92. «Если я в те редкие моменты, когда меня выбирают ведущим, вижу, что этот человек очень сильно запутывает всё собрание и лишаю его слова, допустимо такое?»
93. «Ведущий и должен смотреть, чтобы не было отклонений в затрагиваемой теме, так как тенденция такая очень сильно развита у человека. Когда участвуют в обсуждении чего-то конкретного и простого, бывает, невольно уходят в обсуждение совсем других вопросов. И все увлекаются в этом случае и в конечном итоге проболтают много часов. Но если посмотреть в суть разговора, разговор пойдёт совершенно не о том, что затрагивалось в самом начале.
94. Такая склонность есть, очень серьёзная склонность. Поэтому желательно за этим попробовать присматривать. А ведущий именно для этой роли и поставлен, чтобы хоть как-то урегулировать совместное обсуждение и не уйти куда-то в сторону в рассуждениях. Он выдерживает линию (вот затронулась тема – и чтобы о ней как раз прежде всего и говорили).
95. А когда кто-то, бывает, поднимается и никак эту тему не трогает (он вроде бы о ней и хочет сказать, но много-много говорит не относящегося к этой теме), вот это ведущий уже может останавливать. И он имеет на это право. Может быть, он где-то чуть и ошибся, это не страшно.
96. …И если вас что-то смущает, вы должны выделить конкретный вопрос, который связан с каким-то конкретным обстоятельством, где выявлена смущающая часть, и вы о ней пробуете спросить.
97. И должно быть что-то в этом конкретное, конкретные действия, которые можно рассмотреть и оценить (верно они были сделаны или неверно), а не просто ощущения. Потому что, когда вы так ведёте общение, затрагиваться чувственный мир будет у вас и смущение будет возникать элементарно у многих. Но смущение это не является однозначно правильным ориентиром в определении правильности действий.
98. Это может быть очень плохим советчиком – ваше смущение. Поэтому прежде всего, если смущение возникает у вас, вы должны учиться внутри себя рассуждать, что вас смутило, почему вас задело это, что именно показалось вам неправильным. И если вы этого выделить конкретно не можете, не придирайтесь, не поднимайте эту тему, не ворошите её, потому что вам нечем её аргументировать.
99. А вот эта несдержанность у вас часто проявляется. Вы начинаете поднимать тему, за неё цепляются другие и точно так же неконкретными, неаргументированными выражениями начинают плести какую-то беседу, спор какой-то, который разжигает ваши переживания. Но это бестолковый совершенно спор становится, он ни к чему не приведёт. Только время потеряете, а его и так у вас мало: надо успевать многое ещё в хозяйстве сделать.
100. Поэтому учиться вести кратко, грамотно, конкретно какую-то беседу, обсуждение каких-то проблем – это очень важно. Организовывать свой ум надо уметь. Но это большая школа, очень серьёзная. Её так просто сейчас за год, два, три и десять лет не пройдёшь. Это требует гораздо большего времени.
101. Тем более, быстрей учиться может только тот, кто активно принимает в этом участие. Но мало кто из вас принимает активное участие. Тот, кто активно участвует, много может таких затрещин получить. Но у него и больше возможностей оценить правильность своих действий будет, потому что он будет слушать какие-то критические высказывания, делать выводы и совершенствоваться.
102. А большинство из вас не торопится активную деятельность вести. Поэтому с ними будет труднее, им будет сложнее учиться в этом случае. Ну, что есть, то есть.
103. Так что это нормальный процесс, и тут ты уже, если ты ведущим являешься, имеешь право многое ограничивать, чтобы, главное, выдержать линию затрагиваемой проблемы.
104. И если против тебя поднимать какие-то возражения, а точнее, не против тебя, а против конкретных каких-то твоих действий, то тут нужно опять же очень конкретное рассмотрение этого выражения твоего (допустимо оно было или недопустимо).
105. Вот некоторые вещи, которые ты сейчас привёл (Я их уже обозначил), делать неправильно. Во что-то такое должно это выливаться».
106. «А если я, как ведущий, конкретно не могу обозначить, потому что почти ничего не понимаю из того, что он говорит…»
107. «Всё, этого достаточно. Если ты ведущий, достаточно того, что ты не увидел такое высказывание благоприятным для рассмотрения какой-то поднятой проблемы. Этого достаточно.
108. Ну не получилось у тебя, может быть, ты в этом отношении глуп оказался, но ты же ведущий, тебе доверено это дело, значит, ты вправе остановить что-то, что тебе непонятно.
109. Пусть станет ведущим тогда кто-то, кто больше способен видеть, ну найдите его. Но если его нет, вам всё равно нужен будет ведущий. У вас не получится решать тему, просто лишь выкрикивая с места кто во что горазд.
