Апрель. Жители деревни Имисс и глава деревни пригласили Виссариона на встречу с ними.
2. Местные жители были обеспокоены прибытием в их деревню всё большего числа верующих Сыну Человеческому. В то же время коренные жители в поисках денег уезжали туда, где за труд пока ещё платили. При таком передвижении людей население деревни обещало стать новым в ближайшее время. А кто такие эти новые люди? Что ожидать от них?
3. И было Слово Истины к жителям деревни в первое воскресенье месяца. И сказал Учитель, что те, кто искренно приехал на эти земли исполнять Божие, составят вскоре основу этих земель; те же, кто приехал сюда в поисках для себя, вскоре покинут эти земли.
4. И ответил Виссарион на разные вопросы, и успокоил и вразумил ответами Своими вопрошающих.
5. «Всё правильно разъясняет», — говорили друг другу после встречи те, кто прожил жизнь в сибирской деревне.
6. В девятый день апреля в помещении общинной школы вновь встреча Истины с последователями.
7. «Вы должны помнить: маленькие капельки агрессии, которые могут существовать в вас, приводят к тому, что ваше сознание очень сильно разлагается, оно распадается, оно сгнивает.
8. Процесс этот идёт очень быстро. Мне всё чаще и чаще приходится встречаться с людьми, которые уже начинают терять контроль над реальностью, над своим поведением.
9. Насколько Я уже услышал, больницы психиатрические переполнены, людей некуда брать. А число таких людей будет расти. И что такое массовое помешательство — ещё предстоит увидеть, где, как правило, помочь человеку будет почти невозможно.
10. Ибо сознание человека в таком состоянии находится под определённым контролем, и нет силы, которая могла бы перекрыть то, что внедряется в его сознание, потому что само сознание уже почти разложилось, там уже невозможно всё вернуть на место.
11. Любую обиду, зависть, негодование — всё это можно считать агрессией, потому что эти чувства влекут негативные мысли, которые начинают исходить из вас.
12. Если вы внутри себя будете поддерживать эти состояния, не будете с ними бороться, то это приведёт вас к состоянию, которое именуется в медицине шизофренией; вам сложно будет с собой справиться, ваше сознание будет раздавлено, в вас сразу вторгнется множество мыслей, которые будут взывать вас к самоубийству, к каким-то ещё глупостям. Идёт серьёзная борьба за вас…
13. Вам мало будет разумно услышать ту или иную речь от Меня, оценить её с помощью своего разума. Невозможно познать изречённое к вам, кроме как через минуты, когда вы сами попадаете в состояние, подобное тому, о чём Я в тот или иной момент говорю.
14. Иначе вся информация, которую Я изливаю, входит в вас, но не может создать образ, понятный вам: вы только лишь слышите речь, которая вам ясна, но она не затрагивает ваших глубин, не создаёт внутри вас тех образов, которые вы прочувствовали через своё сердце.
15. Когда Я говорю о проблеме, которая вас не затронула, воспользоваться этой информацией очень сложно. Вы её воспринимаете лишь тогда, когда предварительно прошли через эту проблему. Вы задаёте Мне вопрос об этой проблеме, Я её поясняю, и тогда вам более или менее становится понятно.
16. Но истины, которые говорю вам, — это те истины, которые определяют жизнь впереди. Я многое скажу о том, чего у многих из вас ещё не случилось.
17. Я открываю истины тогда, когда начинаю встречаться с вашими проблемами. Нет необходимости их освещать заранее.
18. Как только Я замечаю, что возникают проблемы на какую-то тему, у Меня возникает потребность рассказать вам, почему возникают эти проблемы, рассказать вам закон, по которому можно существовать в этой области.
19. Но вы не все сразу испытываете эту проблему. Её пережили несколько человек и пришли ко Мне. На основе этого Я открыл закон. А многие, кто ещё не попал в эту проблему, послушают Мою речь, и она почти не отложится в их голове.
20. И здесь очень важно умение ваше через фантазию, воображение моделировать ситуации, которые для вас освещаются, — когда вы попробуете создавать образы, связанные с той или иной проблемой.
