Повествование от Вадима

Часть 21

Глава 1

После Рождества воскресные встречи с Учителем в долине слияния возобновились двадцатого февраля пятьдесят первого года Эпохи Рассвета. Из встреч с Учителем двадцатого и двадцать седьмого февраля.

2. «Учитель, вопрос от тюхтятской группы. Допустимо ли мне прекратить давать пояснения ближнему на его вопросы, если он словами: «Не вешай лапшу на уши» и жестами, иллюстрирующими эти слова, дал понять, что я ему говорю неправду?»

3. «Пояснения ты даёшь только тогда, когда задан соответствующий вопрос от человека, нуждающегося или, правильней будет сказать, проявляющего нужду в пояснениях. То есть человек спрашивает: «Почему ты так сделал?» – ты поясняешь. Если он не спрашивал, не просил пояснений, то их давать уже нет смысла».

4. «Спасибо. Второй вопрос: если один член единой Семьи выразил недоверие другому, но при попытках разобраться за три раза не смог донести суть своего недоверия, может ли другой спокойно жить дальше при условии, что ничего не понял?»

5. «Если действительно ничего не понял, конечно.

6. Можно пробовать уточняющими вопросами помочь выразить что-то, что хотел брат твой или сестра.

7. То есть если кто-то проявился в стремлении тебе что-то подсказать и у него может не сразу получаться выразить что-то, то тогда, конечно же, не надо избегать возможности самому что-то переуточнять, как бы немного помогая человеку выразить, что он хотел бы сказать. Ведь в этом случае проявляется и твоя готовность и жажда учиться, изменять себя, и поэтому ты интересуешься тем, что тебе пробуют дать. Это нормально.

8. Но если в конечном итоге, даже при твоих попытках что-то уточнить, не получилось ничего выяснить – ну нет так нет, продолжаешь делать то, что ясно.

9. Нет смысла останавливаться на том, что невозможно себе пояснить, перевести во что-то конкретное. Как же тогда руководствоваться чем-то? Просто одними переживаниями чьими-то? Это бессмысленно.

10. Вы все по-разному смотрите на какие-то обстоятельства жизни и можете по-разному это переживать. Но если не удаётся конкретизировать эти переживания, то они мало нуждаются во внимании.

11. Вы попробовать можете конкретизировать, но если не получилось, оставьте это занятие, идите дальше. Значит, обстоятельство, которое вызвало переживание, должно каким-то образом дозреть, дозреть до чего-то более ясного. То есть какие-то вскрыться новые детали должны, которые помогут увидеть уже точнее то, что происходит.

12. А ошибки вы делаете постоянно разного рода. Допустимо, недопустимо – это один характер. Но есть допустимые ошибки, которые могут различаться степенью правильности. То есть они все разные между собой, но одно действие более правильное, другое менее правильное. И так по нарастающей – всё более-более правильное; хотя ещё пока, по большому счёту, неправильно что-то, но вы всё точнее и точнее начинаете делать. Поэтому не сразу всё удаётся ясно увидеть и понять.

13. Вы, главное, не отмахивайтесь, чтобы как-то сухо не подошли к вопросу, когда кто-то пробует дать подсказку и не получается. И вот тут можно отмахнуться, сказать: «Ну когда сумеешь сконкретизировать, тогда и подходи». Это будет нехорошо.

14. В этом отсутствие заинтересованности проявляется, заинтересованности постигать Истину и менять себя. Ведь вам чем-то хотели помочь, а вы говорите: «Ну вот когда решишь, что ты мне хочешь дать полезное, тогда и приходи. Разберись сначала». Так это же вам помощь!

15. То есть вы увидели идущего, несущего вам помощь – вы должны заинтересоваться: ох, вам что-то несут интересное!.. ну-ка, ну-ка, ну-ка… И помогаете ему вам дать. А вы больше будете склонность ощущать в себе побыстрей отпихнуть его, чтоб не надоедал. Это будет неправильно. Нужно активизировать свою готовность вот так вот постигать».

16. «Учитель, могу ли я поднять вопрос на единой Семье про опоздание брата на тридцать минут на бдение у свечи в ситуации, когда в течение нескольких дней он никому об этом не сообщил?»

17. «А ты подошёл к нему сразу, когда ты увидел?»

18. «Я сначала не подходил, как бы ожидая, что проявится…»

19. «Почему? Это нормально – сразу подойти: не случилось ли что в семье? почему так получилось опоздать-то? может быть, что-то случилось?»

