Двадцать восьмого июня Учитель спустился с Горы и направился в каратузский район.
2. На следующий день в доме культуры Верхнего Кужебара состоялась встреча Учителя с верующими и местными жителями, присматривающимися к вере. В зале было более четырёхсот человек.
3. Учитель тронул разные темы, в том числе и те, которые звучали уже много лет назад в проповедях Виссариона для впервые прикасавшихся к Свершению.
4. В Верхнем Кужебаре Учитель остановился на ночлег в большом доме, хозяином которого был Дмитрий, детский клоун, очень увлечённый своей творческой работой. Учитель увидел весёлые костюмы, идеи в рисунках, кукол и окунулся в мир детского восторга от встречи с улыбчивым клоуном.
5. Новый день, тридцатый день июня. В этот день в Нижних Курятах Виссарион встречался с верующими в переполненном зале дома культуры.
6. После встречи произошёл разговор Учителя с представителями администрации каратузского района. Разговор этот случился в огромном доме семьи Саши Новороссийского, приобретшего вместе с домом пихтоварочное устройство, а значит, и умение в изготовлении пихтового масла и бальзама.
7. Заместитель главы районной администрации, главный врач санитарно-эпидемиологической службы, глава сельской администрации задавали Учителю вопросы о перспективах расселения верующих в каратузском районе, ибо только за несколько месяцев этого года несколько сот верующих избрали местом жительства своего этот район юга красноярского края.
8. В разговоре был затронут вопрос и о вероятности работы верующих, большая часть из которых представляла городскую интеллигенцию, в государственных учреждениях, где как раз и требовался определённый уровень образования.
9. Учитель улыбнулся, развёл руками и сказал, что этот вопрос каждый для себя решает самостоятельно.
10. Главный врач настойчиво обращал внимание на необходимость и обязательность прививок в семьях верующих и для детей, и для взрослых. Иначе, по его мнению, возникает опасность эпидемий определённых заболеваний, источником которых могут быть верующие.
11. Учитель ответил, что в России сейчас неконтролируемо возникают эпидемии тех болезней, против которых большинство детского и взрослого населения страны имеют прививки, и что необходимость этого действия — прививок — родители и дети в каждой семье верующих решают самостоятельно и, естественно, над выбором родителей никакое разрешающее или запрещающее указание со стороны Учителя стоять не будет, ибо ответственность за своих детей до определённого возраста зрелости несут сами родители …
12. В первый день июля Учитель был в Кордово, селе курагинского района. Слово звучало в зале, не вместившем всех желающих. Двери его были открыты. Те, кто не поместился в зале, слушали Учителя с улицы.
13. «Может быть, дальше это станет регулярным, когда у нас будет появляться возможность вновь и вновь осветить то, что является трудностью на сегодняшний день, ибо вопросы, которые вы сегодня затрагиваете своими шагами, решить сложно, опираясь на всё то, что существовало в качестве идеологии в вашем сознании, во всём том, что уже оформилось в виде многочисленных учений.
14. До сих пор создано великое множество разных книг философского содержания, рассуждений о жизни. Всего этого очень много, но нигде нет ответов на самое простое, что приходится вам делать сегодня с момента, как вы проснулись, и до момента, когда вы ляжете опять спать.
15. Ибо в вашей жизни случаются тысячи шагов с бесконечным разнообразием, казалось бы, очень простых усилий, но именно от которых зависит формирование человека, именно через которые уже видно — развиваетесь вы или становитесь всё время хуже и хуже. Именно от этих маленьких шагов, на первый взгляд, по-настоящему зависит судьба всего человечества.
16. Если рассуждать о проблемах глобального характера — это не решает, как сделать шаг сегодня, это лишь создаёт часто иллюзию: кажется, чем больше заполнена ваша голова большими фразами, большими понятиями, тем, наверно, и точнее ваш путь, который позволяет вам становиться лучше.
