193. «Я прослушала встречу в Петропавловке, где Ты говорил о таинстве слияния с Тобой. Не так давно у меня было тяжёлое физическое состояние, я сильно болела, и были навязчивые разные мысли, которые атаковали моё сознание. И в момент слияния с Тобой я обратилась за помощью к Тебе и к светлым Силам, которые могут мне помочь изгнать всё низкое, которое во мне. Это был ещё момент моего покаяния, осознания многих ошибок … Могла ли я просить помощи и правильно ли почувствовала ту суть, которую Ты пытался донести о слиянии с Тобой?»
194. «В момент слияния попросить помощи — нормально. Ещё что-то нужно уточнить?»
195. «Потом пришла мысль, не хочу ли я лёгкого пути, что вот так быстро схватила помощь, чтобы избавиться от всего этого …»
196. «Ну, лишнего, конечно, Я не дам тебе. Ты получишь ту помощь, которая наиболее благоприятна.
197. Поэтому это не означает, что ты попросила излишнее, и тут тебе всего надавали, всё убрали по твоим желаниям, и осталось нечего делать и трудиться не над чем. Нет, такой помощи ты, конечно, не получишь.
198. Духовную нужную поддержку и что-то ещё сверх того ты получишь только в той мере, которая очень важна. Чтобы это не было и опасным, ведь чрезмерный излишек духовной поддержки становится и опасным уже, и нечего остаётся преодолевать.
199. Тут уж главное, в чём вы можете определяться, это ваш простой призыв, простой призыв о помощи. Этого будет достаточно: всё, что нужно, у вас будет. А призыв вы можете делать всегда, когда внезапно почувствуете эту потребность.
200. Но если вы имеете постоянное молитвенное состояние, это вообще облегчает наиболее, делает ваш путь благоприятным.
201. Потому что ваша жизнь часто отрывает вас от внутреннего сосредоточения на Истине, и тогда вы больше пребываете с собственными заботами, вы очень сильно отрываетесь тогда от правильного состояния. И естественно, всё, что у вас есть внутри, то, к чему вы тяготеете, легко вас стаскивает, потихонечку так, но уверенно, потому что это то, что вам присуще.
202. И конечно же, чем больше вы можете сосредотачиваться, тем лучше. Но дальше уже смотрите по обстоятельствам.
203. Я услышал одно из обстоятельств вашей жизни: одна из ваших сестёр попробовала молиться семь раз на день и ощутила, что это достаточно интересно и здорово, потому что внутреннее состояние получается наиболее выдержанное в том отношении, которое и составляет наиболее благоприятную атмосферу в вашем внутреннем мире, и при этом вам легче и правильней удаётся реагировать на все происходящие с вами обстоятельства.
204. Пожалуйста, это всё для вас открыто, тут уж как сами сочтёте благоприятным. Но если видите благоприятным, чувствуете особенную потребность — хоть десять раз, хоть двадцать раз сотворите молитву.
205. Главная задача, чтобы вы во всех обстоятельствах умели хранить мир в себе. Вот это самое главное.
206. Имея мир внутри, вы всегда найдёте правильное решение, как преодолеть то или иное обстоятельство, даже если Я и не подсказывал вам что-то и не слышали вы какой-то истины. Вы всё-таки можете найти интересное решение, и очень хорошее решение.
207. Пусть оно не совсем соответствует Истине, но оно уже будет опережать то, что у вас есть внутри, к чему вы уже при естественных обстоятельствах предрасположены. И если вы, найдя это решение, сделаете этот шаг дополнительно, это серьёзная победа у вас. Поэтому тут уже будьте внимательны.
208. Вы прежде всего ломаетесь потому, что вам не удаётся хранить мир внутри. Вот это обстоятельство создаёт для вас слабое условие, где вы легко соскальзываете, спотыкаетесь, падаете, ударяетесь. А потом спохватываетесь: надо творить молитву, а уже сложное состояние, уже не всё контролируется. К этому не надо приводить.
209. Пожалуйста, творите много молитвы. А вы только утром и вечером, и то не всегда вечером: вечером вы устали. Ну кто же будет поддерживать состояние своё? Так будет сложно вам сейчас бороться с собой, побеждать свой эгоизм. Он воспользуется такими вашими проявлениями лени.
210. Это для вас жизненно, ведь сейчас вам дана возможность в эту эпоху прикоснуться к Источнику, наполняться Силой столько, сколько это необходимо. Наполняться не вечно, а только в этих обстоятельствах, которые вам даны как дополнительная возможность укрепляться, чтобы сделать эту нужную победу.
211. Ну так пользуйтесь бесконечно, пока есть эта возможность. Она же не будет всегда у вас. Хоть сто раз можете молиться, призывайте, пожалуйста; Силы всегда на всех хватит.
212. И побеждайте, главное — побеждайте, чтобы вот этот мир у вас при любых обстоятельствах всегда сохранялся. При любых обстоятельствах — мир внутри, хорошее, доброе отношение к окружающим. Это — самое важное.
213. Тогда голова будет работать трезво, многое осмыслить сможете правильно. Пожалуйста, действуйте тогда. Но держите себя внимательно.
214. Ну а раз у вас внутри будет мир, у вас не будет внутри семьи проблем, их просто не может в этом случае возникать. Вы проще на многое начнёте смотреть, а значит, вы не будете уставать от этих регулярно возникающих, на ваш взгляд, трудностей. Вы не будете уставать, значит, психологически вы будете более крепки, значит, и ваше внутреннее состояние более возвышенное будет, вы на многое уже с улыбкой посмотрите (на что сейчас приходится часто смотреть с большим огорчением): оказывается, и проблемы-то, на ваш взгляд, вовсе там никакой и нет. Всё гораздо проще, а вы пугались, оказывается, того, чего не требуется пугаться.
