Петропавловка. Утро 25 октября. Учитель вновь встретился с верующими в переполненном зале гостевого дома. И было сказано Учителем среди полуторачасовой встречи:
2. «Все попытки до сего времени объединиться вместе, составить какую-то общину, колхоз, совхоз, что-то ещё объединяли только лишь грубые условия. Денежная единица объединяла их часто, на первых порах эйфория идеологического воздействия играла роль.
3. Но это всё было недолговечно, так как идеология, которая возникает между людьми, временна, она не имеет законов Вечности. Поэтому через какой-то период времени человек уже перерастает то или иное условие, а решения дальнейшего он не видит. И это объединение обречено обязательно на распад, оно обязательно распадётся, оно не будет существовать долго.
4. А то, что объединяется на законах Вечности, не может распасться никогда вообще. А этих законов ещё никогда не открывалось. Поэтому сейчас очень много предстоит переосмыслить заново, заново многое оценить, по-новому на многое взглянуть, и достойно сделать шаги, развиваясь совместно.
5. В одиночку вы можете существовать только при одном условии, что у вас есть возможность получать деньги и есть возможность их тратить. Это единственное условие, которое может позволить вам какой-то период времени жить в одиночку.
6. Но если сломать эту систему, если она треснет — вы останетесь в луже, вы не в состоянии будете жить дальше. Потому что вы от многого зависите, а самостоятельно сделать вы это не сможете, для этого требуется серьёзное участие, организованное участие многих.
7. Поэтому вы и должны сейчас уже, так как Я выражаю эту Волю, потому что пришёл для этого час, начинать серьёзно переосмысливать многие моменты и прилагать максимальные усилия к созданию правильной, нормальной единой Семьи. Где на первых порах, не умея организовывать свой труд, вы неизбежно начнёте делать всякие глупости. Но вы будете учиться.
8. И вот каждую мелочь сейчас надо будет научиться правильно рассмотреть. А многие это будут рассматривать впервые. Значит, они столкнутся с большой проблемой, когда на первых порах потребуется очень большой период времени, внимание, чтобы уделить на это взгляд, осмыслить; вообще запустить эту информацию в своё сознание, чтобы о ней думать. Сразу может не получиться выдать какие-то более нормальные творческие решения, достойные. Может неизбежно возникнуть путаница. Ничего, не надо бояться. Если вы искренно к этому сейчас пошли — пошли к тому, чтобы найти правильные решения, — вы найдёте их.
9. Тем более Я сказал: каждую мелочь, если у вас возникает непонимание, немедленно фиксируйте, будем рассматривать вместе с вами. Я буду её открывать для всех вас, потому что под каждой такой мелочью есть свой закон, под каждой мелочью. И Я не просто скажу, как правильно сделать, — Я расскажу сам закон, по которому возникает эта мелочь, чтобы больше вы эту мелочь не встречали на своём пути.
10. Так что всё легко будет решаться. Трудно будет только в период возникновения проблемы, потому что та гордыня, которая у вас существует, тут же создаст вам большую трудность, эмоциональную трудность. А в самой проблеме трудностей никаких нет, она будет решаться элементарно.
11. Но ваша задача — справиться с той гордыней, которая вначале сразу же возникнет, как только вы соприкоснётесь с проблемой. Ибо прежде эта проблема будет рождаться на гордыне, на извращённом понимании своей личности, индивидуальности и так далее.
12. Вы думаете, на какой основе возникло существование моды, существование модернизма и всего того, что с этим связано? У этого есть один закон, есть очень простой закон вашего извращённого отношения к своей индивидуальности, к своей личности. Только на этом взращивается вот это ложное понятие в искусстве, во всём.
13. Вам кажется: а вдруг вы сделаете по общим правилам и растворитесь со всеми, утратите свою индивидуальность? И ваша гордыня воспрепятствует этому, она как раз даст эти мысли.
14. Индивидуальность вы никогда не утратите, даже если захотите, даже если приложите к этому максимальные усилия. У вас это не получится.
