Двадцать шестого октября Учитель возвратился в Небесную обитель из Петропавловки,
2. А следующим вечером встретился с семьями, живущими в Небесной обители. Этот тихий разговор произошёл в доме Сергея Священнослужителя и жены его, Галины.
3. Кроме хозяев дома, Истину внимательно слушали Александр и Валентина Рижские, Вадим и Ирина Алматинские, Любовь — жена Учителя, Марина Липецкая, Вадим и Алёна, Николай и Любовь Белгородские.
4. «Надо быть особенно внимательными: гордыня легко прячется не там, где уже привыкли видеть, она прячется и там, где фраза может выглядеть очень хорошей. И Я даже знаю: вы будете уверены, что это хорошая фраза. Но за ней будет по-прежнему скрываться то, против чего вам надо бороться.
5. Потому что гордыня повлияла почти на всё, на весь ход мышления, на весь ход образов, который возникает в голове, повлияла на всю цепочку умозаключений, которые часто в голове возникают естественно.
6. Для вас неестественно только то действие, которое делается с определённым внутренним усилием и сознания, и силы воли. А всё остальное — естественное, а значит, неправильное. Любая ваша естественная реакция будет неправильной, потому что она выйдет оттуда, где всё это взращивалось тысячами лет.
7. И единственная правильная реакция сейчас — это та, которую вам предстоит делать именно с усилием — усилием сознания, силы воли, но и потом где-то попробовать двинуть конечностями, если это потребуется.
8. Но усилие потребуется обязательно, и это будет неестественно, это то, что начнёт строиться на Истине. И только лишь со временем долгим оно перерастёт в ту форму, когда станет естественной человеку, и потом уже естественная реакция всегда будет правильна. Но это будет потом.
9. А сейчас будет усилие в создании нового действия, для вас непривычного. И поэтому вы и узнаете фразу, поймёте полноту, поймёте глубину того, что однажды говорилось: царствие небесное усилием берётся. Туда будет входить человек с усилием, а не на естественных своих реакциях …
10. В каком бы виде ни была вам подана подсказка, каким бы тоном она ни была выражена, вы не смеете даже реагировать на это отрицательно.
11. Если отреагировали — сразу же и признайтесь, что сработала гордыня, расскажите ближнему о том, как вы отреагировали. Ибо гордыня будет недовольна подсказкой, она сразу посмотрит на то, как подсказывает человек, она будет искать в его тоне что-то неразумное, нерадивое, и она обязательно в этот момент заговорит внутри.
12. Поэтому, если подсказка возникла, вы должны внимательно её послушать до конца, переспрашивая дополнительно для себя уясняющее понятие, чтобы как можно подробнее рассмотреть для себя эту свою ошибку.
13. Если хотите в ответ что-то сказать — говорить надо конструктивное, говорящее о каких-то деталях, нюансах той ошибки, которую вы усмотрели сейчас уже в действиях этого человека, — не в его каких-то иных ошибках, а в том, что он выразил в отношении вас.
14. То есть он выразил какое-то действие, сказал, что вы неправильно делаете вот это, это и это. Вы, прослушав всё внимательно, переспрашивая его, уже потом можете увидеть, к примеру, в чём он сделал неправильную оценку ваших действий, — не в том, как он подаёт её, а в чём именно вы видите неправильную оценку с его стороны. И пробуете разумно, так же по деталям показать, в чём он не прав. Вот это действие будет нормальным.
15. В каждой такой мелочи надо быть до предела внимательным и бдительным, иначе вы нагородите очень много грубых ошибок, и это обязательно скажется впереди.
16. И Я бы хотел, чтобы вы активнее рассматривали эти мелочи. И если приходите к какому-то непониманию, Я жду этого вопроса.
17. Надо проследить очень внимательно за вашими реакциями. Не во всё Я могу и успеваю вмешаться в вашей жизни. Если вы сами не проявите эту инициативу, то вы будете терять, терять очень много и неизбежно …
18. Люба уже начинает переспрашивать Меня: «А правильно ли это, а правильно ли то», — и пробует пересказать ситуацию, которая здесь у вас происходит. И из её слов замечаются определённые ошибки в ситуациях, возникающих у вас в общении.
19. Надо быть внимательными, потому что, если это возникает и вы не переспрашиваете, ошибки продолжают существовать.