21. Пробуйте сложить для себя эти образы и как можно подробней. Чем подробней вы начнёте создавать ситуацию, тем больше она начнёт вызывать у вас ответное чувство, вашу реакцию на это явление.
22. Вот тут вы и начнёте замечать, в чём вы слабы. Если эта ситуация начинает вызывать у вас отрицательные эмоции, обязательно поработайте над ней. После молитвы, много раз в день, вы должны, создавая эти образы, постепенно научиться побеждать их, чтобы, представив подробней состояние этой ситуации, вы не отреагировали на неё отрицательно — вот до этих пор вы должны научиться создавать эти уроки для себя. И когда случится подобная ситуация, она не вызовет у вас явно негативной реакции, которая была возможна без этих упражнений.
23. Тем более, общаясь друг с другом, вы можете узнавать о разных ситуациях, и тогда даже придумывать не надо многое. Пусть эта ситуация не случилась с вами, но, когда вы рассматриваете разговоры друг друга, часто советуясь о сложностях друг с другом, проследите, как вы реагируете на рассказ своего ближнего.
24. Бывает, что ваша сестра рассказывает проблему и уже неверно реагирует на неё, и её неверная, отрицательная реакция действует на вас, и вы пытаетесь поддержать её в том же самом русле, с той же самой неверной реакцией.
25. И если вы даже сорвались в этом случае, поддержали её, не забывайте осмыслить эту ситуацию с точки зрения Истины. Если вы понимаете, что реакция ваша была неверна, пробуйте дома, уединившись, создавать для себя эту ситуацию через другой образ, через другого человека, если через него приходит какая-то сложность. Создайте эту ситуацию для себя и попробуйте отреагировать на неё правильно.
26. Больше пользуйтесь воображением. Это очень важно для того, чтобы ваше психическое состояние приобретало наибольшую уравновешенность.
27. Иначе, рождая детей, — а рождаемость здесь очень высока, — что же вы вложите в них? Если у вас идёт процесс разрушения психики, то эта черта обязательно перейдёт к ребёнку, или скажется при рождении, или до него, ибо Природа будет реагировать на происходящее.
28. Каждая новая ступень потребует от вас нового экзамена и будет проверять, готовы ли вы пойти дальше, или вам уже нет нужды идти дальше, дабы не путаться там.
29. Ревностное отношение к Вере — это единственная возможность устоять на земле, а значит, накормить детей и дать им возможность сделать необходимое в будущем…
30. Умение творить красивое — очень важное качество. Ибо любые линии, которые вы наблюдаете, накладывают по-своему отпечаток в вашем внутреннем мире, хотите вы того или нет.
31. Каждая линия несёт свою вибрацию и, естественно, воздействует на психику человека.
32. Поэтому когда в поле вашего зрения постоянно появляются перекошенные коровники и свинарники, то, естественно, такое же состояние будет возникать внутри вас, вы незримо будете пропитываться им; а потом принюхаешься — в душе пахнет навозом.
33. Конечно же, очень много сил надо будет приложить к тому, чтобы как можно быстрее, шире развернуть то или иное строительство, дабы поменять эту рухлядь на что-то более изящное, что хоть немного будет радовать взор…
34. Я предлагаю вам возможность ускоренно менять себя. Ваше воображение будет играть очень важную роль. Не бойтесь создавать сложные ситуации внутри себя, тем более те, о которых вы знаете заранее, что они будут вызывать у вас отрицательную реакцию.
35. Попробуйте создавать эти ситуации мягко, потихонечку, чтобы внутри вас не возникло сразу бурной отрицательной реакции. Ибо чем подробней вы начнёте вспоминать такую ситуацию, тем больше воспоминание начнёт захватывать вас, и негодование начнёт источаться из вас.
36. Начинайте трогать ситуацию слегка, более размытыми образами; и как только начинает появляться отрицательная реакция — сразу ловите себя, ловите и по-матерински отогревайте то, что становится колючкой в вашем сердце.
