Шестнадцатый день апреля. Домик уединения. Встреча Учителя с представителями Семьи деревни Жербатиха.
2. «Осенью 1997 года я внесла деньги на строительство часовни в деревне Жербатиха, отдав их брату, который хотел участвовать в этом строительстве. Но в то время со строительством часовни не получилось. Этот брат пришёл ко мне и спросил: «Можно я пока потрачу деньги на личные нужды, а потом верну?» Я разрешила, сказав фразу: «Деньги мне не нужны».
3. И в данном случае брат делает поправочку: «Когда я пришёл к сестре и спросил: «Можно я потрачу деньги на дорогу домой, а потом, если смогу, отдам, но не смогу — не отдам?» — сестра сказала мне: «Хорошо». И я со спокойной совестью использовал их на дорогу».
4. Продолжаем теперь дальше: «Я не имела в виду, что он их может взять насовсем, и думала, что они когда-нибудь всё же пойдут на часовню. Прошло время, деньги он мне не вернул. Я попыталась побороть в себе переживание о неверно истраченных деньгах. На какое-то время это забылось. Сейчас ситуация изменилась, и мы оформляем землю под часовню. И поэтому эти деньги пригодились бы. Имею ли я право, как верующая, потребовать деньги с брата, чтобы они потом пошли на часовню?»
5. «Никто из верующих не имеет права требовать деньги обратно.
6. Но в данном случае описанное обстоятельство, рассмотренное Семьёй, Я могу оценить не только для того, чтобы дать подсказку сестре, задающей вопрос, но и сказать подсказку тому, кто брал деньги в этом случае.
7. Если взяты деньги, определённые на строительство часовни, верующий человек обязан сделать всё, чтобы вернуть эти деньги для того, чтобы они были употреблены на священное действо.
8. Поэтому брать деньги, предназначенные изначально для храма, для часовни, на ещё какие-либо священные нужды, с мыслью о том, что если не удастся вернуть, то пусть забудется, — такое действие неверно.
9. Верующий вообще не должен был брать такого рода деньги. Если они изначально предназначены кем-то на священное действие, то только туда они и должны были быть потрачены и никуда более, сколько бы ни пришлось им лежать и ждать такого часа».
10. «На морально-этическом собрании мне сказали, что видят во мне лишь мужчину, так как у меня слишком сильное рвение познавать Истину, а предначертание женщины в моём случае — я одинокая пенсионерка — заниматься своим хозяйством и рукоделием. Ещё было сказано некоторыми братьями, что мы, пожилые одинокие женщины, не можем реализовать себя в природной семье, и поэтому нам ничего не остаётся, как заняться духовным развитием; что женщинам не надо так глубоко вникать в духовное. Как мне определить грань между постижением Истины и предначертанием женщины?»
11. «Вменять в вину рвение познавать Истину, конечно же, может только невежество. И для данного случая Я бы хотел дать вам маленькую интересную подсказку.
12. Обвинять женщину в чрезмерном рвении познавать Истину могут только те, у кого рвения познавать Истину проявляется гораздо меньше, и в этом случае они хотят притормозить свою такую устремлённую сестру, чтобы рядом с ней не выглядеть хлипкими и незначительными.
13. Но это как раз будет печальное зрелище, которое, к сожалению, пока проявляется в вашей жизни. Поэтому такое обвинение ни в коем случае выдвигать, конечно же, нельзя.
14. Если кто-то устремился познавать Истину, будьте внимательны к тому, чтобы услышать дельную подсказку с его стороны, потому что его рвение не будет бесплодным.
15. Обязательно в таком рвении будут благоприятные плоды немало появляться, и чем вы вправе будете воспользоваться, выслушав подсказку своего собрата или сестры, проявляющего в себе такую устремлённость».
16. «Мастер-сапожник по ремонту и пошиву обуви, имеющий природную семью — жену и двоих детей в возрасте 6-ти и 10-ти лет — подошёл к ситуации, что содержать свою семью, приобретать сырьё и обеспечивать нуждами единую Семью в Жербатихе и Имиссе оказался не в состоянии. Он выносил свои проблемы на Семью, и Семья решила, что она не в состоянии решить его проблемы. Предложили брать деньги у заказчиков.
17. Мастер решил, что находиться в Семье и брать деньги с членов Семьи — это неправильно, а если зарабатывать на стороне, то нужно платить налоги. Чтобы не быть в нагрузку Семье, мастер решил выйти из Семьи. Правильно ли решение мастера?»
18. «Нет, в данном случае не обязательно было выходить из Семьи. И при таких обстоятельствах возможность зарабатывать на стороне допускается до времени, пока не удастся восстановить всё необходимое, чтобы вновь переключиться на усилие внутрь Семьи.
19. Это не будет в нагрузку Семье, то есть это нормальное явление при такого рода обстоятельствах, которые возникают в ваших Семьях часто пока ещё».
20. «Сестра сказала мне, что случайно увидела брата, входящего в Семью, курящим. Ей стало неудобно, и она не подошла к нему. Я посоветовала ей сходить и поговорить с братом о его слабости или сказать об этом на собрании Семьи.
