Десятое июня. Встреча в долине слияния.
2. «Здравствуй, Учитель. Не было ли ошибкой оставить брата в Семье, если он сказал на мужском собрании, что вне зависимости от решения большинства, он не поедет на Гору в назначенную мужским собранием неделю. И при этом большинство собрания не увидело причины, которые он назвал, уважительными».
3. «Если вы не видите причины, вы уже смотрите, какие у вас внутри правила приняты. У вас должны быть правила равные для всех. Вы применяете их к любому из членов вашей Семьи.
4. Чтобы не было так, что к одному вы применили, к другому – нет, если у вас такие правила есть, которые не позволяют пребывать в Семье, когда идёт какое-то конкретное нарушение ваших традиций, правил, которые общими усилиями приняты во благо вашего развития.
5. Ведь вы же, создавая Семью, создаёте круг правил, которые призваны помочь вам максимально благоприятно вместе развиваться. Значит, если вы это приняли вместе, вы согласны с этим. Насколько хватило вашего мышления, вы оценили это именно так. И что получается, если член вашей Семьи отказывается это исполнять?
6. Значит, у него какой-то свой эгоистический интерес, идущий против благоприятного развития вашего сообщества. А как можно быть членом этого коллектива, если твой личный эгоистический взгляд идёт против благоприятного развития этого коллектива? Вот что получается. А тогда зачем быть членом этого коллектива?
7. Поэтому вы должны тщательно обдумывать характер тех принимаемых правил, которые призваны именно улучшить, сделать более благоприятным развитие вашего коллектива. Лишнего туда не вводите, не надо выпендриваться какими-то новыми правилами, лишь бы показать себя, это всё глупости.
8. Каждое правило говорит о том, что это действительно вам нужно, лучше позволяет вам вместе идти вперёд. Вот какое качество правил должно быть.
9. А дальше всё просто: все, кто отказывается их исполнять, они невольно, если у них нет объективных причин, тем самым как бы показывают, что они против того, что является благоприятным развитием этого коллектива. Ну раз кто-то против благоприятного развития, зачем ему быть в коллективе и числиться в нём?
10. По логике вещей, он как бы уже дистанцировался от вашего коллектива. Не хочется человеку, не получается – ну и не надо.
11. Поэтому, главное, не придумывайте лишние какие-то правила. А то вы отсечёте и тех людей, которые действительно могут и хотели бы, но какая-то ваша глупость просто помешала им поучаствовать в вашей жизни и быть частью вашей жизни. Всё просто».
12. «Учитель, мужчины некоторых многодетных семей, а также застройщики решением Семьи трудятся в единой Семье значительно меньше установленной нормы. И они не наполняют кассу Семьи финансами. Правильно ли хозсовету попросить этих мужчин не голосовать при решении финансовых вопросов в единой Семье?»
13. «Верно, верно. В этом случае можно в этой части не участвовать, если сами не прилагают нужных каких-то, определённых вами, усилий в этой области».
14. «Не будет это нарушать единства?»
15. «Нет. Изначально для вас даются правила максимально благоприятные, которые могут чуть шире охватить круг желающих. Шире: не только тех, кто явно способен создавать единство, но и тех, кто имеет предрасположенность к этим усилиям, но ещё пока явно не способен это сделать.
16. Вот эта явная предрасположенность человека говорит о том, что ему надо пойти навстречу, предоставить нужные условия, чтобы он максимально реализовался в этом отношении и тоже стал явно способным. Вот вы и создали чуть шире правила.
17. И вот тут те, кто послабее, естественно, будут вести себя несколько специфически. У них больше будет появляться каких-то причин, которые стараются немножко отвести их от вашего коллектива.
18. Поэтому какие-то дополнительные правила уже могут внутри формироваться отдельно, которые определяют явно старающегося. Если он действительно хочет успеть со всеми, он выполнит эти правила и, пересиливая себя, станет так же, как все, в ряд с сильными, способными.
19. Пересиливать себя ему надо будет обязательно, потому что некоторые правила больше перекликаются уже с внутренним миром явно способных. Они проще исполняют какие-то правила. А другим придётся пересиливать себя.
20. У них масса внутри, ещё раз повторюсь, будет каких-то соблазнов, которые их всегда водили по жизни специфическим образом. И здесь также будут соблазнять сделать какие-то свои удобные им шаги, но они не будут совпадать с главными ценностями. Это их выбор.
21. Поэтому в какой-то мере не всё удастся равно между вами распределять. Какие-то законы устанавливаются общие, чтобы максимально попробовать предоставить такую возможность вам соединиться. Но вполне могут возникнуть интересные нюансы специфические, свои внутрисемейные, которые равно не получится распределить.
