Двадцать четвёртое июня. Четверг. Небесная Обитель. Дом Благословения. Встреча Учителя с женщинами.
2. «Пробуем провести очередную встречу. Я слушаю ваши вопросы бесконечные», — начал Учитель.
3. «Приходит ко мне сестричка, увидела лук на грядке и говорит: «Можно я нарву?» Я говорю: «Знаешь, мы оставили его на семена, и поэтому мы его сейчас не рвём».
4. Может быть, как верующему человеку, мне стоило задаться ещё другим вопросом, допустим, насколько необходим был лук в данном случае человеку. А я отказала на чисто разумной основе …»
5. «Переспросить можно, но приложить усилия, чтобы сохранить семена на следующий год, очень важно, в этом есть большой недостаток пока. Многие на это не обращают внимания, по-прежнему рассчитывая, что пошли и купили на рынке.
6. Нет. На всё, что вы выращиваете, вы должны заготовить семена обязательно. Сейчас начинается время урожаев, и вы закончить должны не только сбором урожая плодов готовых, но и семян.
7. Поэтому надо поинтересоваться, как это сделать, как правильно сделать, у тех из вас, кто обладает нужной информацией, и обязательно эти усилия приложить, но чтобы семена вы заготовили уже на следующий год обязательно. Поэтому обратите внимание и сделайте, не выпустите этот момент».
8. «Учитель, у меня была свечка с вознесения Символа 18 января. Нам объяснили, что это святыня, и я её берегла в молитвенном уголке. И когда она пропала вдруг, я очень сильно расстроилась, несколько дней переживала, корила себя, что утеряла, не могла найти в этом ничего положительного. Как верующий отнёсся бы к этому?..»
9. «К тому, что свеча пропала? Значит, более бдительным дальше надо быть, ещё раз внимательней просматривать свои шаги. Но ведь пропала не из того уголка, который только тебе принадлежит? Откуда она пропала?»
13. «Поэтому здесь каждому надо на это обратить внимание, не только одной тебе. Всё ли в порядке у всех?
14. А то, что ты стремишься в этом случае обратить внимание на свои шаги, попробовать ещё раз пересмотреть, всё ли было у тебя в порядке, везде ли искренно поступила, — вот это важно. Так и надо делать».
15. «Когда крестик потеряла, я тоже переживала и потом боялась взять новый крестик».
17. «Работая на кухне, я вечером обнаружила, что не перебрала крупу на завтра. Я захожу на кухню, а там молодой человек играет на гитаре. Я аккуратно, на цыпочках иду за этой крупой, набираю, и вдруг от человека следует вопрос: «Ты что, боишься? Если хочешь, я уйду, не буду тебя смущать». Я, наоборот, хотела незаметно, чтобы не помешать, и вдруг такая реакция. Я сказала, что не боюсь, но всё равно внутри переживание осталось. Что я неправильно сделала, чем вызвала у человека такую реакцию?»
18. «Нормальный поступок был у тебя. Но в жизни много нормальных поступков, которые вызывают ненормальную реакцию. Это связано с неверным внутренним отношением к происходящему, и человек не успевает сообразить, что на самом деле происходит.
19. Возникает внутри реакция уже стереотипная, которая выработана внутри на ложном понимании происходящего. Реакция возникает с образами отрицательными. Видишь, первая реакция у него получилась, а образ сразу отрицательный. «Боишься?» — спрашивает.
20. То есть у него уже отрицательный образ, что ты испугалась, чего-то ты боишься, хотя ты просто стараешься не помешать. Вот то, что вы легко можете в себе замечать очень часто, когда вы реагируете по привычному вам характеру.
21. Вы можете увидеть, что реакция ваша обычно рождает отрицательные образы. Они идут от той одной основы, о которой мы говорим, связанной с эгоизмом, которая уже выстроена, — неверное восприятие реальности. И казалось бы, простой безобидный шаг, хороший шаг воспринимается как-то необычно и как-то странно.
22. И тут смущаться не надо. Если ты старалась в данном случае не помешать, это хорошая реакция, это хорошее твоё пожелание. Ну а насколько у тебя это удастся, это уже зависит от твоего качества чувствовать всё.
