Повествование от Вадима

Часть 7

Глава 8

Утром девятого дня мая, вместе с нежным дождём, чередующимся с солнцем, Учитель отправился к строящемуся граду в лёгкой повозке-двуколке, запряжённой тёмно-караковым жеребцом русской рысистой породы. Так начиналось возвращение Сына Человеческого домой, во град предначертанный.

2. Жена Его, Любовь, с младшим сыном Елисеем на руках, ждала Мужа своего в начале тропы ко граду в том месте, где заканчивалась возможность передвижения на машине и где стоял вагончик, в котором жили хранители тропы — Геннадий с женой Натальей.

3. Тропа была пройдена путниками верхом на лошадях…

4. В эти майские дни минуло семь лет со дней снятия «повязки», снятия таинства, оберегающего до времени Суть Сына Человеческого.

5. Ныне приходило время нового проявления Истины Сына Божиего: возвращаясь к самому Себе, Учитель облекался в дымку таинства, которое предстояло постигать ученикам.

6. Вадиму казалось, что гармония нетронутой Природы, гармония лесистых долин и строгих гор, заповеданного озера, украшенного неповторяющимися закатами, сама гармония Вселенной, проявляющейся над Небесной обителью удивительным, ярким, огромным небом, желали представить своё незыблемое плечо Сыну Человеческому и растворить в Нём свою силу в преддверии многих свершений.

7. Поздним вечером девятого мая, готовясь ко сну в строящемся доме Учителя, Вадим с разрешения Виссариона взял в руки блокнот для записей и зарисовок, которого впервые коснулось перо Сына Человеческого в возрасте двадцати с небольшим лет.

8. Среди карандашных зарисовок разного времени в начале блокнота были стихотворные строки, сочинённые Сыном Человеческим в то далёкое время, когда блокнот открыл перу первые страницы свои:

9. «Я долго жил во тьме безумной Людских страстей и суеты, Пытался вырваться наружу Из этой липкой кутерьмы, Искал проход в водоворотах, Влекущих в глубину вещей. В том мире факт — залог успеха, Мечтание — игра детей…»

10. Пять дней прожил в Небесной обители Христос. Пять дней шёл украшенный радугами дождь, омывая Небесную обитель.

11. Начиналась жизнь Сына Божиего в святыне, когда чередовал Он дни жития в Небесной обители и дни встреч с жаждущими Истины в Петропавловке.

12. Вернувшись в эти майские дни в Петропавловку, Учитель вернулся и к родному одеянию Своему — багряному хитону; вновь Он предстал перед приходящими к Нему в привычном одеянии.

13. Девятнадцатый день мая — первая общинная посевная. Праздничный солнечный день. Перед первой горстью зерна, брошенной в подготовленную землю, окрест огласился пением и танцами.

14. Несколько сот человек из трёх таёжных деревень после долгой зимы впервые в своей жизни сеяли руками зёрна в уже тёплую землю, прогретую бурной ранней весной.

15. В этой посевной — пока ещё незнакомом для городской интеллигенции действии — помогала техника.

16. Владимир Фермер из Нижегородской области, имеющий знания и большой опыт в земледелии, был ответственным за первую посевную и первый урожай.

17. И явила надежду радость этого дня, что осенний сбор урожая принесёт такое же дружное действие.

18. В последнее воскресенье мая Виссарион возвратился в Небесную обитель.

19. В окончании недели, в солнечный тёплый вечер пятницы, из ближних деревень пришли во град мужи, которые откликнулись на зов Учителя — оказать однодневную помощь строящемуся Иерусалиму руками своими.

20. И было сказано им Истиной о важности первых шагов сотворения на заповеданной земле, о трепетности деяний на Горе, о внутреннем состоянии, достойном времени и места;

21. И что, если возникает усталость, не надо стремиться победить, завоевать жёсткими действиями эту землю. Когда усталость сопряжена с малым или большим недовольством, это несёт в сути своей агрессию.