15. А когда вы именно боитесь так сделать … Я могу нарисовать гротескную форму, которая позволяет более явно видеть то, что вы боитесь выразить, но что есть на самом деле. А в гротескной форме — это когда вы очень уродливы и говорите: «Я не хочу меняться, я не хочу становиться более-менее похожим на других. Пусть я останусь таким, зато на меня мало кто похож, и я ни на кого не похож, меня легко отличить среди многих». И ваша уродливая форма остаётся, — действительно, неповторимое такое, такое безобразие, что даже трудно встретить повторение, что-то похожее на вас.
16. Вот такая боязнь сохраняется в вас. Это диктует и возникновение моды, тем более каждый день возникновение, где надо проявить свою индивидуальность и показать себя, не спросив окружающий мир, а хочет ли он видеть в вас эту индивидуальность вообще. Не боится ли мир окружающий вашей индивидуальности, вашей личности, не боятся ли деревья? Вот это не спрашивается, просто говорится: мы хотим быть такими.
17. Но это же несерьёзно. О каком развитии тогда можно говорить вообще? Ведь развитие предполагает видоизменение, очень серьёзное видоизменение в ту область, которая вам неведома. Оно приводит туда, куда вы никогда не ходили. Это — обязательное видоизменение человека, когда он приходит к определённой Гармонии.
18. А если Гармонии ещё пока не было, как можно сказать о ней заранее? Какими вы будете, когда будете гармоничны? Одно можно только сказать: когда вы придёте к Гармонии, вы не будете такими, какие вы есть сейчас.
19. А если захотите сохранить то, что вы есть сейчас, вы всё равно это потеряете, только в более худшую сторону. Вы станете ещё хуже. Другого не будет.
20. Вы не сможете сохранить то, что имеете, без изменений. Оно либо будет становиться лучше, либо будет становиться хуже. А когда становится хуже, то и здоровье становится хуже. И по отголоскам здоровья можете понять: вы становитесь хуже, вы что-то теряете, потому что ваше здоровье начинает подавать сигналы. Вы не сохранили то хорошее, что было вчера, вы что-то уже потеряли. И если не остановите себя — Природа от вас откажется. Она скажет: «Ну что за упрямец, да ну тебя». И всё, и полетели. А тело передадут праху …
21. Надо учиться жить и не смотреть на свой возраст. Возрастные условия — это лишь разнообразные условия развития. Закон развития остаётся один и тот же, а условия возникают разные. Но это же разнообразит ваше бытие. Зачем вам пока одни и те же условия?
22. Это потом, когда вы не будете так быстро видоизменяться в своей плоти, сможете сохранять её на бесконечно долго, — тогда уж и будете познавать следующие законы, когда потом они будут открыты для вас. На данный период надо учитывать то, что есть.
23. Вы любите разнообразие — ну, вот вам и разнообразие. У малышей одни условия, у юношей — другие, у зрелых — третьи, у более пожилого возраста — другие условия. Просто условия меняются. Если носить брёвна — да, это учитывать надо; если говорить о развитии — это можно уже не учитывать. Закон остаётся везде один и тот же.
24. Тем более Я сказал вам: закон развития вашей души находится в вашем отношении к окружающей реальности, именно в отношении к окружающей реальности. Причём здесь ваш возраст? Умеете мыслить, умеете это фиксировать — всё, вы вправе менять себя уже изнутри, и надо прилагать достойные усилия.
25. Я призвал вас к жизни, очень активной жизни. То, что вы до сих пор делали, — это никому не нужно. Потому что так, как вы жили, — вы мало отличались от общества внешнего. Только там они более жизнеспособны.
26. Местные жители более жизнеспособны, чем вы. Они знают, что такое труд, и каждую минуту тратят именно для того, чтобы уметь жить на земле. У вас нет такого, у большинства это вообще отсутствует. Вы не умеете правильно организовываться, каждую мелочь вы будете делать целый день, тогда как пожилые люди местного населения это сделают гораздо быстрее. А у вас вроде бы и сил больше, а делать быстрей не умеете.