37. Превратите эту ситуацию в образ колючки, где в то же время помните саму ситуацию. Но больше сосредоточьтесь на том, что это — ледяная колючка, которая сейчас должна растаять. Её надо растопить, превратить в водичку, и она потечёт, зажурчит капельками.
38. Учитесь разными образами с помощью своего воображения растапливать, согревать то, что приносит боль, учитесь побеждать.
39. Учитесь, чтобы эта работа была постоянной, ибо экзамены вас ждут неожиданные. Они ждут вас там, где вы вовсе не готовы встретить их, и, как правило, в тот момент, когда вы наиболее слабы, когда по различным энергетическим характеристикам у вас наибольший упадок сил, когда вы болеете. И тут вас начнут ловить, создавая ситуацию, которая вас нервирует, раздражает, вызывает больные воспоминания, присущие вам.
40. Начинайте немедленно бороться. Учитесь побеждать каждую мелочь, не давая ей возможности разрастись и, тем более, порвать стенки сосуда, ибо тогда она вырвется бесконтрольно, и с вами уже трудно будет совладать, как-то вам помочь. Умейте это вовремя усмотреть.
41. Мир меняется сейчас очень быстро. Абсурд начинает владеть обществом. Этот год начинает приносить такие сюрпризы, через которые видно, насколько утяжелилась ноша у живущих на Земле. И очень хочется, чтобы вы не дрогнули. Ибо вы те, на кого возложена надежда. А вас так ещё мало.
42. Работы очень много. И если вы организованно, одной семьёй сможете сделать правильный шаг, вы способны перевернуть здесь всё, сила величайшая здесь собралась.
43. Но пока вы очень раздроблены, тем более с присущей вам, женщинам, особенностью индивидуального семейного быта, счастья, тепла. Эта особенность есть, будет действовать, и она — естественна. Но не забывайте: у мужчин будет другая особенность — им надо будет многое сделать.
44. Здесь им надо будет правильно помочь; и часто помощь будет выражаться лишь в том, чтобы не мешать, не препятствовать им делать то, что они возжелали.
45. В то же время умейте требовать там, где вы начнёте замечать слабость. Я надеюсь, что требование это будет суровым. Мужчинам пора уже крепчать и становиться настоящими мужами, иначе победу они не сотворят. Для победы нужен очень сильный дух и очень сильная воля. И Я надеюсь, вы поможете им в этом».
46. «Виссарион, а если при разборе ситуации получается так, что идёт как бы диалог с тем человеком, который задействован в ситуации, и ты вкладываешь в его уста какие-то ответы?» — спросила Надежда из Петропавловки.
47. «Если человек вызвал у вас отрицательные эмоции, вы прежде всего должны правильно его воспринять, правильно воспринять для начала его образ, даже не моделируя его ответы. Ибо как только вы его вспомните, воспоминание, естественно, вызовет ту отрицательную реакцию, которая у вас в последнее время зафиксировалась на нём.
48. Вспоминая этого человека, хотя бы воспримите его мягко, без отторжения. И когда это получилось, можете себя проверить: пусть он скажет в вашем сознании какие-то слова, вызвавшие у вас отрицательную реакцию.
49. Вы должны научиться правильно реагировать. И потом вы уже будете готовы воспринимать любую негативную информацию подобного рода.
50. Хотя человек, принесший эту информацию, может и не думать о негативном, но дело в том, что ваше сознание изменчиво и способно окрашивать в серые тона даже добрые позывы, сильно коверкая ситуацию».
51. «Учитель, правильно ли я поняла: если я создала модель ситуации и победила себя в своей агрессии в отношении к этой ситуации, то тогда она может исчезнуть, даже не начинаясь?» — спросила Алиса из Имисса.
52. «В зависимости от того, к чему вы предрасположены по своим качествам, вы сами создаёте окружающую реальность, то есть вы сами вызываете реакцию, сами создаёте тучи.
53. Тучи не просто посылают к вам, а, живя, вы их стягиваете, в зависимости от того, какие качества, слабости существуют у вас внутри.