20. «Там был такой нюанс: от другого брата я узнал, что просто не зазвонил будильник у него и ничего не случилось. Я на единой Семье спросил: «Какие мои правильные действия?» А там сказали: «Надо назвать фамилию». И я потом уже уточнил у него, узнал. Вот такой был момент. Получается, лучше сначала было бы узнать, а потом поднять вопрос, да?»

21. «Правильней, конечно же, узнать. Если ваш брат, сестра вовремя куда-то, к чему-то ответственному не появились, наверное, что-то случилось, и вы интересуетесь, всё ли в порядке. Может быть, что-то такое немаловажное произошло и вынудило человека не успеть к чему-то, что считается ответственным делом в вашей жизни. Вы проявляете эту готовность проявить заботу, если что-то произошло. Но одновременно вы тем самым и узнаёте, что на самом деле происходит».

22. «А вот является ли уважительной причиной опоздания на бдение у свечи то, что не зазвонил будильник?»

23. «И человек просто не смог встать, да? Он должен был почувствовать интуитивно?»

24. «Ему потом позвонили, спросили. И он тогда приехал через полчаса».

25. «Ну не все вы сможете интуитивно встать в нужное время. Вы можете встать в нужное время, если имеете очень особенную заинтересованность, когда вам очень-очень интересно.

26. Это можно было заметить, может быть, со своей юности, с детства, когда кто-то взрослый собирается куда-то рано пойти и вас взять с собой и надо вовремя встать рано-рано. И вы ни с того ни с сего без будильника соскакиваете ещё до этого времени. Вы можете проснуться, потому что у вас есть заинтересованность и внутренний механизм вашей физиологии включает свой будильник.

27. Здесь вы не все испытываете заинтересованность какую-то особенную, возвышенную. Вы можете испытывать просто как надобность какую-то, как какой-то труд, который вроде бы и надо сделать, но как будто и не особо интересно (вставать ещё ночью надо).

28. То есть вот тут у вас вполне такого рода восприятие может проявиться. Но в таком случае никакой будильник вас не разбудит, у вас ещё более глубокий сон будет; то есть пытаетесь этим отгородиться от труда, который вы и не хотите исполнять.

29. Поэтому это всё зависит от того, как вы ощущаете заинтересованность и ответственность за тот или иной труд.

30. Ну, представьте, что будильников нету. И что теперь? Можно махнуть на всё… ночью никого и не пытаться куда-то поднимать, потому что бессмысленно уже? Нет. Ну нет будильников – нет так нет, вы всё равно на самом деле должны вставать в нужный момент. Пусть не минута в минуту, но в какой-то период времени обозначенный, вообще-то, надо уметь самостоятельно проснуться, пометив в себе эту необходимость.

31. То есть вы её фиксируете, помечаете чётко и обозначаете необходимость встать в этот период времени, ощущая ответственность. Очень важно, чтоб вы ощущали ответственность. Если её не ощущаете, вы будете пропускать эти сигналы. Ощущаете ответственность – вы можете встать как раз тогда, когда требуется, вы почувствуете эту необходимость в нужный момент. Вам может присниться такое, что вас уже будит кто-то. То есть какой-то механизм произойдёт такой интересный – и вы встанете вовремя.

32. Поэтому, так как вы сейчас все по-разному к этому подходите, одинаковые требования к вам будет трудно предъявить. Потому что сказать: «Ощущайте ответственность» – это не означает, что вы сосредоточились и ощутили ответственность, этого не будет. Это всё зависит от степени зрелости.

33. Поэтому где-то надо уметь снисходительно отнестись к чему-то, что может быть действительно человеку в данный момент присуще.

34. И тогда уже, зная такую ситуацию (то есть когда аналогичная ситуация возникает со свечой или ещё с чем-то, где надо бдеть, где надо вовремя прийти, встать ночью), надо иметь в виду, что некий брат, который поставлен в очерёдность какую-то, может не встать. Надо как-то взять да проконтролировать попробовать: прийти, разбудить, беспокоясь о том, чтобы у него всё-таки получалось сделать что-то правильно, что сам он может не суметь».

35. «Ему благоприятно будет в этом участвовать, просто надо ему помочь, да?»

36. «Ему надо помочь. Это нормально в этом случае – поучаствовать, побеспокоиться. Потому что он же встанет, он будет переживать потом (опять не получилось!), нервничать. Пойдёт свечу бдеть и будет там сам себя казнить словами. Да какая там свеча! У него там может вообще всё сгореть или всё потухнуть».