17. Но если глянуть на плоды рук человеческих, то здесь как раз улыбнуться очень сложно, больше хочется плакать, потому что как раз в плодах дел человеческих мало сладкого, мало достойного, мало целебного, в основном только плоды горечи и смерти.
18. И научиться разобраться с каждым своим шагом сегодня, не когда-то в другое время — сегодня (завтра это уже будет точно так же «сегодня»), именно в день, когда вы сейчас дышите, смотрите, слышите, когда бьётся ваше сердце и когда необходимо сделать тот или иной шаг, — вот сейчас надо осмыслить, каким должен быть ваш шаг как у верующих людей, именно как у верующих, верующих своему Богу, Отцу своему, Отцу Единому, Живому и Вселюбящему.
19. Через эти плоды ваших усилий и должно будет дальше расцветать человечеству. От каждого человека, от каждого из вас сейчас очень сильно зависит судьба всего человечества.
20. И это только лишь кажется, что вы излили какую-то эмоцию, и кто-то из ближних, услышав вашу эмоцию, расстроился, и вы только лишь на него повлияли отрицательно. Нет, это только то, что вы видите.
21. Человеческое сознание слишком ограничено и примитивно на сегодняшний день, вы многого пока не замечаете, а значит, и не верите в то, что не замечаете. Да и трудно в это поверить: вы же не знаете, есть ли оно на самом деле или нет.
22. И в этой связи сейчас требуется многое переосмыслить, многое научиться видеть по-настоящему, чувствовать по-настоящему. И тут-то пред вами откроется великое, и вы увидите, как каждое ваше дыхание, каждый ваш шаг очень серьёзно преобразует жизнь на всей Земле.
23. Быть ответственным за свой собственный шаг сегодня крайне необходимо. Крайне необходимо! Тем более сейчас, когда решается судьба всего человечества, тысячекратно надо умножить критическое отношение к собственному шагу. Именно к собственному шагу, а не посматривать на окружающих в поисках ошибок с их стороны. Это удел невежества и глупости. Надо учиться оценивать свой собственный шаг.
24. И только когда он достоин, только тогда наиболее достойными становятся шаги тех, кто находится вокруг вас, независимо от того, знают они о вас что-то или не знают. Но нужен ваш собственный шаг праведный.
25. Поэтому умение посмотреть на свой собственный шаг, умение заглянуть к себе вовнутрь и оценить критически, что вы делаете сейчас, почему вы реагируете так, а не иначе, а как должен был бы верующий отреагировать в этой ситуации, — вот это та задача, которую надо решать ежесекундно, а не смотреть, как должен был бы верующий поступить на месте вашего ближнего.
26. Такая склонность находить ошибки у ближних — это всё удел эгоизма. Именно он стремится находить несчастье на стороне и не торопится рассматривать несчастье внутри себя, именно он хочет найти то недостойное вокруг, чтобы через это возвысить себя.
27. Ведь чем больше вы видите недостатков кругом, тем, вам кажется, вы чище; чем больше болезней вокруг, тем, кажется, вы здоровее.
28. Но это только иллюзия, потому что, если вокруг болезнь, вы тоже часть этой болезни, вы звёнышко этой болезни.
29. Поэтому здесь нельзя говорить о счастье человечества, когда есть маленькая частичка вроде бы верующих, а другая огромная масса, которая ничего не смыслит в понимании веры и только лишь всё больше делает глупостей, уничтожая своих ближних и всю Землю.
30. Счастье человечества — это когда все становятся верующими. Вот к этому сейчас обязательно предстоит прийти всем, не должно будет иначе развиваться жизни человека на Земле, не должно будет такое условие больше существовать. Должно быть одно человечество, должна быть одна Семья верующих людей, которые по достоинству отдадут своё сердце окружающим, ничего не ожидая в ответ.
