Повествование от Вадима

Часть 26

Глава 8

Праздничный день 18 августа 56 года Эпохи Рассвета. Две литургии, соединившиеся в одну.

2. Долина слияния. Псалмы над тайгой. Море огоньков в ожидании Учителя. Когда солнце скрылось за озером и на Обитель стал опускаться вечер, Учитель появился перед пришедшими к Нему. И было Слово:

3. «С добрым Праздничным Днём!

4. Я перед выходом неожиданно узнал, что, оказывается, двадцать пять лет уже… Надеюсь, что за это время как-то смог оказаться вам полезным.

5. Не так давно, в течение последнего времени, возникла мысль: как все эти годы (и как уже стало известно – двадцать пять лет) вы воспринимаете образ, о котором всегда говорил вам: «Будьте счастливы!»? Так вот, а как вы воспринимаете – что такое «быть счастливым»?

6. Я немало говорил о том, что образы – это слишком своеобразное явление в жизни человека: под ними очень легко можно подразумевать много-много всего. Ибо, даже когда пытаются сказать о чём-то конкретном, обозначая, казалось бы, очень конкретными словами, и то в представлении у всех, кто соприкасается с этими объяснениями, легко возникают разные образы того, о чём как будто бы говорится, независимо от объёма деталей, упомянутых в этом случае.

7. А когда нет ничего конкретного, а используется впрямую сам образ, где и детали как будто бы никакие не упоминаются, все воспринимают образ как, казалось бы, очень понятное явление (послушали, обрадовались: хорошие пожелания), а в голове нет точного образа, нет точного понимания.

8. А Я как будто бы желаю вам хорошее нечто, что Я имею в виду… Ну а вы насколько смогли за это время это правильно понять? Насколько само Писание, формируемое уже столько времени, достигшее невероятного объёма для Священного Писания, насколько оно помогло понять? И поэтому в этот день Мне захотелось немножко уточнить этот образ.

9. Как правило, под образом «быть счастливым» подразумевается нечто эйфорийное: человек улыбается, он какой-то весь просветлённый, он ощущает какую-то лёгкость, подъём, вдохновение, как будто бы у него нет проблем, море по колено. Как правило, где-то в этой области вы пробуете искать ответ. Но это не так. Совсем не так.

10. Этот образ (то, что Я сейчас проговорил) больше относится к восприятию человека-потребителя. Ведь человек в своей жизни движется вперёд, опираясь на свои желания. Он желает то, желает это… и он ориентируется на свои желания.

11. Но желания – это чувственный мир, и они, как правило, прежде основаны на инстинктах, на эгоистических основах. И оттенок изначально задаётся не совсем тот, который бы следовало преследовать человеку верующему, устремлённому к неким, пока ещё очень непонятным, духовным вершинам.

12. Даже вот недавно Мне захотелось коснуться таких сторон, когда, общаясь и с женщинами, и с кем-то ещё, Я пробую упомянуть, что, если позволить вам написать на листочке все ваши желания, они будут иметь одно свойство (и как правило, у всех): сколько бы вы ни перечисляли, – это будет что-то для вас. Вам хотелось бы иметь, получить, достичь, приобрести, научиться… Но вам хочется именно для себя. Основа будет одна и та же.

13. Женщины хотят себе хороших мужей, мужчины – хороших жён. Но не звучит вперёд: «Мне хочется быть хорошим мужем» или «Мне хочется быть хорошей женой кому-то». Это два разных подхода к восприятию реальности.

14. И поэтому ответ на вопрос – как достичь счастья, как стать счастливым, как правильно найти дорогу к счастью, настоящему счастью – лежит уже не в плоскости «для себя», а в плоскости «для кого-то» (когда вы живёте для кого-то). То есть вы должны научиться быть полезными.

15. Это главная особенность духовного пути – быть полезными для окружающих. Когда вы не ищете друзей, когда вы не пробуете рассмотреть ближних, насколько они вам полезны (это больной взгляд; от этой болезни нужно лечиться большим духовным трудом, подвигом), но когда вы стремитесь быть другом кому-то.

