Повествование от Вадима

Часть 9

Глава 18

В двадцать седьмой день марта Учитель возвратился в Небесную Обитель.

2. Тридцатого марта в домике уединения произошла встреча Учителя с Володей Камушком. Снег в этот день искрился под ярким, тёплым весенним солнцем, теряя свой объём.

3. В разговоре с Учителем Владимир изложил свой взгляд на произошедшие обстоятельства, на определённую необходимость получения медицинского освидетельствования, освобождающего его от трудовой деятельности, качество которой, на взгляд Владимира, могло бы повлиять на его духовное состояние (см. Часть 8, гл. 10:88-94).

4. И сказал Владимир, что сохранение своего духовного состояния он посчитал — возможно, субъективно — главным для той богословской исследовательской работы, которой он продолжал заниматься.

5. И не скрывал Владимир, что то, что прозвучало в его адрес в переписке с Небесной Обителью, вызвало у него болезненные ощущения, а инцидент в московской общине, когда, получив пощёчину от Светланы, он отмахнулся ответным несдержанным действием, продолжал вызывать у него беспокойство и переживания …

6. «Когда от женщины ты почувствовал какие-то болевые ощущения, был ли ты благодарен ей за всё то, что она тебе предоставила?» — спросил Учитель Владимира о ситуации со Светланой.

7. «Виссарион, разреши, я расскажу моё видение …» — начал говорить Владимир.

8. «Да не надо. Оно будет естественно, оно будет присуще тебе …» — сказал Учитель.

9. «Я не ударил её, ударила она меня».

10. «Неважно. И ты был очень благодарен ей за всё?» — спросил Виссарион.

11. «Я отмахнулся».

12. «А зачем? В данном случае ты должен был быть только благодарным».

13. «Виссарион, я не успел сообразить, нужно ли отмахиваться или не нужно».

14. «Сработала естественная реакция, которая у тебя есть», — молвил Учитель.

15. «Инстинкт. Это как от мухи, от пчелы мы отмахиваемся …»

16. «Сработало то, к чему ты предрасположен, то есть существо твоё сработало. Не что-то постороннее вне тебя, это твоё сработало».

17. «Я должен задать Тебе вопрос, Виссарион. Находясь в троллейбусе, который резко тормозит, Ты, как Сын Божий, будешь ли не подчиняться объективным законам инерции?»

18. «Володя, ты сейчас рассуждаешь о сознании, о котором ещё ничего не знаешь. Есть в сознании способность осмысливать обстоятельства в мгновение».

19. «Я не успел осмыслить».

20. «Это тебе кажется.

21. Во-первых, ты едешь в троллейбусе — сознание твоё уже фиксирует обстоятельства, в которых ты находишься.

22. И тогда, когда он тормозит, твоё сознание вперёд тебя, вперёд той мысли, которую ты способен проявить, успевает уже оценить эти обстоятельства, и твоя реакция становится, естественно, защитная в этих условиях: ты пробуешь ухватиться за что-то, удержаться; не отмахнуться от троллейбуса, а удержаться хочешь в данном случае, ухватиться за что-то.

23. Хотя голова не сможет отметить, что ты решил: «Ага, троллейбус тормозит, мне сейчас надо за что-то ухватиться», — это поверхностная форма мышления. Но внутри у тебя есть другая форма мышления, совсем иная; у неё иные скоростные данные, она мгновенно способна оценивать это обстоятельство.

24. И ты в этом случае пробуешь ухватиться, а не делаешь взмах, отмахиваясь от автобуса».

25. «Я иногда бросаюсь на первого попавшегося человека», — сказал Владимир.

26. «То есть ты хочешь защититься, остановить своё падение, чтоб ты не больно упал, чтоб ты не больно ударился. Ты толкаешь другого человека не потому, что ты его хочешь отпихнуть, отмахнуться от него, а потому что благодаря этому жесту ты способен сократить своё падение, уменьшить его, замедлить его», — ещё раз начал пояснять Учитель.

27. «Мне кажется, я продолжаю движение. Автобус остановился …»

28. «Это естественно, но движение рук у тебя в защиту от твоего падения, они не отмахивают человека, не отмахивают преграду …» — сказал Учитель.

29. «Нет, я резко затормозился, но я продолжаю движение …»

30. «Володенька, ты сейчас попробуй понять. Ты сейчас ещё не понял Моё, а говоришь одно и то же, а Мне приходится одно и то же повторять.

31. В этом случае твой жест будет таким, что должен замедлить твоё падение, потому что тебе в данном случае предстояло падение. В движении автобуса тормозящего всегда будут у тебя возникать обстоятельства, при которых ты должен упасть.

