Тридцать первое июля. Встреча в долине слияния.
2. «Вопрос от девушки: “У меня возникли чувства к мальчику, а его сестра родная сказала: «Тебе с ним ничего не светит». Правильно ли мне стараться не обращать на эту фразу внимания? Смущает то, что появилась после этого скованность определённая в общении с этим мальчиком”».
3. «Но она же хочет дружить?»
4. «Да, у неё чувства».
5. «Значит, она должна хотеть быть другом. И неважно, будет ли какой-то ответ или нет. Вот и пусть стремится быть другом, ничего в ответ особо и не требуя. Можно мечтать, можно желать, главное – не требуй».
6. «Спасибо. Вопрос от парня: «У меня два года были нереализованные чувства к девушке, а потом появилась симпатия к другой девушке. Как понять, что это: симпатия или это чувства настоящие?» Его смущает, что он может какие-то шаги сделать и дать надежду человеку, а она не оправдается».
7. «Он не знает, начинать ли дружить?»
8. «Ну, немножко больше чем дружить. Как бы встречаться…»
9. «То есть, сделав первый шаг, сразу какую-то ответственность взять с первого шага? Он же просто начнёт дружить. Вот и пусть знакомятся, дружат. Он будет пробовать реализовывать себя в качестве друга, а там видно будет дальше.
10. Любое действие, любое проявление может дать надежду. Смотря кто как смотрит на какие-то действия или проявления, как их оценивает. Можно придумать всё что угодно на любое какое-то движение человека.
11. Если есть желание просто быть знакомым, если какое-то тяготение к тому, чтобы подружить, пообщаться, – пожалуйста, это всё нормальные явления. Они сами по себе нормальны.
12. А кто начинает на этой основе что-то додумывать – это та работа, которую человек должен учиться делать правильно. Если кто-то слишком много на это возложит не соответствующего тому, что происходит, потом поймёт ошибку. Будет учиться делать по-другому».
13. «Наверное, речь идёт больше о каких-то прикосновениях, объятиях…»
14. «Он что, хочет подойти познакомиться и уже сразу начинать обнимать? Ты мне упомянула вещи, которые не связаны как будто бы ещё с началом каких-то движений. Он просто заранее спрашивает. Ну так почему сразу надо как-то глобально оценивать ситуацию? Если ему хочется подружить, пообщаться, да пожалуйста.
15. Но, делая шаги, пусть дальше посмотрит. Потому что любой новый шаг даёт какие-то последствия, которые, в свою очередь, помогут ему что-то новое ощущать, не то, что сейчас уже ощущает пока.
16. Потом будет новое ощущать, следующие шаги приведут к новым ощущениям. И потом будет наблюдать уже, делать какие-то выводы. Но заранее так спрашивать нельзя».
17. «Понятно, спасибо. Вопрос как бы с другой стороны, от девочек: “Если есть одностороннее чувство к парню, а он имеет чувство к другой девочке, то какая инициатива со стороны девочки допустима?”».
18. «Общение. Любое общение, просто общение, приветствие какое-то. Это нормальные явления в любом случае».
19. «А можно, допустим, его на танец медленный пригласить на школьном вечере? Допустимо такое действие?»
20. «Нормально. Возможно».
21. «А допустимо предложить ему погулять вечером?»
22. «Нормально».
23. «А можно первой написать смс-ку или позвонить?»
24. «Он испытывает чувства, но если они безответны, то нормально всё, что ты перечисляешь. Это если б она точно знала, что другая девочка тоже испытывает чувства, тогда не стоило бы торопиться так конфликт порождать».
25. «Такой вопрос тоже был. То есть если он испытывает взаимные чувства, то там уже нужно быть…»
26. «Да, там надо быть осторожней уже. Какие инициативные действия проявляются – тут уже могут быть значительные ограничения».
27. «Вопрос от ребёнка. “Меня смутило, что на собрании детей (без педагогов) нам предлагалось рассказывать что-то о педагогах. Было очень неприятно, как будто нужно было рассказать что-то нехорошее. А когда кто-то из детей сказал что-то, то стали обсуждать педагогов и их действия. Было неприятно слышать, как их обсуждают за глаза. Поэтому, когда этот же взрослый через год предложил позвонить ему и пожаловаться на педагогов, я отказался. Теперь он опять собирает собрание детей и педагогов. Можно ли мне на него не пойти или оно обязательное, потому что это член церковного совета?”».
