Встреча после слияния 20 сентября 60 года Эпохи Рассвета.
2. «Нормально ли было мне дочери подсказать, что она неправильно выбрала приоритет в ситуации, когда она с девушками старших классов договорилась пойти на озеро на пикник (отметить день рождения у девочки) и не пошла, а пошла на круговые танцы? Она с группой девочек выбрала пойти на танцы, которые накануне объявили».
3. «Не понял, что неправильно. Что выбрала танцы?»
4. «Она не пошла с девочками на пикник на озеро. И я подсказал, что приоритет неправильно был поставлен. Коллектив решил – надо было с коллективом девочек пойти на озеро».
5. «Она же с другим коллективом пошла танцевать».
6. «Там небольшой коллектив был. Но изначально был договор пойти с девочками на озеро…»
7. «Нет, это не тот момент, где приоритет важен. Это пусть личные ощущения решат, её личные».
8. «Как девушка чувствует, так…»
9. «Да. Вот если бы коллективом договорились пойти помочь куда-то (то есть был полезный труд, важный, взаимодействие было полезным для ближних, нужда была чья-то), а она вместо этого пошла в другое место, вот тут уже неправильно было бы отказаться.
10. А в таком случае это нечто равное. Это больше относится к моменту развлечений, и выбирается либо тот, либо другой вариант развлечения. Здесь приоритета нет».
11. «Ещё другой момент. Она собиралась выезжать, а я случайно заметил, что у неё обувь была обшарпана и подошва немножко отклеена была. Я остановил её: «Так лучше не выезжать». Ну, мы ей подобрали обувь, и она поехала. Нормально было так её остановить?»
12. «Ну а в чём видится проблема?»
13. «Получается, девушка уже… И я увидел, что если бы она так поехала, то это неопрятно бы выглядело».
14. «Ну вы же решили и всё подправили. Нормально конечно».
15. «А вот такой момент… Она собиралась к Тебе на личную встречу, и мне тоже показалось что-то в одежде неопрятным. Я говорю: «Лучше что-то другое надеть». Она волновалась, переживала…»
16. «Ну подсказал так подсказал. Ничего здесь страшного нет, никаких нарушений здесь не может быть».
17. «Я же ей немножко переживания принёс… И она же на встречу даже немножко припоздала…»
18. «Это не страшно, нет. Любая подсказка твоя, поправка (когда родители что-то могут подсказать детям) вполне может вызвать переживание. Ведь если родитель что-то подсказывает, значит, это в какой-то мере противоречит уже проявленному желанию ребёнка.
19. То есть у него что-то проявилось, он пожелал что-то сделать и начал предпринимать усилия в этом направлении. А родитель, увидев, что что-то не так, только в этом случае может начать подсказывать. В других случаях он же не будет ничего подсказывать. Ну вот и всё.
20. И получается некоторая условная конфликтность: родитель подсказывает в случае, когда видит, что что-то не так, а значит, это будет противоречить проявленному желанию ребёнка. Это вызовет напряжение определённое, переживание. То есть это как неизбежность определённая.
21. И в этом случае ориентироваться на то, чтобы пробовать делать действие без вызова напряжения, будет неверно, это невозможно будет сделать. Только в одном случае возможно – когда вы постоянно хвалите выбор, сделанный ребёнком. Тогда это напряжения вызывать не будет. Но это порой может вызвать курьёзное развитие событий.
22. Ну подсказал так подсказал, ты не настаивал, ты не заставлял. Вот уже когда идёт какое-то давление, тут надо быть осторожней. Насколько оно уместно в данном случае? Действительно ли это требуется или лучше было бы в этом случае, интересней было бы пока отпустить ситуацию? Затронув, дальше отпустить так, как она стала развиваться. То есть вот тут уже могут быть варианты.
23. Но когда ты предлагаешь, тут ничего дурного или какого-то ошибочного момента не существует».
