Третьего июля Учитель был в Имиссе. Зал дома культуры снова переполнен, как и во все предыдущие дни встреч с Учителем.
2. После проповеди с Учителем встретились председатель местного колхоза и глава сельской администрации. Их интересовало более активное участие верующих, которых стало ныне в деревне очень много, в жизни деревни и их работа в колхозе, ибо были верующие, к общему удовлетворению руководителей деревни, людьми непьющими и образованными, но малоподготовленными к жизни на земле и, по мнению местных жителей, ленивыми.
3. Разговор получился общий, без конкретно сформулированных мыслей и идей. Учитель, легко улыбаясь, пытался услышать от руководителей деревни конкретные вопросы, но Ему это так и не удалось …
4. Четвёртого июля заканчивалось недолгое путешествие Учителя по деревням двух районов красноярского края.
5. В этот день Слово обратилось к верующим в Петропавловке:
6. «Сегодня в этот период последняя большая встреча из тех, что Я хотел сделать, выбравшись к вам из глубокого леса. И конечно же, сейчас вас становится так много, что нет возможности всем приезжать в одно место, и теперь уже, видимо, Мне нужно будет регулярно делать выезды к вам.
7. Ваша Семья верующих растёт в объёме, хотя по качеству пока Я не тороплюсь сказать, что растёт. Ещё пока вы разбираетесь с тем, с чем соприкоснулись, и в недоумении торопитесь отпрянуть друг от друга, сталкиваясь со многими качествами, которые проявляют ваши ближние, не задумываясь о том, что они проявляют то, что находится и внутри вас.
8. А вы торопитесь это оценить отрицательно и осудить ближнего. Непростой путь избрали вы, очень сложный.
9. Сейчас начался период очень активного постижения истин, связанных с вашим формированием, развитием. Нужно будет менять ваш внутренний мир, нужно будет позволить вашему духу созреть так, чтобы Природа, которая наделила вас чувственным миром своеобразным, облагородилась вашим духом и позволила в целом человеку проявить те качества, которые, кроме человека, сейчас в Мироздании дать никто не может. Великое предопределение ныне начинает свершаться полноценно.
10. Но только первые шаги юного человека сейчас выглядят очень шумными, как вот этот плач ребёнка. Многие из вас сказали: «Мы готовы, мы воины Христа». Я оборачиваюсь, а слышу плач детей, потому что момент созревания только лишь наступает, заканчивается пора юности, такой детской. А в этом случае, конечно же, познать себя как истинного служителя Бога — задача не из лёгких; не раз многие из вас смогут споткнуться.
11. И поэтому Спасение будет определяться достойным внутренним усилием именно верующего человека, ибо в этом случае помочь вам призвана будет только вера ваша. Не всё вам можно будет сразу объяснять, не всё можно заранее рассказать.
12. Ведь Мир, в который Я веду вас, нельзя передать словами. Его надо почувствовать, а к этому, значит, надо подняться. Сколько об этом ни говори, почувствовать через разговоры это будет невозможно.
13. Любые Мои попытки рассказать опираются на образы, которые хранятся в вашем сознании. Но с этим сознанием у вас свои связи чувственные, где ваше сознание полностью зависит от эгоистического чувственного мира, который в свою очередь необузданно полыхает, обжигая всё вокруг и ваше сердце. Много боли приносит такое полыхание, и сознание пробует лихорадочно в этом пламени работать.
14. Но работает своеобразно, в угоду всё тому же эгоизму, позволяя пламени всё больше разрастаться. И вроде бы человек пробует найти решение, как уйти от страданий, но страдания постоянно умножает, и не получается у него никак вырваться.
15. И конечно же, самому ему вырваться невозможно. Таковы особенности, которыми вы обладаете. Поэтому, конечно же, нужен был Тот, Кто возвестит и расскажет.
16. Но то, что Он расскажет, сразу почувствовать нельзя. Его можно почувствовать как что-то родное, чего вы не можете объяснить, осознать, осмыслить, но что внутри как-то отзывается чем-то родным, дорогим. И в этом случае как раз это и было главным, на что и требовалось опереться.
17. Всё остальное связано было бы с тем, чтобы доказывать необходимое человеку на основе тех или иных усилий, не ведомых человеку и которые он воспринимает в качестве чуда. Но каждое такое доказательство вызывает страх: либо просто дикий первобытный страх, либо иной род страха перед чем-то великим, большим, могущественным; но оно всегда связано было бы только со страхом.