37. «Учитель, есть вопрос из школы. Выбирается мужчина как педагог, и выявляются несколько кандидатур, которых мужское собрание готово выделить для этой работы. Кто выбирает одного из них: старший по школе или общее голосование?»

38. «Не знаю. Смотря что вы оцениваете, как оцениваете, насколько способны оценивать. Тут нет правила. Правил нет».

39. «Правильно я понимаю: если это всё-таки решается общим голосованием…»

40. «Я же сказал – правил нет. Всё зависит от ваших умений и способностей».

41. «Я хочу спросить про аргументы, которые при выборе…»

42. «Тогда надо точно назвать аргумент».

43. «Были следующие аргументы при выборе кандидатуры: нужен школе мужчина с крепким характером, который будет держать дисциплину; нужен мужчина, который может иметь собственное мнение, которое может отличаться от мнения старшего по школе. Вот два таких аргумента основных…»

44. «Непонятно. Это поверхностный аргумент. Потому что пока за ним ничего непонятно… Это неконкретно пока ещё».

45. «То есть правильно я понимаю, что на основе таких аргументов не надо делать выбор, надо более детально посмотреть?»

46. «Ну, это не аргумент. Потому что «отличается от мнения старшего» – так оно может вообще по-разному отличаться: может быть умнее быть, а может быть намного глупее. Тогда как же сказать, что такое может быть? Нет, такого не должно быть. Если умнее, ещё ладно.

47. А потом про крепкий характер, твёрдый… Смотря какой, что за этим подразумевается. Конечно, желательно чтобы он не был тем, над кем мальчишки начнут просто уже так шутить; они будут баловаться, не слушать его, не обращать на него внимания и так далее…

48. Получается, не просто это – удержать атмосферу. На хорошей почве всё хорошо растёт… Вот такая непростая истина.

49. Вроде бы и здорово – создать замечательные условия, добрые, отличные такие, прекрасные, светлые… но сорняк прёт в этих условиях просто невыносимо, и не подрезать его никак: добрые же все… – улыбнулся Учитель. – А он и рад стараться: никто не наказывает, не ругает – и прёт дальше. И не очень простые условия получаются.

50. Поэтому, конечно, хорошо было бы, чтоб хоть какую-то строгость мужскую можно было как-то там попробовать удержать, тем более с мальчишками. А то как-то их заносит, и уже много вопросов возникает: как тут с ними совладать… по-новому? (Учитель продолжал улыбаться.)

51. У них старые программы, которые для нового времени никак не идут. Старое требует старых решений. Новые решения для них даже опасны становятся. И вот тут надо искать какие-то гибкие решения, где и так и так надо умело попробовать поступать. Тут нельзя поставить одно правило.

52. Но в чём-то придётся поступать и пожёстче. Но опять «пожёстче» – это такое слово, которое подразумевает много разных усилий, где надо, пробуя, делать дальше выводы о допустимости: можно ли повторить опять это либо всё-таки изменить какую-то тактику, по-другому попробовать эту строгость проявить. То есть это очень гибкий процесс должен быть, он очень непростой.

53. Но если бы ещё, конечно, не было тех требований, которые стоят в государстве. Если бы, как в древности, было упрощённо: ребёнок не хочет ничего делать – да отправили его из дома… иди зарабатывай себе на хлеб. Пусть походит от двора к двору. Но все чтобы чётко знали: хочет он хлеба – дайте ему работу так, как взрослому. Чтоб как хлеб зарабатывают взрослые – вот такой объём работы: работай, пожалуйста… кушай. Пусть попробует.

54. Хотя не так уж и в далёкой древности – на заре становления Советского Союза, когда становились ещё колхозы первые, также многие дети школьного возраста уже ходили зарабатывать. В другие семьи шли, пасли там скот целыми днями, могли жить в тех семьях, их кормили. Они помогали работой, они зарабатывали себе хлеб. То есть они имели очень интересное воспитание, важное воспитание, которое потом в течение их жизни играло очень большую положительную роль.

55. А сейчас всё по-другому. Сейчас детей учит сам мир совсем другому и они очень мало склонны к работе. И вот этот непростой участок их жизненного пути надо будет пробовать обыгрывать с разных сторон. И это будет очень непросто.