16. И тут нужно правильно сориентировать самого себя. Научиться быть полезным, по крайней мере начать определять способность свою быть полезным. Тут тоже уже нужно быть внимательным изначально.

17. Если вы будете пробовать определять свою полезность, оценивая свои старания, вы не будете полезным. А вы прежде стараетесь именно это делать. Определить свою полезность можно по людям: насколько им приятно общение с вами.

18. То есть быть полезным по-настоящему возможно только в одном случае – когда вы утихомирите, урезоните как-то, урежете свою значимость, когда вы научитесь её перешагивать, попробуете её не замечать, попробуете не поддаваться её естественному позыву, примитивному, изначально от природы данному.

19. Потому что значимость – это прежде возможность для человека утверждаться в жизни, в агрессивной какой-то среде. Ему нужно утвердиться, потому что, когда он значим, он может быть как-то использован, на него будут опираться, ему будут доверять что-то. То есть он начинает играть какую-то интересную роль, видную, и это даёт много бонусов жизненных, таких своеобразных. И поэтому хочется быть значимым, хочется сделать что-то громкое, яркое.

20. И в молодости именно это в психике человека очень действенно проявляется. Человек очень боится, что что-то, может быть, важное, пройдёт мимо, и он так ничего и не поймёт, не успеет. И он начинает бегать, кричать, шуметь, как-то демонстрировать, что он что-то значит, и увлекается этим по жизни дальше, опираясь прежде на свою значимость, которую как будто бы надо утвердить.

21. Поэтому если вы изначально со значимостью правильно не начнёте разбираться, то вы не сможете приносить пользу. Стараясь помочь кому-то, вы начнёте демонстрировать свою значимость. Вы будете пробовать доказать ближнему, что вы полезны. Неизбежно это будет происходить.

22. Отсюда естественное, легко предсказуемое последствие. Если ближние не будут показывать вам, что вы действительно полезны, и как-то будут выражать какое-то недовольство, не замечать ваши усилия, вы будете обижаться. Вам будет грустно, вам будет как-то больно, неуютно, где-то будет даже проскальзывать какая-то озлобленность, будет некомфортно.

23. И вот именно это наличие некомфортности – яркий, явный признак, что вы пробуете доказать ближним свою значимость, свою некоторую якобы полезность. В этом случае вы не пойдёте в правильную сторону, это невозможно будет. Это противоречащие явления.

24. Если вы будете за это держаться, вы неизбежно будете искать виновных на стороне. Если вас не замечают, если вас критикуют, вам будет очень некомфортно. У вас будет внутри всё зудеть, вам будет желаться выскочить из компании, где вас критикуют, вам как-то не очень хорошо будет. Но это зудит ваша значимость.

25. То есть в этом случае во всех этих ваших некомфортных, неприятных внутренних ощущениях вечно будут виноваты люди, которые вас почему-то никак не поймут. Вы такой умелый, вы так много как будто бы можете, а они не понимают, безобразники. И вы страдаете от этого.

26. И порой очень трудно вам донести, что подход-то должен быть с другой стороны. Вы же с детства привыкаете двигаться вот так, как сейчас мы уже осветили. Это естественные порывы, которые, как правило, остаются у человека по всей жизни.

27. Поэтому быть полезным – это не демонстрировать свою значимость, не вынуждать других признавать ваши полезности какие-то, которые вы как будто бы являете, а когда вы скромно стараетесь помочь. И вот тут уже – понимают ли вас, не понимают – вас нельзя будет расстроить.

28. Вы с позиции скромности учитесь помогать, учитесь быть полезным. Ну да, ещё не всё может легко получиться; ну да, не заметили, значит, точно ещё пока не получается. То есть правильный подход не позволит вам расстраиваться от того, что вас критикуют ближние.

29. Может быть, поможет вам ещё простой образ сейчас, если так вот, навскидку, привести… Ну, бросает баскетболист мяч в корзиночку на щите и старается сделать всё технически грамотно. Так скажите, хороший баскетболист как определяется? По тому, как он старается бросить мяч, или по тому, насколько часто и точно он попадает в корзину?

