101. Потому что, если он начнёт обходить эти темы простые, которые можно обозначить простыми действиями, значит, он не желает от этого избавиться. И вот у тебя появляются тогда какие-то права на решительные какие-то действия. То есть ты не видишь его желания с этой стороны».
102. «А вот такое рассуждение: «Ну ладно, я готова терпеть. Ну что такое деньги по сравнению с судьбой ребёнка! Но если он что-то совершит на стороне, и это уже не зависит всё от меня, и его заберут, тогда я просто развожу руками» – это ошибочное рассуждение?»
103. «Это неизбежное последствие, если заберут, тебя не спрашивая. Да хоть как ты к нему относись, у тебя никто не спрашивает».
104. «Я про то, что я сама готова терпеть…»
105. «Неправильно. Ты перечеркнула всё то, что Я объяснял до этого».
106. «Извини. Понятно».
107. «Получается, что бы он ни делал, ты просто терпишь. А мы разговаривали о том, что вы общаетесь, что в какой-то момент ты можешь быть решительной, ты согласиться даже можешь на какие-то такие предложения. А ты тут перечёркиваешь это сразу одним выводом последним».
108. «Ну я просто уточнила… Потому что это в голове у меня…»
109. «Вот в том-то и дело. Поэтому очень сложно Мне дать подсказку. Вы вроде бы слушаете, но вы всё равно будете делать так, как вы склонны. Поэтому Я как будто бы и участвую в вашей жизни, пробую, но Мне приходится потом видеть, что всё равно вы будете делать на уровне своих возможностей.
110. Ведь на самом деле Мне очень мало что вам можно подсказать. И самое более-менее интересное – это когда вы максимально точно спросите по конкретному шагу.
111. А вот когда затрагиваем проблему в общем, как сейчас, то, по идее, мы можем потратить много времени на разговор, но, узнавая вас всё больше, Я имею всё большую уверенность, что это пустой разговор. Я просто поддержал вас энергией, пообщался с вами, как-то успокоил вас, дал вам силы. Но Я ничего не изменил в ваших умениях.
112. Вы пойдёте и сделаете все те же самые ошибки, что и до сих пор делали, вы всё равно их будете делать. Потому что такими суждениями Я ничего не поменял у вас. Вы ушли с ощущением, что беседа прошла, как будто бы всё хорошо, как будто бы понятно. Но вы будете делать то же самое, что делали до этого. Всё то же самое.
113. А когда вы касаетесь конкретного действия, где говорите, что в этот момент вы взяли и сделали вот так, и Я вам говорю: «Именно так делать нельзя. Правильней будет сделать по-другому», и называю как, – вот тогда у вас есть шанс сделать что-то по-другому.
114. Подойти к этому конкретному действию какими-то философскими суждениями уже будет несуразно, потому что есть конкретная подсказка, что в этом случае надо сказать вот так или сделать вот так, так будет правильно.
115. Или, по крайней мере, если Я не подскажу, как сделать, Я скажу, как делать нельзя, и вы просто перестанете это делать. Верующему этого достаточно, чтоб, уже попадая в аналогичную ситуацию, помня подсказку, он все силы приложил и не позволил себе сделать так, как Учитель сказал не делать (что это неправильно, это негативно).
116. По крайней мере, если вы перестаёте делать что-то, уже у вас происходит победа. Это уже другое действие, уже идёт процесс вашего изменения. А когда вот так мы обобщённо слегка поговорили, какие-то формулы общие выделили, это просто так, на уровне слов, «потусили» – и ничего не поменялось. Только ощущения улучшились, возникла иллюзия, что как будто понятней стало. Поэтому старайтесь как можно конкретней что-то трогать.
117. Все обстоятельства, которые вы затрагиваете, очень много разных под собой подразумевают конкретных действий. Вы, главное, не торопитесь задать вопрос, с помощью которого можно понять суть сразу десятков, сотен каких-то усилий, которые подразумеваются под какой-то темой.
118. Вы как будто бы находитесь в ситуации, где у вас такая редкая возможность спросить Учителя о чём-то, а проблем в голове целый рой. И эгоизм подсказывает вам найти наиболее удобное решение, то есть какой-то вопрос, через который можно как будто понять всё и научиться правильно действовать уже во многих разных обстоятельствах.
