Следующий день. Вновь солнце, запах моря. Штиль, переливающийся солнечными бликами на прозрачной воде. Виссарион у моря, задумчив: Его ждёт выступление на конгрессе. Учителю предстояло решить — обращаться к собравшимся или же нет…
2. В начале второго часа дня было явлено Слово Учителя к участникам духовного собрания:
3. “Вы приезжаете сюда, как правило, не ищущие — вы съезжаетесь сюда, как нашедшие, и показываете товар свой лицом.
4. Вы показываете то, чего вы достигли, вам радостно за то, что вы имеете. Это приносит вам, в какой-то мере, счастье. Вы видите в этом своё собственное, прежде всего, спасение. И конечно же, у вас благой порыв: поделиться с ближними таким таинством.
5. Когда купцы приезжают на рынок, они привозят разные свои товары. Но такая торговля имеет совсем другой закон. Вы же привозите товар, связанный с вашим духом. Это совсем другое таинство.
6. Самая благоприятная атмосфера поделиться тем, что вы приносите, может быть лишь там, где есть желающие найти что-то благое. Для этого должны быть ищущие.
7. Моё пожелание, с точки зрения разумного суждения, — устраивать духовные конференции лишь при доступном, свободном нахождении на них всех желающих, прежде всего, той местности, в которой проводится подобный конгресс.
8. Тогда любой человек с улицы города, при хорошем оповещении населения, может прийти в любой момент на конгресс и просто ознакомиться с теми прекрасными лицами, которые есть на конгрессе и которые показывают какой-то свой путь.
9. И тогда, по крайней мере, у тех, кто ещё ничего не нашёл, появляется маленькая надежда хоть что-то обрести, вырваться из той грязи, в которую множество ваших собратьев сейчас падает.
10. Когда же приезжают только нашедшие, они не нуждаются больше ни в чём. Им главное — выступить, показать себя, потом можно уйти. Вы не нуждаетесь в том, что привозите друг другу…
11. Тяготение человека к некой обособленности, желание проявиться в каком-то большом действии, сыграть большую, знаменитую роль, тяготение к подвигу сохраняется почти в каждом из вас.
12. Ибо всё время существования силы, давления, где вырывается вперёд тот, кто имеет большие физические возможности, более изощрённый ум, более жестокое сердце, кто может, добиваясь своей собственной цели, наступить на всё, что находится перед его стопами — это время естественно выявляет и тех, кто не сумел так сделать, но значит, на которого наступили ногой, отодвинули, который стал слаб телом, духом, волей.
13. А как ему достичь чего-то большого? Ведь ему тоже всего этого хочется. Но он не видит путей к этому. И тогда возникает определённая накладка на психику человека, которая с течением времени, при вашем новом рождении, начинает действовать в вашем подсознании, требуя от вас как-то проявить себя, доказать себя.
14. И тогда появляется естественная жажда древка знамени, за которое нужно ухватиться и идти впереди всех, как бы помогая всем, желая хорошего людям. Но это, прежде всего, конечно же, желание почувствовать себя на видном месте. И это присутствует во всех сферах жизни человека.
15. Тронем сейчас духовные сферы — всё кроется в том же. Это — предрасположенность человека к обособленности, к выяснению какой-то особенности своего пути, который ему очень дорог и который, естественно, он считает лучше, чем у других.
16. Ибо в противном случае, если бы он увидел, что чей-то путь лучше, и сам бы это понимал, то он, конечно же, встал бы и пошёл туда. Но нет, он изначально принял самое дорогое и поверил, что это — самое лучшее, что это должно быть у всех. И он становится своего рода догматиком. Так возникают и начинают существовать догмы.
17. На самом деле, догматики — это мертвецы, говорящие о жизни. Ибо жизни у них не происходит, они остановились у вкопанного однажды шеста и ходят вокруг него…
18. Развитие духа предполагает совсем другие законы, где вы все поставлены в равные условия друг пред другом, где не имеет права ни один из вас в этой сфере выявить в себе какой-то больший талант.
19. Именно в области духа вы поставлены на Земле Волею Бога в одинаково равные условия, где каждый из вас будет ошибаться, будет искать, находить, вновь спотыкаться. Но этот процесс будет вечно, и никто не может выявлять себя наиболее способным определять духовные истины.
