились чем-то горьким, неприятным, вы взяли это сами. Именно сами.

17. Путь Истины – это путь каких-то очень больших величин, законов, которые, если вы пребываете в тумане, очень уж сложно различить. Можно догадываться, почувствовать их присутствие, но осмыслить их не всегда удаётся сразу. Нужно время, чтоб вы выросли и поднялись над тем туманом, который временно закрывает вас от солнца.

18. Туман – это невежество. Невежество не есть какая-то грубость, это просто отсутствие знаний, нужных знаний. Их не хватает порой.

19. И пока не хватает, вы пробуете заполнить чем-то сами эту нехватку. Наполняете многими условностями, которые к Истине часто не имеют никакого отношения. Вы начинаете бороться за эти условности, устраивать революции, что-то ломаете, что-то пробуете создать…

20. Но часто это происходит на условностях, не имеющих к Истине никакого отношения, но на этот момент допустимых для вас, потому что это хоть как-то двигает вас к необходимому познанию, где через трудности вы учитесь понять Истину. А потом, если она появится, вам легче будет её найти, взять.

21. Очень важно иметь правильные ориентиры, особенно когда находишься в тумане. Вот об этих ориентирах вы уже многое слышите, приходя сюда, читая создаваемые книги Последнего Завета. Мне много уже удалось вам дать ориентиров: какие-то достаточно понятные, какие-то могут быть недостаточно понятные (но это естественно).

22. Если чему-то нужно научиться, это не значит, что нужно услышать что-то, что вам хорошо известно. Если вы слышите то, что вам хорошо известно, вы не учитесь, вы просто слышите известное вам. Это не наполняет, это не ведёт никуда. Это может только подтвердить что-то, что вы имеете.

23. Но если мы говорим об Учении (а Учение предполагает какое-то развитие, развитие к чему-то всё более интересному и лучшему), значит, этот разговор может идти о чём-то, что вам мало известно, а что-то может быть и вовсе неизвестно, и следует это понять. И тут вам неизбежно приходится прикасаться к чему-то большому, что трудно осмыслить сразу.

24. Но, прикасаясь, вы, естественно, по законам психологии, которая присуща человеку, быстро пытаетесь сделать вывод. Вывод – это значит сравнить с чем-то вам известным.

25. И вы начинаете рассуждать о слоне, только лишь затронув за хвостик и думая, что он такой – как верёвочка. Другой – за хобот и думает, что слон – это, как змея, что-то большое и длинное, гибкое. Третий – за ноги, думает, что слон – это какая-то колонна…

26. Но это временно. Если продолжать постигать то, к чему вы прикасаетесь, и пытаться трогать всё вокруг, чувствуя, осмысливая, в конечном итоге вы, естественно, поймёте то большое уже в том смысле, в котором это и надо.

27. Путь Учения – это путь изменения себя. Истинный духовный Путь не призывает, чтоб вы изменяли окружающих.

28. Это большая глупость, когда кто-то бегает и пытается спасти кого-то в этом смысле. Так нельзя спасти никого, и более того, вы и себя потеряете. Потому что духовный Путь – это прежде когда вы меняете самих себя.

29. Ничего не навязывая никому, вы просто себя меняете. Но тем самым неизбежно вы меняете весь мир. Но вам не надо на эту тему задумываться – как активно и как широко вы меняете мир. Не надо задумываться, чтобы не питать свою гордыню.

30. Потому что гордость часто подсказывает вам, что надо спасать кого-то и как будто тем самым вы уже на правильном пути стоите. А это иллюзия. И не меняя правильно себя, вы тем более никого не сможете поменять и спасти.

31. Духовная Истина несёт свою уникальную особенность. Её правильно постигать сможет лишь тот, кто начал её чувствовать, видеть хотя бы чуть-чуть.

32. И внутренний глас, который в этот момент человек испытает, он почувствует как потребность, чувственное желание изучать эту Истину. Она становится ему дорогой, хотя он её не может осмыслить в полной мере. Вот этот момент важен, чтобы теперь уже начать изучать.

