Повествование от Вадима

Часть 18

Глава 5

Шестого марта Учитель вылетел в Москву для участия, как художник, во втором Московском международном фестивале искусств «Традиции и современность».

2. Фестиваль проходил с седьмого по одиннадцатое марта в Центральном выставочном зале «Манеж», где представили своё творчество более шестисот мастеров живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства, фотографии из двадцати пяти стран.

3. Творчество мастеров сибирского духовного экопоселения «Обитель Рассвета» было представлено на этом фестивале живописью Виссариона и Игоря Гончарова. Участвовал в этом форуме творчества отдельной экспозицией и ещё один мастер живописи из сибирской общины – Евгений Корнильцев.

4. Картины Виссариона и Игоря занимали восемьдесят девятый стенд выставочного пространства «Манежа».

5. Сами художники предполагали назвать свою экспозицию «Художники дремучей тайги», что и обозначили в предварительной заявке. Но к открытию фестиваля где-то и по какой-то причине потерялось одно слово из названия, и художники увидели, что организаторы обозначили их небольшую выставку названием «Художники тайги».

6. Под этим названием были плотно расположены двенадцать работ Виссариона, выполненных пастелью, и двенадцать работ Игоря Гончарова, выполненных маслом. Основание стенда было обрамлено кедровыми ветвями, которые художники привезли с собой из Красноярского края, из деревни Петропавловка.

7. Среди организаторов фестиваля и членов его международного жюри было немало авторитетных людей в области искусства: президент и вице-президенты Российской академии художеств, народные художники СССР и России, заслуженные художники и скульпторы некоторых европейских стран, доктора искусствоведения.

8. Со дня открытия и до завершающего дня работы фестиваля внимание художников, участников фестиваля, и посетителей к стенду «Художники тайги» было явно повышенным. Много восторженных отзывов зрителей получили пастельные работы Учителя.

9. В день открытия члены жюри и организаторы фестиваля посмотрели работы сибирских художников и задержались для недолгого разговора о живописи у картин Виссариона.

10. Председатель жюри – народный художник СССР, вице-президент Российской академии художеств Таир Салахов познакомился с Виссарионом и обратил отдельное внимание на большую работу «Обитель Рассвета», где был изображён летящий над зелёной горной долиной человек. Салахов с уважением отозвался о выборе темы и о качестве исполнения, вспомнив, что когда-то и он ставил перед собой задачу изобразить летящих вместе мужчину и женщину.

11. По статистике организаторов фестиваль за четыре дня посетило около пятидесяти тысяч человек.

12. Когда Учитель в течение этих четырёх дней несколько раз и ненадолго появлялся у своих картин, то почти неотрывно и с улыбкой делал только одно дело – оставлял свои автографы с пожеланием блага многочисленным желающим иметь росчерк пера Художника.

13. А в ночь с седьмого на восьмое марта из Небесной Обители пришло радостное и ожидаемое известие для Учителя и Его друзей: Виссарион стал папой в шестой раз, Соня родила девочку, которую назвали Диана.

14. Диана родилась в доме Учителя в Небесной Обители под утро восьмого марта, в то время, когда в Москве ещё заканчивался предыдущий день, день открытия фестиваля.

15. Одиннадцатого марта стало известно, что международное жюри включило в число номинантов на соискание звания победителя фестиваля в номинациях, относящихся к живописи, Виссариона и Игоря Гончарова.

16. Тринадцатого марта все номинанты собрались в международном Доме музыки на торжественную церемонию вручения премии «Вера» в области искусства по итогам фестиваля. В каждой номинации разных направлений искусства было отобрано по три претендента на победу.

17. Объявление и награждение победителей началось с живописи. Ведущие церемонии называли трёх претендентов на победу в определённой номинации, на небольшом экране демонстрировались произведения номинантов, а потом, после недолгой паузы, открывался конверт и называлось имя победителя.