20. Маленькая подсказка в этом направлении давалась в Новом Завете, когда говорилось, что Учитель может быть только один, Он есть Слово Божие, что нет у вас других учителей и наставников. В области духа вы всегда в равных условиях.
21. Наставниками вы можете быть в профессии, мастерстве, культуре.
22. Мастер, достигший большего, естественно, может наставлять своих подопечных в том опыте, который он имеет.
23. Но какой опыт у человека в области духа, когда тысячи лет он живёт, рассуждая о прекрасном, а кровь льётся до сих пор ежесекундно на всей Земле!
24. Вы говорите о прекрасных, казалось бы, достижениях, потому что кому-то что-то открылось, послания пошли…
25. Но ведь, помимо вас, и большее в своё время зачинали мировые культуры, а убийства продолжаются. Ведь были те же самые контакты, получали те же самые послания — прекрасные, удивительные, которые открывали могучие пути.
26. Но люди обособились, соединились в разные группы, назвали это мировыми культурами, а на самом деле остались чужими на Земле.
27. У верующих, в основном, прекрасные отношения друг к другу. Но пока сталкиваются их интересы, они никогда не станут единым народом, потому что в корне, внутри — сказание об Истине у всех разное.
28. Чтобы сейчас говорить о каком-то спасении для человека — а ведь каждому хочется найти спасение, — то прежде всего необходимо, чтобы человек понимал: пока в духе он не станет единым народом, ни о каком спасении говорить невозможно, просто бессмысленно.
29. А вот как раз в духе-то, прежде всего, начинается война, которая выливается потом вовне и становится неконтролируемой, и люди убивают друг друга до сего времени.
30. Но на Земле существуют удивительные Писания, которые люди почитают, хранят, но выходят на улицу и продолжают спорить друг с другом.
31. Так вот и получается, что человек ищет Веру не с той стороны: он пробует почитать Бога совсем не теми методами, совсем не тем подходом.
32. Ведь Вера — это жизнь человека, это Закон его жизни, это Закон полного доверия Богу, где проявляется не рассуждение ограниченного сознания о вечных истинах, а умение скромно, смиренно исполнить предначертанное Богом, отдавая сердце ближним руками своими, именно руками, чтобы вы были подобием Творца. А быть подобием Творца — это быть творцами…
33. Нельзя проводить духовное разногласие на Путь Вечности, иначе ссор вы никогда не избежите.
34. Поэтому и не пускается человек в Вечность, поэтому много раз даётся возможность вернуться на Землю, переосмыслить свою собственную ошибку, отношение к Вере, почему так вознёс себя по отношению к ближним, рассуждая о великом. Человеку надо прийти к единству, чтобы перестать говорить о разногласиях в Вере.
35. Споры о Вере абсурдны: человек спорит о том, чего не знает, ибо разговор идёт о Вечности, о будущем.
36. Понимание Единой Веры уводит человека от споров о Вере и создаёт прекрасные возможности все свои творческие усилия направить на созидание своими руками того, в чём крайне нуждаются ближние. И тогда человек погружается в труд, в созидание прекрасного, в котором нуждаются его братья.
37. Единое отношение к Вере возможно только в одном случае: когда есть живой Учитель. Он может быть только один и находящийся среди вас, потому что только в этом случае вы все становитесь равными на Земле, ибо благодаря этому у всех вас появляется одинаковая возможность вопросить об Истине.
38. И Он, терпеливо отвечая тысячи раз на ваши вопросы, постепенно приведёт вас всех к единому пониманию Истины.
39. Но Источник может быть только один. Иначе, если их появится два, вы неизбежно разделитесь, в лучшем случае, на два лагеря. Такова психология человека.
40. А на Земле уже проявились тысячи источников разного характера, где получают знания, где получаемая информация подписана “отцом небесным”, но при этом говорение о коренных истинах у всех идёт разное, порой противоположное.
41. Общие фразы у всех одинаковы, что и подкупает, — говорение о любви, о единстве, о необходимости быть верующими. И вы сразу, конечно же, предполагаете, что эта информация может быть только от Бога. Но это примитивный подход к силам, которые заинтересованы в вашей гибели, ибо они прекрасно знают, на что вы поддадитесь.