18. Любящему страх не нужен. А пока любить не научились, до этого времени жизни человека сопутствовал страх, и человек никак не мог от него оторваться.
19. И даже сейчас, когда пришёл час повести вас вперёд, туда, куда теперь уже следовало бы пойти, внутри у человека продолжает сохраняться некое для него часто неосознанное тяготение к тому, чтобы ему всегда доказывали, что то, что он избрал, это Истина. Самому ему для себя трудно это определить твёрдо, достойно.
20. Тяготение к тому, чтобы всё-таки доказательство произошло, велико. Но это качество, которым вы пока обладаете, качество внутреннего мира человека.
21. Переродиться и стать другим, чтобы прежде вела вас любовь, возникающая внутри вас, — это как раз то, что ещё предстоит. А это непростая задача.
22. Поэтому сейчас в какой-то мере Я могу сказать, что в жизни вашей существуют два рода заповедей: заповеди, которые направляют, и заповеди, которые запрещают. То, что запрещает, — это временное; направляющее — вечно.
23. И все запреты, которые требуется установить в какой-то период времени, рассчитаны на очень грубые и слабые проявления в жизни человека, там, где ему становится очень опасно себя проявлять таким образом; и тогда возникает потребность что-то запретить, поставить какие-то ограничения.
24. Но когда человек будет жить в мире настоящем, ограничений таких не будет, ибо они бессмысленны. Они рассчитаны для сознания, для сердца они не рассчитаны.
25. Поэтому такими ограничениями создавалось много разных идеологий, которые своеобразными установками легли в ваше сознание и до сих пор играют определённую вспомогательную роль.
26. Но как бы они ни играли вспомогательную роль, они не позволят полноценно вам раскрыться и узнать истинное. Поэтому они не могут быть вечны, они лишь нужны для какого-то отрезка времени.
27. И когда вы впервые вступите в страну своих взаимоотношений жизни по-настоящему, Я уберу все ограничения, Я скажу, что они теперь вам не нужны. Ваша чистота не позволит вам сделать недостойный шаг, просто не позволит.
28. Таких обстоятельств может быть очень много. Они настолько разнообразны в вашей жизни, несут столько разнообразных, неповторимых оттенков, которые никак нельзя описать какими-то законами, ибо ни один закон не сможет учитывать все нюансы, оттенки, разнообразие которых возникает в жизни человека.
29. Поэтому, слушая тот или иной закон, вы невольно наталкиваетесь на обстоятельства, которые вы затрудняетесь правильно применить, преодолеть, исполнить, опираясь на уже хорошо известный закон. Вам не хватает порой каких-то дополнительных пояснений.
30. И поэтому, какой бы закон ни был, каждому отдельному обстоятельству следовало бы дать дополнительное пояснение, связанное именно с этим обстоятельством.
31. Но ведь таких жизненных проявлений бесконечное множество. Сразу описать всё наперёд нельзя, это невозможно. Если описывать на основе того, что было, что-то можно описать. Но ведь то, что было, не будет. А как наперёд описать, как описать это навечно?
32. Поэтому это и невозможно, и на самом деле совершенно ни к чему, ибо Отцом предопределено ваше Становление таким образом, чтобы дух, который начнёт расцветать и выйдет на нужные пределы вокруг вас, позволил вам безошибочно оценивать то, с чем вы соприкасаетесь, в смысле — во благо душе или во вред ей будет то или иное обстоятельство, опасно или не опасно.
33. И очень многое вы должны будете уже различать самостоятельно, но для этого надо, чтобы дух ваш достиг нужной силы. До этих пор требуется много определённых запретов, на которых вы ломаетесь, которые, конечно же, грубы. Как бы они тонко ни формулировались, они несут достаточно приличную степень грубости.
34. Но их нельзя сделать универсальными на все случаи жизни. На все случаи жизни можно лишь выразить обобщённый закон, потому что в нём можно подразумевать всё, что угодно. Тогда можно сказать, что он на все случаи жизни.
35. Но это условно, потому что тогда он как закон теряет смысл, так как его может каждый трактовать, как ему вздумается, а описать каждый нюанс бесконечного разнообразия, возникающего в вашей жизни, невозможно.