28. «Если член церковного совета, надо пойти и, если что-то смущает, попробовать у него переспросить о том, что смущает.
29. Что значит «пожаловаться»? Что-то Мне не нравится, как эта информация сейчас подаётся. В ней какой-то скрытый подвох существует. Выглядит как-то нехорошо, когда один осуждает других.
30. Ведь сейчас в разговоре идёт осуждение тех людей, которые позвонили, сказали. То есть они выставлены в свете достаточно неприглядном. А так ли это было? Действительно ли он попросил: «Пожалуйся-ка мне на какого-нибудь педагога по телефону»? Или не так? Потому что от того, как строится фраза, картина может резко измениться».
31. «Здесь слово «пожаловаться» взято в кавычки, ребёнок так воспринял».
32. «Когда так передано, то получается, что ей не нравится в других то, что делает сама. Уже делает сама то, что не нравится в других.
33. Поэтому тут надо учиться правильно смотреть на обстоятельства и, если что-то смущающее есть, вживую среди тех людей, с кем приходится контактировать, пробовать уточнить ситуацию, рассказать, что смущает. Ребёнок просит пояснений, он хочет понять, потому что его смутило что-то, и он начинает узнавать правильность каких-то действий.
34. Если ситуация кого-то задевать начинает, резко развернётся много домыслов неизбежно. Эгоизм начнёт защищаться, он начнёт искать виновных, и пойдёт, поедет…
35. То есть сразу вспыхнет серия событий, с которыми надо быть очень осторожным в оценках. Их надо правильно посмотреть с разных сторон, с пониманием отнестись ко многому. Ведь здесь какая-то цель преследуется. Может быть, не совсем умело она преследуется, но она должна быть достигнута. То есть это непростые темы, где надо быть очень осторожным и внимательным.
36. Если церковный совет в этом проявлен как-то, обязательно надо туда пойти, если приглашение идёт. А дальше уже у этих ребят, кто представляет Церковь, можно просто тихонечко переспросить (или в стороне, или когда все вместе), рассказать смущающие обстоятельства.
37. Вот смутило то-то или то-то – и просьба пояснить, почему так делается. Или, может быть, неправильно понимается. И дальше, Я думаю, вполне могут быть новые пояснения какие-то».
38. «Вопрос от педколлектива. Если аккредитованная школа «Истоки» не принадлежит ни одной Семье общины, поскольку в ней работают педагоги из единых Семей четырёх деревень…»
39. «Именно единых Семей? Не пойму… не принадлежит ни одной Семье – и члены единых Семей. Не понимаю. А они действительно члены единой Семьи или просто самостоятельная группа, не относящаяся к Семьям?
40. Вряд ли они будут активно изучать законы взаимоотношений. Наверняка будет крен допускаться, и он идёт годами. Если это затягивается, то можно очень сильно влипнуть во что-то именно на неведении, на неумении собой владеть, неумении правильно выстраивать общение. Вот здесь может быть очень большая опасность.
41. Это уже принадлежит Семьям, а значит, они должны контактировать с Семьёй. Значит, решения Семей уже становятся важными для них».
42. «Мы это понимаем, Учитель. Просто педагоги – из четырёх единых Семей общины. Вот в одном коллективе так оказалось».
43. «Неважно. У нас Семья как будто бы одна, значит, близлежащая Семья уже может играть роль ведущую. Что тогда смущает? У нас не должны все Семьи действовать по-разному, они все действуют в одном направлении».
44. «У нас ведь и дети из разных деревень».
45. «Ну и что, неважно. Если это к Церкви имеет отношение, то все действуют однозначно и по одному закону, по одним правилам все действуют. Не вижу причину».
46. «То, что по одним правилам, – мы согласны. Но у нас просто до этого момента было понимание, что педколлектив решает самостоятельно, кто учредитель, кто директор, какие педагоги».
