Повествование от Вадима

Часть 28

Глава 5

Четырнадцатое апреля. Праздник Весны, Возрождения, Жизни. Учитель появился в долине слияния и поздравил верующих:

2. «С Праздником, друзья! Надеюсь, вы достойно проходите даваемые вам жизненные уроки, достойно постигаете открываемую для вас Истину.

3. Поэтому надеюсь, что сможете удовлетворительно проходить жизненный путь в условиях, когда теперь уже мировое безумство начинает набирать предельные величины.

4. Будьте благословенны! Да будет любовь на устах и в руках ваших! Счастья вам!»

5. Следующая встреча с Учителем в долине слияния произошла в воскресный день третьего июня.

6. «Дети в школе играют в теннис, смеются компанией. И если кто-то реагирует на то, что над ним смеются…»

7. «Лучше тоже смеяться над собой. Это лучше».

8. «Но если по характеру у него не получается…»

9. «А если не получается по характеру, то тут два варианта: либо это должны принять как данность и он никогда это менять в себе не будет, либо он будет над собой работать. Но работать можно, только когда есть рабочие условия. Сложно работать, когда не на чем прилагать усилия.

10. Поэтому лучше, конечно, когда он будет стараться тоже улыбаться над собой. Над своими ошибками уметь пошутить, поёрничать самому над собой – это тоже надо уметь, это очень полезно. И тогда никто его не заденет своей улыбкой».

11. «А если я вижу, что сложно тому, над кем смеются, то мне, как воспитателю, надо тогда, наверно, со всеми поговорить?»

12. «Можно поговорить со всеми. Можно. Но от них требовать сложно будет, они всё равно хоть как-то могут улыбнуться где-то. И если не при тебе, то где-то на улице без взрослого могут улыбнуться.

13. Лучше, конечно, когда все понимают. Понимают, что своей улыбкой целенаправленно приносят неудобство другому, потому что они улыбаются над его слабостью. Но умеют ли они сами улыбнуться над собственными слабостями? Если они этого сами не умеют делать и тоже болезненно воспринимают улыбку другого человека, то это их слабость, серьёзный недостаток, над которым им тоже надо поработать.

14. Но и не надо забывать, Я повторю ещё разок, что победить себя или поработать над какими-то своими слабостями есть возможность только в одном случае – когда созданы соответствующие рабочие условия. И если их все будут избегать, то это может даже стать вредным, потому что у человека не будет отработана эта часть.

15. Поэтому не всегда очень хорошие условия, которые могут создать отдельные люди, могут оказаться полезными на самом деле кому-то другому. Не всегда. Это хороший пример, который они могут явить своими действиями, но, с другой стороны, у человека останутся психологические комплексы, над которыми у него не получится поработать.

16. У него может сложиться ложное понимание, что, наверное, у него исчезли эти комплексы. Но это будет ложное понимание и, стоит только создать определённый соблазн, человек споткнётся и тут же явит всю эту слабость в полной мере. И это может захлестнуть настолько, что он и увиденные примеры тоже забудет.

17. …Все действия ближних, которые вас могут обидеть, говорят только лишь о вашей слабости. Если вы обижаетесь, значит, вы слабы. Ну и зачем сразу торопиться ругать тех, кто обижает?

18. Конечно, можно подсказать, что нехорошо так делать. Но в первую очередь надо попробовать убрать у себя эту склонность к обиде. Ведь обижаетесь от того, что вас унижают. Скромного нельзя унизить, смиренного невозможно унизить.

19. Смиренный человек – это тот, кто прежде всего умеет грамотно воспринимать свои слабости. Он же понимает, что он слаб. У него отсутствует стремление доказывать всем свою значимость и силу.

20. Какая собачка громче всех и больше всех лает? Та, которая меньше всех. Ей же надо показать свою значимость. Ну так что же вы, как собачки, много лаете!

21. Вот и торопитесь умело воспринимать свою малость. Это уже сила будет, серьёзная сила – умение воспринимать свою малость. Только тот, кто умеет видеть свою малость, имеет возможность учиться.

