Встреча с Учителем после слияния 12 июля 60 года Э. Р..
2. «Добрый день, Учитель. Из деревни вопрос: «Мой муж часто просит меня позировать обнажённой перед фотоаппаратом. Он любит рисовать, говорит, что ему хочется изучать тело любимой женщины. А у меня стопор, что-то внутри меня идёт против его желания, возникает напряжение. Иногда соглашаюсь, но после остаётся неприятный осадок. Мне это не близко – на камеру работать. При этом тело своё принимаю, не смущаюсь мужа, а перед фотоаппаратом блок. Нормально ли такое моё смущение или его надо убирать? Муж обижается и замыкается, если я отказываю».
3. «Нормально – отказывать. Лучше этот блок не убирать».
4. «Здравствуй, Учитель. Ухаживаю за родственницей, которая находится на инвалидности. После инсульта она медленно и неуверенно ходит, не ориентируется на дороге. Могу ли я покупать сигареты по её просьбе? Если я не куплю, она будет ходить сама. А у нас в посёлке железнодорожная линия, и я боюсь, что она попадёт под поезд».
5. «Да, в этом случае можно».
6. «Учитель, помоги понять разницу между помогающим и служителем. У меня в последнее время интерес стать служителем гаснет (не вижу разницы), а чувствую, что он как будто должен быть, интерес».
7. «Я не могу сказать. Таких правил не существует в Законе. Есть просто какие-то правила, которые могут возникнуть в каких-то индивидуальных обстоятельствах, которые могут увидеться допустимыми.
8. Служитель… прежде всего подразумевается, что это человек, который должен исполнять все главные, ключевые моменты, связанные с организацией церковных действий каких-то… то есть вы встречаете людей, вы занимаетесь обеспечением безопасности каких-то объектов… Но это прежде всего тот, на кого максимально возлагается ответственность.
9. Помогающий человек может быть призван, он может помочь какое-то время, может уйти. На него не возлагается эта мера ответственности повышенная. То есть там, где должен участвовать служитель, помогающий может не участвовать. На нём не лежит эта ответственность, он в более свободном режиме находится. Он меньше ответственности несёт на себе. Вот прежде всего эта разница, по сути. А вот как в деталях, что там делается – это уже другой совсем разговор».
10. «У меня образ такой, что это как со священником: если человек становится священником, на него ответственность в сто крат ложится».
11. «У него другая уже ответственность, да. Священник организует таинства. Служители помогают в этой организации, они как помощники.
12. Поэтому вы становитесь по тропе, вы присматриваете, вы помогаете гостям, встречаете гостей. Это прежде связано со служителями, с действиями служителя. Помогающий в этом может не участвовать, на нём такая ответственность не лежит».
13. «А если он имеет желание что-то делать из того, что как будто бы служитель только может делать?»
14. «Ну и что, если могут что-то доверить, доверяют. На это нет запрета. Это не какой-то доступ к секретным данным, где одни имеют доступ, а другие даже глазом не могут взглянуть.
15. Если что-то могут доверить – пожалуйста, этот человек может сделать. Они уже будут смотреть, насколько они, служители, могут именно ему это доверить. Потому что отвечать будут они, не помогающий. Если в этом отношении произойдёт накладка, отвечать будет тот, кто доверил помогающему это действие. Помогающий отвечать за это не будет».
16. «Другой вопрос. Увлекаюсь многим, творчество большого спектра, и приходится выбирать. Я понимаю, что всё, что хочется, я в жизни не успею сделать. Появляется доля какого-то расстройства, что всё не сделаю, и в то же время ощущаю ответственность за то, что всё-таки выбрал сделать. Вот будет, например, «зарница» – и пропадёт электроника всякая, техника. А пока это есть, нормально туда посвящать время?»
17. «Я не могу тут ничего сказать. Это опять к Закону не имеет никакого отношения. Всё зависит от обстоятельств».
18. «Ну вот головой я понимаю, что лучше направлять свои силы на что-то, что и сейчас может использоваться, и в случае каких-то изменений. А желание чувственное – в другую сторону».
19. «Тут Мне нечего сказать. Это твой будет жизненный опыт. Ты сейчас набираешь обычный жизненный опыт. У тебя, как у молодого человека, есть завышенное требование: очень много хочется сделать, во многом участвовать, нести большую ответственность.