56. Тем более что на их стороне будет стоять государство. Попробуйте ему ремня дать – он ещё умудрится сбежать и показать это участковому, сказать: «Видите синяк, вот меня побили». И будем разбираться потом дальше… – засмеялся Учитель. –

57. То есть вы находитесь в очень интересных, непростых условиях. И задача ваша – пробовать творчески поискать пути решения разные.

58. Но это нестандартная ситуация. То есть нестандартная для Последнего Завета. Это то, что хвостом тянется, большим таким, длинным. Таким мохнатым, грязным хвостом оно тянется, и обрубить ещё пока не получается. И вам надо с этим гибко обращаться. Так что вы пробуйте.

59. Ну конечно, для мальчиков важно, чтоб строгость была. Потому что, насколько Мне удаётся подметить по тем или иным моментам, они легко начинают пользоваться мягкостью и быстро их начинает сносить в сторону. Где-то бы желательно, конечно, и приструнить построже… хорошо бы каким-нибудь дедовским методом… Но тут надо смотреть: деды-то разные тоже были».

60. «То есть, допустим, ребёнок отказывается учиться на уроке, можно (как одно из решений) придумать ему какой-то труд в это время?»

61. «Вы давайте пробуйте, и дальше, по мере того как начнёт что-то получаться, будем дополнительно смотреть, оценивать.

62. То есть это полностью сырой материал, который постоянно будет сырым у вас. Вам только лепить… то так, то так лепить в зависимости от индивидуальности, проявленной тем или иным ребёнком. Надо будет что-то пытаться лепить. Он будет меняться – надо лепить немножко по-другому, но учитывая те изменения, которые с каждым из них происходят.

63. Тем более у них же есть своеобразные периоды становления, созревания, когда, бывает, так здорово шлея под хвост попадает им, что они уже несутся, ничего не соображая и не успевая оценить, что на самом деле с ними происходит. То есть они объективно не могут оценить происходящее с ними. Их несёт, и они отдаются этому движению, ничего не пытаясь взвешивать. Это непростой период, конечно.

64. Но надо тем более не забывать: если уж детишки такие попались непростые, они ж не случайно тут находятся. Для них задача такая. Потому что, попади они в другие условия, это будет очень сложно для них.

65. А тут им даётся что-то параллельно, что они будут запоминать. Они не сразу могут это уяснить, но они будут запоминать. И если они оторвутся всё-таки от чего-то хорошего, чего они не заслуживают (потому что, если они не заслуживают каких-то благ, они всё сделают, чтоб от этого оттолкнуться), им потом надо будет дать пройтись по другим «пастбищам». А потом они поймут, у них будет возможность сравнивать.

66. И вот этот момент очень важный. Это уже опыт, это уже мудрость, которая начинает приходить путём сравнений всех этих ценностей, которые им давались, но от которых они отказывались и которые потом на них навалятся всей мощью, и от этого не так-то просто отвернуться будет».

67. «Верное ли решение Семьи – оставить в составе Семьи мужчину после грубого нарушения (ударил жену), если было искреннее покаяние и если единая Семья, по его утверждению, единственная опора для него в жизни? Грубое нарушение проявлено повторно».

68. «Ну так-то это… если повторно, то это уже настораживает. Как-то это нехорошо».

69. «У него это было проявлено с предыдущей женой».

70. «То есть в принципе повторно по жизни, а не за ближайшее время с одним и тем же человеком?»

71. «Не с одним и тем же человеком».

72. «Ну это ещё как-то смягчает… Но вообще, на самом деле, когда вы добавляете в таких случаях, что единственная опора в жизни – Семья какая-то большая… В данном случае ты это подразумеваешь, да? Что для мужчины единая Семья – это единственная опора, да?»

73. «Это он так сказал».

74. «Он сказал. Так вот когда вы такое приводите, становится как-то непонятно, почему, если вы держитесь за то, что для вас самое священное, вы всё-таки допускаете себе нарушения осознанно. Так что же важнее?

75. Ведь когда говорится: «Для меня это важное», то, что бы ни произошло, у него в голове всегда будет стоять самое важное. Но если в трудную минуту в голове стоит что-то другое, то не говорите, что для вас это важное, священное, самое большое.

76. Всё проверяется как раз в момент соблазна. Если в момент соблазна вы выбрали слабость, не лицемерьте о том, что для вас что-то священное очень важно. Нет, для вас важен этот соблазн, вы же его выбрали.

77. Вот и надо в себе разобраться: так что для вас главное? Не совмещайте два момента: выбор соблазна осознанный и священное как что-то дорогое в таком выборе, где вы пустые слова говорите о важности священного. Так не получится.