22. И был долгий субботний день, после которого город задышал убранными дорогами, сложенным лесом. День подарил прожившим в нём сверкающую радость единого труда в созидании святыни.

23. В уходящую неделю Владимиром Челябинским была закончена геодезическая разметка центральной части города и его улиц: от сердца города — Храмовой площади — прямыми улицами расходилось четырнадцать лучей; вокруг Храмовой площади первым кольцом были размечены места строительства пяти домов, несущих в назначении своём особые таинства в воспитании юношей; вторым кольцом — семи домов, где будут жить семьи в преддверии строительства своего дома и гости, приходящие в город.

24. А вечером субботнего дня десять призванных Учителем мужчин собрались в Небесной обители возле Его дома и вытянули из подола Его хитона первый жребий расположения своих семейных очагов на размеченных лучах города.

25. В воскресный день, в первый день июня, Учитель спустился с Горы вместе с теми, кто помогал строить город в субботний день.

26. В седьмой день месяца Истина звучала в Черемшанке, в общинной школе; учениками Её были взрослые мужи.

27. «Не определившись с главным сотворением своей жизни, вы должны помнить: за что бы вы ни взялись, каким бы, казалось, незначительным ни было действие — постарайтесь добиться удовлетворения во всём в свершаемом действии. Иначе недоделанная мелочь сыграет роковую роль впоследствии.

28. Есть ещё один момент. Когда вы находите главный труд, то вы, конечно же, стараетесь посвятить ему всё своё время. Но в вашей жизни будет возникать такая ситуация: в вашем собственном доме чего-то не хватает, и жена говорит: «Дорогой мой, надо бы вот это сделать». А это не входит в сферы того, чем вы призваны заниматься. И вложить туда душу вам будет непросто.

29. Конечно, вы должны постараться сделать это с теплом. Но основательно заниматься этим у вас не получится, ибо, занимаясь этим, вы будете думать о главном труде. Делая кроватку, вы продолжаете думать о том, как вы слепите горшок, из какой глины.

30. И Я хочу, чтобы в этом случае вы не смущались, что вам не удаётся основательно, с инкрустацией сделать кровать. Вы прежде призваны с утра до вечера отдавать себя тому, что для вас становится основным трудом.

31. А уже в дальнейшем тот, кому хотелось бы для вас сделать кровать, узнает об этой проблеме и будет с утра до вечера делать эту кровать, вырезать, склеивать, — это его главный труд.

32. И потом он вам её подарит, и его тепло, умноженное вашим теплом, покроет стены дома испариной…»

33. И был вопрос к Учителю о правильном отношении к деревьям: о рубке леса, об отношении к дереву как к строительному материалу.

34. «Всё определяется отношением человека к тому, к чему он прикасается.

35. И конечно же, не обязательно подходить к каждому дереву с определёнными словами. Ибо прежде, помолившись, обратившись к Отцу, далее вы обращаетесь к Природе и испрашиваете разрешения исполнить труд во благо Её, во спасение Её, во Славу Бога. И уже дальше вы подходите к каждому дереву с добром, с любовью, внутренне выражая своё доброе отношение.

36. Эти чувства ваши и создают всё необходимое, а не словесное изображение вашего отношения: дереву важны не слова, оно их не слышит, оно слышит ваше отношение к нему.

37. Поэтому, говоря часто какие-то слова, обращаясь к дереву, вы говорите сами для себя, чтобы в соответствии с этими словами правильно выстроить своё отношение.

38. Главное — это отношение. Но это отношение проявляется не только к моменту сруба дерева под корень, но и в том, как вы будете обращаться с этим деревом в дальнейшем — обращаться бережно и умело».

39. «Учитель, поясни, пожалуйста, шестую заповедь. Ты сказал: «Не кради». Но выяснилось: мало кто знает, что такое «не кради». Есть ещё и другая сторона: не проси…» — сказал Алексей Московский.