54. Если внутри есть какая-то слабость, то она по-своему пульсирует, по-своему отдаёт свои вибрации. И естественно, на эти вибрации летят те, кто хочет на этом покормиться. А значит, они будут хотеть, чтобы вы создавали ещё больше этих вибраций, и ситуация начнёт складываться именно так, чтобы вы ещё больше стали изливать негативной информации.
55. Если внутри вас изживается какая-то слабость, то сигнал не будет исходить от вас, а, значит, вокруг вас не будет создаваться эта ситуация.
56. Вы сами во многом создаёте эти ситуации. Идёт реакция Природы, реакция ваших ближних по законам, которыми вовсе и не надо управлять кому-то. Живя, вы активно создаёте ситуации, которые бьют вас по самым слабым местам.
57. Как только вы что-то меняете в себе, ситуация резко меняется, круг вашего общения становится иной, и этот новый круг начнёт давить на другие ваши стороны, которые притянут к вам этот круг общения. То есть их слабости начнут атаковать ваши слабости — так вы друг на друге учитесь.
58. Поэтому вы должны научиться правильно, с благодарностью принимать эти ситуации. И если у вас возникли какие-то сложности в быту, вы внезапно друг с другом столкнулись и поругались, помните: вы друг друга притягиваете для того, чтобы стать мудрее.
59. Возжелав куда-то идти, вы уже потянули другого, чтобы он встретился у вас на пути, у него тоже возникло желание куда-то пойти. Вы встретитесь в одной точке и проявите свои эмоции для того, чтобы именно в этой точке стать мудрее».
60. «Учитель, а насколько важно для женщины участвовать в общинном труде или для неё достаточно быть женой?» — спросила Евгения Хабаровская, впервые появившаяся рядом с Учителем ещё в Минусинске летом 1992 года.
61. «Если общинный труд определяется как труд, в котором необходима помощь женщины, то здесь всё просто: конечно же, женщины должны приложить свои усилия, должны принять определённое участие.
62. Естественно, вы все стараетесь быть жёнами, матерями. И уже поэтому сложно будет говорить, что общинный труд рассчитан только на незамужних женщин. Эта ситуация будет контролироваться только вами, когда вы искренне сможете оценить — способны ли вы оказать помощь.
63. И правильная оценка будет исходить от вас только в одном случае — когда вы постоянно стараетесь отдать свои силы и ищете возможность отдать их, но в то же время разумно понимаете, что в какие-то моменты не получается оказать помощь: здесь не можете оставить начатое, здесь не можете оставить ребёнка…
64. Но будьте внимательны, чтобы не получилось так, что где-то возникает нужда, а вы ищете возможность доказать себе, что вам вовсе не надо туда идти. Ищите ответ только с одной стороны: где можно приложить свои силы.
65. Не оставляйте большее ради меньшего».
66. «Если жена начинает требовать от мужа, то получается ворчливой, отвлекающей мужчину от какого-то труда. И приходится этот труд женщине тянуть одной. На женские плечи многое ложится, и иногда женщине не под силу всё это вытянуть», — сказала Валентина Ундорская.
67. «Начнём ответ с твоих последних слов: иногда не под силу. Если не под силу — не надо делать, ты всё равно это не сделаешь.
68. Но если это нужно семье, нужно детям, нужно тебе, то независимо от того, прав или не прав мужчина, этот труд надо постараться сделать.
69. И не надо ему что-то доказывать, не сделав этот труд: страдать-то будет не только он, будут страдать дети, и ты будешь страдать…
70. Когда ваше требование относится к труду, который зависит только от мужчины, к труду, присущему ему, то, конечно же, мужчина должен взвесить и решить сам, что в первую очередь он будет делать.
71. Ибо вы высказываете только то, что вы считаете, видите необходимым сделать. В этот момент он может и не рассказывать вам о том, что он считает нужным сделать. Но его дело может быть гораздо выше по ценности, и он, конечно, будет сам это оценивать.