24. «Здравствуй, Учитель. Если друг раскрывает руки, как бы предлагая обнять, можно его обнимать?»
25. «Если друг первым так делает, в какой-то мере допустимо сдержанно на это ответить. Но не торопись его обнять в полной мере, это будет не совсем интересно для девочки. Ты можешь позволить положить руки, прикоснуться к нему, как бы обозначив своё приближение. Этого будет достаточно».
26. «А если возникает желание обнять, можно, спросив у него?»
27. «Это одинаково действует. Вот когда он уже стал очень близким человеком, тогда это может уже как-то поменяться. А в остальном есть определённое правило, оно является некой даже нормой, которая определяет скромность, смирение, сдержанность.
28. И это неслучайные правила. Они время от времени формируются в сознании людей с какими-то дополнительными условиями, где есть чрезмерное, неуместное, можно сказать, но принцип верен.
29. Когда люди начинают подмечать необходимость выдерживать какую-то дистанцию, быть в чём-то более сдержанными (иначе это со стороны выглядит как-то неопрятно), здесь уже есть зерно Истины, и оно действительно касается формирования внутреннего мира человека.
30. И есть определённые правила, которые можно применить для мальчиков только лишь, и есть правила, которые больше подходят только для девочек. И желательно их выдерживать. Иначе задастся ход развития с определёнными отклонениями и потом будет проблема.
31. То есть не надо девочкам повторять мальчиков (их поведение). Так же как можно посмеяться над мальчиком, если он повторяет поведение девочек. Мальчики больше склонны посмеяться друг над другом.
32. А вот с девочками тут немножко другая тема. Бывает, девочка начинает вести себя, как мальчик, и как будто бы это пытаются не замечать или называть словом «прикольно», и как будто бы это нормально. Но это ненормально, потому что это формирует вообще поведение всё, это формирует внутренний мир уже.
33. То, что ты позволишь себе сделать, неизбежно даст отпечаток на твоём поведении вообще, на восприятии реальности. И реакции, которые у тебя будут возникать, тоже будут формироваться в зависимости от того, что ты будешь позволять себе делать.
34. Ведь когда позволяешь себе сделать что-то, на первый взгляд, неудобное, постепенно оно становится как будто бы удобным. То есть ты начинаешь перестраиваться под эту новую форму. И если что-то кому-то кажется вообще неприличным, стоит допустить ряд действий в этом отношении, потом он скажет: «Да что тут такого…» Потом скажет, что это вообще нормально, и так далее.
35. То есть у тебя произойдёт перенастройка внутреннего мира, изменятся приоритеты, и ты уже будешь другой. Поэтому от того, какое действие вы позволяете себе делать, вы начинаете перестраиваться под эти параметры нового действия. Ведь любое действие связано с каким-то психологическим качеством человека, специфическим качеством.
36. Кто-то может быть более дерзким, кто-то – наглым, кто-то – хитрым, кто-то – коварным, развратным. То есть много-много разных моментов, которые время от времени позволяет себе делать человек, и он начинает формироваться в своём поведении таким образом, что для него это становится характерным.
37. Поэтому, как только вы какой-то элемент начинаете себе допускать в действиях, вы перестраиваетесь под это информационное поле новое, которое допустили себе сделать.
38. Одно дело – случайно сделали, не понимая сделали; потом услышали подсказки – остановились, скорректировались. Это процесс взросления. Когда вы набираете опыт, вы мудреете.
39. Если вы упрётесь и начнёте стабильно держать в каком-то новом направлении свои движения, вы будете перестраиваться неизбежно под этот характер, характер ориентира, который выберете. То есть у вас в поведении, в чертах лица, в мимике, во всём вашем проявлении начнёт читаться именно вот эта характерная особенность, которая соответствует направлению, которое вы выбираете.
