Наступил восемнадцатый день августа, день Слова. Прошло семь лет после первой проповеди, прозвучавшей за пределами города Минусинск.
2. В Петропавловке, на острове, на праздничной поляне, в солнечный день прозвучала литургия, возгорелся костёр, обрамлённый огромным кругом сцепленных меж собой рук, вознесённых к небу во Славу Отца. Концерт прикоснулся к слушающим, к лесу, лугу и небу.
3. Учитель вышел к ждущим Его со стороны леса и шёл широкой поляной.
4. Христа увидели и устремились к Нему, и пришли радостным потоком вместе с Учителем к месту звучания Слова, под мягкую тень хвойных деревьев.
5. Учитель поднялся ко взорам приветствующих Его и медленно оглядел тысячи глаз. И было Слово:
6. «Год нынешний желает, чтобы Руку Я Свою положил на Книгу и приоткрыл Её, открыв пред вами частицу Вечности.
7. Прекрасна Книга та, много тайн заключено в Ней, много силы безмерной. Алмазны застёжки на Книге той. И вязью древней начертано об Отце и Сыне.
8. Тайны великие заключены в Ней, и никому до времён этих не дозволялось прикоснуться к Ней. Никому. Ибо велика сила Её.
9. И испивший капли из Книги этой обретает многое, что словами человеческими не измерить.
10. Но созревает ли жаждущий принять в сердце своё капли Безмерного? И этим многому ныне определяться.
11. Год нынешний как преддверие — преддверие событий громких, где шум уже доносится в окна ваши. Шум от воплей, от криков боли и ненависти, злобы и зависти; где многим кажется, что они кричат тихо, и они кричат ещё громче. Им хочется, чтобы Вселенная слышала только их голос.
12. А Вселенная тихо слушает кричащих, Она смотрит на них строго, но беззлобно. Но сколь же великим кажется голос кричащему собственный.
13. Многое ныне познавать вам надлежит. Хотя устремление недостаточно, но тем не менее всем в степени равной Я прочитываю страницы Книги той, Рука на которой возлежит ныне.
14. Законы Вселенной, законы Бытия удивительны, и к ним порой дорога трудна. Но путь простой и часто познаётся просто, где даже мир животных легко познает тайны те. А что уж говорить о разуме подвижном?..
15. И сколько б правил и законов жития для разума Вселенной ни возникло, они едины, суть у них одна, дорогою одною всё открыто.
16. А вот однажды в лоне Бытия, когда рожденье предстояло ваше, открылся миру Бытия иной Закон, ещё сложней и краше.
17. И вот Закон тот испугал собратьев ваших старших, они не ведали Его. И видят горя много.
18. Но вы не одиноки: ваш Отец заботу не утратит к детям. Не потеряет вас Он, нет, — в Руке Его вы чудной.
19. Закона вашего не знает Мир Вселенной. И сей Закон, в отличие от всех иных законов, самостоятельно не может познаваться. Своя особенность сокрыта в Нём.
20. Мир Вселенной познаётся просто, как Я уже сказать успел. Где прежде познаётся он инстинктом, а далее, чтоб чудо увеличить, законы Разума нужны. И вот Закон один пронзает Бытие. Его особенность — кристальный разум чистый. И он бесцветен.
21. А разум ваш иной характер заключает. Он, словно радуга, окрашен в цвета прекрасные. И мир ваш необычный намного усложняет житие. Но тем не менее в нём благодать сокрыта.
22. Законы внешние можно познавать самостоятельно, Законы Вселенной важно познавать самостоятельно. И те, кто познал больше, имеют возможность обучать тех, кто познал меньше. И на много иерархических ступеней разделён этот мир. Но не мир ваш.
23. В вас нет множества ступеней, иной Закон возлёг пред вами. Его самостоятельно узнать невозможно. И потому однажды родился Сын.
24. Он благодарен вам, ибо рождён для жизни вашей. И только благодаря тому, что вы есть в лоне Бытия, рождён и Он на Благо ваше. Где жизнь Моя есть жизнь ваша, а ваша жизнь — жизнь Моя. Но как вести вас, когда непросто коснуться вас?