23. Чем более чутко ты ко всему относишься, тем более точно ты приложишь усилие, чтобы не помешать. Менее чутко воспринимаешь происходящее — шаги будут более грубыми, но всё равно они будут в отношении одном: стремлении не помешать. Просто в зависимости от твоего личного внутреннего опыта это будет по-разному происходить, но усилие-то всё хорошее.
24. И тут даже нет смысла разбирать, как у тебя получилось, хорошо это удалось сделать или не совсем хорошо. Достаточно одного: ты старалась в данном случае сделать как можно аккуратней, чтобы не помешать. Этого достаточно, это уже всё оправдывает.
25. Это ему надо задуматься, почему внезапно у него возник такой отрицательный образ о тебе.
26. Хотя ты можешь в этом случае переспросить: ты, может быть, что-то не так сделала, что возник такой образ, ибо ты страха не испытываешь.
27. И если у него есть что-то уточнить, если что-то его смутило в твоих действиях, тогда ты услышишь, сделаешь вывод и исправишь, если там есть что исправлять. Если послушаешь, ничего не увидишь, тогда ничего и не надо исправлять пока, продолжай дальше стараться».
28. «Учитель, у меня возникает реакция недоумения и сожаления, когда я вижу, что мои домочадцы на мои подсказки не обращают внимания и продолжают разбрасывать вещи, не убирать их на место. И как бы такой вопрос у меня внутри возникает: неужели трудно за собой убрать?..»
29. «Эти добавки, которые ты сейчас говоришь: «Ну неужели трудно», — это уже осуждение.
30. То есть ты уже предъявляешь к ним требование, которое они, по-видимому, не в состоянии сейчас сделать, поэтому они не делают. И когда ты говоришь: «Ну неужели нельзя», — конечно, нельзя. Они и не делают, потому что нельзя.
31. Ты пробуешь воспитать в них эти качества. Ну а дальше — сколько на это потребуется. Если им потребуется вся жизнь, ты всю жизнь будешь стараться воспитывать. То есть внутренне не выражай требование: «Когда же вы сделаете, ну сколько можно?» Это внутреннее требование уже неверно».
32. «У меня шестнадцатилетняя дочь, которая, как она говорит, полюбила местного мальчика. У меня сначала была реакция неверная, а потом я разобралась во всём с ней и постаралась ей описать, что ждёт её. А она говорит: «Я всё равно люблю этого человека».
33. Я вроде бы успокоилась и отпустила ситуацию, но иной раз у меня внутри возникает волнение за её судьбу, хотя понимаю сознанием, что она должна добрать то, что ей нужно в жизни. А иной раз до такой степени отпускаю эту ситуацию, что внутри у меня возникает страх: не безразличие ли это у меня внутри возникло — как хочешь, так и постигай жизнь».
34. «Так сразу нельзя это оценить: не безразличие ли это. Если ты исходишь из понятий, что действительно надо ей это сделать, — это хорошее понимание, нормальное, ибо эта ситуация сложилась для неё естественно, а значит, она необходима. И ты уже в этом случае внутри соглашаешься с истиной. Ведь это же истина, потому что, действительно, человек должен идти по пути, который именно ему принесёт необходимое.
35. Но если ты с этим соглашаешься внутренне, то это не может уже безразличием быть. Если тебе внутри всё равно, как с ней будет, что будет с ней, вот это и есть уже равнодушие. Но тебе-то не всё равно, ты пробуешь даже согласиться с истиной, что ей надо познать недостающее. Внутри ты не совсем с этим согласна, поэтому ты и беспокоишься о ней. Но эта попытка согласиться с истиной — это нормально.
36. И если тебе начинает удаваться с этим соглашаться и устанавливается какой-то покой внутри — это хорошее состояние, это не есть равнодушие, это как раз не есть.
37. У многих из вас Я замечал на этой основе как раз смущение в этой области. Когда вы стараетесь сделать по Истине, начинает мир успокаиваться внутри, устанавливаться более-менее равновесие, и тут же возникает вопрос: а не есть ли это уже равнодушие.