27. И вот многие такие вопросы надо будет пересмотреть, уметь правильно организоваться. Вам сейчас предстоит учиться жить, и за короткий период времени по жизнестойкости обойти всё, что существует на Земле; чтобы жизнеспособность ваша поднялась на очень высокий уровень, которого нет больше нигде.
28. Но это очень серьёзное переосмысление всех ситуаций, всех вопросов, которые как проблема встанут у вас на пути. Какой бы мелочной эта проблема ни была, Я жду вопроса, а не ваших эмоций, которые вы начнёте выражать в этих проблемах. А эмоции — это будет отголосок гордыни, которая никак не может разобраться и в каком-то новом виде вылезла наружу. Мне не эмоции нужны будут, а конкретные ваши вопросы.
29. Потому что если эти вопросы есть, значит, есть люди, которые поняли, чего им не хватает, и они хотят в этом разобраться. Они спрашивают — Я им отвечаю, мы идём дальше. А чем больше вы будете эти вопросы хранить в себе — они вас сгрызут, просто сгрызут, в самом таком прямом смысле. Нельзя эти черви хранить.
30. Есть вопросы — помните (тем более вопросы о вашем взаимоотношении, взаимодействии сейчас на Земле): это вопросы всех вас. От кого бы они ни возникли, они всем нужны. Ответ Мой нужен будет всем вам, потому что у всех этот вопрос обязательно встанет или уже встаёт, или уже встал, но ещё не успел высказать. Но этот вопрос принадлежит всем.
31. Поэтому кто первый столкнулся с этим вопросом и кто первый имеет возможность задать его — он уже должен задавать, потому что должен знать: это нужно всем.
32. Главное — умерьте гордыню, потому что в этих условиях она как с цепи будет срываться. Она как дикий зверь начнёт метаться внутри. Ох, она завоет! И вот к этому, что будет выть внутри, Я буду беспощаден. Такое слово, не очень приятное для слуха, но для этого надо быть беспощадным действительно.
33. Если вы хоть немножечко начинаете удовлетворять гордыню, то лучше тогда не боритесь с ней: вы её не победите. Каждую мелочь, которая внутри начнёт пищать, нашёптывать, рычать, надо быстро отлавливать и разбираться с ней. Она опасна.
34. Тем более она наложила отпечаток на ваше сознание, и вы сами будете придумывать ложный выход. Сами, своей головой, вы будете легко придумывать ложные решения. Будьте внимательны здесь до предела, бдительность должна быть тысячекратно увеличена. Иначе она вас обманет, у неё такой опыт очень богат. Тем более вы сами помогли этому опыту возникнуть.
35. Так что будьте внимательны. Изучайте то, что сейчас сказал, то, что до этого сказал, и будьте внимательны ко всему тому, что буду говорить дальше. Всего будет очень много. Успевайте это всё переработать, успевайте это прожить — в воображении прожить или в практике, если будет такая возникать возможность, цените её; чтобы информацию, полученную в себе, в своём сознании, пережить практически, в реальности — это самое ценное.
36. Поэтому радуйтесь возможности сделать шаг согласно Истине, сделать как можно правильней, а не так, как вам присуще.
37. Учитесь принимать всё, что должно вам иметь, и будьте особо бдительны там, где вам хочется получить желаемое. Ибо часто желаемое не будет совпадать с должным и, как правило, желаемое — это будет то, что исходит из вашей гордыни. Оттуда это всё пойдёт, именно оттуда.
38. На Земле нужен человек, именно человек — в том истинном, прекрасном смысле, в котором это должно быть. Земле не важно, успеете вы построить городки, дома, школы и прочее. Для блага Земли важно наличие человека, потому что даже только от одного того, что он существует, его внутренний мир удивительным теплом обволакивает Землю. Чем вас больше, тем больше сила ваша соединяется и обтекает Землю. Вот это для Земли важно. А не то, есть ли у вас рубанок в руках, срубите ли вы вовремя сруб, успеете ли вы посадить морковку. Для Земли не это важно — важно наличие человека.