25. Во Мне — Закон, Закон вашего пути. Этого Закона нет более нигде.
26. Он никогда не будет запечатлён навсегда, Он способен бесконечно меняться в зависимости от того, в какой нужде находятся дети.
27. Долго двигалось человечество по пути, который оно избирало самостоятельно. И всё больше в трущобы мрачные забредала людская волна, когда время от времени люди приходят к минутам, где судьба решается каждого из них. Их жизнь зависит от многого, но висит на волосинке маленькой. Тогда и приходит Слово, Оно словно проводник в лесу дремучем.
28. Тем более путь, который надлежит познать стопам вашим, никем не пройден, никем; он нов.
29. Какая бы тьма ни объяла вас, независимо от того, закрыты глаза ваши или открыты, Я всегда могу повести вас, если Я с вами. Но Я не могу нести вас.
30. И чтобы лучше понять то малое, что чуть-чуть приоткрываю пред слухом вашим, представьте Странника, что хочет повести людей, заблудших в лесу дремучем.
31. Как только Он войдёт туда, где предстоит пройти и вам, нетрудно будет Ему узнать особенности того, что ожидает вас.
32. И Он, конечно же, пройдя отрезок малый впереди, расскажет вам, что ждёт вас, и покажет: «Вот ягода, которой вам нельзя касаться, вот то, что можно скушать, здесь — не ступите, там не троньте, вот тут пойдите, здесь тропа».
33. И тот, кто бдителен и слушается точно, — ему не будет угрожать беда, и он пройдёт и выйдет к миру, что детям дарит их Отец.
34. Но сколь послушны дети, когда в них гордость говорит? Ведь любят себя сильно. Ну что ж, что есть, то есть. Терпением запастись необходимо …
35. И Сын приходит. Он — Закон и Тот, Кто спросит всех сурово однажды за посевы Рук Своих.
36. Так вот, Закон — Он никогда в покое не бывает; когда творить приходит Он, тогда уж трудно вам бывает.
37. Человек привык придумывать законы. Вы придумываете их много, вам даже нравится записывать их на бумаге, вы придумываете их веками, вы придумываете их тысячелетиями. Но безмерная путаница бесконечно сталкивает головами людей друг с другом. И, создавая законы, единовременно вы думаете и о том, как обмануть закон тот сможет разум ваш.
38. И в Истине однажды вы поймёте: не должно человеку творцом законов быть, но лишь познать то, что окружает сердце ваше, — вот труд достойный, в нём сокрыта жизнь.
39. Однажды Я сказал, что вы вступаете в пору, когда экзамен надлежит сдавать достойно. И вот идёт он, и вы видите, что происходит с вами.
40. Закон приходит лишь тогда, когда Его все нарушают. И Он приходит победить невежество, царящее в сём мире.
41. Вы знаете законы простые, когда, нарушая законы Природы, боль великую порою приходится ощутить в теле своём. И вы больны, болезней много; но это результат того, как шли по жизни.
42. Гармония чутко слушает прикасающихся к ней. Когда её никто не касается, разрушая, она покойна и прекрасна. Но стоит её кому-то взволновать — и устремляется волна в ответ поправить.
43. И если к вам Закон пришёл, покоя не найдёт Он никогда, видя деянья ваши, коль Он рождён и пребывает с вами.
44. В том, что открываю вам, вам надлежит понять многое. Но то, что говорю, — частица малая, пыльца. Но Я открою многое. Не только здесь, средь вас, сейчас. И в следующие дни, средь братьев ваших, вам приоткроется зерно; познать его достойно нужно.
45. Не беспокойтесь, если что-то мудрено и сразу непонятно, скрыто; Я помогу увидеть вам.
46. Ступили вы в пределы деяний сильных, где гордость многих Я сотру, как пыль с поверхности нечистой.
47. Я сказал вам об образе прекрасных вод. У берега стоите Океана; когда спокоен он, спокойно вам. Тогда вы можете и пошутить, и посмеяться; тогда вы можете и погрустить, и пошалить, разбрызгивая ту поверхность рукой своею.