31. И теперь научиться заглянуть в себя, теперь научиться понять, что такое Семья великая, Семья Единая, — это сейчас задача ваша. Всё прекрасное, что связано с именем «семья», оно всё вами должно быть воплощено, только в безмерном объёме. Не в размерах пяти — десяти человек, к каким семьям вы привыкли на Земле своей, но в куда большем размере.
32. Ибо одно дело — природная семья, где есть родители и где есть дети, а другое дело — Семья, где все вы братья, все вы дети, все вы родители. Но умение построить эти взаимоотношения родные, добрые — это сейчас и есть главная задача.
33. А не когда вы будете говорить о вере своей, а поглядишь в сердце ваше — вы все чужие между собой, и в любой трудный момент вы готовы друг друга гнать от себя, в любой трудный момент для себя вы готовы осудить ближнего. Но тогда не будет никакой родной Семьи. Как бы вы о вере ни говорили — грош вам цена, никакой веры в вашем сердце не будет в этом случае.
34. Поэтому нужно уметь сделать достойное усилие, когда вы откроете своё сердце по-настоящему ближнему в трудную минуту. Не когда у вас обилие и достаток и вы делитесь от избытка с ближним своим достатком, говоря о том, что вы добрые и можете кому-то что-то подарить. Нет.
35. Настоящее добро проявится, когда у вас начнёт колебаться что-то, связанное с добром, под ногами вашими, а вы в этот момент начнёте делиться. Вот это вы сумели сейчас сделать, созидая Семью?
36. Когда вы испытали некоторые трудности, когда и в пище какие-то были пробелы, а сумели ли вы поделиться в этот момент? О чём вы начинали думать в этих условиях? О том ли, что надо поделиться последним куском хлеба своего, или о том, что его надо приберечь: а вдруг на завтра не хватит? Вот это вспомните сейчас.
37. Многим сейчас следовало бы подвести итог тому, что прошло в последние месяцы, полезно было бы многое оценить.
38. Одно дело, когда вы живёте в городах своих, имея работу, имея достаток, который идёт регулярно, и в этот момент вы улыбаетесь и приносите благо ближним своим. А другое дело — условия иные, где всё это колеблется, где нет такой регулярности, где нет такой стабильности, ибо её надо ещё построить руками своими. Нет её, и многое внезапно исчезает из рук.
39. А в этот момент не начали ли вы слишком много суетиться и думать о своём собственном благе, по-прежнему ли вы думали дальше о том, чтобы отдать своё последнее, ибо вы потерпите, но ближнему вы готовы дать, чтобы он насытился. Были ли эти мысли?
40. И об этом тоже надо будет сейчас подводить итоги, ибо этот экзамен, в который вы попадаете, очень много сейчас вскрыл в ваших сердцах, очень много нечистого внезапно начало выходить из сердец ваших.
41. И это как раз надо достойно суметь оценить, как можно быстрей подвести достойный итог, как можно быстрей приложить нормальные усилия верующих людей, чтобы дальше шагнуть, дальше достойно расцветать, созидая Семью прекрасную, великую, твёрдую, в которой вы сможете все вместе преодолеть преграды любые, ибо в этом случае ваша Семья это будет та твердыня, которую никакие врата ада не могут одолеть.
42. Вот где находится настоящая истина, когда в жизни вашей вы едины, а не в названиях вы обретаете некое единство условное, но в котором вы продолжаете быть чужими между собой.
43. Так вот эту сторону единства и надо по достоинству сейчас оценить, ибо времена сложные, непростые и будут ещё сложнее, и вы будете многому сейчас свидетелями, многое начнёте замечать.
44. Но теперь уметь взяться как можно быстрей за руки, уметь по достоинству соединиться друг с другом и не тыкать пальцами друг в друга, но больше смотреть в собственные шаги, — вот это усилие сейчас крайне необходимо делать достойно. Поэтому будьте внимательны, многое нам приходится сейчас решать.