78. Поэтому это надо в себе понять. И помнить как раз в момент соблазна, что же на самом деле вам нужно.

79. А чаще приходится видеть, что вы выбираете слабость, то, что привычнее, ближе, оно как будто бы дороже. Но по инерции говорите о вере, восторженно поёте псалмы… Но начинается игра. Я уже упоминал эти слова – «игра в веру». Вы играете. Просто как дети играете в веру ещё.

80. А по делам всё-то как раз и определяется. Соблазн стал – выбрал соблазн – всё, такова твоя цена. И всё остальное – это хлопушки, лозунги, вымпелы, которые развешиваете, и думаете, что именно через эти вымпелы вас должны воспринимать: «Вот там верующие! Видите, какой флаг с крестом в круге? Там точно верующий живёт». Да нет… Дела, только дела!

81. Верующего можно почувствовать, общаясь с ним, живя рядом. Потому что почувствовать можно только то, что есть на самом деле. Не то, что говорится, а то, что есть на самом деле.

82. Насколько приятно вам с кем-то общаться, что именно вам приятно в этом случае, насколько вы чувствуете, что, общаясь с этим человеком, вы всегда найдёте поддержку, вы чувствуете в нём, что он всегда в отношении вас поступит как друг, и вам с ним надёжно… Вот это уже качества верующего, вы начинаете это чувствовать. И это бессмысленно оговаривать как-то, это сразу будет чувствоваться.

83. А с кем-то, пообщавшись, как-то не хочется повторно общаться, хотя он говорит очень много красивых слов. Всё, там, значит, что-то уже отстоящее от веры в стороне. И это чувствоваться будет. Неважно, что он будет говорить, как он будет каяться, – уже суть просматривается.

84. Поэтому первое время вы бегаете с лозунгами, вам это позволено. Схватили красивые, приятные лозунги, побежали с флагами. Всё красиво, цветное такое, как праздничная демонстрация… верующие бегут. Вы расхватали флаги – всё отлично. По ним можно определить – вот тут верующие; вон там другая масса, а вот тут верующие.

85. А время идёт. Теперь уже и не флаги важны. Теперь-то все эти флаги должны внутрь опуститься у вас, у вас сердце как флаг должно стать. А это можно чувствовать уже сразу. Не то, что говорится, а чувствоваться это должно.

86. И вот как раз и важно, чтобы в делах в момент соблазна вы вспомнили, так что же вам надо-то, чего вы сюда приехали. Постигать Истину? Так действуйте согласно Истине, а не выискивайте что-то удобное, мягкое, сладкое, приятное, знакомое.

87. Учение Истины – оно незнакомое. Всё знакомое – это то, что вы имеете. Это вот знакомое, вы это имеете. Но тогда это к Учению уже и относиться не может.

88. Вам нужно Учение, которое вам неприятно. То есть то, что вы не можете ощутить как уютное. Оно толкает вас к чему-то, чего вы не достигали, а это неудобно, этого не хочется, оно смущает. Надо трудиться, а как-то непривычно это делать. Вот Учение где начинается. Это главные признаки того, что это то, что вам нужно.

89. А когда вы ищете то, что вам легко даётся, – это не Учение. Вы нашли всё, что имеете, ну и стоите на этом месте.

90. А раз вы получаете что-то, что начинает вас смущать, как-то пугать, – вот там что-то для вас очень важное. Главное, чтобы это было незнакомое (это тоже один из важных признаков). Потому что, если смущает знакомое, это уже что-то пройденное вами раньше. Вы это будете хорошо понимать, туда не надо идти.

91. Одним словом, будьте внимательны, когда пробуете сказать о чём-то великом. При том что к великому пока ещё не делаются нужные шаги.

92. Скажите о великом в момент соблазна. Вам сделали больно, вам сказали что-то, что вас сильно смущает, – вот тут и скажите, что вы любите Истину. И чтоб это были не просто слова.

93. Потому что любить Истину можно, когда вы сделаете по Истине. Остальное всё выкиньте в ведро помойное, это игра, и она становится лицемерием.

94. В какое-то время игра допустима (начало), потом – это лицемерие. Это уже опасное начинается, тут уже человек попадает в иллюзию и начинает прикладывать, как правило, усилия сохранить эту иллюзию, продолжать играть. Но это уже нехорошо.

