Повествование от Вадима

Часть 17

Глава 30

88. Вопрос: Виссарион написал: «…если стремитесь выстраивать в себе правильное отношение к окружающим, то нужно помнить, что никто вам ничего не должен».

89. А в случаях, когда у тебя заняли или ты занял или дал обязательство, всё равно не должен?

90. Ответ: Давать обязательства, подобные чему-то сравнимому с клятвой, может только, мягко говоря, недостаточно умный человек.

91. К тому же числу можно отнести и тех, кто станет полновесно опираться на такие обязательства, однозначно подразумевая их точное исполнение.

92. Мудрый не может давать обязательств! Он может высказывать только своё предположение о вероятном, но без учёта естественно возможных неизвестных причин, которые вполне могут проявиться и повлиять на заранее предположенную вероятность.

93. Существующие характерные особенности развития человеческого общества создают условия, когда всякий жаждущий выжить в этих условиях и к тому же ещё и утвердить свою значимость неизбежно будет время от времени пытаться одновременно делать несколько дел, а особо ретивые будут стараться делать это постоянно.

94. В такой атмосфере обязательно придётся выстраивать свою деятельность на основе тех или иных даваемых кем-то обещаний.

95. Устремлённый к своей цели в период таких контактов с ближними будет совершенно естественно в приоритете видеть только собственный интерес.

96. Но в таких обстоятельствах только духовно зрелый сможет с добрым пониманием отнестись к неудачам того, от кого ожидал ту или иную помощь.

97. Все же остальные, зрелости не достигнувшие, будут, в зависимости от своей слабости, неизбежно недопустимо ругаться и выражать неуместные претензии, следствием чего вполне вероятными будут и трагические исходы.

98. При этом важно помнить, что тот, кто в таких обстоятельствах первым проявит недопустимые формы требований к ближним, становится источником конфликта с соответствующими неприятностями.

99. Волна такого конфликта может угаснуть только при столкновении с проявлениями мудрого, а в отсутствии такого негативные последствия этой волны будут только увеличиваться.

100. Главным виновником всех негативных последствий движения такой упомянутой волны является исключительно только тот, кто первый своими неграмотными действиями стал причиной её возникновения, проявив недопустимые для действительно разумного человека требования.

101. Ну а тот, кто выразил свою готовность исполнить пожелания ближнего к совместно оговорённому с ним сроку, конечно же, должен стараться сделать всё в соответствии с договорённостью. Где понятие «должен» уместно применить только к понятию «стараться», но ни в коем случае не к понятию «сделать».

102. При этом, чем больше опыт и мудрость у выражающего готовность что-либо сделать к нужному сроку, тем выше вероятность точности оговорённого заранее исполнения. Но в жизнедеятельности человека даже наличие большого опыта и мудрости совершенно не гарантирует точность исполнения задуманного.

103. Это является естественным и нормальным.

104. Ожидать иного – значит притягивать неприятности.

105. Вопрос: Дорогой Учитель! Правильно ли понимать, что получение кредита в банке по своей сути равносильно получению денег в долг от своего ближнего, а стало быть, не допустимо для верующего. Другими словами, могу ли я как верующий воспользоваться кредитом? Или в этом случае я проявляю недоверие к Воле Бога, так как, хотя мне и кажется, что я смогу вернуть взятый кредит, я не могу предвидеть всех обстоятельств, которые могут помешать этому?

106. Ответ: Получение в долг от системы или от ближнего не есть одно и то же, но в основе этого лежит одна и та же особенность: опереться на то, чем в реальности не обладаешь.

107. В жизнедеятельности человека всё это проявляется и в естественном, наиболее гармоничном, и в искусственно усложнённом виде.

108. К примеру: естественным обстоятельством такого рода является, когда голодный испрашивает хлеба у ближнего. В этом случае, насыщаясь данным ему, просящий восстанавливает свои собственные естественные возможности.

109. А искусственно усложнённым обстоятельством является несколько иная реальность. Это когда уже сытый человек выражает просьбу дать ему материальные ценности, через которые просящий намеревается расширить своё участие в происходящей вокруг него реальности. Тем самым искусственно умножая свои возможности, которые станут неестественными.

110. Усложнённость последнего обстоятельства прежде всего начнёт основываться на неизбежном количественном увеличении зависимости от иных людей и обстоятельств, им присущих. Отчего как раз и станут неизбежно проявляться разнообразные «накладки», к которым нужно будет обязательно относиться с мудрым пониманием.