36. И вот здесь нужна просто лишь чистота вашего сердца, которая позволит вам определять любые ваши взаимоотношения между собой; и где вы никогда не посмеете сделать то, что почувствуете сразу же как то, что противоречит вашему сердцу, истинному звучанию вашего духа.
37. Пока вы можете в этом ошибиться легко. Голос Природы очень силён, очень ярок, и, конечно, вы будете здесь легко путаться. Вам кажется — чувствуете сердцем, а на самом деле это чувствует ваш эгоизм и очень ярко отзывается.
38. А на этой основе вы можете легко заблудиться. Даже не просто легко, можно и такое слово употребить: элементарно заблудиться. И блуждание возникает мгновенно при каждой новой необычной ситуации. Это опасно.
39. И конечно же, Я очень хочу, чтобы вы учились верить, ибо вас так много, ситуаций так много в вашей жизни. Их нельзя заранее рассказать, о них нельзя заранее предупредить, их нельзя заранее объяснить.
40. Тем более не всё ещё удастся объяснить, так как не хватает нужной почвы внутри вас, в вашем сознании, дабы дать эти зёрна Истины и позволить им расцвесть и дать великое множество чудеснейших плодов.
41. И конечно же, на основе того, что чувственный эгоистический природный мир вами обладает, у тьмы появляется прекрасное поле действий, где она гуляет так легко, гарцуя на своём чёрном жеребце и тучи горя легко распространяя между вами.
42. Потому что, увидев, как вы сталкиваетесь с тем или иным непонятным явлением, так легко создавать в вашем сознании массу отрицательных пониманий, неверных пониманий, от которых вы будете переживать.
43. Раз вы будете переживать, то, конечно же, подставить подножку вам очень легко. Но будет трудно тогда вас удержать, ведь вы на одном переживании можете сделать столько ошибок и легко потеряться, погибнуть. И не всё можно Мне быстро предотвратить. Здесь должна играть большую роль ваша вера.
44. Я же пришёл не просто к слепым, которых только и надо вести, подталкивая, поправляя; потому что это невозможно в этом случае. Такого рода ведомость у вас была до сего времени, когда Отец вас вёл; но нельзя было так вмешиваться в вашу жизнь, как сейчас вмешиваюсь Я, определяя вам такое большое на доступном языке, предоставляя вам огромное поле деятельности по-новому, не так, как вы склонны делать.
45. Поэтому в этом случае важна была определённая степень зрелости самого человека, когда дух его настолько созрел, когда уже он может чувствовать что-то важное и иметь вероятность сделать правильный шаг, по крайней мере тяготеть к правильному шагу. Тогда легче уже вести человека, ему не надо будет постоянно доказывать что-то.
46. Хотя зрелость, конечно же, сейчас ещё не в той мере, когда только лишь на одной вере вы легко сможете сделать шаг. Эту веру сейчас ещё надо будет даже воспитать. Вы имеете к этому склонность, но тяготение к тому, чтобы вам яркое что-то доказывало, пока велико ещё внутри, и у многих это, бывает, сказывается достаточно сильно. Но всё же какая-то зрелость есть.
47. Поэтому пришёл час. Его откладывать было нельзя, ведь ещё всё зависело от того, как Природа реагирует на вашу жизнь, как разворачиваются обстоятельства в законах материи, Мироздания, Вселенной. Это ещё играет роль, а это развивается, не связываясь с пониманием человека и с его желаниями и фантазиями. Это связано с его реальными усилиями.
48. Поэтому события начали разворачиваться в Мироздании так, что именно в этот период надо действовать. А раз в этот период надо действовать, остаётся лишь использовать то, что в вас находится на данный момент. И тут уже не приходится говорить, достаточно ли вы созрели. Теперь уже надо пользоваться тем, что есть. А есть и слабость, и, конечно же, определённая степень силы.
49. Ну что ж, материал как исходный такой есть, почва есть. Правда, она каменистая, и теперь разными усилиями, разными обстоятельствами она возделывается. Ведь даже в тех обстоятельствах, в которые попадаете между собой, происходит возделывание почвы. Вы позволяете каким-то ситуациям, как мотыжкой, проходить вашу целину и хоть как-то взрыхлять эту почву.
