100. «Из Обращения мне стало понятно, что внутри Мироздания существует обязательный закон — закон Свободы Выбора. Но получается интересный момент, когда при каждом Твоём соприкосновении с родом человеческим Тебе приходится не просто вмешиваться в этот закон, но и как-то его игнорировать, что ли. Есть ли такое?»
101. «Не совсем понятно Мне, что такое игнорировать?»
102. «Например, во времена Нового Завета, когда Ты жёстко определил, кому за Тобой следовать, Ты как бы лишил их свободы выбора».
103. «Если говорить о том, кому за Мной следовать, это неверное понимание того, что было раньше. Это ложная трактовка тех событий, которые происходили. Не было такой идеи — выбрать двенадцать учеников, вовсе такой идеи не существовало.
104. Всем, кто способен, предоставляется возможность быть учеником. Нельзя так определять грубо и категорично: «Я буду брать себе двенадцать учеников, все остальные будут попадать в разряд второстепенных учеников, которым не будет дано тайны, которую Я готов сказать первым двенадцати».
105. Это всё неверная трактовка, попытка осмыслить то, что было однажды. Нет. В этом случае всем разрешено было следовать, насколько они в состоянии были.
106. И было число, которые наиболее могли выделиться. Из этой среды можно было выделиться тому числу, которые наиболее были способны внимать тому, что им давалось. Но их получилось не так много».
107. «А в нынешнем Свершении кому дано исполнять определённое Тобой таинство священнослужения?»
108. «В жизни вы сейчас находитесь в одинаковых условиях. Только лишь возникла потребность в этих условиях выделить тех из вас, кто мог бы исполнять уже известное вам, знакомое по жизни таинство священнослужения.
109. В этом случае необходимо было Мне обратить на это внимание, потому что это задача далеко не простая, и здесь непросто будет вам самим избрать между собой того, кто более-менее способен что-то сделать в этом отношении. Ведь это в какой-то мере очень большую ответственность налагает на данного человека, он невольно становится выделенным из общей среды ближних своих.
110. Когда вы в равных условиях, среда наиболее благоприятная для вашего формирования. Но если возникает условие, которое несколько выделяет вас из этой среды, для вас возникают очень сложные и опасные условия, очень опасные.
111. Всю жизнь, за всю историю человечества, всегда любая попытка выделить кого-то из среды ближних, возвеличивая его, как правило, становилась серьёзным камнем преткновения в формировании этого человека и создавала для него очень большие сложности.
112. Поэтому и предупреждалось, и многие вняли этому, что слава человеческая, всё то, что ведёт человека к ступеням иллюзорно высоким, является крайне опасным для жизни человека, и верующему следовало бы сторониться таких путей.
113. И многие устремлялись именно в этом отношении, боясь принимать на себя бремя какой-то ответственности более великой, уже на том основании, что они понимали, что могли не справиться, более трезво осмысливали эти обстоятельства.
114. А те, кто не торопился это осмыслить трезво, торопились взять эту ношу на себя. Ну и, конечно, это превращало их жизнь потом в нечто безобразное.
115. Это очень сложный путь; и даже сейчас, когда многие приступают в обычных, уже существующих течениях, учениях многочисленных, все те, кто выделяется в этой области, попадают в очень сложные условия, и жизнь их часто нельзя назвать пристойной. Жизнь их часто становится гораздо хуже, чем была до этих пор, прежде чем им была предложена эта возможность стать служителем, стать наставником.
116. Ибо, став таковым и назвав себя таковым, они много начинали терять, потому что невольно создавалась такая среда, которую оценить сознание человека самостоятельно правильно было не способно и сейчас пока ещё не способно многое оценить. Начинаются очень коварные условия.
117. Поэтому сейчас из этой среды устремлённых верующих выделить кого-то является очень сложной задачей, и Я очень сдержан в этом отношении. Если Я ещё пока двоих выбрал из вас, то Я не тороплюсь выбирать более, хотя, казалось бы, выбрать больше было бы более удобней для многих из вас. Но это непростая задача.
118. Вас много, но Я пока даже не вижу, кого из вас можно ещё дополнительно выдвинуть, чтобы это не было таким опасным для вас, к чему вы очень склонны. Потому что качества ваши все в какой-то мере одинаковы.