20. То есть у любого молодого человека, по идее, должен включаться механизм, который должен помочь ему найти его важное место в жизни. И у тебя будет такое повышенное желание многое сделать и сыграть какую-то значительную роль. Поэтому у тебя проявляется активность: ты хочешь и одно продвинуть, и другое, поучаствовать в одном, в другом и в третьем…
21. У тебя просто пока не включилась ещё житейская мудрость. И поэтому в своей такой активности ты легко будешь натыкаться на что-то, где твоим пожеланиям, твоей инициативе будет противостоять житейская мудрость. И ты начнёшь на этом ломаться. Ты будешь сбиваться, это будет сбивать твой интерес. Но в этом случае ценнее будет житейская мудрость.
22. Потому что житейская мудрость складывается из умения грамотно взаимодействовать друг с другом, чтобы вместе, коллективно находить наиболее интересные решения. В этом случае всегда будут ущемляться, как правило, интересы всех, кто в этом участвует, потому что у всех они разные.
23. Когда вы соединяетесь в каком-то действии, вы выбираете что-то, что однозначно ущемит многих, условно ущемит. То есть оно будет расходиться с пониманием многих, но это надо сделать. Вот так вы будете находить наиболее практичное, наиболее благоприятное для вашего совместного проживания. Это будет житейская мудрость.
24. На ней будет держаться что-то, строиться что-то, и именно от неё будет зависеть благоденствие, а не от индивидуальных проявлений. Они у всех у вас разные. Могут быть яркие призывы, большие, красивые, но они нереальны, их воплотить будет невозможно, они могут быть только в мечтах.
25. Потому что воплощение – это опять же коллектив. А коллектив – это слаженное действие, а не просто толпа, где все кричат о чём-то своём. Слаженное действие.
26. А это – организация, где надо будет среди десятков идей выбрать одну. И, естественно, простая математика должна показать, что, значит, у всех будет ущемлено что-то, что они считали правильным (это не будет выбрано).
27. То есть вы либо выберете вообще что-то среднее, проголосовав, либо выберете чью-то идею как наиболее интересную. Но все остальные-то имеют хоть в чём-то, но какое-то отличие в своём понимании, и им придётся от этого отказаться во имя того, чтобы вместе это сделать.
28. И вот как только вы сумеете отказываться без обид, без каких-то сложных, болезненных переживаний от своих каких-то мечтаний во имя вот этого единства, это будет говорить уже о нужной зрелости внутри. Вот тогда можно говорить о какой-то службе.
29. Потому что служба предполагает тоже какой-то единый коллектив как монолит, где все элементарно сразу оставят что-то своё и сделают что-то, что надо, что все посчитали нужным. Сразу же, без разговоров, без каких-то упрёков, каких-то нехороших ворчаний.
30. То есть это должно подразумевать слаженный, чёткий механизм, дисциплину, где внутреннее самовоспитание должно быть на должной высоте, чтоб не ковыряли друг друга, а чувствовали себя как что-то одно целое. Это должно, по идее, везде так формироваться. Но это формируется по мере обретения житейской мудрости.
31. То есть идёт время, и ты всё больше начинаешь замечать, что как бы ни была красива твоя идея, но в данных условиях, в которых живёт коллектив, он может её и не реализовать в силу каких-то естественных причин (просто не хватит сил, просто есть вещи, которые тоже нельзя отложить, но они важнее).
32. И как бы ни была красиво предоставлена идея новая, её никто не станет выполнять. Не потому, что она плохая, не потому, что она какая-то неуместная, просто в данный момент будет видеться что-то другое и это надо будет сделать. То есть взгляд со стороны коллектива уже становится не таким, как смотрит индивидуально сам человек, как проявляется его личность.
33. С этим приходилось уже много столкнуться. Когда вы все стали собираться сюда впервые, тут столько этих лозунгов было: все такие специалисты, все всё умеют, так много знают!.. Этих лозунгов было просто пруд пруди, такая куча! Но всем пришлось поломаться на этом, потому что надо было учиться быть вместе… Некоторые всё ещё так и не поняли эту ценность и продолжают быть индивидуальностями такими своеобразными.
34. Человек может красиво что-то говорить, он как будто бы умно будет говорить, он может интересно покритиковать, привести какие-то доводы, это может выглядеть убедительно… но посмотри, как он живёт: он со всеми или он один. Это будет главный критерий.