39. А Вера — это закон развития человека. И она прежде сводится к тому закону, что важен для души человека. Потому что если дух у него формируется правильно, то всё остальное, что связано с его телом, решается элементарно; обязательно вы решите это всё многое сами.
40. Но надо уяснить закон развития духа. Это особый закон, он не связан с умением в ремесле, с умением в искусствах. Это другой закон. А ваше умение в ремесле и в искусствах лишь придаст оттенки этому закону. Это как фильтры на пути солнечного луча, которые окрашивают солнечный луч в разные оттенки.
41. Но эти фильтры не есть свет, они сами по себе, без света, малозначительны. Только когда есть свет, такой фильтр может играть интересную роль, окрашивая свет в какие-то причудливые, интересные оттенки, которыми могут любоваться дети и очень красиво смеяться.
42. В жизни все задачи ставятся для вашего духа. И не пытайтесь мыслить в этом случае рационально, логично. Вы ничего так не поймёте.
43. Я не раз повторю ещё, что все самые большие приобретения в душе происходили как раз на нелогичных законах, вне всякой логики. И наоборот, все самые большие ваши потери возникли, как правило, на вашей логике, на ваших разумных достижениях. Закон вашего развития нельзя понять рассудком.
44. И внешний мир, мир разума, понять это не мог и не сможет никогда. Для этого надо стать человеком. Они лишены этой возможности, поэтому они обречены на то, что они не поймут никогда в полной мере ваш закон развития, невозможно это сделать.
45. Так что в своей жизни будьте внимательны, когда вы рассуждаете. Будьте очень внимательны! Часто в вашей логике будет большая ошибка заключена, ошибка для вашей души. Логика полезна для разума, для мышления вашего, для вашего рассудка, но не для души.
46. Будьте внимательны к своим ощущениям, к чувствам, больше заглядывайте внутрь. И помните: внешние задачи ставятся для того, чтобы сформировать ваш духовный мир, а не ваши профессиональные навыки. Профессиональные навыки — естественно, но не во имя их складываются события, а во имя вашего духовного становления. Жизнь будет зависеть от того, как вы отреагируете на те или иные обстоятельства.
47. И где говорить о возрасте бессмысленно, он не играет здесь никакой роли. Он может лишь показать, что вы, имея больший возраст, сильнее приросли к каким-то глупостям. Потому что если они к этому возрасту всё ещё у вас есть, значит, вы достаточно сильно к ним приросли. Ну, что ж, значит, достаточно и больше работы вам надо сделать. Ведь если это сейчас вам даётся, значит, уже учитывается, что это вам по силам и что вы должны провести над собой эту работу.
48. Надо доверять Богу до конца. Если эти условия вам даны и вы подведены к ним, от вас ожидается необходимое, а не суета по поводу этих проблем. И вот это необходимое сделайте. А вы его обязательно сделаете, если приложите искреннее максимальное усилие. Только лишь это определяет вашу победу: искренно приложить все максимальные усилия — те, какие вы имеете, а не какие вы предполагаете, что они должны быть, чтобы благоприятно преодолеть возникающую преграду.
49. Я жду обстоятельных вопросов. Чем быстрее они будут возникать и чем быстрее вы все вместе приложите усилия к познанию ответа, который впоследствии получите на эти вопросы, тем быстрее будет идти ваше видоизменение в нужном направлении, тем быстрее в короткий период времени вы будете достигать уровней, которые сделают вас наиболее способными существовать в возникающих условиях среды, которые вам будет приносить как подарок Земля.
50. Не надейтесь, что будут так же происходить все процессы, как сейчас происходят, медленно видоизменяясь, принося вам успокоение. Неожиданно могут возникнуть и другие условия. Умейте потом не впасть в панику.