38. И человек опять начинает заводить себя, опять ему надо переживать, потому что, когда он переживает, он чувствует, что, видимо, тут нормально: он беспокоится. То есть ему сложно смириться с миром внутри, хотя вроде бы ещё не всё мирно вокруг. Нет, это ложное впечатление будет у вас возникать, тем более что за всю жизнь у вас мир в этом случае, как правило, никогда не возникал.
39. Вы всегда беспокоитесь, и вы настолько уже срослись с этим беспокойством, что без него кажется: видимо, совсем уже очерствел человек, грубый стал, сердце камнем стало. Нет, это не есть камень вовсе.
40. Поэтому умение правильно понимать происходящее и призвано вам помочь успокоиться и не переживать там, где вовсе и не требуется переживать и где переживания на самом деле только принесут вред, никакого блага они не принесут.
41. Более того, сами по себе переживания не бывают бесследны для организма человека. Если вы переживаете и не способны восполнять силы, восстанавливать их, то, конечно, это переживание приносит некоторые потери.
42. То есть организму приходится непросто выстоять в физической среде. Ему надо бороться за своё выживание, он прилагает эти усилия, но он изнашивается очень быстро в этом случае. Сердце начинает слабеть, заболевать, и многие идут побочные явления, связанные как раз именно с усталостью. Ведь переживание ведёт к усталости организма, а за усталостью начинаются, естественно, какие-то нарушения.
43. Поэтому лишний раз переживать — это не значит благо сделать на самом деле. Там, где неизбежно приходится переживать, — хорошо, переживайте. Но будьте внимательны, потому что постижение Истины способно помочь вам уйти от многих бессмысленных переживаний, именно бессмысленных, не говоря уж о том, что они не полезны, а даже, более того, они вредны и самому человеку, и тем, о ком он переживает, потому что в данном случае это совершенно неуместно.
44. Лучше было бы хорошее внутреннее состояние, были бы хорошие пожелания, направленные к тому человеку, чем просто переживать о нём.
45. Положительное важно учиться видеть во всём, ведь это же будет ваше движение практическое к тому, чтобы научиться реальность благодарно воспринимать. То есть если вы учитесь во всём видеть положительное — это и есть практическое усилие в этом направлении.
46. Научившись во всём находить положительное, вы научитесь благодарно воспринимать реальность. Просто смотря каким образом будет складываться положительный образ у вас внутри, какой именно положительный образ будет возникать, как вам будет удаваться его формировать — это уже задачи практики, которая будет связана и с вашими усилиями, и с какой-то коррекцией со стороны.
47. Подсказки дополнительные со стороны, чтобы скорректировать возникновение этих образов, чтобы они были наиболее правильны, — это всё момент учения, Школы Жизни, то, что надо будет учиться делать.
48. Но направленность — учиться во всём искать положительное — очень важна, потому что как раз возникновение естественной отрицательной реакции с отрицательным образом как раз всё и ломает.
49. Сейчас был приведён предыдущий пример обстоятельств простых, но где уже идёт неверная реакция, идёт уже отрицательный образ. А он рождает, конечно же, некое побуждение внутри к каким-то действиям, связанным с этим неправильным образом.
50. И если человек действенный, подвижный, то он уже начинает и действия прилагать какие-то. А другой удивляется: чего это он так себя ведёт? А он согласно тому возникшему образу уже начинает предпринимать какие-то усилия, хотя этот образ возник совершенно неточно, он совершенно не соответствует тому, что на самом деле происходило.
51. Но этот человек уже в действии, он уже пытается успокоить вас, чтобы вы не боялись: «Да ты не бойся, успокойся, ты дрожишь». И он её успокаивает, а она говорит: «А чего ты успокаиваешь меня, ведь я вовсе не боялась, я просто старалась тебе не помешать». Но он-то уже возбуждён вот этими образами.
52. Поэтому тут уже зависит от темперамента человека. Если он более спокоен, он может постоять просто и переспросить: «Ты боишься?» А другой и переспрашивать не сможет, уже начнёт успокаивать бурно, а то и воды в лицо брызнет, чтобы успокоить, а это вовсе не требуется.