18. В номинации живописи «За свежесть взгляда» были названы среди трёх претендентов Игорь Гончаров и Виссарион. Мгновения спустя был вскрыт конверт и озвучено имя победителя – Виссарион (за картину «Соня с арбузом»). Учитель поднялся для награждения на сцену…

19. Дальше произошло неожиданное, но приятное для художников дремучей тайги событие: из первых рядов зрительного зала поднялась сопредседатель организационного комитета фестиваля и, попросив внимания, сказала о том, что это единственная номинация, где определены два победителя, и имя второго победителя – Игорь Гончаров. Игорь, приятно удивлённый, вслед за Учителем появился на сцене.

20. Получая награду фестиваля, бронзовую статуэтку «Вера», Учитель, обращаясь к залу, сказал: «Хочу выразить благодарность за проявленное внимание к нашему творчеству. Я рад, что наши работы смогли согреть вас, принесли улыбку. Радость пусть пребывает в вашем сердце каждый день. Счастья вам!»

21. Не дожидаясь завершения праздничного концерта, посвящённого награждению лауреатов фестиваля искусств, Учитель с Вадимом уехали в аэропорт Внуково. Им предстоял ночной рейс на Абакан.

22. Игорь Гончаров и Николай Онищенко остались до завершения праздничного вечера. Их ждал ещё и фуршет, на котором обычно обсуждались идеи и планы будущих выставок.

23. Во дни фестиваля в «Манеже» Учитель дал интервью Андрею и Светлане Поляковым, представляющим сайт новостей apinews.ru.

24. «Учитель, скажи, пожалуйста, как Ты чувствуешь себя в Москве? И смог бы Ты здесь жить, если бы была необходимость?» – был первый вопрос.

25. «Нет, нет. Я бы не хотел здесь жить», – улыбнулся Учитель.

26. «Мы, москвичи, ощущаем, как ускоряется темп жизни. Это нормальное состояние? Чего же ожидать нашим детям? Им надо будет ещё больше успевать? Или жизнь совсем другая ожидается?»

27. «Надо быть благодарным за всё, что получаешь, понимая, что ты получаешь то, что сам искал. Другого не бывает.

28. И если человеку тяжело, но он находится в данном месте и делает то, что ему привычно и хочется делать, это плоды того, что он выбрал. На кого можно сетовать? Хочешь другого – иди возьми другое».

29. «Скажи, пожалуйста, понравилась ли Тебе выставка, которая сейчас проходит и в которой Ты участвуешь?»

30. «Есть интересное… Есть интересные работы, которые приятно видеть. Радостно, что так делают руки человека. С этим хочется соприкасаться не раз».

31. «С кем из интересных художников, людей Ты встречался?»

32. «Лучше не говорить об этом, чтобы не создавать трудностей этим людям».

33. «Мировое современное изобразительное искусство находится на распутье. Одни ударяются в форму, а другие – в содержание. Всё больше появляется «больных» работ, от которых не только портится настроение, а порой болит и голова. Но ведь в эпоху Возрождения искусство показало, что оно может вести людей в сторону духовности. Способно ли изобразительное искусство подняться на новую ступень в сегодняшних условиях?»

34. «Оно должно подняться на новую ступень. Но оно может подняться только в одном случае – сам автор, художник, кто стремится творить руками своими, должен духовно правильно расцвести, раскрыться. Именно правильно, грамотно раскрыться. Не как это существует в традиционном проявлении религиозных идей в обществе, а правильно. То, что существует, – это видимость, иллюзия. Это попытка обмануть себя, не меняя образа жизни.

35. Но духовность и то, что существует в обществе, – это противоположные направления. Нельзя будет это совместить, не меняя образа жизни.

36. Поэтому, конечно же, главная задача – это художнику самому найти себя как человека. Не самовыразиться и найти себя как какую-то индивидуальную личность, неповторимую в обществе, а найти себя как человека. Просто как хорошего человека, доброго человека, который беспокоится о ближних, живущих вокруг него, который всегда готов всё бросить и пойти им на помощь, и не выпятить себя, не показать себя.