35. Если ты увидишь, что он никак не может жить в Семье, он один, – всё, это первый показатель. Он одиночка, на самом деле он никому не нужен, но он всё никак не хочет понять, что его состояние о многом уже говорит.
36. Вы должны уметь быть вместе. Вы рождены друг для друга, чтоб быть одним коллективом, одним целым, одной Семьёй. Нельзя человеку жить одному: это ненормально.
37. А если вы живёте в одиночку, какая-то неприятность происходит. Что-то неправильное происходит, что вынуждает человека быть одному. Именно что-то происходит неправильно.
38. А когда вы соединяетесь и у вас все условия, чтобы с интересом объединяться, хотеть быть вместе, вот тогда проявляются нормальные ваши качества духовные. Это духовные ценности. Они призваны вас делать единым целым.
39. Как только вы ощущаете, что вы никак не можете войти в коллектив, как правило, это уже связано с эгоистическими ценностями. Они противоречат духовным, и вы всё время ощущаете себя непонятым каким-то, отверженным. Ты остаёшься как будто бы один. Это ненормальное состояние. Не надо бояться пожертвовать чем-то своим во имя того, чтобы стать частью многих.
40. Вы учитесь быть вместе, вы учитесь уважать друг друга… Но, как бы вы ни уважали, вам всё равно придётся принимать решение, которое ущемит интересы тех, кто в вашем кругу находится. То есть это будет просто неизбежно. Ведь вы всё видите по-разному и никогда одинаково видеть не сможете.
41. Если б вы были разумной цивилизацией, исключительно разумной, вы бы всё видели одинаково, как компьютеры. То есть если воспринимается какая-то программа и она благоприятна, то любая техника, любой компьютер её так же и воспринимает как благоприятную.
42. То есть там никто не говорит: «А почему она такая? А вот у неё тут запятая как-то криво стоит», никто не начинает придираться к вещам, которые непринципиальны. А вы придираетесь, то есть вы склонны придираться.
43. Почему? Потому что вы не разумны. Вы чувственны. И вам не нравится то, как запятая стоит… как где-то кто-то оделся… а вот тут он не помылся, а вот тут у него причёска не та… И вы не смотрите в суть, вы пытаетесь чувственно реагировать на всё, с чем соприкасаетесь.
44. Это и делает человека неразумным, а отсюда – очень сложно способным соединяться друг с другом. Потому что слишком много таких вот претензий чувственных друг к другу. Это всё портит.
45. Но так как вот это чувственное явление основано на эгоистических принципах прежде всего, вот вы сейчас и постигаете духовные ценности, которые должны привести в порядок этот эгоистический момент внутри вас. Как только он приведётся в порядок, чувственный мир будет нормально уже воспринимать происходящее, он уже будет помогать.
46. А сейчас он пока чаще мешает, он делит вас между собой. И вы дорожите ещё этими своими переживаниями индивидуальными, которые ни с кем не повторяются.
47. А что такое дорожить? Это означает всегда своё ставить отдельно, всегда воспринимать его как что-то более ценное, чем то, что есть у других. Вот и всё, и вы все в большой массе одиноки.
48. Потому что вы такие вот уникальные все, такие замечательные, ну просто чудо из чудес! И постоянно дерётесь, постоянно ругаетесь, ворчите. Вот это чудеса такие замечательные! Чудеса в решете…
49. Так что учись просто жить, не бойся чем-то пожертвовать. Ты пробуешь, просто пробуешь. Делаешь так – посмотри результаты, подкорректируй, если видишь ошибку, советуйся. Но главная твоя цель – быть вместе со всеми.
50. Поэтому не торопись выдвигать оценки чему-то: они все будут, как правило, ложные, неверные. Просто учись жить, не боясь проявлять какую-то инициативу, но и в то же время будь готов, что эту инициативу не примут. Если не приняли, нормально, она не нужна в данном случае.
51. Это не обязательно, что ты глупец какой-то, какую-то вообще неправильную идею продвинул, нет. Просто в данном месте она неуместна, в данном случае, в данное время. Изменятся какие-то обстоятельства – она может быть вполне нормальной уже, её уже, может быть, с удовольствием примут. Но для этого будут нужны тогда уже другие условия. То есть тут очень много таких факторов играет роль.
52. И вот надо учиться мудро на всё реагировать. Живёшь, проявляешься, в зависимости от результатов корректируешь какие-то свои действия дальше. То есть ты гибко начинаешь реагировать, мудро.