110. Рассуждающих у вас много. Порой кто-то встанет и может вообще на полчаса лекцию делать, хотя там ничего нет на самом деле конкретного. Но он не умеет выражать кратко мысль. У него идея горит, всё полыхает внутри, и он начинает плести большую-большую лекцию. Такого много тоже средь вас. Ну тогда собрания вообще бестолковыми станут.
111. С этого вы, в общем-то, и начинали, когда создавались первые Семьи. Общаться начинали совместно, и вы начинали с этим сталкиваться. И могли один простой вопрос решать по нескольку часов. Но это вот оттого, что отклонялись легко в сторону и не могли останавливать друг друга».
112. «Я хорошо помню первые собрания… не очень далеко ушли, на мой взгляд».
113. «Ну да. Это вот показатель, что не так-то просто этому научиться. Надо учиться. Это проблема долгая. Многие вопросы, за которые вы взялись, решать придётся в течение вашей жизни. И то это не означает, что вы решите их.
114. Но вот этот процесс улучшения своего внутреннего мира у вас будет происходить. То есть это уже становится вашим новым багажом, вы начинаете развиваться. Вы приобретаете что-то, чего никогда ещё не имели, и это с вами останется. Закончится жизнь, другая начнётся, но вы уже с этим багажом туда пойдёте.
115. Многие темы, ещё раз повторюсь, вы в течение своей жизни ещё не сумеете решить благоприятно. Вы должны решать благоприятно, но решить как что-то окончательное, завершённое вы многое ещё не сможете. У вас ни сил пока нет на это, ни способностей, и ваш внутренний опыт очень непростой, он веками накапливался.
116. А тут теперь мы за эти годы пробуем решить что-то, что очень въелось внутри вас, как ваша суть стало, особенность такая, очень мощная, сильная, и её не так-то просто поменять. Нужно теперь терпеливо и долго это делать.
117. Но главное, чтобы вы правильно начали делать, тогда у вас реальные начнутся изменения. Они уже есть, эти изменения, но их ещё очень много надо делать. Вы уже некоторые вещи делаете так, как никто больше в мире не делает, уже могут с удивлением на это посмотреть. Но это начало. Вам надо продолжать не теряться.
118. Так что не ждите от веры… как многие подходят к этому как к чему-то сиюминутному, быстрому (на волне эйфории хлоп-шлёп – перевернулось), и вот вы уже как избранные тут идёте, и у вас нимбы сияют. Это не так всё происходит. Это годы, десятилетия, а порой и столетия. Вот что теперь требуется. Но главное, чтобы вы пошли в нужную сторону. А дорогу осилит идущий».
119. «Ну а если, например, человек видит нарушение в том, что ему не дают зачитать цитату из Писания на собрании?.. Он часто читает, на мой взгляд, вообще не по теме цитату, и ведущий пробует как-то его останавливать, не давать ему это делать».
120. «Если ведущий так видит… ну Я уже дал подсказку.
121. В данном случае у Меня нет возможности оценить конкретно. Иначе вам надо тоже Писание зачитывать и приводить этот отрывок, что в буквальном смысле у вас происходило. Но это будет проблемно.
122. Поэтому у нас сложились такие условия, которые для вас наиболее благоприятны. То есть они сами создаются, эти условия, их даже не надо создавать, вы их сами создаёте наиболее благоприятно. То есть у вас возникают характерные проблемы, которые каждому из вас показывают что-то, на что надо обращать внимание, что надо корректировать внутри себя.
123. И это на самом деле является очень важным моментом. И даже не поднимаемый вопрос является важным, а то, кто как реагирует на происходящее (где он сам себя переспрашивает: а как он реагирует? правильно ли он реагирует? как было бы лучше отреагировать?). То есть каждый из вас должен извлечь нужные уроки.
124. И если этот момент происходит у вас внутри, то, даже если эта тема, постоянно поднимаемая, так и не решается, это нормально. Главное – внутренние изменения в вас, которые должны были происходить.
125. Если у кого-то не происходят, это его проблема. И она не уберётся, даже если эту тему, которая была поднята не совсем явно, вы попробовали всё-таки, потратив на неё много часов, решить как будто бы. Тот же самый проблемный вопрос выйдет в следующий раз.
126. И либо вы каждый день будете по многу часов решать одну проблему (но тогда больше ничего вы решать не будете), либо вам надо будет учиться вот так останавливать, потому что на самом деле это вполне возможно и нормально. То есть всё связано с вашими умениями.
127. Есть у ведущего какое-то умение – вы ему доверились, всё. Если он не увидел, ну нет так нет. Удастся вам из этого извлечь какую-то конкретную проблему, очень простую, в одно предложение, выразить и переспросить в данном случае здесь, а допустимо ли, нормально ли вот так сделать или недопустимо, – тогда будет возможность решить.