40. Поэтому тут нужно и желательно прежде понять, что вы хотите, какие ценности вам нравятся, и вот туда потом уже направляться в поисках недостающего для вас. Ведь если вы действительно от понимания собственного выберете какое-то направление, это можно считать для вас в данном случае нормальным. Условно нормальным.
41. Потому что ваше личное убеждение какое-то прежде связано с вашим опытом внутренним, который мог однажды, когда-то давно, уже успеть накопиться. И этот опыт начнёт о себе давать знать.
42. Он начнёт подталкивать вас двигаться в направлении, которое вам близким оказалось, хотя вы до конца не понимаете, почему оно кажется вам близким. Вы просто чувствуете эту расположенность и всё, а осознать до конца не можете.
43. И в данном случае можно позволить человеку двигаться в этом направлении. Ведь когда он упирается и убеждением каким-то своим выбирает направление, он обязательно будет учиться чему-то, чего ему не хватает.
44. То есть от рождения уже будет видно, куда пойдёт человек. Ведь его опыт уже будет давать предрасположенность определённую формировать движение в каком-то направлении, к каким-то реакциям, которые он будет склонен делать. Это будет видно от рождения.
45. И поэтому волею Гармонии, волею обстоятельств, законов, в которые человек входит, рождаясь в этом мире, у него уже предопределяется серия столкновений с чем-то, что позволит ему понять ошибочность своего выбора. Это уже предопределяется заранее. Человек, можно сказать, сам потянет проблему, которая позволит ему научиться быть мудрее.
46. Поэтому, когда кто-то упирается во что-то, нет смысла переубеждать его. Ему надо дать возможность туда пойти, рассказав, показав что-то другое, лучше, интересней. Но надо оставить выбор за ним. И человек будет учиться недостающему, двигаясь в том направлении, которое он считал для себя правильным.
47. Поэтому, пока кто-то ещё очень маленький в семье, тут есть возможность корректировать это движение, как-то пробовать строгостью, какими-то ограничениями подправлять это движение.
48. Но уже в определённом возрасте, в зависимости от того, какой ребёнок (у него бывает разный жизненный опыт, а значит, по его наклонностям, поведению можно увидеть специфику проявлений; она одинаковой не будет у всех детей такого же возраста, она у всех будет разная, и связано это будет именно с опытом души),
в зависимости от этой направленности, какой-то убеждённости, где-то надо будет давать возможность ему делать свой выбор, позволять ему это сделать, чтобы он узнал то, чего ему не хватает. По-другому он не приобретёт этот опыт, только через собственные действия.
49. Порой говорят, что дураки учатся на своих ошибках, на самом деле – нет. Вы настоящую мудрость приобретаете только на своих ошибках. Вы можете подсмотреть чьи-то ошибки и постараться не сделать, но так будет не совсем полноценно мудрость приобретаться.
50. Ведь мудрость – это не просто знания о чём-то, это ещё и ощущения, соответствующие этим знаниям. То есть, когда вы делаете личный какой-то шаг, у вас вскрываются переживания, в вас уже формируется какая-то практическая основа, вами зафиксированная. Вы сделали действие – вы его переживали, вы его ощущали.
51. И если это дополняется объяснением и пониманием неправильности этого действия, у вас формируется такой цельный блок понимания неправильности этого действия. Вы не просто знаете, что оно неправильно, вы ощущаете все те нюансы, которые действительно видятся вами неправильными. То есть идёт полноценное восприятие какого-то события. Вот это мудрость.
52. Мудрость приобретается только через личный опыт. Её никак не передашь, дав им разные рассуждения чьи-то, каких-то мудрецов. Вы можете прочитать, конечно, они могут вам нравиться, вы можете ими пробовать пользоваться. Но если у вас склонность всё-таки есть ошибку эту допустить, которая затронута уже мудрецами, вы эту ошибку допустите, в той или иной мере вы её допустите.