32. Если упасть, то ты должен либо ухватиться за что-то, либо выставить вперёд руки, чтобы замедлить, как бы смягчить своё падение. Это твои естественные инстинкты, которые сработают вперёд твоих мыслительных процессов.

33. Но они на другом мыслительном уровне произойдут, потому что эта оценка обстоятельств уже произошла в то мгновение, как только начал тормозить автобус, и ты мгновенно способен был оценить, что тебе не за что сейчас хвататься, и ты пробуешь уже следующие какие-то решения искать. И это мгновенно происходит.

34. Другая форма мышления, при которой ты вступаешь во взаимоотношения с ближними, речевые образы когда передаёшь, не способна это мгновенно оценивать.

35. Но в данном случае твой жест — это защита от сильного падения. Ты должен был защитить себя от падения, но ты не должен был в этот момент отмахнуться от какого-то предмета, который рядом с тобой находился. То есть это не защита от предмета».

36. «В той части, что я совершил, я, естественно, принёс извинения Свете и всей общине».

37. «Так вот в данном случае сработало то естественное, к чему внутри расположен ты. То есть ты мало задумывался на эту тему, ты мало о ней мыслил, и у тебя получилась реакция, в общем-то, даже …» — Учитель не договорил.

38. «Это реакция Петра, который отсёк ухо у Малха. Возвращаясь к Петру …» — сказал Владимир.

39. «Да, может быть и с этим сравнение …

40. То есть когда не моделируется ситуация, когда внутренне ты себя не готовишь к каким-то новым обстоятельствам, состояниям, когда ты на эту тему не думаешь, то у тебя внутренний механизм не предрасположен по-новому отреагировать, он реагирует так, как ему больше присуще от природы. А от природы — это значит по своему принципу какой-то определённой дикости».

41. «Виссарион, коль скоро я упомянул это имя, то я хотел бы вернуться к нему. То объяснение, возможно, я недопонял в проблеме Петра …»

42. «Ты уже понял в обстоятельствах с девушкой, что в данном случае тебе надо было ей выразить только благодарность?

43. Если она махнула рукой, ты можешь только улыбнуться, может быть, поникнуть немножко: больно, неприятно, что так случилось. Но ты говоришь ей нежно благодарность за то, что случилось. Ты говоришь ей: «Я, конечно же, подумаю. Видимо, я тут действительно был грубиян и что-то неправильно понял»».

44. «То есть, возвращаясь к моему случаю, я должен был не только оправдаться перед Светой, а ещё и своим поведением помочь ей», — сказал Владимир.

45. «В данном случае ты должен был поправить …» — Учитель не договорил.

46. «Поправить её порок …» — сказал Владимир.

47. «Ну, так нельзя оценивать, потому что в данном случае это будет осуждение ближнего. Что в ней сработало — порок ли её, или Отец её руками сделал что-то, проверяя тебя, — ты не можешь этого знать.

48. Поэтому никогда ни в коем случае нельзя сказать, что у кого-то порок. Ты можешь сказать только про себя: «У меня порок».

49. Я просто поясняю в данном случае, как хорошо воспринимать это обстоятельство. То есть в данном случае твои усилия должны быть приложены к тому, чтобы не оправдываться, а принять всё на себя.

50. Оправдываться ты можешь только в одном случае, когда тебя просят пояснить твои поступки. Но если идёт обвинение в твой адрес без просьбы пояснений, ты должен поблагодарить …»

51. «Даже если я как будто не виноват?»

52. «Поблагодарить за заботу, выраженную тебе, за беспокойство о твоём состоянии, выраженное по-своему. Как могут, люди выразили, нельзя с них требовать большего. Они сделали, как могли, эту искренность их надо уметь оценить. Поэтому ты только мог с благодарностью принять, ни в коем случае не устремиться защищать себя.

53. Спросят: Володя, а как ты тут поступил, почему, что случилось с тобой? Вот тут ты и пояснишь с готовностью. Не спросили — ты только с благодарностью принимаешь для себя какие-то рекомендации, как бы они ни выражались.

54. Ибо попытка защититься это есть грубое проявление эгоизма, который беспокоится о собственной чистоте и хочет её доказывать всем. Но это полное отсутствие смирения».

55. «Случилось продолжение этой истории уже дома, когда супруга узнала о ней из газеты, где мой поступок был Тобой как бы выставлен и осуждён. Она говорит следующее: «Так что ж, у вас в общине Виссарион разрешает женщинам прикладывать руку? В таком случае, и мне это разрешено»», — рассказал Владимир.