22. И если они будут, они должны учитывать сильную часть. Значит, слабый, зная об этом, должен сделать выбор. Пересиливать себя начнёт – попадёт в эту ситуацию сильных. Не будет пересиливать – не удержится на краю, он выпадет. Обязательно выпадет.
23. Потому что не существует такого стояния духовного, где человек затормозился на каком-то уровне и так на нём и остаётся. Он либо развивается и становится сильнее, либо деградирует, становится слабее. Это однозначный закон. Ни у кого не получится его обойти, затормозиться на каком-то уровне не получится ни у кого из вас. Поэтому всё дальше зависит от выбора человека.
24. Поэтому, когда вы порой спорите о том, кто прав, а кто неправ, вам проще задаться вопросом: а вот сейчас на данный момент вы ближе стали к Учителю или дальше? Вот к тому, что Он задаёт, вы ближе стали или дальше (и всё больше становитесь одинокими)?
25. Есть среди вас такие умники. Они много бегают с идеями разными, у них какие-то замечательные планы, но они одиноки. И они не могут войти в коллектив, потому что для них коллектив слишком маленький как будто бы. У них большие идеи, а коллектив мешает только исполнять эти идеи, и не получается. Ну вот они ближе к Учителю становятся или дальше? Они становятся дальше.
26. Потому что Моё – это единство ваше. Не одиночки, бегающие с замечательными плакатами и идеями (может быть, даже и правильными). Главное – это когда вы вместе. Преодолеть все сложности вы можете только вместе, а не в одиночку.
27. А вместе надо уметь договариваться, надо уметь правильно друг к другу относиться, надо быть терпеливым, покладистым. Надо с пониманием воспринимать действия и придурь какую-то кого-то из ближних. Надо ко многому отнестись терпеливей, смиренней, скромнее. Вот что должно вас объединить. Чем правильней вот этот коллектив будет соединяться таким образом, тем больше вы сделаете интересного совместно.
28. Но если вот это единство ваше не будет формироваться, какие бы замечательные у вас идеи ни были, у одиночек проявляющиеся, вы не реализуете их. Даже если они правильные, вы их не реализуете. Просто у вас не получится!
29. Прежде всего важно ваше умение объединяться, общаться друг с другом так, чтобы, Я уже приводил такой пример, при любом воспоминании о вас, у ближних возникало тепло внутри. Они понимают, что это хороший человек, это настоящий друг. К нему всегда можно обратиться, как к лекарству, за исцелением, к нему всегда можно обратиться как к такому интересному явлению, которое всегда поднимет настроение.
30. То есть к нему всегда можно обратиться за помощью в какой-то проблеме материального характера, и он всегда окажет помощь с готовностью, в его глазах всегда будет видна готовность. Может быть, что-то он и не сможет, но в его глазах всегда будет видна готовность помочь. Не всё, может быть, получится у него, но воспоминание о нём тёплое, хорошее должно быть.
31. Вот вы что должны родить друг у друга в сознании своими действиями. Вот тогда вы Семья. Вот тогда вы становитесь теми, кто преодолеет любые экстремальные условия, и очень хорошо преодолеет, благоприятно преодолеет, за вас можно быть спокойными.
32. Но пока вы конфликтуете где-то внутри, соревнуетесь друг с другом, зависите от мнения друг друга, все интересные идеи у вас можно даже не рассматривать, становится бессмысленным это рассмотрение. Хотя могут быть и хорошими эти идеи, но они будут бессмысленны, их нельзя реализовать, вы сами не позволите этому реализоваться.
33. И Мне нельзя давать директиву, чтобы поставить там кого-то старшим у вас. Нет. Это вы должны суметь выбрать этих людей. И когда вы сумеете выбрать, это будет говорить о том, что показатели вашего духовного состояния уже стали благоприятные. Вы самостоятельно коллективом начинаете находить интересные решения и доверяться им.
34. Это возможно, только когда у вас духовная составляющая становится удовлетворительной, более-менее правильной. Вот с этого вы начнёте делать интересные шаги. Если пока найти эти решения не можете, хотя они могут звучать рядом, у вас ещё не всё в порядке.
35. Вот что Я и жду от вас прежде всего – чтобы вы объединились. А вы пока ещё… «входит – не входит; можно войти – нельзя войти; можно ли его больше не считать рядом с собой своим…» То есть вы пока тусуетесь так, но вы никак не создадите этот коллектив нужный, никак не удаётся. А если и получается, то больше на эгоистических ваших интересах ещё получается.