119. Ничего не получится. Только одно действие очень конкретное. Всё остальное – это другая тема. Будет возможность спросить – спросите о следующем каком-то действии, не будет – не страшно. Уже одно действие, о котором вы спросите, позволит вам очень сильно себя менять.
120. Потому что мы будем говорить о чём-то, что вам неприсуще, и это просто так вы не сделаете. У вас не получится в один раз сделать даже это простое оговорённое действие, вам над этим придётся годами работать. А это уже серьёзная работа над собой.
121. Поэтому, даже если вы что-то одно правильно узнаете, это огромное богатство, это очень много уже для вас. Поэтому сразу не пробуйте решить всё, вы просто потеряете время. Вы начнёте расплываться в своих суждениях, в своих рассказах и ничего от Меня не возьмёте.
122. Просто некоторое лёгкое ощущение иллюзии, что как будто бы всё нормально и как будто бы стало всё понятно. Не больше. Менять вам будет нечего».
123. «Добрый день, Учитель. Происходит ситуация… Я сижу дома, играю на баяне, и в это время слышу голоса за дверью… Вниз спускаюсь, смотрю – несколько девчонок, в том числе мои дочери, и парнишка сидит в тачке… И весёлый смех такой… Меня смутил этот момент. Для девчонок территория эта как бы открыта, и они могут спокойно общаться, а то, что появился мальчишка, мне показалось неуместным. Он не спросил разрешения, можно – нельзя…»
124. «Можно – нельзя что сделать?»
125. «Он зашёл на территорию, не спросив разрешения, и вместе с девчонками общался. Я аккуратненько подозвал его к себе и проговорил фразу: «Когда в дом заходят, обычно стучатся, спрашивают разрешения, можно ли». Он говорит: «Ну я же в дом не заходил».
126. Потом я поделился этой ситуацией с женой. Жена сказала: «У тебя какое-то предвзятое отношение к парням в данном случае». И вот мне сам момент интересен в этом плане… Допустимо ли было мне сделать такое действие?»
127. «Постучаться во что, если зайти на территорию? Об дерево? У вас же заборов нет. Постучаться куда? Или просто пройти к дому и постучаться, чтобы спросить, можно ли зайти в калитку условную?»
128. «Ну да, я так вот осмыслил…»
129. «Немножко смешно получается. Если они вместе одной компанией заглянули на территорию, тут так-то, в принципе, нарушений каких-то нет. Они заглянули вместе на территорию – вот это только один факт. В этом нарушение нельзя усмотреть.
130. Они компанией шли и компанией зашли… Или они были на территории, а он увидел и пришёл?»
131. «Я этой детали не знаю».
132. «Вот в том-то и дело. Это уже будет другая история. Потому что, если компания идёт, как Я сейчас понял, и как-то зашли на территорию на какой-то небольшой период времени, шутят, играют, тут как будто бы ничего такого нет».
133. «Хорошо. Спасибо».
134. «Здравствуй, Учитель. Такая ситуация… Семья наша природная живёт достаточно скромно. И иногда появляется возможность зайти в мастерскую, сделать немножко изделий и, может быть, продать по возможности. И вот когда наделаю игрушек, приходят в мастерскую иногда дети и у меня возникает сильное желание им их подарить. Либо туристы мимо проходят, общение какое-то… бывает, раздариваю просто бесплатно. Уместно для верующего человека вот такое действие?..»
135. «Нормально ли верующему дарить изделия, да? Отличный вопрос! Надо подумать, не нарушаешь ли ты законы Истины и доброты в этом случае? Ну как же ты не продал-то! Это ж нарушение серьёзное…»
136. «Нет, Учитель. Оттенок хотел спросить. Мы же с женой когда советовались…»
137. «Видишь, хотел какой-то оттенок спросить, но прорисовал совсем уже другую ситуацию и задал вопрос. А оттенок, оказывается, другой подразумевался».
138. «Ну вот именно оттенок тогда, акцент… То есть я самостоятелен как мастер, да. Почувствовал сильное желание и раздарил всё. Хотя…»
139. «Так вопрос-то в чём, не оттенок. А то Я сейчас в оттенках могу запутаться».