45. Такое обилие истин, которое вы сейчас получаете каждый день, по сути своей, не получало человечество никогда, ибо такой объём запечатлённого, что сейчас вы можете взять в руки свои, ни один народ на Земле за тысячи лет никогда не имел. А вы имеете сейчас, и это будет множиться ещё неоднократно, множиться будет ещё не один год.
46. Так что это в конечном итоге будет, что это за объём будет тех истин, которые как из рога изобилия льются в ваши сердца бесконечно живительной Влагой? Достойно ли всё это берётся или просто купаетесь, не обращая внимания на те капли, которые орошают ваше сердце, а вы начинаете топтать их ногами? Так умейте и тут быть внимательными.
47. Обилие льётся, но ведь каждая капля, которая изливается к вам, не изливается случайно, вы не должны её потерять, каким бы обилием это ни лилось к вам.
48. Ибо если эта капля проливается, значит, она уже даёт ответ на какой-то определённый ваш жизненный вопрос. Если вы решать его не будете — дальше сложно будет решать следующий, который вытекает из этого нерешённого вопроса.
49. И сейчас вы часто попадаете в ситуации, когда Мне уже сложно продолжать с вами беседовать, ибо вы продолжаете делать ошибки далёкого прошлого времени. Ибо на основе того, что уже дано, вы не должны были делать эти ошибки. Многие ошибки принципиально должны были исчезнуть из вашей жизни, а вы продолжаете их делать.
50. Я не пришёл, чтобы бесконечно повторять одно и то же, но пришёл, чтобы вести. А когда идут, тогда с каждым разом, естественно, замечают что-то новое, ведь продвигаются дальше, становятся лучше, начинают понимать глубже и шире. И соответственно на уровень этого расширяющегося понимания даются и более высокие истины, более могучие открытия, которые позволяют вам расцветать и обретать удивительные крылья.
51. Но для этого надо идти, а не стоять на месте, ожидая, что вам бесконечно будет этим дождиком благодатным орошаться сердце. Так не получится. Дождик не стоит на месте, он движется вместе с тем Источником, Который его изливает, поэтому орошаться будут места другие.
52. А будет ли в тех местах кто-то из вас — вот это сейчас вы и определите в сердце своём, трудом своим определите. И те, кто будет успевать двигаться с Источником, там и орошаться будут обильно Влагою животворящей.
53. Но этот выбор вы по-прежнему имеете свободным в сердце своём, и достойно оценить сейчас то, что происходит, крайне необходимо. А бдительность многими, большинством из вас, утеряна была очень сильно. Многие сделали сейчас колоссальное обилие ошибок, много промедлили.
54. И сейчас у вас начинается непростая полоса жизни, поэтому будьте внимательны. Сейчас начинается серьёзное время. Одно дело, когда вы движетесь по наклонной к бесконечному тяготению к самоуничтожению; другое дело, когда надо выйти на дорогу соседнюю, которая движется в обратную сторону, куда вы ещё никогда не ходили за всё время своего существования на Земле.
55. И теперь эти две дороги разделяются пространством определённым, волшебным, которое надо сейчас пройти. А вы привыкли двигаться в одну сторону — туда, куда и двигались все эти долгие годы, многие века.
56. Долгое время Я предупреждал вас, что Я пойду, надо будет идти со Мной. Нельзя будет рассчитывать, что Я пришёл в ваш дом, буду вас кормить благодатью, а вы будете наряду с теми пирожками, которые привыкли кушать в собственном доме, радоваться: «Как хорошо нам, приятно принимать Истину. Не надо никуда идти, надо сидеть в тёплом доме своём, привычном доме, делать привычные усилия, которые делали всегда до этого времени, а Истина в любой момент даст дополнительную подсказку».