56. «А-а, эгоизм семьи сработал … Другая б женщина сказала: «Правильно дала ему, надо было ему надавать». А жена должна защитить мужа, потому что в этом случае она защищает собственный эгоизм. Жена заботится о том, чтобы муж был высок в положении, потому что тогда и она возвышается вместе с ним. И вот тут сработал примитивный эгоизм семьи».

57. «Ваш, мол, Христос разрешает женщинам прикладывать руку. Так, стало быть, и мне можно. Я, говорит, со Светой разберусь тогда на своём языке», — продолжил Владимир.

58. «Пусть спросит, разрешаю ли Я; ведь надо же Меня спросить прежде, а не делать для себя разрешение на беззаконие», — сказал Учитель.

59. «Виссарион, здесь важно изначально, что, видимо, никто никого — ни женщина мужчину, ни мужчина женщину — не имеет права ударить», — сказал Владимир.

60. «Лучше это должен спросить тот, кто хочет ударить. Пусть он Меня спросит, Я ему отвечу. Но это не должен спрашивать тот, кого ударяют. Зачем ему для себя оправдание искать, что его бьют нечестно?»

61. «Я хочу задать вопрос, можно ли вообще ударить друг друга, то ли мужчина женщину, то ли женщина мужчину?» — вновь спросил Владимир.

62. «То есть ты собрался ударить и не знаешь, как правильно поступить?» — спросил Учитель.

63. «Нет, я знаю как».

64. «Тогда зачем ты Меня спрашиваешь? Чтобы потом сказать другому: «Зачем ты ударяешь меня?»»

65. «Я считаю, никто не должен никого ударять».

66. «Ну, Я и не давал такого разрешения», — чуть улыбнулся Учитель.

67. «То есть к сестре моей, Свете, такие же требования. Ведь она могла, как христианка, сказать, покраснеть, застесняться. И тогда её действия, в свою очередь, вызвали бы у меня бурю такого покаяния, что я бы сказал: «Какой я негодяй, я заставил заплакать женщину»».

68. «Для этого нужна сила определённая духовная. Если человек её имеет, он способен остановиться. Если не имеет — как его понукать заповедями, ведь он же не имеет этих сил?»

69. «А началось с самого малого. Я заметил на квартире, где собираются последователи, хитон Христов, святая святых, что обнимания, которые стали модным явлением в общении между братьями и сёстрами, выражающими как будто духовную любовь, превратились в какое-то правило, что ли, в какое-то обычное явление.

70. С моих христианских понятий православных: переступил порог храма — молчи. Почему-то у нас в московском центре принято положить руку и изливать друг на друга любовь. Наверно, не секрет, что после десяти — пятнадцати секунд начинается иное, не духовное начало между лицами противоположного пола», — рассказал Владимир.

71. «Володь, ты сейчас о них говоришь, и говоришь о них отрицательно. А Я дал закон, потому что насмотрелся на такие усилия, запрещающий говорить что-либо негативное о ком-то, если данный человек здесь не присутствует.

72. То есть мы можем говорить о негативном в его присутствии, чтобы пытаться разобраться в ошибках, в которые он попадает и с которыми не может никак справиться; тогда мы можем коснуться этих сторон, и то опять же если он захочет на эту тему поговорить глубже».

73. «Но если это работает, то почему здесь оказались Игорь Еремеев и Олег Чащин и они были опрошены в моё отсутствие? То есть Тебе разрешено в отсутствии третьей стороны опрашивать?» — спросил Владимир.

74. «Володя! Я вижу по-другому вас, не так, как вы видите друг друга. Ты сейчас пробуешь оценить действия женщины, которая поступила, на твой взгляд, неправедно. Но ты спрашиваешь Меня для того, чтобы увидеть в ней неправедность».

75. «И помочь тем самым, обозначить …» — начал Владимир.

76. «А как? Нет, это твой эгоизм сейчас спрашивает, Володя. Ты очень заинтересован, чтобы услышать от Меня выражения, которыми Я могу показать, что она сделала неправильно. Для того чтобы успокоить твой эгоизм, ты спрашиваешь».

77. «И помочь …»

78. «Нет. А как помочь? Ты пойдёшь помогать? Ведь её-то сейчас нет, она у Меня не спросила. Значит, ты должен будешь пойти и сказать: «А Учитель сказал, что ты неправильно поступила». То есть ты должен будешь исполнить роль миссионера-поучителя. Как мы будем помогать в данном случае?»