20. К примеру, Люба высказывает, что вы пробуете разобраться в ошибках человека, которого нет среди вас. И от мужчин идёт как будто бы такое пояснение, что рассматривается ошибка человека и просматривается та связь, о которой Я говорил якобы, — связь со своими ошибками внутренними.
21. Но вы не рассмотрите эту связь, если нет этого человека. Делать это нельзя. Обязательно присутствие этого человека, потому что требуется, чтобы он подробно рассказывал о своих внутренних ощущениях, которых вы никогда не увидите сами.
22. Вы увидите что-то внешнее и попробуете от этого внешнего оттолкнуться и рассмотреть что-то в себе внутреннее. Но так не получится, надо рассмотреть как раз его внутреннее, и он должен помочь, и тогда вы увидите взаимосвязь со своими внутренними ошибками. Но его присутствие в этом случае обязательно.
23. И ещё ситуация … Если точно вами не помнится, то Я просто приведу эту ситуацию. Она вполне может быть у кого угодно … Вы можете упомянуть в разговоре с ближними: «Я вот разговаривал с человеком, пробовал ему рассказать, пояснить, но он не понял …»
24. И если вы скажете: «Он не понял», — за этой фразой стоит большая ошибка, и очень грубая ошибка.
25. Вы попробуйте сразу в этом случае докручивать, несколько шире фразу доставлять. Не понял. Что именно? Истину? Или лжеистину? Это очень важно.
26. Если он не понял истину, то вы же не можете сказать, что вы сказали ему истину. Если не понял лжеистину — это вполне нормально, вполне допустимая истина.
27. То есть так вообще нельзя говорить, можно только сказать: «Мне не удалось ему что-то донести». Вот тогда фраза покажет, что вы скромны, вы не выставляете себя способными доносить что-то хорошо.
28. Ибо если сказать: «Он не понял», — значит, тем самым вы говорите, что сказали ему что-то очень важное, ценное и правильное, а он не понял. Вы же не подразумевали, что вы сказали ему много каких-то корявых фраз, и он не понял. Это не подразумевается в этом случае. В этом случае вы будете подразумевать, что сказали ему что-то правильное, а он слушал, но не понял, то есть он был грубее, чем то, что вы сказали. В этой фразе будет крыться очень большая грубость.
29. Если касаться очень многих деталей, вообще за ними открывается целая бездна грубейших ошибок, ибо они все говорят о гордыне. Все построения фраз строятся именно на этой основе. Фразы будут прекрасно выглядеть: помогал человеку, рассказал ему много, пояснял, а человек не понял. Казалось бы, всё прекрасно сказано, а фраза большую грубость несёт на самом деле.
30. И вот опять момент, — казалось бы, опять простая фраза … Мужчины сказали женщине, что она мужчин не любит …
31. Эта общая фраза бессмысленна, её нельзя вообще приносить, потому что если смотреть с этой позиции, то каждый человек сейчас ещё не умеет любить людей вообще, не просто мужчин или женщин, а вообще — людей любить не умеет.
32. То есть это не есть конструктивная подсказка. Общими фразами нельзя никого обвинять, потому что если брать так строго, то можно сказать, что вы вообще не любите никого, потому что и там у вас не получается правильно сделать, и там вы нагрубили, и там сделали больно человеку …
33. Я сейчас подвёл вас к ситуации, где надо будет учиться смотреть очень внимательно на конкретность шага, не на общую оболочку какую-то, а на конкретность, скрывающуюся за теми или иными шагами, ибо через эти шаги вы будете определять, насколько вы будете любить людей.
34. То есть, сделав правильные шаги, вы естественно покажете, хотите того или нет, свою любовь, потому что она начнёт открываться.
35. Ибо если мужчина скажет женщине, что она мужчин не любит … В этом случае вообще нельзя трогать женщин. Надо сделать мужчинам такие шаги, чтобы женщины полюбили мужчин.
36. Но сказать: «Вы не любите мужчин» — это получается обратный вопрос: а есть за что любить? Может, вообще-то и даже не за что любить? Поэтому такое обвинение само по себе бессмысленным становится.
37. Ладно, женщины между собой, может быть, как-то попробуют разобраться. И то, если они к этому подходят, они сразу должны за этим посмотреть детали: а в чём именно где-то появились маленькие накладочки, которые никак не позволяют отнестись к мужчинам получше.
38. Женщины имеют право это рассмотреть внутри, потому что у каждой из них есть какое-то особое предвзятое отношение к мужчинам. И тогда они по деталям рассматривают, но не в целом друг другу выдвигают обвинение.