111. И то и другое вышеупомянутое обстоятельство может быть уместно в жизни устремлённого достойно постигать истинные духовные ценности. Категоричного запрета как запрета делать что-либо противозаконное в данном случае быть не может. Но такому устремлённому необходимо крайне тщательно оценивать благоприятную нужность того, для чего он намеревается дополнительно усложнить свой жизненный путь и путь тех, кто будет зависим от него.

112. Действительно ли цель будет оправдывать предпринимаемые усилия?

113. При выстраивании же нормальных, соответствующих Закону Истины отношений человека с человеком понятия «долг» вообще не должно существовать.

114. Но это уже другой вопрос.

115. Вопрос: В коллегии, где я учусь, можно взять одолжение и эти деньги вернуть через четырнадцать лет. Нельзя брать такое одолжение?

116. Ответ: Верно думаешь, такие деньги благоприятнее не торопиться брать.

117. Вопрос: Мой муж привёл меня в дом (квартиру), который он делил со своей бабушкой. Фактически бабушка была там хозяйкой, а юридически квартира принадлежит брату моего мужа, который в ней пока не проживает. У меня с бабушкой не сложились отношения, она постоянно меня ругала, ко всему придиралась, неоднократно выгоняла из дома. Я худо-бедно это терпела, так как муж говорил терпеть и не обращать внимания, но в последнее время это стало совсем невыносимо. У меня маленький ребенок (1 год), и мне зачастую было невозможно организовать свой день так, чтоб это было удобно для меня и ребёнка. И после того, как бабушка, проходя, специально толкнула меня дверью, я ушла в квартиру своих родителей, даже не дождавшись мужа (звонила ему сказать, но он не брал трубку).

118. Правильно ли я сделала, что ушла? Либо надо было продолжать терпеть? Мужу я неоднократно говорила о том, что происходит, но он говорил, что надо ещё подождать, когда мы сделаем ремонт в другой квартире, которую он опять же делит со своей бабушкой, но уже юридически, и куда мы по идее должны переехать (сейчас муж переехал ко мне).

119. Ответ: С одной стороны, твой шаг вполне может быть уместным.

120. С другой – немаловажно было бы тебе осмыслить: а всё ли ты пыталась сделать правильно с духовных позиций?

121. Ведь навалившиеся трудности, как правило, не бывают случайными и что-то обязательно будут помогать увидеть в себе как необходимое исправить.

122. Вопрос: Ты совершенно прав: конечно же, я не всегда правильно реагировала на разные зацепки и глупости в силу усталости и других причин, но в момент принятия решения я была абсолютно спокойна, и внутри было ощущение, что я делаю правильный шаг, что не нужно вызывать человека на такие действия, что, может быть, мы на самом деле сильно мешаем. Могу ли я такое чувствовать, или это опять игра эгоизма, желание избежать трудностей? Когда уходила, попросила прощенья у бабушки, хоть было очень тяжело и совсем не хотелось это делать.

123. Ответ: Тогда всё нормально.

124. Вопрос: Учитель, моему ребёнку привезли книги из Москвы и игрушки из Канады. Вчера вечером я захотела отвезти их домой, но муж был против того, чтоб я брала игрушки, так как мы живём пока вместе с моей сестрой, у которой есть ребёнок трёх лет, который, в силу своего возраста и характера, может иногда что-то сломать. Мне же очень хотелось, чтоб и ребёнок сестры ознакомился с такими красивыми игрушками и книгами, и я настояла, чтоб мы взяли игрушки, тогда муж предупредил, чтоб был постоянный контроль за ребёнком сестры, когда он играет, чтоб он ничего не сломал.

125. Сегодня утром, показывая подарки, я максимально мягко попросила сестру приглядывать за ребёнком, когда он играет, сказав, что это пожелание моего мужа (я бы сама никогда такого не сказала; это дети, и как это один будет играть отдельно от другого, почему бы не поделиться, когда есть такая возможность, чем-то новым?). В результате на меня обиделась моя сестра, которая сказала, чтоб я вообще всё спрятала и не показывала её ребёнку.

126. Может, я что-то сделала не так?

127. Ответ: В данном конкретном случае ты поступила нормально.

128. Вопрос: Добрый день! К нам в общественную организацию приехала женщина (советник-эксперт финансирующей нас организации) с целью проверки нашей работы и оказания необходимой помощи по проводимому нашей организацией проекту профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков. В этом проекте у нас работают люди, прекратившие потребление наркотиков, и именно с ними у неё планировалась встреча и обсуждение работы. Общение получилось очень «накалённым» (я при этом присутствовала), так как наша гостья общалась с ними весьма недоброжелательно, в повелительном наклонении. Но ребята выполнили мою просьбу постараться держаться спокойно, не обращая внимания на тон. После отъезда гостьи они сказали, что в следующий раз они не согласятся с ней встречаться, вплоть до готовности уволиться с работы.