37. Ему надо найти это главное в себе, правильно осмыслить, воспользоваться этим правильно – и тогда дела его рук приобретут другое качество. Он успокоится, он не будет торопиться. Он начнёт спокойно трудиться, творя произведение как песню, которую ему просто хочется спеть.

38. Неважно, как её оценят искусствоведы существующие, так называемые. Он споёт, и если это песня радости, то те, кто уже жаждет этой радости, сами придут. Их не надо будет звать, им не надо будет доказывать, что это очень красиво».

39. «Считается, что мастерство художников Возрождения уже тогда достигло совершенства. Действительно ли это была вершина? Или возможно дальнейшее развитие искусства в плане техники?»

40. «На это лучше так не обращать особое внимание. Человек должен сделать так, как он умеет. Он не должен беспокоиться о том, насколько особенно он это выразит.

41. Он должен петь песню от сердца. И если он постоянно старается это делать, нормально развиваясь, эта сторона его творчества обязательно будет развиваться. Это неизбежно, это естественный процесс.

42. Ведь, чтобы запечатлевать что-то руками, человек должен по крайней мере грамотно осмысливать то, что он делает, и то, что он видит вокруг себя. У него должна быть взаимосвязь между увиденным и тем, что пробуют произвести его руки.

43. И если нарушена эта связь в сознании – это значит нарушена его целостная форма как естества. Поэтому он видит одно, а рисует другое, и ему не удаётся передать то, что он видит.

44. И тогда он начинает мучиться в этом отношении, и чтобы не особо увлекаться мучениями, он начинает самовыражаться. Хотя на самом деле он не умеет выразить то, что вокруг него находится.

45. Поэтому надо быть осторожнее в этом стремлении и понимать, что самая главная ценность в произведении – это наполненность. Именно наполненность.

46. И когда люди в полной, нормальной мере начнут заниматься творчеством, искусством, умение их поднимется до больших вершин.

47. И люди, соприкасаясь с произведением, не будут сравнивать, насколько качественно заложена какая-то внешняя отделка. Они будут смотреть, что они чувствуют от такой работы, как она их наполняет, и не будут выражаться словами громкими, какими-то всполохами.

48. Человек приходит к произведению и получает то, в чём очень нуждался. Укрепляются его силы, укрепляется его здоровье. Потому что произведение как раз это всё способно направлять, если оно правильно исполнено. Оно несёт часть человека.

49. А пастель тем более… это ещё и такая уникальная особенность, такой нюанс, где мастер, втирая мел в основу, неизбежно оставляет часть своего тела, частички кожи его уходят в основу. То есть он часть себя запечатлевает на этом пространстве, которое он выбирает.

50. И это произведение способно максимально передавать особенности этого человека, его переживания, его желания, его информационную основу. И если она интересна, правильно формируется, то она обязательно благотворно будет воздействовать на всех, кто будет с этим соприкасаться.

51. И если в произведение заносится неуравновешенность человека, его злобность, его зависть, его постоянные переживания, которые диктует ему само общество, от таких картин обязательно будет болеть голова, с ними нельзя соприкасаться здоровому человеку, будет идти искажение его поля обязательно.

52. Поэтому, конечно же, если уж выставлять произведение искусства людям, то к этому надо очень серьёзно подходить, правильно подходить, иначе будет опасно».

53. «Это касается не только изобразительного искусства, но и других форм творчества?»

54. «Всего, что делает человек, где у человека есть возможность выразить свои переживания. Он же их пробует запечатлеть, и эта информация начинает идти вокруг».

55. «Сейчас на Земле живут шесть миллиардов людей и у каждого, предположительно, есть душа, а следовательно, и предназначение, вложенное Богом в эту душу. Ведь человек должен быть творцом. Но лишь единицы могут вспыхнуть и пойти за своей душой вопреки сложившимся устоям общества. Правильно ли я понимаю, что если бы каждый развивал предначертанное его душе, то имели бы мы сейчас общество, описанное в Евангелиях как Царство Небесное?»