51. Поэтому Я создаю для вас те условия, исполняя которые добросовестно вы сможете преодолеть всё, что вас ждёт впереди. Других условий нет ни у кого вообще на Земле.
52. Надо, да и пора бы уже научиться понимать: если Я что-то говорю — это то, что готовит вас к чему-то впереди. И оно очень скоро потребует от вас исполнить то, что вы слышали, исполнить явно, в обилии.
53. И Я не говорю непосредственно перед какой-то сложностью. Если испытание вас ждёт более серьёзное, более серьёзные события вас ждут впереди, — конечно же, Я начну говорить заранее, чтобы успеть вас изменить к тому часу. Но для этого выбираются условия с учётом верующих людей, а не с учётом тех, кто начнёт рассуждать, надкусывать то, что ему предлагается, сплёвывать, откладывая до времени.
54. Верующие — это те, кто, услышав однажды что-то, максимально прикладывает усилия к этому исполнению. Вот простой закон определения верующего человека.
55. Все остальные начнут, в той или иной мере, откладывать от познания эти истины на потом. Их Я не хочу учитывать, потому что учитывать эту слабость — это значит можно вообще не трогать ничего, оставить вас самим решать то, что вы будете встречать на пути, — как хотите, так и решайте.
56. Но Я предлагаю условия другого развития, очень быстрого и точного развития. Поэтому Я призываю прежде верующих и даю условия, которые верующие смогут исполнить. Все остальные могут отойти пока на время, если видят это непосильным, и делать то, что посильно, просто дозревать. Что ж, если они действительно понимают, что им надо пока не торопиться в этом отношении, пускай сделают посильное, на их взгляд. А Я обращаюсь к верующим, прежде всего.
57. Условия Я высказал серьёзные, ответственность великая. Но Я знаю, что верующие это исполнят. Просто знаю, что это посильно будет верующим, и они смогут пойти дальше, правильно формируясь. Других Я не могу учитывать в этом случае.
58. Вы приехали сюда, создали определённую атмосферу, которая по качеству лучше, чем та, что существует в обществе, вообще в мире. По качеству лучше, но для будущего времени это ничто.
59. Теперь Я хочу выделить из этой среды то, что начнёт уже переходить в новый уровень — уровень Вечности. И Я буду создавать эти условия. Будете трудиться над ними — будете переходить. Не будете трудиться — будете оставаться. Но час пришёл создавать это. Пора, пора всерьёз думать о будущем.
60. Так что взвешивайте, определяйтесь и помните: верующий тот, кто всего себя посвящает постижению, имеет возможность переходить, ибо Я рядом, Я всегда дам необходимую подсказку с учётом его состояния, его интеллекта, положения, в которое он попадает …
61. Что касается именно единой Семьи, её формирования, Я буду отвечать на всё. Надо только формулировать совместно эти вопросы; не самостоятельно, в одиночку, а совместно.
62. То есть у кого-то из вас возник вопрос — вы обязательно сначала придите в единую Семью, рассмотрите вместе. И если понимания не возникло, фиксируйте, приносите ко Мне. Но не просто: сами возымели вопрос и, не согласовывая с единой Семьёй, задаёте его Мне. Нет. Придите в единую Семью, вместе рассмотрите.
63. Предварительно обязательно вместе оговорить надо, чтобы хотя бы немножко вы попробовали порешать эти вопросы все вместе. Тогда легче вам будет уяснять тот ответ, который Я дам …
64. Готовьтесь к серьёзному труду. Слава Бога, которая проявится через эту вашу деятельность, ослепит всё, в хорошем смысле ослепит. Свет настолько яркий проявится через вас, что осветит всё, и Его увидят везде, во всех уголках Вселенной, — какая бы она ни была большая, этот Свет увидят везде.