22. Если ты принял малость свою, принял, что ты чего-то не умеешь, ты тем самым уже открыл дорогу тому, чтобы научиться чему-то. Но если ты упёрся и пытаешься утверждать, что ты якобы много умеешь и знаешь, тебе учиться становится проблемно тогда.

23. Это своя сложность, которая неизбежно принесёт большие трудности. И кто-то будет ломать вашу упёртость. Обязательно будет ломать. И сломает, потому что такое ломать нужно.

24. Такая упёртость – явный признак слабости. Слабость нужно будет убрать, и это обязательно произойдёт. Просто как долго вы упираться будете… Но чем дольше вы упираетесь, тем больше глупости будет в этом случае проявляться. Не надо упираться.

25. Поэтому, если что-то вас унижает, умейте улыбнуться: может, действительно вы там слабы. Ну и что, что вы слабы! Вы же пришли сюда не демонстрировать свою славу, значимость, величие. Вы пришли учиться жить. Так учитесь жить.

26. Но учиться можно, когда вы изначально прежде понимаете, что вы не умеете жить. Ведь тогда вы начинаете учиться жить. Значит, изначально вы что-то не умеете. Не умеете и там, где уверены, что умеете. Вполне может быть, что и там не умеете тоже.

27. Поэтому надо быть осторожнее с утверждениями о своих умениях. Именно в этих местах много проливается неприятностей, горя, боли, крови даже, где люди бьются за свою значимость. Но это признак глупости, яркий, явный, примитивный признак элементарной глупости. Этого делать нельзя.

28. Для животных это допустимо, это форма выживания, там выживает сильнейший. Но если вы всё-таки не склонны равнять себя с животными, так тогда и поднимитесь выше. А так, где-то пытаясь доказать всем, что вы не животное, всеми своими внутренними усилиями, наоборот, являете свои животные принципы, пытаетесь ими руководствоваться.

29. Ну так поднимитесь с уровня животного, станьте человеком. А это уже немножко другой принцип жизни. Это не принцип выживания во что бы то ни стало, где выживает сильнейший в физическом отношении, в грубом, примитивном, природном. Это уже другая статья в развитии.

30. Так что очень важно, чтобы дети учились не обижаться на то, что их будут унижать ближние. Очень важно уметь им правильно реагировать на всё это. Уметь улыбнуться, пошутить над собой же, над своей слабостью, если она проявилась. Чего её бояться? Не надо зависеть от мнения ближних в этом случае. Этому очень важно научиться.

31. Иначе, если это вы упустите, дети потом начинают быть всё более агрессивными, будут доказывать свои умения, свою значимость. Они будут очень болезненно реагировать на все моменты, где могут вскрыться их слабости. Но они так будут всё больше погружаться в пучину неприятностей и страданий. Они будут делать ложные усилия, элементарные ошибки допускать и обязательно будут страдать. Обязательно.

32. То есть они выберут уже своими усилиями соответствующую среду для себя. И она и будет складываться с учётом как раз всех этих проявляемых принципов.

33. Так что учите детей. Учите детей не смеяться над ошибками других и, с другой стороны, учите правильно на всё это реагировать: тоже улыбнуться, тоже пошутить.

34. Надо уметь вместе улыбаться над своими слабостями, не бояться их проявить. Они есть у вас, и куда вы без них пока! Вы никуда не денетесь, они с вами так и остаются. И если вы стараетесь их не видеть, это вовсе не означает, что они исчезают.

35. Поэтому умейте видеть слабости и улыбаться над ними, пошутить над ними. И вы увидите, что намного легче станет вам жить и общаться друг с другом. А так вы ходите красуетесь и боитесь проявить какую-то слабость, боитесь, что об этом узнают другие. Не бойтесь, это нормальное ваше «я».

36. Тем более что, признавая свою слабость, вы тем самым признаёте и желание избавиться от неё. Поэтому, где-то проявив её, спросите совета у ближнего, как бы он в этом случае видел правильным поступить. То есть вы советуетесь по поводу своей слабости.

37. Не торопитесь ткнуть пальцем в его слабость. Свою пробуйте рассмотреть с помощью ближних, не боясь открываться в этом отношении. Это важный момент в развитии. И если начнёте это делать, это уже будет проявляться наличие в вас нормальной силы, силы вашего духа, настоящей силы человека».