56. «Верно. Зарождение произошло по одному принципу, и все наделены одинаковыми качествами. По сути, в каждого заложена одна и та же основа – Божья основа. Она имеет свои специфические свойства, которые призваны подталкивать человека на уровне интуиции к поиску Божьего.

57. Так как ни один человек не может напрямую слышать Голос Бога (такого явления не существует), то человек выстроен именно таким образом, когда он, интуитивно пробуя соприкасаться с разными явлениями, должен учиться определять (и он может определять), что очень дорого ему, что как-то особенно задевает его внутренний мир и становится дорогим и что неприятно, но что навязывают ему, потому что это выгодно, это удобно. И вот тут у него выбор…

58. И конечно же, чтобы пойти наперекор тому, что диктует большинство, нужна определённая зрелость внутри. Зрелость не бывает сразу, не проявляется в массе, она проявляется в единичных проявлениях. Это закон.

59. Другие призваны за этим примером пойти, тоже сделать выбор. И тогда единицы начинают умножаться, их становится больше и больше. Но не проявляется сразу масса.

60. И если выстраиваются государственные отношения, связанные с понятиями демократии, а правильного формирования личности не произошло, то попытка совместно большинством голосов найти наилучшее решение – тупиковая попытка. Невозможно найти наилучшее решение, выберется что-то усреднённое. Это закон.

61. Нормальные проявления могут быть только в одном случае – когда все участвующие в обсуждении духовно зрелы. Они не будут отстаивать свою точку зрения во что бы то ни стало, они смогут объективно осмыслить любое мнение, с которым соприкасаются, с позиции: а вдруг эта мысль действительно интересней, чем то, что ты имеешь? Только тогда человек, проявляя заинтересованность, начинает глубже осмысливать новое.

62. Но если у него сразу: «Моё – самое правильное! А если у них не совпадает, значит, это всё ерунда», то это первый признак глупости, отсутствия разума.

63. Но это особенность человека – его эмоциональное восприятие реальности. Он настроен так, чтобы чувственно прежде воспринимать реальность. И вот это результат этой чувственности. То есть человека на самом деле пока никак нельзя назвать разумным».

64. «Вся история человечества, которая отражена в Ветхом Завете, основывается на страхе перед Богом, где Он предстаёт в качестве грозного родителя… И только в Новом Завете, как мы знаем, впервые открывалось истинное имя Бога – Отец Небесный, который через Христа в Нагорной проповеди дал новые заповеди любви, отличающиеся от заповедей Ветхого Завета. Таким образом, у человека был шанс в течение двух тысяч лет перестроить себя. Но он не перестроил. Неужели у людей остался шанс это сделать сейчас в кратчайшие сроки? Или это удел единиц?»

65. «Удел действительно единиц. Но этих единиц должно быть достаточное количество, для того чтобы суметь создать основу, пусть небольшую, но благодаря которой человечество, вид человека, сможет сохраниться, что бы ни произошло вокруг. Это, естественно, не пять человек, это не семья Ноя, этого недостаточно. Должно быть гораздо большее число людей.

66. Тем более что надо закладывать не просто основу, способную выжить как племя дикое. Мы говорим об обществе, где должно развиваться искусство, творчество. Значит, всё необходимое для творчества должно быть сделано тоже руками человека. То есть это грамотный подход, умелый подход. Это всё нужно сформировать.

67. А эти умелые люди ещё должны уметь жить друг с другом. Это определённая зрелость, которая в этом случае крайне важна.

68. Этих людей нужно собрать, создать для них условия, где они начнут воспитывать себя в нужном направлении.

69. Но они всё равно будут разные. Одни будут сильнее, другие – слабее. Дистанция в этом различии может быть великой. И тогда соблазны они друг другу большие могут создавать. Но это нормально. Слабые должны помочь сильным стать ещё сильнее. А благодаря этим сильным слабые тоже должны подняться в силе, они должны будут учиться жить.

70. Вот это условие сейчас необходимо исполнять, потому что этому пришло время.