33. Если этого чутья нет, изучать Истину невозможно. Поэтому человек остаётся уже с тем, что на тот момент он чувствует и считает для себя истиной. Значит, ему рано ещё идти к чему-то большему, ему надо до конца что-то доделать в том, где он пока ещё пребывает. И это нормально.

34. И вот тут важен для вас ориентир. Если вы почувствовали, что встали на нужный путь, но пока ещё находитесь в так называемом (таком условном) «тумане», очень важен какой-то ориентир, чтобы не блуждать в ложных направлениях, а более-менее как-то правильно двигаться.

35. Мы уже много ориентиров обозначили, вы уже знакомы со многим. Но кое-какие ориентиры Мне хочется вновь и вновь упоминать, потому что они для вас жизненно важные.

36. Если вы их не сможете правильно осмыслить, понять и держаться, вы не сможете правильно пойти. При всём своём стремлении говорить и ощущать себя верующим, вы не будете развиваться, вы будете пребывать в иллюзии, что вы верующие, но к верующим не будете иметь никакого отношения, кроме того, что вы говорите об этом.

37. Но верующий – это не тот, кто говорит, кричит о любви к Богу очень много и страстно. Нет. Верующему вовсе не обязательно кричать так громко об этом.

38. Более того, как раз верующий меньше всего будет стремиться это сделать, потому что он будет понимать, что его вера определяется его делами. И он будет стараться делать то, что определяет его вера.

39. А чего говорить о том, что ещё не сделано? А сделано ли правильно – он не может знать. Поэтому из скромности он не будет говорить торопиться громко о своей любви к высшему, к священному. Он будет смиренно допускать, что он пока ещё, по всей видимости, идёт хуже всех.

40. А чего ж тут так сразу кричать громко об этом? Надо учиться. Пока хуже всех, но, может быть, завтра уже будет удаваться лучше, и он будет стараться делать. Но именно будет стараться делать!

41. Делать – вот куда сходится всё. Все призывы, всё Учение сводится к тому, чтобы делать, менять себя.

42. А что такое менять себя? Где точка в жизни, в каждом дне, когда нужно быть предельно внимательным, понимая, что наступил выбор? Ведь выбор у вас возникает каждый день. В разных обстоятельствах ваших взаимоотношений друг с другом у вас возникает выбор: сделать правильно или сделать как хочется.

43. Будьте внимательны к этому выражению – «сделать как хочется». Ведь вы хотите сделать только то, что вам близко, что отзывается вам чем-то приятным и удобным, что соответствует вашему внутреннему миру.

44. Если мы говорим, что вы должны познать что-то неизвестное или пусть даже малопонятное, значит, этого вы желать не сможете. Нельзя желать непонятное. Желать вы можете только известное и которое уже успело отозваться у вас чем-то вам приятным. Тогда вы можете желать.

45. Истина призвана изменить ваши жизненные интересы. Именно жизненные интересы.

46. Жизненные интересы – это не понимание, которое может формироваться в вашей голове, когда вы своим сознанием можете определить: да, так было бы правильней (или так будет замечательно). То есть голова, мышление ваше способно создавать достаточно интересные выводы, но эти выводы могут не соответствовать вашим желаниям.

47. А вами движет желание. Именно желание становится основой характера рассуждений, которые вы ведёте.

48. Поэтому человек относится к цивилизации, о которой Я уже неоднократно говорил и которую достаточно правильно было бы пока обозначить как «псевдоразумная цивилизация». Ведь не разум вами движет, а желание. И когда ущемляется ваше желание, вы начинаете размышлять в угоду желанию. Это опасно.

49. И если человеком управляет прежде всего его эгоизм, то есть его природные инстинкты, и он пока ещё не знает, что такое духовные ценности, – рассуждения человека основаны на эгоизме (то есть так, как хочет сам человек).

50. Поэтому одну и ту же ситуацию вы можете видеть по-разному, вы можете её осмыслить по-разному, искренне будете доказывать что-то своё об одной и той же ситуации, и выводы у вас будут разные. И вы будете искренне верить, каждый, что правильно осмысливаете ситуацию, а выводы у всех разные. Но это невозможно для разумных обстоятельств. Это невозможно для деятельности разума.

51. Любое явление имеет под собой один закон, характерный этому явлению. Разумный подход предполагает одно понимание одного явления. Как задачи математики.