48. Но иное отношение у вас к водам тем прекрасным, когда волна поднимется и устремится к вам. Тут страх порой коснётся сердца, и хочется бежать.
49. Но можно ль в ту минуту сказать о том, что Океан не любит вас? О нет, он только лишь играть захочет.
50. Тому, кто познаёт его законы, — ему не страшны игры эти. Но тот, в ком гордости комок, — тому не выдержать напора.
51. Вам надлежит учиться жить. Вы много раз вопросы задавали Мне, как надлежит любить, что есть любовь и как ей научиться. Вопрос неверен. И те, кто будет этому учить, — слепцы, невежды. Это глупость.
52. Любить умеете вы, и этому учить не надлежит. Но вот открыть ваш дом необходимо.
53. Закрыты окна вашего жилья, и двери заперты, порой забиты. Как объяснить вам красоту луча, что с неба падает от Солнца? И стоит ли на это тратить много дней, описывая те красоты? Не лучше ли открыть замок дверей и окна отворить рукою?
54. Какой же будет смысл вам говорить о Солнце, которое ласкает нежно крыши вашего жилья? Оно ласкает двери, оно ласкает ставни, стены, строения, что возвели вы сами. Но вы — внутри, сидите в темноте, кричите и ругаете друг друга.
55. Так вот, суть тайны здесь проста: откройте двери свои и окна. Учитель, когда приходит к вам, Он не любви учить вас будет, но двери открывать и окна ваши.
56. А там, когда вы отворите окна, двери, лучей сияние ворвётся к вам. Потом вы сами, выглянув наружу, и Мне расскажете о том. И Я буду видеть счастье на лицах ваших, и Я буду видеть безмерную радость вашу, когда вы взахлёб будете рассказывать о красотах мира, заполненного лучами Солнца.
57. Так и любить — как научить вас? Надо научить вас жить. Ибо за долгое время, когда вы придумывали себе законы и придумываете их доныне, вы наглухо забили и окна, и двери своего жилья, забили и завалили всевозможными предметами, которым порою даёте громкие названия, называете это достижением науки и техники. Но вы завалили двери и безмерно покрываетесь внутри пылью.
58. Хотя вы пробовали скрашивать свой досуг, сидя во тьме кромешной, рассказами о Солнце, о Луне. Трактаты написали; их — безмерно. Вы много говорили о красе, что якобы находится снаружи. Но то — фантазии больных, что испугались Веры.
59. Вы часто замечали разницу, когда что-то вы можете чувствовать, а что-то можете лишь осознавать, но не чувствовать. На этой основе много необычного и путаного происходит в вашей жизни. В этом тоже сокрыт свой закон.
60. И он прежде всего проявляется тогда, когда к вам приходит подсказка, порой далеко опережающая то, на чём вы стоите. И как только вы понимаете — пусть только головой — в этот момент круто решается ваша жизнь.
61. Ибо как только вы оценили что-то — где есть благо, где есть зло, — мгновенно вы обретаете новую ответственность. И если вы не сделали шага к тому, что благо есть для вас, вы упадёте неизбежно. И падаете часто.
62. Вы очень часто видите, где благо, а где зло. И там, где благо, вы стоите долго. Но сделать надлежит, но вы стоите, размышляя долго, боитесь сделать: ново вам оно. А зло — знакомо. Всё нечистое знакомо, и вы легко касаетесь того. Но горя бездна вновь вас окружает, и так не вырваться из дебрей тех вперёд.
63. Когда приходит Закон — а Он приходит только иногда, — Он расскажет вам о том, чего вы часто не имели. Он расскажет о многом новом, о том, что впереди у вас. И конечно, трудно будет почувствовать просторы эти. Мир велик прекрасный впереди.
64. Но часто и разум ваш может увидеть разумное, что это — благо. Вам надо сделать то. И промедленье — смерть. Задержитесь — и вырваться нет мочи.
65. Так вот, вас жизни научить Мне надлежит, чего при том великом опыте, который накопили вы, вы не сумели. Горе лишь одно вы льёте щедрою рукою. Так будьте же внимательны к тому, что дарит вам Отец в минуты эти. Учитесь жить. И этого Я много открываю вам ныне и буду открывать вам дальше то, как сделать шаг, как взяться за дверную ручку даже; где просто многое, но многое невмочь, притом что ныне человек умеет.
