Пробуждающаяся земля оповестила тайгу ранней весной. Сверкающие солнцем и снегом дни февраля и марта. Утром Учитель уходил к месту уединения над долиной папоротников.
2. Камень на краю скалы каждое утро предлагал себя Учителю. Виссарион располагался на ещё укрытом снегом камне в окружении молодых кедров, живущих на скалах, и плавно осматривал глубокую воздушную панораму долин и гор, лежащую перед Ним.
3. В эти мгновения пели птицы. Вместе с весной появлялись всё новые и новые голоса. Такого разнообразного пения Гора ещё не слышала. Учитель закрывал глаза и погружался в таинство…
4. В несколько дней Учитель написал карандашный портрет Вадима. Это была тщательная, кропотливая работа, принесшая удовлетворение Виссариону.
5. Мужчины святыни собирались на долгие собрания, где учились понимать и принимать друг друга родными братьями, быть строгими и внимательными, краткими и понятными в речах своих, едиными в решениях и действиях.
6. Эти дни принесли сказанное Учителем в общении с Вадимом, в ответах на вопросы, возникающие у собрания мужей.
7. «Со стола Христа верующий не имеет права брать ничего лишнего, кроме того, что является явной необходимостью.
8. Общие сбережения — это и есть Мой стол, и пользование таким сбережением может руководиться только сердцем верующего человека».
9. «Здесь собрались личности, поэтому тяготение к самостоятельным действиям велико. Но это надо пересмотреть в себе, иначе единой Семьи не получится.
10. Обычное общество имеет несколько единиц личностей, которые управляют группами, более или менее большими. Где допустимо, что среди этих личностей будет избран более или менее достойный, который начнёт в целом руководить всем обществом. Это — особенность жизни царства силы.
11. Истина, как правило, собирает вокруг Себя личности. Ибо в этом случае Она сама по себе является единственной Личностью, которая может быть таковой. Всем остальным лишь остаётся умерить свои пожелания руководить группами и ситуациями, почувствовав лишь равенство друг перед другом», — было сказано Учителем к одному из собраний мужей города.
12. «Смирение — это умение с доброй улыбкой принять свою никчёмность».
13. «Смиренный верующий может поучать другого лишь праведными делами».
14. «Попытка разобрать чью-то ошибку — это попытка разобрать свою ошибку».
15. «Нет смысла спрашивать Меня о какой-то дополнительной литературе. Всё необходимое Я даю. И если не сумели взять из Моего, Я ничего не могу посоветовать. Я есть Всё, что необходимо для развития человека».
16. На вопрос учеников об обязательности участия в литургии Учитель ответил: «Литургия — таинство, когда приходят восславить Отца.
17. Если в эти мгновения кто-то действительно нуждается в помощи, можно оставить литургию и пойти помогать нуждающемуся вместе со священнослужителем, ибо сердцем и трудом человеческим восславляется Отец».
18. «Моим Именем можно прикрыть только точно записанные (буква в букву) фразы. И если хотя бы одно слово уже забыли, то надо быть осторожным и бояться сказать, что так сказал Виссарион. Иначе получается, что Именем Учителя подметается мусор».
19. «Лишь после слов Моих: «Иди и передай» человек имеет право передать слова Мои другим людям. Во всех остальных случаях говорится только индивидуально для конкретного человека, а не для передачи кому-то.
20. А так как на это мало обращают внимания и стараются поделиться, то в реальности возникают дополнительные трудности, куда приходится вмешиваться Учителю, дабы выправить происходящее, необдуманно сотворённое устремлёнными».
21. «За каждую взятую от Меня информацию надо будет заплатить, а не просто прослушать и убежать. За прослушанное жизнь потребует плату.
22. Надо быть внимательным. Если никто не намекает на цены, то не надо брать всё подряд — что нужно и не нужно.
23. Ибо куда бы ни пошёл человек с этим товаром, за каждый в отдельности товар жизнь обязательно потребует от него плату.
24. И чем больше набрал, тем большую ответственность принял. А чем большую ответственность принял, тем больше спрошено будет.
25. Взяв непосильное, не сетуй на чрезмерный спрос. Ибо если спрос пришёл, то от него уже не увернёшься. Надо бояться спрашивать, а не стремиться как можно больше спросить. Спрашивай тогда, когда есть явная необходимость».
26. «На день мудрости, на духовное собрание идут в первую очередь в стремлении услышать подсказки. А есть ли у тебя что сказать другим — это уже второе».
27. «Извращение начинается тогда, когда на голос собственной совести человек говорит себе: “Ну и что здесь такого?”»
28. И было сказано Учителем, что механизм воздаяния связан с сутью человека, с его пониманием сути возложенного Закона.
29. И соответственно, насколько глубоко понимает, настолько проникает в законы Природы, пропитываясь ими.
30. И чем больше они в человека проникают, тем больше становится и спрос.
31. Слова «я понял» — одни для всех. Но понимание — разнообразно. В соответствии с этим разнообразием понимания идёт диалог человека с Природой.
32. Живя на Горе, Христос внимательно наблюдал за жизнью общинной школы, создающейся в Черемшанке усилиями первопроходцев на единой творческой идее.