140. «Хорошо. Я предполагаю, что это немножко расстроит жену. А я хотел порадовать её, что-то купить, улучшить наше состояние хоть чуть-чуть. Могу я самостоятельно, не советуясь заранее с женой, взять и…»
141. «Ну, это твоё, только ты решаешь. Это вообще только ты решаешь. То, что ты делаешь… ты решаешь, что с этим сделать».
142. «Спасибо большое».
143. «Но это не значит, что ты умно поступишь».
144. «Да я понимаю, да».
145. «То есть, видишь, ты задал оттенок… Мы как будто ни о чём поговорили сейчас.
146. Право-то есть, конечно, ты же делаешь своими руками. Не может быть такого закона: делаешь своими руками, но у тебя есть жена – только с её разрешения. Что это за жена такая, интересно, будет?»
147. «Хорошо, спасибо».
148. «Я служу мужчине у себя в доме, он живёт в моей времянке. По утрам он приходит, я ему готовлю завтрак и отправляю на работу. Как правило, с радостью, с любовью, с удовольствием, с шутками, очень здорово всё. Но вечером происходит такая ситуация… У него был сложный день. Его принимают в Семью после нарушения. И там ответственное лицо говорит неточную информацию о его действиях (после очень красноречивого покаяния, которое было высказано). И он…»
149. «И что? Сейчас Я ничего не понял. Про какие действия? Кто там каялся и в чём?»
150. «В общем, мужчина приходит домой в сложном состоянии…»
151. «И ты не знаешь, как поступить в этом случае с ним, когда он такой расстроенный, да?»
152. «Нет, я…»
153. «А что ты хочешь? Ты хочешь понять, как тебе к этому отнестись, к его расстройству, или как поправить ситуацию, которая его расстроила?»
154. «Я пытаюсь вычленить действие, которое у меня произошло утром, и понять, правильно ли я поступила».
155. «Утром? То есть вечером он пришёл расстроенный, а ты сейчас про утро…»
156. «Мы поговорили. Я всё, что могла, сказала, но не увидела, что его это успокоило. И он горел, всю ночь не спал (я этого не знала). Но утром он приходит как всегда и я должна ему приготовить завтрак. И первый раз я чувствую, что не могу встать с постели, не хочу это делать. У меня идёт отторжение, протест. И думаю: либо я правильно чувствую, что не надо сейчас ему готовить завтрак…»
157. «Ты чувствуешь, что не надо готовить?»
158. «Да. Либо это моё повышенное требование к слабости мужчины?»
159. «Очень повышенное. Очень».
160. «Дальше я молюсь, и после этой молитвы…»
161. «Теперь добейся, чтоб у тебя никогда не было таких ощущений».
162. «Вот это я и хотела узнать».
163. «Что бы ни происходило с мужчиной, как бы он себя ни вёл, ты с удовольствием его кормишь по утрам, если он приходит к тебе, и всё. А если ты не можешь, это очень большое требование, и неважно, с чем оно связано».
164. «Спасибо. Спасибо большое. А значит ли вот это моё требование…»
165. «Да неважно, неважно».
166. «А вот это требование – это показатель…»
167. «Неважно, с чем это связано. Это лишнее, то, чего у тебя не должно быть. Вот теперь во всех обстоятельствах смотри, чтоб этого не было у тебя. Встаёшь, за волосы себя поднимаешь из постели, готовишь, улыбаешься. Растягиваешь прищепками щёки, делаешь так, чтоб растяжка улыбки была, и, счастливая такая, кормишь».
168. «Прекрасно. Значит, на такие свои состояния не надо обращать внимания, когда я определяюсь вообще, люблю ли я мужчину, или просто он мне друг, или ещё что-то…»
169. «Можешь не обращать внимания».
170. «То есть важно моё человеческое к нему отношение, а там что будет – так и хорошо?»
171. «Да».
172. «Спасибо».
173. «Здравствуй, Учитель. Я старший по организации хора в деревне. И была назначена репетиция для изучения псалмов в другой деревне с хормейстером. И когда мы приехали на репетицию, я увидел определённые накладки в связи с тем, как организовывалась репетиция. Допустимо ли было мне попробовать выяснить у хормейстера, учитывает ли он эти накладки, которые возникли, если у меня было некоторое внутреннее непонимание…»
174. «Или сразу ругаться, да?»