65. Но не думайте, что этот Свет дастся вам просто так, легко. Условия у вас чёткие. Если экзамены, которые вы делаете в школах, дают возможность ученикам прятать шпаргалки удачно и пользоваться ими, то в этих экзаменах вы лишены напрочь всяких удобств, максимально лишены. Ни одной, даже маленькой, крупицы удобства вы не будете иметь, потому что эта крупица удобства будет обязательно удовлетворять гордыню. Обязательно!
66. Вы поставлены в самые благоприятные условия — развиваться как человеку, именно как человеку. А не как больному существу, но которое очень громко кричит, что оно человек. И эту истину никому не обмануть. Кто попытается её обмануть, он потом пожалеет, очень быстро осознает, какой же он был глупец.
67. Поэтому примите всё достойно, с благодарностью. Умейте ценить Славу Бога. Если Отец вам даёт, то более великого дара Его предполагать бессмысленно. Это самое ценное, что вы имеете в этот момент. Самое ценное. Но так и выразите эту благодарность свою, не скупитесь на неё.
68. Теперь мы будем заканчивать эту речь. Вы будете слушать, вы будете анализировать, вы будете учиться понять и учиться делать. Не хотите проявлять активность — что ж, до встречи. Хотите проявлять активность — мы не расстанемся, пойдём дальше. Но это будет проявляться от вас, всё зависеть будет от вас, не от Меня. Я даю всё благоприятное для вас …
69. Но не торопитесь одно и то же правило применять во всех случаях и там, где мы ещё этого не касались. На каждый отдельный случай вы получите правило. Поэтому не пробуйте это одно правило, что уже успели получить, применить везде. Это будет большая грубость и большая ошибка.
70. Я лишь дал вам то, что на первых шагах поможет что-то почувствовать, понять. Следующее через ваши вопросы мы будем рассматривать, вы опять получите новые правила. И так всё шире и шире вы будете знакомиться с тем, что вам нужно …
71. Но — доверие. А то получается, ваша суета — вообще-то это полное недоверие Мне. Ваше беспокойство именно это и выражает. Но Я на это не обращаю внимания, потому что Я знаю, что ваше сознание не вполне в состоянии оценить, что такое доверие Учителю. Я не обращаю внимания, что такими действиями вы выражаете Мне недоверие, потому что знаю, что такое ваше сознание, и что оно вообще-то не в состоянии пока сделать полноценную правильную оценку этому великому таинству — что такое полное доверие Истине; через что вы познаёте, что такое полное доверие Богу.
72. Именно через всё это мелочное, что вы видите на пути, Я помогу вам понять, что такое полное доверие вообще Вечности и самое главное — доверие Богу, без которого никогда ничего не получалось сделать. Никогда!
73. Вот так сейчас и будете это познавать. Я не ставлю эту цель — доверяйте Богу. Я через жизнь буду вас учить это делать. И вы научитесь через то, что вы видите.
74. А учить через то, что вы не видите, бессмысленно. Это можно много раз повторять, но вы ничего не поймёте и никогда не сделаете. А Я буду делать через видимое для вас, через видимые маленькие предметы, ваши шаги, которые вы хорошо видите, которые хорошо вам знакомы, — вот через них Я вас и научу доверять Богу полностью и любить окружающих вас братьев также полностью, всем своим сердцем».
75. В этот же день Учитель общался в долгих встречах с большими группами верующих, представляющих единые Семьи Петропавловки и Черемшанки.
76. Среди многих вопросов был вопрос ко Христу о возможности пребывания в единой Семье мужа, когда жена его не является верующей.
77. «В данном случае, когда человек неверующий, появляется такая ситуация … Ведь тебе предстоит участие в действиях, которые будут определены всеми. А ближний, может быть, не готов и не хочет, чтобы ты участвовал в этом. И конечно же, в данном случае возникает серьёзный соблазн, потому что ты идёшь исполнять, а у ближнего возникает большое психо-эмоциональное отрицательное проявление, которое убивает его.