50. Конечно же, вам это оценить непросто. Посмотреть на жизнь свою с точки зрения Истины самому человеку невозможно, и вы послушно следуете тому, что внутри вас возникает.
51. А Отец ведёт, а Отец помогает, позволяя вам попадать в ситуации, которые тяпочкой, грабельками, мотыжками взрыхляют и готовят вашу почву, потихоньку выбирая камни.
52. Ну и теперь мы начинаем бросать зёрна. Пришёл час — Я пришёл, и теперь Я готов бросить зёрна в ту почву, которая есть.
53. Конечно же, Я очень переживаю, очень волнуюсь за то, как будет ложиться зерно в вашу почву. Я готов и доработать то, что до этого вы не доработали, готов был бы взрыхлять многое.
54. Но в этот момент Я не имею такой возможности — насильно вторгнуться в вашу почву и взрыхлять её. У меня другого рода таинство, которое влияет на вашу жизнь. И при этих обстоятельствах, в которых вы находитесь, да и всегда будете находиться, ведущую роль всегда будет играть ваша вера, основной закон вашей жизни.
55. И сейчас познать великую красоту Священной Веры — это обязательно надо сделать, такое познание должно быть обязательно у человека. А то вы до сих пор говорите об этом, но даже не представляете, что это такое.
56. Я очень хочу, чтобы вы испытали эту красоту, познав, что такое верить, что такое довериться полностью, где страх отходит в сторону.
57. А если уходит страх, уходит и смущение, уходит и вероятность путаницы, которая легко возникает в сознании только благодаря тому, что вы склонны бояться. Значит, вы склонны подозревать.
58. А раз склонны подозревать, породить чёрные мысли в голове становится просто. И они рождаются, рождаются при каждой мелочи.
59. И есть такая поговорка, смешная и точная, выражающая это обстоятельство: «Пуганая ворона куста боится». А раз вы пугались всю жизнь, веками, тысячелетиями, конечно, вы сейчас будете готовы испугаться любой тени, любого непонятного явления, которое возникает впереди. Даже то, что, казалось бы, хорошо известно, и оно пугает.
60. И далеко не каждый сейчас на Земле способен принять чистый порыв кого-то из ближних, если он дарит ему цветы, как что-то чистое, и всего лишь; где не надо додумывать, что, видимо, человек что-то хочет от тебя, если он дарит именно тебе цветы. И очень мало кто способен просто это принять в своём сознании как естественное, что может быть такой естественный, простой шаг.
61. Кто-то захотел подарить цветы, и вместе обрадовались, не додумывая далее ничего: какие ещё последствия, что там кто-то может подразумевать; отбрасывая всю эту сложность, которая уже дальше будет слишком грубой. Потому что само действие, оно чистое: подарить цветы просто так, от порыва своей радости.
62. И вот такое даже простое, казалось бы, хорошо известное, оно и то не может уместиться у многих в голове. Всем кажется — такого не бывает, потому что они не чувствовали это никогда. А раз они это не чувствовали, значит, они, естественно, будут соглашаться, что больше этого ни у кого нет; ни у кого не может этого быть, потому что нет этого у них.
63. И настолько уже погрязли во всей грязи, лжи, мерзости, что сейчас происходит Событие — а какая большая склонность внутри подозревать: а вдруг опасно, а вдруг это не то. Вот эта внутренняя склонность или глубоко, или не совсем глубоко, но она всё равно сказывается в действиях человека.
64. Поэтому он готов, он рванётся порой, но присматривается, прислушивается. Он постоянно как бы находится в состоянии определения готовности: довериться или не довериться. И вроде бы пробует довериться, но опять же боится, не до конца верит. И стоит только чему-то непонятному возникнуть, сразу страх сковывает внутренний мир, возникает ужас, и сразу мысли: «Да, точно, это Истиной не может быть».
65. Это непростое, конечно же, состояние, и с ним вы не сможете пойти по Пути Веры. Оно сейчас присуще всем вам, но с ним вам надо справиться, его надо победить. Это не позволяет вам сделать решительный шаг, как должно делать именно верующему человеку. Эту сторону обязательно надо понять и сделать этот последний шаг.
66. Иначе с таким постоянным напряжением внутренним вам не удаётся познать, что такое раскрыть своё сердце, ощутить его чистоту, какая уже существует и внутри вас, и в каждом из вас.