95. Так что, если решаетесь порой и позволяете себе соблазниться, не торопитесь говорить о своей вере, к вере пока вы не будете иметь отношения. Вы только лишь доброжелатель, который вроде бы неплохо относится к тому, что считается священным. Но это ещё не ваше, вы пока выбрали соблазн – вот ваш дом пока ещё, ваша пища. Вот этот нюанс, конечно, надо помнить…

96. Но то, что приняли человека обратно, – такое тоже возможно. Ну, посмотрите, конечно же, на покаяние человека (где также надо посмотреть и нюансы, которые соблазнили сорваться).

97. Ведь человек может быть просто слаб ещё и настолько, что он всем сердцем как будто бы хочет быть верующим, но есть соблазны, которые он пока не в силах, просто не в силах правильно преодолеть.

98. Тогда надо посмотреть с другой стороны: стоит ли делать то, от чего он срывается? Как-то сомнение вызывает, что вот была женщина, мягко, мирно, тихо шла мимо – он подскочил и ни с того ни с сего ударил. Что-то происходило, какие-то действия делались, какие-то фразы говорились. На чём-то ставилось какое-то ударение, которое в свою очередь оказалось подножкой. Что-то спровоцировало.

99. Вот тут надо уже посмотреть: может быть, неправильно было делать какое-то ударение. Так что это урок такой, от которого тоже так однозначно бежать не стоит, а стоит рассмотреть его.

100. И когда уже сделано всё, чтобы помочь сделать правильные шаги (всё это было сделано, условие выполнено), и тем не менее человек при этих максимально благоприятных условиях всё равно начинает повторять ошибку, ну тогда это уже о чём-то может сказать негативном, тогда можно действительно применить строгости такого рода: «Ну докажи, покажи, выйди из Семьи и покажи своей жизнью, что ты действительно хочешь быть в Семье, что это тебе дорого». Но всё ли это было сделано?

101. Это опять же такая подсказка, где будьте осторожны, чтобы искренне кающегося не отринуть. Посмотреть надо: может, действительно что-то оказалось непосильным; и всё ли вы сделали к тому, чтобы просто не соблазнять его в этом отношении, а поддержать и помочь ему пойти дальше.

102. Хотя, конечно, это грубо, когда один бьёт другого, тем более мужчина ударяет женщину. Это грубое явление, примитивное.

103. Но вы не такие уж и утончённые. Многие из вас это способны сделать при подходящих условиях. Просто вы их к минимуму сводите, но тем не менее проскальзывают эти условия.

104. Так что однозначного ответа Я не даю. Посмотрите со всех сторон.

105. Конечно, то, что человек очень искренне может покаяться и выразить свою готовность не повторять ничего подобного и «землю грызть», но не повторить, – это ценное явление, конечно же. И надежду человеку хорошо было бы предоставить попробовать ещё разок, предоставить ещё какие-то вспомогательные условия.

106. То есть вы дополнительно рассматриваете, что явилось соблазном (вот то, что Я говорил). Вы как бы вспомогательное упражнение начинаете рассматривать, чтобы помочь ему удержаться в аналогичных обстоятельствах».

107. «Учитель, если сестра хочет задать вопросы Тебе по ситуациям со мной, правильно будет ей подсказать, что фактическая сторона не соответствует и лучше со мной согласовать эти вопросы?»

108. «Я не понял, о чём идёт речь. Вы выходите на собрание и согласуете вопросы, там всё ясно. Или что-то непонятным становится? Вы же подготавливаете вопросы. Или те, кто помогает подготовить, не могут увидеть недостаток в построении вопроса?»

109. «Они не увидели. Она просто произнесла: «Я хочу, чтоб для тебя не было неожиданностью, что вот эти вопросы я хочу задать»».

110. «Про себя?»

111. «Да, про себя по ситуациям со мной».

112. «Человек про себя может спросить. Ему не столь бывает важно порой уточнить с другим человеком что-то. Ведь он же не для него понесёт ответ, а для себя.

113. Если он его недостаточно правильно уточнил, то ему сложно будет воспользоваться Моим ответом, потому что ситуация будет выдуманная. Но это всё равно ситуация, которая в реальности в принципе возможна. И уже хотя бы не для конкретного случая, недавно произошедшего (впереди могут быть обстоятельства), он вполне может этим воспользоваться. Так что он имеет право так спросить».

114. «Я это понимаю, но вот моя сторона… Мне сказали, что я должна была ей подсказать, что нужно со мной согласовать это. А я промолчала, говорю: «Задавай»».