72. Может быть, он вам и расскажет, какой именно важный труд ему надо сделать. Но если он встал и без объяснений сказал, что сделает другой труд, — что же, сумейте потерпеть правильно, не возмутившись от того, что в данном случае ваше желание не исполнилось.
73. Негодование может быть только у Истины, ибо Она имеет право вас судить. Она знает, как должно быть правильно, и говорит, как надо сделать, а вы не делаете, и тогда Истине хочется встряхнуть вас.
74. А как вы можете потребовать от ближнего? Ведь на самом деле вы не знаете, как должно быть правильно. Вы можете только высказать свое пожелание: вам кажется, что в данном случае будет правильно сделать именно это. Но вы не знаете, правильно ли это, а, значит, судьёй вы не можете быть. Поэтому отрицательной реакции у вас вообще не должно быть.
75. Вы потребовали, вы высказали, но он так не сделал; на другой день опять можете высказать — опять не сделал… Если он верующий, он обязательно придёт к пониманию своей ошибки и никогда больше не будет её свершать. А если в данный момент он её свершает, значит, пока ещё что-то не понято и требуется какое-то время, чтобы понять. И естественно, надо будет потерпеть. Ведь мужчины постараются сделать свои шаги достойными и обязательно поймут свои ошибки — если это были ошибки — и исправят их.
76. И им в первую очередь надо понимать: если они требуют от вас делать что-то, вам присущее как женщинам, то вы можете это делать только так, как посчитаете нужным. И они не могут требовать исполнения своего пожелания.
77. У вас есть обоюдная ошибка: и женщины, и мужчины требуют друг от друга то, что не должны требовать. Вы можете только предложить, но не требовать».
78. «Учитель, у нас много пожилых женщин. Они могут просить помощи?»
79. «Нельзя конкретно приходить с просьбой к кому-то и говорить в лицо: помоги мне. Это не совсем правильно;
80. Ибо в данном случае вы как бы вынуждаете человека делать непосильный выбор, где над ним больше довлеет груз прошлых понятий, он начинает путаться и свершать ту помощь, которую ни в коем случае не должен был свершать. Тем самым вы сами осложняете ситуацию.
81. Нельзя говорить конкретному человеку: помоги мне, — можно просто рассказать ему о том, что у вас есть проблема.
82. И когда он знает о нужде сестры или брата, он начинает общаться с ближними, а ближние — друг с другом в поиске возможности помочь. И тогда слух быстро расходится, и помощь, если ей должно быть, приходит оттуда, откуда должна прийти.
83. Это правило очень важно именно для вас, именно для человека, но ни для кого более. Иным разумным существам это правило ни к чему. Многие истины мы рассматриваем с некой особой стороны — не совсем со стороны разумного заключения.
84. Все учения мира давались с точки зрения Разума, разумной оценки происходящих явлений на Земле.
85. Оттенки человеческого поведения Разум не мог знать, это невозможно, ибо для этого надо знать человеческие особенности. Знать же их возможно, только лишь пребывая в этих качествах.
86. Все те, кто не рождался человеком, кто не был рождён Отцом, хотя и был рождён во плоти, подобной человеку, — не могут знать этих особенностей, не могут почувствовать их. А значит, какие разумные заключения они могут сделать о человеческих особенностях? Так и возникала путаница там, где, казалось бы, она не должна была возникать.
87. У вас есть особенности, которые обязательно надо учесть, иначе простые истины станут вам непосильны».
88. В ответах на вопросы Христос сказал: «Главное заключено в том, чтобы в трудный момент, каким бы он ни был, вы немедленно вспомнили об Истине. И, не выпуская ситуацию из виду, в то же время видя как бы контуром Образ Учителя, попробуйте через этот Образ посмотреть на ситуацию, через Меня посмотрите на ситуацию, не теряя её.
89. Если вы сумеете это совместить, у вас будет правильная реакция на происходящее. Если вы не успеете это сделать, то взыграют именно те ваши качества, которые неизбежно должны были взыграть в эту минуту. И тогда ситуация заставляет вас идти по пути, который вам присущ, то есть здесь уже вероятность сделать не присущий вам шаг уходит полностью, и вы идёте по заведомо известному пути.