215. Но для этого состояние должно быть как раз соответствующее, потому что в уставшем состоянии можно даже маленькой тени напугаться, и очень сильно испугаться, хотя там маленькая-маленькая тень возникла. А вам уже кажется — катастрофа возникла. Но это от усталости.
216. А усталость возникает от череды регулярных неправильных восприятий происходящей реальности. Вот эта череда усталости, которая с каждым разом всё больше и больше возникает у вас, конечно, и подводит к этим сложным восприятиям. Тогда уж и решать многое сложно, тогда и ответить на многое вам сложно.
217. Вот это действие, которое мы сейчас оговорили, которое Я вам назвал, надо обязательно себе взять во внимание, бдительное внимание, и всегда об этом помнить. И тогда большая часть всех сложностей, которые у вас возникают, будет восприниматься куда более безобидной, чем кажется именно в данном состоянии, когда, претерпевая определённые сложности, час за часом вы неправильно реагируете на всё это.
218. Но постарайтесь это усвоить. Уже завтрашний день вам покажется совсем другим — и более солнечным, и более счастливым».
219. «Вопрос немножко на другую тему, по истории культуры. Я сейчас начала вопросы составлять по истории общеобразовательной — девятнадцатый, начало двадцатого века, Западная Европа и Россия. И я столкнулась с такой трудностью: в Западной Европе как раз идёт эпоха импрессионизма и таких направлений, как сюрреализм. Нужно это детям или нет? Потому что они задают вопросы о Сальвадоре Дали (у нас есть книга на «Кораблике»)».
220. «Можно поверхностное прикосновение сделать, просто поверхностное, что была жизнь у человека, её естественные какие-то промежутки, эпохи становления человечества. Можно так ознакомить.
221. Это не означает подробное изучение, а как прикосновение к вариантам, которые возникли в поиске человеческого творчества в данном отношении: изобразительного искусства ли, в ещё какой-либо области культуры. Только лишь как знакомство поверхностное.
222. Можно более детально погружаться в то, что уже можно безошибочно определять как достижения человечества, то серьёзное, что всегда остаётся сокровищем ценным».
223. «По России тоже у меня такой вопрос. Я считаю, искусство России нужно более глубоко ввести. Можно ли немножко учебник по общеобразовательной истории дополнить, и именно с древней Руси начать изучение России?»
225. «Насчёт молитвенного состояния. Я иногда что-то делаю и молюсь. Молюсь, молюсь, потом немножко отвлекаюсь, потом снова начинаю молитву, снова сбиваюсь, потому что что-то делаю в это время. То есть состояние молитвенное, но молитва получается не с начала до конца. В голове крутятся фразы из молитвы, но она получатся не полностью. Лучше всего молитву, если что-то делаешь, читать с начала до конца?»
226. «Она не совсем полноценная бывает, но она просто как напоминание в данном случае тебе о некоем состоянии, которое тебе уже частично знакомо, и эти зафиксированные в твоей памяти ощущения начнут воскрешаться в этом случае.
227. Но это только лишь пускай будет, когда нет возможности исполнять молитву, чтобы окончательно сосредоточиться, наиболее полно её исполнить, чтобы она не всегда творилась кусочками».
228. «У нас в этом году все женщины работают по своим огородам. И у нас вчера с мужем разговор произошёл, и он спросил меня, часто ли я задумываюсь сейчас, в эти дни, о смысле жизни, и сказал, что я сейчас живу на инстинктах, как бы поспать, поесть, работать, огород вырастить. «Рассаду ты вырастила. Готова ли ты её всю отдать?» Я сама чувствую, что это действительно всё как бы эгоистичный мир, что я для себя выращиваю … И у меня вопрос: какие у меня должны быть мысли и какая у меня должна быть готовность раздать всё или поделиться чем-то?»
229. «Готовность отдать очень нуждающимся, конечно, должна быть всегда. Очень нуждающимся. Не просто пойти и кому-то отдать, лишь бы отдать. Это неправильное действие, его так рассматривать неправильно будет.
230. Ведь вы порой чувствуете некоторую привязанность к каким-то событиям, на основе чего проявляются ваши важные качества, когда вы отвечаете за это действие, и вы стараетесь приложить все-все усилия, что у вас внутри есть, хорошие, которые необходимо приложить именно в решении этого вопроса, в делании какой-то работы; когда вы чувствуете эту ответственность, вы переживаете за делание это и стараетесь делать как можно лучше, именно как вы это видите. То есть вообще это нормальное качество».
231. «Но это же всё равно получается как бы эгоистическое выражение?»
232. «Слово «эгоистическое» нельзя рассматривать как исключительно отрицательное. Это природное качество. И если чувственный мир в вас останется природный (а он должен будет остаться), значит, и присущие ему определённые эгоистические проявления будут играть точно так же важную роль в вашей жизни.
233. Но только всё это должно прийти к тому порядку, когда ваш дух окутает это пламя природных чувственных проявлений, облагородит, поставит всё на своё место, и тогда ваш дух никогда не позволит тем росткам эгоизма, которые всё-таки остались внутри, проявиться в чём-то опасном, недостойном. Это будет с нормальными проявлениями происходить так, как это допустимо для вас.
234. Так что просто так относиться категорично к этому слову не надо, а надо с пониманием, это здесь будет также очень важно. А то вы начнёте рубить, кромсать направо и налево, и так, конечно, можно перегнуть и в этом отношении чрезмерно».