39. Потому что если так посмотреть, то вообще-то все они не любят мужчин в разной степени — кто-то чуть больше, кто-то меньше. Но в целом есть какие-то требования.
40. Ибо если сказать в самом большом прекрасном смысле о любви: если вы любите, то вообще ничего не требуете. А если всё-таки требование возникает, недовольство возникает, значит, не совсем любите. Ну, это так, упрощённый взгляд, — Учитель улыбнулся. —
41. Я сейчас показываю: будьте внимательны к деталям. Мы не говорим сразу о любви, тем более вы уже слышали, что Я не пришёл говорить: любите друг друга, любите окружающих больше себя. Это было упомянуто, но за этим своё таинство крылось.
42. А сейчас Я привёл вас к другому: вы должны через каждый шаг, конкретно освещённый, конкретно разобранный, через каждую мелочь, крупицу, попадающуюся под ногами, правильно преодолевая каждую эту крупицу, рассматривая её по деталям, с каждой стороночки, начинать соответственно с этим меняться и открываться.
43. Потому что, только правильно постигая, вы открываетесь. Если ступаете на ложный путь, то детальное рассмотрение ложного пути ещё больше вас отдаляет, то есть оно переключает вас вообще на ложное восприятие реальности.
44. А здесь Я позволяю вам и освещаю то, что познавая внимательно вы будете только открываться, и со временем естественно вы начнёте проявлять свою любовь …
45. Так вот, в главных словах такого общения вы уже сразу подразумеваете рассмотрение каких-то мелочей. И тогда, естественно, человек понимает: если упомянуто, что он не любит, значит, сейчас дальше будет рассматриваться что-то конкретное; и у него сразу внимание и желание рассмотреть: может быть, действительно что-то интересное появилось в понимании кого-то, кто-то заметил какой-то маленький нюанс, и сейчас вы рассмотрите и лучше разберётесь в этой большой проблеме. Но не на общей фразе должен останавливаться человек.
46. И соответственно, Люба спрашивает у Меня: «А может ли человек хвалить себя? Коля говорит, что он любит женщин больше, чем самого себя». Ты так сказал, Коля?» — спросил Учитель.
47. «Почти в этом роде», — ответил Николай.
48. «Так, хорошо. А вот теперь давай раскручиваем эту фразу дальше. Это хотелось показать, как достоинство или как недостаток?»
49. «Как достоинство, скорее всего. Это гордыня, да?» — сказал Коля.
50. «Ну, если ты хотел рассказать всем только о своём достоинстве, разве это может быть скромностью? — улыбнулся Учитель. —
51. Так вот, смотри, Коля, сейчас мы взяли пример, и Я просто показал, каким образом ты уточняешь сам для себя, что это за фраза возникает, и почему её хочется показать.
52. Ибо если скажешь, что хотелось показать как недостаток, сразу доигрывается следующими фразами: предложил ли ты ближним показать какие-то моменты для себя понятные, чтобы лучше разобраться с недостатками? Вот такие две фразы могут раскрываться в этом случае.
53. Если кто-то говорит о недостатке, он должен не просто выразить и замолчать, он обязательно, если уже затрагивает это, ищет мудрости у ближних, переспрашивая: «А как лучше, что вы можете мне сказать по тем или иным деталям? Я вроде бы что-то и заметил, но не пойму: насколько это правильно. Я надеюсь, что вы мне что-то интереснее подскажете».
54. Будьте внимательны. За присущим вам действием всегда будет таиться ошибка. Просто одну вы успеете заметить вовремя, а другая где-то ещё укроится, сознание не успевает ухватить. Но для этого вам просто надо опереться на мою фразу: всё естественное вам — ошибочно.
55. Будьте внимательны ещё на такой момент: Я буду согласен, если женщины в рассуждениях своих будут давить на мужчин, но Я буду не согласен, если мужчины будут давить на женщин.
56. То есть мужчина имеет право выдержать давление женщин и не обратить на это внимания, а стараться достойно по возможности пояснить, что-то рассказать, если удаётся хоть слово вставить. Если не удаётся слово вставить, ну ладно уж …
57. А если прикасаетесь, то прикасаетесь осторожно, бережно, чтобы была действительно заинтересованность у женщины беседовать с вами, особенно если вы говорите о её ошибке.
58. Ладно, если женщина влетит и как-нибудь за чубы потреплет мужчин, — ничего, мужчины выстоят, это им только на пользу пойдёт. Но если хочется в обратную сторону мужчинам «потрясти» женщину, тут Я категорически против. Это делать ни в коем случае нельзя.