90. А ваша судьба решается именно в эти трудные минуты, ибо испытания, как правило, — это и есть возможность изменить свою судьбу.
91. Это особое таинство, очень простое по своим законам и очень важное. Чем подробнее вам удаётся что-то вспомнить, тем больше вы пропитываетесь духом того, о чём вспоминаете.
92. Поэтому, чем подробнее вы вспоминаете минуты, каждую мелочь наших встреч, чем больше вспоминаете эти встречи, тем больше атмосфера этих встреч, их Дух будут к вам возвращаться и наполнять вас.
93. Очень важное таинство заключено в умении внутри себя воссоздать Образ. Можно смотреть и на фотографию, но это пассивное, примитивное действие. Однажды вы даже этим не сможете воспользоваться. Главное ваше умение — воссоздать Образ внутри себя; это будет говорить о том, что вы открыты пред тем, чтобы в вас вошла Сила».
94. «Обоюдная любовь создаёт наиболее благоприятное стечение обстоятельств для вашего соединения, но не играет решающей роли в вашем духовном развитии: она только лишь воссоединяет вас по вашим природным ощущениям, выбирая наиболее благоприятное схождение. Иное схождение создаёт повышенные трудности. Не торопитесь сделать шаг, убедитесь искренне и глубоко, что вы стремитесь друг к другу».
95. «Не мнение ближних формирует вашу судьбу, а Истина. Её и цените.
96. Чтобы не было путаницы, всегда выбирайте Истину, не будьте зависимы от мнения друг друга».
97. «Ни в коем случае не рассказывайте ближним то, что Я говорил лично вам в индивидуальных встречах. В противном случае вы создаёте ближнему нагрузку невероятной тяжести. Вы неправильно ответите ему на его вопросы, вы исказите Мои слова.
98. И если он будет думать, что эти слова идут от Меня, то эта неверная, искажённая информация начнёт требовать от него какого-то исполнения; и он будет метаться, ибо это не согласуется с его сердцем, он начнёт корректировать себя совсем не в ту сторону. То есть вы создадите очень опасную ситуацию.
99. Как бы ближний ни спрашивал, ни в коем случае не рассказывайте ему Мои слова, скажите ему: «Как я могу что-то сказать, ведь я не могу вынести Истину из той комнаты, где Её услышал, я могу вынести только что-то своё».
100. Что и кому надо сказать, Я обязательно скажу. Или если Я попрошу вас, чтобы вы передали Мои слова ближнему, — тогда и передадите.
101. Но если Я говорю только с вами, то это касается исключительно только вас и больше ничьих ушей на Земле;
102. Ибо каждому человеку одну и ту же истину Я буду говорить по-разному, ведь от этой истины зависит его жизнь.
103. Тем более, как Я уже говорил, Истина подобна бритве. А как вы будете давать бритву другому слепому? Я попробую дать вам её аккуратно, по мере вашего видения, способности взять. Но вы смело передаёте её другому, не учитывая его способностей, а он начинает хватать эту бритву и резаться о неё.
104. Вы несёте ответственность за каждый свой шаг. Сказанное вами ближнему, конечно же, влияет на него.
105. Но Я говорил вам и другую истину: ваше житие — это постоянный соблазн друг для друга. Своим существованием вы соблазняете ближних на какие-то действия.
106. Но это — нормальные испытания: вы приходите друг к другу тогда, когда должны принести друг другу мудрость, вы соединяетесь в каких-то таинствах и позволяете друг другу приобретать мудрость.
107. Но верующий всегда будет бдителен и стараться свершать свой шаг по Истине».
108. «Скажите несколько слов про комету», — попросила женщина, имея в виду большую яркую комету, двигающуюся уже больше месяца пред человеческим взором по ночному небосводу.
109. «Мне нравится на неё смотреть», — сказал, улыбнувшись, Учитель.