47. «Ну если они могут что-то решать. Но если какой-то конфликт или какое-то непонимание с Семьёй возникает, Семья в первую очередь выдвигает решение. И через Семью, значит, всё решается.
48. Педагоги могут посмотреть только моменты какого-то образовательного процесса. Но если там как-то завязаны взаимоотношения педагога, детей и прочее, законы Семьи должны вступать в силу в первую очередь. А это в первую очередь то, что реализуется по Последнему Завету».
49. «Это мы понимаем. Мы даже хотим морально-этический совет в школе сделать».
50. «Не школьный – общий, семейный. То есть все приходят на морально-этическое собрание Семьи и всё рассматривают, да?»
51. «Да. Вопрос вот в чём… У нас же есть требования от государства, которое нас финансирует. И вот нас смущает, что ответственность-то у педагогов перед государством…»
52. «У Семьи, у Церкви ответственность. Это же ей принадлежит школа, значит, Семья и Церковь отвечает за то, что там происходит».
53. «Но организационные вопросы в школе, организация учебного процесса, педсостав?..»
54. «Это уже всем вместе можно посмотреть, и предложения могут выдвигаться. Если Церковь за что-то отвечает, Церковь должна быть уверена в правильности действий этих людей.
55. Значит, надо убедить, что действия правильные. Убедить. Где они скажут: «Да, действительно лучшего и не придумаем пока. Давайте действуйте так». Убедили – да пожалуйста действуйте. Нет – значит, что-то не так».
56. «Допустим, Семья принимает решение по замене директора школы, учредителя школы. И вот к этим конкретным людям, кого выбирают, есть недоверие по их действиям. Это связано с тем, что они от своих слов отказываются, такого плана недоверие. Как здесь быть?»
57. «Если они выдвинули кого-то, кто интересней, чем тот, кто есть, то неважно, сколько у него ошибок, он уже интересней, чем тот, что есть. По идее, если каждого из вас рассмотреть, не доверять можно очень многим. Ну и что, тогда вообще не контактировать, что ли? Нет.
58. Когда вы выбираете кого-то, значит, какие-то качества увиделись лучше, чем у того, кто есть, к примеру, и поэтому выдвигается другой. Не рассматривается в комплексе, насколько он идеален, а учитываются какие-то моменты, которые делаются лучше, хотя тоже есть ошибки.
59. Но если это лучшее видится действительно лучшим для школы, тогда никаких разговоров, смело выбирается.
60. Тогда, если есть какие-то недовольства, надо очень чётко проговорить аргументы, которые действительно должны касаться его способностей. Но это не должны быть какие-то образы.
61. Это должно быть чёткое что-то. Допустим: «Мы не можем выбрать этого директора, потому что он в принципе не умеет быть организатором. Посмотрите, вот тут, тут, тут мы делали… и проявилась именно его неспособность решать эти вопросы. Вот смотрите, это так, так…»
62. И вы приводите чёткие, чуть ли не по бумаге, примеры, как это было: почему вы не видите его. Но это должно быть что-то очень конкретное.
63. И тогда, если всё-таки возник вопрос, непонимание (одни говорят: «Нет, всё-таки то, что мы видим, вот эти качества лучше, они ценнее», а другие говорят: «Нет» и приводят качества другого человека), задайте тогда Мне вопрос: «Вот с одной стороны – это качество, с другой стороны – вот это качество. Какое из них действительно правильней было бы считать лучшим?»
64. Но это должен быть очень конкретный разговор о человеке. Не надо его идеализировать, у него может быть много недостатков разных. Но вы смотрите прежде всего на его профессиональные способности, ну и конечно на способность решать человеческие какие-то нюансы».
65. «Учитель, мужчина мне сделал предложение, и я его приняла. Но я нужна ему только для работы по дому и для отработки своих реакций на мои неправильные действия. Священник сказал, что мне лучше уйти, так как он меня просто использует. Муж попросил прощения за всё. Я осталась. Мы перешли на братско-сестринские отношения.
66. Он в Петропавловке строит дом бывшей жене. Стал просить, чтобы я начала голодать, чтобы ему больше досталось. В помощи по огороду мне отказал полностью. Но исподтишка стал скашивать сначала цветы, а потом…»
67. «Не рассказывай, а то сейчас Мне дурно станет. Давай сформулируем вопрос какой-нибудь. Не перечисляй эти все вещи».