36. И это может быть ещё и такой коллектив, куда просто не сможет войти что-то интересное: вы просто его вытолкнете. И будет какая-то видимость создаваться, вроде бы коллектив есть, но, если присмотреться по характеру деятельности, можно сказать – нет, это не Семья.
37. Поэтому прежде всего смотрите на то, что Я вам дал главным ориентиром: вы ближе к Учителю стали или нет? Как вы себя ощущаете: отдаляетесь вы или приближаетесь? Можно ещё на этом пробовать ориентироваться.
38. И ещё один ориентир – как вас воспринимают ближние. Насколько вы действительно стараетесь быть хорошим человеком для тех, кто рядом. Просто быть другом. Не ждёте от них, чтобы они вам друзьями стали. Это ложное ожидание, оно всё испортит. А когда вы просто торопитесь быть другом и всё. Вот ваша главная ценность.
39. И вам ничего не надо в ответ, вы просто торопитесь быть другом и всё. Вот ваш стиль жизни, суть вашей жизни. Вы никого не осуждаете, не оцениваете. Вы с пониманием воспринимаете, что человек делает, и предоставляете ему выбор каких-то решений.
40. Ну а там, где видите благоприятным помочь и есть возможность, вы просто оказываете помощь и всё. Что он там в ответ подумает, что сделает – это вас не должно интересовать. И вот когда вы правильно делаете, о вас воспоминания будут только хорошие.
41. Может быть, человек и поругается, попытается как-то критиковать вас, но это в период какой-то вспышки его эмоциональной. Когда он успокаиваться будет, он всё равно будет внутри себя признавать, что он ценит ваши усилия и понимает, что это здорово. Но он с собой пока справится, бывает, и выставляет себя в таком нехорошем свете.
42. Вот и учитесь жить, быть человеком. Хорошим человеком».
43. «Добрый день, Учитель. Не было ли ошибкой единой Семьи большинством голосов вывести сестру из единой Семьи при следующих обстоятельствах? В течение полугода трижды брала в долг по пятьсот рублей у одного и того же человека, не члена единой Семьи. После двух-трёх напоминаний о долге деньги не возвращала в течение трёх недель. На просьбу членов Семьи пояснить, когда сможет вернуть деньги, объяснять ничего не стала и попросила не вмешиваться в эту ситуацию».
44. «В этом случае правильно. Потому что тогда долг должна вернуть Семья. Если она член Семьи и есть долг у неё, по идее, уже Семья берёт на себя ответственность за этот долг. И либо возвращает Семья, либо, если Семья не может, не в силах, тогда неправильно находиться человеку в единой Семье и брать в долг без возврата.
45. Если человек берёт в долг, он должен вернуть обязательно. Либо не брать. Но, как правило, вы долги не сможете возвращать, в большинстве своём.
46. В долг хорошо брать, когда у вас есть что вернуть, но просто в данный момент это не находится у вас в руках. Оно где-то по соседству, просто туда надо сходить, съездить, взять и вернуть. В данном случае у вас просто острая нужда в чём-то и вы на это время могли взять в долг, но у вас есть возможность его вернуть.
47. Если у вас этого нет, то вообще тут надо быть осторожным, чтобы брать. Как правило, вы отдать не сможете. И если у вас чего-то нет, на самом деле, значит, что-то вам другое надо искать, какой-то другой выход, не пытаться ломиться в дверь, которая закрыта.
48. А вы пытаетесь. Вам понравилась дверь – вы и ломитесь туда. Не хватает возможностей – вы пытаетесь взять у кого-то, но обязательно залезть в дверь, которая вам понравилась (у неё расцветка интересная, у этой двери). Хотя рядом другие двери есть приоткрытые, но вы туда не идёте. Вот вам расцветка… вы упёрлись в неё и всё.
49. То есть такой разум у человека специфический. И вы начинаете брать всё необходимое, чтобы туда войти. И потом, когда войдёте, пожалеете, что вошли. А тут ещё и возвращать надо, да ещё и не туда зашли, оказывается… И пойдёт ком такой».
50. «Не является ли ошибкой Семьи решение о передаче брату, не члену Семьи, во временное пользование вагончик под магазин вместо его сгоревшего магазина? Хозсовет считал, что на данный момент вагончик никому не нужен из членов Семьи».
51. «Это должна решать вся Семья. Хозсовет помогает организовать работы, связанные с материальной деятельностью вашего коллектива, чтобы не все в этом участвовали и не спорили очень долго о чём-то очень простом.