129. Я в затруднении как поступить. Написать направившей её организации, описать ситуацию и объяснить, что помощь от этого эксперта только в тренировке нервной системы сотрудников? Но меня смущает, что это будет выглядеть как жалоба. Ведь не просто так Отец её к нам направил. Даже в том, что сотрудники смогли увидеть и оценить, что у нас в коллективе совсем другое общение, – уже польза. Тем более что нашей гостье мы смогли мягко проговорить, что к такому общению не привыкли.

130. И ещё вопрос: во время этой встречи я сама вела себя спокойно (молилась непрестанно), отвечала на все её вопросы подробно, даже если приходилось повторять одно и то же по нескольку раз, и мне казалось, что прошла я эту ситуацию. Но после её отъезда я «загорелась синим пламенем» – полезло возмущение, негодование.

131. Значит ли это, что я что-то недоработала в период самой встречи (как бы в пик самой ситуации), или так может быть и воспоминания об этой ситуации ещё не раз могут о себе напомнить?

132. Ответ: Вы написали: «Написать направившей её организации, описать ситуацию и объяснить, что помощь от этого эксперта только в тренировке нервной системы сотрудников?»

133. Если твои ближние явно осознают, что в следующий раз они действительно не смогут вести подобного рода беседы, то тогда твой предложенный вариант вполне уместен. Предложенный тобой вариант не относится к недопустимому шагу для устремлённого следовать духовным ценностям.

134. Но, конечно же, будет гораздо более ценным всё-таки суметь достойно пройти аналогичный тип общения и в следующий раз.

135. Так как у тебя и твоих ближних в таких обстоятельствах появляется уникальная возможность помочь, по всей видимости, действительно более слабому.

136. Помощь слабому, как правило, связана с немалой мерой различных провокаций с его стороны. Чем именно слабый и характеризуется.

137. Поэтому, если вы все действительно жаждете быть духовно более крепкими, не стоит поспешно отказываться от реальной возможности себя повоспитывать, что возможно исключительно только во время самого испытания.

138. Вы написали: «И ещё вопрос: во время этой встречи я сама вела себя спокойно (молилась непрестанно), отвечала на все её вопросы подробно, даже если приходилось повторять одно и то же по нескольку раз, и мне казалось, что прошла я эту ситуацию. Но после её отъезда я «загорелась синим пламенем» – полезло возмущение, негодование.

139. Значит ли это, что я что-то недоработала в период самой встречи (как бы в пик самой ситуации), или так может быть и воспоминания об этой ситуации ещё не раз могут о себе напомнить?»

140. Нет, это вовсе не значит, что ты что-то недоработала во время упомянутой встречи.

141. Твоё описание вашего поведения говорит именно о том, что все вы поступили достойно. Молодцы!

142. Просто после окончания большого психологического напряжения у тебя неизбежно началось естественное расслабление.

143. Оно-то и спровоцировало твоё горение. После одного испытания сразу началось другое.

144. Главное – в период такого горения тщательно стараться не допускать в своих мыслях и особенно в речах чего-то ругательного в адрес того, кто принёс вам всем смущение.

145. Постарайтесь на произошедшее и на свои действия посмотреть с добрым юмором.

146. Вопрос: Из «Времени поворота», гл. 35: «И тогда Единый начал предпринимать Усилия, которые призваны были помочь Ему обойти естественный итог разуплотнения и перейти к состоянию вечного существования.

147. Единый стал Творцом».

148. Как правильно понимать фразу «Единый стал Творцом»? Верным ли будет понимание из этих слов, что Он осознанно изменил себя? Свойственно ли Единому развитие, прогресс, или Он статичен в своём состоянии – «пребывает»?

149. Как правильно понимать слова: «Творец», «творчество», «вдохновение»?

150. Ответ: Дорогие друзья, в эту затрагиваемую вопросами область не стоит так подробно входить.

151. На этот период времени достаточно того, что я уже запечатлел.

152. Объяснять такую тему на понятийном уровне нынешнего человеческого сознания, мягко говоря, очень непросто.

153. Существующие в сознании человека понятия могут позволить лишь приблизительные пояснения затрагиваемого, поэтому так подробно, как многим из вас хотелось бы, погружаться в затронутое через меня пока будет неблагоприятно.

154. Благоприятным продолжают оставаться только ваши собственные попытки осмысливать и уже сказанное, и оставленное недосказанным.