68. «Дело в том, что он стал после этого делать…»
69. «Да пусть что хочет делает. Про себя что ты хотела спросить-то?»
70. «Учитель, дорогой, я всё принимала как уроки и всё прощала, что бы он ни делал, ни говорил. Но у меня остался такой вот вопрос: а не делала я этим ему подножки?»
71. «Вот когда начнёшь более конкретно ощущать какой-то новый шаг, но будешь смущаться его делать, тогда можно будет поговорить об этом шаге. Задним числом не надо оценивать ситуацию. Ты вспомни, как ты принимала эти решения. Если ты их искренне принимала…»
72. «Да».
73. «…они нормальные. Они те, которые для тебя были нужны и для него были нужны. Ведь вы должны рождать друг другу то, что будет поучительно вам. И прежде всего это должно будет происходить на вашей искренности.
74. Не когда вы специально поучаете друг друга (вот это будет главная ошибка), а когда это неизбежно, естественно выходит при ваших хороших побуждениях. Вот это самая правильная школа, которую вы должны будете друг другу создавать неизбежно. Там будет куча ошибок, накладок, но это всё правильно будет.
75. Вот подала в протянутую руку кусочек хлеба или ещё что-то, деньги положила – не было ли ошибкой? Если ты впервые с этим столкнулась, ошибки не будет. Человек просит – дай ему.
76. А вот дальше ты могла бы столкнуться с ситуацией. Человек получил деньги, но пошёл и, допустим, их пропил или ещё на что-то непотребное использовал и ещё раз протянул руку. Вот тут ты уже имеешь право не дать: ты уже знаешь, что это такое. То есть разные ситуации можно по-разному оценить.
77. Но то, что ты первый раз дала тому, кто потом пошёл пропил эти деньги, – это нормальный шаг был. Для тебя был важен шаг. Ты не знала, что там происходит на самом деле. Так что не оценивай так негативно своё прошлое. Если искренне принимала эти решения и считала их правильными, всё нормально произошло.
78. А вот дальше каждый новый шаг… будь внимательна. Исходя из прошлого опыта, продолжай оценивать, не настораживает ли тебя предложенное тебе решение какое-то или действия, предложенные тебе; как ты их видишь сама. Ведь уже от твоих действий зависит твоё развитие прежде всего. Зависят и действия и развитие других людей, но прежде всего твоё собственное.
79. Для тебя должно быть очень важным, какое ты решение принимаешь. Не думаешь о том, как оно подействует на других, а какое ты решение в принципе принимаешь.
80. Если ты решение принимаешь, внутренне уверенная, что правильное, то неважно, как это подействует на других. Это правильные твои действия, делай так».
81. «Учитель, и ещё осталось, знаешь, такое смущение… Бывший муж сказал, что он меня ненавидит, видеть не хочет, что меня вообще нет в жизни».
82. «Вопрос-то какой?»
83. «Я опять не знаю, что тут правильно, что тут неправильно».
84. «Так теперь вернись к тому, что Я сказал, и с этих позиций сделай оценку».
85. «Хорошо».
86. «Сейчас прямо сделай».
87. «Да, всё, я поняла».
88. «Что ты поняла? Проговори – что».
89. «Я поняла, что если я была искренна и если я всё делала от всего сердца, значит, всё хорошо. А вот как человек воспринял…»
90. «Всё правильно. Неважно, кто как к этому относится. Ты можешь потом попробовать оценить какую-то подсказку, которая может от кого-то возникнуть, попробовать присмотреться к реакции людей на то, что ты сделала, для того чтобы, может быть, что-то для себя важное приобрести. Но ты сделала правильно.
91. Просто последующая реакция может тебя натолкнуть на мудрость, которую было бы интересно тебе найти. Но это не значит, что предыдущий шаг был неправильный. Он был правильный.
92. Если сможешь из последующего что-то для себя новое взять, возьми интересное, новое. Ничего нового нет – всё, продолжай идти, уверенная в том, что ты сделала правильный шаг до этого».