40. «Очень хороший вопрос. Пора отнестись к нему серьёзней.

41. Любая попытка взять то, что не есть ваше, без разрешения хозяина, пусть даже на время, — есть таинство кражи. И Я надеюсь, что вы запомните это на всю свою жизнь.

42. А вы это делаете почти всегда. Так вы порядок не построите, ибо от этого прежде внутри у вас будет беспорядок.

43. Даже найденную на улице вещь вы должны постараться вернуть тому, кто её потерял, но не считать, что если вещь валяется, значит, она — ваша. Попробуйте расспросить, найти хозяина, постарайтесь вернуть найденную вещь.

44. Часто многие из вас заходят в чужой дом, как к себе домой, берут вещь самостоятельно, не спрашивая хозяина, ибо считают, что всё вокруг общинное.

45. Такое ваше проявление возникает именно с той стороны, с которой рушились все общинные соединения, все коллективные хозяйства, возникавшие на земле.

46. И эта черта у вас здесь сразу стала естественно проявляться. И именно из-за этого возникал беспорядок, многое растекалось и портилось.

47. Эта сторона ваших взаимоотношений со временем встанет в нужное русло. Но прежде, именно сейчас, Я даю вам этот закон, чтобы наиболее точно вы могли урезонить свои пожелания, свои действия, поставить их в нужную границу».

48. Далее среди подробного ответа о правильном обращении за помощью было сказано:

49. «Самое правильное, когда вы выражаете свою проблему, просьбу о помощи, не обращаясь конкретно к кому-то: «Помоги».

50. Хотя есть моменты, когда действительно можно подойти и сказать, например: «Не поможешь ли ты мне перенести бревно?» В этом случае ходить и объявлять, что надо перенести бревно, ни к кому конкретно не обращаясь, — непросто.

51. Поэтому и рассматриваются такой большой Книгой «Последний Завет» тысячи истин, описывающих разные стороны отдельных ваших проявлений.

52. В каждом моменте присутствуют разные стороны ситуации, надо объяснить вам каждый её оттенок, и именно вам надо научиться правильно эти оттенки применять.

53. Открывая вам истины, Я, конечно же, жду вашего ревностного стремления познать суть открываемых таинств: где вы будете очень внимательны, где вы не найдёте покоя в себе, пока не начнёте понимать суть этих истин, когда с помощью своего воображения будете создавать различного рода ситуации, моделировать их в своей голове, учась применять эти истины. Стараться в этом отношении надо будет очень много. Это — важные уроки.

54. Иначе, если услышанные однажды истины вы отложили в сторонку, не подвергнув их обработке со стороны воображения, — они забудутся, и вы сделаете опять ту же самую ошибку и будете в очередной раз мучиться, падать, чесать ушибленное место…

55. Как вам донести простое понятие?.. Желая попросить у ближнего деньги, вы должны сказать ему: «Отдай мне деньги», а не: «Дай мне деньги», — ибо вы не можете брать взаймы.

56. Но вы скажете: «Как-то неудобно говорить ближнему: отдай». А на самом деле именно это и просите: ближний-то знает, что он не может давать вам взаймы, он может только отдать, если видит эту возможность.

57. Попробуйте ещё раз понять эту истину: почему нельзя давать и брать взаймы. Ведь многие из вас не имеют чего-то только потому, что это будет вам во благо.

58. А так как вы этого не знаете, но, смотря по сторонам, видите, что другие это имеют, а вы не имеете, — то, естественно, сделаете очень лёгкое, узкое, примитивное умозаключение, что вам это тоже надо.

59. Но вы как раз и лишены этого для того, чтобы вам было лучше. То есть вам оказана большая помощь: вас лишили кое-чего, что вам надо потерять для вашего же блага.