53. Обычно в жизни так и происходит: все накладки разного рода связаны с возникшими отрицательными образами изначально. Они родились, и человек начал переживать, он начал действовать уже дальше после этих переживаний. Он прилагает уже какую-то мыслительную работу, какие-то физические усилия начинает прилагать, ходит по дому, переживает.
54. Но он переживает о том, что придумал сам и чего на самом деле вовсе нет. И как правило, вот так всё и происходит.
55. Так вот познание Истины всё и призвано поставить на место, чтобы вы не переживали о том, чего нет. Вы лучше лишний раз обманитесь, подумайте хорошее о том, что, может быть, и не является хорошим в отношении Истины, что, может быть, и не является положительным на самом деле. Но вы лучше лишний раз подумайте об этом хорошо, чем недодумаете хорошее».
56. «Учитель, мне не нравится черта характера в моём муже — жёсткость везде, всегда и во всём. Он приобрёл это, когда стал верующим человеком. В наших отношениях, когда проявляется жёсткость, у меня начинается обратная реакция. Недавно был такой сильный срыв у меня … Или здесь мой эгоизм проявляется, когда я вижу в нём эту черту характера, или ему помягче надо быть? Везде категоричность и жёсткость, то есть каждый мой шаг — это неправильный шаг.
57. Последний раз был такой момент, когда я предложила (и до этого были предложения с моей стороны): «Пойдём пообщаемся с людьми, послушаем, что они скажут. Может быть, мы что-то для себя почерпнём». Он говорит: «Нет, не надо встречаться, в Писании всё сказано».
58. То есть моё пожелание встретиться с кем-то, поговорить он полностью отвергает: «Всё есть в Писании, всё Учитель сказал». И мне сложно с ним. Я его последнее время называю «человек-компьютер». Как мне быть? Я не справляюсь с этой ситуацией».
59. «Ты сейчас говоришь о реакциях, которые не связаны со стремлением благодарно воспринять происходящее, а только лишь с желанием воспринять всё таким, каким хочется это видеть. Ведь хочется видеть у него другие качества, которые приятны. Они приносят какие-то приятные ощущения, и хочется, чтобы они были всегда.
60. А тут произошли события, которые подвигли человека к большому видоизменению его внутри, и где не всё удаётся сделать правильно, но где повысилось требование к самому себе, а значит, неизбежно, требование к тем, кто рядом.
61. Он старается сейчас всё сделать по Истине, и, конечно же, в чём-то делает сухо, буквально, то есть как книжник, в чём-то удаётся чувственно выразить.
62. Но Я допускаю, что у многих сейчас действия больше похожи на действия книжников, они несколько будут суховаты и категоричны.
63. Но это лишь временный эпизод, потому что теория, которая попала в голову, должна в дальнейшем сочетаться со всем его чувственным миром, где он должен научиться всё согласовать с сердцем, где не просто теория, находящаяся в сознании, но где эта теория уже смогла реализоваться через его сердце.
64. А сердце — это там, где любовь, это там, где забота, это там, где добрый чувственный мир. Вот это ещё пока не стало согласовываться. А значит, с течением какого-то времени это будет сейчас проявление необычное.
65. Тем более необычность вся, в общем-то, и будет сводиться лишь к повышенной требовательности. А вот на этом как раз ломается прежде всего эгоизм. Ведь каким бы это требование ни было на самом деле, что же оно заденет? Да одно и то же заденет всё время.
66. Мне бы хотелось, чтобы вы могли собираться и петь песни, какие-то добрые такие у вас могли быть встречи.
67. А здесь получилась такая своеобразная атмосфера, она странная, но она возникла как своя неизбежность, ведь её, по сути, породил сам человек. Истиной это не закладывалось, это проявилось сейчас то, что было внутри. Оно сейчас пошло наружу и стало диктовать условия такие странные, сухие.
68. То есть вышли, активизировались качества, которые были внутри, они просто сейчас ярко вышли. И естественно, на этой основе построилось что-то необычное, странное и какое-то холодноватое. Но это теперь надо выправить.
69. И теперь уже это выправится навсегда, оно уже не будет внутри где-то спрятано. Оно должно было выйти, вот оно и вышло.