57. Нет, так не должно было бесконечно двигаться, в таком режиме, ибо это путь один. Я позволял вам немножко тормозить ваше движение в сторону нисхождения, Я помогал вам немножко притормозить своё бурное течение в эту пропасть, но дальше нужно было свернуть с этого пути, нужно было уйти на другую дорогу, на истинный Путь Восхождения.
58. И теперь, когда наступил час (Я улыбался и верил, что вас так много и вы говорите о вере своей и о готовности шагнуть), как только наступил час шагнуть и Я пошёл, Я смотрю: многие из вас продолжили двигаться в прежнюю сторону.
59. И сейчас начался очень сильный разрыв между нами, очень сильный. И это ощущается прискорбно, то есть вы начинаете сейчас резко удаляться, но Я уже не смогу вернуться.
60. Одно дело — Я был рядом с вами, Я был рождён рядом с вами; но сейчас Я вернуться сюда не смогу, потому что Я могу уходить только в одну сторону. И здесь вам сейчас о многом предстоит подумать.
61. Поэтому те вопросы, которые вы часто поднимаете, как правило, основаны на неисполненных многих заповедях, законах, подсказках, которые до этого были сделаны. Вы не исполняли, и это дало плод, это дало своеобразную естественную путаницу, которая должна была у вас возникнуть.
62. И вы теперь задаёте Мне вопросы определённые, но на них уже нет смысла отвечать, потому что корень не исполнен, а корень Я вам объяснял многократно.
63. Поэтому на многое Мне сейчас сложно будет давать вам ответ, а в скором времени Я и вовсе прекращу на это отвечать, пока вы не достигнете нужного рубежа и не начнёте задавать качественно новые вопросы, потому что и проблемы должны быть у вас на качественно ином уровне.
64. И вот эту работу — Школу Жизни, Мастерскую Жизни — надо по достоинству проходить. Сейчас на многое надо взглянуть правильно, ко многому нужно приложить усилия правильно. Поэтому сейчас потрудиться достойно, праведно — это крайне необходимо.
65. Умножить свою бдительность, умножить своё внимание. Давайте умножим это тысячекратно, потому что только лишь так можно сказать сейчас к вашему сердцу и ушам вашим. Сейчас не меньше это надо умножить, чтобы восполнить уже утраченное и хоть как-то начинать выправлять своё состояние. Поэтому будьте внимательны и бдительны сейчас, и решать вопросы давайте, рассуждая более активно.
66. Рассуждение крайне необходимо, научиться рассуждать о жизни крайне важно, ибо в древности, да и до сих пор, это было уделом лишь единиц людей в обществе человеческом.
67. Где часто на людей смотрели как на чудаков-философов, которые могли рассуждать о жизни, но которые по-своему были оторваны от великого большинства и порой жили в бочках и прочих сооружениях. Но это было уделом единиц, которые, конечно же, проявлялись, потому что накопился определённый опыт и склад ума сложился определённым образом.
68. Но уметь рассуждать должны не только единицы, а все до единого из вас должны уметь правильно осмысливать всю реальность, которая складывается в вашей жизни. Это крайне необходимо.
69. А вы привыкли пассивно глядеть на жизнь, вы привыкли пассивно получать команды с разных сторон, чтобы исполнить тот или иной труд. А когда говорится: «А вы подумайте», — вы, немного приложив усилий, говорите: «Нет, не могу. Вы лучше уж скажите прямо, как сделать, тогда я сделаю; а думать никак не получается». Но это уже, конечно же, большая потеря, сознание превратилось во что-то очень ограниченное и примитивное.
70. Надо учиться теперь рассуждать гораздо шире, не только о профессиональных вопросах, но и о каждых простых шагах своей жизни, учиться искать взаимосвязи тех или иных шагов, ваших внутренних реакций по поводу тех или иных явлений, уметь рассуждать вместе с ближними.
71. Трудно на собрании где-то побеседовать? Идёте вместе, работаете вместе — переспросите друг друга.