53. Но это будет вам нужно. Вы потом вспомните эту мудрость, скажете: «Да, как же мудро это было всё всё-таки отвечено уже кем-то». А вы приобрели через опыт уже более ёмкое ощущение, понимание того, что произошло.
54. Так что, видишь, есть масса нюансов, которые следует учитывать, и учитывать, когда предполагается момент воспитания. То есть человек начинает приобретать понимание правильности, которое ещё не соответствует его внутреннему желанию.
55. Ведь всё, на что вы скажете: «Я хочу, мне нравится», – это то, до чего вы доросли. Если вам давать то, что вы хотите, то, что вам нравится, это будет соответствовать уровню вашего развития. Оно никак развивать вас не будет, а только укреплять в том, что вы уже имеете. Укреплять. Если это ошибка, она будет укрепляться; если что-то порочное у вас, оно будет укрепляться.
56. То есть вы будете, условно говоря, «цементироваться» на том уровне, на котором вы сейчас находитесь. А развитие предполагает что-то, чего вы хотеть не можете: оно новое. Новое нельзя захотеть, оно незнакомое вам.
57. И вот чтобы это новое сделать, даже по-другому скажем – для того чтобы развиваться, надо быть готовым следовать тому, что вам может не нравиться, потому что это будет что-то новое. Вот к этому и присматривайтесь.
58. Если вам даётся подсказка и она пока вам не нравится, не торопитесь её исключить из жизни и обозначить как неправильное только лишь на основе, что вы лично пока не понимаете её правильность. Нет, она может быть очень даже правильная.
59. Просто она порой может значительно превосходить ваш уровень развития, и вы её совсем не можете понять. Если она ближе к уровню вашего развития, вы начнёте чувствовать её правильность, какие-то элементы вам начнут внутри вас подсказывать эту правильность.
60. Это значит, что вы уже близки к этому варианту действий, но вы ещё пока их не делали, нехарактерны они вам. И вот тут надо будет послушаться, особенно детям – послушать родителей. Потому что у родителей больше опыт, естественно, в этой жизни и они могут точнее что-то скорректировать. Хотя могут наговорить, конечно, и не то, что надо, порой такое тоже может быть.
61. Но не торопитесь (ещё раз вернёмся к этому нюансу) отвергать то, что в подсказке может порой вам не понравиться ещё пока или, по крайней мере, где вы не ощущаете, что это вам нравится.
62. Вот это выражение – «не понравится» – немножко специфическое. Бывает, не понравится, когда вызывает негативное переживание, а бывает, не нравится, когда вот этого ощущения – «нравится» – просто нет, но нет и негативного какого-то переживания.
63. Вот тут два варианта, которые можно обозначить одним словом – «не понравится». И оно тоже, в свою очередь, может быть определяющим. Но это будет другая тема.
64. Давай, чтоб не усложнять, ещё раз подчеркнём: если подсказывают родители что-то или кто-то из ближних, корректируя тебя и пытаясь тебе подсказать что-то более интересное, не торопись отринуть, если оно ещё пока непонятно до конца и не нравится где-то. Там вполне может быть интересная подсказка.
65. Ну и если начнёшь этому следовать, то это несколько быстрее всё-таки будет тебя приводить к интересному развитию. Вот это и есть воспитание.
66. Самовоспитание для человека очень важно, а не так, как это, можно подметить, происходит сейчас – кто во что горазд. «Не лезьте в мою жизнь, это моя жизнь, как хочу – так и живу» – и всё в одну и ту же кучу. В ту кучу, которая даёт горестные последствия, и уже даёт тысячелетия.
67. И люди удивляются, за что же их всё кто-то наказывает, хотя это выбор исключительно их собственный. Им нравится капризничать, но капризничая они хотят получить интересные дары. Ну а какие там интересные дары могут быть? Только по уху если кто-то заедет. Вот это будет интересным, чтобы отрезвить и чтобы перестали капризничать, смотрели внимательней на окружающую реальность.