67. И когда вы встречаетесь друг с другом, благодаря этому удаётся почувствовать эту чистоту и в ближнем. Не сомневаться сразу, обращая внимание только лишь на какие-то вероятные его слабости, а уметь сразу же почувствовать наличие этого чистого зёрнышка внутри ближнего и постараться уже с этих позиций его принимать.
68. Конечно же, вы духовно созрели настолько, что тяготеете так воспринимать друг друга. Поэтому некое доброжелательное, хлебосольное отношение друг к другу у вас есть, но оно слишком поверхностно пока, оно часто зависит от благоприятных для вас обстоятельств.
69. Если они благоприятны внешне, вы готовы это проявить, потому что к этому уже склонность у вас есть. Но если условия меняются несколько иначе, чем вы бы хотели их видеть, вы начинаете бояться. И тогда то доброжелательство, которое у вас уже есть, вы сами начинаете закрывать в себе.
70. И сейчас, призвав вас исполнить законы великие, Я сказал вам, что эгоизм ваш вскроется очень ярко, сильно, вопль раздастся.
71. Кое-кто из вас через некоторое время переспрашивал: «Ну когда же вопль раздастся?» Я рад, что в Семье тех, кто задаёт такой вопрос, не слышится этот вопль. Но, обернувшись вокруг, Я слышу его очень сильно, он гремит уже достаточно не слабо через действия ваши, через усилия, через мысли, всё, что сейчас начинает в вас проявляться.
72. Я ввёл вас в среду волшебную, сказочную, интересную и стал творить для вас мир Своим желанием. Желания Мои очень сильны, они быстро преобразуют пространство и очень сильно начинают, конечно же, влиять на всех.
73. И так как Я создал для вас условия борьбы с эгоизмом, он как раз и должен был восстать. И он начинает восставать, восставать ярко, проявляя характерные ему качества.
74. И готовность осудить друг друга у вас резко обострилась, ярко стала проявляться в вашей жизни. И вроде бы вы имеете что-то хорошее в себе, интересное, но сейчас вы стали много делать больно друг другу. Конечно же, нельзя сказать, что это привнесённое в вас. Нет, вскрылось то, что внутри есть, то, что является вашим.
75. И надо запастись теперь терпением всем — и вам, и Мне. Потерпеть теперь придётся. Это самая, наверно, сложная пора в эпохе Становления. То, что было до этого времени, это семечки, хотя Мне приходилось слушать столько всего и о Себе, и о вас.
76. А вы как дети Мои. Конечно же, Я хочу, чтобы вас правильно видели, и Мне больно слышать клевету о вас. О Себе — ладно, это как-то естественно в этих условиях.
77. Во Мне никогда нет желания оправдываться, и это частично проявляется и в вас, хотя порой вы поднимаетесь в бурном состоянии и хотите установить справедливость, если чувствуете наличие несправедливости.
78. Вот это качество — желание установить справедливость — присуще обществу, в котором слишком много делается несправедливого, когда постоянно идёт ложь, когда постоянно идёт то, что несёт смерть. И тогда организм должен подниматься против такого насилия смерти, а значит, он должен бороться. Тяготение установить справедливость — это качество, присущее этому обществу. Но это не Мой мир.
79. И хотя Мне больно, что делается неправильное, но, конечно же, Я не испытываю тяготения оправдаться. Хотя Мне хочется, чтобы быстрее поняли, что есть Истина и что Она здесь уже, ибо от этого будет зависеть спасение этих людей: кто быстрее это поймёт.
80. И многие характерные обстоятельства такой среды сейчас начинают ярко в вас проявляться. И всё то, что в благих условиях, внешне благих, для вас было успокаивающим, позволяло вам проявить свою щедрость, хорошую щедрость, — сейчас эти условия качественно несколько изменились. У вас активизировались внутренние процессы жизненные и очень ярко стали проявляться именно слабости.
81. Но это необходимо, ибо в этом случае вы можете увидеть, что вам надо изменить в себе. У вас появляется возможность это оценить, ибо до этого времени вы даже не знали многое, что у вас есть.
82. Хорошие условия зарплаты, пищи, одежды успокаивали вас. Хорошая работа, хорошие вроде бы друзья — они убаюкивали вас. Тем более многие не трогали ваш внутренний мир, многие не делали вам подсказки. Они берегли вас, потому что боялись, что вы обидитесь. Вот так жили ваши друзья рядом с вами.