72. Учитесь рассуждать и, главное, учитесь во всех обстоятельствах выделять детали, составляющие какое-то обстоятельство, потому что во что бы вы ни попали, это обстоятельство всегда общее, оно имеет в сути своей несколько составляющих деталей, разное множество, в зависимости от сложности обстоятельств, в которые вы попадаете.
73. Так вот, обстоятельство правильно понять можно будет, только когда будет правильно понята каждая составляющая его деталь. Вот об этих деталях вы должны спрашивать, а детали вы как раз не осмысливаете.
74. Вы не задумываетесь о них и не рассуждаете на эту тему, поэтому вам и не удаётся задавать правильные вопросы.
75. Вы пробуете говорить много слов, рассчитывая, что Я буду подразумевать, что вы хотите сказать. Но Мне важно, как вы видите эту деталь, рассуждали ли вы на эту тему. Это крайне важно, тогда вам легко удастся принимать данный Мной ответ по поводу этой конкретной детальки, составляющей ту или иную проблему.
76. Очень важно вот это глубокое осмысливание, чтобы случилось обстоятельство — вы могли задуматься, что именно вас смутило. Не в целом обстоятельство вас смущает — вас смущает, как правило, какой-то оттенок этого обстоятельства, какая-то конкретная, небольшая порой, маленькая деталь.
77. Вот её и найдите, и тогда вам легче будет задать простой, конкретный вопрос: вы просто Меня об этой детали прямо и спросите. И не надо уже будет обрисовывать это обстоятельство, вы Мне точно назовёте деталь. Тогда Мне проще будет дать вам ответ, вам легко его будет использовать.
78. Но если вы деталь самостоятельно не искали своим сознанием, то ответом Моим сложно будет воспользоваться: вы не знаете, в какое место ответ этот приложить точнее, и поэтому здесь домысливание ещё больше создаёт путаницу в вашем сознании.
79. Эгоизм, как правило, исказит очень сильно такого рода домысливание, и путаница будет неизбежна. Очень сложно будет тогда опираться на такие понимания, и трудно будет вам найти нормальные взаимоотношения. Поэтому сейчас обязательно надо глубоко научиться рассуждать.
80. Сложно понимать одному — посоветуйтесь с ближним, поделитесь друг с другом своими пониманиями, и у вас есть такая возможность очень быстро и резко активизировать увеличение мудрости внутри себя, правильно рассуждая друг с другом.
81. Вот эти усилия крайне необходимо сейчас приложить, и, овладев этой первоосновой, тогда уже проще будет очень многое осмысливать, Я многое тогда начну рассказывать дальше, расширяя ваше сознание, позволяя вам проникать в Вечность.
82. Но для этого нужно первоосновой овладеть, она задаёт направленность — направленность, которая нисколько не имеет искажений.
83. Ибо если изначально закладывается идеология, которая имеет хотя бы маленькую толику искажения, то это может быть незаметно лишь на краткий период перемещения в пространстве и во времени. Но чем дальше движется в этом случае человек, тем отклонение становится заметней, а где-то однажды оно и вовсе теряется из вида.
84. Поэтому, чтобы сейчас закладывать основу будущего формирования человечества, надо закладывать её без искажений абсолютно. Только тогда в процессе Вечности отклонений никогда не возникнет.
85. Сейчас должно быть безошибочное восприятие ваше в отношении реальности, безошибочное. Только тогда накладки в будущем не будет, и разделения между вами никогда не произойдёт.
86. Если сейчас закладывать что-то с какой-то степенью отклонения, вы обязательно опять будете разделены на определённом отрезке этапа своего развития.
87. Поэтому сейчас вам и закладывается эта основа, которую обязательно нужно уяснить и от которой сознание обретёт направленность без искажений. Дальше мы будем позволять ему расцветать, раскрывая всё шире и шире многочисленные законы, помогающие вам войти в мир Вечности и научиться рассуждать правильно, как полагается это делать человеку. Вот эту задачу сейчас великую надо будет пройти вам, это сложный процесс.