21. При нашем разговоре присутствовал ещё один брат. Он сказал, что человек сам должен сказать об этой слабости в Семье, а если мы скажем об этом, то получится, будто бы мы доносим на брата. Я сказала, что своим молчанием мы позволяем брату падать. Как поступил бы верующий в такой ситуации?»
22. «В такой ситуации верующий, увидевший проявление слабости у ближнего, должен был бы подойти к ближнему и поговорить о той слабости, которую ему удалось определённым стечением обстоятельств увидеть.
23. В данном случае разрешение этих обстоятельств играет очень большую роль в судьбе того, кто проявляет слабость. Поэтому, увидев это обстоятельство, очень важно уже разрешать его так, как полагается в этом случае действовать верующим, устремлённым создавать единую Семью родных между собой людей.
24. Ваше проявление заботы, когда вы пробуете разобраться в наличии слабости между собой, это не есть что-то недостойное, когда вы упоминаете об этом. Это проявление вашей заботы.
25. Одно дело, когда вы упоминаете об этом с желанием, чтобы кого-то наказали, чтобы кого-то при этом унизили, тогда это проявление недостойности, это проявление неопрятное.
26. Но если вы упоминаете о чём-то недостойном, об ошибке ближнего с желанием вместе рассмотреть и помочь избавиться от этих ошибок, то это нормальное проявление в Семье.
27. И конечно же, если не удалось сразу поговорить по каким-то обстоятельствам, то, когда вы собираетесь вместе на собрании, этот вопрос можно затронуть прямо тут же на собрании.
28. И тогда, затрагивая этот вопрос, уже от того, как он начинает рассматриваться, и как он начинает развиваться, и чем заканчивается, можно подводить итог, дабы определять что-то следующее. Так что это обстоятельство, конечно, вам надо вместе рассмотреть.
29. Человек, если проявляет слабость, немедленно должен уйти от таких грубых проявлений слабости. Это является грубым проявлением ошибки, которая либо немедленно должна быть устранена, либо надо покинуть Семью».
30. «Учитель, Ты сказал, что радоваться можно только в теле. Когда его покидаешь, эмоции отсутствуют. А страдания, переживания — это эмоции? Они сохраняются в потустороннем мире? А почему радость не сохраняется?»
31. «В данном случае эти вопросы, конечно же, ещё исходят от непонимания.
32. Те слова, которые были для вас высказаны ранее, не подразумевали, что вы уносите с собой только переживания. Вы уносите с собой то, что запечатлевается в вашем чувственном мире души от того, в какие ситуации вы попадали в течение своей жизни.
33. Есть чувственные эмоциональные проявления, но есть отпечаток этих эмоциональных проявлений на чувственном мире души вашей. И вот эти запечатлённые переживания в памяти души продолжают звучать в памяти.
34. И если вы накапливаете в основном только переживания о своём собственном благополучии, о том, что вам недодали, недолили, недолюбили вас, и вы часто требуете от мира всё больше, больше для себя, ничего не получая, получая только какие-то неугодные вам толчки, болезненные ощущения, то всё это, конечно же, в таком негативном переживании, естественно, запечатлевается и в памяти души.
35. А в основном такие переживания и были в течение жизни, то есть редко бывает радость у вас. Либо, если они бывают, то они поверхностны и глубоко ваш внутренний мир не трогают.
36. В этом случае им тоже сложно запечатлиться, у вас запечатлеваются в памяти очень яркие события, а яркие, как правило, связаны с вашими переживаниями, со стрессами.
37. Поэтому если вы, конечно же, научитесь испытывать восторженные, прекрасные состояния, то это с вами всё и остаётся. По крайней мере, способно остаться.
38. Но до сих пор у вас сохраняется пока очень много стрессовых переживаний, и они преобладают в памяти вашей души. Поэтому приходится испытывать некоторые мучения, покидая тело. Но это временно.
39. Так что научитесь жить достойно — будете воспринимать реальность правильно; если вы пусть даже пока не научитесь многое воспринимать восторженно, то, научившись благодарно воспринимать реальность, вы лишитесь возможности накапливать в себе на чувственном уровне души вашей эти отрицательные переживания.
40. Вы не прибавите к памяти своей души этих переживаний дополнительных. И конечно же, это очень значительно сказывается на вашем дальнейшем существовании».
41. «Можно ли восторгаться сотворёнными изделиями в присутствии мастера? Можно ли хвалить мастера в глаза?»
42. «Восторгаться, конечно, можно. Если вам нравится, вы можете выразить свой восторг. Но не увлекаться этим, потому что тогда вы не будете помогать мастеру.
43. Чувство восторга своего, конечно, вы вправе выразить, да и тем более настоящий восторг не выражается осознанно, когда вы думаете — выразить или не выразить, потому что этот восторг уже выразится в ваших глазах, независимо, хотите вы это сделать или не хотите. И мастер это увидит.