115. «Тот, кто задаёт вопрос, сам должен разобраться в том, что Я сейчас сказал. Если он неточно спросит, он не сможет этот ответ применить к такой ситуации, которая была у него и о которой он как будто бы спрашивает. Он не сможет его применить.

116. Либо попробует применить и возникнут ещё какие-то непонятные детали, которые захочется переспросить. И тогда сложатся какие-то дополнительные возможности расширить эту тему и ему наконец-то удастся задать уже точнее вопрос.

117. То есть всё равно постепенно, пошагово это приведёт к правильному вопросу. Главное, чтоб вы старались разобраться в происходящем.

118. И конечно же, самое разумное (если проблема касалась не только вас лично и окружающей какой-то природы, деревьев, а ещё и другого человека) – уточнить у этого человека какой-то нюанс, который вас смутил. Это будет максимально благоприятное.

119. Если не произошло это уточнение, есть вероятность очень большая, что вы неточно зададите вопрос. Но вопрос в принципе всё равно будет уместен сам по себе (ну не на этот случай – на любой другой). С другим каким-то человеком это может произойти, в общении с ним этот нюанс может всплыть, который вы спрашивали, и вы будете знать ответ. Он всё равно будет полезен, но не для конкретной ситуации, о которой как будто бы вы спрашивали.

120. Поэтому это его должна быть активность. Бежать за ним и сказать: «Ты у меня уточнил? Не спрашивай» – это будет неправильно. Это он должен волноваться, насколько он правильно сможет для себя уточнить что-то».

121. «Спасибо большое».

122. «Учитель, больше всего меня волнует, что у нас в Семье получились полное объединение и хорошие определённые процессы пошли, а потом, когда мы стали глубже знакомиться с опытом Горы, выяснилось, что можно и там, и там, и там не объединять, и мы этот опыт переняли. И мне кажется…»

123. «А вам и не надо перенимать. Если вы видите что-то облегчающее для вас, вы можете этим не пользоваться. Кто же вас просит этим пользоваться? Или вы увидели, что всё-таки это нужно?»

124. «А если большинство захотело воспользоваться, как мне кажется, облегчающим?»

125. «Вот теперь и подумайте, что это. Ты говоришь: «Как мне кажется». А если им не кажется, всем остальным, они действительно видят, что это действительно решает какие-то серьёзные задачи, которые у них неизбежно возникли при том, что было, – ну тогда допустимо.

126. Но ты сейчас не можешь от всех говорить. Если остальная часть вашей Семьи решила, что это действительно решает кое-какие проблемы, которые неизбежно возникли при том, что вы до сих пор делали, и это жизненно важные проблемы, – ну ладно, сделайте. То есть это не принципиально так.

127. Я тебе поэтому и говорю: есть сухая задача, первая, простая; она, может быть, выглядит такой суровой, вы её взять должны за основу. Можете удержаться – держитесь.

128. Возникают какие-то нюансы, особенности – всё, допустимы какие-то гибкие подходы к чему-то. Но вот тут надо очень внимательным быть, чтоб не пошло то, что начнёт вас уводить в сторону. Оно должно быть настолько допустимым, чтобы в сторону вас не потащило. Вот это уже непростая будет задача.

129. Поэтому тут надо грамотно вам всё это взвесить, ещё десять раз переспросить. Прежде чем принять решение, лучше с разных сторон изучить вопрос и много раз переспросить.

130. Тем более тут ещё много разных условий. Полностью объединиться легче, когда малое число людей. Тогда полностью объединиться – это элементарно.

131. К примеру, там три семьи объединились – ну нормально. Один имеет тысячу рублей, другой вообще не имеет ничего – он с радостью, конечно, объединится, понятное дело. Ну вот они объединились, завели хозяйство… вспахали вместе, потому что одному сложно пахать, в три семьи уже легче пахать. Вспахали – и всё, что они имеют, они теперь уже поровну между собой делят. Вместе работают одинаково, и всё между ними делится. Нормально. Вот этот момент объединения – это нормально.

132. Ну а когда появляется очень большое число людей, где надо будет разные усилия прилагать, где на одно поле вы все можете и не выйти, потому что уже нужды не будет, там ещё какие-то нюансы появятся, – вот тут могут возникнуть те особенности, которые потребуют каких-то дополнительных рассмотрений, может быть даже временные…

133. То есть тут чем больше начинает людей объединяться, тем больше может появиться каких-то нюансов, которые вам будет по простой схеме трудно разрешить.