175. «Ну не сразу…»
176. «А потом, когда выяснишь».
177. «Наверно, да».
178. «Ну что за вопрос? Сколько Я подсказываю вам: когда вы с чем-то сталкиваетесь, вас что-то начинает смущать, первое, что вы должны сделать – это попробовать понять, что произошло».
179. «Ну я неделю пробовал…»
180. «Понять? Сам по себе сидел в комнате и пробовал понять? Нет, не об этом Я говорил. А когда вы начинаете спрашивать, только тогда вы сможете понять».
181. «Вот я его спросил».
182. «Ты теперь спрашиваешь, надо ли было его спросить, да, через него попробовать понять?»
183. «Но если я был, допустим, недостаточно спокоен…»
184. «Лучше, конечно, отойти помолиться, чтобы не подойти красным как рак и волосы дыбом. Глаза искры мечут – и ты начинаешь спрашивать: «Ну и что у вас тут происходит? Кто до такого додумался?!» Чтоб вот этого ты не стал делать».
185. «Да вот даже не знаю, к чему это было ближе…»
186. «То есть возвращаемся ко «Времени Поворота». Я говорил вам: вы увидели, что что-то не так, – всё, вы зажигаетесь, вас начинает нести, кони ваши понесли… у вас начинает смущение возникать. Если вы начнёте неправильно этим пользоваться, оно будет разгоняться, оно увеличиваться начнёт.
187. Дальше всё зависит от того, как вы дальше начнёте пользоваться своими мыслями, какие вы начнёте использовать образы. Если в том же духе, как вас смутило, вы будете разгоняться сильнее, увеличивать этот поток, вам будет сложно с этим справиться.
188. Вам нужно тормознуть, как можно раньше начать сдерживать этих «коней», которые попробовали начать разгоняться. Именно когда попробовали начать разгоняться, а не когда их понесло. Потом у вас ничего не получится. Как правило, не получится.
189. Поэтому самый первый момент отловить надо. Чувствуешь, что понесло, – отойди, успокойся, помолись, приведи себя в порядок, вспомни о равновесии, о гармонии, о чём-то красивом, интересном, смешном ли.
Потом подходи и начинай просто спрашивать… Сам себе подскажи ещё, если недопонимание какое-то возникло: “Искренне хотели сделать, но накладка возникла естественная какая-то, нормальная”».
190. «Учитель, проблема в том, что он живёт в другой деревне. Я пытаюсь с ним созвониться, чтобы порешать вопросы, так не получается».
191. «Если ты видишь, что какая-то накладка, заранее теперь после этого оговаривай ситуацию. Пробуй её сглаживать каким-то образом. То есть ты познакомиться можешь с таким моментом, где тебе сложно, видимо, договариваться, как-то скорректировать ваши действия».
192. «Да, у меня было такое непонимание как раз в связи с тем, что он с другими ребятами из хора мог говорить по телефону, а у меня такой возможности не было».
193. «Вот, и поэтому, зная уже эту ситуацию, ты её принял насколько можно положительно. Потом уже каким-то образом ищешь варианты, как это можно сгладить. Через кого-то договариваться с ним или попросить его именно в конечном итоге с тобой согласовать. То есть ты уже ищешь, как обыграть эту ситуацию.
194. Но сначала вы можете столкнуться с ситуацией, где увидите сложность договориться о чём-то. Познакомился, что она есть, эта сложность, что её вот так, привычным методом, не решишь, – значит, нужно предпринять какое-то ещё усилие, которое сгладит эти углы. Всё. Это творческий подход к решению».
195. «Здравствуй, Учитель. У меня сын, ему два годика. Он очень любит бросать камни в речку. Но иногда, когда у него какое-то расстройство происходит, он может бросить камень в кого-то (например, в меня, в папу или в братика своего младшего). И в этот момент у меня возникает ощущение, что его не нужно в ответ по попе шлёпать или воспитывать».
196. «Просто наблюдать, как он в братика кидает камень?»
197. «Нет, но, может быть, говорить, объяснять ему как-то словами, образы доносить».
198. «Не пойму сейчас, что ты спрашиваешь».
199. «А папа иногда шлёпает его по попе, и очень сильно».
200. «Ну это ж папа. И что?»