119. И надо дать вам возможность сделать этот шаг только в случае, когда это будет наименьшей опасностью, то есть чтобы ваши внутренние качества были наименьшим образом склонны к тому, что может для вас быть роковым.
120. Но даже те, кто был избран, и они по-прежнему имеют эти качества, за которыми надо наблюдать и вовремя создавать нужные благоприятные условия, приносящие им нужные познания, так как они попадают в очень жёсткие условия, и требование со стороны ближних к ним резко возрастает. Но это уже будем пробовать поправлять».
121. В течение встречи Учителем было сказано: «Истину никак не докажешь. Если хочет человек Её понять, он сделает шаг и он увидит всё сам.
122. Но если он не склонен Её понять, он не должен делать этот шаг, потому что это возложит на него ту ответственность, о которой Я вам сказал, и она потребует от него столько новых действий, к которым он ещё пока не предрасположен. И его скрутит.
123. Ему придётся стать в лучшем случае лицемером, который будет говорить, что он верующий, но будет продолжать делать глупости; в худшем — он может сломаться и стать ругателем, хулителем, к чему некоторые всё-таки скатываются, что будет им, конечно, не во благо.
124. Поэтому Веру никак нельзя доказывать. Это очень серьёзное действие, чрезвычайно серьёзное, где только осознанно, только дозрев, её можно принять.
125. Но понимать надо всегда: момент дозревания — это момент, после которого надо делать серьёзное усилие к видоизменению своему.
126. А когда вы дозреваете, вы приняли, что-то торжественное вошло в ваше сердце, вы всколыхнулись. Но дальше потребовались действия, а вы во многом не стали делать эти действия, и у вас продолжало течь всё по наклонной вниз. Вы становились хуже с каждым днём, хуже, хуже, вы теряли некоторые ощущения, теряли некоторые особенности.
127. И те, кто быстрей скатывался, быстрее могли потом и разочароваться, запутаться, усомниться. Те, кто медленней, — сейчас ещё успеваем их выдернуть из опасного состояния. Они будут успевать выворачивать так, как полагается вывернуть сейчас верующим, вам всем, сейчас из этого потока вас нужно вывести.
128. Но движение до этого выворачивания шло вниз, поэтому каждый из вас продолжал становиться хуже; намного медленней, но становился с каждым днём хуже. Поэтому вы много потеряли, естественно.
129. А вот теперь самый ответственный момент — вывернуть. И в этот момент выворачивания будет очень сложный период, когда вы теряете закономерности одни, а другие ещё не приобрели. Вы идёте в одном потоке, и ваша физиология, клетки вашего тела функционируют уже в одном режиме, в режиме нисхождения. А теперь вам нужен поток восхождения. Это совсем другой ритм жизни, это всё другое.
130. И сейчас вы, теряя одно, другое ещё не приобрели, потому что надо вывернуть и потом уже двинуться в потоке восхождения. И этот процесс выворачивания чрезвычайно сложный, потому что вы чувствуете, что в вас рушится всё то, что вам присуще. А нового ещё нет у вас, а то, что есть, — рушится, ломается.
131. И вы начинаете бояться, вы начинаете цепляться за имеющееся внутри, вы боитесь сделать следующий шаг. Вы делаете его осторожно, а это вам во вред, потому что верующему надо делать смелый шаг, твёрдый, уверенный, только тогда у него идёт успешное формирование. А когда с боязнью — начинаются некоторые торможения, усложняющие только лишь ваш Поворот.
132. И только лишь в этом повороте сейчас вы начнёте обретать истинные качества, вы будете учиться реагировать как верующий на то, на другое, на третье. И эти вопросы вы всё больше уже для себя освещаете, уже видите много подсказок, как поступить верующему человеку в непосредственной жизненной ситуации.
133. И вот эти уже опытные обстоятельства для вас позволяют активно приобретать необходимое по качеству, относящемуся к потоку восхождения. И чем больше вы их приобретаете, тем больше вы входите в этот поток и потом уже двинетесь по скользящей вверх, по восхождению.
134. Но сейчас к этому потоку ещё вам надо подойти. Сейчас этот период сложный должен продлиться какой-то определённый отрезок времени сложного вашего формирования, начала формирования.