60. И если вы кинетесь, стараясь во что бы то ни стало, упрашивая, умоляя, всё это вернуть, то, если это к вам вернётся, будет большое несчастье: вы проиграете, вы приобретёте большой минус, о который споткнётесь впоследствии и разобьёте свой лоб.

61. Будьте внимательны! Любая попытка что-то отдать нуждающемуся может быть проявлена только в том случае, когда вы видите, что человеку это очень нужно, и вы готовы это ему отдать и забыть про то, что отдали.

62. Человек же может вам вернуть это только в том случае, когда вы именно в этом впоследствии будете нуждаться. И он отдаст вам не потому, что брал у вас когда-то, а потому что будет видеть, что в данный момент вы нуждаетесь в этом.

63. Ложное отношение к данному действию надо сломать внутри себя, ибо вы создаёте очень большую путаницу.

64. И эта путаница длится давно. О ней было бессмысленно говорить две тысячи лет назад, потому что человеческая голова была вовсе не способна это воспринять. Поэтому говорилось, что если вы отдали деньги в долг, то не отдавайте их в рост: сколько отдали, столько вам и должны вернуть.

65. Вы уже призваны понять большую истину: ни в коем случае нельзя давать в долг, вы можете только просто отдать, если видите, что вы в состоянии это сделать.

66. Желать помочь вы можете все: вы увидели, что человек просит, у него есть проблема, он нуждается. Но дальше посмотрите: имея у себя необходимое человеку, можете ли вы просто отдать?

67. Если готовы отдать, забыв про отданное, — пожалуйста, отдайте и забудьте. Если не готовы, то так и говорите: «Нет возможности, не могу я сейчас тебе помочь». Можете прямо сказать: «Я не вижу, что тебе сейчас нужно помочь, не испытываю такого желания». Это не должно обидеть верующего человека».

68. «Допустимо ли брать и давать вещи во временное пользование?» — спросили Учителя.

69. «Если вы даёте какие-то вещи во временное пользование, вы должны быть готовы к тому, что вещь, отданная во временное пользование, может потеряться, и никаких претензий вы не предъявите.

70. Но если, взяв, вы пообещали вернуть (то есть сделали ошибку: взяли в долг, пообещав вернуть), Я надеюсь, вы не воспользуетесь Моей фразой, что в долг нельзя давать и что верующий, давший нуждающемуся, не должен требовать возврата.

71. Верующий может не требовать, но вашу душу пусть сгрызёт червь, если вы не отдадите этого долга. Если вы сказали, что вы вернёте, — Я надеюсь, вы это сделаете.

72. У вас были здесь такие истории: некоторые брали большие суммы денег и обещали вернуть. Но прошло время, у взявших могла появиться возможность вернуть, но они не возвращали долг.

73. А в той семье, которая дала деньги, нечего кушать. Они сделали свою ошибку, что дали деньги в долг, но другой делает ошибку, что не возвращает то, что обещал вернуть. Он должен приложить все усилия, чтобы вернуть долг.

74. Но в другой раз никогда не входите в эту ситуацию, ибо, как правило, всё, отданное в долг, не будет возвращаться. Это — свой закон, и он будет возникать для того, чтобы научить вас не делать этих глупостей.

75. А весь мир построен именно на том: дать ссуды, дать в долг и держать этим постоянно вас под контролем; вы не сможете вернуть, вы будете постоянно зависимы, а значит, из вас можно делать то, что потребуется. Вы будете рабами, хотя все будут кричать: «Мы свободны, мы создаём такой-то строй». Вы сами лезете в этот капкан…»

76. «Человек пришёл ко мне и предложил пиломатериалы. Он их купил, а теперь они ему не нужны, потому что он приобрёл дом. И он хочет эти пиломатериалы продать. Я не могу сейчас купить весь пиломатериал. Человек же говорит, что он отдаёт мне сразу большую часть пиломатериала, чтобы не делить доски, а остальную часть денег готов подождать».

