Пришёл праздник. Петропавловка залита солнцем. На большой поляне острова Крестовый (так назвали его ещё староверы), напротив дома Учителя собрался весёлый, праздничный народ.
2. Может быть, две тысячи человек, а может быть, и больше окрасили зелёную поляны белым цветом своих одеяний, разнообразие которых удивляло взор даже равнодушных к празднику прохожих.
3. Учитель тихо и незаметно вышел из дома в сторону, противоположную поляне, перешёл через реку по плавающим в ней облакам и ступил на остров в тишину и пение кузнечиков.
4. В этом месте острова Он был один среди ясного неба, просторного поля и небольшого леса.
5. Виссарион быстро пересёк поле и через лес подошёл к ждущим Его с неожиданной стороны.
6. На поляне уже все знали, что Учитель придёт «неожиданно» вместе со звоном колокольчиков. Об этом было объявлено. И потому все торжественно развернулись лицом к тому «неизвестному» месту, откуда «неожиданно» должен был вот-вот прийти Учитель (ибо колокольчики уже прозвучали).
7. Но Христос пришёл действительно неожиданно, прямо в спины ждущих Его. Он шёл открыто пред миром по поляне, но Его не видели.
8. Лишь когда дети закричали: «Смотрите, вот Он — Учитель!» — все начали быстро перестраивать свои ряды и разворачиваться лицом ко Христу.
9. Виссарион ступил на возвышение, приготовленное для Него, сел на стул и обвёл взглядом счастливые лица.
10. «Этот праздник Я не буду проводить, высказывая некие формальные поздравления. Это — возможность, при который вы, собравшись вместе, увидев друг друга, получите то необходимое, благодаря чему будете разрешать свою судьбу далее.
11. Этот День — особый всегда, проявляющийся таинством, неведомым вам. Оно происходит по своим законам и призвано помочь каждому из вас…»
12. «И верующим, конечно же, хочется сказать, чтобы они не смущались и не торопились судить тех, кто сейчас судит их.
13. Ибо то, что многие судят друг друга, — это естественное проявление человека сейчас, который является пока духовным инвалидом. У него есть шанс исправиться, у него будет шанс увидеть, понять.
14. Но если кто-то пока не видит и судит вас, не торопитесь и вы судить его.
15. Хочет ли человек верить в Истину, не хочет ли, старается ли Её понять или не старается — он одинаково попадает в один закон, который вынуждает его именно в это время проявить себя очень ярко, проявить свою настоящую суть.
16. А если ему удаётся каким-то образом соприкоснуться с Истиной, то, конечно, момент его проявления будет гораздо более активным.
17. И если в этот активный момент он начнёт изливать капли яда из своих уст, не торопитесь его судить, молитесь о нём, желайте ему блага. И для него наступит час прозрения немного погодя, ибо период Свершения не заканчивается, он будет ещё долгим.
18. И если кто-то из вас в короткое время прозрел, не требуйте такого же короткого прозрения от своих ближних, подождите.
19. Многие начнут очень скоро менять своё мнение, потому что реальность заставит их делать это.
20. А она не интересуется идеями и фантазиями человека, она свершается по своим правилам. И если человек пробует ей препятствовать, она сомнёт его.
21. Глупцы те, кто борется против течения воды. Глупцы те, кто пытается сдвинуть горы, не понимая истинной любви.
22. И глупцы те, кто создаёт камнепады, ибо в жизни эти камни упадут на их головы, хотя им может показаться, что они находятся в вышине, выше камней, которые они двинули ногою своею.
23. Будьте всегда бдительными, будьте всегда внимательными к своим чувствам. Ибо это ошибка, когда вам хочется кого-то осудить. Она находится в каждом из вас, в каждом! И как только случается благоприятная ситуация — вы судите, вы осуждаете.
24. И самое горькое, что в этих суждениях нет желания помочь, нет стремления разобраться в том, с чем вы соприкоснулись, и нет стремления найти наилучшее решение — как же всё-таки помочь своему ближнему…»
25. «Вы должны возыметь то, что поможет взрастить крылья и обрести удивительный полёт. А этот труд, конечно же, велик, он требует колоссальных усилий, он требует невероятного.
26. А чтобы понять невероятное, единственное, что можно подсказать, это то, что всё, о чём вы думаете, что вы предполагаете, это есть как раз вероятное вам.
27. А Я требую от вас невероятного, то есть того действия, которое вам даже трудно предположить. Это почти невозможно понять сразу, за исключением каких-то очень небольших мгновений.
28. И в этом случае помощью становится Вера, ибо нельзя объяснить того, чего вы не видите.
29. Если Истина ведёт вас на какую-то ступень, и не просто очередную, ближайшую пред вашими стопами, а куда далее, то, конечно же, объяснить это очень трудно, обрисовать это очень трудно.
30. Очень важно ваше доверие, потому что любая попытка рассуждать о будущем будет смешной и грубой. Она будет такой абсурдной, что Мне даже сложно описать.
31. У вас нет тех образов, которыми вы будете жить в будущем. Вы ещё никогда не пользовались этими образами. Поэтому, воспользовавшись старыми образами, можно создать лишь грубую картину о своём будущем, о своей жизни.
32. Очень важно ваше доверие. И особенно в период трудный, когда многие слова отпадут за ненадобностью, ибо любое произнесение слов — это трата времени. А в определённые мгновения это время будет бесценным.
33. Вам надо уметь твёрдо держаться за руку Того, Кто ведёт вас, и, доверившись, смело двигаться вперёд. Не суетиться, не пытаться метаться в стороны, иначе вы будете препятствием для ближних.
34. Если вы в какой-то мере не доверяете, отойдите в сторону, не шумите, ваш час придёт, вы всё равно это поймёте.