135. И вы с этим столкнулись, где сейчас обстоятельства вашего формирования будут непростые, так как средь вас очень многие те, кто не торопится многое постигать, отдавая самоотверженно свои силы. Их очень много, можно даже сказать, что их большинство. Но они имеют также возможность изменить себя, но пока не торопятся менять.
136. А раз так, то их чувственная среда осложняет общую среду, в которой вы находитесь, где на собраниях вам будет очень сложно находить нужные, логичные, разумные решения. Ваше сознание будет находиться в этом потоке такой среды, и работа его будет очень осложнена. И эта среда осложняется именно прежде всего теми, кто недостойно проявляет пока ещё себя как верующий. Их большинство, они проявляют пока ещё леность.
137. И кто из вас эту леность проявляет, ну-ка, присмотритесь внутри, критически оцените, и если это начинаете замечать — взяли себя в руки и начали делать твёрдый шаг. Чем больше вы затягиваете, тем сложнее будет. Это условие необходимо познать, здесь нельзя тянуть, чтобы как удастся, как удобно будет постигать Истину.
138. Здесь Истину надо постигать так, как полагается верующему человеку, которым надо стать. А что такое верующий человек, до этого узнавали только единицы в жизни человеческого общества. Только единицы смогли понять, что такое самоотверженно отдать себя окружающим, постижению Истины.
139. А теперь надо не единицами, теперь надо сотнями, теперь надо тысячами это познавать. Вот вы для этого и собраны. А если собраны здесь, есть уже кто-то, они должны понимать: на них возлагается эта ответственность, они имеют такую возможность. Но теперь осталось сделать это. Вот это и сделайте».
140. «У нас был случай на работе, когда один собрат выдёргивал гвозди из досок, и так получилось, что он отдал доску с невыдернутыми гвоздями другому собрату. И тот заметил и сказал: «Костя, ты не выдернул гвозди». На что этот собрат сказал: «Ваня, ты мог бы сам их выдернуть», — хотя у Вани в это время не было инструмента для этого, он просто складывал уже готовые доски.
141. Я заметил этот момент и сказал: «Костя, в данный момент я вижу твоё действие как недостойное верующего человека. Ты должен был бы с благодарностью принять замечание и постараться в дальнейшем не делать, то есть доводить начатое дело до конца».
142. На что Костя мне ответил: «Как верующий, ты не мог бы мне сказать «недостойно»». То есть его задело это слово — «недостойно». Является ли это слово чем-то неблагоприятным и мог ли я, как верующий, сказать ему такие слова, как следует не разобравшись в ситуации?»
143. «Как верующий, утвердительно говорить об ошибке ближнему не должен при таких обстоятельствах.
144. В этом случае, конечно же, тебе надо было начинать с вопросов, уточняющих это обстоятельство, где именно через вопросы желательно и предложить возможность ближнему уяснить существо ошибки, когда вы переспрашиваете: «А не есть ли это таким вот образом проявляющееся? Не есть ли здесь такая-то ошибка?»
145. Когда именно через вопрос у вас больше идёт возможность предложить ближнему осмыслить данное действие вместе с вами, вы предлагаете это осмыслить — вот это будет наиболее правильное для вас усилие. Не когда вы сразу начинаете говорить: «Здесь ты сделал неправильно, здесь ты проявил эгоизм» и так далее. Часто именно в такой форме вы выражаете. Это неверно.
146. Как верующему, вам надлежит быть осторожными со своими суждениями, и поэтому правильная форма в этом случае говорить об ошибке через вопросы, в которых вы предлагаете возможность вместе с вами это осмыслить.
147. И если говорит он: «Нет, я не вижу в этом ошибки», — ну что ж, если он не хочет, можно оставить это.
148. Можно не оставить это только в другом случае, когда есть грубое нарушение законов Истины впрямую. Вот тогда это следует до конца попытаться разобрать, рассмотреть и принять какие-то меры необходимые, уже, как правило, возникающие в формировании вашей Семьи, в жизни верующих людей.
149. Но в данном случае нельзя выразить это как грубое нарушение истины, потому что не выдернул гвоздь — это не обязательно как специальное желание, чтобы ближний упал на этот гвоздь, то есть рассматривать через такую трагическую сторону. И поэтому уже такое предложение впрямую, естественно, не может быть выражено, и подразумевать существование грубой ошибки здесь никак нельзя. Ты уже начинаешь рассуждать вместе с ним.