77. «Ты можешь взять только то, за что в состоянии заплатить. Человек может предложить, но это его ошибка; ты же не должен сделать ошибку, взяв предложенное. Вы можете взять только то, за что полностью можете рассчитаться», — ответил Учитель.

78. «Учитель! В последнем номере газеты «Земля обетованная» был напечатан отрывок из книги Игнатия Брянчанинова о прелести. И там были такие слова, что единственное состояние, допустимое в молитве, — это покаяние. Если же человек начинает воображать себе картины рая, святого града, благодати и вдохновляется ими, то это есть обольщение, прелесть. Насколько правильно такое высказывание?»

79. «Высказывание ваших собратьев можно рассматривать как подсказку, но оно никогда не будет правильным.

80. То, что ты сейчас рассказал, — это просто возможность определённой крайностью уберечь человека от видения картин, которые не он уже будет создавать, а ему будут показывать.

81. Ибо если человек начинает создавать что-то воображением, он может перейти в то состояние, когда ему будут многое показывать, но ему будет казаться, что эти картины он создаёт сам. Он будет увлекаться и может возникнуть опасность, которая в этот момент будет закладываться именно для него, учитывая его свободное, богатое воображение.

82. Но сейчас вы учитесь правильно всё определять, вы учитесь определять истинное и неистинное. И конечно же, достойно опираясь на веру свою, у вас всегда будет возможность не попасть в опасную ситуацию.

83. Воображение развивать нужно. Создавая добрые образы, вы уже позволяете этим образам жить. Создавая добрые образы, вы можете сами от них насыщаться. Когда вы видите добрую картину, вами созданную, вы можете ощутить на душе облегчение. Это — важный момент, и бояться его ни в коем случае нельзя.

84. К этой крайности прибегали старцы, потому что среди них не было Того, Кто мог бы основательно рассказывать, подсказывать об этих состояниях. И эта крайность сыграла свою, в общем-то, даже положительную роль в своё время.

85. Но у вас есть возможность в любой опасный момент, в любую минуту, когда почувствуете, что что-то не так, прийти ко Мне; и Я расскажу вам то, во что вы попадаете, и есть ли там на самом деле опасность, и как к этому правильно отнестись. У вас есть возможность разрешить любую такую проблему».

86. «Когда вы пребываете рядом друг с другом, то попробуйте уловить себя на мысли: думаете ли вы о ближнем — в каком он состоянии, удобно ли ему, не вызывает ли что-то у него боль, тяжесть; может быть, в чём-то ему нужна помощь, поддержка с вашей стороны? И пусть эта мысль будет возникать лишний раз. И если она всё-таки будет возникать, то, конечно же, очень многое у вас внутри расцветёт благодаря тому, что вы будете обращать внимание на эту сторону.

87. Это — один из важных моментов, потому что, как правило, вы всегда стараетесь утвердить своё собственное удобство, при этом кого-то отпихивая, отталкивая, забывая о ком-то, помня лишь о том, что кто-то или что-то вам мешает.

88. Это — ошибка, которая рождает грубость, примитивное отношение, это одна из тех заноз, которая всегда будет вызывать у вас болевые ощущения, когда за неё будут немножко цеплять. А когда регулярно цепляют, то и вовсе начинаете обижаться, и опять срываетесь на то, что в обилии развивалось у вас до сего времени в обществе, когда вы были далеки от этих истин.

89. Так вот, чтобы не срываться, надо будет сейчас от многих таких заноз освобождаться. Ибо ваше тело покрыто большим количеством таких «колючек», которые вроде бы чуть-чуть выглядывают, но кто-то, проходя, задевая их, вызывает болевую реакцию; и хочется одёрнуть и высказать какие-то слова, цитируя невпопад Писание, пытаясь показать этим «неправду» ближнего, который вызвал у вас болевые ощущения. Это — один из шагов невежества, неблагополучия внутри вас».