53. Вода – это не только то, что присуще женщине должно быть (она мягкая, обтекающая, она не борется, не утверждает), но и к мудрости тоже имеет отношение вода. Потому что мудрый человек тоже не упирается там, где бессмысленно и глупо долбить что-то. Он мудро это понимает и начинает обтекать.
54. А все остальные к мудрости уже не имеют отношения, им надо вломиться, им надо прорубить, даже если там двери нет. Всё равно прорубить, потому что они считают, что она должна быть там. А куда она выведет? Да кто её знает, рубим и всё, там разберёмся. Вот такой вот условно разумный человек – «царь природы».
55. Вот и будь мудрым, учись мудро на всё реагировать. Просто и без каких-то негативных оценок, а с пониманием. Потому что вы должны стараться что-то сделать, но, как только что-то не получается вам сделать, вы должны просто понимать: это вполне может быть сейчас неуместно. Всё, спокойно начинаете делать что-то другое.
56. Главное, чтоб вы были полезными. Простые такие вот ориентиры: вы ведёте себя так, что о вас воспоминания только положительные, только тёплые. Говорят: «Да вот есть там мальчишка… такой замечательный парень. Любую проблему… вот обратишься к нему – всегда поддержит, всегда успокоит, всегда готов прибежать на помощь». То есть всегда тепло можно отозваться.
57. Не то чтоб сказать: «О-о, голова! Такие у него идеи шикарные! Ну конечно, никто пока исполнить не может. Но он просто гений!» Ну это вообще ненормальный отклик. Ты должен быть человечен.
58. Человечность – это не идеи, это не «головастость», это чувственное, доброе, такое всепрощающее, всепонимающее, всегда устремлённое на помощь естество. Человечность, дружелюбие – вот где главные ценности.
59. А идеи… да идеи никуда не денутся. Сколько будете развиваться во Вселенной (тысяча лет, десять тысяч, сто тысяч лет, это бесконечный процесс будет), у вас всегда будут рождаться идеи. Какие-то вовремя появятся, какие-то не вовремя; какие-то будут исполнять, какие-то не будут исполнять.
60. А вас миллионы, у всех у вас интересные идеи. Их невозможно будет все исполнить. Ну и не надо. Оно, в общем-то, и не стоит нуждой, чтоб это исполнить. То есть нет такого правила, что, если у кого-то родилась замечательная идея, все обязательно должны это понять и сделать. Это глупости, такое желать может только эгоист. Такого не существует.
61. Поэтому живи и будь красивым, интересным человеком прежде всего душой».
62. «Нормально ли для мужчины желать иметь дом большой настолько, что там несколько десятков человек всю жизнь могли бы жить?»
63. «Мужчина… это предполагает ещё и наличие семьи. А не просто так вот, знаешь, какой-то собственник, который может распоряжаться жилищем, где десятки людей живут.
64. Но он ответственный, значит, ему придётся решать, как эта жизнедеятельность происходит, какие-то правила пробовать неизбежно вводить. Потому что, если эти люди начнут делать кто во что горазд, дом быстро развалится.
65. То есть ему надо быть хозяином, ему придётся неизбежно руководить этим домом, значит, и руководить действиями многих людей в этом доме. Неизбежно идёт такая цепочка разного рода ответственности. Поэтому так нет нужды об этом говорить. Так неправильно будет мужчине мечтать.
66. Мужчина – творец прежде всего, а не просто тот, кто должен заведовать каким-то коллективом. Если приходится где-то участвовать и быть руководителем, это нормально. Но это должно само как-то естественно сложиться, и в зависимости от его мастерства. Чем больше он умеет что-то делать, тем больше у него будет возможности руководить какими-то коллективными действиями в этом творчестве, если там нужно участие нескольких людей, а не только его одного.
67. Мужчина, его взгляд на жизнь… это связано с семьёй обязательно. Но в семье сразу предполагать надо большой дом, потому что там будет очень много всех. Ну, не столь обязательно… Это опять же к Закону не имеет отношения.
68. То есть нет такого правила, что нормальный духовно развивающийся мужчина может мечтать только о доме пять на пять, к примеру, не больше, потому что иначе у него духовность уже нарушается. То есть тут такого закона нельзя провести.