33. И было высказано Учителем пожелание к более активному формированию школы, где составлять её желательно учителям, имеющим самостоятельные творческие программы обучения детей верующих родителей, и где в данном случае не рассматривается какая бы то ни было единая творческая идея…
34. В окончании февраля с Дальнего Востока пришёл Учителю вопрос с просьбой оценить результаты экспериментов и достоверность информации, получаемой группой экспериментирующих в общении с Миром Вселенной.
35. В первые дни марта Виссарионом был дан ответ руководителю группы Александру: «Коротко дать в письменном виде интересующий ответ невозможно. Могу лишь сказать, что к этой книге Я должен был прикоснуться именно в это время.
36. И могу также подсказать, что общая направленность, скрытая как в этой книге, так и в целом в повторяющихся время от времени экспериментах участников группы в общении с Миром Вселенной, таит далеко не те положительные оттенки, которые способны были усмотреть члены группы землян-экспериментаторов. Хотя многие (но не все) данные, поступающие из космоса участникам группы, несут достаточно точный характер.
37. Опасность, на которую Я намекаю, далеко не всегда может сознательно сотворяться высокоразвитыми существами Вселенной, но часто является лишь очередной ошибкой, таящейся в их выводах по поводу соприкосновения с доселе ещё не понятым ими миром человека».
38. В девятнадцатый день марта Учителем был снят покров священнослужителя с Александра Сахалинского.
39. Дело, которое было возложено на Александра, в своё время мог сделать только он. Он исполнял возложенное, находясь часто в дорогах к нуждающимся, неся весть о Свершении в местах заключения чад Божиих, и имея в то же время определённые слабости в себе.
40. Нерешённый вопрос во взаимоотношениях с женщинами привёл к внутренней психологической установке, что в свою очередь приводило к неудачам и несдержанным проявлениям, которые в законе развития неизбежно прогрессируют и ослепляют разум. И в последнее время это выразилось у Александра некоторыми грубыми действиями в семье собственной.
41. И снял Учитель в данный момент возложенную однажды на Александра ответственность, ибо она стала непосильной и просто опасной для него.
42. Освобождая Александра от покрова сего, Виссарион предоставил ему возможность собрать все свои усилия в борьбе со слабостью и в изменении своей сути, где наиболее благоприятным будет на равных со всеми войти в тот труд, который определяется в семье верующих.
43. И где очень важно будет познание творчества в деянии рук своих, ибо работа священнослужителя несёт свою сложность: одно дело — творческая работа в храме, другое — когда нет этой возможности и проявиться мастером не в чем. А проявление в мастерстве определено Истиной как основное в жизни мужчины.
44. Настало время для Александра изменить самого себя. Для этого изменения потребуются все силы без остатка. Да пребудет Свет Господень в деяниях его …
45. В последний день марта в Небесную обитель для разговора с Учителем пришёл Владимир Священнослужитель.
46. И так как многие верующие стали наконец-то изучать Закон и увеличилось требование к ближним, возникла необходимость уточнения от Истины: есть ли разница между Волей Учителя и Его пожеланием, не есть ли это для верующего один и тот же закон?
47. «То, что высказано как Воля, есть закон, исполнение которого происходит беспрекословно до тех пор, пока стоит этот закон, пока он не будет отменён, где любое отступление от него — шаг к смерти.
48. Пожелание не является законом в том смысле, что ежели кто-то в какой-то период времени увидит необходимость отступить от ранее выраженного пожелания, то это действие не будет являться нарушением, и требовать с верующего его исполнения нельзя.
49. Пожелание Учителя для верующего есть лишь возможность сотворить наиболее благоприятное начинание, где с течением времени верующий, увидев явную необходимость, имеет право изменить свои действия.
50. Но, конечно же, если верующий услышал пожелание Учителя, то он не может не сделать первый шаг согласно этому пожеланию. А тот, кто не сделает, лишь выберет наихудшее решение», — было сказано Христом.
51. «Индивидуальное ощущение того, что в человеке есть какая-то тяжесть, которая может проявиться в жизни его среди братьев и сестёр, не есть причина, чтобы не дать человеку проявиться в каком-то общем труде.
52. Если слабость есть, то она должна проявиться среди ближних в деяниях человека, и тогда он увидит явно проявившееся своё. А когда увидит, ему проще будет и исправить её. Тем более, что от ближних он может услышать ещё и дополнительные подсказки».
53. И было сказано Учителем, что юноша становится мужчиной и имеет право создать семью тогда, когда он сам сможет приносить хлеб в дом свой, когда становится мастером, и тогда на одном из праздников он будет посвящён в мужчины.
54. В два первых дня апреля Виссарион написал два этюда — цветными карандашами и пастелью. На этюдах — вечернее море в дорожке уходящего солнца. На одном солнце жило на чистом горизонте в лёгкой дымке едва проявляющегося вечера, на другом оно смотрело на море сквозь скалу, просвечивая её закатным отблеском.
55. В четвёртый день месяца перо Христа коснулось чистого листа в ответе на письмо Эдуарда Галустяна, попавшего в заключение за проступок давний. Наказание нашло Эдуарда спустя три года после события.
56. «Дорогой Эдик! Не забывай то Прекрасное, к чему дано было тебе прикоснуться. Помни! Только невежество огорчается при соприкосновении с новыми ступенями, продолжая уходить от мудрости и покрываясь ещё большими лохмотьями дикости.
57. Чтобы драгоценный металл был чистым, руду бросают в огонь, дабы, расплавив её, легко отделить всё нечистое.