66. Главная цель, к которой вы должны пойти, — цель вашего единства Семьи прекрасной. И только в Семье великой развитие ваше сокрыто.
67. Потому и познаёте вы простые, во многом очень примитивные понятия семьи маленькой, где вы всегда интуитивно, по малости своей, ищете крайне ограниченное, хотя в этом вы ищете намёки света.
68. Вы знаете, что есть у вас сестра, и брат, и мать, отец, друзья, конечно. Вы выделяете их, зная: они вам дороги и вы им тоже. А что вокруг? А к ним вы равнодушны. Случилось ли что с ними, нет — не знаете вы, не волнует душу вашу это. Вы беспокоитесь о тех, кто братом вам нарёкся и женою, мужем иль сестрой, о них вы лишь печётесь и ждёте, чтобы к вам они так же относились.
69. А как понять: «Любите всех»? Вот это непонятно человеку. Нет такого образа ни у кого. И когда Я говорю: «Любите всех одинаково», — вам будет, естественно, непонятно.
70. Обращаясь ко Мне, вы хотите найти во Мне и друга, и брата, и сестру, пытаясь найти то прекрасное, что вы вкладываете в эти понятия языка своего. И конечно же, Я бы очень хотел, чтобы по возможности вы находили то прекрасное, что хотели бы найти, то знакомое, что вам понятно.
71. Но как сказать вам: «Все вы Мне равны»? Порою, когда тот, кого вы любите и от кого вы ждёте, чтобы он сказал, что он вас любит, скажет вам, что любит вас так же, как всех, что все для него одинаковы, что вы для него такой же, как и все, — вам становится часто грустно, потому что невольно врывается в ваше понятие тайна равнодушия. Вы не назовёте это словом тем, но вы это воскресите.
72. И лишь тот, кто однажды испытал великое счастье от любви краткой, но взаимной, взглянув на мир вокруг, воскликнет: «Я люблю его, люблю весь мир на равных. Всё прекрасно!» Но краток этот миг, и тем не менее что-то может он узреть, понять сокрытое в глубинах.
73. Умейте оглянуться вокруг и попробуйте увидеть любовь свою во всём, любовь свою средь тех, кто окружает вас. И этот труд бесценный вам надлежит исполнить ныне, к нему прийти вам должно.
74. Но прежде вы будете учиться жить. И в ту минуту, когда откроется жилище ваше, вы испытаете любовь к всему, что окружает вас снаружи.
75. Но Я упомянул уже, зачитывая вам сказку, что нет у Меня возможности вас понести на руках, переносить через преграды, ожидающие ваши стопы. Я лишь могу позвать, направить, подсказать. Но сделать — это надлежит только вам.
76. Тьма пока торжествует. У неё есть право вмешиваться в ваше сознание, она имеет право навязывать вам всё, что посчитает нужным.
77. А ваша в этом случае была ошибка и остаётся у многих: вы продолжаете её недооценивать, вы думаете — она глупа. Но нет, она мудрее намного человека.
78. Но это не тупик. В том и Слава Отца, что Он даёт возможность вам обрести силу, обрести Проводника там, где невозможно что-то разглядеть глазами, где бессмысленно протягивать руки, пробуя найти стены иль тропу, когда кругом и ядовитый кустарник, и много горя; где в слепости своей, коснувшись листьев тех, упасть легко.
79. Я позвал вас за Собой. Я многое возвестил вам, и вы вскричали: «Да, это наше, мы чувствуем своим сердцем, мы готовы». Я был рад, Я не видел ваших дел в этом случае, дел тех, кто сказал: «Мы верим». Я лишь слышал ваши радостные возгласы: «Мы верим! Мы готовы! Мы тут!» И это было радостно, Я улыбался.
80. Но дальше надлежало сделать вам шаги, ко многому приступить, руками сотворить. И вот тут начались дела — дела не тех, кто продолжает самоуверенно считать себя достаточно мудрым, но дела тех, кто сказал: «Мы верим».