59. Вы должны беседовать об их ошибках так, чтобы они имели интерес с вами беседовать и разбираться с ошибками, внимательно вас слушать. Поэтому вы это должны делать максимально достойно.
60. Не захочет слушать, не захочет беседовать — ну ладно. Но, по крайней мере, предложить такую возможность мягко, по-хорошему вы должны обязательно. И всегда об этом беспокоиться. Тогда многие моменты начнут разрешаться у вас достаточно хорошо.
61. И ещё … Меж вами на собрании в доме прозвучала фраза, обращённая к ближнему: «Ты не почувствовал атмосферу дома …» Это тоже неверная фраза. Потому что, если кто-то из вас выражает что-то, уже в одном этом надо признать, что он говорит не от головы — он чувствует, что надо сказать.
62. А раз чувствует, он исполняет Волю Бога, он подсказывает. И тут уже не до атмосферы, в которой всё это находится. Главная атмосфера — это у вас внутри.
63. Если возникает какая-то ошибка, надо немедленно исправлять. И каждый ближний имеет право сразу вмешаться и затронуть ту тему, какую он почувствовал, что надо затронуть, не соизмеряя с той атмосферой, в которой он находится.
64. Поэтому тут всегда будьте готовы и выслушать, и предоставить возможность побольше рассказать о тех моментах, когда что-то говорят о вас, о вашей ошибке.
65. Сразу будьте внимательны. Даже такая простая фраза, что не почувствовалась атмосфера … Если посмотреть её с разных сторон, то получается, атмосфера чего не почувствовалась? Святости? Или чего? О святости никто не имеет права сказать, о другой — вообще нет смысла говорить. То есть фраза тоже получается сама по себе неверна, её нельзя говорить.
66. А если она внутри хочет высказаться, значит, она высказывается от того корня неправильного, о котором мы сейчас говорим.
67. Поэтому, как только хочется высказать уже что-то естественное, сразу сами, может быть не вместе, а просто сами наедине просмотрите эту фразу, откуда она идёт. Попробуйте добавить к ней дополнительные уточняющие вопросы сами для себя и посмотрите с разных сторон, что под ней скрывается, что именно вы хотели выразить и что это такое уже получается на самом деле.
68. Можно доводить до гротеска, это тоже нормальная реакция, не бойтесь этого. Можно пробовать доводить, раздувать: есть какая-то мелочь — можно на неё потихоньку подуть, чтобы она чуть-чуть увеличилась в размере. И вы увидите особенность этой маленькой ошибки. Может быть, ошибётесь, но это не страшно, это уже творческие ваши поиски.
69. Ваша обязательная заинтересованность, как верующих, обозначить эти моменты, увидеть их, рассмотреть их. А уж когда рассмотрите внимательно, вы увидите, как это победить.
70. Вообще-то львиная доля победы заключена во внимательном рассмотрении этих пороков. Чем чаще и глубже вы их рассматриваете, тем чаще со временем начнёте замечать, что этого становится меньше, даже если вы не прилагали каких-то конкретных усилий к победе.
71. Гордыня не любит внимательного рассмотрения: чем внимательнее вы рассматриваете, тем больше она сжимается, сохнет. Поэтому смотрите на неё подробнее, внимательнее …»
72. «Мы говорили на собрании о том, что совесть стремиться к покою. И у нас возник спор с мужчинами. Я говорила: пока совесть не спокойна, человек будет всегда в творчестве, в поиске, чтобы помочь ближнему …» — сказала Люба.
73. «Душа не стремится к покою. Поэтому Я вам показал про океан, рассказал про человеческое качество: только в том, когда вы бушуете, как океан, вы проявляетесь человеком. Удовлетворения вы никогда не найдёте, покоя вы никогда не найдёте.
74. Вы испытываете счастье, у вас наступает покой, хорошее такое состояние блаженное, но это будет не ваше усилие. В этот момент через вас отразится Отец, отразится в вашей нежной улыбке, в вашем добром состоянии, в ваших хороших, добрых глазах. Он просто отразится, насколько вы в состоянии это отразить. И ближний это почувствует всегда.