52. Вы выбираете какое-то ограниченное количество людей, которые грамотно умеют решать эти вопросы, на ваш взгляд, на взгляд большинства. Вот вы выбираете какой-то коллектив, чтобы они определяли планы ваших совместных усилий. Но вот передачу каких-то материальных ценностей куда-то лучше решать всем вместе, насколько вы это видите благоприятным».
53. «Один человек спрашивает: является ли такое решение духовной подножкой брату?»
54. «Так нельзя сказать однозначно. Такое смущение на чём-то должно возникнуть, а не просто: «А вдруг это подножка!». Тебя спросят: «А почему ты так решил?» – «Не знаю, ну а вдруг…» Вот так лучше не рассуждать. Большинство решило – всё, отдаётесь этому с доверием.
55. Либо вы видите, что аналогичные условия уже возникали у этого человека и в аналогичных условиях происходили какие-то специфические негативные последствия, что-то происходило настораживающее. Вот тогда вы должны привести эту параллель, если никто больше не знает об этом, чтобы ещё раз взвесили все, но уже учитывая эти факты.
56. А это должны быть факты какие-то. И если они есть, и учли, и всё равно так сделали, смело этому доверяемся. Если этих фактов нет, тогда нет темы для рассуждений. То есть это будет тогда первый случай, который как раз и покажет, может это быть благоприятным или всё-таки это было подножкой.
57. Но даже если это окажется подножкой, все равно всё сделали правильно, ведь ничего тормозящего не было, такого настораживающего. Приняли большинством решение – всё, доверяемся, делаем этот шаг».
58. «Допустимо ли было мне, несмотря на просьбу брата, не расписываться под своими же словами, которые я этому брату под запись продиктовал, если я от своих слов отказываться не собираюсь?»
59. «А зачем расписываться?»
60. «Ну вот он даёт продиктованное, говорит: «Распишись». Как он потом пояснил, с него как будто бы ведущий требует, чтобы он предоставлял фактическую сторону с печатью и подписью».
61. «Нет, не надо. Это уже перегиб пошёл».
62. «А если я вижу, что брат как будто бы начинает нервничать, обращается к рядом стоящему члену Семьи: «Ты слышал? Он сказал, что не будет расписываться! Будешь свидетелем», в этом случае, чтобы его успокоить, можно было всё-таки расписаться?»
63. «Это же не стресс у него. У него что-то стало не совпадать в голове. А вы, как правило, успокаиваетесь в том случае, когда какие-то ценности, идеи как-то совпадают с тем, что у вас внутри определено как порядок, как правильное.
64. То есть всем явлениям в жизни вы даёте метку «правильно» – «неправильно». Вы невольно её даёте. И, как правило, это связано больше с вашим переживанием, чувственным отношением.
65. То есть что-то откликнулось в душе приятными ощущениями – вы говорите «правильно» сразу, даже не задумываясь над тем, что на самом деле происходит. Неприятное что-то ощутилось – всё, это «неправильно». Такие метки у вас почти на всём расставлены.
66. Поэтому чем больше совпадений с откликом положительным в душе происходит, вы спокойнее живёте. Больше нарушений идёт – вы переходите уже в состоянии беспокойства.
67. Ну вот здесь какие-то мерки у человека не совпали – он в беспокойство немножко вошёл. Но это нормальное явление, ведь у него что-то будет происходить, дальше меняться. Поэтому это не является таким стрессом, где надо обязательно пойти навстречу, чтобы успокоить человека.
68. Вы ищете правила, вы пытаетесь их где-то даже самостоятельно формулировать, и, естественно, формулируя, вы что-то правильно сделаете в конечном итоге, а что-то и неправильно. Что неправильно – вами как-то должно это увидеться. А как увидеться? Вот такими накладками. Вы в общении начнёте ощущать, что какая-то ерунда происходит. Вы начнёте выделять эту ерунду, обозначать её как-то и начнёте о ней спорить.
69. А раз спорить, значит, приводить разные доводы. И в конечном итоге либо все понимаете, что это ерунда, либо так и остались у вас разные мнения по поводу какого-то обстоятельства. Всё, у вас сформировался вопрос. Вы его задаёте: правильно ли воспринимать вот то-то, то-то верным? соответствует ли закону или не соответствует? допустимо ли такое действие? Вы спросили, получили ответ. Проблема ушла. То есть нормальный процесс развития происходит у вас в понимании.
70. Так и здесь. Вот ты сейчас спрашиваешь, и Я уже успел подсказать, что такого правила лучше не вводить в Семье».
71. «А правильно я понимаю, что когда вот так просят расписаться, то человека невольно подозревают в том, что он может начать юлить, изворачиваться?»