83. Но это даже не есть хорошее качество — быть таким другом. Друг — это не тот, кто умалчивает об ошибках, потому что тем самым он, поглаживая по голове, позволяет вам тонуть. Это не есть дружба. И вот так, боясь друг другу сделать больно, вы на самом деле ещё больше помогали друг другу тонуть. И у вас возникали ложные представления о дружбе.
84. Вы считали другом того, кто ничего не подсказывает, а только лишь слушает вас, гладит по голове, и всего лишь, и говорит вам комплименты. Но это всё ложь. Это приятная, сладкая, как сахар, ложь, но в смысле том, что этот сахар не полезен, он даже очень-очень опасен.
85. Поэтому мудрый всегда берёг себя от лести, он больше обращал внимание на тех, кто критически к нему относился. Он понимал, что в этой критике всегда будет доля интересной правды.
86. Но для этого надо было обладать определённой силой духа, чтобы любить того, кто тебя ругает. А это как раз качество единичное, не каждый это мог сделать.
87. Поэтому мудрость распределялась на Земле среди единиц тех или иных интересных людей, с кем приятно поговорить. Но он такой одинокий, один идёт в обществе, а вокруг большая масса уверенно считающих себя мудрецами, но не счастливых мудрецов — мудрецов, которые бесконечно сетуют на свои неприятности.
88. И поэтому, конечно же, правильно посмотреть на окружающую реальность было важной задачей в жизни человека. Благодарно отнестись к подсказкам, которые дают ближние, — это не получалось. Больше любили тех, кто любил — условно любил — вас, потому что в этот момент они говорили комплименты, и вам казалось, что вас любят.
89. А это была не любовь. Это опять же была ложь, потому что любили вас, так как вы были выгодны, вы были удобны, вы не затрагивали интересов этого человека, а, может быть, даже в какой-то мере интересы совпадали. И тогда возникало такое условное понимание любви.
90. И вот такими ложными понятиями, образами вы заполнились. Заполнились и не знаете, что такое дружба, и не знаете, что такое любовь.
91. И поэтому, конечно же, на этой основе извращено очень многое на этой Земле, и призвать: «Любите друг друга» — не так-то просто. У вас ложное представление о любви. Призвать вас: «Будьте друзьями друг другу» — не так-то просто, вы даже не знаете, что такое быть другом друг другу.
92. И теперь потребуется разобрать много разных обстоятельств, связанных с вашей жизнью, таких конкретных, таких простых, через которые можно было бы поговорить с вами о жизни и позволить вам по-настоящему увидеть свою жизнь.
93. Но это долгий путь, потому что говорить предстоит очень много, затрагивая много разных, казалось бы, на первый взгляд незначительных обстоятельств, но от которых впрямую зависит и жизнь ваша, и жизнь всего человечества.
94. Наступил час всё переосмыслить, по-новому на всё взглянуть, узнать, что же такое настоящая любовь, узнать, что такое настоящая дружба, ибо в настоящем обществе вы все будете друзьями.
95. Это лишь сейчас для вас понятие «дружба» — это очень близкое состояние ваших внутренних миров и интересов. Поэтому, когда вы находите того, кто в какой-то мере вас понимает, вам кажется — вы находите друга.
96. Но разнообразие вашего внутреннего мира столь велико, что в этом случае всем вам не удастся быть друзьями. У вас слишком большие, разнообразные интересы и слишком разнообразен по качеству духовный мир, и возникают только лишь редкие явления проявлений дружбы, очень редкие.
97. Вы растянулись как бы по дороге на очень большое расстояние друг от друга в одну шеренгу, поэтому больше дружить могут только те, кто здесь поблизости находится, но уже дальше — никак, интерес там совсем другой.
98. А сейчас пришло время собрать вас вместе, чтобы вы были очень близки друг другу и разброс пониманий был сведён к какому-то единству, единому пониманию, когда внутренний мир очень похож на мир ближнего. И тогда вы все начинаете понимать друг друга без слов, часто лишь на одних действиях. Это только лишь предстоит сейчас начать делать.
99. А эгоизм пробует вас оттолкнуть, он выстраивает вас в одну шеренгу, позволяя вам растянуться на очень большое расстояние, где один уже не видит десятого, не говоря уж о сотом в этой шеренге.