38. «Учитель, вопрос тоже по воспитательным моментам. Правильно ли я вижу благоприятным разделить семейный мёд между теми детьми, которые участвуют в трудах и жизни Семьи? Или нормально оставить уклад Семьи, по которому мёд детям основного состава выдаётся независимо от их участия?»

39. «Дети разные бывают, имеют разный жизненный опыт, и не всегда они могут справиться со своим опытом. Торопиться их наказать – это чревато. Можно заякорить их зависимость от собственного негативного опыта. Надо индивидуально смотреть, что происходит, как происходит, почему происходит».

40. «А вообще, за кем последнее слово в вопросах воспитания детей: за педагогами или за решением большинства в Семье? Или, может быть, за решением хозсовета? У нас, например, педагоги единогласно видят благоприятным, допустим, решение какого-то вопроса, а Семья большинством видит как-то по-другому. И как быть?»

41. «Если педагоги определены Семьёй, состав педагогов, которым доверена какая-то деятельность, то именно в тех рамках, которые были доверены, отвечают педагоги.

42. Если педагоги сомневаются или кто-то ещё сомневается у вас в тех рамках, в которых что-то проявляется (и кажется, чрезмерно проявляется или недостаточно проявляется), вы садитесь вместе ещё разочек и всё это оговариваете: подразумевалась ли вот эта ответственность, возложенная родителями на избранных педагогов в этой области, или нет. И если родители скажут: «Нет, это не подразумевалось, это мы можем сами совместно решать», тогда педагог за это не отвечает.

43. Если вы выбираете из своей среды какой-то состав педагогов, значит, вы оговорите, какую ответственность и какие рамки вы в этом случае обозначаете как допустимые со стороны педагогов, чтобы они именно в этих рамках себя проявляли, свои умения, свои знания, возможности, творчески чтобы могли решать эту тему.

44. Ведь вы же, если выбираете кого-то, не просто ткнули пальцем в кого-то: «Давай ты, ты и ты… вы будете педагогами!». Вы же опираетесь на какую-то информацию. То есть кто-то учился, у кого-то есть какой-то опыт грамотный, кто-то неплохо уже себя проявил в этой области – вы доверяете этим людям такую деятельность.

45. Ну раз доверяете, тогда доверяйте смелее, а не вмешивайтесь в каждый их шаг, потому что тогда будет это глупо выглядеть со стороны родителей. Так вот и определите просто меру ответственности педагогам, и всего лишь. И дальше доверяйте, не вмешивайтесь».

46. «То есть если, допустим, у меня есть ответственность старшего по субботникам детским, то получается, что Семья доверила посещаемость субботника…»

47. «Да, да. Если тебе доверено, то во всём, что касается того, что тебе доверено, последнее слово стоит за тобой. Ответственный – это и есть тот, за кем остаётся последнее слово. Он может выслушать советы, рекомендации, мысли чьи-то, но должен сделать последнее заключение только сам и следовать только этому заключению.

48. Вот умение объективно оценивать услышанные подсказки, рекомендации со стороны ближних – это уже будет признак наличия какой-то мудрости у человека: насколько он умеет объективно это осмыслить, а не предвзято. Не просто подойти: «Да что вы соображаете в этой области!» и так далее.

49. Уметь послушать, потому что везде может быть интересная мысль выражена. Может быть, недостаточно грамотно, недостаточно полно, но очень интересную мысль вполне может выразить любой человек. Поэтому уметь слушать, уметь оценивать мудро – это очень важно, для верующего тем более. Это признак правильного суждения, если он будет так оценивать то, что слышит и видит».

50. «Правильно ли я оцениваю, что для детей очень важен совместный труд хотя бы раз в неделю, а шахматные соревнования, к примеру, на которые они ездят именно в это время, на втором месте могут быть?»

51. «А есть ли у них другое время? Играть в шахматы или заниматься какими-то спортивными интересными делами – это тоже важно для детей. И есть ли у них другое время или у них только в это время получается вместе куда-то съездить? Если только в это время, то нельзя всё свести только к работе, никакого творчества и игр чтоб не было никаких в этот момент, это будет неверно».

52. «То есть лучше не противопоставлять, а приложить усилия, чтобы дать возможность сделать и то, и то?»