150. И если сейчас мы говорим для всех, то действия со стороны условного собеседника, образ которого был сейчас нарисован, — это проявление уже в данном случае двойной ошибки; когда и одному он не должен был ответить, а с благодарностью принять, и другому он ни в коем случае не должен был в ответ показывать его собственную ошибку, если он в этот момент говорит ему о его ошибке. Это ни в коем случае в вас не должно происходить.
151. Если кто-то вам делает какую-то подсказку, как бы он это ни делал — впрямую ли уличает вас или каким-то иным образом, — если говорят вам о вашей ошибке, вы можете только проявить свою благодарность, пытаться проявить заинтересованность разобраться лучше в подсказке, которая идёт к вам от ближнего, чтобы точнее, полнее уяснить суть подсказываемого вам, но ни в коем случае в этот момент не показать на ошибку, допускаемую им с его стороны. Ни в коем случае!
152. Вы можете в этом случае подсказывать, только когда ваш брат неверно подсказывает другому брату, но не вам. Вот тогда вы можете подсказать, что он делает неправильную подсказку.
153. Но когда это в вашем отношении выражается, вы ни в коем случае в ответ не должны указать на недостатки вашего ближнего. Только ваша благодарность в том, что вам подсказывают. Вы благодарны тому, кто выражает свою заботу о вас, и вот с этих позиций его надо научиться видеть.
154. Защищаться не надо, потому что ваша попытка указать ему в ответ на его недостатки — это эгоизм ваш защищается по присущей вам методике, уже привычными вам действиями.
155. Потому что вас закусило, вам стало неприятно внутри, и вас потянуло сделать присущее сразу же. И тут же язык зашевелился. Вы не успели осмыслить, а он уже полил речь какую-то ответную, обвинительную, и случилось присущее вам. Это, как правило, всем присуще. Это качество эгоизма.
156. Вот как раз тут-то и надо быть бдительным, то есть умейте всегда быть бдительным в минуту трудную, о чём Я уже сказал.
157. А вот одно из обстоятельств: вам подсказали — вы чувствуете внутри, как неприятно, когда вам подсказывают. Вот и проявите себя верующим, вот урок начинается. И сразу надо учиться достойно ответить, а не когда понесло, понесло, понесло уже. Поэтому будьте внимательны».
158. «У нас вчера было решено, что сегодня на субботник двенадцать человек, которые были определены до этого, выезжают в определённое время. Перед самым моментом выезда вдруг возникло такое обстоятельство: нужно было борону поднимать на поля, потому что с лошадью это было сделать сложно, и нужно было использовать для этого ту машину, на которой мы должны были ехать. Двенадцать человек, которые должны были выехать, приняли решение, чтобы поднять борону и отложить отъезд на час.
159. Это решение было принято, исполнено, но у меня внутри осталось ощущение, что было сделано неправильно. Мне показалось, что решение, которое принято накануне, неправильно менять с утра. И полномочны ли были эти двенадцать человек за всё собрание принимать такое решение?»
160. «Но вы действительно ставили решение, что именно в это время самое важное выехать, или просто ориентировочно вы назначили срок, когда нужно собраться и поехать?»
162. «Бывает, специально назначается время, фиксируется, потому что никакое другое нельзя, надо только в это время сделать. Конечно, тут нежелательно менять это всё, потому что от этого времени, видимо, что-то зависит ещё дальше.
163. Но если это ориентировочно, чтобы вы знали, к какому времени благоприятно, такое время менять можно. То есть вы будьте более живыми, не делайте излишне сухие, чиновничьи законы. Исходите из самой жизни.
164. Так, как ставился вопрос, так, как ставилась у вас предварительная договорённость, именно это решение сделать можно было. Так что сделали — ничего, нормально».
165. «Я живу с человеком, а он допускает, на мой взгляд, слабости, которые он не должен позволять, например, пить чай, смотреть новости. По моему мнению, это как бы слабость. Я ему подсказываю, говорю: «По-моему, этого не нужно делать …»»
166. «Это тебе мешает или просто не нужно делать?»