75. Но это не ваше усилие, вы к этому никогда самостоятельными усилиями не придёте. Душе приятно это, но она не стремится к этому. Она стремится проявить то, что в ней заключено, а проявить заключённое можно только тогда, когда океан бушует …
76. Так что, будьте внимательны. Когда мужчина спорит с женщиной, он не всегда — мягко говоря, не всегда — бывает прав, если отстаивает какую-то точку зрения. Очень часто можно встретить ситуацию, когда у женщины вы можете много увидеть разумного, чего вы пока не в состоянии были осмыслить до этого времени. Так что, не торопитесь спорить, будьте внимательны в этом случае …
77. Как-то однажды, помните, пришли к вам на собрание Алла и Люба. Говорили они, говорили, потом Люба делится впечатлениями … Спустя некоторое время она спрашивает Колю: «Коля, ну как? Вам понравилось на собрании?»
78. Коля в ответ начал развивать теорию, что есть те, кто говорит буквы, есть те, кто слово начинает говорить, а есть те, кто уже может фразы говорить. Коля долго-долго рассказывал, из чего Люба поняла одно, что она сумела сказать букву «А», а Коля научился говорить, — Учитель улыбался. —
79. Очень неудачно, конечно, со стороны Коли … Сейчас мы и рассматриваем каждую такую мелочь».
80. «Я рассказывал для того, чтобы она меня увидела таким, какой я есть», — сказал Коля.
81. «И ты долго рассказывал, где ты учился, с кем встречался, с кем общался …» — сказала Люба.
82. «И получилось, что Люба не умеет пока ещё говорить, она только букву «А» сумела сказать, а Коля уже умеет фразы говорить и достаточно много, что он как бы достаточно продвинутый человек в этой области», — Учитель не переставал улыбаться.
83. «Скажи, пожалуйста … Я хочу конкретно …» — начал Коля.
84. «Коль! Сейчас мы не вспомним фразы. Я говорю о понимании, которое возникло у женщины. Значит, не сумел сказать. Не сумел сказать так, чтобы она увидела тебя скромным.
85. Она пришла на собрание, рассказывала, своим опытом делилась, и получилось, что если это сравнивать с опытом Коли, то это почти ничто, это просто одна буква какая-то …
86. Я знал, что, если Люба и Алла начнут вам сейчас рассказывать свой опыт, свои рассуждения, они могут интересные моменты подсказать, которых у вас нет, у мужчин. А тут получилась реакция другого характера: что-то, мол, и было полезно, но мы имеем пошире … Скромно, конечно, умело …»
87. «Я чувствую, теперь говорить вообще надо …» — Коля улыбнулся.
88. «Сейчас надо быть очень, очень внимательным, надо обязательно отследить все звенья, всю эту цепочку, которая внутрь тянется, чтобы хорошенечко-хорошенечко её рассмотреть.
89. Конечно, то, что вы сейчас вместе, мужчины и женщины, — это даёт немножко некоторую сложность. Но всё-таки, если она правильно будет преодолеваться, это очень помогает.
90. Обычно мужчины друг с другом делятся, либо женщины друг с другом делятся. А когда мужчины и женщины, и не в одной семье, а в большем таком количестве, делятся сокровенным, вот так рассматривают свои ошибки, не стесняясь, — это очень важный момент.
91. И это уже снимает некоторые психологические прищепки, и высвобождается ваше нормальное состояние, оно открывается, начинает пропитываться сразу доверием. И всё больше возникает такое единое целое, крепкое, всё более родным становится.
92. Главное, чтобы каждую мелочь вы пробовали отслеживать у себя сейчас, пробовали обязательно посмотреть. Я буду сейчас который раз повторять, что ваша естественная реакция, ваше естественное желание поделиться, как-то искренно высказать, как раз тронет то, что является глубинной ошибкой».
93. «Учитель! Здесь тонкая грань … Если бы сейчас мне не указали на мои недостатки, я бы их не видел. Это для меня сейчас польза, что я так рассказал и получил подсказки. А если я буду закрываться и не выражаться изнутри?» — сказал Николай.
94. «А это и есть гордыня, мой дорогой Коля, когда, просмотрев сейчас ситуацию, ты сделал опять естественное действие. Сейчас была естественная реакция, а не искусственное действие.
95. А Я же сказал: сейчас все ваши естественные реакции поведут к гордыне. То есть это попытка закрыть то, что потом трудно будет раскапывать, узнавать. И она делает естественную реакцию.
96. На этой основе рождаются дальше идеологические теории: «Что вы лезете в мою душу» и так далее. То есть она поднимается на более высокий уровень, когда доступ закрывается совсем …»