53. «Надо посмотреть, да, насколько можно это наиболее объективно, правильно, благоприятно сделать, но чтобы ребятишки многим могли заниматься. Тем более что это развивает их».

54. «А если родители видят, что дома по хозяйству много дел, то здесь как быть? Мне кажется, что детский труд совместный раз в неделю всё-таки интересней. Правильно ли я вижу так?»

55. «Это надо теперь уже слушать родителей: почему они видят какие-то решения совсем иначе, чем видишь в данном случае ты или кто-то другой. Может быть, там есть какая-то весомая причина и действительно, если дети не помогут в их собственном хозяйстве, у них может ничего не получиться, не хватит сил просто собственных».

56. «Я имею в виду систематичность, то есть это несколько лет так продолжается у нескольких семей. Просто не ходят, и всё. Или, например, отец не ходит, поэтому и сын не ходит. Могу ли я в этом случае считать, что так неверно делать?»

57. «Но на тебя не возлагается ответственность определить ошибочность их действий. Ты просто отвечаешь за тех, кто приходит».

58. «То есть это можно не выносить на собрание, не рассматривать? Просто делают как кто видит и всё?»

59. «Да, ты помогаешь тем, кто хотел бы этого».

60. «Учитель, если организовывать раздельное обучение мальчиков и девочек, то благоприятнее, чтобы они обучались в разных помещениях, или возможно такое, что в одном здании, но в разных классах?»

61. «Главное, чтобы на уроке они были раздельны».

62. «А на перемене они могут пересекаться?»

63. «Конечно, конечно».

64. «Учитель, у меня есть одна проблема, с которой я по жизни не могу справиться. Когда я прошу ребёнка что-то сделать, бывает, что он не делает, и у меня внутри поднимается недовольство. Например, прошу козу подоить, а он в другое место уходит. Правильно ли я понимаю, что, когда у меня недовольство поднимается, я дальше не добиваюсь от него, чтобы он сделал? Надо с собой справиться прежде всего?»

65. «Нет, надо и то и другое. Справиться со своим недовольством – это область, которая может у тебя занимать внимание всю твою жизнь. То есть поменять свой чувственный мир… это может потребовать очень большой период времени.

66. Это вовсе не означает, что если у тебя дети есть, то, пока ты свой чувственный мир не поменяешь, ты с них ничего не можешь и потребовать, проявить какую-то строгость как будто бы ты не можешь в этом случае. Это будет неверная оценка ситуации. Так дети успеют вырасти совершенно брошенными. Пока родитель справляется сам с собой, они делают всё что вздумается. Но это будет большая ошибка.

67. Поэтому надо всё делать одновременно. Если уж есть дети, надо уметь и воспитывать их, и где-то проявлять строгость, настаивать на чём-то, что действительно нужно сделать. Но и одновременно следить за своим состоянием, чтобы не позволять себе капризничать, срываться, проявлять бурно своё негодование, где может быть очень неприглядное поведение. Этого всего надо стараться избежать, учиться собой владеть».

68. «Например, я дочке говорю: «Дочь, иди к козе», а она дальше лежит. Я ещё раз повторяю: «Дочь, уже пора, доить надо. Там козлёнок…». Я так могу раз по десять повторить. Это нормально для меня?»

69. «Ты говоришь о времени, когда уже много лет прошло после рождения ребёнка. И теперь ты спрашиваешь, можно ли много раз повторять. Всё зависело от того, как вначале ты общалась с ребёнком, как он учился слушаться и так далее.

70. Чем дальше будет время проходить, там ты хоть сто раз потом уже можешь повторить, он не сделает ничего. И уже просто будет выглядеть очень глупо, если ты будешь действительно сто раз повторять. Так день пройдёт, а ты всё ещё повторяешь, что надо пойти и что-то сделать. Это же будет уже несуразно.

71. Детей воспитывают и папа, и мама. А ты так говоришь, как будто бы только мама воспитывает. И воспитывать надо, ещё пока маленький. А если уже становится способен подоить козу, в общем-то, это уже возраст упущен. Уже дальше сложно будет воспитывать начинать».