167. «Пить чай — это мне не мешает, но я считаю, что это слабость. А смотреть новости — это мне мешает …»
168. «Вы живёте в одной комнате? Если в одной комнате и ты чувствуешь, что это тебе мешает, а ближний делает, не торопись его останавливать. Лучше в этом случае победить себя, потому что это прежде всего задело тебя.
169. А когда у тебя мир установится и просто будет уже чистое беспокойство о нём, только лишь переживание за него, вот тогда подсказка будет уместна.
170. Но если чувствуешь, что мешает именно тебе, — это то, что надо обязательно в себе победить».
171. «Такой ещё момент маленький. Допустим, новости или музыка мне мешает. Я один раз сказал, что это мне не нравится. А человек, может быть, от невнимательности, всё равно продолжает это слушать. В принципе, как верующий, я уже не могу больше настаивать, твёрдого проявления с моей стороны не должно быть?»
172. «В данном случае нет. Только терпение. Это хороший урок получается, где возникает соблазн проявить что-то со своей стороны: какое-то твёрдое решение, какое-то твёрдое усилие, что-то доказать, настоять на чём-то. Вот здесь надо быть внимательным.
173. Если возникает такого рода соблазн, не надо торопиться проявить свою твёрдость, а прежде всего суметь победить себя, установить свой мир.
174. И только когда вы уже чувствуете только чистую заботу о нём, вы можете дальше предложить: «Не будет ли это во вред? Может быть, это не стоит, потому что какое-то звучание грубоватое. Не кажется, неужели ты не ощущаешь? Может быть, это не будет тебе полезно?» И ты мягко где-то предложил в этом случае, и то только лишь предложил».
175. «Если я уже сказал, ещё раз напомнить можно?»
176. «Ведь человек, если делает упорно, делает по неведению, естественно. Значит, в данном случае ему необходимо это для познания.
177. И вообще, если человек делает по неведению, это не так вредит ему, как тому, кто делает это, понимая, но действует уже по слабости своей.
178. Вот это тоже поймите, ведь каждый, кто ругается, кто проявляет свою агрессию чисто по неведению, не осознавая, что он делает, — для него это вреда мало несёт. Тут другие энергийные законы проявляются совсем, другие качества в этот момент проявляются в этом человеке, они не так сказываются на нём.
179. А вот на вас это будет сказываться намного больше, потому что ваше понимание иного рода. И тем более, когда обильно открываются вам истины, вы включаетесь в понимание куда более широкое, и теперь любое усилие против этого понимания начинает серьёзно вам обратно возвращаться, потому что вы уже понимаете, вы уже обязаны это понимать, если Мне приходится вам давать эти истины.
180. Вы созрели до этого понимания, и поэтому каждая Моя открытая истина сразу включает вас в определённые закономерности, она расширяет ваше понимание и позволяет вам брать ответственность куда более широкую.
181. И если после этого осознания вы делаете по-прежнему те же самые слабости, тут уже ответ будет очень строгий со стороны Мироздания, то есть оно в этом случае хворостину возьмёт и приложится достаточно солидно — взвизгнете».
182. «После того как женщины встречались с Тобою, один брат спросил: «О чём говорили?» И был краткий ответ: «Учитесь правильно наполнять женщин». Я хочу спросить: а как это правильно?»
183. «Ты думаешь, Я это сказал так, да? Так, через обобщённый вопрос — как наполнять — в этом случае можно трогать величайшую массу усилий в разных областях. Тут уж надо трогать что-то более конкретно.
184. Если ты столкнулся с каким-то непосредственным усилием, где чувствуешь некоторую неудовлетворённость со стороны женщины и сам не знаешь, как в этом случае реагировать, вот тогда ты трогаешь это конкретное усилие, и Я начинаю его открывать тебе. Только через это конкретное.
185. Конечно, надо учиться будет сейчас вам правильно наполнять женщину, так как это у многих из вас получается пока ещё далеко не удовлетворительно. Но опять же получается только потому, что дух ещё соответствующий.
186. Ведь если полнота сердца ваша заполнена благом, которое призвано формироваться в вас, расцветать внутри вас от ваших усилий верующих, то это благо само польётся из уст ваших, и усилия ваши и руки ваши будут источать это благо. То есть от избытка сердца говорят уста, от избытка сердца и дела ваши проявляются соответственно.