30. Конечно, при таком вопросе вы как будто бы легко сориентируетесь, скажете: «Ну конечно, если он старается, но не попадает в корзину, он не может быть хорошим баскетболистом». Главное – попадать в корзину, и достаточно регулярно, из разных положений. Вверх ногами, или боком, или лёжа, или спящий когда он лежит (вот тогда уже мастер, раз даже и не смотрит, а уже бросил и попал), – улыбнулся Учитель.

31. То есть результат важен, а не то, как он старается. Не то, насколько он старается сделать точно каждое своё движение.

32. Так вот, когда вы недовольны ближними, которые вас критикуют, вы похожи на баскетболиста, который швырнул мячик, не попал и стоит ругается на корзину, на щит. Ему кажется – щит как-то неправильно сдвинулся в этот момент. Вы на таких становитесь похожи. И это реальность.

33. Поэтому присмотритесь к тем моментам, когда вы контактируете с ближними и вас начинают критиковать, какие-то подсказки делать, поучать, выражать недовольство вашими действиями. Присмотритесь, как вы реагируете на это.

34. Если вы обвиняете этого человека, пытаетесь увидеть в нём какого-то вредителя своеобразного, который всё никак упорно не видит вас, не видит ваших шагов, упорно не хочет вас оценить по достоинству, – вы ругаете как будто бы «корзину» в этом случае. Баскетболист стоит, упёрся в эту корзину, грустно смотрит и ругает её, ходит обиженный на неё вечно. Но это глупая картина, получается, вырисована. Ну так не ведите себя глупо.

35. Поэтому будьте внимательны ещё разок к тому, как вы реагируете на что-то, связанное с критикой в вашу сторону. Если вы скромны и смиренны, вас это не может обидеть, вы понимаете, что вам говорят правду.

36. Ну, у вас не получается пока. Вас выругали за то, что вы пытались помочь (уронили ведро на ногу, вместо того чтобы поднести, подать человеку; ему больно стало – ну, поругал). Действительно вы неуклюже что-то сделали.

37. Но это же не унижение, это реальность. Вы ведь действительно пока что-то делаете неуклюже. Это нестрашно, это же естественно. Вы учитесь чему-то, значит, начинаете с чего-то, где что-то вы не умеете. Ну и зачем обижаться на то, что вам говорят, что вы это не умеете? Так вы же действительно не умеете. Почему это вас так расстраивает?

38. Расстраивать может, только если вы уцепились судорожно за свою значимость. Очень не хочется быть таким неумелым и там, и там… Это она начинает вас соблазнять на какие-то ненормальные умозаключения, рассуждения и, соответственно, на действия впоследствии, когда вы начинаете предпринимать шаги совершенно неуместные, мешающие вам нормально формироваться.

39. Поэтому, если вы торопитесь ругать окружающих, потому что они вас не понимают (ещё раз подчёркиваю), потому что они как будто бы упорно вас не замечают или стараются поставить в неудобное положение, что-то вам запрещают, чего-то не дают, что вы как будто бы заслуживаете, если вы так негодуете на них и определяете их виновниками, – вы не идёте в правильную сторону, вы очень сильно заблуждаетесь.

40. И тогда ваши слова о любви к Истине, о том, как вы дорожите Истиной, как вы любите Бога и стремитесь славить Его, – это у вас пустые слова. Это больше похоже на слова лицемера: говорить красиво, а в делах – сердце полно обиды и злобы.

41. Скромность, смирение – вечное напоминание, которое Я делаю вам.

42. Когда-то Я приводил образ о полянке смирения… Любая ваша попытка взойти по настоящему пути духовного развития куда-то ввысь может начаться только с этой полянки, которую вы осмыслите, поймёте. Вы успокоитесь, возьмёте себя правильно в руки, организуете и пойдёте. Тогда сможете потом подниматься.