71. Но чтобы сформировать такую основу, недостаточно года, двух, трёх. Нужно много лет.

72. Надо вскрыть очень многие недостатки, которые человек привык проявлять. Ему надо дать это проявить, переосмыслить и сделать мудрый шаг уже в другую сторону. Но люди должны вскрыть эти недостатки друг у друга.

73. А для этого совместно жить нужно. Не приходить время от времени на работу куда-то, а жить вместе. Только тогда полнее они начинают друг друга узнавать, и у них появляется прекрасная возможность увидеть самих себя.

74. Но на это надо годы. Вот эти годы сейчас и проходят таким образом, когда идёт это формирование, очень непростое, горячее.

75. Но без него никак, потому что, случись какая-то сложность экстремальная, собирать куда-то людей бессмысленно, какими бы зрелыми они ни были, они не станут жить одной семьёй, родной семьёй. Начнётся борьба за выживание, включатся механизмы древние, дикие, и всё сойдёт опять на примитивные, первобытные основы».

76. «Не только ясновидящие и пророки предрекают беды на Земле. Серьёзные учёные во всём мире пришли к выводу, что Землю ожидают глобальные катаклизмы. Многие думающие люди считают, что фильмы российского ТВ об апокалипсисе, который надвигается на планету, специально демонстрируются, чтобы подготовить общество психологически. Можно как-то предотвратить глобальные катастрофы? И есть ли на Земле достаточное количество людей, которые уже дальше ушли в своём развитии и которые могли бы что-то поменять? Или над миром нависла неизбежность?»

77. «Предотвратить нельзя. И не нужно. Даже если бы какая-то возможность как будто бы (условно допустить) появилась бы, ею нельзя пользоваться. Человек от этого не меняется в лучшую сторону.

78. То есть есть необходимость, когда тому уровню разума, который сейчас проявился в жизни человеческого общества, нельзя позволить существовать дальше, если духовный мир не выправится в должной мере.

79. Потому что результат проявления этого, казалось бы, большого развития цивилизации человечества очень печален. Он очень горек. И если духовное становление не произойдёт должным образом, это обязательно должно привести к большой катастрофе. Именно «благодаря» сознанию человека, его прекрасной способности находить интересные научные открытия.

80. То есть это останавливать нельзя. Но надо воспользоваться этим временем, когда оно ещё есть, и сформировать ту основу, которая обязательно станет основой будущего человеческого общества.

81. Но там надо сразу заложить все психологические правила духовные, которые помогут людям нормально формироваться в единой Семье, где будет исключена вероятность разделиться на духовной основе. Это самое страшное. Этого надо обязательно избежать.

82. Значит, духовные законы нужно раскрыть в той мере, настолько полно и широко, чтобы исключить вероятность такого разделения. Потому что, если люди едины в сердце, это самое важное условие.

83. Если они соберутся, просто лишь объединившись в необходимости, чтобы выжить как волчья стая или как животные, когда они во время пожара вместе бегут, а потом всё равно будут грызть друг друга, то успокоится пожар – и они нападут друг на друга.

84. У людей это надо исключить. В экстремальных условиях они соединятся, но не всегда будут экстремальные условия, они пройдут, успокоятся, и люди должны быть готовы жить одной Семьёй, а не начать возрождать то, от чего пробуют уйти сейчас».

85. «Ваша община существует уже более пятнадцати лет. Успеют ли люди создать там общество на законах, которые Вы ставите, или катастрофическая волна и их унесёт со всеми остальными в небытие?»

86. «Надо верить, надо стараться. Люди спасутся. Но вот какой ценой? Это нельзя планировать. Будем смотреть. Будут стараться люди… они делают выбор.

87. Конечно же, чем горячее события, тем активнее работает мышление человека. Но им надо самим приложить нужные усилия. И насколько они сумеют создать благоприятную среду, это мы увидим лишь со временем.

88. В это можно только верить, желать, чтобы это было как можно лучше, прикладывать максимальные усилия, чтобы это сделать как можно лучше. Но спланировать это нельзя».