72. «Ну конечно, это недоверие. Это уже проявлено недоверие, что ты можешь обмануть.
73. Если б это уже стало происходить регулярно, тогда и то не надо было бы приходить к такому правилу. Лучше уж посмотреть по-другому: как обыграть ситуацию, когда человек говорит: «Я сделаю», а сам не делает.
74. Говорит высказывание, потом ему его приводят в точности, дословно, а он говорит: «Нет, я такого не говорил». Вот тогда можно ещё поискать какие-то варианты интересные и попробовать обыграть ситуацию.
75. Но расписываться… это будет слишком примитивно. И если это в правило начнёт входить, оно быстро распространяться начнёт, оно заразное очень будет».
76. «Ну да. Это уже, на мой взгляд, как будто бы естественное следствие того, что у нас принято. У нас принято на собрании, например, что вопрос может рассматриваться, только если он подан в письменном виде в двух экземплярах».
77. «Ну всё, вы начинаете бюрократизироваться. Начинаете деревенеть, каменеть, превращаться в динозавров.
78. Видите, как интересно… за вами можно наблюдать. То есть вы как будто бы пытаетесь жить совершенно другой жизнью, оторванной от государства, сами по себе и, если так вот не вмешиваться, вы тяготеете к той же форме, от которой страдаете в обществе. Все страдают от бюрократов: «Пока сделаешь дело, кучу бумаг надо подписать. Да что же это за страна такая!»
79. Вы как будто бы отделились, стали что-то формировать самостоятельно и сами же создаёте те же, исключительно те же условия. Это говорит о внутреннем качестве вашем. Хоть даже если вы на острове где-то поселитесь в далёком океане, та же самая история будет происходить.
80. То есть тот же пресловутый эффект сотой обезьяны. Где бы какой коллектив ни был, он будет тяготеть к той же информационной особенности, по которой живёт большинство людей. То есть они интуитивно начнут всё равно тяготеть к этой форме жизни.
81. Поэтому вы здесь те же самые дети общества, от которого как будто уходите. Но вы те же принципы с собой сюда и принесли (душевные, эмоциональные, умственные). То есть вы ещё пока те же самые и к этому будете тяготеть.
82. Вот теперь учитесь перестраиваться, учитесь отмечать эти нюансы и вовремя рассматривать их интересным образом, чтобы как-то их превзойти, перерасти эту склонность свою к таким глупостям».
83. «И вот продолжение ситуации… Из многочисленных вопросов этого брата я почти ничего не понимаю и на его просьбу пояснить конкретно, в чём его ошибка, я ответил следующими словами, под которыми я подписался: «Ты совершаешь ошибку, что поднимаешь вопросы на собрании. Именно тебе, на мой взгляд, это можно делать только в самом крайнем случае, так как я не вижу у тебя способности внятно и аргументированно изложить поднимаемую проблему». Так допустимо было ответить?»
84. «Ну, это крутовато чуть-чуть. Получается из этого, что, когда ты покажешь, что он стал способен интересно рассуждать, вот тогда у него появится право. Но его подтвердить должен ты в данном случае. Ну, немножко крутовата будет такая постановка.
85. Другое дело, что поднимать на собрании нет смысла вопрос, если он касается другого человека и с этим другим человеком заранее не было ничего уточнено. И тогда собранию приходится узнавать о ситуации разные вещи из взгляда одного человека и взгляда другого человека. Оказывается, они видели одну ситуацию по-разному, поэтому по-разному и поступили. Так они должны были этот нюанс и уточнить как раз предварительно, и, может быть, вопрос бы исчез.
86. А у вас бывает так, что вы не уточняете, выходите на собрание, поднимаете тему, а она, оказывается, не до конца понятна. Что решать-то? Надо, получается, и другого ещё выслушивать.
87. И вот так у вас таких нестыковок много, получается. На собраниях вы порой тратите время на пустое там, где этого можно избежать. Там только вдвоём и должны были решить предварительно всё».
88. «А допустимо ли было следующее моё высказывание: «У тебя язык как помело», если эту характеристику брату дал Учитель и это запечатлено в Писании в ответе на его же собственный вопрос?»
89. «Нет. Тебе нельзя так говорить. Это неверно будет. Он не сможет правильно воспринять твой ироничный образ».
90. «Да, он зацепился и вынес вопрос о моём вероятном грубом нарушении».
91. «Ну, тут действительно он заволновался… Ты неправильно поступил, слишком больно ущипнул. Позволил себе немножко удовлетворить свой эгоизм и сделал ему больно».