42. Вы тяготеете к особым, исключительным знаниям: о любви-то мы знаем, о Вселенной расскажите, формулы какие-нибудь приведите. И вам начинают рисовать графики, синусоиды развития духовности, пропеллеры какие-нибудь закручивать.
43. А вам это нравится, вам верится, что в этой сложности вы видите, как дух развивается. А вы-то мучились, друг друга ругали! Оказывается, надо пропеллер в душе прокрутить, и будет отличная любовь ко всем.
44. Но ведь это происходит уже тысячи лет, происходит поступление информации в бесконечном разнообразии — а люди убивают до сих пор друг друга. Так, значит, не там находится поиск человека?!
45. Человек, прикасаясь к многообразию явлений на Земле, выбирает, как правило, из каждого явления то, что ему нравится, что ему хочется.
46. Но Истину не примеряют на себя. Истина придёт и примерит всех вас к Себе. И порою достаточно больно щёлкнет за то непослушание, которое человек свершает, слушая свои слабости. И тогда Истина покажется суровой, Она может показаться холодной.
47. Потому Истину и боялись всегда: Она придёт и изменит коренные интересы всех, потому что сам коренной интерес человека основан на ублажении очень многих несчастных пороков, и вся система общества выстраивается на том же.
48. Чтобы теперь спасти человека на самом деле, надо поменять общество, надо изменить структуру этого общества, всю систему поменять. Поменять мировоззрение человека, предрасположить его к чему-то невероятному, чего он даже и представить не может.
49. Как это сделать? Это возможно только в одном случае: когда нашедшие Учителя начинают искренно, полностью доверяться Ему в исполнении Истины.
50. Момент познания Истины для человека — это вечный момент. Любые выводы, которые вы сегодня делаете об Истине, завтра вы сами опровергнете: вы вырастете и, естественно, скажете, что вчера были глупыми и не понимали величия и глубины.
51. Урок жизни в самой жизни находится. Не надо стремиться улететь куда-то от Земли. Вы думаете, что где-то там приготовлены прекрасные чертоги, созданные для вас Богом, — с душем, с теплом, с чем угодно. Но это же наивно.
52. У вас удивительная Земля. Она настолько прекрасна, как Мать! И полюбить Её, научиться на Ней жить — это и есть создать Чертог Отца Небесного.
53. Он дал вам жизнь на этой Земле, которая есть Начало, Мать, Дом, куда вы должны гармонично войти.
54. И тогда пожалуйста, врата Вечности пред вами открываются: вы будете заселять Вселенную, звёзды — это ваш будущий дом.
55. Вы шагнёте туда, меняя оболочки в зависимости от атмосферы той или иной звезды, вы будете легко перестраивать свою материю усилием своего сознания.
56. Эти прекрасные возможности у вас уже есть. Но их нет смысла сейчас рассматривать. Сейчас главное — научиться быть человеком. Кого же пускать во Вселенную, если вы на самом деле не умеете жить друг с другом?
57. Но нуждается ли человек в поиске Учителя? Этот вопрос остаётся за самим человеком — действительно ли он хочет поменять себя?..
58. Сейчас вы очень быстро начинаете поляризоваться, когда одни, обезумев, начинают миллиарды складывать в свои мешки, ищут любой возможности, чтобы хоть как-то набрать в карман побольше, потому что это как бы гарантия благоденствия, — начинается смещение сознания;
59. У других иная крайность: они очень высоко поднимают голову к небу, постоянно смотрят на небо, но они ничего не видят под своими ногами. Но в этом случае легко споткнуться, очень сильно удариться и разбить себе голову.
60. Научиться правильно понимать Веру — великую ценность, которую дал человеку Отец, — задача человека”.
61. “Не дорожите заранее тем, что вы имеете. Это Истина дорожит сама Собой, ибо Она знает, что всё другое — это не Истина. Вы же не можете знать: Истина внутри вас или не Истина? Вы ищете Истину и искать будете всегда!”
62. Слово звучало час без нескольких минут. Участники конгресса, заполнившие зал, чтобы увидеть и услышать Виссариона, внимали Истине сосредоточенно, некоторые пытались записать услышанное на листах бумаги.
63. Виссарион, закончив говорить, вышел из зала. Александр Данилевич, один из организаторов конгресса, депутат государственной Думы, сказал, как председательствующий, что благодарен Учителю за сказанное и теперь нужно время, чтобы осмыслить услышанное.