69. Поэтому всё зависит от ваших мечтаний, желаний, каких-то идей, какой-то внутри романтики и ещё чего-то, опять же связанного с чувственным порывом. Ведь в данном случае ты привёл ситуацию, которая больше связана с чувственным порывом, не с логикой.
70. Логика касается конкретных фактов, когда видится явная нужда именно в таких обстоятельствах, когда уже зафиксирована фактическая сторона и мужчина хотел бы привести в какой-то порядок тот хаос или какие-то сложности, которые он видит (они рядом происходят – и он выдвигает какую-то идею).
71. А так это пожелание. Оно связано с какой-то мечтой, а мечта обязательно основывается на каких-то чувственных проявлениях. Поэтому тут уже своя такая сторона проявляется, нет смысла подводить какую-то черту под неё, устанавливать какие-то рамки.
72. Можешь помечтать, но прежде всего Семья будет решать. Чем больше ты будешь развиваться, жизненный путь твой может очень резко измениться. Ты, к примеру, настроился на огромный домище, где огромное количество людей может жить, а тут рядом кто-то переходит тебе дорогу – хлоп-хлоп-хлоп ресничками – и у тебя дом исчез, он вообще перестал появляться в твоём сознании. Ты вообще уже забыл, что это такое, что мечта была какая-то.
73. То есть настолько элементарно всё может измениться. И вот к этому прежде всего будь готов, потому что эта чаша не минует».
74. «Я исходил из такого понимания, что чем больше людей под одной крышей живут, тем активней идёт развитие».
75. «Ну да, можно найти разные варианты, где можно вообще просто запредельно повысить активность развития. Но нет нужды. Одно то, что вы живёте уже на одной территории вместе и решаете все жизненные проблемы вместе, – это уже и есть идеальные условия. Ну а ты же знаешь такую поговорку, наверное: «Лучшее – враг хорошего». Когда хочется ещё лучше сделать, можно только испортить.
76. Можно вообще ещё и оказаться в ситуации, где и в вере разочаруешься. Есть ведь и такие, кто искренне, ревностно старались следовать, но потом так вымотались от требований к тому, как ближние поступают (и там нарушают, и там не исполняют), что вообще оказываются вне веры и Учение становится как что-то вражеское. Это ж тоже всё рвение человека и неверная оценка событий.
77. То есть надо понимать, что идеальными условиями для развития являются условия, где у людей в коллективе появляется возможность решать все жизненные необходимые нужды. И вы в этом находитесь. То есть уже на этой территории вы не зависите от государства (эта зависимость специфическая), к вам от государства не приходит никто и не организует вашу работу. Вы всё делаете сами.
78. А значит, вы должны организоваться, вы что-то должны выбрать, в чём-то должны отказать. Вы вместе собираетесь на собрания, разбираетесь, какие у вас внутренние проблемы. То есть вы всё учитесь решать вместе. На самом деле это и является идеальными условиями.
79. Всё остальное – усложнение. Оно может вами рассматриваться лишь как исключение, в которое человек попал вынужденно, то есть он не стремился к этому, но попал в это. Вот тогда это принимается. Но специально дополнительно создавать это нет нужды.
80. Достаточно того, что в конечном итоге вы больше внимания уделите созданию, к примеру, чего-то типа, как уже условно названо, монастыря. Условное название такое… и пользуемся, хотя это всё другое. Тут названий других нет, и будем придумывать ещё какие-то новые, просто условно – монастырь.
81. То есть где уже молодёжь пробует вместе решать тоже жизненные проблемы, учится разбираться, учится разрешать конфликты, которые между ними возникают. Они вместе пробуют делать многие задачи. Вот это интересная штука.
82. Её бы, конечно, развивать, но пока есть некоторая специфика в законодательствах и в прочих обстоятельствах общества, тут неизбежно возникает определённое осложнение. Но это идеальным тоже можно назвать, где мальчики учатся вместе решать жизненные проблемы, очень многому учатся совместно.
83. И по идее, если они правильно выстраивают отношения, они будут очень хорошими друзьями на всю жизнь оставаться. То есть это как родные люди, крепкие взаимоотношения могут формироваться в этом случае.
84. Ну а всё остальное ещё как-то придумывать нет нужды. То есть, если по жизни случится так, что увидится какая-то необходимость построить большой дом, это же не один человек, это опять же какой-то коллектив должен поучаствовать. Значит, и этот коллектив тоже должен увидеть благоприятность.