72. «Мне подсказывают, что если я сказала и ребёнок не сделал, то за этим должна следовать строгость какая-то. А у меня так не получается».

73. «Ну да, дальше можно что-то придумывать интересное, что поможет увидеть правильность ребёнку».

74. «А можно сказать: «Если ты посуду не помоешь, то будешь завтра целый день мыть посуду»? Можно вообще работой наказывать или нет? Мне казалось, что нельзя».

75. «Давай Я не буду перечислять методы наказаний, это уже не Моя область. Я учу вас делать правильные шаги, Я не учитель по наказаниям, где буду предлагать вам интересные варианты, как умело надо наказать кого-то.

76. А вы пробуйте и смотрите… Здесь нет жёстких правил допустимости и недопустимости. Главное, чтоб не проявлялись ваши срывы, жестокость, где вы начинаете угрожать психике ребёнка. Потому что от того, как человек может сорваться психологически (и особенно на ребёнка накричать), могут произойти необратимые изменения определённые в психике у ребёнка. Очень сильно может измениться его судьба.

77. Вот тут главное – быть сдержанней. Строгость уметь проявлять, но главное – не срываться ни в коем случае. Если вы чувствуете, что можете сорваться, уйдите лучше в другую комнату. Залезьте под пол, поорите там, постучите по стенке какой-нибудь, если уж никак не можете удержать себя. Потом, успокоившись, выйдите и попробуйте проявить строгость какую-то сдержанную, умелую, провести определённое воспитательное усилие. Вот это самое основное, за чем вы должны следить.

78. А дальше уже начинается творчество, где вы пробуете и так и этак, ищете наиболее интересный вариант. Делаете выводы определённые, опять пробуете, меняете что-то.

79. Но главное – помните: чем позже вы приступаете к воспитательному процессу, тем проблемней, конечно, будет это всё. Лучше приучать с самого маленького возраста к каким-то правилам, традициям в вашей семье. Если всё-таки что-то есть, умейте их к этому подвести. Мягко, но настойчиво».

80. «Вот как, Учитель, с этим недовольством работать? Что себе говорить такое, чтобы успокаивался чувственный мир? Она не делает что-то – и у меня начинается внутри такой бунт, с которым я никак не могу справиться, сколько ни пытаюсь».

81. «Всё нужное ты уже знаешь. Ты сейчас спрашиваешь, чтоб Я повторил не только сегодняшние слова ещё разок, но и всё то, что Я много раз говорил вам. Ты всё знаешь уже на эту тему. Так неправильно спрашивать.

82. Ты как будто впервые прикоснулась к Слову и хочешь узнать какую-то одну подсказку, с помощью которой ты будешь решать все слабости внутренние. Так ведь это не решается. Все слабости связаны с какими-то другими слабостями внутри вас, они цепочкой связаны между собой.

83. Никакую слабость просто так отдельно решать не удастся успешно, их надо будет решать комплексно. Начнёшь решать одну слабость – вскроется другая, которую тоже надо будет увязать и тоже терпеливо решать; решаешь другую – третья вскроется.

84. Чем больше вы начинаете работать над собой, тем больше будете видеть, насколько вы, оказывается, слабы. Вы будете видеть эти слабости. И вот тут надо не испугаться, а продолжать терпеливо всё это решать.

85. Но подходить так (одним вопросом – как решить эту внутреннюю проблему) – это будет неграмотно. Нет таких ответов, одного какого-то решения, чтобы решить всё внутри, что у вас проблемно проявляется. Всё цепляет одно за другое, каждая мелочь. Вот и будь внимательна ко всем неудовольствиям, которые ты проявляешь по жизни. Ко всем неудовольствиям.

86. Есть чувство неудовлетворённости, что что-то делается не так, как ты видишь правильным. В определённой мере это допустимо. Чувственный мир человека именно так и устроен. И пока вы руководствуетесь чувственным миром (а вы руководствоваться им будете вечно), у вас будет присутствовать определённый фактор неудовольствия, неудовлетворённости. Но он не должен вами руководить.

87. Ваша духовная сила должна развиться в такой мере, когда это будет контролируемо внутри вас. Это не означает, что вы в любой момент можете выключить эту неудовлетворённость. Нет, она будет проявляться, но она не должна вами владеть. То есть она не должна руководить вашими поступками.