128. Не удастся её выделить вот так просто – она пока ещё не созрела, можете пока откладывать. Если не видите возможным её рассмотреть, откладывайте. Это нормально, допустимо».
129. «Правильно я понимаю, что если ведущий не даёт слово кому-то, не даёт зачитывать Писание…»
130. «Для этого он и стоит ведущим. Сказать ведущему, что он не должен никого останавливать? А тогда зачем ему быть? Ну и просто вы сели вместе и друг друга выслушиваете. Кто сколько сумеет выразить свою мысль, излить в душе накопившееся – так просто будете сидеть, слушать… Но так вы ничего не решите.
131. Это какой-то другой кружок вам надо сделать, такой психологический, выплеснуть наболевшее. Собрались: «Здравствуй, Петя, я Вася»… ну вот начали: «Вот у меня такая проблема…» Все слушают: «Да, хорошо, Вась. Молодец, Вась, отлично!», а он выплёскивает всё…
132. Вот что-то такое вам надо, где ничего не решается, просто вы выплёскиваете, а все слушают, кивают головами и говорят: «Отлично! Молодец! Хорошо». Поддерживаете вот так друг друга. Может быть, так вам ещё надо. Но это уже больше связано, конечно, с отклонениями какими-то определёнными. Готовы признать эти отклонения – попробуйте кружки создать, помогите друг другу их подправить».
133. «А ещё у него смущение по действиям ведущего, связанным с алгоритмом разбора ситуаций. Мы садимся, он тычет пальцем в первый пункт, говорит: «Вот смотри, здесь написано, что надо спросить, что было сделано, что имелось в виду. Спрашивай меня». Я говорю: «Послушай, у меня к тебе совершенно конкретный вопрос по конкретной ситуации». Он говорит: «Нет, мы, как верующие, должны по алгоритму. Спрашивай меня, что было сделано, что имелось в виду». И вот такие накладки с ним происходят регулярно. Нормально ли отказываться просто, с ним не разговаривать?»
134. «Это можно не рассматривать. Это не связано с чем-то конкретным. Если ты не понимаешь, о чём идёт речь, ты можешь не рассматривать эту тему.
135. Попробовать задать уточняющие вопросы, чтобы тебе понять, о чём идёт речь. И если после специфических рассуждений ясности не появляется, извинись за свою глупость. Ты не видишь пока, никак не можешь сообразить, о чём идёт речь, – ну так и скажи: «Ты прости, друг мой, я действительно, наверно, совсем уже «скумекался», с головой у меня непонятно что. Я никак не могу уразуметь, о чём идёт речь. Поэтому я и пробую уточнить, и у меня никак не получается».
136. Поэтому в какой-то период ты можешь попробовать поуточнять, но если видишь, что никак не удаётся, отказываешься от этой беседы, признавая свою никчёмность, малость, неумелость. Ну и всё, нормально».
137. «То есть мне нормально было его предупредить, что, если я не буду понимать, что он говорит, я просто буду вставать и уходить?»
138. «Да, да. Ты сначала пробуешь уточнить что-то, если тебе показалось, что, может быть, есть возможность уточнить, за что-то зацепиться. Если человек не продолжает тебе пояснять то, что ты уточняешь, а продолжает повторять своё, значит, он лишает тебя возможности уточнить что-то, за что ты хоть как-то сумел зацепиться, и становится бессмысленной дальнейшая беседа.
139. Вот если он начинает пояснять тебе что-то, то наводящими вопросами у тебя есть шанс узнать, что именно затрагивается. Если при твоих наводящих вопросах он продолжает повторять одно и то же своё, не поясняя, обессмысливается беседа, вы ни о чём не поговорите.
140. И тогда вполне ты можешь извиниться за возможную свою неразумность, глупость. Может быть, он действительно хорошую мысль высказывает, но у тебя просто не догоняет что-то в голове. Ну вот ты и признал свою малость, извинился и пошёл».
141. «Пробую уточнять и вижу, что он как будто вообще не в тему говорит».
142. «Такое возможно, это вполне реальное явление в вашей жизни. И тут надо уметь просто лишь не обозначить его виноватым. Внутри можно ощутить склонность подчеркнуть ему неспособность формировать мысль. Вот это не надо делать».
143. «То есть даже если Учитель про кого-то так сказал, что «язык как помело», то повторять мне, например, уже будет неправильно?»
144. «Ты больше не повторяешь уже. Всё, забыл эти фразы. Про себя, да, говоришь: «Извините, у меня язык как помело. Пробую уловить – и никак, бывает, не удаётся. Вы уж мне подсказывайте». Вот так можно».
145. «Спасибо».
146. «Всё, достаточно. Желаю вам счастья. До встречи».