78. Но в то же время, конечно, надо уметь правильно оценить эту ситуацию. Её нельзя взять за однозначную. Надо будет ещё и смотреть, насколько необходимо будет удовлетворять слабость ближнего.
79. Ведь, если ближний увидит удовлетворение своей слабости, он постепенно сделает и тебя неверующим, если ты начнёшь идти, шаг за шагом удовлетворяя этот соблазн. Ты выйдешь однажды полностью из той атмосферы, которая создаётся для тебя как спасительная и в которой ты можешь кого-то спасать. Если мало-помалу ты будешь исполнять его, то ты постепенно выпадешь из этой атмосферы. Так что здесь надо смотреть границы.
80. Но если есть такая сложность, то не обязательно быть членом Семьи в какой-то период времени, в котором ты будешь прилагать максимальные усилия, чтобы где-то поучаствовать в трудах единой Семьи.
81. Но где все понимают, что есть минуты, где ты имеешь право не пойти, с учётом психического состояния ближнего, атмосферы, в которой он пребывает в этот момент. Все должны отнестись с нормальным пониманием: пускай сегодня брат побудет дома, потому что это будет необходимо, чтобы что-то уравновесить.
82. Но тут надо быть внимательным. Иначе, удовлетворяя слабости ближнего, как правило, потом возникают жёсткие условия: надо будет каждый день его уравновешивать и каждый день всё это выправлять. Но тогда ты будешь никто, ты будешь только бегать и поддерживать болезнь, чтобы более-менее не развалилось это всё. А усилия внутри ближнего не делаются.
83. И получится, как будто искусственное сердце вставляется кому-то. И вместо того чтобы человек ушёл из жизни, сохранив хоть что-то, ему продолжают жизнь для того, чтобы он уничтожил себя окончательно. Здесь уже нужны твои творческие взгляды на эту ситуацию и действия …»
84. «Семья определяет человека мастером в том случае, когда нуждается в его творениях. А если Семья не нуждается в его творениях?» — спросил Павел Рахманский.
85. «Что творит?» — спросил Учитель.
86. «Музыкальные инструменты», — ответил Павел.
87. «Если ты хочешь быть членом Семьи, но твои изделия идут только в мир, то тогда то, что ты зарабатываешь, принадлежит Семье.
88. Ты целый день, допустим, делаешь инструменты, а Семья заботится о существовании твоей маленькой семьи. То есть Семья и огород может помочь обработать, и дома тебе что-то сделать. Она участвует в благоустройстве твоей маленькой семьи, твоей жизни. И если она оказывает тебе эту помощь, ты, как член Семьи, зарабатываешь для неё, а не сам для себя.
89. Изготовление инструмента — это нормальное явление искусства, ремесла, где можно быть нормальным членом Семьи, так же как и все остальные».
90. «Вопрос, касающийся преподавателей в школе. Каков статус педагога в Семье? Если член Семьи работает в местной государственной школе, то он должен исполнять решения Семьи, а не исполнять обязанности в местной школе. То есть его статус как бы нивелируется по сравнению с педагогом общинной школы», — сказал Алексей Воткинский.
91. «В данном случае необходимости быть членом Семьи нет. Это ничего не решает. Надо исходить из фактов, существующей проблемы, существующей ситуации. Если требуется всё время посвящать школе — посвящайте. А зачем записываться в Семью? Для чего? Чтобы обязать кого-то?»
92. «Участвовать в общих делах, помогать …» — сказал Алексей.
93. «Как участвовать в общих делах, если ты лишён возможности этого участия? Давай с самого начала называть всё своими именами. Ты работаешь в школе, заработок идёт. Надо подготовиться к урокам, то есть получается: целый день — это работа в школе. Для чего быть членом единой Семьи?»
94. «Тогда, когда есть свободное время».
95. «Когда есть свободное время, ты и так можешь поучаствовать. Как только появляется — пойди помоги. Для чего быть членом единой Семьи в этой ситуации? Ведь никто не запрещал участия в работах, если ты не член Семьи», — ответил Учитель.