85. Ведь этому надо выделить время, на это должны пойти какие-то затраты. То есть это что-то такое, где один человек уже не решает. Либо этот человек должен быть богатым, у него много есть возможностей финансовых, он тогда организует бригаду и говорит: «Ну, давайте попробуем это сделать».
86. То есть это всё равно связано с затратами усилий, которых один человек не имеет. Даже богатому придётся нанимать какую-то бригаду. И поэтому, чтобы твою идею реализовать, это опять же надо с кем-то договориться.
87. Либо ты один живёшь, и ты всё сам себе обеспечиваешь, и ребята сами себе обеспечивают (участники этого проекта), и вы вместе строите какой-то большой дом.
88. Либо, если у вас этого нет, а надо на что-то жить каждому, значит, вы, находясь в каких-то условиях, должны попасть в ту колею, где другой коллектив (больший коллектив, отвечающий за вашу жизнь) предоставит такую возможность. Продолжая отвечать за вас, предоставит вам возможность это всё создать.
89. Вот тогда это уже гармонично становится, это не внакладку, потому что тут уже все видят, что это надо. Пожалуйста, тогда вы это делаете. То есть это опять же идёт согласование усилий. Поэтому, если ты говоришь о коллективах каких-то, к этому должны созреть все, кто этим коллективом является. Но не одна идея кого-то одного».
90. «Я попал в такую ситуацию, что живу с несколькими мужчинами взрослыми в одном доме. И у меня есть выбор: можно жить и где-то в отдельном домике одному».
91. «Ты можешь предложить, да. Можешь пробовать. И дальше всё зависит от того, как пойдут обстоятельства, ты будешь от этого отталкиваться дальше. Если увидел что-то интересное, предлагай, пробуй. По мере делания шагов, как только увидишь, что где-то ты как будто бы ошибся, откати назад, пробуй изменить что-то. То есть всегда есть возможность что-то менять.
92. Потому что только непосредственные практические шаги твои будут помогать понимать что-то, что до этого ты не понимал. И это должно помогать всё больше приобретать, в свою очередь, уже мудрость относительно этих действий. То есть нормальное явление».
93. «Учитель, как мне правильно поступать по отношению к мужчине, за которого я взяла ответственность по взаимной любви, если мои чувства прошли, проходят? При том что его чувства сохранились и он готов нести за меня ответственность как верующий мужчина за верующую женщину».
94. «Как поступать, если исчезают чувства, в условиях, где мужчина продолжает любить? В этом-то и соль слов «взять ответственность». Ответственность не за пробу (взяла ответственность попробовать) – ты берёшь ответственность за живого человека. Дав ему надежду, расположив его взять эту надежду, поверить в тебя, лишить его этой веры, этой надежды – это должно быть что-то уже особенное.
95. То есть это должны быть какие-то обстоятельства, где не только ты решаешь, но где и он это решает, где и от него это зависит.
96. Я не могу сказать вам: исчезли чувства – да и бросай, иди дальше ищи. Я не могу дать такую подсказку, её нет, такой подсказки. В духовных ценностях нет этого, там есть ответственность.
97. Вот поэтому Я много раз и пробовал вам подсказать: не торопитесь делать шаги. Попробуйте лучше узнать друг друга, попробуйте как-то контактировать, какие-то дела решать, но не торопитесь вы с ответственностью. Ведь это уже чувственное расположение, которое происходит на максимальном уровне, который между вами возможен.
98. Если это доверие проложилось, возникла надежда, то лишать надежды – это уже такая чувственная трагедия. И когда вы, получается, намерены создать для кого-то трагедию только потому, что вам что-то разонравилось, только на одном таком чувственном колебании, это не равновесный выбор получается. Это всё-таки трагедия у кого-то.
99. Значит, отойти в этом случае возможно, когда есть какая-то уже вынужденность, что-то вынуждает. Но когда пропадает чувство, это ещё не является вынуждающим обстоятельством. То есть ты максимально стараешься выражать свою готовность быть полезным другому человеку. Максимально.
100. В этом случае уже можно рассматривать отдельные шаги, где, по мере того как ты пробуешь выдержать это своё усилие быть полезной, ты можешь столкнуться с обстоятельством, где Я уже могу сказать: «Именно это делать уже не надо. Раз вот такое получается, то при таких обстоятельствах этот момент ты уже можешь не делать».