187. А чем наполнено сердце? Если мало ещё пока достойного, тут сложно оговаривать какую-то методику, какие-то правила, как лучше в этом случае сказать слова, какие фразы сказать. Ну, скажешь ты эти слова, но в них-то всё равно будет чувствоваться то, что у тебя внутри есть.
188. Поэтому не столь здесь слова будут даже играть роль, форма слов, форма каких-то усилий, а прежде всего, конечно, должно быть выражено то, что у тебя внутри. Если оно цветёт достойно, ты будешь наполнять женщину обязательно, потому что соответственно и мыслить будешь по-другому.
189. Ведь как расцветает твой дух — и мышление у тебя меняется. И сколько ты истин познаёшь, соответственно всё меняется в тебе, твоё качество, существо меняется. С каждым разом восходя на всё более высокие ступени, ты уже сам всё более интересное что-то находишь.
190. А заранее, пока вы не понимаете, сейчас очень сложно об этом говорить. Вот поэтому уже то, о чём мы говорим сейчас, это и есть тот путь, через который ты будешь наполнять женщину.
191. Ну а дальше, конечно, есть детали, о которых можно было бы говорить, но это уже лучше, когда вы будете как раз эти конкретные вопросы и трогать. И мы их время от времени трогаем.
192. Женщины смелее спрашивают, всё более смело, с разных сторон смотрим, потому что они во многом мужчинами недовольны и не знают, как себя вести; ведут себя часто по стереотипу, который уже существует в обществе.
193. Точно так же и мужчины проявляют себя в определённой мере по стереотипу, который существует в обществе, всё ещё существует в сознании у вас, когда многое требуете там, где требовать ни в коем случае с вашей стороны нельзя.
194. Потому что, если мы даже трогаем семейные обстоятельства каких-то интимных отношений, часто женщина делает шаг вам навстречу, потому что она видит: мужчина хочет, он как-то проявляет свою потребность, и даже, более того, он проявляет свою болезненную реакцию, если не удаётся что-то и когда ответ со стороны женщины не происходит.
195. И он начинает ей доказывать, что это ему очень нужно, что без этого он не может, что он начинает болеть, что ему становится очень трудно, то есть начинает убеждать, что она обязана обязательно исполнить то, что он хочет. Это грубейшее усилие, ни в коем случае такого делать нельзя. А это есть.
196. И эти женщины и переспрашивают, первыми начинают переспрашивать: «Как быть в этом случае, можно ли так делать? А то я не знаю, как делать. Мой муж расстраивается, чуть ли не головой об стенку начинает биться». Ну что ж такое, разве у мужчины может так быть?
197. Мужчина — это тот, кто в этом случае всегда беспокоится о том, как он может наполнить женщину, как он может всего себя посвятить женщине, есть ли у него такая возможность. И он осторожно-осторожно может прикасаться к такому явлению — возможности быть какой-то ласке между ним и женщиной.
198. Он всегда будет заботиться прежде всего о том, насколько он может себя отдать, но ни в коем случае — насколько он может взять. Это не будет мужское проявление, это больше животное проявление. Мужчина — тот, кто отдаёт.
199. Вот о чём мы и говорим — быть творцом: тот, кто созидает, тот, кто творит, и качество его существа — это отдавать. Прежде его заботит, может ли он отдать? И естественно, он будет рад каждой минуте, каждой ситуации, в которой у него появляется возможность отдать себя, своё сердце. И этим он всегда руководствуется. А дальше ещё нужно уметь всё это сделать, нужно уметь это отдать.
200. Потому что многие женщины не знают этого таинства — интимной близости именно с лучшей стороны, с той стороны, с которой и должно всё проявляться. Многие из них не знают, что это такое, и не знают потому, что мужчины не умеют дать необходимое. Именно не умеют, потому что часто подходят с эгоистических позиций собственного удовлетворения, и не получается у них много дать, естественно.
201. Есть свои определённые физиологические особенности, которые ещё в какой-то мере этому способствуют, но это только лишь природные, животные проявления, где, если их правильно не облагородить уже с позиций духа вашего, человеческого проявления, то тогда это не будет той Гармонией, которую именно вам нужно создавать. Не как животным — входить в связь только лишь для определённого удовлетворения, чтобы продолжать род, — совсем с других позиций. Но это опять же ваш дух многое будет решать».