79. «В данном случае два кнута надо, и мне и ей, вот тогда правильно будет … Почему этот вопрос возник? Он не возник у меня, он возник у тех людей, которые как бы за моей спиной и внимательно смотрят, что происходит», — сказал Владимир.

80. «Володенька, пусть произойдёт так, как Истина решит, ведь Я даю каждому из вас урок, нужный его сознанию. Поэтому тут надо быть очень внимательным. Такая ошибка характерна сейчас всем верующим вообще, вообще всем верующим на Земле.

81. Это очень узкое понимание, как проявляется Воля Бога на Земле. И невольно у вас получается такое преломление: на проявление Воли вы накладываете свои пожелания, ваши понимания, и требования к ближним из этого и исходят.

82. И смотри, что получилось, с чем этот вопрос связан. Попробуй сейчас запомнить этот простой образ: когда Я сейчас даю истины, Мне приходится дать истины, как правильно верующему входить в дом, к примеру, и с другой стороны — а как верующий должен принимать любого входящего.

83. То есть если раньше было понимание, что на Земле есть верующие и неверующие, то всегда давалась односторонняя подсказка верующим: будьте милосердны, будьте доброжелательны; пришёл гость в дом — принимайте, накормите, дайте ему постель. То есть односторонне была дана истина.

84. Но это с учётом, что есть неверующие люди, то есть какая-то половина в обществе есть верующие, а какая-то неверующие. А это больное общество, это ненормальное общество, потому что на самом деле должны быть все верующие, тогда общество гармоничное.

85. Раз так, значит, есть истина, как принимать гостей, и обязательно должна быть истина для всех — а как правильно вообще входить в дом другого человека верующему человеку? И вот эти две истины Я даю неизбежно, потому что Я формирую общество настоящее без учёта, что кто-то верующий, а кто-то неверующий.

86. И теперь случается такая картина: тот, кто был хозяином дома, он услышал, как должен входить гость, и стоит тому войти, хозяин готов его поучать: «А как ты входишь? Ты не должен так входить, ведь Истина сказала — вот так надо входить. А ты так не входишь», — вместо того чтобы помнить о том, как он должен принимать гостя, независимо, как тот входит.

87. Точно так же и входящий: он не про свою истину помнит, как он должен входить, а сразу говорит: «А как это ты меня принимаешь? Ты не должен так принимать. Истина говорит — вот так надо принимать».

88. И видишь, Я дал истину для обоих, но они воспользовались эгоистически. Они не воспользовались подсказкой, которая им, собственно, дана была; они пользуются подсказкой, которая дана была другому, чтобы потом ею же и попрекать этого человека.

89. Во всех случаях самое правильное, описывая обстоятельство, спросить: «А правильно ли я в этом случае поступил?» — не пытаясь оценить действия другого. «Правильно ли я в этом случае поступил?» — вот где начинается формирование верующего человека.

90. А так по жизни всегда идёт: все другого оценивают; они боятся себя оценить, они другого пытаются оценить.

91. Пусть у Меня спросят, а они-то как правильно поступить собрались, и Я дам очень много подсказок, как правильно поступить в этих обстоятельствах. Но обязательно надо про себя спросить».

92. «Правильно ли я понял, что речь шла только обо мне, и поэтому как бы высвечивались все мои пороки, не трогая вторую сторону?» — спросил Владимир.

93. «Да, было надавлено на то твоё, очень важно было обратить внимание, доверившись.

94. К примеру, есть Учитель, и все приняли, сказали: «Да, мы признаём его Учителем», — но ведь по-прежнему пробуют оценить Его действия.

95. А как можно оценить действия Учителя? Мало ли что Он придумает! Ведь Он же придумает, что Он хочет сделать ближним Своим помогая им; ведь Он же пробует уроки создать так, как Отец Ему велит создать эти уроки.

96. Почему Он должен сказать: «Я сейчас тебе буду создавать урок вот такой и такой, будь внимателен?» Зачем, что это за урок тогда получится, если человек уже готов к чему-то, он уже знает, какого рода урок ему будет дан?

97. Поэтому, даже если доходят до тебя какие-то слухи, даже если кто-то говорит: «А Учитель сказал о тебе вот такое», — хотя ты из Моих уст не слышал, как бы это ни было передано, единственная реакция верующего человека, который действительно принял Учителя: «Ну, если Учитель так сказал, Ему виднее. Значит, действительно я такой».

98. Но ведь подумай, это же естественная, нормальная должна быть оценка. Но если пошла попытка оправдаться, выстоять, показать своё достоинство, тогда принят ли был Учитель?»