68. Но пока у человека оказался такой путь развития: через то, чтобы получить какую-то затрещину, а потом начать задумываться. А раньше не получается задумываться.
69. Так что, видишь, не всё, что «хочу», интересно. Есть правила определённые. Особенно для девочек есть немало ограничений, которые необходимы, очень важны для формирования внутреннего мира. Поэтому быть сдержанней, скромнее очень важно.
70. Это мальчикам быть более развязными ещё как-то более допустимо: они завоеватели. И то там есть определённые правила поведения, культура; понятие чести, благородства какого-то должно присутствовать. Определённые правила есть тоже, чтобы не слишком уж перегибать и не быть откровенно безобразником».
71. «Здравствуй, дорогой Учитель. У меня такой вопрос… У меня есть страх темноты, и я не могу с этим справиться. Молитву читаю, но мне всё равно страшно. Если я одна, то даже с фонариком страшно. Как мне лучше поступить: всё равно ходить с фонариком одной и молиться или брать всегда с собой кого-то, если есть возможность? Или ждать, когда подрасту и страх сам уйдёт? Помоги мне, пожалуйста».
72. «Это уже связано с опытом. С опытом и с воображением, которое имеет человек. У человека сложный опыт накопился за тысячи лет. Опыт всегда связан был с войной, со многими неприятностями.
73. Вот ты сейчас и опираешься на опыт, который ты пока до конца не осознаёшь. Но это опыт может быть не одной жизни. А история людей – это бесконечные войны за выживание. То есть все пытались выживать за счёт кого-то другого. Поэтому стремились приносить направо и налево много сложностей, неприятностей, которые откладывали свои отпечатки информационные уже в душе человека. И этот страх начинает работать, который ты до конца можешь не осознавать.
74. То, что ты пробуешь в молитве пребывать, – это уже попытка твоя победить страх. Это нормальное действие, это как тренировка, которую надо уметь всегда проводить. Тогда становишься сильнее, становишься интересней.
75. А дополнительно тебе важно будет научиться не представлять те образы, которые подталкивает тебя темнота увидеть. То есть какая-то ситуация смущающая (к примеру, вот в данном случае мы сейчас остановимся на темноте) неизбежно будет подталкивать тебя что-то придумать, представить в своём сознании какую-то «бабайку».
76. И когда ты только начинаешь её представлять, у тебя резко начнёт усиливаться страх, потому что у тебя будет возникать ощущение присутствия её. Но это присутствие будет создаваться только тобой.
77. Если ты не будешь этого придумывать, этого присутствия не будет, хотя что-то смутное будет тебя будоражить. Опять же, оно будет связано с твоим опытом, его сразу не вычеркнешь, этот опыт.
78. Поэтому надо научиться, наоборот, придумывать что-то другое. То есть ты можешь представить то место, в котором ты находишься, таким, каким ты его видишь днём. Ведь днём, когда ты смотришь на всё то же окружение, ты не пугаешься. Пугает темнота, потому что она соблазняет придумать «бабайку».
79. Вот не придумывай «бабайку», представь то, что ты видишь днём, – тебе уже будет легче. Потому что днём ты там видишь нормальное простое условие: всё понятно, хорошо видно, что там никого, естественно, нет. Вот это надо пробовать представить и не позволять себе придумывать страшные образы.
80. А дальше вот так и бороться… и молитва, и вот эти твои усилия, чтобы не придумывать эти образы… И идти по жизни. По мере того как ты будешь развиваться, у тебя будет меняться внутренний мир и будут меняться вот эти страхи.
81. Ну, может быть, тебя в какой-то мере успокоит то, что все, кого ты видишь… все боятся темноты. Они все пугаются чуть-чуть, смущаются в какой-то мере и готовы обернуться, если они идут, а сзади темно-темно… им хочется порой обернуться. Этого полно. То есть у всех очень сложный опыт, это не твой только личный страх.