88. Порой ваша неудовлетворённость показывает вам, что надо предпринять. У вас возникают определённые мысли, вам хочется высказаться, поругаться, толкнуть (ещё можно обозначить много разных таких действий, которые у вас возникают в качестве соблазна).

89. И если вы тут же этому поддаётесь, это говорит о том, что неудовлетворённость вами руководит. Вы не торопитесь даже подумать, вы не успеваете подумать, а начинаете действовать. Это говорит о неразумности.

90. Поэтому надо суметь привести вот эту неудовлетворённость в порядок. Вы можете ощутить, что что-то не так произошло, как вам хотелось бы. Но это же вовсе не означает, что это произошло неправильно. Это могло произойти только потому, что по-другому не могло вообще произойти.

91. А значит, это надо допустить. Бороться с неизбежным глупо, вы не победите неизбежность. Она всё равно будет происходить, но вы проиграете и разрушите сами себя своим негодованием. Этого делать не надо. Поэтому надо умело относиться к ощущению неудовлетворённости.

92. Но это придёт в порядок, когда будет правильно развиваться весь духовный внутренний мир ваш. А чтобы развивать духовный мир… сколько лет мы уже на эту тему говорим, написано огромное количество текстов, и это всё связано с формированием духовного мира. И тут никак одним каким-то предложением уже не скажешь, это всё играет роль.

93. Поэтому будьте внимательны вообще ко всем обстоятельствам, где вы хоть как-то ощущаете неудовлетворённость по поводу того, что происходит рядом с вами. И анализируйте, как вы реагируете, какие соблазны в этом случае у вас возникают, как вы тут же ощущаете потребность выразить своё негодование.

94. Для нормального человека, развивающегося человека, устремлённого к чему-то прекрасному, многое будет недопустимо. А вы допускаете, потому что особо не задумываетесь на эту тему, потому что вам очень хочется выразить негодование. И мысли, которые в этот момент возникают, вам кажутся очень правильными. И вы тут же этому поддаётесь, очень легко и слабодушно.

95. Поэтому, если уж берётесь изменять себя, развиваться, будьте внимательны прежде всего в той области, где выражается ваше недовольство. Там вскрываются все ваши слабости, основные слабости, опасные слабости.

96. Надо быстренько тут суметь себя организовать и оценить, что происходит, почему это вы так взбунтовались и почему то, что произошло, не должно было произойти; можно ли как-то это менять, что кажется неправильным; вы действительно в силах это менять или будете просто орать стоять рядом.

97. Вот надо научиться не таранить своей головой каменную плиту, потому что вы её всё равно не сломаете, а голова ваша треснет. Но виноваты-то вы будете, не каменная плита, именно вы, потому что со своей дурью не можете справиться.

98. Учись присматриваться к каждой мелочи своего недовольства. Ну, бывает ошибка, которую уже исправить очень сложно становится. Да, она может огорчать в какой-то мере. Ну что ж, неси этот крестик на себе. Бывает допущена ошибка, которую уже никак не в силах исправить.

99. С другой стороны, а ошибка ли это была? Ведь с позиции Вечности, с позиции Развития, Гармонии и Равновесия (если вы что-то сделали, приложив все свои силы, какие имеете), можно считать, вы сделали правильно. Всё, что от вас зависело, вы сделали.

100. А если что-то получилось не совсем так, как хотелось бы, по-другому ему и нельзя было произойти, потому что это нужно уже для других людей. Не только для вас, но и для других тоже. Оно становится для них чем-то очень важным, что надо уметь оценивать, что-то из этого извлекая.

101. Поэтому на самом деле вам сложно будет оценить, что же происходит рядом. Грамотную оценку сделать этому будет очень сложно.

102. Есть простое правило: вы все, без исключения, находите то, что вам надо найти для вашего же блага и развития. Вы должны это найти. И если вы находите очень много неприятностей, значит, вы их сами ищете. Значит, вы создаёте все условия, чтобы они к вам шли, эти неприятности. Они ваши. Учитесь теперь понять их и больше не допускать прежних ошибок. И они будут повторяться до тех пор, пока вы действительно не поймёте».

103. «Спасибо».