70. А теперь это вышедшее надо видоизменять, пока оно не спряталось. Его нельзя убаюкивать, чтобы оно опять упряталось внутрь, потому что оно там и останется, оно по-своему будет продолжать действовать всё равно дальше. Надо ему дать выйти, и теперь это надо изменять.
71. А вот теперь потребуется очень большое терпение, потому что как раз сейчас происходит то, чего всегда боялись делать. Вот оно и вышло обильно. Так оно же не у одного вышло, получается, а у всех выходит одновременно.
72. И получается огромная такая среда непростая, где у всех этот эгоизм начинает активизироваться, выходить, действия начинают порой возникать необычные, которые раньше и не замечал, и не думал, что они могут быть присущи человеку этому, а они начинают возникать. А это не просто что-то наигранное, это действительно присущее, просто оно было скрыто глубоко.
73. А вот оно вышло, и теперь как раз и надо оценить эти действия; чтобы и мужчина сам мог оценить свои действия, и, естественно, женщина должна оценить свои действия, которые у неё возникают как реакция на его действия.
74. Но нет такой задачи, что именно в данном случае вот этот мужчина должен себя менять, только он и должен менять, только в нём вся причина. Нет, конечно. Он находится в определённой среде и по-своему на неё реагирует, он уже чувственно её воспринимает и реагирует на неё. То есть уже и ему нужна помощь.
75. Многое он сейчас не в состоянии будет осознать, но энергийно своим внутренним чувственным миром он уже по-своему воспринимает среду, которая рядом, и она подталкивает его к каким-то действиям.
76. Эта среда задевает его эгоистический мир, но задевает не так, когда информация возникает: ага, сейчас будет задет эгоистический мир, он сразу — раз, напрягся, чтобы внимание сосредоточить. Нет, это происходит естественно, спонтанно, само по себе.
77. Это уже задевает глобально весь его чувственный мир эгоистический, и он соответственно как-то реагирует на эти внешние колебания. Это подталкивает его к каким-то действиям, создаёт какие-то мыслеформы внутренние, мыслеобразы. И они возникают внутри, они диктуются ему.
78. И возникает, допустим, такой ответ внутри, в голове и в сознании его, что нет смысла ходить к людям, на собрания, всё написано в Писании. По сути, это в данном случае, конечно же, неверная реакция, потому что эта реакция в какой-то мере осудила происходящее.
79. А осудила в чём? Уже было предположение, что якобы вы пойдёте туда говорить о каких-то сторонах Истины, которые действительно уже записаны. А чего, действительно, о них разговаривать, если они записаны, чего ж вам повторять их?
80. А действительно вы об этом могли бы говорить или о чём-то другом бы заговорили, чего ещё пока мы не тронули? Может быть, вы как раз бы и тронули тему интересную, что позволила бы вам поднять своё понимание в этом отношении. Да даже если было бы тронуто и что-то со стороны Истины, ваше совместное обсуждение поднимает ваш уровень понимания до наиболее высокого уровня того, кто находится между вами в этот момент.
81. То есть вы на разном уровне понимания, и вы сошлись в какой-то группе. Один из вас какой-то вопрос наиболее точно понимает, один из вас хуже всех воспринимает из тех, кто собрался. Соответственно при правильном разговоре совместном всё это разнообразие будет подниматься к наибольшему пониманию. То есть это нормальное проявление, и оно вообще-то должно быть у всех в жизни.
82. Я и рассчитываю на то, давая вам истины, чтобы дальше это не осталось просто в голове одного человека, а вы приложили совместные усилия, пробуя найти понимание, переспросить друг у друга понимание.
83. И если вы чувствуете, что понимание ближнего вашего выше, чем то, которое у вас есть, вы, естественно, должны приложить усилия, чтобы уточнить у него, разобраться с его пониманием и подняться до его уровня.
84. То есть это было бы хорошее пожелание, и если бы оно у вас проявилось и соответственно усилия были бы проявлены в согласии с этим пожеланием, то практически вы быстро бы этот свой уровень понимания увеличивали бы. Поэтому беседа сама по себе нормальна, это хорошо, чтоб вы могли пойти и поговорить.