82. Поэтому это нормальная работа, которую всем надо суметь постепенно проводить, избавляясь от того негативного опыта, который уже накопился внутри. Очень большой негативный опыт. И никому не хочется попадать опять в какую-нибудь очередную историю, в которую могли уже попадать не один раз в истории человечества.
83. Так что главное – иди вперёд. Не поддавайся страху, иди вперёд. Боятся все. Но уметь выдержать своё движение в нужном направлении, не поддаваясь страху, – это то, что надо учиться делать. Потому что порой даже очень взрослые дяденьки этого не умеют делать и впадают в панику.
84. Вот держись, старайся… Если хочется, пока с фонариком походи, но запоминай то, что ты видишь днём, оно непугающее. И вот примени эту память в момент, когда стало темно. Вспомни дневные образы – и будет уже легче.
85. По-другому страх не исключить, его надо побеждать. Вот так двигаться по жизни, постепенно всё больше и больше его побеждая. Понятно? Отлично!»
86. «Спасибо большое».
87. «Отлично!»
88. «Добрый день. Такая вот ситуация… Живём в общежитии, там нас несколько мужчин. Общий стол. Все всегда друг с другом делятся. Ну, приносишь с огорода своего что-нибудь… И после того как я узнал, что один брат почти не выращивает овощи (только в каком-то небольшом количестве), у меня пропало желание делиться с ним. Потому что я, как мне казалось, не видел того, что он прикладывает усилия, чтобы у него был урожай».
89. «Это надо победить в себе. Это побеждай. Это эгоистическая сторона, которая включает такой соревновательный процесс внутри, где порой хочется какими-то действиями что-то поучающее сделать для другого. Этого надо сторониться.
90. То есть, если у вас есть договорённость, вы приносите всё, делитесь. Это нормально. Тут не подключитесь к моменту, что «в кругу друзей рот не разевай», где надо торопиться, чтобы тебя не «обкушали». Это всё эгоистическое, детское… оно будет включаться в таком случае.
91. Это всё опять же связано с элементом выживания человека, когда, как бы ни собирались вместе, эгоистическая основа всё время ищет варианты выжить и не поддаться слабостям других, которые могут проявляться.
92. Так что в случае, названном тобой, не обращай внимания. Договорились – делаете.
93. Это уже другого человека задача – как он будет это ощущать. А он определённым образом ощущает это. Он всё равно это ощущает. Он может бороться с этим, он может доказывать сам себе, что всё нормально, но внутри его совесть всё равно будет подсказывать ему, что что-то он не совсем верно делает. И ему надо будет понять эту задачу.
94. Но не торопитесь его поучать. Самое лучшее учение… со временем происходит. Это как, можно сказать, болезнь время лечит. Но время лечит не только какие-то болезни, но время позволяет и набирать мудрость точно так же. Нужно дать ему время тоже что-то понять. А так… не торопитесь поучать».
95. «Заметил за собой такую склонность, что очень доверяюсь любой информации (например, связанной с питанием). Что-то узнаю и начинаю это осмысливать, понимаю, что так оно и есть, но бывает трудно это исполнить.
96. К примеру, заходит человек, говорит: «А огурцы с помидорами вредно есть». Он сказал фразу – и я как будто бы сразу начинаю ей доверять».
97. «Подожди. Из чего ты узнал, что он сказал правду? Ты просто доверился, что это как будто бы правда?»
98. «Да».
99. «Ну, это определённая доля наивности, которая вполне может у многих проявляться. Тут тебе тоже постепенно надо будет учиться мудрости.
100. Такого рода информация настолько специфическая… Просто одну из книг он прочитал из серии аналогичных книг, где есть масса совершенно противоположных рекомендаций. Он одну из них прочитал. Ту, в которой говорится, что вредно. Но Я думаю, что ты легко можешь найти кучу всякой литературы, где сказано, что всё это ерунда…