88. И даже в мельчайших деталях, которые складываются в вашем быту, где вам надо просто согласовать свои действия — поработать на огороде, — в каких-то, казалось бы, привычных, простых усилиях уже начинает закладываться эта великая основа, когда вам правильно дальше надо будет многое увидеть.
89. В этих мелочах и будьте сейчас бдительны, не пренебрегайте ими, иначе каждая отшвырнутая ногой вашей эта крупинка сыграет большую трагедию в вашей жизни неизбежно, но тогда вы сами угли на голову свою собирать будете. Так будьте внимательны, чтобы не делать этих неопрятных шагов.
90. Поэтому будьте внимательны сейчас к собственным действиям, чтобы умножили вы богатства мира своего, умея соединиться друг с другом в общении прекрасном, когда, многое осмысливая совместно, вы позволите друг другу обрести дополнительные богатства.
91. Ибо представьте, что, конечно же, мир ваш сейчас имеет много недостатков, но нет ни одного из вас, кто не имел бы какое-то интересное достоинство. Каждый из вас имеет определённое интересное достоинство, которого у другого нет, либо есть, но в каких-то других вариантах оно проявляется.
92. Так вот, если даже два человека соединяются вместе в беседе доброй и правильной, она позволяет каждому из них, когда перед беседой они имели по одному достоинству, после беседы иметь по два достоинства, потому что они обогатятся благодаря ближнему своему.
93. Каждый из них будет рассматривать достоинства ближего и не будет смотреть, чем ближний его богат в качестве недостатков, чтобы тут же осудить и сказать ему: «Ну, что же ты такой, как же ты смел такое сделать, как же ты мог. Я и не ожидал, что ты такой слабый», — к чему вы имеете серьёзную предрасположенность, — а он прежде будет смотреть, чем богат его ближний духовно, дабы устремиться обогатиться новой мудростью;
94. Не чем богаты его карманы, чтобы тут же выпросить подаяние с его стороны, а чем богато сердце его, чтобы тут же в общении обрести это богатство, ибо богатый сердцем всегда дарит его, всегда готов этим поделиться, не отдавая это в долг. Вот тогда вы обретаете правильное обогащение.
95. Так вот, двое, собравшись, удваивают свою мудрость и богатство. А если вы собрались сотней, если вы собрались тысячью, что такое тогда ваша правильная беседа между собой? Вы в краткое время способны тысячекратно умножить богатство своего внутреннего мира. Это простая закономерность.
96. Но вам мешает собственный эгоизм: встречаясь, вы прежде начинаете смотреть на недостатки друг друга. И вы начинаете бояться, вы начинаете подозревать друг в друге какие-то недостойные действия, которых там может и не быть; вы часто осуждаете друг друга по предположению, но не по факту, когда следовало бы обратить внимание и дать подсказку. Когда вы говорите, что кто-то из ближних может иметь холод, хотя такое осуждение ни в коем случае нельзя давать, ибо это только лишь некое предположение абстрактное, которое ни о чём не говорит.
97. Но такая склонность хоть как-то выразить друг другу подсказку о том, что он имеет ошибку, — больная, такое тяготение слишком болезненное. Здесь уже будьте внимательны: о чём вы хотите ближнему подсказать, достаточно ли вы поняли то, что он сделал, уточнили ли вы всё для себя, именно искренно, без предвзятости о действии, которое свершает ваш ближний?
98. Ибо если вы поговорите и уточните, и окунётесь в искренность его, вы поймёте, что какую бы ошибку он ни сделал, он сделал её правильно: в этом случае он познавал недостающее. И вам легко будет простить его.
99. Но вы не переспрашиваете часто, а торопитесь сделать оценку, выражая требование к нему, а значит, это, естественно, начинает склонять вас к осуждению ближнего.