85. Но это опять же дополнительные простые истины. И если б он спросил: «А можно было бы пойти?» — Я бы сказал: «Да, можно». Но это не было спрошено, а человек остановился на том умозаключении, которое в данный момент ему дорого.
86. Но дорого какому миру внутреннему? Конечно же, одному и тому же чувственному миру, который не хотел бы услышать подсказку, но которым обстоятельства так разворачиваются, когда вроде бы и вопроса никакого не возникает к Учителю, вроде бы всё ясно.
87. А ясно кому? Конечно же, эгоизму ясно — что ему в угоду, а что не в угоду. Он уже и диктует условия и толкает человека к этим действиям, и он высказывает хорошую формулировку: чего говорить о том, что написано. Формулировка неплохая, но на самом деле в ней уже скрывается ошибка.
88. Поэтому, если бы у вас была такая возможность беседовать друг с другом, просто обсуждать по-доброму, где-то, проходя мимо, просто уточнить что-то, переспросить именно в отношении ваших понятий, которые возникли сейчас за последнее время в отношении к реальности, к происходящему, к Истине, — это было бы очень важное сравнение между вами, и у вас была бы большая возможность этот свой уровень быстро поднимать.
89. Иначе замедляется очень сильно процесс формирования, то есть всё стекает к привычной эгоистической характерной особенности человека, которая присуща человеку, когда он дорожит прежде всего собственным мнением. Это его естественная эгоистическая особенность, поэтому он прислушивается к мнению других, только лишь сравнивая их мнение со своим мнением. Прежде всего это делается.
90. Если оно не соответствует, не подтверждает его, он торопится отринуть всё постороннее. Он готов согласиться с другими, только если они подтверждают его собственное мнение. Тогда он готов видеть в них единомышленников, друзей и прочие прекрасные образы.
91. Но эта эгоистическая позиция как раз и мешает прогрессу, она не позволяет быстро формироваться человеческому обществу. Именно эта позиция не позволяет.
92. Ибо в нормальных условиях, в разумных условиях быстрое развитие основано именно на совместном соединении пониманий, обсуждении этих пониманий, нахождении наиболее прогрессивного понимания и быстрой попытке привести себя в соответствие этому наиболее высокому пониманию. И тогда идёт очень быстрое формирование человека.
93. Но таких бесед не существует, они осуществляются редко-редко, в единичных случаях. Проявление такое, конечно же, должно быть повсеместно, обязательно должно быть, иначе будет очень тяжело вам формироваться.
94. Такое обилие истин, а разница в понимании у вас очень большая. И естественно, вам будет трудно находить единое мнение, вам трудно будет совместить единое усилие. И вы будете вроде бы и вместе, но в то же время вы никак вместе не будете, вы будете чувствовать себя чужими. Разница чувственного уровня будет очень большая между вами всеми, очень большая разница. Не сближает это вас.
95. Вот такие условия, где, конечно же, опять же терпение, потому что всё зависит от того, как вы поднимаете вопрос. Он поднят — Я даю ответ. Если он не трогается, вы мучаетесь и Меня не спрашиваете — Я не могу дать ответ, а вы продолжаете мучиться.
96. Я и жду как раз такого рода вопросы, ключевые, главные в вашей жизни. Дайте Мне возможность ответить вам, а вам остаётся только лишь взять и использовать это в жизни своей. Так, пожалуйста, используйте.
97. Но теперь терпением надо запастись вам, потому что среда сейчас своеобразная формируется, непростая, и выдержать её, конечно же, может только верующий человек, иначе сломаться на этом элементарно. Только вера должна помочь вам всё это выдержать.
98. Поэтому люди, не имея веры, обречены на то, что этот вопрос им никогда не удастся решить на самом деле. И тысячи лет это как раз и не удавалось сделать.
99. Сейчас даётся это условие, но у вас всё сразу напрягается внутри, вы чувствуете, как всё завибрировало, как всё это пошло, как все стали смело друг другу что-то говорить. Внутри сразу начало сжиматься, очень много болезненного стало слышаться вокруг.