52. Если вы знаете, что два прибавить два – четыре, бессмысленно вам спорить: «А может быть, не четыре?» и удариться в большие рассуждения такие, где вы много даёте разных выводов, разных ответов и спорите между собой. Вы этого не делаете.

53. То есть как-то умудрились понять, что два и два – четыре. Надо же! И все в это верите. Вам это уже как знание дано, вам не надо об этом спорить. Это простой закон. С разумной стороны вы сделали один правильный вывод.

54. А духовные законы тоже носят такой характер, где о них нужно сделать один вывод. Один. Потому что это закон.

55. Вы можете иметь отношение разное к чему-то, в смысле – воспринимать по-разному что-то красивое, некрасивое; вы можете создавать что-то, думая: «Вот сделаю красивое». Кому-то нравится, а кому-то не нравится – это нормально. Вот это отношение к чему-то внешнему у вас должно быть разное.

56. Но понимание закона должно быть одно и то же. Это закон, закон духовного развития. И если вы видите много разных рассуждений на эту тему, вы видите ложь.

57. Закон – один, и нужно обрести одно понимание. Тогда вы будете едины в этом законе. Вы не будете так смертельно опасны друг другу, когда у вас очень сложное восприятие этих законов и очень разное.

58. Вот эта задача и стоит. И пока у людей нет одного понимания этого закона, их ждёт горе. Их ждёт горе, и оно всегда настигает человека. Горе уже идёт из века в век, тысячелетие за тысячелетием.

59. Вы видите, как неприятно порой оборачивается история разных обществ, как много неприятностей может происходить. А это потому, что один закон понимается по-разному.

60. Его не пытаются грамотно осмыслить, все пробуют искать выход в другом: пытаются придумать законы экономики, законы политики и уйти от главного, от чего зависит возможность быть человеком, просто быть человеком.

61. Поэтому пути решения вашего благоденствия, которые сейчас используются, попытки решить эти задачи в обществе, в разных обществах – это тупик. И он уже всё более отчётливо реализуется. Остаётся только шмякнуться на скорости об эту стену.

62. Ну, порой и это бывает полезно. Бывает, шмякнувшись, начинаешь понимать – ух ты, не туда шёл! Но если, конечно, голова целой останется, то ещё можно подумать.

63. Вот так и шмякаются в тумане из века в век те, кто порой наденут на свою грудь очень много блестящих предметов и кричат, что они хорошо видят. А контуры на стенах таких тупиковых от таких предметов остаются рельефные, где они пробовали пройти в том месте, где двери нет.

64. Но они пытались доказать, что именно тут и есть дверь. И так время от времени образуются рельефные контуры того или иного героя.

65. А ведь дверь есть. Но она не там, где вы хотите придумать её, поудобнее увидеть. Она там, где ей определено быть Гармонией. Она и стоит – замечательная дверь, простая, в неё все могут войти. Но надо перестать делать глупости и двинуться в направлении этой двери.

66. Правда, путь к двери труден. Он труден не потому, что там ухабов очень много разных (и вы такие хорошие вышли, а тут перед вами то болото, то яма, то ещё что-то). Нет, это прямая дорога, но вам мешает идти внутреннее, что у вас есть.

67. Ухабы, болота – это внутри вас и это мешает идти. Вы вроде пробуете поставить ногу, а внутренняя какая-то неприятность её подворачивает. Вы падаете и думаете: «Ну, дорога кривая». Да дорога-то не кривая, а нога вот у вас подворачивается, потому что вы определённым образом как-то преломляете реальность, очень как-то специфически.

68. Так вот точка, которая должна приковывать ваше особое внимание, эта точка, возникающая в вашей жизни (и часто она возникает каждый день), – эта точка связана с обстоятельствами, где ущемляется ваш жизненный интерес. То есть какие-то обстоятельства или кто-то ущемляет то, что откликается как желанное.

69. То есть вы что-то хотите. И чем сильнее вы хотите, тем сильнее выстраивается цель определённая пред вами, вами поставленная, которая отзывается на ваше желание.