134. Тут это непростая задача. Поэтому Я говорю вам: не судите окружающих, верьте в них. Они будут стараться. А те, кто не будет стараться, – они не будут задавать вопросы, у них и не получится нормально задавать вопросы. Это сразу будет видно. Это быстро сейчас отпадёт.

135. Сейчас тем более весна начнётся, очень многое начнёт раскрываться, как бы так из-под снега выходить сразу: не знали, всё чисто, ровно – а тут мусор, тут что-то недоделано… Всё начнёт вылезать.

136. Вы же сейчас все должны вырастить урожай, и за всем надо будет присмотреть сейчас… Как грядочки садятся? Грядочка не посажена? А почему? – «Да вот не знал». Нет, на год из Семьи до следующей посадки. Только тогда можно будет проверить, так всё-таки готов идти или не готов идти. Только тогда, раньше не узнаешь.

137. Поэтому сейчас вы должны чётко подготовиться к тому, чтобы огороды у всех у вас были. Вы вырастить должны всё необходимое. Плюс ещё и зерновые какие-нибудь посадить, не подходя к этому глобально.

138. Раньше достаточно было опыта для пробы, хорошо было посмотреть на вас, как вы молотили зерно, собирали все вместе, песни пели, снопы вязали… Это было замечательно. Но ведь это у вас могло получиться только на порыве на первом. Дальше паров не хватает.

139. Ну а теперь хотя бы единолично, но вырастите, чтобы было видно, что вы действительно любите землю, любите трудиться, не лентяи. А потом уже дальше можно будет опять привести к объединению.

140. Но сначала давайте начнём с простого: лично каждый из вас покажет, что он действительно стремится быть в Семье, и хочет быть действительно верующим, и старается быть верующим. Вот по огородам и увидим. Все вы должны вырастить (члены Семьи обязательно!), все должны вырастить всё, в чём вы прежде всего нуждаетесь.

141. То есть вы должны как показатель быть: вы ни в коем случае не должны покупать то, что вы можете вырастить и взять от земли. Это показатель должен быть: вот члены Семьи это не покупают. Либо покупают, потому что они вырастили, но в силу каких-то обстоятельств не удалось в нужном количестве вырастить, просто по объективным причинам, это купить можно.

142. Но главный принцип – вы не покупаете больше со следующей осени то, что можете вырастить сами. Ни молочное, ни что-то ещё… Будете покупать – это как нарушение пойдёт. Я хочу, чтоб вы были примером.

143. Ну когда-то вы же должны начать делать так, как просит вас Учитель! Или всё-таки это будет всё игра идти? Вот сейчас и начнём. Нет? Ну нет так нет – в сторону, вы Меня не интересуете.

144. То есть вы реально покажите, что вы верующие. А то вы болтаете, болтаете… Ну эта какая-то картина становится уже трагичной.

145. Надо что-то делать. Тем более время уже пришло. И Я вам говорил: торопитесь, иначе вы попадёте… Вы начинаете попадать. Сейчас проленитесь – попадёте здорово.

146. Поэтому Я вас сейчас уже тороплю и ставлю какие-то границы серьёзные, то есть показатели какие-то, по которым вы быстро начнёте определяться в Семье: члены вы Семьи или… отойдите в сторону и не мешайтесь тут, не пылите перед глазами».

147. «По зерновым хотелось бы уточнить. Я, например, выращивал зерновые на огороде, но их сложно собирать и обрабатывать потом».

148. «Вы должны научиться это делать, попробовать, почувствовать, чтобы потом подумать, а как это сделать лучше… И придумали лучше. Но вы должны почувствовать всё это, вы должны постараться это сделать. А потом взвесим, чего не хватает вам, чтоб это сделать лучше. И начнётся более творческая работа интересная.

149. А когда вы не пробуете, вы только рассуждаете: это сложно, это не надо, это пока трудно, это потом. И так потом годы идут, десятилетия уже идут, а это всё на потом остаётся. Надо это уже делать пробовать.

150. Поэтому вы постарайтесь. Вы взвесьте, что лучше, где лучше получится, какие вы лучше получите зерновые (может быть, один, а может быть, другой какой-то вид). Попробуйте. Вы должны попробовать. Надо делать. Ведь дорогу осилит идущий, а не тот, кто рассуждает о пути движения. Это задача, важная задача. Жизненно важная!

151. Всё, закончим. Достаточно пока. Желаю вам счастья. И определиться быстрее с тем, кто вы есть. До встречи».