43. Если вы так с этой полянкой ещё не подружились, все ваши ощущения, что вы хоть что-то значите и куда-то поднялись, ложные. Вы никуда не поднялись. Кто-то на палку залез, кто-то на ведро встал и уже чуть-чуть вроде бы выше стал кого-то, уже начинает грозно брови сдвигать: он Писание хорошо знает… Но это же смешно. Грустно-смешно.

44. Пока вы не слезете с этих предметов, вы не начнёте восходить в гору. Тем более, находясь на каком-то предмете, можно временно ощущать, что вы выше кого-то, пока мимо вас проходят те, кто только начинает восходить. Вы просто запрыгнули на ведёрко, на ящичек – и уже выше, а они ещё пока идут: пологий склон.

45. И только через время какое-то вы увидите, что они стали выше вас, а вам никак не удаётся на этом предмете стать выше. И пока вы опять не слезете с этого предмета, вы не сможете начать восходить. Разберитесь с этой частью своего существа.

46. Быть полезным ближним – это и есть счастье. Когда вы стремитесь быть полезным, вы не ищете благодарности.

47. Люди (даже те, кому вы действительно по-настоящему полезны) сразу могут и не оценить вашу полезность. Но они от вас не уйдут. Даже если как-то время вас разводит, они будут стремиться к вам интуитивно. Они будут чувствовать, что вы им нужны, что рядом с вами у них что-то всё-таки появляется важное, без чего трудно жить.

48. То есть к хорошим людям всегда тянутся. Им не надо себя доказывать как товар (что они вот такие хорошие) и не надо ценник выставлять. Их найдут и без всего этого, без всей этой мишуры. Их найдут чутьём, потому что с ними приятно, с этими людьми. Так вот станьте теми, с кем другим приятно общаться, приятно быть.

49. Я понимаю, что не всем можно угодить. Есть много разных отклонений непростых, которые долго могут человека штормить, ему трудно будет найти что-то правильное. Но это уже исключение.

50. В данном случае нет смысла говорить о деталях, которые связаны с какими-то исключениями. Я говорю об основе, основе основ. А когда будем говорить об исключениях, это будет отдельная тема.

51. Вы будете пробовать разобраться, и если что-то окажется непонятным, вы спросите. Я поясню. Обязательно помогу. Но это основа, от которой надо оттолкнуться. Не забывать.

52. Поэтому наблюдайте, как ближним приходится себя ощущать рядом с вами. Не торопитесь им навязывать свои мнения, суждения, свои гениальные умозаключения. Не надо.

53. Будьте хорошими друзьями. Смотрите на ближних с пониманием, воспринимайте с пониманием. Ну и если удастся, подставьте плечо, поднесите кружку воды, не поучая и ничего не навязывая, стараясь всё делать в нужный момент. Даже если поругают в ответ, что-то недопоймут, это нормально. Вы и дальше будете стараться быть другом для них.

54. Правильно устремлённого быть полезным можно расстроить, только если некому помогать. Вот если он окажется на необитаемом острове, он расстроится не от того, что он затерялся и теперь его никто не спасёт, а что ему некому помочь. Он может побегать по острову: «Ну хоть кому-то ж я могу помочь-то!», с этой идеей. А не так вот: «Найдут меня, не найдут… такого очень ценного, очень важного… Так жить хочется».

55. Поэтому, когда Я буду опять говорить: «Будьте счастливы», готовьтесь к большому труду. Надо потрудиться, победить себя, научиться быть полезным и вот это ощущать удовлетворение – вы нужны другим людям, вы нужны им. Это большое счастье.

56. Это трудный путь, особенно в этот период времени, но он истинен.

57. Очень надеюсь, что вы сможете этим правильно воспользоваться. В этом смысл быть верующим, духовно расцветать, становиться человеком с большой буквы. Именно так и происходит истинное становление человека на этой Земле.

58. Ну вот… А теперь мы соединимся в тишине. Приятно иметь тех, с кем есть о чём помолчать».

59. Наступили минуты таинства слияния с Учителем.

60. «На этом завершим. До встречи, друзья. Не теряйтесь. Грустно видеть, как вы порою скользите, тяготеете потеряться. С Праздником!»