70. Поэтому всё, что хоть как-то начинает препятствовать движению вашему к тому, что вы желаете, как правило, ассоциируется с действиями врагов: кто-то не даёт вам жить якобы. Вы хотите, вы определили для себя главным, а тут раз – и подножка. Что такое?

71. Вы начинаете изливать бурю негодования, обиды в адрес того, кто поставил почему-то вам подножку, как-то сдвинул что-то на вашем пути и мешает двигаться к тому, что вы желаете.

72. И получается, мудрости-то не хватает правильно оценить эту ситуацию. Вы сразу обижаетесь, вы думаете, что кто-то виноват, что вокруг одни только шпионы, «троцкисты» и так далее; что обязательно кто-то должен быть виноват в том, что вам что-то стало неприятно, ущемилось желание. Величайшая глупость человечества! На этом все горести и строятся. Будьте внимательны!

73. Последний Завет, всё Учение помогает, призвано помочь вам найти правильное решение в момент, когда ущемлено ваше желание, интерес жизненный.

74. Ещё раз повторюсь: интерес – это не то, что определила ваша голова (ваш мозг сумел проанализировать и сделать вывод – вот туда пойти хорошо). Нет. Желание, интерес жизненный… Это связано с вашими чувствами, и это самое больное.

75. Как ребёнок реагирует? Если у него есть желание горячее и вы ему не даёте это реализовать, как он реагирует? Он обижается, он будет с вами ругаться.

76. Себя вспомните: вы сами ругались с родителями, пытались нервничать как-то, демонстрировать своё недовольство. А ведь ущемлено желание. Не то, что ребёнок понимает – это надо сделать.

77. То есть если вы приучаете ребёнка чистить зубы, вы ему доказываете, что это надо сделать, а потом говорите: «А сегодня не чисти» (он пошёл чистить, а вы говорите: «А не надо»), то он с удовольствием повернётся, пойдёт в другую сторону. А если он хочет это делать и вы скажете: «Не надо», вот тут будет скандал. Вот это и есть самое главное.

78. Если мы говорим об изменении вашего внутреннего мира, мы говорим об изменении тех особенностей, которые воздействуют на вас через желания. Это и есть самое сложное. Победить себя – самый большой труд, который нужно сделать.

79. Но если вы его не делаете, тогда ничего не остаётся, как жевать репейник и с завистью посматривать, как кто-то почему-то жуёт персик, а вы в несправедливости оказались обделены. Опять будет кто-то виноват.

80. Но, как правило, конечно, правительство будет виновато. Вы же привыкли где виноватого искать? Ну, там только, где-то наверху: кто-то определил – и насовали вам репейник за щёку. Нет, вы сами загребли, открыв рот, жадничая. Так хотелось побольше загрести, как бульдозер. А гребанули не в том месте, потому что там удобней.

81. Разве мало всяких мудростей, простых, народных, уже возникло на эту тему? Сколько же можно спотыкаться на одном и том же: искать потерянное там, где светлее! Не там, где теряешь, а там, где светлее.

82. Не ищите удобных путей. В мир Истины не каждый войдёт таким образом.

83. Победите себя. Будьте внимательны, когда ущемляется ваш жизненный интерес. Будьте внимательны, не потеряйте голову! Это самый удобный момент потерять голову.

84. И чем сильней у вас был интерес чувственный, тем сильнее у вас вероятность возникновения обиды и прочих глупостей, поддаваясь которым вы становитесь мало похожи на разумное существо. Мало. Вы как приматы: начинаете рыкать, гикать, бегать, чем-то размахивать…

85. Ну, будьте человеками! Вы же дети Божьи! Не роняйте искру Истины, заложенную в вас, не теряйте голову.

86. Ущемился ваш интерес – наступил выбор. Перед вами стрелочки: пойдёшь направо – получишь одно, налево – другое. Ну, так вы выбрать должны, понимая, что всё, что вы выберете, принесёт соответствующий плод. Может быть, не сразу, но принесёт.

87. И надо в это свято верить, понимать. Тем более, если вы верите, что выбираете правильное решение, не ждите сразу же тут же за углом корзину персиков. А если её не дали, вы тут же начинаете сомневаться: наверное, неправильно пошёл.