81. И Я могу сейчас нарисовать такую лёгкую, смешную картинку. Когда Я воскликнул: «Где Мои ратники? Где же вы, бойцы?» — Я много услышал: «Мы здесь!» Басили многие.
82. Я присмотрелся к лицам тем, но что увидел? Лишь пустышки глядят из уст, и лице мокро. Так где же те мужчины, что прежде должны исполнить то, что им предначертано Великим Отцом? Трудно Мне их сейчас находить.
83. Но Я буду продолжать играть на арфе Жизни, и с грустью, и с надеждой вглядываясь в лица ваши, ожидая, когда вы сами возьмёте дарованное вам.
84. В отличие от силы тьмы, Я не имею права навязать вам ничего. Я лишь могу предложить.
85. Я не могу вмешиваться в ваше сознание, это нельзя, это опасно для вас. И ничего Я не могу вас заставить взять и сделать. Это не присуще Мне, не присуще вообще Тому, Что призвано дарить вам жизнь.
86. Этот дар вам надо взять своими руками, самостоятельно, познать его и многое сделать, не путаясь в рассуждениях друг друга.
87. Вы прекрасны. Но то, что Богом вам дано, что вложено вам в сердце, — открыть его вам надо. И мир прекрасным станет неизбежно. Настолько, что слов не будет. Всё засмеётся. И радуга прочертит небосклон …
88. Я описал вам законы Океана. Я сравнил эти законы с вашей жизнью и помог вам понять, что настоящая ваша жизнь — это ваше движение. В движении вы есть. А истинное ваше движение не просто взмахи руками бессвязные, создающие великий шум, но труд, в который сосредоточивается всё ваше существо; где вы, волнуясь, стремитесь создать как можно лучше, и где, естественно, включается закон творчества; где никогда вы не находите покоя, вечно создавая удивительное.
89. Покой и радость порой настигают вас кратко, в минуты победы. Но вскоре покидают вас, потому что вы видите решения новые, ещё более прекрасные. И волнение овладевает вашим сердцем, вы устремляетесь вновь к цели новой. И так покоя нет.
90. Но в этом — ваша жизнь. Слепцы те, кто покоя ищет, — лишь смерти ищут те мужи.
91. Тот покой, который надлежит вам испытывать в Истине, будет лишь краткими мгновениями, наступающими в минуты между очередными созиданиями. И в эти минуты вы будете улыбаться чудесно. В эту минуту вы отдыхаете, и в ваших лицах в обилии отражается ваш Отец.
92. И воды ваши, в зависимости от того, насколько чисты, столь отчётливей они могут отразить Пребывающее над вами.
93. И конечно же, вода чистая бывает лишь тогда, когда она течёт в реке. А если воды остановить, они подёрнутся травою и зеленью великой. Но тогда даже маленькой искорке от Солнца невозможно отразиться.
94. Нельзя вам пребывать в покое, вам надо жить, а значит, устремляться к цели.
95. Конечно же, и Бытие Моё имеет законы те же в этом смысле. Но Я — Закон, и никогда Я не найду покоя, доколе буду видеть то, что вы делаете.
96. Я его нахожу лишь в одном случае, когда Я перестаю смотреть на то, что вы делаете. Тогда Я начинаю видеть вас просто как тех, кто рождён Отцом Моим. И тогда то, что в Отце, легко может отражаться и во Мне.
97. Ибо что такое Любовь Отца вашего? Вы часто просите Её, вы часто хотите Её коснуться. Но Любовь Отца — попробуйте понять — равна и к тому, кого обижают, и к тому, кто обижает.
98. Вы можете разделить на Земле свои дела на разные понятия, наделив их разными названиями, сказав, что плохо, что хорошо, что зло, что добро, что свет, а что тьма, что полезно, что неполезно. Но в Любви нет таких понятий, и нет таких понятий там, где Вечно. Отец одинаково любит вас всех.
99. Он любит и того, кто упал под ударами, но не забывайте и попробуйте понять: Он любит точно так же и того, кто наносит удары. Разницы нет никакой.