35. Но вы должны понять То, Что вы держите в руках. Вы должны понять Это всем своим сердцем, только тогда вы начнёте правильно Этим дорожить.
36. А если вы не дорожите Этим достойно, то часто наступаете на Это своими ногами, даже не замечая и не думая об этом.
37. Но в этом случае законы, которые протекают неизбежно, могут быть для вас разрушительны.
38. Будьте искренни в своих сердцах. Будьте правдивы сами к себе. Не обманите самих себя, тогда вы не станете обманывать и других.
39. Начните всё со своего сердца. Не пытайтесь переделывать окружающих, не переделав себя.
40. Вы мало отличаетесь от тех, кем вы были в недалёком прошлом. И ещё не настолько поменялись, чтобы принимать какое-то активное участие в изменении своих ближних. Ещё слишком много ошибок, слишком много того, о чём вспоминать не хочется.
41. И вот, взяться за правильное становление своего духовного мира необходимо, не теряя ни мгновения.
42. Учитесь любить! Учитесь быть строгими друг к другу, если видите нерадивость ближнего, но не с попыткой осудить его, отругать, оскорбить, тем самым пытаясь подставить ему подножку.
43. Помните простую истину: куда бы человек ни шёл, он идёт к Истине. Это неизбежно.
44. И если кто-то упорно не хочет замечать правильное, жизнь заставит его это заметить. И тогда он всё сделает здорово.
45. Но не требуйте, чтобы он сделал это раньше. Он всё равно этого не сделает, ибо он этого не видит.
46. Каким судом вы будете судить, таким и вы будете судимы. И чем справедливее вы будете и добрее к ближним своим, тем и они будут справедливее и добрее к вам.
47. Так что, заглядывайте чаще в своё собственное сердце, не торопитесь отрывать от него взор. Ещё многое надо сделать, чтобы появилось мгновение, которое может освободить вас от этого внимания.
48. Будьте внимательны к себе. Ваше второе «я» ещё пока очень неопрятно, и оно упорно хочет вырваться, оно упорно хочет диктовать свои условия, и его надо победить. И победа будет сложной, так как сделать вам придётся невероятное.
49. Но это возможно, и возможно, ещё раз повторю, благодаря Вере. Вера — есть полное доверие. Там, где этого доверия нет, Вера перестаёт существовать. А с этим, конечно же, прекратит существовать и жизнь.
50. Всем предстоит в конечном итоге многое понять. Времени впереди ещё много.
51. Когда вы видите сложное проявление ближнего, помните: человек в этот момент узнаёт самого себя. Сколько на это уйдёт времени — это для него приготовлено. Пускай узнаёт столько, сколько ему отпущено для этого.
52. Ибо каждый из вас находится под бдительным оком. Ни один ваш шаг не бывает незамеченным, и о каждом печётся великий и чудный Мир, который составляет суть вашей жизни.
53. Умейте жить! Именно жить. И избегайте возможности рассуждать о жизни.
54. Ибо странная картина получается, когда Тот, Кто призван говорить, старается найти время, чтобы сказать как можно меньше, а то и вовсе промолчать; а те, кто говорить вовсе не призван, стараются говорить как можно больше и где удастся.
55. Никто из вас не призван говорить, и это помните!
56. Вы призваны жить, творить, славить Отца, воспевать песнь о красоте, о добре, созидая эту красоту и добро. А их прежде созидают руками и сердцем. И это не забудьте. Это — ваша жизнь, это — основа жизни.
57. Оставьте рассуждения о жизни для тех, кто пока не понял этого и ещё пока хочет порассуждать. Пускай спорят, пускай кричат, пускай ругаются, если им так нравится в данный момент.
58. Но это — их жизнь. Они узнают себя. Им надо посмотреть друг на друга, чтобы однажды понять: то неопрятное, что стоит перед ним, — это есть его собственное отражение.
59. И этого тоже не забывайте. Вы часто видите своё отражение в тех, кто вам не нравится, кого вы не любите. Не забывайте об этом чудесном зеркале.
60. А далее Я бы хотел предоставить вам такую маленькую возможность, которая в дальнейшем перерастёт в правило очень важного закона и таинства, когда вы будете учиться быть в молчании со своим Учителем.
61. В такие минуты вы будете собираться, садиться рядышком тихо, незаметно и пробовать раскрыться сердцем своим, чтобы в единстве вдохнуть ту Силу, которой много рядом с вами, но которую вы не замечаете в обильных собственных словоизлияниях.
62. Умейте пить и не торопитесь поить, ибо никто из вас не напоит лучше, чем напоит Источник.
63. Ибо всё, что в руках вы держите, почерпнув из Источника, — это лишь ваше, но это уже не Источник.
64. Будьте достойными в познании Великого. Будьте внимательны. Много необычного вас ждёт, настолько необычного, что может даже шокировать на какой-то период времени. Не теряйтесь. Дайте Истине проверить вас. Дайте Истине создать для вас экзамен, благодаря которому вы ещё лучше поймёте то, что изучали раньше».
65. В эти мгновения решил лопнуть воздушный шарик, и среди тишины раздался чёткий, громкий звук.
66. Учитель улыбнулся: «И с этим удивительным, чудным знаком мы закончим такое словоизлияние и просто побудем в тишине…»
67. Виссарион закрыл глаза. И в тишине к гармоничному звучанию луга, леса, неба прибавилось нежное пение церковного хора…
68. После таинства Учитель вновь перешёл речку, но уже в радостном окружении детей и взрослых, проводивших Его до дома.
69. А праздник жил до поздних летних сумерек литургией, большим концертом, хороводами, песнями, костром…