88. Трудный Путь… Но сразу хочется награду, медаль, почётную грамоту, хотя только шевельнулись в одном направлении. Нет, это необычный Путь, и надо идти много. А когда вырастете духовно, вы и поймёте. Тогда зачем вам эти награды? Это просто стиль жизни – идти по Истине.

89. Так что будьте внимательны к самому главному – ваш жизненный интерес!

90. И будьте внимательны ещё к маленькой детальке – защита. Защита всегда связана с эгоизмом. Защита – это инстинкт, это природное явление. А природное явление – исключительно эгоистическое.

91. Защита нужна, где угрожает что-то вашему телу или телу ваших ближних, жизни. Там этот термин уместен: вы начинаете искать пути охранить, защитить.

92. Но если мы говорим о духовном, то к духовному эгоистическое неприменимо. Поэтому, как только вас подмывать начинает защититься, будьте внимательны: вы делаете ошибку, если будете этому следовать. Не торопитесь защищаться.

93. И та простейшая подсказка о том, что ударили по одной щеке – подставь другую, конечно, была по-своему интерпретирована, немножко иронично высмеяна. Но это разговор шёл о духовной вашей стороне.

94. Учитель приносит духовные истины. Он не учит вас приёмам самообороны, это не Его стезя. Он учит вас духовным истинам.

95. Поэтому простая подсказка о том, что ударили вас по одной щеке – подставь другую, говорит об отсутствии защиты. Духовно нельзя защищаться. Защищаются от врагов, а в духовном смысле врагов нет.

96. Много о чём говорили мы уже, но Я вот опять коснулся… И хотя ещё что-то хотелось бы дальше подчеркнуть, но, думаю, на этот день праздничный достаточно.

97. А вас сейчас хорошо поджигает очень многое. И порой приходится наблюдать некоторые курьёзы, когда кто-то говорил: «Я? Да я могу!.. Да вот мы сейчас», бравируя какими-то истинами, а наступает реальность, зажигается ваш интерес – и вы говорите: «Не-не, это – нет, только не со мной, только не в этой жизни».

98. То есть вы готовы в следующей жизни потрудиться, якобы так у вас есть галочка положительная на потом. А потом будет «суп с котом». Будете жевать его и удивляться: «Что ж такое-то? Я ж хотел потрудиться, но полный рот шерсти…» Ну, и останется сказать: приятного аппетита! Выбрали – ну, кушайте на здоровье, – с лёгкой улыбкой сказал Учитель. –

99. Так что присматривайтесь к тому, что у вас в руках, и учитесь мудро взвешивать. Хотите сладкое – выбирайте путь к сладкому. Сладкое – хорошее, несмотря на то, что порой медики говорят – сладкое вредно.

100. Ну а теперь сделаем традиционное молчание. Помолчим о Вечном, соединимся в нашей молитве.

101. И вы в такой шаг, как перед ступенькой, отбросите всё то, что у вас пред этим проявилось и что вы смогли осознать как ошибку. Попробуйте в этой молитве отбросить эту ошибку, отбросить таким образом, чтобы для себя определить: не повторять её, чтоб уверенней пойти дальше и не возвращаться к глупостям, которые и должны остаться в прошлом, чтоб не тащить за собой эту глупость.

102. Надо жить активно, достойно, делая шаг вперёд как можно грамотней и правильней. Будет ли возможность сделать второй шаг – это время покажет. Но пока есть возможность сделать следующий шаг как можно лучше, его надо поторопиться сделать. Не откладывайте на потом.

103. Хоть России и присуще выражение: «Авось пронесёт», но это же – авось пронесёт! А ведь может и не пронести. Это не гарантия того, что пронесёт. Поэтому вы сделайте следующий шаг достойно. А вот будет ли второй – посмотрим.

104. Будет возможность – ну, ещё поговорим, определим дальше что-то. Но для кого-то может уже и не быть такой возможности. Не откладывайте на потом, торопитесь жить достойно.

105. Ну а теперь…» Наступило таинство. Минуты тишины. Слияние. Мерный звон большого колокола Небесной Обители…

106. «С Праздником! Желаю вам счастья, здоровья, твёрдой поступи на Пути трудном! До встречи», – улыбнулся Учитель миру.