44. Он увидит по вашему поведению, что творение, которое он сделал, очень вам нравится. Улыбка, которая у вас может быть на лице от соприкосновения с этим творением, тоже может показать вашу радость, что вам очень приятно это видеть, с этим соприкасаться. Это позволяет мастеру быть вдохновлённым на новое действие, и это для него очень важный движитель.
45. А вот можно ли хвалить мастера в глаза? Нежелательно, тут не стоит увлекаться таким действием, можно быть посдержаннее здесь. Потому что одно то, что вам очень понравилось творение, это для мастера есть самая большая похвала, самое ценное. А уже его самого хвалить не стоит, это благоприятно для него не будет.
46. Если он постигает Веру и, естественно, скромность его также начинает восстанавливаться, если она была утрачена в его жизни, то ему будет в этом случае очень неудобно выслушивать ваши слова. Поэтому такой похвалой вы его поставите в очень неудобное положение.
47. Соответственно вы уже, как верующий человек, должны беспокоиться об этом, чтобы не создавать неудобства своим ближним».
48. «Если жена, слушая, как говорит её муж на собрании, чувствует удовлетворение и гордость за него, является ли это проявлением её гордыни?»
49. «Если она испытывает гордость за то, что говорит красиво её муж, то это, конечно же, проявление гордыни.
50. И вообще оно очень опасное, потому что в этом случае жена всегда будет требовать от мужа проявления очень высокого какого-то порядка в его действиях, она будет стараться возвышать его, возвеличивать его.
51. При этом, естественно, она стремится возвысить саму себя, потому что в этом случае чем ярче проявляется её муж, тем ярче способна почувствовать проявление своего эгоизма и женщина, пребывающая рядом.
52. Поэтому часто и в древности жёны стремились, чтобы их мужья начинали проявлять себя всё более ярко в том мире и обществе, в котором они живут, потому что с таким проявлением мужа постепенно возвышалась и жена. И начинали ей соответственно завидовать её подруги, её знакомые, что ей начинало льстить и удовлетворять её эгоизм.
53. Это очень опасное явление, ибо в этом случае, возвышая так внутренне, подталкивая ближнего своего, на самом деле вы всегда начинаете копать ему яму. Он обязательно в этом случае упадёт, и это много неприятностей вызовет в вашей жизни, что заставит вас ещё более проявить своё требование к нему, а это приведёт тоже к определённым психологическим стрессовым обстоятельствам.
54. Вы просто радуетесь за человека, не подразумевая, что именно он ваш муж, а есть человек, который в данный момент находится рядом с вами, но он вам не принадлежит, он принадлежит всем, потому что нет вашей собственности друг на друга. Вы радуетесь за него, что у него хорошо удаётся что-то сделать, что у него получается сделать что-то достойно. Это хорошее будет чувство удовлетворения.
55. Но упоминать уже слово «гордость» за кого-то — вот это уже опасное начинается обстоятельство. Поэтому тут будьте внимательны. Гордость — это серьёзный недостаток, он связан со многими ненормальными требованиями, условиями внутри вас, которые на самом деле будут мешать данному человеку и ставить ему подножку. Это опасно для него и опасно, конечно, для вас, потому что это проявляется и в вас.
56. И тогда, уронив его, будет нанесён удар и по нему, и по вам, для того чтобы вы осмыслили данное обстоятельство и изменили своё отношение к этому действию».
57. «Является ли называние законов материального мира именами тех, кто их открыл, например: закон Кулона, Фарадея и т.п., воспитанием гордыни у учащихся?»
58. «В данном случае нет. Такое упоминание у детей не является воспитанием гордыни. Для них это лишь некое название, которое позволяет вспомнить формулы или какие-то понятия, которые в этом случае подразумевает какой-то закон».
59. «Не есть ли рассказывание подробностей опытов, ведущих к искусственному разрушению атомов и частиц, воспитанием любопытства у учащихся? Не лучше ли сразу познакомить их с результатами этих опытов и с выводами учёных?»
60. «Можно и так, можно и сразу познакомить с результатами этих опытов».
61. «Является ли нежелательным человеку, постигающему Истину, преподавать физику?»
62. «Так категорично ответить на этот вопрос нельзя. Всё зависит от того, что именно преподаётся, как именно преподаётся.
63. И если человек, не постигающий Истину, может в одном русле преподавать этот предмет, то у верующего человека, постигающего Истину, есть возможность преподать это в гораздо более благоприятной форме. Но здесь уже нужно рассмотреть это творчески, каким образом это сделать.
64. Если постигающие Истину не будут преподавать физику, а детям это пока приходится постигать, то тогда в их сознание войдут знания, которые преподают люди, не относящиеся к постижению Истины; значит, с соответствующими ненужными искажёнными понятиями они вторгнутся в сознание ваших детей.
65. Конечно, было бы благоприятнее, чтобы это сделали вы сами. Уже убирая ненужное, убирая излишнее, вы могли бы преподавать то, что действительно было бы благоприятно вашим детям, чтобы это было в помощь им и в жизни они могли благоприятно этим воспользоваться. Вот с этих позиций и к данному действию нужно подойти».